дарна истринский район храм крестовоздвижения официальный
Видеоматериалы
История храма Крестовоздвижения
29 сентября 2020 года
29 сентября 2020 года
История храма Крестовоздвижения
Кирилл и Мефодий. Песня. Автор слов Фролова Татьяна. Автор музыки Владимир Нелюбин.
Исполняет Владимир Нелюбин.
24 мая День памяти братьев Кирилла и Мефодия.
Автор слов Фролова Татьяна.
Автор музыки Владимир Нелюбин.
Кирилл и Мефодий. Песня. Автор слов Фролова Татьяна. Автор музыки Владимир Нелюбин.
Исполняет Владимир Нелюбин.
24 мая День памяти братьев Кирилла и Мефодия.
Автор слов Фролова Татьяна.
Автор музыки Владимир Нелюбин.
День военного разведчика отметили ветераны в храме в Дарне
ТВ Истра (TVI)
Опубликовано: 8 нояб. 2017 г
8 ноября 2017 года
8 ноября 2017 года
День военного разведчика отметили ветераны в храме в Дарне
ТВ Истра (TVI)
Опубликовано: 8 нояб. 2017 г
Афганистан. 1979 год. Исповедь диверсанта.
Документальный фильм «Афганистан. 1979 год. Исповедь диверсанта».
Телекомпания «Останкино».
по заказу ОАО «Первый канал».
2009 г.
Афганистан. 1979 год. Исповедь диверсанта.
Документальный фильм «Афганистан. 1979 год. Исповедь диверсанта».
Телекомпания «Останкино».
по заказу ОАО «Первый канал».
2009 г.
Парень из нашего города. Воин-интернационалист Константин Долбилов.
Концерт памяти погибшего в Афганистане Константина Долбилова ( † 13.10.1983 )
7 ноября 2011 года
7 ноября 2011 года
Парень из нашего города. Воин-интернационалист Константин Долбилов.
Концерт памяти погибшего в Афганистане Константина Долбилова ( † 13.10.1983 )
Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Дарна
Храм Крестовоздвижения в Дарне – это одна из восстановленных церквей XVІІ века, встречающаяся на пути паломников и туристов, путешествующих в Русскую Палестину, что в городском округе Истра (Московская область).
Где находится храм Воздвижения на карте
Он располагается в 5 км к северо-востоку от Истры, на северо-западной окраине поселка Дарна. Недалеко отсюда протекает небольшая река Дарья. Других интересных мест тут нет.
История появления прихода
Крестовоздвиженская церковь строилась в то же время, что и Новоиерусалимский монастырь. В XVІІ ст. патриарх Никон задумал на истринской земле создать подобие Святой Земли. Окрестные холмы и реки получили новые библейские названия – Фавор, Хеврон и Кедрон, а село Дарна переименовали в Воздвиженское. Название такое деревня получила потому, что по географическому расположению находится приблизительно там, где в Иерусалиме основан монастырь Святого Креста.
Храм в честь Воздвижения Креста Господня основан в 1686 г. Первоначально он строился из дерева – к сожалению, не сохранилось сведений о его судьбе, но в середине XVІІІ в. тут построили приход в честь апостолов Петра и Павла.
В 1895 г. исполнилось прошение прихожан о возведении на территории каменного храма. В этом же году заложили фундамент будущего прихода, а через пять лет, в 1900 г., новую трехпрестольную церковь освятили. С этого времени начали совершать тут службы. Здесь действовала церковно-приходская школа, был небольшой кирпичный заводик.
Тихая и мирная жизнь верующих сельчан протекала до революционных событий 1917 г., а после начался период воинствующего атеизма. В 1937 г. храм в Дарне закрыли, сняли бронзовые колокола и увезли на переплавку «в пользу» индустриализации, имущество изъяли, постройку использовали не по назначению.
Возрождение церкви
Духовная жизнь в Дарне начала возрождаться в 1991 г. Тогда тут организовалась небольшая православная община, состоящая из местных бабушек. Настоятелем назначили отца Константина (Волкова).
Батюшка знал, что собор в с. Дарна нужно восстанавливать, но приехав на место, не ожидал увидеть полуразрушенное сооружение. На крыше церкви не было куполов, вместо них росли двухметровые березы и мох, от звонницы осталось два яруса, территория заросла кустарником. Но это не испугало бывшего воина-афганца (о. Константин служил в Афганистане), отец вдохновлял и подбадривал верующих, говорил, что все получится и храм восстанет в былой красоте.
Первые работы по очищению комплекса от мусора совершал священник с пожилыми жительницами селения, но затем подключились мужчины, а следом специалисты – строители, реставраторы… Здешняя церковь стала преображаться.
Как только очистили завалы внутри, начали совершать богослужения. В 1997 г. над храмом возвысились шатры с куполами, в этом же году достроили колокольню и подняли колокола, а затем приступили к внутренним работам. В 2001 г. состоялось освящение отстроенного храмового здания.
Архитектура Крестовоздвиженской церкви
Крестовоздвиженский храм в селе Дарна строился по проекту московского архитектора С.В. Шервуда. Проект реставрации (1991 г.) разработала архитектор-реставратор М. Ю Горячева.
Церковь построена в стиле эклектики, главный акцент делается на декоративном убранстве выполненных в лицевой кирпичной кладке фасадов: кокошники, филенки, карнизы, декоративные пояса, ступенчатые арки. Все это отсылает посетителей в традиции русского зодчества XVІІ века (московское узорочье).
Четверик венчает крупный восьмигранный световой барабан с луковичным куполом – центральной главой, а по углам расположены четыре главы меньших размеров. С западной стороны к церкви примыкает трехъярусная колокольня и шатровое крыльцо. На втором ее ярусе размещены ростовые мозаичные иконы святых.
Внутри храма была красивая роспись, к сожалению, ее «стерло» время и невежество стоящих у власти людей, которые из здания сделали склад. В ходе восстановления внутреннего убранства, художники-реставраторы творческой мастерской «Китеж» украсили стены и своды арок лепниной. Под стать узорам сделали и резные деревянные иконостасы.
Храмовые святыни
Старинные иконы и утварь, хранившиеся в храме Воздвижения Креста до революции, изъяли в 30-х годах. Дальнейшая судьба их неизвестна. После возрождения церковь стала пополняться новыми списками, среди которых есть редкий образ Божией Матери «Августовская». На ней запечатлено явление Богородицы русским солдатам под польским городом Августов, поэтому она получила такое название.
Образ тут оказался не случайно, ведь о. Константин в прошлом служил в Афганистане, а сейчас служит в храме, ведет просветительскую деятельность в войсковых частях, ГИБДД, УВД, духовно окормляет воинов-интернационалистов, семьи погибших воинов. День памяти иконы совершается 14 сентября. Чтобы помолиться у нее, в праздник приезжают сюда военнослужащие не только из Истры, но и с других районов.
Современность храма
Восстановленный Крестовоздвиженский храм сегодня вновь место притяжения паломников и туристов, оставляющих многочисленные отзывы о нем, как о благодатном уголке. Он находится недалеко от Новоиерусалимского монастыря, вместе с ним является историческим и культурным наследием. Но прежде всего Дарнинская церковь занимает важное место в духовной жизни сельчан и приезжих людей, ощутивших здесь Божью благодать.
В храме Дарны традиционно в день вывода Советских войск из Афганистана (15 февраля) собираются воины-интернационалисты, матери и близкие погибших бойцов. Тогда служится заупокойная лития, а затем организовывается совместная трапеза всех гостей. Здесь многие находят утешение, получают поддержку о. Константина.
В 2011 г. на территории насадили яблоневый сад в память о живых и погибших в 1979-1989 г. в Афганистане. Жители села гордятся церковью, которая возродилась и гордо называется достопримечательностью Истринского района. Москвичи, да и не только они, стремятся приехать сюда, когда празднуется Воздвижение Креста Господня – престольный праздник. В храме, как и большие церковные праздники, торжественно отмечают день Победы.
Как добраться (доехать)?
Вам нужно доехать до остановки «Дарна», где проходят автобусы №№ 30, 39 и 319. Все они следуют от станции Истры.
На машине сюда удобнее всего проехать таким образом:
Адрес, сайт, богослужения
Для тех, кто хочет посетить богослужение, на сайте храма заранее публикуют расписание. Обычно в субботу служится вечерняя, в воскресенье литургия, в будни службы совершаются, если на этот день выпадает праздник. Стоит отметить, что здесь поет лучший церковный хор Истринского благочиния. Следовательно, если будете в этих краях, обязательно посетите церковь в Дарне. В заключение – видео о ней, приятного просмотра!
Село Дарна и его храм Воздвижения
Креста Господня (Приложения)
Приложение 1
Древняя история села Ивановское (Ивановское-высокое)
Опись 1584 года перечисляет земли сельца Ивановского. В нем был монастырский двор и 4 крестьянских двора. К Ивановскому «тянули» 18 пустошей, из которых 10 раньше были деревнями. Земли доходили до реки Истры, где лежали обширные луга и пустошь Бобырева, будущее село Троицкое. В начале 1580-х годов эти земли поступили в казну.
При первых царях из династии Романовых князья Хованские заняли почетные места при дворе. Такое положение обеспечивало щедрые земельные владения вблизи от Москвы. В числе подмосковных поместий было получено и сельцо Ивановское на Даренке. В 1626 году в сельце числилось 14 дворов, что было очень много на фоне общего безлюдья, два боярских хозяйственных двора и два двора приказчиков.
Положение Ивановского резко меняется в 1657 году. Основанный на соседних землях Воскресенский монастырь стал активно приобретать деревни. Обе половины Ивановского были конфискованы. Вероятно, вокруг сельца шла нешуточная борьба. В октябре 1657 года в Ивановское два раза приезжали писцы (или, выражаясь современным языком, ревизоры).
Вторая половина Ивановского, бывшая в поместье за князем Семеном Григорьевичем, также была конфискована, но без упоминания вины. На его половине насчитывалось 10 дворов с 37-ю крестьянами, но хозяйство самого помещика выглядело заброшенным: « двор помещиков, а на нем хором: изба, против ея клеть, да клечейка худая, да навес покрыт соломою да житница, стоит без хлеба». Эту половину царь Алексей Михайлович отдал в Новый Иерусалим. («Дано в строение Великого государя святейшего Никона патриарха в Новой Иеросалим в монастырь Живоносного Воскресения»).
Вероятно, князь Семен Григорьевич проявил больше гибкости, чем его дядя. Немного позднее ему были заплачены за половину сельца 700 рублей. Сохранилась расписка о получении этих денег, выданная князем Хованским патриарху Никону.
Древняя история деревни Рычково (Кречково)
Битье батогами не уменьшило амбиций Татищева. В следующем году он заспорил с Семеном Головиным, опять проиграл и был послан в тюрьму на три дня. Местничество было настолько обычным делом, что ни батоги, ни тюрьма нисколько не повредили дальнейшей карьере Татищева. Позднее он был воеводой в Вязьме, приглашался к царскому столу.
В 1621 году Юрий Татищев продал Рычково Федору Боборыкину. К этому времени Федор Васильевич Боборыкин, побывав на воеводстве в Тюмени, вернулся в Москву и жил при дворе. Придворная служба обязательно предполагала и земельные владения в ближнем Подмосковье. Так была приобретена земля на Песочне. Ценность ее повышалась близостью оживленной Волоцкой дороги. Опись 1620-х годов показывает вотчину сразу после ее перехода в руки Боборыкиных. В Кречково (Рычково) было всего четыре двора (2 крестьянских и 2 бобыльских), двор вотчинника, поставленный, вероятно, уже новым владельцем. Центром владений Боборыкиных стала деревня Сафатова – будущее село Воскресенское.
Переписная книга 1646 года описывает вотчину стольника – село Воскресенское с деревнями. Деревня Кречково, с которой началась вотчина Боборыкиных, резко увеличила свое население. В ней в общей сложности стало 19 дворов (и 2 пустых), в которых насчитывалось 60 душ мужского пола.
Последней покупкой Романа Федоровича Боборыкина на Истре было сельцо Ивановское (Кашино).
Древняя история деревни Кашино (Ивановское-Кашино)
После смерти княгини Фетиньи Кашиной приданое вернулось к ее матери Настасье (по второму мужу княгине Тюфякиной). К этому времени княгиня Настасья уже была старицей Вознесенского монастыря. Она продала Ивановское за двести двадцать рублей и деньги раздала по монастырям за упокой души своей дочери княгини Фетиньи Кашиной.
Приложение 2
Опись имущества Крестовоздвиженской церкви в Дарне 1919 г.
«В Гражданский отдел Еремеевского Волостного Совета Церковнаго Совета села Дарны сведение о капиталах церковных и причта.
Церковного капитала всего хранится в Воскресенской сберегательной кассе на книжке – 190 руб. 75 коп. и более не имеется, а текущия израсходованы на дрова и ремонт Церкви.
Капиталов причта значится:
4% рента в 1100 рублей за № 2252.
Билет погашения долгов в 300 руб. за № 19574.
4% непрерывно-доходный билет в 100 руб. № 154966.
4% закладн. лист Ярославскаго Костромского Земельного Банка в 500 рублей за № 2720.
Все эти означенныя капиталы, принадлежащия церкви, положены на вечный помин и хранятся в Московской Конторе Государственнаго Банка, а 4 % непрер-доходный билет в 100 руб. в Москов. Казначействе, и с них причт получал проценты и более капиталов не имеется, так как настоящая Церковь, после сгоревшей деревянной, построена всего 18 лет с 1900 года.
В чем и подписуемся. Церковный Совет села Дарны.
Андрей Маеров. Дмитрий Максимов.
Священник Василий Раевский
Псаломщик Демитрей Алешин
Церковный староста Н. Куртасов. 1919-го января 13/26 дня.
Опись имущества Крестовоздвиженской Церкви села Дарны Еремеевской волости, Звенигородскаго уезда, приобретеннаго после сгоревшей деревянной церкви и вновь выстроенной и освященной каменной церкви в 1900 году.
Все имущество церкви движимое и недвижимое приняли под свое ведение и собственность мы, прихожане – граждане селений: Дарны, Ивановскаго, Кашина и Небогаткова и передали Церковному своему Совету.
Граждане селения Дарны
Михаил Алек. Галкин
Ф. (?) Шнапцев
Г. Суханов
Симягин
(Иниц. неразб.) Максимов
Дмитрий Максимов
Михаил Доброходов
Андрей Маеров
За неграмотных В. Школина и Димида Олонцова подписал А. (?) Дубакин
Председатель Ком. Бед. И. Газин».
Храм Крестовоздвижения село Дарна
Адрес:
Московская область, Истринский район, с. Дарна.
Телефон:
8(495)994-56-29
Проезд:
от станции «Истра» автобусами № 39, 319 до остановки «Село Дарна», далее пешком 3 минуты.
Село Дарна имеет многовековую историю. Известно, что еще в XV в. оно принадлежало роду Пушкиных, позже ее владельцами были бояре Полевы, Шаховские, Стрешневы, Чаадаевы. В 1658 г. Дарну купил Патриарх Московский и Всея Руси Никон, приписавший село к Новоиерусалимскому монастырю. В 1686 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня. Деревянная церковь просуществовала около ста лет. Неизвестно, что с ней случилось: пришла ли в негодность из-за ветхости, либо сгорела. Следующие архивные данные датируются уже XIX веком. Тогда в селе Воздвиженском стояла деревянная церковь Петра и Павла, видимо, построенная на месте бывшей Воздвиженской церкви примерно в конце XVIII века.
В ночь с 25 на 26 марта 1893 г. во время Великого поста однопрестольная деревянная Петропавловская церковь сгорела. Во всепокорнейшем прошении в Московскую митрополию прихожане и притч обратились за разрешением построить временный храм вместо сгоревшего, на что получили утешительный ответ. Временный храм (пристройка к церковно-приходской школе) был построен в том же году. Большое содействие оказала землевладелица Анна Сергеевна Цурикова.
Практически в это же время началась подготовка к возведению нового каменного храма. И началась она основательно: с устройства своего церковного кирпичного завода. Одновременно шел сбор средств, завозился камень, известь, материал для лесов и подмостьев. Руководил этой подготовкой священник Лазарь Гниловский. В 1895 г. был построен большой трехпрестольный храм (пределы Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца, Вознесения Господня) во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Проект церкви безвозмездно был выполнен архитектором С.В. Шервудом.
До 1917 года в архитектурный ансамбль входили: Крестовоздвиженская церковь (1895 г.), церковно-приходская школа (1890 г.), церковь Петра и Павла (деревянная 1893 г.), церковная ограда с воротами и калитками (1912 г.), дома церковнослужителей (конец XIX в.), церковный кирпичный завод (конец XIX в.). После революции здание храма было разграблено, церковное помещение использовали в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем превратили в склад минеральных удобрений. Не обошли стороной и суровые события Великой Отечественной: немецкие снаряды попали в колокольню и полностью разрушили ее.
В 1991 г. храм был передан Церкви, настоятелем храма стал только что рукоположенный священник Константин Волков. С этого момента началось восстановление разрушенного храма. И менее чем за 10 нелегких лет из руин он превратился в великолепное церковное сооружение, достояние Истринского края.
В декабре 2001 г. Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого Освящения храма. По окончании Божественной литургии Владыка Григорий вручил настоятелю храма протоиерею Константину медаль преподобного Сергия Радонежского I степени.
При храме организована воскресная школа.
Особое место в современной истории храма занимает история местночтимой блаженной Александры (Сашеньки). Ее могила находится внутри церковной ограды, около алтарной части храма. Эта подвижница, глубоко почитаемая местными жителями, жила в конце XIX–нач. XX в. и прославилась тем, что исцеляла физические недуги и душевные расстройства, духом прозревала как будущие события, так и те, которые происходили далеко от нее.
Настоятель Крестовоздвиженской церкви протоиерей Константин Волков, клирик храма протоиерей Александр Дыгаев.
Храм Воздвижения Честного Креста Господня в Дарне
Официальный приходской сайт
Храм Воздвижения Честного Креста Господня в Дарне
Престольный праздник — Воздвижения Креста Господня (27 сентября)
Настоятель
протоиерей Константин Геннадьевич Волков, 1962
Жизнь храма
Приход храма постоянно занимается благотворительной деятельностью и духовным окормлением воинской части, исправительных колоний, приюта для несовершеннолетних в Глебово-Избищи и Центральной районной больнице.
Из истории
Село, называвшееся ранее Дорной (по речке Доренке), еще в XV в. принадлежало роду Пушкиных, позже ее владельцами были бояре Полевы, Шаховские, Стрешневы, Чаадаевы. В 1658 г. Дорну купил Патриарх Никон, приписавший село к Новоиерусалимскому монастырю. В 1686 г. здесь была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня, в которой с 1686 по 1687 гг. служил священник Федор Емельянов. Церковь просуществовала около ста лет.
Архивные данные XIX в. свидетельствуют, что в селе Воздвиженском стояла деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, видимо, построенная на месте бывшей Воздвиженской, примерно, в конце XVIII в. В 1893 г. Петропавловская церковь сгорела. Был возведен временный храм.
Тщанием помещицы Анны Сергеевны Цуриковой в 1895 г. в Дарне был возведен трехпрестольный храм с приделами во имя святителя Николая Чудотворца, в честь Вознесения Господня и Воздвижения Животворящего Креста. Проект церкви безвозмездно выполнил архитектор С.В.Шервуд. В 1908 г. настоятелем церкви был священник Александр Добронравин. Он также заведовал церковноприходской школой, построенной в 1890 г.
На церковной земле в то время находились также деревянный храм святых апостолов Петра и Павла (построен в 1893 г.), церковная ограда с воротами и калитками (1912 г.), дома церковнослужителей (конец XIX в.), церковный кирпичный завод.
После революции здание храма разграбили и превратили в склад минеральных удобрений. Позже использовали в качестве тракторной стоянки и кузни. Во время войны колокольню полностью разрушили немецкие снаряды.
В 1991 г. храм в обезображенном виде был передан православным.
В декабре 2001 г. был совершен чин великого освящения отреставрированного храма.