даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

История монастыря

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайтданиловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Основанный в начале XVI века Свято-Троицкий мужской монастырь является одним из пяти монастырей, сохранившихся на территории Переславля-Залесского. Он имеет богатую, более чем 500-летнюю историю, связанную с именем Великого Московского князя Ивана III, царя Ивана IV Грозного и житием прославленного в лике святых преподобного Даниила, основателя монастыря.

Находится обитель в юго-восточ ной част и города, в живописном месте — на холме, вблизи Сокольской слободы, где в XV-XVII веках жили сокольники, выращивавшие птиц для цар ской охоты.

Краткая история возникновени я Свято-Троицкого монастыря

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт даниловский монастырь переславль залесский официальный сайтданиловский монастырь переславль залесский официальный сайт

История осн ования м онастыря ве сьма необычна. Как и исто ки многих других древних обителей, она связана с именем сильной, высокодуховной ли чности. В XVI веке в Переславле такой личностью был преподобный Даниил — святой человек, ставший в последствии духовником Василия III, одним из крестных отцов Ивана IV Грозного.

Датой рождения Даниила (в миру — Дмитрия) считается примерно 1460 год. Еще в раннем возрасте он принял решение посвятить себя Богу и прошел монашеский постриг в Боровском Пафнутьевом монастыре. Уже будучи монахом Горицкого монастыря в Переславле, Даниил заботился о находящемся на окраине города «божедомье» — братских могилах, где хоронили умерших без покаяния, бродяг, бездомных и путников, погибших в дороге от рук убийц или холода. Он также помогал больным, убогим, нищим и нуждающимся, не оставлял просящих о спасении души.

Не совсем обычным, но полным жалости и любви к людям, был его монашеский подвиг. Даниил ходил по окраинам Переславля и подбирал у дорог тела умерших, отпевал их и хоронил на кладбище. Здесь же, на божедомье, захотел он основать монастырь, чтобы поминать во время литургии всех погребенных. Однако местные власти не давали ему своего позволения. Помог один случай.

В то время Даниил был дух овником у опальных переславских бояр Челядниных. Однажды, когда он вел службу в их домовой церкви, явился гонец из Москвы с вестью о сн ятии великокняжеской опалы. Вос приняв известие как чудо, бояре обратились к московскому митрополиту с просьбой разрешить строительство монастыря и тем самым отблагодарили Даниила за помощь. Через Челядниных о переславском монахе узнал Великий князь Иван III.

Так, в 1508 году был основан Свято-Троицкий

Данилов монастырь. Первоначально он назывался Всехсвятским, так как состоял всего лишь из одной церкви – деревянного храма во имя Всех Святых. Даниил же стал основателем и первым настоятелем монастыря.

История монастыря до наших дней

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт даниловский монастырь переславль залесский официальный сайтданиловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Великий князь Василий III часто посещал монастырь, настоятель которого стал его духовником. Он попросил Даниила помолиться о появлении наследника, и вскоре на свет появился мальчик, будущий царь – Иван Грозны й. По случаю рождения наследника в 1532 году на территории обители был возведен Троицкий собор с приделом во имя Иоанна Крестителя — святого покровителя новорожденного. С этих пор монастырь стал называться Троицким.

В монастыре долгое время жили ученики преподобного Даниила. Один из них – Афанасий — вскоре сделался митрополитом Всея Руси. Им же было составлено Житие преподобного. Другой ученик – постриженик и друг Даниила – Герасим Болдинский, впоследствии основал Троицкий Болдин монастырь.

В 1540 году преподоб ный Дани

ил умирает. Тело пр еподобного было похоронено на территории обители, основателем и первым настоятелем которой он был долгое время. Его мощи были открыты в 1653 году, их освидетельствование произвел знаменитый ростовский митрополит Иона Сысоевич. При содействии игумена монастыря преподобного Тихона мощ и признали подлинными, и пре подобный Даниил был канонизирован. В 1653 году монастырь получил разрешение на строительство храма во имя святого. Небольшая церковь была пристроена к Троицкому собору в 1660 году. Мощи преподобного Даниила находятся в этой церкви по сей день. 30 декабря — день обретения мощей и 7 апреля – день преставления утверждены грамотой патриарха Никона от 1654 года и отмечаются православной церковью.

В Смутные времена Свято-Тр оицкий монастырь, как и другие обители Переславля-Залесского, не избежал польско-литовского нашествия. В 1615 году он был захвачен и разграблен, все деревянные постройки сгорели. Земли, принадлежащие обители, были разорены, села сожжены, а крестьяне убиты.

«Въ Переславлѣ стояли Польскіе и Литовскіе люди, Сапѣга съ то варищи, монастырь выжгли и храмы разорили, и монастырскiя жалованныя грамоты, и вотчинныя крѣпости, изодрали», — записано в грамоте царя Михаила Федоровича в Данилов монастырь от 7123 года (1615)

Восстановление монастыря, уже в камне, происходило в XVII веке на средства боярина Ю.Н. Барятинского. В частности, на его пожертвования были заново отстроены Велик освятская и Похвалинская церкви. Другой крупный благотворитель конца XVII века И.П. Барятинский, также пожертвовал на восстановление обители значительную сумму денег. Потеряв в эпидем ии всю свою семью, он провел в Свято-Троицком монастыре большую часть своей жизни и был известен под именем старца Ефрема. На его пожертвования были сооружены кельи для монахов, монастырские стены и различные хозяйственные постройки.

На протяжении нескольких столетий монастырь был одним из самых богатых в Переславле. В XVIII веке в его владении находилось более одной тысячи десятин пахотной земли и лесных угодий. Монастырю принадлежали несколько сел и деревень с более чем 3 тысячами крепостных крестьян. На территории обители рас

полагалась церковно-приходская школа и странноприимный дом паломников, принимавший до 5000 верующих ежегодно. Здесь хранились документы, имеющие большую ценность: купчие преподобного Даниила, грамоты Василия III, Ивана Грозного, Федора Иоанновича, Алексея Михайловича и Петра I, рукописное Евангелие 15 21 года. Большим почетом пользовалась принадлежавшая монастырю Тихвинская икона.

Однако в Екатерининское время богатству и благополучию Данилова монастыря приходит конец. С 1753 по 1788 год в нем располагалась Переславская духовная семинария, а затем — Переславское духовное училище. В 1923 году Свято-Троицкий монастырь был закрыт. В советское время на его территории размещалась машинотракторная станция, воинская часть, заготовительная контора.

Возобновлён монастырь в 1995 году и в настоящее время являет ся действующим. Сегодня на его территории проживает около 20 монахов, которые принимают активное участие в восстановлении святыни.

Храмы и постройки монастыря
Собор Живоначальной Троицы с приделом и колокольней

Четырёхстолпный одноглавый Троицкий собор был построен в 1532 году в соответствии с архитектурными традициями своего времени. Возведенный в честь рождения сына Ивана III — будущего царя Ивана Грозного — он стал главным храмом монастыря. Несмотря на небольшие размеры, собор отличается монументальностью и изяществом пропорций, и кажется изнутри довольно просторным.

Главный собор Данилова монастыря славится своей фресковой росписью, созданной в 1662-1668 гг. артелью известного костромского иконописца Гурия Никитина. Западную стену храма, как и предписывает канон, украшает фреска с изображением страшного суда, а на боковых стенах можно увидеть сцены из истории Лота и его дочерей. Сильное впечатление производит изображение Спасителя, сделанное во весь купол храма. Фрески Троицкого собора считаются одним из самых значитель ных произведений костромской школы второй половины XVII века, дошедших до нашего времени.

С северной стороны к храму примыкает небольшая церковь во имя преподобного Даниила, возведенная в 1660 году над местом его погребения. В ансамбль Троицкого собора входит и двухэтажная ш атровая колокольня, построенная в 1689 году.

Церковь Похвалы Божией Матери
даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт даниловский монастырь переславль залесский официальный сайтданиловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Церковь «Во имя похвалы» входит в сложный комплекс сооружений к югу от Храма Троицы. Бесстолпная трехапсидная церковь, существовавшая еще во времена Даниила, была заново отстроена в 1691-1696 годах. К церкви примыкает двухэтажная трапезная палата, построенная на средства князя И.П. Барятинского. Здесь же, у стены трапезной он был погребен. В память о жизни и деяниях этого человека у южной стены церкви установлена каменная резная доска.

Церковь Всех Святых

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Каменная одноглавая церковь во имя Всех Святых 1687 года постройки находится в восточной части монастыря. Ее предшественница — деревянная Всехсвятская церковь, построенная еще преподобным Даниилом, была первым храмом на территории обители. В 1892 году храм возобновлялся.

Святые врата и Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт даниловский монастырь переславль залесский официальный сайтданиловский монастырь переславль залесский официальный сайтданиловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Через Святые врата, построенные в 1700 году, осуществляется вход в Свято-Троицкий монастырь. Церковь над вратами в честь Тихвинской иконы Божией Матери была построена в 1889 году.

На территории монастыря сохранилось также несколько гражданских построек. Одной из них является Братский корпус 1696 года, за которым раньше располагался хозяйственный двор, конюшни, склады для сена и другие хозяйственные постройки.

Сохранился колодец преподобного Даниила с чудотворной водой, выкопанный им при жизни. Над колодцем в стене монастыря построена двухэтажная башенка. Также на территории обители можно увидеть каменные надгробия, датируемые XIX-XX веком.

Свято-Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском представляет собой большую ценность не только как объект исторического значения, памятник архитектуры и зодчества, сокровищница уникальных росписей, шедевров русской иконописи. Свято-Троицкий монастырь — это место встречи прошлого и настоящего, ставшее возможным благодаря продолжению русских православных религиозных традиций. Он напоминает нам об истоках русской культуры, позволяет прикоснуться к своим корням и почувствовать гордость за своих предков.

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайтБратский корпус построен в 1696 г.

Телефон: +7(999)157-0582.

Открыт монастырь ежедневно с 7 часов утра до 20-00 (в воскресение с 5-30).

Источник

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Монастырь основан в 1508 г. преподобным Даниилом Переславским, здесь же почивают его святые мощи.
Адрес: Переславль-Залесский, ул. Луговая, 17.
p.danilov.mon@gmail.com

Монастырь открыт ежедневно с 6.оо до 20.оо, проводятся экскурсии, как индивидуальные, так и коллективные.
Обращайтесь по тел. +7 (910) 665-37-78 или в церковную лавку.

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена
Переславская епархия Русской Православной Церкви

Епископ Алексий (Трейдер) посетил Переславль

17 ноября иерарх Православной Церкви в Америке епископ Бетесдский Алексий (Трейдер) посетил Переславль.

Владыка встретился с управляющим Переславской епархией епископом Переславским и Угличским Феоктистом, а также посетил Свято-Троицкий Данилов и Никольский монастыри.
Показать полностью.

В Даниловом монастыре епископ Алексий помолился у мощей основателя обители — преподобного Даниила Переславского. Настоятель игумен Пантелеимон (Королёв) ознакомил гостя с фресками древнего Троицкого собора обители работы Гурия Никитина и его артели иконописцев.

В Никольском монастыре владыка помолился у мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Также настоятельница монастыря игумения Евстолия (Афонина) провела для гостя экскурсию по обители.

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена
Переславская епархия Русской Православной Церкви

Иностранные студенты побывали в Переславском Центре святителя Луки и Даниловом монастыре

14 ноября группа из сорока студентов из Китая, Индии, Мадагаскара, Албании, Украины, России посетила Переславль-Залесский. Гости стали участниками увлекательной экскурсии в Центре святителя Луки, узнали интересные факты, связанные с жизнью святого.

Организаторы поездки — Московский физико-технический институт (МФТИ) при содействии русско-китайского культурного центра «Жар-птица».
Показать полностью.

— Экскурсия с параллельным переводом на английский и китайский — новый опыт для нас. Но было интересно! — рассказала руководитель проектов Центра святителя Луки Юлия Товстая.

Кроме того, делегация побывала в Даниловом монастыре. Экскурсию по обители для них провел игумен Пантелеимон (Королев).

По отзывам студентов, им очень понравилось это небольшое путешествие из Москвы в Переславль.

— Все очень благодарили за теплый прием и интересный, живой рассказ о жизни и подвигах великого ученого-первооткрывателя, хирурга и архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Среди слушателей были и студенты, изучающие биомедицинскую физику. Многие говорили, что на сегодняшней экскурсии по древнему городу Золотого кольца им особенно понравился рассказ о святом Луке, — отметил научный руководитель проектов победителей конкурса студенческих инициатив МФТИ Константин Гордица.

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена
Переславская епархия Русской Православной Церкви

В Переславле открылась выставка картин Павла Морозова

1 ноября на территории кафе La Forêt в Переславле-Залесском открылась персональная выставка «До Рождества» трудника Свято-Троицкого Данилова монастыря художника Павла Морозова.

Выставка расположена в двух залах: на первом этаже — основная экспозиция, в цоколе здания — графика и акварель.
Показать полностью.

Название выставки неслучайное.

— Я попал в монастырь в своё время и думал остаться там «до Рождества». И так остался, — рассказывает художник.

Несколько лет назад Павел Морозов переехал из Москвы в Переславль и поселился в Даниловом монастыре. Здесь он несёт послушание в трапезной, на клиросе и колокольне. В свободное время Павел рисует Переславль — древние храмы, яркие пейзажи.

Павел Морозов родился в 1965 году в Загорске (совр. Сергиев Посад). С 1975 по 1980 годы учился в художественной студии в Лейпциге (ГДР). В 1990 году окончил Московский архитектурный институт. Павел является членом Московского союза художников. С 90-х годов постоянный участник коллективных и персональных выставок в России и за рубежом — в Германии, Франции и Бельгии.

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена
Переславская епархия Русской Православной Церкви

7 ноября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре Переславля-Залесского.

После богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем!
Показать полностью.

Как и в любой другой день празднования малой Пасхи, Церковь предлагает нам для размышлений и назидания очень важный евангельский отрывок. Сегодня, как вы помните, мы слышали Христову притчу о богаче и Лазаре. Если знать содержание причти, то легко догадаться, в каком из Евангелий она находится — в Евангелии от Луки. Это Евангелие отличается от всех прочих острой социальной направленностью, а потому именно в нём содержатся притчи, которые затрагивают темы взаимодействия между людьми разных социальных групп. Так и в притче о богаче и Лазаре мы видим историю об успешном человеке и о его полной противоположности — нищем Лазаре. Многим может показаться, что эта притча имеет отношение лишь к малому проценту людей, то есть исключительно к тем, кто обладает ощутимыми материальными ресурсами. Всем прекрасно известно, что таких людей не очень много, абсолютное же большинство христиан живут совершенно в иной парадигме, и вынуждены считать если не каждую копейку, то каждый рубль, а потому по своему образу жизни находятся ближе не к богачу, а к Лазарю, посмертная участь которого не вызывает сочувствия и содрогания, напротив, она завидна и вожделенна.

Но вот в чём дело: проблема богача из притчи заключена не в его богатстве. А в том, что он мог спокойно жить рядом с тем, кто находился в крайне бедственном положении. При этом он не гнал от себя нищего, он даже позволял ему питаться остатками своей пищи, Лазарь постоянно соседствовал с ним, богач не пытался его удалить из своего мира. Богатство в случае этой притчи — лишь один из ярких примеров обладания ресурсами, которые расходуются неправильным образом. А ресурсы, как известно, могут быть самыми разными.

Совершенно неслучайно апостол Лука выбрал эту притчу для включения в Евангелие, ведь он был учеником апостола Павла, а потому прекрасно знал мысли первоверховного апостола относительно Церкви, которая есть Тело Христово. Знал, разделял и руководствовался этими мыслями. Напомню, что апостол Павел сравнивал христианское сообщество с единым телом, в котором есть все части и которые должны согласно взаимодействовать между собой. У каждой части человеческого тела есть свои функции, свои сильные и слабые стороны. К примеру, наши руки обладают удивительной подвижностью, они — наши основные рабочие инструменты, но они не могут собой заменить ноги, ходить на руках возможно, но только в качестве гимнастического упражнения, доступного весьма ограниченному числу людей. Руки не могут существовать отдельно от всего другого тела.

Это совершенно очевидные мысли, но апостол Павел не уставал их повторять и говорить о том, что точно также устроено христианское и — шире — человеческое сообщество. И это тоже очевидная мысль. Но она почему-то ускользает из нашего внимания тогда, когда мы размышляем о собственном месте в мире, особенно же если это место связано с обладанием чем-то таким, что, как кажется, делает человека независимым от других. Конечно, в первую очередь это материальное благосостояние. Но есть ресурсы и иного рода. Таковыми могут быть, к примеру, физическая сила, интеллект, образование, знание языков, умение играть на музыкальных инструментам, петь, рисовать и так далее. Всё то, что делает нас особенными, то, что отделяет нас от других. Но всё это — не только результат собственных усилий человека, это ещё и дар Божий, который недопустимо использовать лишь для самого себя. Смысл притчи о богаче и Лазаре в том числе и в этом.

Дай нам Бог его услышать и понять, дай Бог ощущать себя связанным со всеми другими людьми и понимать, что не существует никакого индивидуального спасения, к Богу мы можем прийти только вместе, мы зависим друг от друга, нуждаемся друг в друге, для спасения каждому из нас нужен свой Лазарь, с которым мы будем делиться всем тем, что Бог нам дал в качестве особого таланта.

Источник

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь г. Переславля-Залесского Епархиальные монастыри РПЦ

даниловский монастырь переславль залесский официальный сайт

История

Основатель монастыря — инок Переславского Никитского монастыря Даниил (1453 — 1540), духовник великого князя Василия III. Среди его учеников, живших в обители, был преподобный Герасим Болдинский. Свято-Троицкий монастырь был основан на месте «Божедомья», — места погребения странников и неимущих. Одним из духовных подвигов преподобного Даниила Переславского было погребение и отпевание этих никому неизвестных людей.

В 1530—1532 годах в честь рождения великокняжеского наследника — будущего Иоанна Грозного — в монастыре был возведён величественный Троицкий собор; и старец Даниил стал, согласно монастырскому преданию, восприемником ребёнка.

Обитель серьёзно пострадала в Смутное время. Значительный ущерб был нанесен и монастырским вотчинам: крестьяне убиты, дома разграблены.

С XVII века основатель обители инок Даниил прославлен Русской Церковью в лике преподобных (память — 7 апреля). Его мощи, обретённые в 1652 году, открыто почивали в Троицком соборе монастыря. Церковное почитание преподобного Даниила привлекло к монастырю внимание многочисленных паломников.

В 1667—1669 годах настоятелем обители был раскаявшийся идеолог церковного раскола Григорий Неронов, похороненный в паперти собора. В начале следующего столетия монастырём управлял Варлаам Высоцкий — духовник царевны Натальи Алексеевны, цариц Екатерины Алексеевны и Анны Иоанновны.

Разбогатевшая обитель заново отстраивается во второй половине XVII века. Крупнейшим благотворителем стал боярин и дипломат И. П. Барятинский, который пожертвовал обители свыше 20 тысяч рублей. Позже он был погребён у северной стены настоятельских покоев в 1701 году. Во второй половине XVII века Троицкий собор был расписан артелью известного костромского изографа Гурия Никитина

С 1753 по 1788 год в монастыре располагалась Переславская духовная семинария; с 1788 года — Переславское духовное училище.

С 1764 до 1918 год монастырь имел статус 2-го класса Владимирской и Суздальской епархии и являлся крупным землевладельцем.

Закрыт в 1923 году. Передан Русской Православной Церкви в 1995 году. С этого времени в обители возобновляется монашеская жизнь. Монастырь восстанавливается практически из руин, сохранившиеся постройки — реставрируются, а территория — благоукрашается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *