дальтон план система обучения достоинства и недостатки
Технология Дальтон-план
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность технологии Дальтон-план и история ее появления
Дальтон-план представляет собой метод обучения используемый в школе. Современная педагогика, к сожалению, в условиях классно-урочной системы не дает возможности для реализации личностно-ориентированного образования.
Американский педагог народного образования Хелен Паркерхерст, пришла к выводу, что в школах детей учат насильно, практически не учитывая их собственных желаний, дети не имеют возможности свободно высказать свои мысли, задать интересующие вопросы. С тех самых пор целью её работы стало найти метод, который позволит по-новому организовать жизнедеятельность детей в условиях учебного учреждения. Паркерхерст разработала план, которой помог бы ученикам жить в обществе, развивать ум, тело и дух.
В основе ее разработки лежала идея о том, что педагог и ученик должны вместе ставить и достигать индивидуализированные цели обучения. К целям технологии Дальтон-плана относятся:
Дальтон – это название города в США в школе которого впервые была опробована данная методика. Сейчас технологию Дальтон используют в школах США и некоторых европейских стран.
Принципы Дальтон технологии
Технология Дальтон включает в себя три основных принципа:
Принцип свободы реализуется в том, что ученик может сам выбрать предмет, тему, партнера, источник информации, темп, способ и форму работы. Но учебный предмет определятся учебным паном. При этом ученик несет ответственность за свое учение, он сам осуществляет самоконтроль и взаимоконтроль, но окончательные результаты оценивает педагог. Ученик докладывает учителю о своей проделанной работе индивидуально.
Готовые работы на аналогичную тему
Принцип самостоятельности заключается в том, что ученик сам выбирает какому уровню будет соответствовать его самостоятельная познавательная деятельность, какие самостоятельные действия и решения он будет принимать во время своей работы.
Принцип сотрудничества заключается в том, какую форму учебно-познавательной деятельности он выберет, например, индивидуальную, парную, в малой группе. При этом ученику предоставлена возможность обращаться за помощью к учителю, родителям и другим ученикам. Ребёнок не долен стеснятся своего незнания и всегда с уверенностью обращаться за помощью. Это поможет научить детей уважать друг руга, помогать друг другу, принимать совместные решения.
Иными словами, согласно технологии Дальтон-план, ученик может работать с кем хочет, спрашивать у кого хочет, но нести за все ответственность он должен сам.
Компоненты Дальтон-плана
Технология Дальтон-план включает в себя три основных компонента:
Содержательная основа технологии Дальтон находится в задании. Задания должны иметь в себе элемент творчества, так же должна быть обозначена проблема, сами задания должны быть сформулированы на уровневой основе. Примером задания может быть разработка проекта или исследовательское задание с экспериментом. Задние может даже выходить за рамки основной учебной программы. Задание проверяется у каждого ученика лично учителем, а затем даётся проверочная работа по теме исследования для всех учеников.
Задание технологии Дальтон-план должно соответствовать следующему набору требований:
Под «лабораторией» понимается время в расписании учащегося, отведенное для выполнения задания и участия в учебных занятиях.
Под «домом» понимают условия, в которых ученик будет выполнять свое задание. Эти условия предполагают место где ученик будет работать, ученик может самостоятельно выбрать с кем он будут работать и с кем будут консультироваться в ходе выполнения задания.
Система действия педагога и учеников
Существует четыре основные формы через которые происходит реализации технологии Дальтон-план:
Основная цель классного учебного занятия — это усвоение теоретического материала и отработка умений и навыков. Классное учебное занятие может включать в себя лекции, контрольные работы и так далее. Такая форма является составной частью классно-урочной системы обучения.
Еще одой формой Дальтон-плана является лабораторное занятие. Оно так же имеет ряд отличительных черт. При такой форме работы у ученика должно быть место, которое обеспечено необходимыми источниками информации. «Лаборатория» должна предоставлять длительный промежуток времени для работы ученика. В лаборатории присутствует хотя бы один консультант. Во время этой формы работы учащийся работает индивидуально, он использует свой темп в работе, может осуществлять работу в паре или мини группе. Так же он может прибегнуть к консультации с учителем в случае необходимости. При этой форме в обязанности самого учителя входит следующее:
Последней формой работы в технологии Дальтон-плана является конференция. Во время конференции происходит обсуждение теоретического материала. Конференция так же имеет ряд отличительных черт. Во-первых, для конференции является необходимым этап подготовки. Во-вторых, выступая, учащиеся должны выразить свою личную позицию. В-третьих, при обсуждениях особое значение уделяется человеческим ценностям.
Описание презентации по отдельным слайдам:
История Метод был предложен американской деятельницей народного образования Хелен Паркхёрст. Своё название он получил, потому что был впервые испробован в школе в городке Дальтон в штате Массачусетс.
Название «дальтон-план» появилось не сразу. В 1919 г. Э. Паркхерст экспериментирует в школе для мальчиков-инвалидов, а в 1920 г. проводит развернутую экспериментальную работу в средней школе г. Дальтона, в штате Массачусетс. В результате, идея Э. Паркхерст официально получает наименование «дальтон- план».
Лаборатория — личные консультации учителей-предметников, на которых каждый ученик может лично обсудить с учителем ход выполнения своего задания и получить советы по его выполнению.
По мнению Э. Паркхерст, в идеале дальтон-план должен иметь следующий вид: 1. Школа свободна от общих (министерских) программ. Она (школа) сама составляет программы, сообразуясь с требованиями общества. Вместо детальной годовой программы намечаются лишь вехи, по которым программа разрабатывается в процессе занятий сообразно запросам учеников. 2. Месячные или двухнедельные задания-подряды вырабатываются самими учениками совместно с учителем. 3. Ученики работают в лабораториях по группам и индивидуально в зависимости от характера заданий (подрядов).
По мнению Э. Паркхерст, в идеале дальтон-план должен иметь следующий вид: 4. Периодически по вопросам, поднятым тем или иным учеником, устраиваются конференции, которые посещаются заинтересованными учениками и руководятся соответствующими педагогами-специалистами. 5. В лабораториях царит свободное творчество. Между преподавателем и учениками устанавливаются дружеские взаимоотношения: учитель для ученика — советчик, консультант и главный помощник. 6. Контроль за выполнением детских работ поставлен как самоконтроль.
Три основных элемента: «дом», задания и лаборатория. «Дом» это основное место ученика в школе. В доме присутствует «домашний советник», который выполняет роль дополнительного родителя, координируя работу ученика с учителями-предметниками. В некоторых дальтон-школах в «доме» собираются ученики разных возрастов, тем самым моделируется реальное человеческое общество, где есть люди разного возраста. Но «Дом» может соответствовать и обычному учебному классу, а домашний советник — классному руководителю.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1563645
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Дальтон-план или лабораторная система обучения
Е. Паркхерст (1887—1973) — американский педагог, последовательница М. Монтессори. В 1910 г. сформулировала лабораторный план учебно-воспитательной работы в школе, который в 1918 г. был применен в паблик скулз г. Дальтон и переименован в дальтон-план. В 1920—1942 гг. она возглавила частную школу (Дальтон-скулз), где реализовала разработанный план. Книга Е. Паркхерст «Обучение по Дальтон-плану» (1922) была переведена на 57 языков.
Дальтон-план обучения называют еще лабораторной системой обучения или системой мастерских. Дальтон-план — форма индивидуализированного обучения, приспособленная к возможностям и способностям каждого ученика. Обучение организовано так, что преобладает самостоятельная учебная деятельность ученика, а роль учителя состоит в организации этой деятельности. Вместо классов работают предметные лаборатории и мастерские, где ученики выполняют индивидуальные задания и могут получать помощь учителя, который постоянно там находится и выполняет роль консультанта, помощника.
В СССР дальтон-план широко применялся в 1920—1930-е г.г. под названием бригадно-лабораторного метода обучения. Учащиеся разбивались на группы (бригады), которые самостоятельно выполняли задания в лабораториях и мастерских, готовили доклады, решали задачи, а отчитывались об их выполнении коллективно. Роль учителя сводилась в основном к выдаче задания и к контрольным функциям. Резко снизился уровень подготовки учащихся, так как им было трудно самостоятельно справляться с заданиями без объяснения их учителем. Поэтому в 1932 г. в Постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» этот метод обучения был подвергнут критике, осужден как порочный и от него отказались.
К недостаткам дальтон-плана следует отнести и то, что знания
учеников были мало систематизированы, часто фрагментарны, преобладает индивидуальная работа ученика над групповой и коллективной, а отчет о выполнений заданий организуется часто одним или несколькими учениками то имени всей группы.
Достоинствами дальтон-плана являются: приспособление темпа
обучения к реальным возможностям учеников, учет их индивиду
альности, развитие самостоятельности и инициативы, умения пла
нировать работу.
Метод проектов. Эту систему обучения создал в США профессор У.Х. Кшпатрик (1871 —1965) — американский педагог, ученик и последователь Дж. Дьюи, сторонник прагматистской педагогики. Он разработал педагогическую систему «экспериментализма», опиравшуюся на философию прагматизма и психологию бихевиоризма. Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребенка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. Основные положения системы:
1) проект представляет собой комплексное сложное задание на разработку какой-либо темы;
2) проекты являются тематическими центрами, позволяющими соединить работу и учебу детей;
3) проекты увязываются с интересами детей и через практическую деятельность подводят их к познавательной деятельности.
В США в 1920-е гг. на основе метода проектов обучалось до 35 тыс. детей в каждом американском штате. Однако уже тогда этот метод подвергся критике за то, что его абсолютизировали, хотя многие проекты не имеют образовательной ценности.
В советской школе метод проектов наряду с бригадно-лабораторным методом обучения был достаточно распространен в довоенное время и увязывался с практическими потребностями школы и учащихся (проекты еще называли комплексами). В ходе разработки того или иного проекта учащиеся получали сведения по разным учебным предметам. Например, работая над проектом «Отопление», они знакомились с существующими способами отопления жилых и производственных помещений, с видами топлива, изучали некоторые вопросы теплофизики, гидравлики, химии горения, черчения, геометрии и др. А такой проект, как «Электрификация коровника», требовал изучения вопросов не только из курса физики, электротехники, но и биологии, зоологии, ветеринарии и др.
Основной недостаток такой системы обучения — это то, что приобретаемые учениками знания эпизодичны и не систематизированы.
В последние годы метод проектов вновь привлекает внимание педагогов возможностью придать учебному процессу большую индивидуальную направленность, а ученику проявить инициативу в выборе проекта и его реализации.
1) классно-урочная система заменена «воспитательной общиной», в основе которой лежит уважение к личности ребенка в сочетании со свободой и самостоятельностью;
2) вместо классов созданы «штамм-группы» из детей четырех возрастов, каждая из которых имеет численность до 40 человек. В такой штамм-группе каждый год происходит ротация — старшие дети переходят в следующую штамм-группу, где они снова станут младшими. В таких группах старшие дети опекают младших, помогают им, командуют ими. Такая организация совместной учебы и общения детей разного возраста дает большой обучающий и воспитательный эффект;
3) В расписании занятий предусмотрено чередование уроков математики, музыки, немецкого языка, рисования, родиноведения, обществоведения. Через каждые 2—3 урока, проведенные в кабинетах и лабораториях, вся штамм-группа собирается вместе в своей комнате, где проводится самоподготовка и взаимопроверка заданий, обсуждение и выполнение домашних заданий, обмен впечатлениями;
4) домашние задания даются сразу на неделю комплексно. Виды домашних заданий: решение задач и примеров; сочинения, подготовка рассказов, изготовление поделок, рисунков. Часть заданий объединена единой темой, например «Осень в городе», имеются и задания-проекты;
5) внутри штамм-группы создаются микрогруппы по интересам, а также группы для парной взаимопроверки получаемых заданий;
6) учебный день состоит из учебных занятий, выполнения трудовых заданий, бесед, игр, подготовки к праздникам и т.п.;
7) каждая штамм-группа выпускает свой красочно оформленный календарь на год с описанием состава группы, плана работы на год, увлечений и интересов детей.
Кроме обычных методов обучения в такой школе широко применяются: исследовательский метод, дидактические игры, групповая учебная работа, совместная работа детей разного возраста. Содержание и методы обучения направлены на организацию развивающего обучения.
Коллективная система обучении: от А.Г. Ривина до Л. Трампа..
В 1918 г. учитель А. Г. Ривин в сельской школе под Киевом провел интересный опыт коллективного обучения учеников. Он в течение года обучал 40 детей разного возраста — от 10 до 16 лет. Ученики работали индивидуально, в парах и в микрогруппах: изучали материал по учебникам, конспектировали их, решали задачи, разучивали стихотворения, готовили доклады, отчитывались в приобретенных знаниях перед учителем и друг перед другом. Изучив какую-либо тему, ученики объясняли ее другим членам группы, а также сами получали объяснения своих товарищей. Обычного расписания занятий и традиционных уроков не было.
В результате такого обучения за один год каждый ученик успел освоить программу трех-четырех классов обучения. Коллективное самообучение разновозрастных детей при руководящей роли учителя способствовало быстрому и эффективному развитию учеников: малоразвитые сельские подростки за один год научились логически мыслить, анализировать тексты, доказывать и рассуждать. А.Г. Ривиным были разработаны следующие методики работы в условиях коллективной системы обучения:
• изучение текстового материала;
• решение задач и примеров по учебнику;
• разучивание стихотворений в сменных парах;
• выполнение упражнений в парах;
• изучение иностранного языка.
Однако этот опыт коллективного обучения не был тогда своевременно замечен и оценен.
В наше время коллективный способ обучения разрабатывает и успешно использует профессор Красноярского института повышения квалификации работников образования В.К. Дьяченко. Им была разработана технология коллектвного способа обучения. Наибольший педагогический эффект достигается при следующем соотношении способов обучения: 60— 70% — коллективные способы и 30—40% — групповые. Групповое обучение может происходить в парах; в группах учеников, сидящих вместе; в маленькой команде; при выполнении заданий для всего класса.
Технология группового обучения включает в себя следующие моменты:
1) организация групп с учетом уровня знаний, взаимоотношений, темперамента, навыка общения, наличия лидера в группе и т.п.;
2) групповая работа учеников должна выполняться по определенным правилам, которые следует строго выполнять всем ученикам;
3) распределение заданий по группам с указанием времени на их выполнение;
4) при работе в группе каждый ученик должен знать свою роль, полученную задачу, цель всего урока;
5) после выполнения заданий учитель комментирует их выполнение, подводит итоги работы на уроке.
Групповое обучение позволяет эффективно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке за счет изменения позиции и роли ученика в учебном процессе. Групповая работа перестраивает позицию ученика, изменяет его установки, ориентиры и цели учения. Он переходит на новый уровень своей учебной деятельности и новые формы взаимоотношений с учителем и другими учениками. Новые формы работы не позволяют ученику оставаться пассивным в процессе обучения, стимулируют сотрудничество, взаимопомощь, взаимодействие. Сам В.К. Дьяченко считает, что групповая система обучения — наиболее демократична, позволяет успешно решать все болевые проблемы существующей системы образования.
В середине 50-х годов XX в. в США профессором Л. Трампом был разработан новый способ использования высококвалифицированных учительских кадров и максимальной стимуляции индивидуальной работы учащихся, получивший название «План Трампа». Он еще имеет название «Обучение в коллективах». По этому плану в школе вводятся три формы организации учебной работы:
· индивидуальная работа в учебных кабинетах и лабораториях
· групповая — по 10—15 человек;
· лекционная — для 100—150 человек.
На лекции отводится около 40% учебного времени, на занятия в группах — 20%, для индивидуальной работы в кабинетах и лабораториях — около 40%. Обычных классов и традиционных уроков нет, а состав групп учащихся часто меняется.
Лекции читаются профессорами и высококвалифицированными преподавателями с использованием современных технических средств обучения. Затем материал лекции прорабатывают и обсуждают в небольших группах учащихся и на семинарах под руководством рядового учителя. Индивидуальная работа проводится в учебных кабинетах и лабораториях. Широко применяется сочетание индивидуальной работы учащихся с коллективной и массовой.
Таким образом, попытки педагогов создать форму организации обучения, альтернативную классно-урочной системе обучения, приводили к появлению ряда организационных форм обучения, известных сегодня в педагогической теории и вызывающих интерес школьных учителей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Презентация на тему «Дальтон план»
Описание презентации по отдельным слайдам:
История и суть Дальтон- плана Выполнила презентацию студентка 27 группы: Ярмухаметова Регина.
«Дальтон-педагогика выращивает свободных людей, потому что человек, умеющий выбирать и отвечающий за свой выбор, совершенно свободен».
Из истории… Е. Паркхерст (1887—1973) — американский педагог, последовательница М. Монтессори. В 1910 г. сформулировала лабораторный план учебно-воспитательной работы в школе, который в 1918 г. был применен в паблик скулз г. Дальтон и переименован в дальтон-план. В 1920—1942 гг. она возглавила частную школу (Дальтон-скулз), где реализовала разработанный план. Книга Е. Паркхерст «Обучение по Дальтон-плану» (1922) была переведена на 57 языков.
Дальтон-план обучения называют еще лабораторной системой обучения или системой мастерских. Дальтон-план — форма индивидуализированного обучения, приспособленная к возможностям и способностям каждого ученика. Обучение организовано так, что преобладает самостоятельная учебная деятельность ученика, а роль учителя состоит в организации этой деятельности. Вместо классов работают предметные лаборатории и мастерские, где ученики выполняют индивидуальные задания и могут получать помощь учителя, который постоянно там находится и выполняет роль консультанта, помощника.
В СССР дальтон-план широко применялся в 1920—1930-е г.г. под названием бригадно-лабораторного метода обучения. Учащиеся разбивались на группы (бригады), которые самостоятельно выполняли задания. Резко снизился уровень подготовки учащихся, так как им было трудно самостоятельно справляться с заданиями без объяснения их учителем. Поэтому в 1932 г. в Постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» этот метод обучения был подвергнут критике, осужден как порочный и от него отказались.
Задачи: обеспечить успешность каждого обучающегося; сохранить и укрепить здоровье учащегося при организации его учебной деятельности; обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта;
Принципы Дальтон-плана: Свобода Самостоятельность Сотрудничество Принцип гуманизма
Принцип свободы Право выбора обучающимся предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы.
Принцип самостоятельности Выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.
Принцип сотрудничества выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Обучающийся имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к обучающимся, родителям, учителю.
Основная идея: работай с кем хочешь спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам
Функции учителя при Дальтон-плане мотивационная; поддерживающая; коррекционная; рефлексивного анализа; инструктивная; контролирующая; психологической поддержки; консультационная
Положительные стороны: индивидуализация процесса обучения развитие способности выбора активный способ обучения стимулирование индивидуальных талантов и способностей Развитие умения самооценки Развитие умения сотрудничества Развитие собственных идей Развитие умения работать со справочной литературой
Отрицательные стороны: трудоемкость в составлении Дальтон-заданий; необходимость составления заданий для каждого ученика; большая подготовительная работа; создание соответствующих условий для выполнения Дальтон-заданий; организация консультаций после основных уроков для выполнения Дальтон-заданий.
Вывод Таким образом, основной недостаток такой системы обучения — это то, что приобретаемые учениками знания эпизодичны и не систематизированы. В последние годы метод проектов вновь привлекает внимание педагогов возможностью придать учебному процессу большую индивидуальную направленность, а ученику проявить инициативу в выборе проекта и его реализации.
Спасибо за внимание.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1457224
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Якутии школьников отправили на дистанционку из-за морозов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.