даниловский монастырь переславль залесский расписание богослужений
Свято-Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском – памятник служению преподобного Даниила
Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Луговая, д. 7
Дата основания: 1508 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила, церковь Похвалы Божией Матери, церковь Всех Святых, церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Координаты: 56°43’12.8″N 38°50’17.1″E
Старинный монастырь стоит на южных окраинах Переславля вот уже более 500 лет. Его Троицкий собор – второй по древности в городе после Спасо-Преображенского. Этот великолепный храм, построенный в 1530-32 годах, много веков удивляет своей красотой и лаконичностью форм и радует прекрасно сохранившимися фресками XVII века – настоящими шедеврами монументальной живописи.
Жизнь создателя обители Даниила Переяславского
Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила
В 1508 году Даниил построил на месте захоронения несчастных деревянный Всехсвятский храм. С помощью бояр Челядниных, у которых он был духовником, Даниил получил от великого князя Василия III Ивановича разрешение возводить у храма кельи для нового монастыря. Так он стал настоятелем новой мужской обители, поначалу носившей имя Всехсвятской по названию храма.
По настоянию Василия III в 1525 году Даниил ушел из Гориц и полностью посвятил себя служению в созданном им новом монастыре. Перед смертью, по просьбе Даниила, настоятелем был назначен его ученик Илларион. Умер основатель монастыря в 1540 году. Церковью он канонизирован как святой (1653 г.).
История Свято-Троицкой обители
До самой своей смерти (1533 г.) Василий III покровительствовал монастырю, он почитал Даниила как своего духовника и многократно приезжал в Переславль. По случаю появления на свет долгожданного наследника Василий III выделил деньги на строительство большого Троицкого собора, а Даниил стал крестным отцом сына Василия III, будущего государя Ивана Грозного (1530 г.). Покровительствовал обители и младший брат Василия III – Дмитрий Иванович Жилка, правивший Угличем.
Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила
В Смутное время мужской монастырь сильно пострадал. Его постройки разорили и сожгли, крестьян, находившихся в подчинении у обители, убили, а их дома разграбили (1615 г.). Уцелели только каменные строения, возведенные еще при Данииле. Позже монастырь потратил много сил и средств на восстановление. И жизнь в нем, как и во всем Переславле, к середине XVII века начала налаживаться.
За последующие полвека монастырь становится одним из самых богатых в округе. Ему принадлежали многие села и деревни с проживающими в них людьми. На то время он единственный из всех переславских обителей был полностью отстроен в камне. Много помогали монастырю деньгами бояре Барятинские. Иван Петрович Барятинский последние свои годы прожил в нем и был погребен здесь в 1701 г., как старец Ефрем.
В XVIII веке на монастырской территории разместили городскую духовную семинарию, а позже – училище. И до 1918 года он считался второклассным монастырем по управлением Владимирской и Суздальской Епархии. В середине 20-х годов прошлого века монастырь закрыли. В годы советской власти на его территории разместили машинно-тракторную станцию, в 1945 году – лагерь для немецких военнопленных и учебную воинскую часть. Церковные богослужения возобновили в монастырских стенах в 1995 году.
Слева направо: Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила, церковь Всех Святых
Архитектурные памятники на территории монастыря
Самой первой каменной постройкой монастыря был Троицкий собор (1530 г.). Для его строительства пригласили известного ростовского зодчего Григория Борисова. Он работал с собственной артелью мастеров, из которых до наших дней дошли имена Третьяка Борисова и Пахомия Горяинова. Ростовские мастера прославились строительством соборов в Борисоглебском монастыре под Ростовом Великим и Успенской церковью в Спасо-Каменном монастыре на оз. Кубенском.
Григорий Борисов построил в Переславле монументальный храм с изящными пропорциями. Его основу составляют четыре массивных столпа, а объем имеет почти кубическую форму. Большая глава этой церкви стоит на высоком и широком световом барабане.
Изначально закомары этого храма были килевидными. Но теперь это не заметно, так как они скрыты под созданной позднее практичной четырехскатной кровлей. Внутренне пространство храма освещено за счет узких окон барабана и стен. Собор получился на славу и сразу стал архитектурной доминантой всех южных окраин Переславля.
В 1660 году к Троицкому собору над тем местом, где был погребен основатель монастыря преподобный Даниил, пристроили отдельный небольшой храм. И эта одноглавая изящная церковь составила гармоничный ансамбль с массивным величественным собором.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Двумя годами позже внутренние помещения собора начала расписывать знаменитая артель костромских и ярославских живописцев, возглавляли которую Сила Савин и Гурий Никитин. Но в связи с большим количеством заказов от царского двора, делали они это с перерывами и завершили роспись предположительно только в 1668 году. Некоторые фрески этих мастеров хорошо сохранились, и мы можем любоваться ими и сегодня, например, изображением Спаса Вседержителя на соборном куполе или выразительной сценой Страшного Суда.
В 1689 году к Даниловскому пределу зодчие, приглашенные из Костромы, пристроили шатровую колокольню. Ее нижний этаж монахи стали использовать под хозяйственные нужды, а наверху разместили монастырскую ризницу.
С востока от главного собора расположена небольшая церковь Всех Святых (1687 г.). Этот каменный храм возвели на месте самой первой деревянной церкви монастыря силами костромских мастеров. Каменную церковь венчает красивая главка на высоком барабане, украшенном рядом кокошников. Первоначально ее построили при больнице. Но больничное здание до наших дней не дошло.
Церковь Всех Святых
В юго-восточной части монастыря стоит прекрасная церковь Похвалы Божией Матери (1695 г). Этот храм недаром относят к настоящим памятникам древнерусского зодчества. Он очень красив внешне. Внимание привлекают затейливые резные капители и наличники, искусно сделанные декоративные «раковины» и колонки. На втором этаже этого храма расположена большая по размерам Трапезная палата, а также множество разнообразных хозяйственных построек. Все это здание сейчас активно восстанавливается.
Монахи традиционно жили в двухэтажном Братском корпусе (1696 г.), который стоит с южной стороны от Трапезной палаты. Он состоит из монашеских келий и помещений, предназначенных для хозяйственных нужд. Раньше к корпусу примыкал хозяйственный двор с конюшнями, сеновалами и сараями. В подвалах Братского корпуса на льду монахи хранили продукты.
Последним каменным храмом монастыря является надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1889 г.). Она венчает Святые Врата, сделанные в каменной монастырской ограде. Раньше над этими массивными воротами стояла церковь, построенная в 1700-1702 гг.
Церковь Похвалы Божией Матери
Современное состояние и режим посещения
Сегодня в монастыре живет 20 монахов. В 2000-е годы здесь были проведены большие реставрационные работы по восстановлению каменной ограды, башен и ворот, а также частичному восстановлению храмов.
Попасть на территорию монастыря можно в любой день с 8.00 до 20.00. Все желающие могут бесплатно вести на территории фото- и видеосъемку. Нельзя снимать только монахов и церковные службы. Утренние службы проходят по будним в 6.30, а по выходным и праздникам – в 8.30. Вечерние службы – ежедневно в 17.30.
Как добраться до монастыря
Монастырь расположен по адресу: ул. Луговая, 17. Его архитектурный ансамбль прекрасно виден с пересекающей город московской дороги (трасса М8).
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПЕРЕСЛАВЛЬ
Свято-Троицкий Данилов монастырь
Действующий мужской монастырь. Основан в 1508 г.
Сохранившиеся постройки монастыря ХVI–ХХI вв., из них объектами культурного наследия являются постройки ХVI–ХIХ вв.
Адрес: г. Переславль-Залесский, ул. Луговая, 17
Тел.: +7 (48535) 2-39-57
Режим посещения монастыря: ежедневно, 08.00-20.00
Расписание богослужений:
утренняя служба: пн-пт 06.30, сб, вс, праздничные дни 08.30
вечерняя служба: ежедневно, 17.00
Гостиница для паломников: на ремонте
Состояние: Сегодня в монастыре проживает около 20 монахов, принимающих активное участие в восстановлении древней святыни. Недавно на месте утраченных монастырских стен возвели новые и отреставрировали церковь Похвалы Богородицы. В 2008 году монастырю исполнилось 500 лет, к этой дате обитель значительно преобразилась.
Состав: Троицкий собор с приделом святого Даниила, Храм Похвалы Пресвятой Богородицы, Храм Всех Святых, Храм во имя Тихвинской иконы Божьей Матери
Уникальные святыни: Святые мощи преподобного Даниила (обретены в 1652 г.)
Храмовые и престольные праздники:
Правила посещения монастыря: вход на территорию монастыря свободный, при посещении монастыря предусмотреть соответствующую одежду, на территории монастыря разрешена бесплатная любительская фото- и видеосъемка, кроме съемок насельников/насельниц монастыря и службы в храме
Описание:
По легенде, Свято-Троицкий Данилов монастырь, расположенный в южной части Переславля, появился в начале ХVI века на месте скудельницы, где когда-то отпевали и хоронили одиноких, нечаянно погибших путников. Основателем и первым настоятелем этой обители стал старец Даниил, монах переславского Горицкого монастыря, ставший позднее крестным отцом Ивана Грозного.
Главный храм монастыря Троицкий собор возведен по велению Василия III в 1530 году, еще при жизни святого Даниила, и является вторым по древности храмом Переславля после Спасо-Преображенского собора. Внутри он украшен фресками известного мастера живописи середины ХVII столетия Гурия Никитина.
Сооружение двух других храмов этого монастыря – Всехсвятской и Похвалинской церквей – связывают с именами боярина Ю.Н. Барятинского и дипломата конца ХVII века И.П. Барятинского. И.П. Барятинский, потеряв в эпидемию свою семью, немалую часть жизни прожил в Троице-Даниловой обители под именем старца Ефрема. На его пожертвования в ХVIII веке были выстроены кельи, монастырские стены и хозяйственные постройки.
Сегодня в монастыре проживает около 20 монахов, принимающих активное участие в восстановлении древней святыни. Недавно на месте утраченных монастырских стен возвели новые и отреставрировали церковь Похвалы Богородицы.
При использовании материалов интернет-портала «Туристический Переславль»
обязательно указание источника со ссылкой на портал.
Паломничество
Паломничество
Запускается Паломническая служба Переславской епархии — и в следующую субботу 15.08.2020 приглашаем приехать на целый день сюда, к нам в гости.
Выезд в 7.оо от Медведково, тут Фёдоровский монастырь, Данилов монастырь (с трапезой и беседой с игуменом), Никольский монастырь, Красная площадь, Знаменский (тоже с трапезой), бдение в кафедральном соборе, возвращение в Москву примерно в 21.30.
Заказ билетов и справки по телефону и WhatsApp: +7-920-147-09-68 (Юлия).
Цена вопроса 2200 ₽.
Программа
✨ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА В ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ
Друзья, 15 августа приглашаем вас в старинный русский город Переславль-Залесский. С пользой для души вы проведете выходной день, наполнив его радостью новых открытий и впечатлений😌
🌿Это первая поездка, организованная паломническим центром Переславской епархии.
🔷Программа поездки:
🔹 Духовная беседа и чаепитие с игуменом Пантелеимоном (Королевым), кандидатом богословия, настоятелем Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря
🔹 Посещение монастырей и храмов Переславля
🔹 Монастырская трапеза (обед, ужин)
🔹 Вечернее богослужение во Владимирском кафедральном соборе, возглавляемое епископом Переславским и Угличским Феоктистом
🔶Места посещения:
🔸 Феодоровский женский монастырь (чудотворная икона Божией Матери «Андрониковская», уникальный образ вмч. Федора Стратилата из янтаря и жемчуга, мощевик с частицами мощей уральских и сибирских святых)
🔸 Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь (мощи прп. Даниила Переяславского, уникальные фрески Троицкого собора XVII века)
🔸 Никольский женский монастырь (Корсунский крест-мощевик, мощи св. блгв. князя Андрея Смоленского и мощи прп. Корнилия Молчальника, рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых, икона свт. Николая с частицей мощей, икона свт. Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей)
🔸 Красная площадь (Спасо-Преображенский собор (XII век) — место крещения блгв. князя Александра Невского, Владимирский собор; храм Александра Невского, где хранится частица мощей святого; храм Петра Митрополита — уникальный памятник архитектуры XVI века)
🔸Храм иконы Божией Матери «Знамение» (икона прп. Евфросинии Московской с частицей мощей, чтимый образ Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи, Крест с камнем со святой горы Голгофы)
💠Сбор группы: метро Медведково, в 06-45. Отправление в 7-00. Возвращение в Москву — около 21-30.
▶️ Пожертвование за поездку: 2200 руб. Проезд на комфортабельном автобусе, сопровождение, экскурсионное обслуживание, 2 трапезы.
📱Телефон для записи, WhatsApp: +7-920-147-09-68 (Юлия)
Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь
Монастырь основан в 1508 г. преподобным Даниилом Переславским, здесь же почивают его святые мощи.
Адрес: Переславль-Залесский, ул. Луговая, 17.
p.danilov.mon@gmail.com
Монастырь открыт ежедневно с 6.оо до 20.оо, проводятся экскурсии, как индивидуальные, так и коллективные.
Обращайтесь по тел. +7 (910) 665-37-78 или в церковную лавку.
Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена
Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена
Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена
Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена
Переславская епархия Русской Православной Церкви
Епископ Алексий (Трейдер) посетил Переславль
17 ноября иерарх Православной Церкви в Америке епископ Бетесдский Алексий (Трейдер) посетил Переславль.
Владыка встретился с управляющим Переславской епархией епископом Переславским и Угличским Феоктистом, а также посетил Свято-Троицкий Данилов и Никольский монастыри.
Показать полностью.
В Даниловом монастыре епископ Алексий помолился у мощей основателя обители — преподобного Даниила Переславского. Настоятель игумен Пантелеимон (Королёв) ознакомил гостя с фресками древнего Троицкого собора обители работы Гурия Никитина и его артели иконописцев.
В Никольском монастыре владыка помолился у мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Также настоятельница монастыря игумения Евстолия (Афонина) провела для гостя экскурсию по обители.
Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена
Переславская епархия Русской Православной Церкви
Иностранные студенты побывали в Переславском Центре святителя Луки и Даниловом монастыре
14 ноября группа из сорока студентов из Китая, Индии, Мадагаскара, Албании, Украины, России посетила Переславль-Залесский. Гости стали участниками увлекательной экскурсии в Центре святителя Луки, узнали интересные факты, связанные с жизнью святого.
Организаторы поездки — Московский физико-технический институт (МФТИ) при содействии русско-китайского культурного центра «Жар-птица».
Показать полностью.
— Экскурсия с параллельным переводом на английский и китайский — новый опыт для нас. Но было интересно! — рассказала руководитель проектов Центра святителя Луки Юлия Товстая.
Кроме того, делегация побывала в Даниловом монастыре. Экскурсию по обители для них провел игумен Пантелеимон (Королев).
По отзывам студентов, им очень понравилось это небольшое путешествие из Москвы в Переславль.
— Все очень благодарили за теплый прием и интересный, живой рассказ о жизни и подвигах великого ученого-первооткрывателя, хирурга и архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Среди слушателей были и студенты, изучающие биомедицинскую физику. Многие говорили, что на сегодняшней экскурсии по древнему городу Золотого кольца им особенно понравился рассказ о святом Луке, — отметил научный руководитель проектов победителей конкурса студенческих инициатив МФТИ Константин Гордица.
Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена
Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена
Переславская епархия Русской Православной Церкви
В Переславле открылась выставка картин Павла Морозова
1 ноября на территории кафе La Forêt в Переславле-Залесском открылась персональная выставка «До Рождества» трудника Свято-Троицкого Данилова монастыря художника Павла Морозова.
Выставка расположена в двух залах: на первом этаже — основная экспозиция, в цоколе здания — графика и акварель.
Показать полностью.
Название выставки неслучайное.
— Я попал в монастырь в своё время и думал остаться там «до Рождества». И так остался, — рассказывает художник.
Несколько лет назад Павел Морозов переехал из Москвы в Переславль и поселился в Даниловом монастыре. Здесь он несёт послушание в трапезной, на клиросе и колокольне. В свободное время Павел рисует Переславль — древние храмы, яркие пейзажи.
Павел Морозов родился в 1965 году в Загорске (совр. Сергиев Посад). С 1975 по 1980 годы учился в художественной студии в Лейпциге (ГДР). В 1990 году окончил Московский архитектурный институт. Павел является членом Московского союза художников. С 90-х годов постоянный участник коллективных и персональных выставок в России и за рубежом — в Германии, Франции и Бельгии.
Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь запись закреплена
Переславская епархия Русской Православной Церкви
7 ноября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре Переславля-Залесского.
После богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем!
Показать полностью.
Как и в любой другой день празднования малой Пасхи, Церковь предлагает нам для размышлений и назидания очень важный евангельский отрывок. Сегодня, как вы помните, мы слышали Христову притчу о богаче и Лазаре. Если знать содержание причти, то легко догадаться, в каком из Евангелий она находится — в Евангелии от Луки. Это Евангелие отличается от всех прочих острой социальной направленностью, а потому именно в нём содержатся притчи, которые затрагивают темы взаимодействия между людьми разных социальных групп. Так и в притче о богаче и Лазаре мы видим историю об успешном человеке и о его полной противоположности — нищем Лазаре. Многим может показаться, что эта притча имеет отношение лишь к малому проценту людей, то есть исключительно к тем, кто обладает ощутимыми материальными ресурсами. Всем прекрасно известно, что таких людей не очень много, абсолютное же большинство христиан живут совершенно в иной парадигме, и вынуждены считать если не каждую копейку, то каждый рубль, а потому по своему образу жизни находятся ближе не к богачу, а к Лазарю, посмертная участь которого не вызывает сочувствия и содрогания, напротив, она завидна и вожделенна.
Но вот в чём дело: проблема богача из притчи заключена не в его богатстве. А в том, что он мог спокойно жить рядом с тем, кто находился в крайне бедственном положении. При этом он не гнал от себя нищего, он даже позволял ему питаться остатками своей пищи, Лазарь постоянно соседствовал с ним, богач не пытался его удалить из своего мира. Богатство в случае этой притчи — лишь один из ярких примеров обладания ресурсами, которые расходуются неправильным образом. А ресурсы, как известно, могут быть самыми разными.
Совершенно неслучайно апостол Лука выбрал эту притчу для включения в Евангелие, ведь он был учеником апостола Павла, а потому прекрасно знал мысли первоверховного апостола относительно Церкви, которая есть Тело Христово. Знал, разделял и руководствовался этими мыслями. Напомню, что апостол Павел сравнивал христианское сообщество с единым телом, в котором есть все части и которые должны согласно взаимодействовать между собой. У каждой части человеческого тела есть свои функции, свои сильные и слабые стороны. К примеру, наши руки обладают удивительной подвижностью, они — наши основные рабочие инструменты, но они не могут собой заменить ноги, ходить на руках возможно, но только в качестве гимнастического упражнения, доступного весьма ограниченному числу людей. Руки не могут существовать отдельно от всего другого тела.
Это совершенно очевидные мысли, но апостол Павел не уставал их повторять и говорить о том, что точно также устроено христианское и — шире — человеческое сообщество. И это тоже очевидная мысль. Но она почему-то ускользает из нашего внимания тогда, когда мы размышляем о собственном месте в мире, особенно же если это место связано с обладанием чем-то таким, что, как кажется, делает человека независимым от других. Конечно, в первую очередь это материальное благосостояние. Но есть ресурсы и иного рода. Таковыми могут быть, к примеру, физическая сила, интеллект, образование, знание языков, умение играть на музыкальных инструментам, петь, рисовать и так далее. Всё то, что делает нас особенными, то, что отделяет нас от других. Но всё это — не только результат собственных усилий человека, это ещё и дар Божий, который недопустимо использовать лишь для самого себя. Смысл притчи о богаче и Лазаре в том числе и в этом.
Дай нам Бог его услышать и понять, дай Бог ощущать себя связанным со всеми другими людьми и понимать, что не существует никакого индивидуального спасения, к Богу мы можем прийти только вместе, мы зависим друг от друга, нуждаемся друг в друге, для спасения каждому из нас нужен свой Лазарь, с которым мы будем делиться всем тем, что Бог нам дал в качестве особого таланта.