даан ван кампенхаут обучение
hellinger_ru
Открытое сообщество по системным расстановкам
Nobody is Excluded. Никто не исключен. Берт Хеллингер.
Я снова в Париже, где продолжаю изучение шаманской работы с Кампенхаутом. Семинар называется «Душа шамана, тело шамана» и посвящен, соответственно, душе и телу работников больших полей 🙂
Сначала атмосферное. Даан давно грозился сократить свою практику на две трети, и понемногу сворачивается. Париж обещал оставить 🙂 Но это сокращение вызвало небывалый наплыв народу (человек 50), съем нового зала и большие неудобства в работе.
Зал огромный, но стылый и «убитый». В полях он просто стонет от пренебрежения, огромные помещения под крышей набиты каким-то вонючим хламом. Нет, это не те крыши Парижа, о которых поет Эдит Пиаф, это производственное здание в дурном районе.
Париж повсеместно не имеет центрального отопления и представьте себе, что такое 200 м с раздолбаными окнами без отопления.
На этих 200м, разбитых колоннами, мы не можем составить общий круг, приходится делать несколько.
Тем не менее, работать в кругу старых знакомых шаманов очень хотелось. Бубен мой уже чуть не голосом научился спрашивать, когда же наконец, когда. Он у меня поправился, перестал замолкать в мокрую погоду (в Париже сегодня дождь), и находится в очень хорошем рабочем настроении.
Сегодня были только вечерние занятия. Сделали два примерочных ритуала.
Первый был на шаманском колесе. Если есть кто-то, кто читает меня впервые, то поищите сообщения прошлых лет, где я описываю колесо. Также я провожу семинары по работе с шаманским колесом, ближайший будет осенью 2016.
На этот раз колесо разделили неочевидным для меня образом. Мы обращались к принятой дихотомии душа-тело. А также к принятому у нас аналитическому мышлению: известное и не известное.
И вот на востоке была «известная душа». На севере «неизвестная душа». На юге «известное тело». На западе «неизвестное тело».
Тем не менее, в хорошей компании можно и в таком трипе что-то поднять.
Затем делали путешествие в парах. Один шаманил для другого для гармонизации сложных (выявленных в предыдущем трипе) аспектов.
Мне неожиданно попалась очень сильная партнерша. Тут вообще много сильных, но эту женщину я не знала, а она очень большой мастер, ее зовут Мириам. Чувствую себя после ее работы очень окрепшей.
Я уже много раз писала в таких отчетах, что одна из важных причин, почему я тут, это возможность получать. Здесь много ресурсов. Никто не знает здесь «русской специфики» и многие мои процессы «со спецификой» тут просто сходятся без каких-либо усилий с моей стороны. Это и произошло очередной раз.
В ответ я для Мириам тоже не пожалела усилий. Да их и не требовалось. Просто все хорошо шло, нужная помощь приходила.
Я буду очень далеко не я, если буду строить из себя причастную к сибирским традициям. Нет, я не хочу мерзнуть в юрте или трястись на джипе 500 км до сакральных мест. Где, кстати, окажутся какие угодно шоу для московских лохов. Пока что из трех проверенных мною «потомственных сибирских шаманов» все три «циркачи» и силы не имеют. Тут же в 90% случайной парной работы я имею партнера в силе. Потому я и здесь.
Как открыться новым отношениям? Пробудите свою сексуальную энергию, что бы вас хотели
Вы ждете любви, но уже теряете надежду? Во время обучающих занятий голландца Даана ван Кампенхаута (это голландский мастер расстановок и шаманской практики, разработавший также свой стиль полевой практики, которая называется “Системный ритуал”) часто спрашивали о том, как помочь любви проникнуть в ваши сердца. Он разработал упражнения, ритуалы и медитации, которые позволят вам визуализировать ваши будущие отношения, освободить для них место, а затем позволить найти себя.
Учет прошлых отношений
Хотя ван Кампенхаут устанавливает азимут на будущее, он предлагает сначала оглянуться назад. Подумайте о своей прошлой любовной жизни. Узнайте, какое место в вашей жизни, квартире и сознании занимают бывшие любовники.
Трудно открыться новым отношениям, если вы все еще мысленно привязаны к вашему бывшему партнеру. Когда вы не полностью отпустили его, скорее всего, вы привлечете кого-то, кто также не будет полностью доступным для вас.
Речь идет не об удалении ваших «бывших» из памяти. Скорее, найти для них подходящее место – сохранить воспоминания о том, что было дорого.
Стоит учитывать динамику предыдущих отношений. По ролям, в которых вы были. Обратите особое внимание на ситуации, в которых вы были разочарованы, одиноки, потеряны (из-за какого-то поведения или его отсутствия со стороны другого человека), обмануты. Какова была ваша реакция, и как отреагировал ваш партнер? Каким было ваше общение? Возможно, вы узнаете другие аспекты отношений – когда вы взяли на себя роль родителя по отношению к любимому человеку. Вы помните такие ситуации? Каково было бы действовать в них как равноправный партнер? Поэкспериментируйте в своем воображении с различными возможностями.
Что вы действительно хотите
Когда у вас есть достаточно упорядоченное прошлое, хорошо бы понять, чего вы действительно хотите. Так что посмотрите на свои собственные фантазии и планы на будущее, у них наверняка есть достоинства и недостатки. Они могут вдохновлять, предлагая шаги, которые необходимо предпринять для лучшей жизни, но могут и ставить барьеры и ограничения, закрывая вас от всего нового и позитивного, что может предложить вам жизнь.
Вы попали в ловушку ожиданий. Вы хотите, чтобы другой человек стал вашим дополнением (миф о «другой половине»!), заполнил ваши пробелы. Это никогда не сработает! В самих желаниях нет ничего плохого – иногда они просто создают ненужные барьеры. Если вы продолжите проверять, соответствует ли другой человек всем вашим критериям, вы не увидите его таким, каков он есть. Кроме того, вы действительно хотите встретить человека, о котором знаете почти все? Не лучше ли иметь рядом с собой человека, которого вы будете открывать для себя по частям? Женщину/мужчину, которые станут сюрпризом? Согласитесь позволить каждому из вас – вместо того, чтобы переделывать другого по себя – оставаться самим собой.
Визуализация новых отношений
Возможно, вы захотите попрощаться с некоторыми своими фантазиями ритуальным образом. Даан ван Кампенхаут предлагает женщинам заложить в гробницу сказочного принца, даже куклу – Кена, украшенную символами и атрибутами, олицетворяющими ваши недостижимые мечты. Это способ попрощаться с творениями вашего собственного воображения и открыться «реальным» людям.
Еще одно упражнение – составление идеального расписания – планирование и запись в нем совместных мероприятий с будущим партнером: отпуск, ресторан, поездка, кино, театр. И честная проверка: все ли это возможно? Как эти планы соотносятся с вашей реальной повседневной жизнью? Вы думаете, что перестанете ходить к дантисту, когда будете в отношениях, или общаться с подругами? Вы откажетесь от дружбы?
Вы также можете сделать коллаж из фотографий, вырезанных из журналов (что-то вроде карты мечты), в котором будут учтены различные аспекты ваших отношений: романтика, физический контакт, взаимная поддержка. Но также хорошо наклеить, например, стол для переговоров – что-то, что будет символизировать дискуссии и практические мероприятия.
В центре вашего внимания
Например, вы уже знаете, чего хотите. Что теперь?
Посмотрите на себя. Кого вы видите? Как вы оцениваете этого человека? Вы достаточно строгие или снисходительные? Ну, наверное, будет сложно быть объективным. Что, если вы проверите, как вас воспринимают другие? Например, спросите о своих слабостях. Конечно, не просто получить объективную картину. Обычно друзья знают вас очень хорошо, но редко дают отрицательный отзыв – такой отзыв может затронуть вашу чувствительную точку и испортить ваши отношения. Но, может, стоит попробовать?
Выполните простое упражнение: спросите пятерых друзей, что они ценят в вас и что их раздражает? Какие ваши особенности и черты характера, по их мнению, способствуют поиску нового партнера, а какие – только препятствуют? Или вы можете задать более острый вопрос коллегам, которым вы доверяете, или спросить у своих близких друзей.
На этом этапе также хорошо сравнить свои пожелания к будущему супругу с тем, как вы их исполняете сами:
То, что вы хотите от другого человека, вы также должны предложить ему сами в разумных рамках. Подобные энергии безошибочно привлекают и узнают друг друга.
Первый контакт
Если вы хотите сделать следующий шаг, еще раз взгляните на свои ожидания от партнера и на то, что вы хотели бы делать вместе. Действительно ли спутник жизни необходим для реализации всех этих желаний? Наверное, без него некоторые желания могли бы не исполниться. Если вы женщина и можете сами позаботиться о себе, вы будете более привлекательными для сознательного, независимого мужчины. В одном из упражнений ван Кампенхаут предлагает сделать или купить подарок будущему партнеру. Вы можете время от времени смотреть на эту маленькую деталь с мыслью: «Это для него / нее». Таким образом, вы осознаете, что человек, которого вы ждете, уже существует. Конечно, сам он не выскочит, как кролик из шляпы.
И, наконец, дайте себя найти. Зарезервируйте место в своей мечте для любимого человека. Не нужно относиться к нему как к пришельцу с другой планеты. Все же это создание из плоти и крови, живущее на Земле. Может, в нескольких кварталах от вас. Он ходит на работу, делает покупки, может, заходит в кафе, куда вы тоже ходите. Позвольте ему добраться до вас, чтобы ожидаемый человек стал кем-то доступным и реальным в вашем сознании. Уделять больше внимания окружающим людям каждый день.
Важно быть открытым для людей – независимо от пола и возраста, свободны ли они и насколько они нас интересуют. Попробуйте устанавливать контакты с другими случайно, с легкостью и ради чистого удовольствия. Сосредоточьте свое внимание на установлении контакта – например, с продавцом в местном продуктовом магазине или официанткой в кафе. Смотрите, как это делают другие. Ваше партнерство сразу никогда не начнется как готовые, идеальные отношения. Настоящее начало отношений – это когда два человека встречаются и начинают общаться. Не всякий контакт перерастает в отношения, но иногда отношения начинаются с первого контакта.
Как женщине начать новые отношения после расставания:
Пробудите свою сексуальную энергию
Сакральная чакра – энергетическая точка, расположенная на два пальца ниже нашего пупка – согласно йоге, а также буддизму или биоэнерготерапии, представляет нашу сексуальность, творчество, свободное выражение эмоций и получение чувственного удовольствия. Когда жизненная энергия свободно течет через нее, вы чувствуете радость и страсть жизни, и ваши контакты с противоположным полом (в том числе сексуальные) процветают. Когда она заблокирована, вы избегаете общения, становитесь апатичными и стыдитесь своей сексуальности и телесности.
Вот несколько советов, как гармонизировать эту чакру и привлечь любовь:
ТЕХНИКА УВЕЛИЧЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ:
РЕКОМЕНДУЮ проверенные курсы:
Введение в чакрамную систему> Как научиться чувствовать энергетическую систему и использовать каждую чакру для улучшения любой области жизни.
Медитации от Василия Попова> Избавьтесь от стресса и улучшите самочувствие всего за 10 мин. в день.
Мудры. Магия жестов> Как получать подсказки и поддержку Высших Сил через гармоничную связь с высокочастотным энергетическим потоком.
Искусство ТАРО> Познайте тайны древних жрецов и освойте новую профессию!
Секреты РУН> Получите опыт работы с инструментами далёкого прошлого для трансформации Своего настоящего и будущего.
Руническая защита от коронавируса> Освойте техники, которые позволят выстроить эффективную защиту против вирусных инфекций.
Исполнение желаний> Психотехнологии для достижения целей. Исполнение мечты – это не чудо, а следствие грамотно выстроенных действий!
Кармические задачи в коде вашего рождения> Причины ваших неудач, денежных и других ограничений и блокировок.
Даан ван кампенхаут обучение
Эти разные точки зрения непосредственно отражаются на способе работы с трансгенерационными травмами. Для Дюма осознание было ключом, который мог привести к разговору или, может быть, маленькому импровизированному ритуалу, который позволял этим эхо умолкнуть. Для Хеллингера была необходима прямая коммуникация между соответствующими людьми: заместители живых и мертвых побуждались к диалогу, содержащему в себе целительные фразы и зачастую прикосновения.
Шаманский способ работы с болезнью и травмой заключается в первую очередь в том, чтобы пригласить духовные источники силы: если эти источники делятся с нами своей силой, мы исцеляемся. Поскольку за каждым из нас находятся все поколения наших предков, поле предков представляет собой первичный источник силы, к которому мы можем обратиться всегда, когда нам что-то нужно. Болезнь – результат слабости, недостатка энергии. Когда сил не хватает, эту брешь может заполнить чужая энергия, которая туда не относится. Если отдельная личность или система слабы, то, чтобы заменить потерянную силу, требуется дополнительная сила из заслуживающего доверия источника, так чтобы внедрившаяся чужая энергия ушла и снова окреп целительный разум как часть, неотъемлемо присущая нашему телу и нашей душе. На основании этой шаманской парадигмы расстановка в самой простой своей форме может состоять только из клиента и поля его предков.
Во время работы группы один мужчина попросил о помощи для своей жены. Она страдала депрессией в комбинации с паническими атаками, которые делали ее зависимой от постоянного присутствия рядом с ней других людей. Самой жены на группе не было, но она дала мужу разрешение поработать для нее. Я пригласил мужчину выбрать заместительницу для его жены, а когда он это сделал, я попросил выбранную им женщину определить заместителей для ее (жены) родителей. Я поставил жену и ее родителей лицом друг к другу так, что они образовали треугольник. Затем родители выбрали заместителей для своих родителей, которые были поставлены за ними. Эти бабушки и дедушки клиентки в свою очередь выбрали своих родителей и так далее, пока все 70 участников группы не оказались в расстановке в роли предков. Я попросил заместительницу жены сказать следующее: «Мои дорогие предки! Я родилась, когда большинство из вас уже прожили свои жизни, и поэтому вы не знаете моего имени и моего лица. Пожалуйста, посмотрите на меня, я ваш потомок. Меня зовут (она называет свое имя). У меня сейчас трудный период, мне все время грустно и страшно. Есть ли среди вас те, кто может смотреть на меня приветливо? Вы можете поделиться со мной вашей силой, чтобы моя душа стала сильней и была не такой боязливой? Я приветствую вашу помощь». После этих слов женщина получила возможность походить по полю предков и останавливаться там, где ей хотелось; она могла побыть там какое-то время, установить зрительный контакт, дать себя обнять. Через 15 минут я попросил ее вернуться на исходную позицию. Затем она обратилась к предкам со словами: «Мои дорогие предки, спасибо вам за то, что вы мне сегодня дали. Я принимаю это с благодарностью». Предков я попросил ответить: «Наш дорогой потомок! Теперь мы знаем тебя, а ты знаешь нас. Ты в любой момент можешь навестить нас снова: во сне, в воспоминании, в медитации. Ты всегда будешь желанным гостем. Мы поделимся с тобой тем, что имеем. Сегодня ты взяла то, что смогла взять, в следующий раз ты получишь от нас еще больше». В качестве последнего движения я попросил ее мужа встать за женой, а жену медленно развернуться так, чтобы она могла его видеть, сделать шаг в его сторону и сказать: «Теперь у меня есть поддержка моих предков, с этого момента она всегда будет со мной». Полгода спустя я получил от этого мужчины сообщение, что со дня расстановки его жена чувствует больше внутренних сил и что она снова может на несколько часов оставаться одна, что стало большим облегчением для пары. У нее прибавилось сил и лучше получается обходиться со страхами.
Я часто руководствовался тезисом Дюма, что психоз представляет собой результат целой цепочки событий и травм на протяжении нескольких поколений, следствием чего стало появление множества разных форматов расстановок. Один из них я использовал в работе с молодым человеком, который страдал навязчивым страхом удушья, что часто приводило к тяжелым приступам гипервентиляции. Я попросил его с закрытыми глазами встать с краю расстановочного пространства, дал ему какое-то время привыкнуть к этому месту, а затем пригласил его установить контакт со страхом, который он часто испытывал, но при этом представить себе, что его страх уходит корнями к предкам, которые стоят перед ним в поле. Я попросил его довериться интуиции и сообщить, видит ли он или чувствует ли он здесь кого-то. Все так же с закрытыми глазами он начал показывать на определенные места: там он почувствовал двух детей, слева от него был старик, с другой стороны он почувствовал молодую женщину… Я выбирал заместителей для людей, которых он называл, и очень скоро там оказалось около пятнадцати человек. Я попросил их закрыть глаза, войти в роль и описать мне то, что у них произошло. Подавая знак рукой, они один за другим вызывались, чтобы сообщить, что они пережили. Они описывали свои ощущения, образы, впечатления и симптомы, и мы узнали, что у большинства из них произошло что-то, связанное с невозможностью дышать, кто-то, например, погиб в огне, кто-то был повешен или утонул в озере. Я попросил остальных участников, которые еще сидели на своих стульях, войти в расстановку в качестве целителей и помощников, чтобы никто из предков больше не стоял в одиночестве. В объятьях помощников заместители предков смогли выразить боль и страх, было пролито много слез. Постепенно все успокоилось. В заключение я попросил всех пришедших для поддержки помощников сказать заместителям предков: «Теперь ваши страдания позади. Все это случилось давно. Боль, которую вы когда-то испытали, теперь прошла, а вы больше не одни. Теперь мы здесь и мы останемся с вами. Мы уведем вас отсюда, из того места, где вы страдали, туда, где вы сможете отдохнуть». Постепенно отдельные группы людей стали перемещаться, пока не оказались там, где по их ощущению они могли найти покой. Затем установилась глубокая тишина. Все это время клиент наблюдал за работой. Параллельно с тем, как заместители постепенно переставали страдать, его дыхание становилось все глубже. В качестве последней интервенции я попросил переживших страдания предков посмотреть на него и сказать: «Дорогой потомок! Нам жаль, что наши страдания причинили вред тебе. Мы наконец-то обрели покой и наши раны готовы зажить. Сегодня ты вспомнил о нас. На этом новом месте, где мы стоим теперь, мы будем думать о тебе и посылать тебе наше благословение. Сегодня ты помог нам, и пусть те добрые пожелания, которые мы тебе посылаем, в свою очередь помогут тебе». Примерно через год я встретил этого клиента снова и он рассказал мне, что после той работы у него не было больше ни одного приступа гипервентиляции. Иногда он еще чувствовал некоторый страх задохнуться, но как только это случалось, он вспоминал расстановку и то, как каждый из его предков получил необходимую ему помощь, и страх снова уходил.
По наблюдению Берта Хеллингера, бессознательная лояльность может привязывать друг к другу двух людей из разных поколений так, что судьба одного из них повторяется. Эта концепция позволяет делать очень точную работу, в которой между ними находится новое равновесие. Как-то на группе одна женщина сказала мне, что хочет сделать расстановку, но у нее пока нет четкого представления о том, что бы она хотела расставить. И все же у нее было уверенное ощущение, что личная работа необходима. Я предложил ей подождать, пока тема не прояснится. По ходу семинара я периодически спрашивал, не появилось ли у нее больше ясности, и каждый раз она отвечала: «Я жду». К концу третьего дня все участники получили личные работы – кроме нее. У нас оставался еще час времени, я посмотрел на нее и спросил, что мы можем сделать. Вдруг она в отчаянии сказала: «Я все еще жду! Я все время жду, всю свою жизнь я только и делаю, что жду!» Казалось, через нее говорит что-то другое, и мне было понятно, что там действовало системное переплетение. Я спросил ее: «Кто в твоей семье все время ждал?» Она тут же ответила: «Сестра моей бабушки. В юности у нее была любовь с одним молодым человеком, который уехал потом в Южную Америку, но он сказал ей, что однажды вернется и заберет ее к себе. Больше она никогда о нем не слышала и никогда в своей жизни никого больше не любила. Она ждала его всегда, даже когда состарилась, до самого конца жизни».
Я поставил сестру бабушки и ее возлюбленного и пригласил клиентку наблюдать за ними с некоторого расстояния. Увидев друг друга, сестра бабушки и ее любимый были очень тронуты, их неудержимо тянуло друг к другу. У меня сложилось впечатление, что тут вмешалась судьба и у молодого человека не было возможности возобновить контакт с его возлюбленной. Может быть, он погиб во время путешествия или случилось что-то еще. Когда они коснулись друг друга, я попросил их сказать: «Ожидание наконец закончилось». Они закрыли глаза и буквально слились в объятьях. Через пару минут я попросил их вместе посмотреть на клиентку и сказать: «Ты ощущала наше ожидание как часть себя. Поскольку ты это чувствовала, сегодня мы были приглашены в это пространство и наше ожидание наконец закончилось. Спасибо, что ты думала о нас. Поскольку наше ожидание теперь завершилось, ты тоже можешь перестать ждать. Мы желаем тебе добра в жизни и в любви. Наше благословение будет всегда с тобой». Клиента почувствовала огромное облегчение, как будто с ее плеч сняли тяжелый груз.
Три описанных мной случая представляют собой примеры того, как я по отдельности применял и включал в мою расстановочную практику три парадигмы относительно динамик между поколениями. С годами все они постепенно интегрировались и я стал называть мою работу „ Systemic Ritual “ (системный ритуал). В последнем примере я хотел бы описать одну работу, типичную для моего подхода в работе с клиентами с психозом в анамнезе. Клиенткой была молодая женщина из бывшей Югославии, в анамнезе которой имели место неоднократные психотические эпизоды. Я выстроил ритуал в три концентрических круга с клиенткой посередине. Для внутреннего круга я попросил ее выбрать заместителей для разных аспектов ее симптоматики. Она выбрала страх, ярость, диссоциацию, дезориентацию, ощущение «парения в воздухе, вместо того чтобы чувствовать землю под ногами» и некоторые другие. В этом кругу стояли примерно десять разных аспектов ее психоза. Второй круг, охватывавший первый, состоял из заместителей членов семьи и элементов, имеющих отношение к ее происхождению и биографии. Сначала я выбрал заместителей для самой клиентки, ее родителей и бабушек-дедушек. Затем я пригласил членов группы выступить в роли разных этнических групп, к которым принадлежали предки клиентки: это были боснийцы и сербы, а также синти и рома. Рядом с заместителями для этих групп я поставил «смерть» этой группы. Затем я выбрал заместителей для Второй мировой войны, войн в Югославии с 1991 по 2001 год и «того, что было забыто». Для третьего, самого большого круга, я пригласил встать всех, кто еще не был в роли. Они стали заместителями тех предков, которые могли оказать поддержку. В этом формате можно увидеть все три влияния на мою работу. Большая группа нейтральных предков представляет собой шаманский элемент. Средний круг, состоявший из индивидуальных членов семьи (и некоторых абстрактных энергий, как, например, «война»), мог бы быть поставлен Бертом Хеллингером. Внутренний круг из элементов психоза – это интерпретация точки зрения Дюма, что перенос травм происходит через фантомы: не из-за лояльности или прямой связи между двумя или более лицами, а потому что по системе «гуляют» эхо – независимые энергии из нескольких поколений, которые приходят и уходят, когда им вздумается, пока их не удастся успокоить.
Я попросил клиентку встать в середину и сказать кругу симптомов: «Вы – симптомы моего психоза. Я всех вас очень хорошо знаю. Вы проявляетесь в моих чувствах, моих мыслях, моих снах и кошмарах. Но даже если вы появляетесь во мне, ваши корни могут быть где-то еще. Мои симптомы, я всеми способами пыталась вас понять, но вы по-прежнему остаетесь для меня загадкой. Сегодня я пригласила вас, чтобы вы могли услышать мой голос. Пожалуйста, посмотрите теперь какое-то время не на меня, а на тех, кто стоит вокруг вас. И задайте себе такой вопрос: “Откуда я пришел?» Пожалуйста, найдите себе место там, где находятся ваши корни. Пожалуйста, вернитесь туда, где вы начались, чтобы вам больше не приходилось смотреть на меня, чтобы найти себе место». Симптомы начали смотреть на внешний для себя круг и постепенно менять свои места. Один симптом отправился к матери клиентки, другой встал между сербами, синти и рома. Через какое-то время все нашли свое место. Только один симптом встал рядом с заместительницей клиентки, все остальные заняли другие позиции. Они посмотрели на человека, от которого, как им казалось, они брали свое начало, и сказали: «Я происхожу от тебя. Пожалуйста, возьми меня обратно, чтобы я мог успокоиться». Заместители в среднем кругу повернулись к внешнему кругу предков и сказали: «Дорогие предки, к нам теперь возвращается то, на что мы пытались не смотреть. В прошлом у нас не было сил на это смотреть и держать это при себе, и оно ушло. Но теперь это возвращается и просит нас держать его и оставить при себе. Пожалуйста, предки, поделитесь с нами вашей силой, чтобы мы были в состоянии интегрировать то, что относится к нам, чтобы с вашей помощью мы снова стали целыми». Теперь круги распались и образовались маленькие группы из представителей всех трех кругов. Каждая из них нашла свой способ держать и интегрировать симптом. Несколько предков из внешнего круга подошли к самой клиентке, которая по-прежнему стояла в центре, и поддержали ее в созерцании происходивших процессов. Через некоторое время маленькие группы затихли и перестали двигаться. Каждая являла собой образ мирной интеграции. Мы закончили ритуал. После этой работы я в течение нескольких месяцев получал от клиентки открытки, в которых она рассказывала мне о том, что многие ее симптомы прошли и больше не возвращались. Она не избавилась от болезни полностью, но некоторые симптомы исчезли, а другие стали менее интенсивными. Она испытывала облегчение и воспринимала ритуал как важный шаг в правильном направлении.
Психоз представляет собой очень комплексный феномен. Потеря душевного здоровья может иметь множество причин, а причастные к этому факторы часто сплетаются между собой так, что различить их бывает очень трудно. Начало психоза может быть вызвано взаимодействием наследственных, биохимических, психологических, социальных и системных причин – и это лишь некоторые из возможных вариантов. Я думаю, что как расстановщики мы всегда должны ясно осознавать, что системные факторы часто играют здесь свою роль, однако расстановка или системный ритуал могут проделать, как правило, лишь часть работы. Расстановка не может заменить работу с травмой, психологическое/психиатрическое или медикаментозное лечение. Как я описал в примерах, после расстановки клиенты испытывали частичное облегчение своих симптомов, однако прояснено было не все. Расстановки наверняка могут помочь найти решение для части пазла, с которым нас конфронтируют психические заболевания, но, по моему опыту, их следует рассматривать как шаг на пути, а не все путешествие в целом. Если мы понимаем и принимаем это ограничение, то мы не будем создавать у наших клиентов нереалистичных ожиданий и сможем быть благодарны за любой конструктивный эффект, сколь бы он ни был мал. Чтобы избежать негативных результатов, существует несколько правил гигиены, которых я придерживаюсь, когда меня просит о помощи человек с психозом в анамнезе. В самую первую очередь: если человек недавно перенес срыв или психоз, я с ним не работаю. Иногда заместители выражают в расстановке очень интенсивные чувства, что может выбить из равновесия клиента, если он недостаточно заземлен. Расстановка способна даже вызвать новый психотический эпизод. Поэтому я, как правило, работаю только с клиентами, которые были стабильны на протяжении как минимум года, с помощью или без помощи медикаментов. Кроме того, я всегда прошу клиентов сообщать ключевым лицам в их системе помощи о том, что они собираются принять участие в группе, где они, возможно, получат расстановку или системный ритуал. Таким образом, в случае, если им понадобится помощь, в их распоряжении будут друзья и люди, на которых они могут рассчитывать. Если клиенты проходят терапию, я прошу их информировать терапевта об участии в группе, чтобы они могли потом обсудить сделанную нами работу. Также я не стану работать с таким клиентом в первый день, чтобы мы оба могли сначала оценить его реакцию: в состоянии ли он справляться с интенсивностью ритуала, входом в роли и выходом из ролей? Если да, то, может быть, на второй день мы попробуем сделать расстановку. Понимание и соблюдение этих правил безопасности и ограничений позволяет безопасно работать в рамках наших возможностей, реалистичным и ответственным образом поддерживать наших клиентов на их пути к исцелению.
Даан ван Кампенхаут
[1] Оригинал статьи опубликован в журнале “ Praxis der Systemaufstellung ” (1/2016)