crusader kings 3 крещение руси
Crusader kings 3 крещение руси
Цель достижения: За Рюрика создать Империю Русь
Важно: В 872 году, выбрать фокус «Медицина». Изучаем всю ветку “Здоровое тело”.
— Ставим в совете у своей жены бонус на «управление доменом».
— Переносим точку сбора на границу с «Водь», и объявляем войну за графство.
— По аналогии переносим точку сбора на границу с «Полоцком», и объявляем ему войну. *Отдаем лишний домен любому придворному.
— Создаем королевство «Новгород», и герцогство «Луки».
*Чтобы получить следующий уровень престижа, который откроем доступ к КБ «Покорение».
— Нанимаем 4-5 отдельных отрядов легкой пехоты.
*Ждем пополнения.
— Поднимаем всю армию на грабеж и начинаем грабить все земли «Минска». После чего объявляем ему войну за “Покорение”.
— Принимаем Славянское язычество и Русскую культуру.
— Мирно вассализируем все возможные племена до «Киева».
*Если не будет хватать +-5 отношений, можно послать подарок.
— Грабим Кенугард и после объявляем войну за герцогство «Киев».
ИИ очень любит уплывать в вашу столицу, после того как вы начнете оккупировать его землю.
— Может быть вам повезло, и рядом с Киевом остались племена вашей культуры и религии, и вы сможете их мирно завассалить.
Теперь самый главный и легкий шаг. Вам остается собрать около десятка земель, и создав в конце королевство, создать Империю Россия. У вас два направления:
1)Разворачивайтесь на Восток, и без перерыва(не нарушая перемирия) захватывайте племена по КБ «Герцогства».
2)На Западе у вас останутся пару племен в де-юре империи, которые требуется захватить.
Важно: Раздавая захваченные земли придворным, не давайте им титул герцога, и не забывайте их обращать в свою религию после выдачи титулов.
К этому моменту вы уже были должны сформировать империю, конечно есть вероятность, что ваш персонаж погиб, но именно для предотвращение этого, мы и брали бонусы в ветке здорового тела.
P.S Мне понадобилось около 38 лет неспешной игры, 2 из которых я сидел афк ожидая пока накопится 500 монеток для имперского титула).
Goal of achievement: Make Empire of Russia as Rurik ‘Troublemaker’ of Holmgardr
NOTE: In 872 select Medicine Focus and learn all of Whole of Body branch
— Choose task of your spouse to Manage Domain.
— Move Rally Point of your Army to a border with Chiefdom of Vodi and declare war on them for county.
— Repeat with Polotsk. Grant extra domain to any courtier.
— If you are lucky enough, now you have only tribals with slavic and slovianska pravda(slovianskan) and you can vassalize them.
Now the main thing before you create Empire Russia:
1) Turn your armies to the east and conquer all lands here in de-jure Empire Russia.
NOTE: Use CB “Conquer duchy” and don’t break peace treaty.
2) Turn your armies to the west and do the same thing.
NOTE: Do not grant any duchy titles to anyone and keep in mind to change vassals culture and religion.
By this moment you should form the Empire of Russia, but there is a chance that your ruler died, that’s why we chose Medicine Focus and Whole of Body branch.
It took me 38 years of lazy gameplay, where 2 years I wasted to get enough gold to create a title.
Украинцы недовольны, что им приходится играть за Россию в Crusader Kings 3
Наши коллеги с портала GameWayUA выразили беспокойство, что украинским геймерам приходится играть за Россию в Crusader Kings 3. Все дело в наименовании земель, которыми можно владеть, играя за Рюрика за несколько десятков лет до образования Киевской Руси. Авторы стратегии назвали территории «Россией», что по мнению украинских геймеров является «БОЛЬШОЙ ошибкой», которую нужно незамедлительно исправить.
So we and our ancestors are not Russian. We where Kievan Rus people, eastern slavs, ruthenians but not russians or Russia. You should fix this BIG mistake!
«Эй, [обращается к аккаунтам разработчика и издателя], украинские фанаты вашей игры на связи. Мы глубоко обеспокоены, опечалены и злы, что вы называете нас и наши исторические земли Россией в Crusader Kings 3. Это огромная историческая ошибка. Россия и государственность была сформирована в 18-м веке.
Так что мы, а также наши предки — не русские. Мы были людьми Киевской Руси, восточными славянами или ruthenians (латынь), но не русскими или представителями России. Вы обязаны исправить эту БОЛЬШУЮ ошибку»
Разработчики пока на данную претензию не ответили. Тем временем геймеры предлагают украинцам играть за Хазарию.
Играй за Хазарию, в чём проблема?
А некоторые обратили внимание, что в 870-м не должно быть и Германии. Ведь первое летописное упоминание о Королевстве Германия датировано 919 годом.
Ну и какая Германия в 870 году?
Историк по образованию, «отвратительный мужик» и сотрудник 1C Publishing Виктор Зуев предложил свой взгляд на ситуацию.
В качестве самонозвания стали использовать еще при Иване Грозном, так как он принял титул царя (то есть кесаря), поэтому использовали византийское написание «Росия». Окончательно закрепилось при Петре I, который провозгласил Российскую империю.
Ну а самый главный рофел в том, что игровой сайт фактически расписался в том, что не запускал игру. Еще и на разработчиков наехал. Дело в том, что перед нами фильтр империй, который показывает БУДУЩИЕ и ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ империи на карте в любой момент времени.
Как викинги в Крестовый поход ходили или что скрывают ачивки Crusader Kings 3
Что такое Crusader Kings 3? Те, кто краем уха что-то слышал об этой игре, но ни разу ее не запускал, старательно наморщат лбы и ответят как-то так: «Ну, это глобальная стратегия про Средневековье, где надо управлять не странами, а персонажами». И будут правы — но не совсем.
Потому что на самом деле Crusader Kings 3 — это помесь машины времени и симулятора альтернативной истории, позволяющая воплотить в жизнь самые безумные сценарии. «А что было бы, если. » — на этот вопрос отвечают геймеры, запустившие игру. Что было бы, если бы викинги завоевали Англию на 200 лет раньше? А если бы великая Империя Франков не распалась? В конце концов, что было бы, если бы на месте легендарного Рюрика оказался созданный в редакторе персонажа безродный карлик-каннибал с дичайшей харизмой и изворотливым умом?
Конечно, чаще всего игрокам плевать на историю — они просто берут под контроль вооон того мужика с шикарной бородой и «красят» карту от Атлантического океана и до обеда. Но такой подход рано или поздно наскучивает. Когда большинство ивентов прочитаны, все навыки прокачаны, а мир завоеван вот уже в пятый раз подряд — что делать дальше? Ответ очевиден — пора устраивать исторические эксперименты.
Разработчики прекрасно все это понимали. Не зря ведь они добавили в свою стратегию сразу два типа ачивок: первые завязаны на игровой механике, вторые, так или иначе отсылают нас к реальной истории. И вот о последних я и хотел бы рассказать.
Дело в том, что месяц назад (актуальный контент, ага) Crusader Kings 3 получила первое дополнение, посвященное викингам. И вместе с аддоном в игру добавили с десяток новых достижений, половина из которых предлагает либо повторить подвиги древних правителей, либо превзойти их. Но о чем именно идет речь в этих достижениях? Что ж, переодевайтесь в исторически достоверные костюмы, отращивайте бороды и прекращайте мыться — мы погружаемся в глубины истории. И постарайтесь не потревожить Ёрмунганда, который до сих пор ползает где-то на дне океана.
Первый среди королей-крестоносцев
Первая и, наверное, самая простая историческая ачивка из нового списка предлагает правителю вписаться в Крестовый поход на стороне нападающих. Условий тут два: нужно играть за представителя северогерманских народов и быть католиком. А вот королем при этом быть вовсе не обязательно, хотя само название и говорит об обратном.
Именно такое «двойное» правление и позволило Сигурду со спокойной совестью бросить страну отправиться в трехлетний Крестовый поход. Правда, не в первый — в том походе лично не участвовал ни один из правителей. Да и если бы Сигурд захотел в него отправиться, то все равно бы не смог — на тот момент будущему королю было всего 6 лет.
Вместо того чтобы присоединиться к уже существующей военной кампании, он устроил свой собственный Норвежский крестовый поход. Флот из 60 ладей во главе с Сигурдом отплыл в 1107 году и взял курс на Святую землю. Но викинги, даже будучи христианами, все равно оставались викингами, так что до Иерусалима войско добралось лишь к концу 1110 года. По дороге норвежцы успели перезимовать в Англии, разграбить христианский замок в испанской Галисии (а сразу следом вырезать и мавританскую крепость), поучаствовать в осаде Лиссабона, сразиться с пиратами Средиземного моря, разорить парочку островов и целый год проторчать в гостях у сицилийского графа.
Само собой, когда Сигурд доплыл до Иерусалима, оказалось, что воевать там уже не с кем. Так что норвежцу пришлось довольствоваться прогулками по историческим местам вместе с королем Балдуином (тем самым, что носил маску) и скромной морской осадой Сидона, во время которой викингам даже толком подраться не удалось.
Домой же Сигурд поплыл через Византию, где его принимал император Алексей. Щедрый северянин подарил тому весь свой флот и разрешил воинам остаться служить при императорском дворе в варяжской гвардии. Так что в Норвегию король вернулся лишь с малым отрядом и на одном корабле (да и тот ему подарили по дороге). Но подданных это не смутило — норвежцы гордились своим королем-крестоносцем до самой его смерти.
Альтернатива Владимира
Следующая историческая ачивка отсылает к полулегендарной истории крещения Руси. Про нее еще в школе рассказывали — якобы великий князь Владимир решил обратить страну в новую религию и отправил своих послов в далекие земли, чтобы те побольше узнали об иудаизме, исламе, католицизме и православии.
Дальше вы, скорее всего, и сами знаете. Иудеев князь отверг из-за того, что у них не было государства. Мол, если ваш Бог не помог вам удержать свои земли, то как он поможет Руси удержать свои? Ислам Владимира оттолкнул запретом на хмельное — услышав об этом, он даже воскликнул «Русь есть веселие питие». Ну а католические храмы показались посланникам князя слишком угрюмыми, мрачными и строгими. Зато православие пришлось Владимиру по вкусу.
Игровое же достижение предлагает игрокам изменить историю и обратить Русь в ислам. И нет, разработчики не случайно выбрали эту религию — ведь существует еще одна легенда о князе Владимире, согласно которой тот тайно принял ислам еще в юности. Доказательств у этой истории нет вовсе, но как основа для лютой «альтернативщины» она вполне подходит.
Миклагардарики
Еще одно игровое достижение — Миклагардарики — снова касается истории Руси. Дело в том, что Миклагардом древние скандинавы называли Константинополь, столицу Византийской империи. А под Гардарикой (или же «страной городов») норманны подразумевали Русь.
При этом славянские земли всегда были тесно связаны с Византией. Через них проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки. Через Киевскую Русь шли в Константинополь северяне, которые хотели стать частью Варяжской гвардии. И это уже не говоря о многочисленных походах на Византию, во время которых различные князья, начиная от Аскольда и Дира, пытались осадить столицу империи.
Однако же сама по себе эта ачивка одна из самых скучных. Играть за скандинава, основать Империю и захватить Фессалоники? Пфф, да это же стандартное развлечение всех игроков, которые начинают партию за Рюрика.
Кнуд Более Великий
Куда более интересное достижение предлагает стать королем Северного моря. Для этого всего-то нужно объединить под властью одного человека королевства Англии, Дании и Норвегии и не терять эти титулы на протяжении 30 лет. И что самое удивительное — в реальной жизни одному человеку это почти удалось.
Началась эта история в самом конце X века, когда датский король Свен Вилобородый захватил власть над Норвегией и отправился грабить Англию. Почти 20 лет Свен разорял британские земли, и раз за разом местные правители откупались от него десятками тонн серебра. И нет, это не опечатка — в одном только 1007 году северянин получил в качестве выкупа 16 329 кг серебра, и это не считая того, что его войско награбило за время похода.
В конце концов Свену надоело, что называется, ходить в гости, и он решил просто захватить всю Англию. К 1014 году датчанин вместе со своим сыном Кнудом сумел изгнать английского короля Этельреда в Нормандию. Но насладиться победой ему так и не пришлось — в феврале того же года Свен заболел и умер.
Созданная им империя тут же затрещала по швам. Англичане призвали из изгнания короля Этельреда. Кнуд отплыл в Данию, чтобы набрать войско, но с удивлением узнал, что датчане уже выбрали себе королем его брата Харальда, а норвежцы усадили на престол Олафа Харальдссона.
Кнуд, впрочем, особо не расстроился. Собрав внушительную армию, он вторгся в английские земли и к 1016 году завоевал всю страну. Еще через два года умер его брат Харальд, и Кнуд вернул себе корону Дании. В 1028 году он вторгся в Норвегию и подчинил себе это мятежное королевство, а еще через два года перед ним склонился и шведский правитель. Но и этого ему было мало — в 1031 году Кнуд вторгся в шотландские земли и подчинил себе трех местных царьков, одним из которых, скорее всего, был Макбет (да-да, тот самый Макбет, которому посвящена одноименная пьеса Шекспира).
Вот только в реальной жизни, в отличие от игры, управлять такими огромными территориями, да еще и разделенными морем, было невозможно. Так что после смерти Кнуда вся его империя рассыпалась.
Но на этом история не заканчивается. Уже после того, как Вильгельм Завоеватель захватил Англию, на горизонте истории появился еще один Кнуд — король Дании и внучатый племянник Кнуда Великого. Этот парень решил повторить подвиг своего предка и собрал огромную армию, чтобы в 1085 году отвоевать страну обратно. Вильгельм подготовился к нападению, подтянул свои полки к побережью и ждал эпичную высадку викингов, но она. так и не состоялась. Кнуд не решился на поход, опасаясь нападения германцев. Его воины, устав ждать, просто разошлись по домам. А на следующий год в Дании вспыхнуло восстание, во время которого Кнуда проткнули копьем прямо перед церковным алтарем. С его смертью эпоха викингов в Англии была окончена.
Король всех Островов
Следующая ачивка абсолютно фантастична, ведь разработчики предлагают захватить все острова в Атлантическом океане и Средиземном море — начиная от шведского острова Готланд и заканчивая византийским Кипром. Сами понимаете, управлять такой размазанной по карте державой в реальности было бы просто невозможно.
Но откуда вообще взялся этот титул — Король Островов? На самом деле это не выдумка. Короли Островов действительно существовали. Чаще всего в летописях так называли морских конунгов викингов, которые захватывали и грабили мелкие острова в Ирландском море. Но официально этот титул связан с островом Мэн — клочком земли между Ирландией, Англией и Шотландией, с которого при хорошей погоде можно увидеть все эти страны.
Из-за своего положения остров Мэн стал излюбленным прибежищем викингов-пиратов, так что неудивительно, что многие из них провозглашали себя королями этой земли. Даже норвежские короли претендовали на лакомый кусочек. В 1098 году правитель Норвегии Магнус Голоногий собрал внушительный флот и подчинил себе не только Мэн, но и отобрал у скоттов «все острова у западного берега, отделенные водой, которой пройдет хоть какое-нибудь судно с кормилом». Скотты согласились на эти условия, и хитрый Магнус умудрился украсть у них даже полуостров Кинтайр. По легенде, он приказал протащить свою ладью через сухой перешеек, отделявший Кинтайр от суши, и тем самым технически вписал его в договор.
Кстати, своим наместником на острове Мэн Магнус поставил восьмилетнего сына Сигурда — того самого Сигурда, который в будущем станет первым христианским королем-крестоносцем. Впрочем, на островах ребенок правил недолго. В 1103 году его отец попал в засаду во время похода на Ирландию и был убит, а будущий крестоносец срочно эвакуировался в Норвегию, чтобы предъявить права на престол.
Но на этом история Королевства Островов не заканчивается. Через 50 лет после смерти Магнуса, в 1153 году, на страницы летописей вступает один из самых загадочных правителей — Сомерлед. Ни о происхождении этого человека, ни о первой половине его жизни ничего не известно. Имя его означает «Летний воин» — то есть, викинг, но сам он, судя по правлению, был гэлом (то есть, шотландцем) до мозга костей.
Сам Сомерлед был женат на дочери короля Мэна Олафа, так что нет ничего удивительного, что этот воин решил воспользоваться раздорами, царившими на острове. К 1158 году Сомерлед захватил Мэн и основал первое совершенно официальное Королевство Островов, куда вошли сам Мэн, Гебридские острова и шотландская область Аргайл. Со временем Сомерлед вошел в легенды и превратился в одного из шотландских национальных героев, от которого ведут свой род сразу несколько крупных и влиятельных кланов.
Само собой, реальное королевство Островов не выходило за пределы Ирландского моря, и в него совершенно точно не входили острова Средиземноморья. Но как цель для игровой партии, эта ачивка подходит идеально.
Чего же не хватает?
На этом исторические достижения из дополнения Northern Lords закончились — оставшаяся их часть завязана на новых механиках, а одна и вовсе отсылает к бессмертному произведению Джона Толкина. И это странно, ведь любопытных историй, связанных с викингами, пруд пруди.
Разработчики, к примеру, могли бы предложить нам повторить легендарный поход Бьерна Железнобокого и Хастейна (Гастинга). В 859 году эти знаменитые викинги во главе флота из 62 судов вышли из Луары и направились в сторону Испании. Они успели разграбить несколько городов Кордовского эмирата, проскользнуть через Гибралтар в Средиземное море и высадиться в Северной Африке. Там северяне разжились экзотическими чернокожими рабами и захватили гарем одного из местных эмиров.
Но самым легендарным их деянием стало разграбление итальянского города Луни. Согласно преданию, Хастейн принял его за великий Рим и решил завоевать во что бы то ни стало. Однако стены города были слишком высоки для прямой атаки, так что викинг пошел на хитрость. Его люди прикинулись изгнанниками, а сам он изобразил смертельно больного предводителя. В один из дней Хастейн якобы «умер», и горожане разрешили похоронить его по христианскому обычаю. Закрытый гроб донесли до кладбища, и уже там Хастейн, живой, здоровый и с топором в руке, выскочил из гроба и зарубил епископа. Поднялась паника, и город в итоге взяли, но оказалось, что это вовсе не Рим. Ошибка так расстроила Хастейна, что тот с горя приказал вырезать вообще все мужское население и поплыл дальше. Типичный викинг.
Но не викингами едиными. Почему бы не добавить в игру ачивку для Ауд Мудрой? Эта совершенно невероятная женщина правит в Crusader Kings 3 одним из исландских графств. Ее отцом был Король Мэна Кетиль Плосконосый, мужем — король Дублина Олав Белый, а сыном — знаменитый Торстейн Рыжий, завоевавший половину Шотландии. После смерти мужа и сына, Ауд отправилась в Исландию, где до самой смерти управляла обширными землями и командовала мужчинами. И при всем этом она еще была христианкой.
Впрочем, у Истории есть еще много интересных и захватывающих страниц. И если вам понравился этот текст, то обязательно напишите об этом в комментариях. Кто знает, может, в будущем я разберу остальные исторические ачивки Crusader Kings 3. Или же в преддверии выхода аддонов для нового Ассасина, расскажу о приключениях викингов в Ирландии и Франции. Там есть о чем послушать, уж поверьте.
Обзор Crusader Kings III. Всё могут короли
Но бесконечно так продолжаться не могло. Порог входа в Crusader Kings II стал непомерно высок, поэтому Paradox решила… Выпустить конкурента собственной игре.
Равных — нет
Тогда как Europa Universalis предлагает классическую стратегию про перекраску карты в свой цвет, а Total War делает упор на тактические битвы, Crusader Kings — нечто большее, чем глобальная стратегия. Это ролевая песочница и увлекательный симулятор евгеники, The Sims на интерактивной контурной карте.
Основные принципы геймплея в третьей части не изменились. Игрок управляет не государством, а династией: завоёвывает и наследует многочисленные титулы, пытается вырастить достойных наследников и не разругаться с вассалами и церковью. Каждый клочок земли удержать не получится — набрав свыше 5–7 провинций, будьте готовы к бесконечным восстаниям и покушениям. Приходится раздавать земли придворным, выбирая между полезными засранцами и тупыми лизоблюдами. Какой-то чёткой цели в игре нет. Хотите — захватывайте территории, хотите — отыгрывайте жутких девиантов, лунатиков и каннибалов, хотите — обращайте африканцев в культ Перуна.
Привыкнуть к базовым механикам позволяет энциклопедия, удачно встроенная в игру. Наведя курсор на любой значок, можно увидеть подробную информацию о нём и пару-тройку ссылок на игровые термины. Crusader Kings III вообще стала гораздо более открытой в сравнении с предыдущей частью. Механика динамических событий из Crusader Kings II не давала игрокам никакой информации: скажем, отправляя маршала успокаивать буйных крестьян, вы понятия не имели, когда он справится с заданием. А Crusader Kings III честно показывает индикаторы прогресса — каждый месяц с некоторым шансом (зависящим от навыков и прочих параметров) вы можете приблизиться к цели замысла.
Новичкам, правда, сильно легче от этого не станет. Несмотря на доступность информации, игра не стала проще, и учиться придётся многому. Как добывать золото? Как получать претензии на соседние земли? Как перейти в другую веру и завести новых друзей? Короткое обучение на эти вопросы не отвечает, оставляя игрока наедине с множеством менюшек. Если вам уже доводилось объединять Русь и завоёвывать Рим за монголов, то вы быстро разберётесь, а если нет — зависнете, изучая вкладки. Потому что, помимо старых механик, в третьей части хватает и новых.
Бочка мёда
Все персонажи, от византийского базилевса до индийского тхакура, могут выбрать жизненный путь, связанный с одним из пяти навыков — похожую схему предлагало DLC Way of Life к Crusader Kings II. Путей целых пятнадцать, и кроме случайных событий и небольших плюсов к характеристикам они открывают длинные деревья развития. Потратив несколько лет на обучение (подходящее образование ускоряет процесс), ваш правитель получит полезный перк.
Черты характера теперь не просто дают характеристики — они определяют предпочтительный стиль игры. Не диктуют его, но заметно влияют на ваши действия. Воспитали сына отважным? Не удивляйтесь, если тот не доживёт до короны — отвага удваивает его шанс погибнуть в битве. В игре мало однозначно положительных и отрицательных свойств, при желании пользу можно выжать почти из каждого. Например, похотливость осуждают почти все религии, но она позволяет быстро получить наследников.
Каждое ваше решение, затрагивающее характер героя, накапливает или, наоборот, снимает очки стресса. Избавиться от них можно несколькими способами… Чаще всего, заработав при этом новые проблемы. Так, мой махараджа с зудом в штанах решился развеяться в борделе и подхватил там сифилис. Безграмотный врач только усугубил ситуацию — от микстуры у правителя выпал глаз, и завоеватель Ориссы бесславно скончался от ран за считанные дни.
Механика технологий изменилась до неузнаваемости. Научные достижения теперь объединены в крупные блоки и привязаны к вашей культуре. Лидер самого большого государства ирландцев, например, определяет, к чему стремится весь остров: к умению строить крепкие катапульты или использовать новые поводы для войны. Стартовые условия у всех разные, и некоторые технологии (вроде разведения боевых слонов) тесно связаны с географией.
Похожим образом устроены и религии: в каждой есть три догмата, открывающих уникальные фишки. Язычники получают набег за пленниками в качестве уникального повода для войны, а католики могут отправлять нерадивых детей в монастырь. Слишком тесно в рамках конфессии? Наберите очки благочестия и придумайте собственную ересь! Несколько кликов — и придворные перестанут косо смотреть на брак с родной сестрой и занятия колдовством. Правда, за такое соседи могут собрать крестовый поход по вашу душу.
Каждый чих вашего героя влияет на его престиж и благочестие. Заработав круглую сумму очков, персонаж переходит на следующий уровень известности. Высокие уровни характеристик значительно упрощают жизнь, и именно к ним привязаны многие игровые решения. Живая легенда сможет откусывать от соседей не графства, но целые герцогства, и вдобавок получает большой бонус к отношениям. Причём растёт в уровне не только персонаж, но и вся ваша династия: скорость развития зависит от количества независимых правителей и удачных браков. Хорошее нововведение, у серии всегда были проблемы с контентом в затянувшихся партиях.
Прямолинейные решения вообще работают куда хуже, чем в предыдущей части. В военном конфликте задавить противника числом стало труднее. Регулярные войска и элита — персонажи-рыцари — просят денег, но значительно увеличивают шансы на победу. Опытный полководец на удачном поле боя может обратить в бегство заметно превосходящую числом армию неприятеля. ИИ, традиционно для серии, глуповат, но куда более хитёр и осторожен. Под крупный отряд он подставляться не будет и постарается под шумок осадить вашу столицу. Ну и ладно, подумаете вы… Пока тибетский горец не выкрадет из замка вашу жену, сделав её наложницей. Суровые времена, суровые нравы.
Ложка дёгтя
Но не всё так радужно, как может показаться. Кроме крутой кривой сложности Crusader Kings III припасла ещё несколько неприятных сюрпризов. Один из самых заметных — это неудобный интерфейс. Вместо аккуратных списков — выпадающие меню с ограниченным набором опций. Вы будете долго ругаться, раскрывая их до конца, потому что нужные функции часто открываются после нажатия на кнопку «ещё 4». Что мешало поместить в список все варианты? Они всё равно занимают в высоту не больше трети экрана.
Как будто этого было мало, в игре ещё и неудачно подобраны шрифты и иконки. О маленькие серые буквы можно сломать глаза, особенно в локализации. Значки свойств похожи друг на друга как две капли воды, особенно издалека — приходится подолгу наводить на них мышку и читать описание. Особенно это раздражает при поиске выгодной партии. Хорошо хоть наследуемые свойства выделены отдельно.
Также плохо выполнена сама карта. Если её отдалить — всё в порядке, красивый разноцветный пергамент годится для сочных скриншотов. Но стоит развязать войну, как сразу вылезает куча проблем. Во-первых, разработчики зачем-то сделали физическую карту основным режимом: солдаты сливаются с ёлками, границ провинций не видно, храмы и города — неразборчивые пятна на карте. Во-вторых, по механике игры каждое графство разделено на несколько баронств, и, чтобы захватить его целиком, вы должны привести армию к ключевой точке, — как правило, к замку. Который ещё нужно найти. Переключаться между армией и осаждённой провинцией тоже неудобно, вы будете постоянно промахиваться. Ну и, наконец, в-третьих, мини-карту из игры убрали, поэтому быстро найти нужное место бывает непросто.
Критических багов лично я не заметил, но есть вопросы к инновациям: потратив честные 20 лет жизни своего раджи на изучение casus belli, я так и не увидел нового повода для войны в списке. При том, что Рюрик, обладающий им со старта, применяет его без вопросов.
Часть или целое?
К играм Paradox Interactive на релизе многие относятся скептически: дескать, обрезанная база никому не нужна, весь контент будет в DLC. Я с этой позицией не согласен — времена изменились. Издатель уже давно перестал быть маленькой студией, рук у разработчиков хватает; к тому же обновлённый движок Clausewitz–Jomini, опробованный на Imperator: Rome, упростил им работу. В релизной версии Crusader Kings III в четыре раза больше контента, чем в релизной версии второй части.
Уже сейчас игроку доступны все народы и религии, тогда как в Crusader Kings II поначалу мы играли только за христиан. Каждая культура обладает уникальными фишками и игровыми решениями: получается, в третьей части есть контент из Sword of Islam, Legacy of Rome, Old Gods и Rajas of India. Реформированные религии и ереси, священные ордена из Sons of Abraham? Тоже есть. Жизненные пути из Way of Life? На месте. Линии крови из Holy Fury превратились в наследия династий.
Значимые улучшения, добавленные в старую игру лишь с поздними патчами (большая подробная карта, точки сбора войск, детальная настройка игры) присутствуют сразу. Появилась, наконец, возможность бесконечной игры, которая была и раньше, но только если залезть в системные файлы. Две стартовые даты, конечно, не так круто, как одиннадцать, но за счёт возросшей роли культур и религий игра всё равно воспринимается свежее. Выросла и карта, в основном за счёт территорий в центральной Африке. Земли от Гвинеи до Монголии — в вашем распоряжении.
А самое удивительное — Crusader Kings III прекрасно оптимизирована. Она работает на ноутбуке 2012 года шустрее предшественницы.
Crusader Kings III — больше, чем перезагрузка серии. Уже на релизе она радует количеством и качеством контента, пускай огрехи локализации и неудобный интерфейс несколько портят картину. Не каждый сможет разобраться в сложных отношениях средневековых феодалов, но тех, кто приложит усилия, игра щедро вознаградит увлекательными историями.