далматская икона божией матери

Далматская икона Божией Матери

далматская икона божией материВ соборной церкви Успенского Далматова монастыря, расположенного на берегу реки Исети в Пермской области хранился чудотворный образ Успения Божией Матери, принадлежавший иноку Далмату, основателю этой обители.

В первой половине XVII-го столетия дворянин Димитрий Иванов Мокринский, житель г. Тобольска, удалился в Невьянский монастырь (Тобольская епархия), где и принял иночество с именем Далмата. Так как инок отличался добродетельной жизнью и был подвижником, братия Невьянского монастыря пожелала избрать его своим игуменом. Но смиренный Далмат, избегая этого высокого и ответственного сана, удалился из обители, взяв с собой икону Успения Богоматери. В 1644-м году он прибыл в Пермскую губернию и здесь поселился в пещере во владениях Тюменского татарина Илигея.

Решив изгнать отшельника, Илигей остановился на ночлег напротив Далматовой пещеры, за рекой Исетью, рассчитывая на рассвете напасть на инока. Но защитницей Далмата стала Сама Царица Небесная. Она явилась татарину во сне в багряном одеянии, с пламенным мечом в руках. Богоматерь строго запретила причинять Далмату какую бы то ни было обиду и приказала Илигею дать отшельнику земли для построения обители, что татарин со смирением и сделал.

Это чудесное событие произошло в 1646 году. К этой же дате относят и основание Далматова монастыря.

В конце 1646 года на обитель напали калмыки. Они сожгли монастырские постройки; часть монахов убили, другую увели в плен. Во время этого разгрома чудесным образом спасся от гибели только основатель обители старец Далмат, сохранив и принесенную им из Невьянского монастыря икону Успения Божией Матери.

Через несколько лет, благодаря усердию Далмата, на месте разрушенного монастыря уже возвышалась деревянная церковь, а недалеко от нее появились и келии для иноков. Сюда стали стекаться богомольцы и делать свои пожертвования на украшение обители и храма. С этого времени слава монастыря стала быстро распространяться по всем ближним и дальним местам.

В 1664 году монастырь опять подвергся нападению. Хан Девлет-Гирей разграбил и сжег обитель. Однако икона Божией Матери и на этот раз осталась невредимой, хотя церковь вся сгорела; только на задней стороне доски обгорело то место, к которому прикоснулся рукой один мусульманин.

Обитель была восстановлена уже сыном Далмата, архимандритом Исааком. Он в 1707 году выстроил каменную церковь, где и находилась чудотворная икона Успения Божией Матери. Риза и венцы на ней были серебряные, вызолоченные, с драгоценными камнями.

Источник

ДАЛМАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

далматская икона божией матери
Далматская икона Успения Божией Матери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США)

Далматская икона Успения Божией Матери, чудотворный образ, прославившийся в XVII веке.

Принадлежала иноку преподобному Далмату, основателю Успенской обители в городе Далматове, в соборной церкви которой и хранился чудотворный образ. В первой половине XVII столетия тобольский казак Дмитрий Иванович Мокринский, оставив жену и детей, удалился в Невьянский монастырь Тобольской епархии, где принял иночество с именем Далмат. Так как он отличался высокой добродетельной жизнью, братия Невьянского монастыря пожелала видеть его своим игуменом. Но смиренный Далмат, избегая этого высокого и ответственного поста, удалился из обители, взяв с собой икону Успения Божией Матери. В 1644 году он прибыл в Пермскую губернию в Шадринский уезд и здесь поселился в пещере, во владениях татарина Илигея.

Но вскоре на новоучрежденную обитель напали калмыки. Они сожгли начатые монастырские постройки, часть монахов убили, часть пленили. Только старец Далмат чудесным образом спасся и сохранил принесенную им икону Успения Божией Матери. Когда калмыки ушли, он своими трудами стал восстанавливать обитель. Через несколько лет, благодаря его усердию, уже возвышалась деревянная церковь, а поблизости появились кельи.

В 1651 году монастырь подвергся нападению войск сибирского хана Девлет-Гирея, обитель полностью разграбили и сожгли. Чудотворная икона осталась невредимой, только на задней стороне ее обгорело то место, к которому прикоснулся один мусульманин. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, а икона стала главной святыней монастыря.

В 1702 г. икона была поновлена тобольским иконописцем Иваном Никитиным [1].

В 1707 году в монастыре был построен каменный Успенский собор, в которой и находился чудотворный образ.

Во время правления имп. Екатерины II монастырьрь по молитвам перед Далматской иконой выдержал трехдневную осаду войска Е. Пугачёва.

Икону украшала драгоценная серебряная позолоченная риза, устроенная в 1800 г. попечением игум. Гедеона. Взамен нее в 1864 г. в Москве архим. Мефодием была заказана новая серебряная позолоченная чеканная, с драгоценными камнями [2]. Икона находилась в специальном киоте, декорированном резьбой. Образ прикрывала цветная шелковая завеса, которую раздвигали по мере необходимости.

19 апреля 1852 г. пожаром были уничтожены многие постройки монастыря, в т. ч. верхний храм; Далматская икона вновь не пострадала.

До 1917 г. верующие, для того чтобы торжественно почтить Далматскую икону, 2 раза в год, в дни празднования иконе (15 февраля) и Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), приходили в монастырь на поклонение. В рапорте 1864 г. настоятеля монастыря игум. Мефодия архиеп. Верхотурскому и Пермскому Неофиту сообщается о значительном стечении богомольцев (до 5 тыс.) в обитель из Пермской, Тобольской, Томской, Оренбургской губерний на поклонение иконе и мощам прп. Далмата в дни памяти ап. Иоанна Богослова (во имя его освящен придел в нижнем Рождественском храме) и свт. Николая Мирликийского. В том же рапорте приведена просьба жителей г. Шадринска к епархиальному начальству о разрешении переносить Далматскую икону из обители в их город сроком на 1 месяц.

В начале 1920-х гг. после упразднения монастыря его насельники разошлись по другим обителям, унеся с собой Далматскую икону. В настоящее время сведений о местонахождении иконы не имеется.

Источники

Самым ранним источником, упоминающим «местную икону Пресвятыя Богородицы», чудесно спасшуюся от огня во время набега калмыков, является «Челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство» [3]. В монастырской описи от февраля 1905 г. список икон открывает чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы.

Иконография

Об иконе можно судить по хромолитографии начала XX в. Б. И. Фесенко и фотографии того же времени, зафиксировавшей вид иконы в киоте. Иконография Далматской иконы (1 аршин 4 вершка (ок. 88 см) × 1 аршин 1/2 вершка (ок. 73 см)) относится к неполному изводу композиции «Успение Пресвятой Богородицы» (без явления апостолов в облаках, но с чудом усекновения рук Авфонию и фигурами жен перед архитектурными строениями).

Списки иконы

Сохранились сведения о некоторых списках Далматской иконы. В 1853 г., выражая просьбу прихожан Захариевской церкви в Барнауле, церковный староста мещанин В. С. Мушников ходатайствовал перед архиеп. Пермским и Верхотурским Аркадием о разрешении иметь у себя в храме список Далматской иконы, «сходствующий с подлинным как цветом красок, так и мерою своей доски» [4]. В 1854 г. просьба была удовлетворена: шадринский иконописец Василий Бронников по поручению настоятеля монастыря архим. Мефодия исполнил список, который был отправлен в Барнаул. В 1859 г. братья Голышевы, подрядившиеся создать новое иконное убранство, сделали список Далматской иконы, очевидно, заместивший чудотворный образ в иконостасе собора. Этот список украсил первоначальный оклад иконы 1800 г. К спискам Далматской иконы можно отнести и написанную в монастыре в 1725 г. иконописцем Тамакульской слободы свящ. Андреем Михайловым икону, которую украсили серебряным окладом [5]. В 2002 г. иконописцем прот. Александром Маньшиным, настоятелем Введенской церкви с. Сухарева Валуйского района Белгородской обл., была написана икона Успения Пресвятой Богородицы, «размерами и образом подобная прежней чудотворной» [6].

Литература

Использованные материалы

[1] ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 11. Л. 6 об.

[4] ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 2367

[5] ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1., Д. 82. Л. 11; Д. 139. Л. 5; Д. 174. Л. 22; Д. 3179. Л. 72

Источник

Далматская икона божией матери

далматская икона божией матери

Далматский образ Успения Божией Матери – чудотворная икона, прославившаяся в XVII веке. Этот образ принадлежал преподобному Далмату, основателю Успенского монастыря в городе Далматове, в соборном храме которого и хранилась чудотворная икона. В первой половине XVII столетия тобольский казак Дмитрий Мокринский, оставив жену и детей, удалился в Невьянский монастырь Тобольской епархии, где принял иночество с именем Далмат. Он отличался столь высокодобродетельной жизнью, что братия Невьянской обители пожелала видеть его своим игуменом. Но смиренный Далмат, избегая столь ответственного и высокого поста, удалился из обители, взяв с собой икону Успения Пресвятой Богородицы. В 1644 году он прибыл в Пермскую губернию в Шадринский уезд и поселился здесь в пещере во владениях татарина Илигея.

Когда Илигей узнал, что на его землях появился инок, который планирует даже построить здесь монастырь, он пришёл в ярость и, собрав родственников, отправился к подвижнику, собираясь его изгнать. На ночлег он остановился прямо напротив пещеры Далмата, за рекой Исетью, планируя внезапно напасть рано утром. Ночью Илигею явилась Божия Матерь, в венце, в багряном одеянии и с пламенным мечом в руке. Она сурово запретила причинять иноку какой-либо вред и повелела дать ему землю для построения монастыря. После этого сильно испугавшего его видения татарин со всей своей свитой покорно пришёл к Далмату и отвёл ему землю для обители. В этом же 1646 году и был основан Далматов монастырь.

Но вскоре на новообразованную обитель совершили нападение калмыки. Они сожгли начатые постройки, часть монахов убили, часть пленили. Лишь старец Далмат спасся чудесным образом и сохранил принесённый им образ Успения Божией Матери. Когда нападавшие ушли, Далмат стал своими трудами восстанавливать обитель. Благодаря его усердию несколько лет спустя там уже возвышался деревянный храм, а рядом появились келлии.

В 1651 году обитель опять подверглась нападению. На этот раз на монастырь напало войско сибирского хана Девлет-Гирея. Обитель была полностью разграблена и сожжена. Чудотворный образ остался невредимым, лишь на его задней стороне обгорело то место, к которому прикоснулся один мусульманин. Заново построенный деревянный храм был освящён в честь Успения Божией Матери, а образ стал главной святыней обители.

В 1702 году икона была поновлена тобольским иконописцем Иваном Никитиным. В 1707 году в монастыре построили каменный Успенский собор, в которой и находился чудотворный образ.

Во время правления императрицы Екатерины II монастырь по молитвам перед Далматской иконой выдержал трёхдневную осаду войска Емельяна Пугачёва. 19 апреля 1852 года пожар уничтожил многие постройки монастыря, в том числе верхний храм; но Далматский образ не пострадал.

В начале 1920-х годов после упразднения обители её насельники разошлись по другим монастырям, унеся с собой Далматскую икону. Сейчас сведений о местонахождении иконы нет.

Сведения о Виленской иконе Божией Матери – см. 27 апреля.

Источник

Обо Всём

Размещение информации на любую тему.

далматская икона божией матери

28 февраля – день памяти Виленской и Далматской икон Божией Матери.

Далматская икона является списком (копией) иконы «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ». Названа по имени инока Далмата – основателя Успенского Далматовского монастыря в Пермской губернии.
В первой половине XVII столетия тобольский дворянин Димитрий Иванович Мокринский, оставив жену и детей, удалился в Невьянский монастырь Тобольской епархии, где принял иночество с именем Далмат. Поскольку он отличался высокой добродетельной жизнью, братия Невьянского монастыря пожелала видеть его своим игуменом.
Но смиренный Далмат, избегая этого высокого и ответственного поста, удалился из обители, взяв с собой икону Успения Божией Матери. В 1644 году он прибыл в Пермскую губернию и здесь поселился в пещере, во владениях татарина Илигея.
Когда Илигей узнал, что на его землях появился инок, намеревающийся построить обитель, он с воинами отправился к подвижнику, собираясь изгнать его. На ночлег Илигей остановился прямо напротив пещеры Далмата, за рекой Исетью, рассчитывая на рассвете неожиданно на него напасть. Ночью Илигею явилась Божия Матерь в венце, в багряном одеянии и с пламенным мечом в руке. Она строго запретила причинять иноку вред и приказала дать ему землю для построения обители. После этого видения татарин смиренно пришёл к Далмату и отвёл ему землю для монастыря.
Монастырь несколько раз подвергался нападениям. В 1664 году обитель была сожжена сибирским ханом Дивлет-Гиреем, но чудотворная икона Божией Матери осталась невредимой. В 1707 году архимандрит Исаак восстановил монастырь и выстроил каменный храм, где и был поставлен чудотворный образ Богородицы.
После революции 1917 года Далматский монастырь был разрушен, чудотворный образ бесследно исчез. В настоящее время Свято-Успенский Далматский мужской монастырь (ныне это Курганская область) возрождается, и для него написана новая Далматская икона Божией Матери.

Виленская икона Божией Матери

К кому возопию, Владычице?

К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?

Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным?

Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое, и преклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайстом моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление, и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою.

Тропарь Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Виленская», глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево!

Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Кондак Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Виленская», глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на агаряны православным даровала еси.

Источник

Далматская икона божией матери

далматская икона божией матери

Далматская икона Успения Божией Матери – чудотворный образ, прославившийся в XVII в. Празднование иконе совершается 15/28 февраля.

Принадлежала преподобному иноку Далмату, основателю Успенской обители, вокруг которой впоследствии возник город Далматов Шадринского уезда Пермской губернии. В соборной церкви монастыря и хранился чудотворный образ.

В первой половине XVII столетия тобольский казак Дмитрий Иванович Мокринский по кончине жены удалился в Невьянский монастырь Тобольской епархии, где принял иночество с именем Далмат. Так как он отличался высокой добродетельной жизнью, братия Невьянского монастыря пожелала видеть его своим игуменом. Но смиренный Далмат, избегая славы человеческой, с которой было сопряжено настоятельское служение, удалился из обители, взяв с собой принесенный им из Тобольска келейный образ Успения Божией Матери. В 1644 г., идя берегом реки Исети, он пришел на место, называемое «Белое Городище», и здесь поселился в пещере, во владениях тюменского ясачного татарина Илигея.

Неоднократно на новоучрежденную обитель нападали калмыки. Они сожигали начатые монастырские постройки; часть монахов была убита, другая часть пленена. После очередного разорения на пепелище была найдена невредимой икона Успения. Только один край, за который дерзнул схватить ее иноверец, остался обожженным. Эта особенность с того времени стала отличительным признаком Далматской иконы. Сам старец Далмат чудесным образом также спасся и своими трудами вновь восстанавливал обитель. Через несколько лет, благодаря его усердию, уже возвышалась деревянная церковь, а поблизости появились кельи. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, а икона стала главной святыней монастыря.

В 1702 г. икона была поновлена тобольским иконописцем Иваном Никитиным.

В 1707 г. в монастыре был построен каменный Успенский собор, в котором и был помещен чудотворный образ.

Во время правления императрицы Екатерины II монастырь по молитвам перед Далматской иконой выдержал многодневную осаду пугачевцев.

19 апреля 1852 г. пожаром были уничтожены многие постройки монастыря, в т. ч. верхний придел Успенского собора, но Далматская икона вновь не пострадала.

До 1917 г. верующие, для того чтобы торжественно почтить Далматскую икону, два раза в год, в дни празднования иконе (15 февраля ст.ст.) и Успения Пресвятой Богородицы (15 августа ст.ст.), приходили в монастырь на поклонение. В рапорте 1864 г. настоятеля монастыря игумена Мефодия архиепископу Пермскому и Верхотурскому Неофиту сообщается о значительном стечении богомольцев (до 5 тыс.) в обитель из Пермской, Тобольской, Томской, Оренбургской губерний на поклонение иконе и могиле старца Далмата в дни памяти ап. Иоанна Богослова (во имя его освящен придел в нижнем Рождественском храме) и свт. Николая Мирликийского. В том же рапорте приведена просьба жителей г. Шадринска к епархиальному начальству о разрешении переносить Далматскую икону из обители в их город сроком на 1 месяц.

В начале 1920-х гг. после упразднения монастыря его насельники разошлись по другим обителям, унеся с собой Далматскую икону. В настоящее время сведений о местонахождении иконы не имеется.

О внешнем виде иконы можно судить по хромолитографии начала XX в. Б. И. Фесенко и цветной фотографии того же времени С.М. Прокудина-Горского, зафиксировавшей вид иконы в киоте. Иконография Далматской иконы (размеры: 1 аршин 4 вершка (ок. 88 см) × 1 аршин 1/2 вершка (ок. 73 см)) относится к неполному изводу композиции «Успение Пресвятой Богородицы» (без явления апостолов в облаках, но с чудом усекновения рук Аффонию и фигурами жен перед архитектурными строениями).

Сохранились сведения о некоторых списках Далматской иконы. В 1853 г., выражая просьбу прихожан Захариевской церкви в г. Барнауле, церковный староста мещанин В. С. Мушников ходатайствовал перед архиепископом Пермским и Верхотурским Аркадием о разрешении иметь у себя в храме список Далматской иконы, «сходствующий с подлинным как цветом красок, так и мерою своей доски». В 1854 г. просьба была удовлетворена – шадринский иконописец Василий Бронников по поручению настоятеля монастыря архимандрита Мефодия исполнил список, который был отправлен в г. Барнаул. В 1859 г. братья Голышевы, подрядившиеся создать новое иконное убранство, сделали список Далматской иконы. Этот список украсил первоначальный оклад иконы 1800 г. К спискам Далматской иконы можно отнести и написанную в монастыре в 1725 г. иконописцем Тамакульской слободы священником Андреем Михайловым икону, которую украсили серебряным окладом. В 2002 г. иконописцем протоиереем Александром Маньшиным, настоятелем Введенской церкви с. Сухарева Валуйского района Белгородской обл., для Скорбященского храма Далматовского монастыря была написана икона Успения Пресвятой Богородицы, «размерами и образом подобная прежней чудотворной».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *