даниловский монастырь чьи мощи там лежат
Святыни монастыря
«Неоскудевающим сокровищем благодати» называют в православии мощи святых угодников Божиих. С первых лет своего возрождения Данилова обитель стала как бы огромным драгоценным «ковчегом», в котором почивают эти бесценные святыни. Монастырские мощевики имеют разное происхождение и оформление. По православной традиции они заключают в себе не только мощи угодников Божиих, по и частицы палестинских святынь, связанных с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы.
Неразрывно связано с историей монастыря и собрание его икон. Древнейшая обитель Москвы в первые века своего существования была средоточием святынь столь же древних. К сожалению, о них сейчас мало что известно. Лишь три иконы вернулись в монастырь после его возрождения.
Мощи преподобного и благоверного князя Даниила
Главной святыней Данилова монастыря являются святые мощи его основателя благоверного князя Даниила Московского. Мощи святого князя Даниила были обретены в 1652 г. и хранились в обители до 1930 г., когда был закрыт последний монастырский храм.
Святитель Спиридон Тримифунтский (ок. 270-348)
Несмотря на то, что в России есть храмы с престолами, освященными в его честь, есть посвященные ему иконы и святыни, именно Данилов монастырь стал в России местом особого почитания святителя Спиридона.
Преподобноисповедник Георгий Даниловский (1868-1932)
Преподобноисповедник Георгий (Лавров) — один из самых любимых даниловских духовников, почитался как московский старец. В годы гонений много пострадал за веру: дважды был арестован, приговорен к расстрелу, но чудесным образом избавлен от верной смерти.
Преподобный Герасим Кефалонийский
В Даниловом монастыре находятся икона и бархатный, шитый золотом башмачок еще одного греческого святого — преподобного Герасима Кефалонийского.
Владимирская икона Божией Матери с Акафистом (XVI в.)
Владимирская икона Божией Матери с Акафистом — самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов слева от Царских врат. В Даниловом монастыре дореволюционного времени это была наиболее почитаемая икона.
Икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей
В Троицком соборе Данилова монастыря (в северном приделе) находятся две иконы преподобного Сергия Радонежского. Большую храмовую икону святого (конец XIX в.), написанную в Сергиевом Посаде, пожертвовал ар-химандрит Герман (Красильников; † 1985), настоятель Казанского храма в селе Шеметове Московской епархии. Отец Герман долгие годы окормлял духовных чад последнего настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) и после от-крытия Даниловой обители передал в нее много икон, книг и исторических достопамятностей. В малую аналойную икону (XIX в.) вложена частица честных и много-целебных мощей игумена Радонежского.
У мощей святителя Спиридона
Вновь к нам прибыла величайшая православная святыня – десница святителя Спиридона Тримифунтского, принесенная с острова Корфу (Греция). Нескончаем поток верующих, жаждущих поклониться святым мощам, которые сейчас, побывав в двух московских храмах, находятся в Даниловском ставропигиальном мужском монастыре, а 6 октября отправятся в Санкт-Петербург, где пробудут до 15 октября.
|
В Троицком соборе, возле десницы святителя Спиридона Тримифунтского |
Раннее серое московское утро. Накрапывает дождь. По высоким ступеням Троицкого собора Даниловского монастыря поднимаются люди, уже в преклонном возрасте и совсем молодые. Многие пришли с детьми. Есть и прибывшие издалека – с котомками за плечами. А вот служащие в офисных костюмах, которые прямо отсюда направятся на работу.
В самом соборе, где служится молебен и звучит хор, исполняющий акафист святителю Спиридону Тримифунтскому, смолкают даже отдельные приглушенные голоса. Людской поток, разделившись на два ручейка, устремляется к установленному недалеко от амвона золотому ковчегу со святыней. Каждый приложившийся к деснице чудотворца получает в дар маленькую иконку. Эти иконки заботливо заготовлены Даниловским монастырем с благословения патриарха Кирилла.
Честно говоря, немного неловко подходить к людям, только что ощущавшим благодать, исходящую от мощей святителя. Но у всех – просветленные лица, и каждый готов поделиться своей радостью. Да и без стеснения рассказать о себе.
«Моя внучка родилась в день памяти святителя Спиридона»
Ирина Тимохина и ее трехлетняя внучка Таисия |
Ирина Тимохина: Я пришла сюда вместе с внучкой. Ее зовут Таисия, ей 3 года и 8 месяцев. Она родилась 25 декабря, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского. И, конечно же, Таисия знает, что это ее небесный покровитель. Да и вся наша семья почитает его как своего заступника и покровителя. Минувшим дымным и знойным летом мы отдыхали в Черногории и ходили в маленький сербский храм, где причащали ребенка и сами молились о том, чтобы беды миновали нас и всю нашу Россию.
Сама я на пенсии, но продолжаю работать дирижером детского хора в музыкальной школе имени Александра Николаевича Скрябина. Как могу, приобщаю детей к Православию. Делаю это с давних времен, еще с тех, когда православная музыка не могла исполняться в нашем государстве. А сегодня мы поем в школе многие православные песнопения. И я с радостью убеждаюсь в том, что ребята очень хорошо их воспринимают. Поверите ли, после православной музыки они с трудом поют то, что нам надо исполнять по программе!
Думаю, что здесь, у мощей святителя Спиридона, у каждого появляется удивительное ощущение его помощи и заступления. Хочу пожелать всем сохранить это чувство и пронести его по своей жизни.
«Удивительная простота и сила чудотворения»
Константин Сергеев, помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами |
Константин Сергеев, помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами: Я пришел к мощам святителя Спиридона Тримифунтского в Данилов монастырь вместе с женой своего сына, только что приехавшей из Севастополя. Молодые люди должны знать, что святой Спиридон издревле почитался на Руси, особенно в Москве. И это прекрасно, что многие россияне идут сейчас поклониться святому, житие которого поражает удивительной простотой и вместе с тем силой чудотворения, дарованной ему от Господа. Здесь, в очереди к мощам святителя Спиридона, можно увидеть людей практически всех возрастов и социальных групп.
Нельзя не заметить, что в последнее время в нашей стране все сильнее влияние Православия и в такой среде, как Вооруженные силы. Слава Богу, что сейчас вводится институт полковых священников! Многие из тех ребят, кто приходит служить в армию, уже верующие. Поэтому введение военного духовенства, конечно же, поможет создать нормальную духовно-нравственную обстановку в войсках, а также духовно помочь и прапорщикам, сержантам, офицерам. Основная задача – это, безусловно, сформировать в армии условия для удовлетворения религиозных нужд военнослужащих. А командиров, которые игнорируют эти условия, надо просто увольнять!
Сегодня есть отличный пример: с 1998 года в Ракетных войсках стратегического назначения практически во всех дивизиях построены свои храмы, а в главном штабе этих войск воздвигнут храм святого Илии Муромца.
«Святитель Спиридон помогает во всем!»
Пенсионерка-москвичка Антонина: По профессии я инженер-технолог, позже работала соцработником, лишь недавно вышла на пенсию. У меня была верующая бабушка, которую я часто вспоминаю. Вы же знаете, чему и как учили детей в школе в советские времена, и в детстве я не понимала, зачем бабушка ходит в церковь, почему так много времени отдает молитвам. И даже жалела ее. И все же в глубине души – можно сказать, на генетическом уровне – я всегда ощущала потребность в вере.
Первым святым, о котором я узнала, был преподобный Серафим Саровский: у бабушки была книга с его житием, я внимательно прочла ее и многое стала понимать. Когда я уже утвердилась в вере, то молилась ему сознательно о том, чтобы у меня был ребенок. И батюшка Серафим помог мне: у меня родился мальчик. Но затем сын мой неожиданно заболел, врачи определили у него довольно редкую и тяжелую болезнь. Его пытались лечить, но ничего не помогало. И вот, когда привозили в Москву мощи великомученика и целителя Пантелеимона, мы отправились вместе с сыном поклониться им и помолиться этому святому. И случилось настоящее чудо: вскоре после этого болезнь прошла! Сейчас мой сын уже взрослый, по специальности он программист.
Вспоминаю о том, как три года назад в Москву впервые привозили мощи святителя Спиридона и этому великому святому пришли поклониться, как сообщалось, более миллиона человек. Мы с сыном также были среди них. Святитель Спиридон помогает во всем! И каждое утро я начинаю с молитвы этому святому.
«Без храма не мыслю своей судьбы»
Мария Русакова: Два года назад я была в Греции, на острове Корфу, где постоянно покоятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Те ощущения, тот высокий духовный накал, которые испытываешь возле такой святыни, – не сравнить ни с чем! Тогда же я прочитала житие святителя и другие книги, связанные с его именем, и меня поразило, что, например, на Корфу многие люди не начинают свой день, не приложившись к мощам святого. Мне кажется, что очень полезно всем знать и о древних, и о современных чудесах святителя Спиридона.
Я просто служащая. Недавно в моей жизни возникли определенные трудности, и когда мне сказали, что в Москву привозят десницу святителя Спиридона, я поняла, что должна прийти сюда, в Даниловский монастырь, вновь помолиться у мощей святителя, прочитать акафист этому великому святому. И я уже предвижу, что мои трудности разрешатся.
Собственно, и приобщилась я несколько лет назад к Православию так, как это случается у многих, – через какую-ту нужду, тяжелые жизненные обстоятельства. Но если бы я не пришла тогда в храм и не открыла бы для себя православную веру, то даже не знаю, как сложилась бы дальше моя судьба. Пока я не замужем, но очень хочу создать православную семью и воспитывать своих будущих детей в православном духе.
Сегодня здесь я вижу, что многие приходят к мощам святого с детьми, и меня радует, что эти дети «с младых ногтей» с Богом.
«Мы уходим отсюда утешенными»
Ирина Абраменко: Как только я узнала, что в Данилов монастырь привезли мощи святителя Спиридона, то вместе со своей подругой Верой, тоже студенткой, сразу же отправилась сюда помолиться.
Сама я родом с Сахалина, где Православие все ощутимее завоевывает души людей. Совсем недавно там побывал Святейший Патриарх Кирилл. Меня глубоко взволновали слова предстоятеля о том, что Южно-Сахалинская и Курильская епархия близка его сердцу и что он осознает, насколько важно здесь, на дальнем восточном побережье, укрепление духа людей, их веры и способности быть солидарными в преодолении многих трудностей. Совершив освящение храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в селе Троицком, патриарх заверил жителей Сахалина, что на земле этого острова будут строиться новые храмы и монастыри, ставиться кресты, а люди – воспитываться в православном духе. Это поистине вдохновляющая перспектива!
Я закончила Регентскую школу при Московской духовной академии, а сейчас учусь в Москве на первом курсе факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Конечно, не обходится без трудностей, например с общежитием, но я надеюсь, что молитвами святителя Спиридона все разрешится.
Меня, как человека с регентским образованием, поразило одно чудо из жития святителя Спиридона. Однажды святой зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал богослужение. Провозгласив: «Мир всем!», он и диакон услышали в ответ сверху великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Этот невидимый хор был, как гласит предание, «сладкогласнее всякого пения человеческого» и на каждой ектении пел «Господи, помилуй». И тогда, привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. Но когда они вошли в храм, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями… Это было сотворенное святым чудо небесного пения, призывающего людей к молитве.
Я верю, что сегодня все те люди, которые стоят в очереди к мощам святителя Спиридона, уйдут отсюда утешенными и получат то, о чем каждый просит святителя в своих молитвах.
Данилов монастырь
Данилов монастырь (Свято-Данилов, Даниловский монастырь) — самый древний монастырь на всей Московской земле. Здесь находятся мощи преподобного Даниила Московского и икона Божией Матери «Троеручицы». Кроме этого здесь расположена резиденция Московского Патриарха.
Москва, ул. Даниловский вал, 22
55°42′39″ с. ш. 37°37′50″ в. д.
Как добраться до монастыря
Монастырь расположен по адресу: Даниловский вал, дом 22. Это в 7 минутах ходьбы от станции метро «Тульская».
В пешей доступности от Данилова монастыря находится ещё одно святое место Москвы — Донской монастырь. Так что паломники легко могут посетить обе святыни за один день.
Князь Даниил Московский
Основатель монастыря — преподобный Даниил Московский был младшим сыном князя Александра Невского. Как и было положено в те времена, он получил от отца наследство — самый маленький и бедный удел на окраине Руси. Это и было Московское княжество.
Москва тогда была целиком деревянной, без единого каменного здания. Из храмов — только несколько деревянных церквей и ни одного монастыря.
И вот в 1272 году князь Даниил приезжает в Москву. Одним из первых дел, которое он совершил, считается основание этого монастыря.
И сегодня со всеми нуждами и бедами сюда приходят множество москвичей и, как правило, очень быстро получают благодатную помощь святого.
Великий князь Даниил Московский отличался от многих других правителей очень миролюбивым нравом. Он никогда не совершал набегов на соседей, но при этом сумел значительно расширить владения Московского княжества.
Доподлинно известно, что всю свою жизнь Даниил Московский стремился уйти в монахи. Княжение же считал послушанием перед самим богом. Перед смертью он осуществил своё стремление и принял постриг. А похоронить себя завещал без почестей, как простого инока.
Князя погребли на монастырском кладбище. И буквально после само́й смерти начиналось народное почитание. На могиле Даниила происходило множество исцелений. В XVII веке князя канонизируют. Его мощи переносятся на хранение в храм святых отцов.
Видео о Даниловом монастыре
С высоты птичьего полёта
История обители
Рекомендуем по теме
Хор Данилова монастыря
Святыни монастыря
Но на этом не заканчиваются святыни Данилова монастыря. В главном храме обители — в Троицком соборе находится икона Божией Матери «Троеручицы».
Этот образ является очень необычным и в то же время почитаемым во всём христианском мире.
Эта икона особенная. Всё дело в том, что на ней Богородица изображается с тремя руками. У многих людей это вызывает недоумение — зачем изображать Божью Матерь таким странным образом?
Ответ кроется в истории самой иконы. Связана она с именем преподобного Иоанна Дамаскина — богослова, жившего на рубеже VII и VIII веков в Константинополе.
Во времена одного из переломных моментов в истории христианства.
Тогда в Константинополе возобладала ересь иконоборчества. На протяжении почти ста лет императоры и патриархи запрещали иконы. Вне закона были любые изображения Господа и Божьей Матери.
Иоанн Дамаскин написал много богословских трудов в защиту святых икон. И за это его стали преследовать. В наказание за свои убеждения и труды ему отрубили кисть руки.
Согласно преданию, преподобный долго молился образу Богородицы и она в ответ на его мольбы послала исцеление — кисть снова приросла.
Иоанн отблагодарил Богородицу особым образом — подвесил к окладу её иконы серебряную руку. Эта традиция подносить к иконам украшения из золота и серебра в благодарность за помощь сохранилась во всём мире до сих пор.
История формирования некрополя
Некрополь Данилова монастыря — одно из древнейших мест погребения на территории Москвы ведет свое начало от братского кладбища, где в 1303 г. был погребен основатель обители святой благоверный князь Даниил, завещавший похоронить себя «конечного ради смирения» именно здесь. Три с половиной столетия мощи святого князя находились под спудом, вплоть до их обретения в 1652 г.
После перевода обители в Кремль на монастырском кладбище стали хоронить не только умерших иноков, но и жителей Даниловской слободы. О том, что в XVI-XVII вв. на территории монастыря проводились погребения, свидетельствуют отдельные надгробия (намогильные плиты древнего некрополя, сдвинутые со своих первоначальных мест, вторично использовались при строительстве фундамента храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов) и некоторые находки того времени (погребальные сосуды для елея).
В 1771 г. был издан царский указ о запрете хоронить умерших в городах. В соответствии с ним, почти за столетие на территории Данилова монастыря сформировался обширный некрополь, который со временем приобрел мирской характер. В 1836 г. кладбище было благоустроено: места погребения ограждены металлическими решетками, между линиями могил устроены дорожки, могильные памятники был обсажены деревьями, кустарниками и цветниками. Некрополь Данилова монастыря считался весьма престижным кладбищем в XVIII и особенно в XIX вв.
В 1876 г. территория некрополя увеличилась вдвое: с запада к монастырю была присоединена и огорожена новой стеной территория, равная по площади прежней. Теперь кладбище занимало место от восточной ограды до Соборной площади, окружало Троицкий собор, захватывало северо-западную часть старой территории и практически всю новую. На фотографиях того времени видно, что некрополь на новой территории прекрасно распланирован и весь утопает в зелени.
В течение веков на кладбище обители погребали не только настоятелей и иноков монастыря, но также и монашество и духовенство других московских монастырей обителей и приходов. В погребениях духовных лиц на монастырском кладбище участвовали братия Даниловой обители. Часто иноки во главе с настоятелем встречали похоронную процессию в Святых вратах с иконами и хоругвями и под колокольный звон провожали усопшего к месту захоронения, где служили заупокойную литию.
В Даниловом монастыре хоронили главным образом зажиточных мещан, дворян средней руки, купцов, но были и захоронения титулованных особ. Многие из погребенных в обители являлись вкладчиками монастыря. Здесь нашли свой последний приют князья Голицыны, семья фон Розенов, княгиня Екатерина Петровна Хованская (сестра декабриста В. П. Ивашева), княгиня Екатерина Степановна Барятинская, генерал-майор, губернский предводитель дворянства в 1812 г. Василий Дмитриевич Арсеньев, генерал от инфантерии, писатель Иван Александрович Вельяминов, действительный статский советник Григорий Михайлович Безобразов и многие другие представители знатных российских родов.
Причем «благотворителей и благоукрасителей» монастыря, внесших значительный вклад в обитель, часто хоронили на самых почетных местах, в том числе и под храмами. Так, в подклети храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов находились усыпальницы купеческих родов Савиных и Ляпиных, интерьер которой был оформлен известным архитектором Ф. О. Шехтелем. В подклети Троицкого собора находилась усыпальница знаменитой в Москве семьи купцов-дворян Куманиных, которые вместе с почетными гражданами Москвы Шестовыми пожертвовали средства на строительство этого собора.
К середине — второй половине XIX в. на территории монастыря сформировался обширный некрополь, где были захоронены выдающиеся деятели науки, искусства и культуры России, среди которых, в первую очередь, надо назвать великого писателя Николая Васильевича Гоголя. Здесь нашли свой последний покой декабрист, член Северного общества Дмитрий Иринархович Завалишин, академик, историк русской литературы Николай Саввич Тихонравов, художник Василий Григорьевич Перов — автор таких известных всем картин, как «Тройка», «Птицелов», «Охотники на привале», а также портретов А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева. Большинство его работ находятся в Третьяковской галерее, где существует отдельный «перовский» зал. У северо-восточного угла Троицкого собора был похоронен известный пианист и дирижер, один из основателей московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн.
Особенно любили древнюю московскую обитель славянофилы и люди, близкие им по духу. Их погребения образовали целый участок между юго-западным углом храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и северо-восточным фасадом Дома настоятеля. В южной части этого участка, рядом с крыльцом Дома настоятеля, был похоронен Николай Васильевич Гоголь. Недалеко от него могила друга Пушкина — поэта Николая Михайловича Языкова, вместе с которым погребен историк Дмитрий Александрович Во(а)луев. Рядом был установлен точно такой же памятник одному из основателей славянофильства — богослову, философу, писателю Алексею Степановичу Хомякову и его супруге Екатерине Михайловне.
Напротив угла Дома настоятеля в массивной чугунной ограде находились плита и высокий белый мраморный крест на могиле общественного деятеля, ученого-энциклопедиста, известного русского предпринимателя Федора Васильевича Чижова. Около Троицкого собора на могиле активного разработчика крестьянской реформы 1861 г. Владимира Александровича Черкасского и его супруги Екатерины Алексеевны был поставлен красивый памятник из серого гранита в форме древнего креста. По другую сторону дорожки был погребен философ, публицист, видный общественный деятель Юрий Федорович Самарин. Недалеко от входа в Троицкий собор покоился друг Хомякова и других славянофилов издатель и публицист Алексей Иванович Кошелев.
Рядом с могилой Н. М. Языкова возвышалась колонна белого мрамора, увенчанная урной с крестом, которую воздвигли в 1841 г. одесские болгары Юрию Ивановичу Венелину, ученому слависту, чьи труды пробудили в болгарской интеллигенции национальное самосознание и явились стимулом для работы над просвещением народа, исследованием языка, истории и творчества.
Октябрьская революция кардинально изменила судьбу Данилова монастыря. В 1930 г. старейший московский монастырь был закрыт, на его территории разместили приемник для несовершеннолетних правонарушителей, в связи с чем некрополь Данилова монастыря подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений было решено перенести на новое место. На кладбище Новодевичьего монастыря были перезахоронены: Н. В. Гоголь, Д. А. Валуев, Н. Г. Рубинштейн, А. С. Хомяков и Е. С. Хомякова; на кладбище Донского монастыря — В. Г. Перов.
Монастырское кладбище в Даниловом монастыре в его изначальном виде не сохранилось. Для увековечения памяти всех похороненных в Даниловой обители был создан символический некрополь. Он расположен к востоку от Резиденции Святейшего Патриарха, у Нагорной башни, вдоль северного прясла монастырской ограды. Здесь были погребены останки из безымянных могил, вскрытых в процессе земляных работ при восстановлении монастыря В память обо всех, некогда похороненных в Даниловом монастыре, был поставлен крест и в мае 1988 г. освящена Поминальная часовня. На северной монастырской стене установлены мемориальные доски.
В монастыре идет работа по составлению полного Даниловского синодика. Подробнее о монастырском кладбище можно прочитать в монографии Л. А. Беляева «Некрополь Данилова монастыря в XVIII–XIX веках: историко-археологические исследования (1983–2008)». Издательство «Даниловский благовестник»; Институт археологии РАН. М., 2012.