даосский монастырь в китае

Западное восприятие зарождения даосизма в Китае: даосские храмы и монастыри

Изучению Китая, в частности, даосизму, посвящено большое количество литературы. Исследователи первой волны рассматривали Восток не как самодостаточный сегмент. Исследователи второй волны учли ошибку, выходят работы, затрагивающие отдельные аспекты, однако, ориентироваться в них крайне сложно, поскольку начинающий исследователь (да и обычный читатель) не имеет представления, с чего стоит начать изучать даосизм. Для этого необходимо разобраться (на примере появления храмов и монастырей), в чем именно ошибается западный человек, пытаясь изучить восточную культуру.

Гипотеза: Особенности западного восприятия не позволяют исследователям объективно трактовать понятия и применять терминологию в отношении даосской традиции, в частности, даосской монашеской традиции, вследствии чего, в мире науки появляются смысловые конструкты, не имеющие достоверного основания.

Для общего представления структуры статьи рекомендуется ознакомиться с ментальной картой

Содержание

Ранний даосизм: первые даосы

даосский монастырь в китае

Западная наука воспринимала даосизм, как единую систему, поскольку исследователи проводили аналогии с западной культурой. Учеными первой волны даосизм разделялся на две стадии развития: «философский» (первая стадия) и «религиозный» (вторая стадия), хотя это было не верно в корне. Термин «даос» употребляется западными исследователями для удобства, как условность. Выделяя стадии развития даосизма, исследователи привлекают основные источники (трактаты): «Дао дэ Цзин» и «Чжуан-цзы». Последние также интерпретируются некорректно.Подробнее

Появление первых даосских обителей

даосский монастырь в китае

Протодаосы проживали в разных регионах Китая, занимаясь алхимией («внутренней и внешней») и много чем другим, но все они опирались на общие принципы (образа жизни). В дальнейшем, они скапливались в определенных местах (точка сбора – обители). Позже, обители превращались в монастыри, появлялись даосские школы. Для удобного обозначения даосского монастыря используется термин «гуань» (впервые применен китайским историографом по имени Сымя Цянь). Существует легенда о первой даосской обители Лоугуань. На месте нее находилась застава Ханьгу, куда прибыл Лао-цзы (основатель учения), написал знаменитый трактат («Дао дэ Цзин») и покинул территорию Китая, в дальнейшем именно оттуда начал распространяться даосизм. Однако, это всего лишь легенда.Подробнее

Значение императорской власти на процесс развития даосизма

На территории Китая существовало три учения («цзяо»): даосизм, конфуцианство, буддизм. Однако, главнее каждого из них была доктрина императорской власти. Изначально, при объединении Китая императорская власть (начало правления династии Тун) ограничивала количество монастырей и монахов каждого из учений. Однако, в дальнейшем, даосскому монашеству дают большую свободу, что увеличивает количество монастырей. Важно, отметить, что благодаря императорской власти появился благоприятный климат для монашества, но стоит помнить, что приравнивать монашество и весь даосизм в целом некорректно.Подробнее

Влияние буддийской традиции

Императорская власть позволила развиваться даосской монашеской традиции, а также формироваться институту монашества, появлению прослойки духовенства. Формирование монашества происходило под влиянием буддизма, который уже давно проник на территорию Китая.

Буддизм повлиял на даосскую традицию в двух аспектах: 1) даосы могли уходить из семей (классической традиции данная практика была чужда, поскольку последние последние имели семьи, не является обязательным условием); 2) закрепление института монашества (однако, в классической даосской традиции является маргинальным). Подробнее

Обобщения и выводы

Для обобщения рекомендуется ознакомиться с презентацией.

Проблема восприятия даосизма на Западе:

Для завершения проблематики актуальным будет пройти тестирование.

Список литературы:

Мартынов А.С. Государство и религия на Дальнем Востоке: Вместо предисловия // Буддизм и государство на Дальнем Востоке: Сб. статей. – М.: Hаука, 1987. – С.3-46.

Источник

Даосский монастырь в китае

А впереди большой Даосский монастырь….)))

даосский монастырь в китае

вход в даосский монастырь!

Как-то раньше не задумывалась над восточными религиями, а вот даосизм как-то зацепил своей необычностью. Это скорее концепция жизни и философская система, нежели религия в том смысле, в котором этот термин трактуем мы. В основе лежит гармония («Человек тогда лишь достигает личной гармонии, когда принимает природу и неизбежность» Лао-цзы, его считают основателем даосизма) это, пожалуй, единственная религией, которая не опирается на слепую веру — враг разума. Для мыслящих людей здесь есть над чем подумать.
Огромная занимаемая площадь. И всё тот же не отпускающий покой следует за нами.
Прямо из автобуса видим огромное искусственное дерево, увешанное прожекторами, камерами и бог весть ещё чем… Это чтобы вид не портили?)))

даосский монастырь в китае

Фотография высокого искусственного дерева!

Перед монастырем бабушки продают благовония, пачки бумаги, которые потом сжигают в печах с символикой Инь Ян, думаю, что это ритуал поминания душ..

даосский монастырь в китае

Фотография китайской поминальной печи

Здесь же миниантикварный рыночек, на котором можно найти необычные редкости, много-много разных монеток из разных провинций Китая, рай для нумизмата…))) Теперь у меня есть прям 2 талисмана с драконами из прошлого, подаренных на память…))) Внутри нас встречают мифически львы, огромные статуи даосских великанов со свирепыми лицами на каждом переходе на следующий уровень храма и старые- старые кипарисы.

даосский монастырь в китае

Фотография статуи даоса

Эти кипарисы мне почему-то захотелось назвать деревьями желаний, потому, как на них бесчисленное множество красных ленточек. Перед нами мальчишка лет 5 пытается забросить на дерево такую ленточку с привязанным к ней камнем, и это не детская шалость. Несколько попыток под контролем не мешающего родителя и успех… Надеюсь его желание обязательно сбудется…)

даосский монастырь в китае

Фотография дерева желаний

А вот ещё один очень необычный старый, мудрый, узловатый кипарис, видавший многое на своём веку. Он как бы разделён на две части и, кажется, без сердцевины…туда может запросто поместиться человек… Но старые мощные ветви, поддерживаемые опорами, ещё зелёные. Они как своеобразные хранители храма, и ощущение, что пока они стоят — стоит храм..)

даосский монастырь в китае

необычный вид старого дерева желаний!

Проходим дальше, попадаем в меньший по размерам дворик. В глаза бросается необычная скульптура (лично мне, как немного химику, напоминающая кусок трубы из системы для перегонки веществ ). А вообще эта фигура является даосом, когда они достигают высшей ступени просвещения, очищения и чего-то там ещё….

даосский монастырь в китае

Черепахи, драконы уже как неотъемлемый атрибут Китая — в достатке…))) Заглядываем внутрь бокового храма… потрясающе… сразу на полу наш почитаемый символ Инь-Ян, в центре статуи монахов,

даосский монастырь в китае

Фотография алтаря в китайском храме

а на стенах живопись, причём такая, что может позавидовать любой храм Европы. Тончайшие линии, передающие самую суть изображенного, аккуратно, без лишнего апломба… И, думаю, каждый будет удивлён, увидев на стене храма не иконы, а историю эволюции человека… Да-да…

даосский монастырь в китае

скрижали в китайском храме даосов

Огромные камни, с высеченными на них истинами, как жаль, что нельзя прочитать…
Во дворе две старые деревянные беседки, давно не чувствовавшие на себе руки реставратора…
Опять проходим мимо огромных статуй великанов — даосов. Ярко разрисованные, со свирепыми лицами, на которых написано все то, что они сделают с нами, если мы будем шалить и не слушать старших и мудрых товарищей… мда… перспектива совсем не радостная… )))

даосский монастырь в китае

Фотография статуй даосских великанов

Упираемся в храм, обходим его и попадаем в ещё один дворик, совсем маленький… Огромная стена, разделённая проходом, исписанная иероглифами, а во дворике девушка, занимающаяся с мечом тайцзицюань ( необычайно популярное боевое искусство из семейства внутренних стилей в Китае).

даосский монастырь в китае

фото девушки отрабатывающей навык владения меча!

даосский монастырь в китае

Дабы не смущать девушку, пошли дальше, на самый верх, к главному храму. Нет этой золотой роскоши, так любимой нашими священниками, нет этого суеты, придирчивых взглядов….
Китайские «голоса ветра», как я их называю, очень красивые.

даосский монастырь в китае

Наверху дракон, пытающаяся схватить символ власти или может охраняющий его…)))

даосский монастырь в китае

потолок с орнаментам и драконом в центре!

У нас ещё есть час…))) Можно и нужно найти место, где можно посидеть и подумать. Спустились в маленький дворик, где занималась девушка. Деревья окружены скамейками…отлично…

даосский монастырь в китае

Фотография дворика даоского монастыря

даосский монастырь в китае

Источник

О путешествии в Китай: Жизнь в Даосском монастыре. Беседа с настоятелем Ляо Шифу

Чтобы посмотреть фото настоятеля Ляо Шифу и даосского монастыря, кликните на ссылку ниже

Жизнь в Даосском монастыре. Беседа с настоятелем Даосского монастыря Ляо Шифу

Даосская тема в Москве, сегодня, пожалуй одна из самых таинственных и мистифицируемых, в следствие чего мой интерес к жизни «настоящих» даосов был гигантским.

Встают монахи в пол-пятого, проводят утреннюю службу, после чего монахи женщины отправляются готовить еду, а монахи мужчины отправляются либо работать на стройке, либо на поле. Своими глазами я не видел в храме никаких массовых медитаций, занятий цигун, ушу и т.д. Костя, посетивший Китай более 30-и раз сказал, что в каждом храме всё по-разному, но в целом так построен быт всех монастырей, где он был: сурово и просто. Образ монаха, медитирующего между тренировками по ушу или тантрическими упражнениями – связан с реальностью весьма условно. И эта связь в большинстве случаев обусловлена экономикой. Действительно в Китае есть монастыри, типа Шаолиня, где обучают ушу (чаще всего европейцев и американцев), но в большинству монастырей этих не более 30-и лет и создаются они обычно на подобие туристические центры.

В каждом монастыре свои правила. В силу коммерциализации Китая, в горах становится всё больше монастырей «гостиничного типа». Там фиксированные таксы за проживание и удобства 3-х звёздочного отеля. Наш монастырь принадлежал к другой категории. Монахи приютили и кормили нас, так же как кормили бы любого другого путника. Фиксированной таксы не было. Каждый оставил на пожертвование столько, сколько считал нужным.

Кроме денег я оставил монастырю в подарок несколько картин, которые в монастыре же и нарисовал. Китайцы были очень удивлены, что европейцы «тоже так умеют». Настоятелю Ляо Шифу картины очень понравились и он украсил их каллиграфическими надписями (Ляо Шифу – великолепный каллиграф). Ляо Шифу предложил мне в следующий раз приехать с печатью.

Что же касается монахов нашего монастыря, то каждый монах выбрал свой вид практики. Вот настоятель Ляо Шифу, кроме всех прочих своих функций по вечерам занимался каллиграфией, писал молитвы и заряжал амулеты. Как я уже писал выше,

настоятель был настоящим мастером каллиграфии, он безупречно писал иероглифы, состоящие из десятков черт кончиком кисти. Каждый иероглиф был не больше четверти моего мизинца по площади. Вечер даосы проводили в основном «по комнатам». Конечно же, что там даосы делали в кельях, я не знаю. Говорю только то, что я видел. Насколько я понял, даосы придерживаются в основном принципа трудотерапии, как и наши православные монахи.

Вторая служба в даосском храме проходила в 18.00, на закате. После ужина рабочие, которые помогали реконструировать храм собирались у телевизора и за чаем и сигаретами смотрели китайский теле-сериал про гражданскую войну. Сюжет был невероятно затянут и вымучен, хуже чем в мексиканских 2000-серийных драмах, снято было ужасно но китайцы не могли оторвать глаз от голубого экрана и бурно обсуждали сюжетные повороты. Иногда к телезрителям присоединялся и Ляо Шифу.

Ляо Шифу – крайне уважаемый человек. На выходных монастырь наполняют толпы мирян из близлежащего города, жаждущих получить аудиенцию настоятеля и он принимал всех. Среди мирян были и бизнесмены и мамы с малолетними детьми и многие другие. И всё же, несмотря на свой высокий сан, настоятель Ляо был очень прост в общении, открыт и крайне приветлив. В первое же утро, наставшее после нашего приезда, за чаем я попросил настоятеля Ляо Шифу ответить на наши вопросы. Он великодушно согласился. Ему более 45 лет а выглядел он максимум на 30. Ляо – это имя настоятеля, Шифу, с китайского – «главный». Но в следствие влияния массовой мульт-культуры на мой ум, иначе как «мастер Шифу» я его не называл (памятуя о мультике «Кунфу панда»).

Передаю нашу беседу за чаем как можно более правдиво. Хотя, могу Вам сказать, что общался я с Ляо Шифу через переводчика Олега. А Ляо говорил на одном из южнокитайских диалектов и переводчик иногда не мог понять слова Ляо. Плюс надо учитывать, что кое-чего я и сам мог исказить, т.к. записал этот разговор лишь через неделю после тогокак он имел место быть.

Ляо Шифу: Принцип недеяния состоит в адекватности реальности. В умении слушать внешний мир и адекватно реагировать без промедления, следуя лишь своему пути, а не своим эгоистическим порывам. То есть, делая не то что хочется сделать, а то что будет адекватно внешним условиям. Например, когда едешь на машине так же можно следовать принципу недеяния, то есть вовремя адекватно реагировать на внешние факторы, а не давить на педаль когда вам хочется давить и поворачивать когда хочется повернуть, так же не стоит цепляться за правила дорожного движения. Надо просто быть внимательным и адекватным и тогда это будет недеяние, тогда будете следовать своему жизненному пути и не собьётесь.

Ляо Шифу: Путь Дао – един, и обычный быт и магия талисманов и многое другое, всё это является частью пути и должно гармонично сочетаться друг с другом. Если одна из частей начинает сильно перевешивать, человек сбивается с пути.

Спустя несколько лет пришёл другой мастер и сказал, что это место идеально подходит для храма, после чего храм и начали строить.

Воодушевлённая интересной темой, наша спутница Лена, которая была ученицей известных московских мастеров фен шуй Мая Богачихина и Бронислава Виногродского начала спрашивать у Ляо Шифу про феншуйные мелочи, например про монетку которая колеблется на нитке, подобно маятнику и каждый раз Ляо Шифу делал круглые глаза и говорил что ничего подобного ранее не слышал.

В разговоре было затронуто ещё множество тем, но они не носили для меня характера особой важности.

Источник

В поисках Дао — путешествие в горы Цинчэншань

О даосизме

Прежде чем написать этот рассказ, я долго думала: «Что знают на Западе о даосизме?» Что это «Путь», философия или даже религия, что это родом из Китая, что даосы отращивают бородки и носят длинные халаты, что-то о Лаоцзы, «Даодэцзин»… Согласитесь, не все могут перечислить даже этот список.

даосский монастырь в китае

Спросив у некоторых китайских друзей, что они знают о даосизме, я была удивлена, почти никто не смог сказать ничего вразумительного.

А спросив тот же самый вопрос у тех, китайцев, кто занимается даосизмом профессионально, мое восприятие было моментально парализовано десятком философских доктрин в одном предложении. Простыми словами даосизм не выражается.

даосский монастырь в китае

Вот, что пишет Википедия: учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо). Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.

даосский монастырь в китае

Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей.

Чтобы стать счастливым, человек должен встать на Путь Дао, познать Дао и слиться с Дао.

даосский монастырь в китае

даосский монастырь в китае

Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания.

даосский монастырь в китае

Таким образом, цель жизни в даосизме — возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Даосизм — глубочайшее учение. Как я убедилась, живя в Китае, народ не знает о даосизме почти ничего. А те, кто занимается изучением даосизма и могут донести это учение доступным для новичка языком, находятся не в гуще мегаполиса, а там, где они могут практиковать Дао.

даосский монастырь в китае

Первое место, где нужно побывать человеку, интересующемуся даосизмом, — горы Цинчэншань.

Горы Цинчэншань, расположенные в 60 км от города Чэнду в юго-западной провинции Сычуань, — колыбель даосизма. Именно здесь зародилось древнее учение. И по сей день — это священные даосские горы. Здесь базируется Всекитайская Ассоциация даосизма. От подножия до вершины горы располагаются многочисленные даосские храмы и монастыри. Паломники со всей страны стекаются сюда, чтобы прикоснуться к истокам. Здесь же есть возможность обучаться, практиковать и получать консультации у даосских учителей.

даосский монастырь в китае

Путешествовать по горе Чинчэншань можно несколькими способами.

Для любителей активного отдыха я предлагаю трекинг. Природа здесь чудесная. Богатейший лес с соснами и бамбуковыми зарослями, с водопадами и китайскими беседками для уединения. Пение тропических птиц. Тишина и покой.

даосский монастырь в китае

Для тех, кто приехал за комфортным отдыхом или имеет ограниченные возможности, можно выбрать канатную дорогу, в один или в оба конца. В один конец канатная дорога стоит 35 юаней, в оба конца 60 юаней. Современная, бесшумная, безопасная канатная дорога. Нужно отдать должное, заповедные зоны провинции Сычуань безупречно оборудованы.

От парковки до главных ворот расстояние 4.5 км, здесь не стоит экономить, а лучше взять электромобиль за 10 юаней в одну сторону. по пути ничего интересного, время лучше оставить на гору.

даосский монастырь в китае

Вот и ворота. Справа даосский храм. Здесь служат весьма почитаемые в даосском мире монахи и монахини, для наших гостей возможна встреча с ними и обсуждение волнующих вопросов.

Входные билеты продаются слева от входа. Как всегда не дешево. Китай совсем не дешевая страна, 90 юаней с человека стоит входной билет в горы Цинчэншань. Детям ниже 130 см вход бесплатный.

Высота у подножия горы всего 780 метров над уровнем моря. Вся гора покрыта пышным лесом. Эта местность известна в Китае благодаря максимально высокой концентрации отрицательных ионов кислорода, что невероятно полезно для здоровья и иммунитета человека!

даосский монастырь в китае

Горы Цинэншань входят в пятерку прекраснейших гор Китая. Горы Цинчэншань стоят спиной к покрытому снегом хребту Миньшань и лицом к равнине Чуаньси, что в западной части провинции Сычуань. Пик Дамяньшань — наивысшая точка, а пещера Тяньши («Старший даос») — сердце гор Цинчэншань. Площадь горного массива — 120 кв. км. В горах Цинчэншань насчитывается 36 пиков, 72 пещеры, 108 живописных мест. Прекрасны величественные горные вершины и природные пейзажи, покрытые густым вечнозеленым лесом и зарослями бамбука склоны. Хребет напоминает кольцо и издали он смотрится как крепость, отчего произошло название Цинчэншань, что означает «Зеленая крепость».

даосский монастырь в китае

даосский монастырь в китае

10–15 минутный подъем в гору по извилистым лестницам, вдоль водопадов и уютных беседок для отдыхающих, и мы попадаем на озеро. Здесь можно кататься на лодках, но нет смысла, озеро совсем не большое, а путь вокруг занимает не более 5-ти минут. И вот она — канатная дорога. Канатная дорога поднимает нас лишь на середину склона. На выходе слева есть небольшой магазин-кафе, где можно перекусить: вареная кукуруза, моченые в чае яйца, печеное сало — традиционная сычуаньская закуска. На выходе из канатной дороги справа — даосский храм.

даосский монастырь в китае

Немного подкрепившись, мы начинаем подъем. По пути заходим в храмы. И мечтаем о том, чтобы туман рассеялся, чтобы увидеть горы во всей красе. (Туман, действительно, рассеялся, но только на следующий день, когда мы уже спустились с гор.)

даосский монастырь в китае

Здесь весьма аутентично. На всем протяжении пути можно слышать традиционную китайскую музыку. На середине пешего подъема, у черной стены с иероглифом «Дао» расположена большая площадка, на которой наши гости, переодевшись в традиционный костюм, могут практиковать Тайцзи под руководством известного в Китае сычуаньского Мастера Тацзи Чжоу Тао.

Чем ближе к вершине, тем больше встречается красных ленточек. Их вешают паломники, молясь о продолжении рода и прочих благах. Влюбленные оставляют замочки на ветвях деревьев

даосский монастырь в китае

и заборах храмов. Сюда стекается много мечт и добрых пожеланий со всего Китая.

И вот уже слышен звук колокольчиков — это Лаоцзюнгэ — главный храм на вершине горы Цинчэншань. Девятиэтажная пагода. Девять — число долголетия в Китае. Строгий смотритель ворчит на туристов, которые фотографируют в храме. Дым благовоний растекается по долине…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *