данилов казанский собор на горушке
Казанский женский монастырь
Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители нашей группы!
Казанский женский монастырь г. Данилова (на Горушке), его Казанский собор связаны с прекрасными именами: святым праведным Иоанном Кронштадтским и Святейшим Патриархом всея Руси Тихоном (Белавиным).
Показать полностью. На странице вы сможете найти не только историю строительства, становления, гонений и восстановления Собора и Обители, но и события сегодняшнего времени.
Если вы захотите помочь в восстановлении Казанского Собора:
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ РЫБИНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»
Расчётный счёт: 40703810377030001386
Банк: КАЛУЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ N8608 ПАО СБЕРБАНК
БИК: 042908612
Кор. Cчёт: 30101810100000000612
ОГРН: 1027600007720
ИНН: 7617003607
КПП: 761701001
Казанский женский монастырь запись закреплена
* * *
И здоровье, и хворь — ничего под луною не ново,
Только б сердце моё не устало стремиться горе́.
Лучше мне заболеть, чем в ином заподозрить больного
И повязку носить, закрывая лицо в Алтаре.
Показать полностью.
Лучше мне умереть, посещая приюты, больницы,
Исполняя свой долг, подражая Владыке Христу,
Чем сидеть взаперти и всего в этой жизни страшиться,
Наяву и во сне, просыпаясь в холодном поту.
Сколько жизни земной? Словно пар на лугу, всё земное!
Что ж держаться за то, что росою мелькнёт на заре?
Ничего не случится, мой друг, ни с тобой, ни со мною,
Если наши сердца не устанут стремиться горе́.
Иеромонах Роман
Скит Ветрово
Казанский женский монастырь запись закреплена
26 ноября память Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (407).
Самая распространенная сегодня византийская литургия носит имя святителя Иоанна Златоуста — Константинопольского архиепископа в 397-407 годах. За десять лет пребывания на кафедре царствующего града святой не только произнес множество блестящих проповедей, снискал любовь простых людей и ненависть высокопоставленных светских и церковных лиц, но и отредактировал чин самого главного христианского богослужения.
Иоанн Златоуст прибыл в византийскую столицу из Антиохии, где он был пресвитером и уже блистал как проповедник. Вместе с собой он принес и антиохийский чин литургии, который ввел в столичный богослужебный обиход приблизительно в 398 году. Таким образом, литургия Златоуста в своей основе — одна из древнейших.
В современной практике Православных Церквей Златоустова литургия служится ежедневно кроме неевхаристических дней Великого поста, а литургия святого Василия Великого — только десять раз в году.
Казанский женский монастырь запись закреплена
18 ноября- интронизация Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина)
Начало Божественной литургии : 7:00
Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси.
Показать полностью.
День памяти 18 ноября (избрание на Патриарший престол).
Казанский Даниловский женский монастырь
Казанский женский монастырь основан в 1894 году по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Содержание
История [ править ]
Казанский женский монастырь на Горушке близ города Данилова основан в 1894 году монахиней Михаилой по благословению ее духовного отца, святого праведного Иоанна Кронштадтского.
22 июля 1894 года указом Святого Правительствующего Синода по ходатайству монахини Михаилы и по представлению Высокопреосвященнейшего Ионафана, архиепископа Ярославского и Ростовского, официально учреждена была Даниловская Казанская женская община с количеством сестер, какое будет в состоянии содержать. Вскоре после официального учреждения, а именно 13 августа 1894 года, состоялось освящение Казанской церкви и монастырских построек прибывшим накануне архиепископом Ионафаном. Деревянная домовая церковь во имя иконы Казанской Божьей матери была небольшая, однопридельная. По существу, это было маленькое женское царство, самодостаточное, молитвенно сосредоточенное, но не отгородившееся от мира, а наоборот, делающее к нему встречные шаги. С самого своего начала общиной была начата активная благотворительная и общественная духовная деятельность. Организовывались и поддерживались различные приюты, богадельни, для них заготавливались продукты.
C устройством в Нохрине (эта деревня сейчас не существует) в 1897 году собственного кирпичного завода настоятельница Михаила начала строительство двухъярусной колокольни со святыми вратами, освящение которой состоялось уже в 1900 году. Это была, наверное, самая красивая колокольня в Данилове, белокаменная, нарядная, с не менее красивым звоном. В один прекрасный день августа 1897 года с вологодского поезда сошел в толпу горожан знаменитый священник, отец Иоанн Ильич Сергиев, известный в народе как Кронштадтский. Беседуя перед службой с отцом Иоанном, настоятельница Михаила испросила у него святого благословения на постройку в общине большого трехпридельного храма во имя Казанской иконы Божьей матери.
Летом 1900 года технико-строительным комитетом при хозяйственном управлении Святейшего Синода был рассмотрен и одобрен к исполнению проект трехпридельного храма петербургского архитектора В. А. Косякова для женской Казанской общины в городе Данилове. Гражданский инженер В. А. Косяков (1868-1921) известен как автор известного Морского собора в Кронштадте, подворья Киево-Печерской лавры на Университетской набережной в Санкт-Петербурге и многих других сооружений в различных городах России. Его авторству приписывают и красивейший собор в селе Кукобой, по стилю очень похожий на Казанский.
С получением святого благословения своего покровителя отца Иоанна Кронштадтского и завещанных купчихой Ворохобиной 20 тысяч рублей, помыслом настоятельницы Михаилы началось невиданное для Данилова строительство трехпрестольного храма. По проекту оно оценивалось в 155 тысяч рублей. В первые годы, благодаря накопленным заранее материалам и средствам, стройка споро двигалась вперед, точнее вверх: в 1901 году был завершен фундамент из бутового камня и дальше, кирпич за кирпичом, вырастали из земли красные стены, стянутые щетинистой сеткой строительных лесов. Шли месяцы, собор медленно подрастал, но. слишком медленно, гораздо быстрее таяли силы и средства молодых сестер-послушниц, вынужденных работать и на монастырь, и на собор. 2 января 1909 года не стало великого праведника, дорогого батюшки, как звали его в народе, покровителя и благодетеля общины Иоанна Кронштадтского, а через несколько месяцев слегла и матушка Михаила. С батюшкой Иоанном исчезла могучая духовная сила, что питала тот неутомимый источник деятельной энергии, на котором взросла и держалась обитель. Лишенный поддержки, этот живительный источник, каковым и являлась настоятельница монастыря матушка Михаила. Отпевание и погребение игумении Михаилы совершил, будучи архиереем Ярославской епархии, святитель Тихон (Белавин), впоследствии Патриарх Всея Руси. Над могилой ее сооружено было надгробие с иконкой и неугасимой лампадой, что светила день и ночь над местом, ставшим монастырской святыней.
Прибывшая вскоре новая настоятельница, назначенная Синодом на место почившей Михаилы, монахиня Иоанна застала дела монастыря в крайне тяжелом положении, с недостроенным собором и пустым кошельком. Трезво оценив ситуацию, Иоанна принимает решение остановить стройку. Всю деятельность монастыря она направляет отныне на повышение благосостояния и на развитие самой общины. Обладая довольно твердым характером, Иоанна быстро привела в порядок хозяйственную деятельность общины, и она снова стала крепнуть и расти. И все бы хорошо, кабы не позеленевшие стены и не сгнившие леса Казанского собора. Доведенный лишь до главного карниза, непокрытый, открытый дождям и ветрам, он постепенно погибал. Доведенная до крайнего отчаяния, игуменья Иоанна в феврале 1912 года запросила отставки у обер-прокурора Святейшаго Синода, сенатора и члена Государственного Совета Владимира Карловича Саблера. Через два месяца после этого письма матушка Иоанна скоропостижно скончалась.
Строительство собора, спустя почти 7 лет простоя, было возобновлено лишь летом 1915 года, уже при Советской власти, когда неспокойно было в губернии, и Ярославль ещё дымился пепелищем после белогвардейского мятежа, 16 сентября 1918 года состоялось освящение новопостроенного храма. Строился он по проекту как зимний (в подвале собора расположены огромные печи, дымоходы проходят в стенах, четыре трубы расположены на вершинах полукруглых кровель), но, чтобы протопить его гигантский внутренний объем, требовалась уйма дров и потому он со времени открытия действовал лишь как летний храм. Внутреннее его убранство оставалось простым: белые стены с растительным лепным арнаментом в большей части, расписан лишь алтарь, небольшой иконостас. Единственным украшением храма было массивное медное паникадило (люстра), подвешенное на мощных цепях. В стране царила разруха, отношения между Советской властью и церковью ухудшились, и небогатому даниловскому монастырю становилось всё трудней.
Зимой 1927/28 года в монастырь пришли из города вооружённые люди в шинелях и кожанках, и без излишних церемоний приказали сёстрам очистить здание обители. Всё нажитое женскими руками с превеликим трудом, с потом и кровью, в один миг было отнято.
В 31-м году на базе монастыря была организована сельхозартель «Красная Горушка». Кульминацией разрушения стал пожар в августе 1980 года, когда сгорели его могучие купола. В 1988 году силами и чаяниями группы энтузиастов, краеведов Данилова, были проведены субботники по спасению жемчужины- этого чудом сохранившегося, но и немало пострадавшего, оскверненного, обезглавленного украшения города. Святыню решено было вернуть Православной Церкви и использовать по назначению. Открытый в 1992 г. приход просуществовал 11 лет. В 2002 году 2 января, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, тяжело больной архиепископ Михей благословил вновь открыть Казанский женский монастырь на Горушке.
17 июля 2003г., в день царственных мучеников, по благословению ахиепископа Кирилла, нового правящего архиерея, началось возрождение обители. 26 декабря по решению Святейшего Синода на Горушке вновь открылся Даниловский Казанский женский монастырь.
Современное состояние [ править ]
Сейчас в обители возрождается монашеская жизнь. В ней расположены швейная, вышивальная и иконописная мастерские. Сестры молятся и несут послушания: поют на клиросе, шьют, вышивают, пишут иконы, пекут просфоры и хлеб, работают на скотном дворе, посещают детский дом. В монастырском доме есть витрина со старинными вещами и фотографиями. Старые потертые партитуры, по которым когда то пели сестры. Сейчас эти ноты переписываются, певчие обители надеются, что в скором времени они порадуют богомольцев старинными Даниловскими напевами.
Казанский женский монастырь, п. Горушка
Адрес: 152070, Ярославская область, Даниловский р-н, п. Горушка, ул. Гагарина, 2а
Казанский женский монастырь расположен на севере Ярославской епархии, близ города Данилова, в местности называемой Горушка. О его былом существовании сегодня нам напоминают только собор в честь Казанской иконы Божией Матери и несколько монастырских зданий. Всего 33 года просуществовал монастырь, но за это время он оставил глубокий след в духовной жизни города.
Монастырь был основан 1894 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Батюшка постоянно помогал строительству своими средствами, привлекал благодетелей и внимательно следил за духовным ростом новорожденной общины.
Старшей сестрой вновь образованной общины была назначена монахиня Михаила (Козлова). 9 июля 1894 года (по новому 21 июля) указом Святейшего Правительствующего Синода, по представлению Высокопреосвященнейшего Ионафана, архиепископа Ярославского и Ростовского, официально учреждена Даниловская Казанская женская община. На личные средства основательницы началось строительство 16-келейного деревянного корпуса с церковью.
Верующие стремились на монастырские службы. В домовый храм все не помещались, приходилось молиться на улице. В 1897 году Казанскую общину посетил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Пораженной молитвенностью сестер и проникнутый их заботами о благоустроении общины, отец Иоанн благословил строительство храма и деятельно взялся за помощь в его сооружении.
Проект храма был заказан им знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921 г.г.).
6 февраля 1901 года, указом царя Николая II, Казанской общине был присвоен статус Казанского женского монастыря. В том же году был утвержден проект и заложен фундамент собора. К 1908 году строительство было доведено до главного карниза, но в конце декабря умер батюшка Иоанн Кронштадтский, покровитель и благодетель монастыря. Из-за нехватки средств, стройка останавливается. Измученная трудами и заботами, лишенная духовной поддержки 22 сентября (ст. ст.)1909 году, по болезни сердца, умерла игуменья Михаила.
Зимой в 1909 году настоятельницей Казанского монастыря была поставлена монахиня Иоанна (Скабская). Матушка Иоанна, благодаря своему большому опыту и твердости характера, быстро привела в порядок хозяйственную деятельность. В 1910-11 г.г. были построены каменная трапезная с просфорной, иконописной мастерской и кельями, дом для сестер-скотниц, котельная, амбары.
Трудами будущего Патриарха Тихона и сменившего его на Ярославской кафедре архиепископа Агафангела, по ходатайству матушки Марии в 1915 году возобновилось строительство собора.
Началась первая мировая война, прогремела революция, разжегшая кровавый пожар гражданской войны, и в это страшное время в маленьком и небогатом женском монастыре возводился величественный храм, покорявший всех своими царственными размерами и дивной красотой. В 1917 году помогать монастырю стало небезопасно. Под прикрытием названия коллективной женской артели по-прежнему трудились сестры. В 1918 году удалось его завершить, именно в это тяжелое для всей России время и состоялось освящение Казанского собора.
В сентябре 1918 года, при большом стечении народа, Святейший Патриарх Тихон вместе с митрополитом Агафангелом освятил Казанский собор. В соборе начались постоянные Богослужения, его настоятелем был назначен священник Захария Бенедиктов. В 1927 году, по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Агафангела, был назначен духовник монастыря епископ Софроний (Старков).
Зимой 1928 года, в монастырь ворвались вооруженные люди и приказали очистить территорию обители. Тяжело пришлось сестрам в то время, оставшиеся в Данилове жили милостыней и подаяниями, на работу никуда не брали, некоторые устроились при Вознесенской кладбищенской церкви, многие разошлись по родственникам. Матушка Мария, истерзанная столь великим горем, умерла в начале 30-х годов, похоронена она на Вознесенском кладбище.
Все монастырское хозяйство, скот, пасека, дома, церковная утварь были отняты и разграблены. В зданиях поместили общежитие и детский дом. В 1931 году организовалась сельхозартель под названием «Красная Горушка», все желающие быстро заселялись в монашеских кельях. Воспользовавшись монастырским хозяйством, колхоз сразу же стал передовым. Колокольня была взорвана до основания. Собор использовали под колхозное хранилище и склады, позже соорудили водонапорную башню, также в нем работала электростанция, в алтарной части устроили магазин. Терновым венцом разрушения стал пожар, в августе 1980 года, благодаря стараниям подгулявшей компании, сгорели могучие купола собора.
Зимой в 2002 году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) благословил монахиню Екатерину (Гаеву) возрождать обитель на Горушке. Она была переведена из Казанского женского монастыря города Ярославля в город Данилов, как некогда это случилось и с основательницей монастыря игуменьей Михаилой (Козловой).
От разоренного монастыря новым сестрам достался только главный храм. В сохранившихся старых зданиях до сих пор расположены детский дом и квартиры. Сестры проживают в небольшом кирпичном доме через дорогу.
В 2003 году Святейшим Синодом, по представлению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла (Наконечного), было принято решение вернуть Казанскому собору статус Казанского женского монастыря и назначить настоятельницей монахиню Екатерину (Гаеву). И вновь ожила Даниловская святыня. В том же году, в день памяти святит. Николая состоялась первая Архиерейская служба, которую возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, по окончании которой Владыка освятил крест малой главы.
В 2004-2005 г.г. были установлены на купола остальные Кресты, осуществлены дренажные работы по отводу воды из подвала храма, сделана временная металлическая ограда вокруг храма. Выстроен в притворе малый отапливаемый храм, освященный Владыкой Кириллом, в честь святит. Тихона, Патриарха Московского, в память о его посещении монастыря и освящении собора.
В 2006 году монахиня Екатерина была переведена настоятельницей в Казанский женский монастырь г. Ярославля, на её место была назначена монахиня Филарета (Гусакова). Матушка Филарета начинала свое монашеское житие в Свято-Иоанновском женском монастыре г. Санкт- Петербурга, в месте, где обитель так же была основана св. прав. Иоанном Кронштадтским, там Он и был похоронен. Св. прав.отец Иоанн Кронштадтский и матушка Михаила, первая основательница Казанской обители, по сей день являются молитвенниками за монастырь и за город Данилов, показывая, что они простили нас за наше отношение к данной святыни.
Сейчас в обители возрождается монашеская жизнь. В ней расположены швейная, вышивальная и иконописная мастерские. Сестры молятся и несут послушания: поют на клиросе, шьют, вышивают, пишут иконы, пекут просфоры и хлеб, работают на скотном дворе, посещают детский дом. В монастырском доме есть витрина со старинными вещами и фотографиями. Старые потертые партитуры, по которым когда то пели сестры. Сейчас эти ноты переписываются, певчие обители надеются, что в сором времени они порадуют богомольцев старинными Даниловскими напевами.
3 ноября 2007 года, в канун празднования Казанской иконы Божией Матери, на одну из башен собора был поднят ансамбль из 7 колоколов. Многие пришли послушать голос давно замолкшего собора. Теперь он каждый раз, перед службой зовет всех к себе на молитву.
Восстановление идет медленно, объем предстоящих работ просто поражает, но сестры своими трудами стараются благоукрасить обитель, молятся и просят о помощи Матерь Божию и св. прав Иоанна Кронштадтского, надеясь, что когда-нибудь она воссияет перед нами в былом благолепии и красоте.
В 2002 году 2 января, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, тяжело больной Архиепископ Михей благословил вновь открыть Казанский женский монастырь на Горушке. 17 июля 2003 года, в день царственных мучеников, по благословению Архиепископа Кирилла, нового правящего Архиерея, началось возрождение обители.
Соборный дом со всей обстановкой, вся утварь, все строительные материалы и все дела бывшего прихода переданы Казанскому монастырю на Горушке. Но изначально документы стали готовить как на подворье Ярославского Казанского женского монастыря. Промыслительна связь этих двух монастырей. Как 110 лет назад из Ярославского Казанского монастыря была направлена в Данилов монахиня Михаила, направленная 17 июля из Ярославской обители старшей сестрой инокиня Агафангела долгое время оставалась одна. Приходилось все делать самой. Но постриженная 6 декабря в монахини с именем Екатерина она через месяц уже стала настоятельницей.
Промыслом Божиим 26 декабря по решению Святейшего Синода здесь, на Горушке, вновь открылся Даниловский Казанский женский монастырь. К тому времени появились уже новые сестры, да и сделано за короткий срок по восстановлению Казанского собора было немало: отремонтирована ранее протекавшая крыша, доделаны и вызолочены кресты. А в День Николая Чудотворца, в малый престольный праздник, состоялась первая, со времени закрытия обители в 1928 году, Архиерейская служба и установлен первый крест.
«Москва не сразу строилась», не сразу собор восстановится, не сразу и человек к храму Божию придет. 110 лет назад, весной 1894г., монахиня Михаила начала строить первый келейный корпус с домовой церковкой, приютила первых сестер. Уже 22 июля решением Святейшего Синода была открыта Казанская община, 31 июля освящена Казанская домовая церковь. Все необходимое для основания монашеской жизни было готово. И принимала обитель всех стремившихся, желающих послужить Господу девиц и вдов из Вологды, из Москвы, из С-Петербурга, и из местных сел и деревень, и из разных губерний.
И теперь обитель готова принять всех незамужних девиц, одиноких и вдов, сознательно желающих посвятить всю свою жизнь Богу. Так уже состоялся первый монашеский постриг в обители. Пусть еще пока вместо келейного корпуса небольшой котеджного типа соборный дом, пусть еще недостаточно плодороден огражденный деревянным забором земельный участок вокруг дома, все освящается молитвой и Божией благодатию. Лишь бы душа, себя и мира отрекшись, через все испытания всегда стремилась Господу угодить и во Славу Его послужить в святой Казанской обители, что на Горушке.
Богослужения в обители совершаются по праздникам и воскресным дням, но суточный круг вычитывается ежедневно. В монастыре читается псалтирь.
В благоустроенный и благоукрашенный храм и душа стремится и поет в нём, и благодать на нём почивает. И всякий уголок в нем славит Господа. А над поруганным заброшенным же храмом душа плачет, скорбит и тоскует. Но только в Храме Божием «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется тройческим единством священнотайне» (из песнопений церковных). Господь даст, постепенно донесет Казанский монастырь это людям и через православные встречи с даниловцами, и через занятия в воскресной школе на Горушке, и посредством издания «Даниловского листка».
В монастыре хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая была в обители с момента ее сооружения. Также в храме хранятся ковчеги с частицами мощей святых угодников Божиих.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев) родился 19 октября 1829 года в бедной семье в селе Суре Архангельской губернии. Думая, что мальчик недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского. Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его протекало в крайней бедности и лишениях, но набожные родители заложили в него твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и богослужения.
Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское архангельское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел и молил Бога о помощи. В один из таких тяжелых моментов, ночью, когда все воспитанники спали, он встал на молитву и молился особенно горячо. Господь услышал его молитву: божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, как бы «завеса спала с его очей». Иоанн вспомнил то, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении. В 1851 году Иоанн Сергиев окончил с отличием семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию.
Столица не испортила юношу, он остался таким же религиозным и сосредоточенным, каким был дома. Вскоре умер отец, и, чтобы поддержать мать, Иоанн стал работать в канцелярии академии с жалованием в девять рублей в месяц. Эти деньги полностью отсылались матери. В 1855 году он окончил академию с прекрасными отметками. Молодой выпускник в том же году был рукоположен в иереи и назначен священником Андреевского собора в городе Кронштадте (недалеко от Петербурга).
С первого же дня после своего рукоположения отец Иоанн всецело отдал себя на служение Господу и людям и стал ежедневно служить Божественную Литургию. Он молился, учил людей правильно жить и помогал нуждающимся. Его усердие было поразительно. Поначалу, да и потом, люди нередко осуждали его, смеялись над ним, считая его не вполне нормальным.
На Литургии отец Иоанн молился горячо, требовательно, дерзновенно. В просьбах помолиться он не отказывал никому. И Господь принимал его молитвы. Совершались чудеса: их бесчисленное множество — записанных и незаписанных. К нему стали обращаться за помощью не только жители Кронштадта, но и Петербурга, а затем и со всей России и из-за границы. Письма и телеграммы сотнями приходили в Кронштадт. Отец Иоанн читал их и обычно сразу же горячо молился
Отец Иоанн не был блестящим проповедником, но, говоря просто, ясно, сердечно, от души, он покорял и воодушевлял слушателей. Эти проповеди печатались отдельными выпусками и распространялись в огромном количестве экземпляров по всей России. Было издано и собрание сочинений о. Иоанна, состоящее из нескольких больших томов.
Особой популярностью у верующих пользовался его пастырский дневник «Моя жизнь во Христе». Это был дневник духовной жизни отца Иоанна, запись благодатных мыслей и чувств, которых удостоился он, по его собственным словам, «от просвещающего Духа Божия в минуты глубокого внимания и испытания себя, особенно во время молитвы».
Отец Иоанн был и законоучителем. Причем влияние его на учеников, было неотразимое. Дети его любили. Батюшка был не сухим педагогом, а увлекательным собеседником. Он тепло и задушевно относился к своим ученикам, часто за них заступался, уроков не задавал, на экзаменах не проваливал, а вел простые беседы. Эти беседы на всю жизнь запоминались ученикам. Отец Иоанн как-то особенно умел пробудить живую веру в душе ребенка. На уроках он часто читал жития святых, Библию или рассказывал о своей пастырской деятельности.
Велико было милосердие отца Иоанна с первых же дней его пастырства. Он не гнушался людей, шел по первому зову к самым бедным и опустившимся людям. У них он молился, наставлял и помогал, а часто отдавал последнее, вызывая упреки со стороны близких. Случалось иногда, что, придя в бедную семью и видя нищету и болезни, он сам отправлялся в лавочку или за лекарством в аптеку.
Позже через руки отца Иоанна проходили сотни тысяч рублей. Но он не считал их: одной рукой возьмет, а другой тут же отдаст. Кроме такой непосредственной благотворительности отец Иоанн создал еще и специальную организацию помощи. В 1882 году в Кронштадте был открыт «Дом трудолюбия», в котором была собственная церковь, начальное народное училище для мальчиков и девочек, убежище для сирот, лечебница для приходящих, приют, народная бесплатная читальня, народный дом, дававший пристанище бездомным в количестве до 40 тысяч человек в год, разные мастерские, в которых неимущие могли заработать, народная дешевая столовая, где по праздникам отпускалось до 800 бесплатных обедов, и странноприимный дом.
По инициативе отца Иоанна и при его материальной поддержке была построена спасательная станция на берегу залива. У себя на родине он построил прекрасный храм. Нет возможности перечислить, все места и области, куда простиралась его забота и помощь.
Скончался отец Иоанн 20 декабря 1908 года на восьмидесятом году жизни. Несметная толпа сопровождала его тело из Кронштадта в Петербург, где он похоронен в Иоанновском монастыре, им же основанном. К месту его упокоения со всех концов России стекались молящиеся и постоянно служились панихиды.
Крепкий в вере, горячий в молитве и в своей любви к Господу и ко всем людям, отец Иоанн Кронштадтский получил по милости Божией всероссийское почитание.