чья могила в казанском соборе

Как у Кутузова трофеи отобрали

чья могила в казанском соборе

Неожиданный сюрприз ждет в год 205-летия Бородинского сражения посетителей Казанского собора в Петербурге. Трофейные знамена и штандарты наполеоновской армии, повешенные рядом с могилой похороненного в храме легендарного русского полководца Михаила Илларионович Кутузова, исчезли. На месте гробница, иконы, Андреевский флаг на стене, а вот французских трофеев сегодня нет!

Напомним, что Казанский собор – не просто православный храм, построенный архитектором А. Воронихиным, но еще и памятник русской воинской славы. Во время войны с Наполеоном 1812 года трофейные знамена разгромленной французской армии привозили в Петербург и передавали в Зимний дворец, а оттуда, по приказу императора Александра I, их отправляли в Казанский собор. Именно в нем был потом похоронен и сам победитель Наполеона – фельдмаршал Кутузов.

«Мне кажется, – писал Александр I обер-прокурору Вязьмитинову, – приличным положить его для почестей в Казанском соборе». Почти два месяца двигался траурный кортеж с телом Кутузова из Бунцлау, где умер победитель Наполеона, в Петербург. В двух верстах от города лошадей распрягли и понесли гроб на руках.
В 1814 г. семья Кутузова установила ограду над его могилой. Оформление могилы Кутузова – последнее, что сделал Воронихин в Казанском соборе. Ограда выполнена в виде низкой решетки из темной бронзы с золочеными венками, опорными стойками из моделей пушечных стволов и боевыми шлемами на угловых столбах. На красной мраморной доске над могилой начертана надпись: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау». Над мемориальной доской расположена икона Смоленской Божией Матери, доставленная из Александро-Невской лавры.

25 декабря 1837 г. – в день 25-летней годовщины изгнания войск Наполеона за пределы России — на площади перед собором были открыты памятники двум знаменитым «земным Михаилам-Архангелам России»: Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу (Михаилу Андреасу) Барклаю-де-Толли, выполненные по моделям скульптора Б. И. Орловского.

С памятниками у Казанского собора связано героическое поверье времен Великой Отечественной войны.

Могилу вскрыли большевики.

Широко распространена версия, будто сердце Кутузова было захоронено в Бунцлау. Но вскрытие могилы большевиками, проведенное 4 сентября 1933 г., подтвердило, – сердце Кутузова погребено вместе с ним.

Вот текст акта вскрытия: «АКТ. Ленинград, 1933 год, сентября 4 дня. Комиссия в составе: директора Музея Истории Религии Академии Наук СССР – профессора Богораз-Тана В.Т., ученого секретаря музея Баканова В.Л., заведующего фондами музея Воронцова К.Ф. в присутствии представителя от ПП ОГПУ т. Бараздина П.Я. составили настоящий акт о нижеследующем: Вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов М.И. Склеп находился в подвальном помещении музея. По вскрытии склепа обнаружен сосновый гроб (обтянутый красным бархатом с золотым позументом), в котором оказался цинковый гроб, завинченный болтами, внутри которого обнаружен костяк с остатками сгнившей материи. Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце…».

Приказ о вскрытии могилы дал Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП (б) Киров. Как говорили, он хотел удостовериться, нет ли в могиле орденов и фельдмаршальского жезла.

Тогда не только в Ленинграде, но и по всей стране вскрывали могилы в поисках «сокровищ».

Помимо 107 наполеоновских флагов и штандартов в Казанский собор были отправлены и другие трофеи — ключи от взятых русской армией крепостей и городов. В соборе находились ключи от восьми крепостей: Кенигсгафена – 6, Честохова – 2, Торна – 3, Модлина – 4, Замостья – 2, Авена – 6, Гертруденберга – 3, Бреды – 1 и от 17 городов: Брюсселя – 2, Ахена – 2, Касселя – 8, Бремена – 1, Данцига – 6, Дрездена – 4, Кельна – 1, Марселя – 6, Монса – 1, Намюра – 2, Нанси – 2, Реймса – 7, Утрехта – 10. К Парижу русская армия шла через Польшу, Германию и Нидерланды. Все трофеи были размещены на пилястрах собора между окнами и на подкупольных пилонах. Знамена закреплялись на специальных кронштейнах. Для ключей были изготовлены восьмиугольные бронзовые золоченые доски, на которых выгравированы наименования городов и крепостей. Кронштейны и доски были сделаны по рисункам Воронихина.

Гробница Кутузова стала источником вдохновения для Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой…»:

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд…

Так вот сегодня этого «нависшего ряда» знамен в соборе нет! Да и ключей от взятых русской армией городов осталось всего несколько.

А где же флаги теперь? На этот счет даются противоречивые объяснения. Поначалу, как мы уже писали, в собор было доставлено 107 трофейных знамен и штандартов. К концу XIX века, как свидетельствует И.А. Груцо, автор книги «Судьба полковых знамен французской армии в сражении на Березине 26-29 ноября 1812 г.», в соборе хранилось «символов воинской чести французской армии в количестве 41». В путеводителях по собору сегодня указано, что большинство флагов еще в 1913 году было отправлено в Москву в Исторический музей, а в Казанском соборе осталось лишь 5 наполеоновских штандартов и одно знамя, а также ключи от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга. Однако в экспозиции Исторического музея и в созданном там недавно Музея войны 1812 года трофейных наполеоновских флагов нет.

Впрочем, как выяснилось, оставшиеся пять штандартов и один флаг недавно были сняты и отправлены на реставрацию. В 2016 г. сотрудниками музея было проведено очередное обследование французских знамен и штандартов. По заключению реставраторов установлено, что «флаги и штандарты требуют сложную реставрацию в условиях музейной реставрационной мастерской». Находящиеся в критическом состоянии сохранности знамена и штандарты наполеоновских войск демонтировали и отправили в реставрационные мастерские Музея истории религии.

Но речь идет только о шести штандартах и флагах. А где остальные трофеи, которых было, напомним, в общей сложности 107?

Однако концы с концами все равно не сходятся. Старожил Петербурга, известный художник Ярослав Суханов (потомок знаменитого каменотеса Самсона Суханова, который строил Исаакиевский собор), который раньше сам работал в Казанском соборе, сообщил автору этих строк, что еще в 80-х годах прошлого века над могилой Кутузова висело не менее 30 знамен. Но потом их осталось только шесть.

По его словам, в те времена к хранившимся в храме (а во времена СССР в Казанском соборе размещался Музей атеизма) историческим реликвиям относились своеобразно. «Я помню, – рассказал Суханов, – что однажды во время «ленинского субботника» меня пытались заставить складывать в мусорные мешки старинные фолианты, гравюры с видами Петербурга петровских времен, офорты. Все это грузилось на грузовик, чтобы вывезти эти сокровища на свалку. Я участвовать в этом варварстве отказался…»

Вот и получилось, что могила Кутузова осталась в итоге без склоненных над ней наполеоновских знамен, которые были помещены в собор распоряжением императора и чем восхищался Пушкин. Но ведь флаги поверженного врага над могилой великого полководца – важный символ нашей победы над Наполеоном. Фактически получается, что гробницу победителя французов осквернили дважды. Первый раз, когда ее вскрыли по приказу Кирова. А во второй, когда убрали склоненные над ней знамена поверженного им вражеского войска, да еще в год юбилея Бородинской битвы. К тому же сотрудники музея Истории религии, где сейчас реставрируют реликвии, заявляют, что после реставрации они останутся у них и назад в собор уже не вернутся.

О проблемах с могилой Кутузова в Казанском соборе говорилось и раньше. Несколько лет назад главный реставратор Казанского собора Дмитрий Попов обнаружил, что неизвестные вандалы, «ремонтировавшие» собор, просто надругались над могилой фельдмаршала. В интервью «Комсомольской правде» Д. Попов сообщил: «Главное, что меня потрясло, – стало меньше французских трофейных знамен, которые были преклонены над могилой фельдмаршала. Кроме того, вероятно, на рубеже 70-х их поставили вертикально. В итоге полководец лежит под гордо стоящими знаменами поверженного противника.
Над изголовьем Кутузова парил золоченый голубь, державший лампаду, – это был символ Духа Святого и Примирения. Его заменили на аляповатого орла французского образца. Исчезли две иконы, золоченая медаль с барельефом покойного и три серебряных венка, возложенных на могилу в столетний юбилей войны 1812 года. С решетки могильной ограды сорван орден Андрея Первозванного и часть орденской цепи. На стенах рядом с могилой были таблички с названиями взятых Кутузовым городов и ключи от городских ворот. Сейчас часть табличек исчезла…».

Есть и документальное подтверждение того, что первоначально над могилой Кутузова висело вовсе не шесть флагов и штандартов, а гораздо больше.

Это картина художницы Е. Самокиш-Судковской, посвященная стихотворению Пушкина «Перед гробницею святой». На ней отчетливо видно, что флагов было вовсе не шесть, а больше. Итак, эта странная история такова: сначала в Казанском соборе было 107 трофейных флагов и штандартов, потом их стало 30-40, с 90-х годах до настоящего времени их оставалось только шесть, а сегодня – нет ни одного! Получается, что музейщики отобрали у великого полководца его боевые трофеи…

«Исчезновение трофейных флагов с могилы Кутузова – возмутительный факт, – считает секретарь Правления Союза писателей России, Председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга Николай Коняев. – Ведь это – священный символ нашей славной победы над Наполеоном. Кроме того флаги были переданы в собор по распоряжению российского императора, а потому убрать их оттуда может только верховная власть России, ни чиновники, ни хранители музеев делать этого не имеют никакого права. Это – надругательство над нашей историей, оскорбление праха великого полководца».

На фото: Картина Е. Самокиш-Судковской «Перед гробницею святой». На ней хорошо видно, что над могилой Кутузова было множество флагов.

Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Источник

Почему Кутузова похоронили без сердца?

чья могила в казанском соборе

Великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Однако в народе до сих пор бытует легенда о том, что внутренности фельдмаршала, в том числе его сердце, покоятся совсем в другом месте, а именно в деревне Тиллендорф (ныне Болеславице), располагающейся неподалеку от города Бунцлау.

Михаил Илларионович мог умереть не единожды, причем именно так, как мечтает умереть любой полководец, — во время боя или от последствий тяжелого ранения. Последних у Кутузова было как минимум два. Обе раны, полученные Михаилом Илларионовичем в голову, врачи посчитали смертельными. Но военачальник выжил. Согласно историческим данным, Кутузова сгубила банальная простуда.

В январе 1813 года начался так называемый Заграничный поход русской армии. Михаил Кутузов, хоть был и против продолжения войны после разгрома войск Наполеона на территории России, все же оставался главнокомандующим. В апреле того же года Кутузов, не желая ехать в экипаже, решил передвигаться верхом в сильный снегопад. Вскоре он уже не мог подняться с постели, а через 11 дней скончался. Это случилось в городе Бунцлау, который сегодня является территорией Польши.

Тело легендарного полководца решено было перевезти из Бунцлау в Санкт-Петербург для погребения в Казанском соборе. Для тех лет такой путь считался неблизким. Тем не менее, когда 24 мая тело усопшего, упакованное в свинцовый ящик, прибыло в северную столицу, там еще не завершились приготовления к торжественным похоронам главнокомандующего. До 11 июня гроб ожидал своего часа недалеко от Петербурга, в Троице-Сергиевой пустыни.

Тело умершего было тщательно подготовлено к длительному переезду, а именно забальзамировано еще в Бунцлау. Внутренние органы, в том числе сердце, которые были изъяты во время этой манипуляции, похоронили в деревне Тиллендорф, неподалеку от Бунцлау. До сих пор существует легенда о том, что фельдмаршал самолично завещал закопать его сердце возле саксонской дороги для того, чтобы навсегда остаться со своими солдатами.

Это миф просуществовал больше века. Еще в 1944 году советские солдаты после освобождения польской земли от фашистских захватчиков соорудили на месте захоронения сердца полководца мемориальную плиту. О том, что что сердца Кутузова в Тиллендорфе нет уже 10 лет, советские воины не знали.

Правда стала известна широкой общественности только в конце 1970-х. Именно тогда в «Ленинградской правде» было опубликовано интервью бывшего сотрудника ОГПУ по фамилии Сократилин. Он заверил читателей в том, что еще в 1933 году гробница Кутузова была вскрыта. Исследователи, занимавшиеся оценкой состояния захоронения, сразу заметили возле головы истлевшего тела полководца сосуд с сердцем внутри. Что касается остальных внутренностей Кутузова, то их, по всей видимости, действительно закопали неподалеку от Бунцлау.
Источник

Источник

Казанский собор в Санкт-Петербурге — могила Кутузова и что скрывает Колоннада

Внутри Казанский собор не менее хорош чем снаружи и от других соборов его отличают архитектурные формы. Здесь внутри все выпуклое, все в барельефах.

Смотреть действительно приятно и Казанский внутри сильно отличается от других храмов. Так в Соборе Спаса на Крови все выложено мозаикой, а в Исаакиевском мрамором.

При этом фотографировать можно свободно.

чья могила в казанском соборе

Могила Кутузова и военные трофеи

В Казанском соборе похоронен великий полководец М.И. Кутузов. Его могила находится справа от центрального входа, а сразу над ней много ключей от различных городов, которые были побеждены в ходе компании против Наполеона.

Кутузов умер во время похода и его тело еще месяц доставляли на Родину.

Архитектор Воронихин и его гениальный ход

Зодчий и архитектор Казанского Собора – Андрей Воронихин – был в молодости крепостным графа Александра Сергеевича Строганова. Граф-то и предложил императору проект авторства Воронихина, и этот проект был одобрен.

Сам архитектор был, что называется «народным самородком». Он учился бессистемно, занимаясь больше самообразованием, хотя и брал уроки у известных архитекторов и живописцев, например, Баженова и Казакова.

Став свободным человеком, он побывал за рубежом, но при этом продолжал работать при графском дворе. Именно Воронихину принадлежит гениальная идея о строительстве огромной Колоннады из 96 колонн перед северным фасадом.

Кстати, южную часть собора по замыслу архитектора тоже должна была симметрично замыкать подобная колоннада, но эта идея зодчего не была воплощена в жизнь. В 1811 году автор проекта собора был награжден за свой гениальный ход орденом Святого Владимира.

чья могила в казанском соборе чья могила в казанском соборе чья могила в казанском соборе

Памятники на площади

Казанский собор дал имя и площади. Уже современники считали его храмом, посвященным военным победам русской армии. Недаром в эту церковь свозили военные трофеи Отечественной войны 1812 года. Поэтому на Казанской площади установилии памятники героям этой войны – фельдмаршалу Кутузову и Барклаю-де-Толли.

К тому же, именно с этого места Кутузов отправился на войну с Наполеоном.

Император Александр решил увековечить память полководцев после их смерти. Он издал указ, согласно которому скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли будут стоять на площади прямо перед Казанским собором. Как обычно, был объявлен конкурс. Но произошла странная вещь – ведущие российские скульпторы отказались в нем участвовать! Оказывается, их художественное видение шло вразрез с требованиями императора. Он хотел, чтобы полководцев изобразили реалистично, в парадной военной форме. А мода того времени требовала, чтобы даже статуи современников выглядели как римские патриции, в тогах и туниках.

Только когда при следующем русском императоре, Николае I, снова объявили конкурс на эскизы памятников, победило предложение скульптора Бориса Орловского, который учился в Риме. Работы начались только в 1830 году. Постаменты были выполнены из полированного гранита каменотесом Самсоном Сухановым, а буквы на нем сделали каменными, а не бронзовыми, для долговечности. Сами статуи были отлиты в бронзе мастером Екимовым в литейной мастерской Академии художеств.

Интересно, что статуя Кутузова получилась у него сразу, а статуя Барклая-де-Толли только со второй попытки. Для того, чтобы лицо Кутузова вышло реалистичным, использовали портрет английского художника Джона Доу. Поза у него решительная, и даже агрессивная, в ней видна готовность дать отпор врагу. А в самой фигуре Кутузова был достигнут компромисс – он одет в парадный мундир фельдмаршала того времени, но завернут в плащ наподобие античной тоги.

Несмотря на то, что статуя Кутузова была создана на 4 года раньше, оба памятника открыли одновременно, в 1837 году, в честь 25-летия победы в Отечественной войне против Наполеона. Памятникам даже отдали воинские почести. Они были так популярны среди народа, что их даже окружили чугунными цепями, а потом тумбами, чтобы на статуи никто не залезал.

чья могила в казанском соборе чья могила в казанском соборе

Масонский знак

Многие интересуются тем, что делает на фронтоне Казанского собора масонский знак – Всевидящее око. Говорят, что все дело в том, что и император Павел I, и его наследник Александр симпатизировали масонам, а они имели влияние на русскую аристократию.

Например, главной первой русской масонской ложи был граф Воронцов. Масоном был и граф Строганов, «попечитель» строительства собора. Однако именно Александр впоследствии запретил деятельность этих тайных обществ в России. Так в чем же дело?

На самом деле этот символ – треугольник, окруженный лучами – вовсе не является специфически масонским. Во-первых, Всевидящее Око – это чисто библейский термин. Традиция так изображать его в иконографии была распространена в западноевропейском искусстве с эпохи Возрождения. А с распространением стиля классицизм в 18 веке, проникла и в Россию. Поэтому неудивительно, что многие дизайна католических храмов были использованы и для украшения Казанского собора.

Масоны действительно часто использовали этот знак, но они тоже не выдумывали свою символику, а брали ее из традиционной христианской иконографии, просто придавали ей немного другой смысл. По их мнению, Бог является архитектором Вселенной, поэтому они любили изображать циркуль и треугольник – символы зодчества. В православии такие символы были не очень распространены, но все-таки встречаются и в настенных росписях, и в иконописи. Историки полагают, что не стоит искать каких-либо таинственных смыслов во фронтоне Казанского собора, так же как и особого влияния масонов.

чья могила в казанском собореМасонский знак над алтарем в Казанском соборе чья могила в казанском соборе чья могила в казанском собореМасонский знак над входом в Казанский собор в Петербурге

Список казанской иконы

Об иконе Казанской Божьей матери ходит немало легенд. Но сначала расскажем о том, что она собой представляет. Это так называемый образ «Богоматери Одигитрия». Такие иконы начали писать в Византии, и на них принято изображать Богородицу с младенцем Христом, Она слегка наклоняет голову к ребенку и одной рукой поддерживает его. Одна из таких икон — «Богоматерь Казанская» — была очень почитаема в Казани. Легенда говорит, что после пожара 1579 года, уничтожившего почти весь город, Богородица явилась десятилетней девочке и велела выкопать икону на пепелище. Икона была найдена, и с тех пор в русском православии существует праздник «Обретения Казанской иконы Божьей матери».

Икона была признана чудотвороной, но почитали ее только в Казани. Чтобы подобные иконы появились и в других местах, с первообраза делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже были признаны чудотворными. Но их было так много, что историки путаются в том, какой же именно список, в конце концов, попал в Петербург. Принято считать, что один из них был отправлен в Москву еще по требованию Ивана Грозного. А в Смутное время перед этой копией молилось ополчение, шедшее воевать с польскими оккупантами.

За сотни лет в России распространилось множество таких копий, но, по-видимому, прообраз этих икон долго хранился в Казанском Богородичном монастыре.

В 1904 году монастырь под Казанью ограбил крестьянин Варфоломей Чайкин, который продал ее оклад, а саму икону сжег в печи. Что касается копии, которая попала в Петербург, то ее привез туда Петр I. Долгое время икона находилась в церкви Рождества Богородицы, а потом ее перенесли в Казанский собор, построенный на том же месте. Она хранится в центральной части собора, и туда приходит множество паломников. В самом соборе можно прочитать много интересного об истории иконы.

чья могила в казанском собореК иконе огромная очередь, поэтому фотографировать ее не стал чья могила в казанском соборе

Самое знаменитое кафе с видом на Казанский

Напротив находится торговый дом Зингера в котором сейчас Дом Книги, на втором этаже большое кафе с огромными окнами. Это лучший инстаграмный вид на Казанский.

Людей всегда много, поэтому придется либо минут 15 подождать, либо вставайте у одного из окон.

На крышу дома Зингера можно подняться, но это неофициально и платно.

чья могила в казанском соборе чья могила в казанском соборе чья могила в казанском соборе чья могила в казанском соборе

История создания кратко

Раньше на месте Казанского Собора стояла простенькая церковь Рождества Богородицы, с деревянным куполом и скульптурами апостолов на карнизе. Ее часто сравнивают с Петропавловским собором. Несмотря на скромное убранство храма, в нем венчался сам император Павел I. Но он считал, что она слишком неказиста, и надо бы построить какой-нибудь грандиозный собор, достойный «Северной столицы». Образцом для него должен был служить собор Святого Петра в Риме.

В 1799 году император объявил конкурс на проект собора, в котором участвовало множество известных архитекторов. Но ни один из них Павлу не нравился. Он даже вроде бы отбирал некоторые проекты, но потом вновь от них отказывался. И тут граф Строганов представил императору наброски Воронихина. Они-то и отвечали желаниям Павла затмить Рим.

Он не только утвердил проект Воронихина, но и назначил Строганова главой попечительского совета, который контролировал ход строительства. Кстати, этот совет заявил Павлу о том, что в проекте собора нет колокольни, и это существенный недостаток. На что Павел заявил, что если у собора Святого Петра в Риме нет колокольни, то и здесь она не нужна. Поэтому колокола разместили прямо в проемах Колоннады.

Однако Павел I не дожил до закладки первого камня собора. Это произошло уже при его наследнике Александре I, который присутствовал во время этой торжественной церемонии. Воронихину помогал известный российский архитектор и гравер Николай Алферов, а денег на строительство ушло очень много – грандиозная по тем временам сумма, больше 4 миллионов рублей! Если учесть, что тогдашний рубль стоил столько же, сколько 550 нынешних, то это значит, что строительство собора обошлось в 35 миллиардов долларов США. Собор закончили в 1811 году. Его освятил митрополит Амвросий. Тогда же окончательно разобрали и старую церковь.

Полезная информация

Совсем рядом мост с Грифонами, где можно сделать красивые снимки

Время на посещение где-то 10-20 минут

Вокруг много различных кафе средней ценовой категории, поэтому посещение собора лучше планировать в середине, чтобы тут можно было покушать.

чья могила в казанском соборе

Дальше можно пойти

Смотровая площадка в мастерской Карла Буллы (200 метров)

Екатерининский сад и Миллионная улица

Внутренняя отделка (14 фото)

Зодчий Воронихин впервые в России использовал для купола собора особую конструкцию из ковкого железа из двух ребер. Ее диаметр – больше 17 метров. На ней висит шар с крестом – символ мироустроительства, а также паникадило храма. Кроме железного купола, в соборе есть еще два кирпичных, причем они делались не столько по инженерному расчету, сколько по интуиции архитектора. Сама церковь построена из кирпича, но внутри, по желанию Павла, облицована пудотским камнем, который добывали неподалеку от его любимой Гатчины. А для 56 внутренних колон с позолоченными капителями использовали мрамор и финский гранит.

В 19 веке собор выглядел более величественно и празднично, чем теперь. Там было 12 барельефов работы известных мастеров, посвященных Страстям Христовым, но многие были удалены. Теперь остались только «Несение креста» и «Взятие под стражу». Главный иконостас, установленный Воронихиным заменили в 1830-х годах на другой, работы архитектора Тона. Но привлекает внимание не живопись, а оклад икон – он был переплавлен из трофейного серебра, отнятого у французов. Но в советский период иконостас уничтожили, а 2 тонны серебра вывезли. Оклад удалось восстановить только недавно. Скульптуры собора тоже практически не сохранились, и их заменили росписями.

Тем не менее, собор все равно смотрится очень торжественно – недаром его постоянно изображают на открытках. Он похож и на грандиозные католические храмы эпохи Возрождения, и на античный дворец. Огромную роль в этом играют внутренние колонны и расположение окон. Если прийти туда днем, то свет, падающий из окон, создает впечатление, что купол парит над храмом. Впечатление усиливают розетки – стилизованные цветы под потолком, сделанные из французского алебастра. А двери северного входа – это бронзовая копия знаменитых «Райских врат» Баптистерия во Флоренции.

Пол собора выполнен в технике мозаики и выложен финским мрамором и кварцитом четырех цветов – черным, розовым, серым и темно-красным. Основная тема мозаики – Вифлеемская звезда. Сами геометрические рисунки пола связаны с общим планом собора и помогают воспринимать его внутреннее убранство, как одно целое. Так под главным куполом пол оформлен кругами, сужающимися к центру. Этот рисунок вторит линиям купола. По форме и цвету композиция мозаики создает иллюзию объема, что еще больше увеличивает визуально размер храма, и он кажется совсем огромным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *