дата строительства храма христа спасителя
Страницы истории храма
Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.
25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».
По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:
«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа.
. Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!».
Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.
Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.
На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.
12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.
Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма.
Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.
Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.
Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.
13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.
С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.
5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.
Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную «оттепель» появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач «строителей коммунизма».
27 декабре 1965 года на пленуме ЦК ВЛКСМ первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин обратился к молодежи Советского Союза со словами:
«. На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много. «
В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя.
Трижды рожденный: правда о храме Христа Спасителя
Он был задуман в 1812 году в благодарность за изгнание врага с земли русской и в память о погибших в той войне, однако судьба его оказалась весьма сложной и запутанной, под стать судьбе России тех лет. Идея храма принадлежит Александру I, строить его начал Николай I, а открывали собор уже при Александре III. В ХХ веке его успели разрушить и построить вновь. «Известия» — о драматической истории храма Христа Спасителя, заложенного ровно 180 лет назад — 22 (10-го по старому стилю) сентября 1839 года.
По обету всему свету
История храма началась в декабре 1812 года, когда пришла весть о том, что последние солдаты наполеоновской армии покинули пределы России. Высочайший манифест о победе увидел свет 25 декабря и именно в нем император Александр I впервые объявил о решении построить храм в Москве:
Наполеон I, Александр I, Луиза Прусская и Фридрих Вильгельм III. Картина Николя Госса «Тильзитское свидание»
«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков».
Объявили конкурс. Свои работы представили самые известные зодчие того времени: А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, А.Д. Захаров, А.И. Мельников, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, Д. Кваренги. Но победил проект безвестного Карла Витберга — даже не архитектора, а художника, шведа по происхождению, хоть и родившегося в Санкт-Петербурге.
Александр (Карл) Витберг
Причины своего выбора император Александр объяснил в личном письме к 28-летнему зодчему:
«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни».
Александр предложил строить храм не в городской черте, где не было достаточно места для грандиозного сооружения, а на месте Воробьевского дворца — загородной императорской резиденции, погибшей в московском пожаре 1812 года. Поскольку это максимальная точка высокого берега реки, храм прекрасно смотрелся бы из города, а из него открывался бы великолепный вид на Москву. Выбор места имел и символический подтекст: оно расположено как раз между Смоленской и Калужской дорогами, по которым армия Наполеона входила и отступала из Москвы.
Проект храма Христа Спасителя Карла Витберга
Строительный коллапс
Война подточила финансы государства — казна была почти пуста. Объявили всенародную подписку, надеясь на помощь разных слоев общества. Однако сбор пожертвований шел вовсе не так активно, как ожидалось, и лишь через несколько лет была собрана сумма, позволявшая начать работу, да и та в основном была внесена императором. В пятилетие начала отступления французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Присутствовал император с семьей, двор, герои недавних сражений, иностранные гости. На мероприятие собралось около 400 тыс. москвичей — добрая половина города. «Протоиереев было более 30, священников около 300, а диаконов около 200. два хора певчих — придворные и синодальные. в лучших и богатейших облачениях». Витбергу по такому случаю был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест, он получил звание академика архитектуры, потомственное дворянство и фамильный герб. Зодчий принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром, и именно под этим именем он вошел в историю русской архитектуры.
Фрагмент «Плана столичного города Москвы», выполненного в 1819 году офицерами Военно-топографического депо, с указанием места предполагаемой постройки храма Христа Спасителя на Воробьевых горах
Как и предсказывали некоторые специалисты (например, полковник Николай Иванович Яниш), строители столкнулись с огромными сложностями. Дело в том, что глинистые и песчаные почвы под нагрузкой «плыли» вниз по склону, из-за чего пришлось вести масштабные и очень дорогостоящие инженерные и земляные работы. На них ушли практически все имевшиеся средства, но видимого результата не было — за семь лет не удалось закончить даже «нулевой цикл». Император продолжал верить в своего крестника и поддерживал его, но в 1825 году Александра I не стало.
Взошедший на престол Николай Павлович создал комиссию — «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. Вошедшие в нее известные инженеры и архитекторы после серьезных исследований вынесли вердикт — строить на краю Воробьевых гор нельзя, почвы и дальше будут «плыть» по склону. 11 мая 1827 года сенат издает указ: «Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество — передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова». При передаче дел выявилась огромная недостача — исчез почти миллион рублей. Началось следствие, тянувшееся семь лет. Личной корысти Витберга выявлено не было, тем не менее зодчего обвинили в недогляде за вороватыми подрядчиками и сослали в Вятку. Имущество его конфисковали. Остаток жизни императорский крестник провел в бедности и безвестности, перебиваясь случайными заработками.
Исполнение обещаний
Не выполнить обет старшего брата Николай не мог, да и для него самого война 1812 года была значимым событием. Он рвался на фронт, но император запретил великим князьям участвовать в боях. Это занозой сидело в душе Николая, окруженного при дворе ветеранами и героями войны, многие из которых были его ровесниками.
Снова объявили конкурс, снова в нем участвовали лучшие творческие силы страны. Императору ни один из проектов не понравился. И тогда в 1831 году он лично назначил главным архитектором Константина Андреевича Тона. Причины этого решения до конца не ясны, поскольку на счету зодчего была одна построенная церковь и несколько не слишком значительных работ. Тону было чуть за тридцать, и большую часть взрослой жизни он провел в Италии, куда был командирован после отличного окончания Академии художеств. На Апеннинах он добился определенного успеха — за проекты реставрации храма Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатинском холме в Риме Тон даже получил звание академика. На родине это оценили, и Тон в 1828 году был лично приглашен императором на работу в Кабинете Его Величества. Вскоре молодой архитектор получил заказ на строительство церкви Екатерины Великомученицы в Екатерингофе, которую выполнил в национальном стиле с отсылками к византийским и древнерусским традициям. Николаю церковь понравилась. А еще Тон поразил монарха бережливостью к государственным деньгам: он не просто не просил увеличить смету (что было нормой), а даже умудрился сэкономить часть выделенных средств. Не терпевший казнокрадов государь это оценил.
Важен и идеологический аспект, ведь сооружение храма в честь победы имело символический и политический смысл. Подавляющее большинство представленных на конкурс работ были выполнены в манере европейского классицизма. Но Николай западного влияния не любил и отчасти побаивался. А предложенный Тоном проект в византийско-русском стиле гораздо лучше вписывался в миропонимание государя — до провозглашения графом Уваровым знаменитой триады «православие, самодержавие и народность» оставался какой-то год. Николай решил не объявлять подписку, а строить собор на средства казны. Посему и право выбора проекта и архитектора счел возможным оставить за собой.
К 1832 году проект Тона был утвержден, но удобных и свободных территорий в уже восстановленной Москве не осталось, нужно было чем-то жертвовать. Опираясь на конкурсные предложения московских зодчих, Тон представил Николаю на выбор три варианта: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (Швивая горка), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (нынешняя Пушкинская площадь) и на месте Алексеевского женского монастыря в Чертолье, между Большим Каменным мостом и Пречистенскими воротами. Император выбрал последнее. И решение монарха вновь оказалось опрометчивым.
«Сему месту быть пусту»
История Алексеевского монастыря уходит в XIV век, когда московский митрополит Алексей Федорович Бяконт (воспитатель Дмитрия Донского и фактический правитель при малолетнем князе) решил основать первую в городе женскую обитель. Размещался монастырь за ручьем Черторыем ближе к Крымскому броду и был освящен в честь зачатия святой Анны, почему именовался Зачатьевским. Первыми же обитательницами его стали родные сестры митрополита Алексия, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Монастырь стоял двести лет. В XVI веке он не раз подвергался разграблению крымчаков и ногайцев. После очередного разгрома и пожара на старом месте его решили не восстанавливать, а перенести под защиту крепостной стены Белого города. Так он и оказался на Волхонке, возле Пречистенских ворот. При строительстве новых зданий возвели храмы и в честь Алексия, человека божьего, и в честь зачатия святой Анны. Но в народе новый монастырь теперь именовали Алексеевским. В 30-е годы XVII века мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин по царскому указу и в благодарность за рождение долгожданного наследника (будущего царя Алексея Михайловича) построили в обители небольшой, но изящный двухшатровый храм, считавшийся одной из самых красивых церквей столицы. Вскоре строительство храмов такого типа было запрещено патриархом Никоном как не соответствующее канону, и собор Алексеевского монастыря стал совершенно уникальным.
Картина Карла Рабуса «Алексеевский монастырь»
Но, несмотря на 400-летнюю историю, монастырь решили снести, а сестрам приказали переселяться в район Красного села (район нынешнего метро «Красносельская»). Существует легенда, что, когда монахини отстояли последнюю службу, настоятельница обители игуменья Клавдия повелела приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора старому дубу. Выдворять ее пришлось силой, и в разгар этой безобразной сцены игуменья изрекла проклятие: «Сему месту быть пусту!».
Внутренняя красота
В 1837 году начались работы по демонтажу монастырских построек, после чего следовали земляные работы по сооружению котлована. 27 июля 1838 года началось сооружение фундамента. По деревянным наклонным плоскостям глыбы бутового камня самокатом спускались на положенное место, после чего пространство между ними заливалось специальным раствором. На эти работы и «выстаивание» фундамента ушел еще год. Лишь 10/22 сентября 1839 года состоялась вторая торжественная закладка храма — хотя и не столь пышная, как первая. На закладном камне, привезенном с Воробьевых гор, была сделана табличка со следующими словами:
«В лето 1839, сентября 10 дня, повелением Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Павловича приступлено к исполнению священного обета, данного в Бозе почивающим Императором Александром I, и собственноручною Августейшею рукою Императора Николая Павловича, за невозможностью воздвигнуть Храм Христа Спасителя, по первому предположению, на Воробьевых горах, положен камень основания на сем месте для сооружения оного Храма».
МОСКОВСКИЙ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 году. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьёвых горах (архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, заложен в 1817 году) не был осуществлён. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор Константин Андреевич Тон) утверждён в 1832 году императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 году на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (здания монастыря были разобраны, а сёстры переведены в Красное село).
Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 году храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек), был освящён митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III. Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками Василием Петровичем Верещагиным, Генрихом Ипполитовичем Семирадским, Василием Ивановичем Суриковым, Владимиром Егоровичем Маковским, Фёдором Антоновичем Бруни, Иваном Николаевичем Крамским и другие. Автором идеи скульптурного убранства фасадов был святитель Филарет, митрополит Московский, мраморные барельефы и скульптурный декор исполнены Александром Васильевичем Логановским, Николаем Александровичем Рамазановым, Петром Карловичем Клодтом и другие, бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Льва Владимировича Даля.
В галерее, окружавшей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награждённых офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 года. С храмом Христа Спасителя тесно связано открытие и освящение памятника императору Александру III (автор Александр Михайлович Опекушин), состоявшееся 30 мая 1912 года и приуроченное к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года. При храме активно велась духовно-просветительская деятельность: действовали библиотека и общеобразовательные курсы для рабочих.
15 августа 1917 года в Храме состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви, восстановившего патриаршество. 5 ноября того же года в Храме Христа Спасителя был избран первый после почти двухсотлетнего синодального периода Патриарх Всероссийский, святитель Тихон (Белавин). В 1917–1919 годах ключарём Храма был новомученик священник Александр Хотовицкий.
Решением от 19-20 февраля 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте [1]. В 1991 году на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», которая впоследствии была разобрана.
7 января 1995 года состоялась торжественная закладка Храма. На Пасху 1996 года под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. Освящение главного престола Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 года При Храме расположены зал Церковных Соборов, зал заседаний Священного Синода. В новейший период настоятелем храма является патриарх Московский и всея Руси.
Храм Христа Спасителя — главный храм России
Приблизительное время чтения: 11 мин.
А знаете ли вы, почему именно храм Христа Спасителя называют главным храмом России? Оказывается, вовсе не потому, что он — самый большой православный храм в нашей стране, хотя он вмещает десять тысяч человек, а это целая армейская дивизия! И даже не потому, что он — самый высокий православный храм в мире: 104 метра! (Низкие облака проплывают на высоте 120 метров — рукой подать!) А потому, что храм Христа Спасителя — главный, кафедральный собор столицы, где совершает богослужение предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх.
У этого храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Как же так получилось? Но… обо всем по порядку.
Как поблагодарить Бога?
Когда мы хотим поблагодарить человека, то чаще всего делаем ему подарок. А как поблагодарить Бога? Какой подарок можно подарить Ему — невидимому и всемогущему? Ему не отправишь посылку, не передашь цветы с курьером. Но можно построить храм. И, конечно, это будет самый лучший подарок Богу.
Именно так и поступали всегда наши благочестивые предки. Они строили храмы и тем самым благодарили Спасителя и Пресвятую Богородицу. За что? За благодатную помощь в жизни, за чудес-ное спасение от гибели, за дарование побед в грозных сражениях с врагами. Наши предки давали Богу обет (обещание) построить в благодарность храм и называли такие храмы обетными (обещанными).
К числу обетных храмов относится и храм Христа Спасителя. А пообещал его построить император Александр I в день Рождества Христова 25 декабря (по старому стилю) 1812 года. Кстати, полное официальное название храма — кафедральный соборный храм во имя Рождества Христова.
Но что же такого знаменательного происходило тогда, в тот декабрьский день? Это был последний день Отечественной войны 1812 года. В тот день последние солдаты армии Наполеона Бонапарта покинули пределы России. Страшная это была война. И вовсе нелегко далась победа. Более двухсот тысяч русских людей сложили за нее свои головы. В золе и пепле стояла сожженная Москва, но она уже начинала отстраиваться заново. Александр I так написал в своем манифесте о постройке храма: «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». И объявил конкурс архитектурных проектов.
Константин Тон построил Московский и Николаевский вокзалы-близнецы в обеих русских столицах, набережную в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейную палату в Кремле.
Проект первый
Увидев проект, растроганный император Александр Первый воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»
Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Но… ох, уж это «но»…
Как уже говорилось, Витберг был архитектором молодым и… неопытным. Он учел далеко не все. Оползни почвы и грунтовые воды Воробьевых гор стали чрезвычайно мешать строительству. Но это еще не самое страшное: молодой человек оказался неопытным и в организационных и, что хуже всего, в денежных вопросах. После смерти его покровителя, Александра Первого, Витберга незаслуженно обвинили в казнокрадстве (краже государственных денег) и сослали в Вятку. А строительство на долгие годы прекратилось. И обет Богу остался невыполненным.
Проект второй
Новый император Николай Первый про этот обет не забыл. Но надо было начинать все сначала. Правда, конкурсов государь устраивать не стал. Он просто поручил сделать новый проект своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру Константину Андреевичу Тону.
Тон отличался чрезвычайной наблюдательностью. Выходец из немцев, он по-настоящему любил все русское. В древних русских храмах он разглядел столько красоты и гармонии, что задумал сделать проект в древнерусском стиле. На листе бумаги он набросал здание и величественное, и простое одновременно. А увенчал это здание золотой купол, похожий на шлемы древних русских богатырей — Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича.
Место для своего храма он тоже выбрал другое — поближе к центру столицы, недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки.
10 сентября 1839 года, состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил будущий святой, тогда еще просто митрополит Московский, Филарет (Дроздов).
Деньги на него собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». И каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны.
Строился храм почти полвека, а точнее — 44 года. А всего на исполнение обета Александра Первого потребовалось 70 лет.
Слово «кафедральный» происходит от латинского слова cаthedra,
что означает дословно «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области, которые называются епархиями. В каждой епархии есть руководитель (епископ, архиепископ, митрополит), который служит в своем кафедральном соборе. А предстоятель всей Церкви — Патриарх — служит в главном кафедральном соборе страны.
Всем миром
Так получилось, что над созданием храма трудились многие художники и скульпторы, чьи имена навсегда остались в истории русской культуры. Кто же это? Вот только некоторые из них.
Эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу».
Росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Он столь серьезно отнесся к этой работе, что перед ее началом ездил молиться в Троице-Сергиеву лавру к мощам знаменитого русского святого Сергия Радонежского. Ведь именно этот святой благословлял иконописца Андрея Рублева на создание великого образа — Святой Троицы.
А создатель знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге скульптор Петр Клодт вместе с другими работал над скульптурами храма-памятника.
Собор получился очень красивым. Скульптуры, живопись, иконы, барельефы, резьба, литье — какие только таланты не приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу. На мраморных досках в нижней галерее храма начертали имена героев войны.
Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал удивительную по глубине патриотическую увертюру под названием «1812 год».
Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господа 26 мая (8 июня) 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Сменился третий император, но были еще живы немногочисленные ветераны Отечественной войны. С Георгиевскими орденами на груди они стояли на освящении храма.
Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.
О времена, о нравы!
Храм был построен на века. Но простоял во всем своем великолепии всего 48 лет. Почему? После 1917 года к власти пришли большевики и начали планомерно уничтожать все, что было связано с религией и верой в Бога: они запрещали людям носить нательные крестики, преследовали священников и закрывали храмы. Главный храм России — храм Христа Спасителя — решили снести.
5 декабря 1931 года храм взорвали. На его месте собирались построить Дворец Советов. Гигантское здание высотою в 420 метров (то есть в четыре раза выше храма) должна была венчать огромная статуя вождя революции — Ленина. Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. В голове Ленина размером с пятиэтажный дом должна была расположиться библиотека, а указательный палец статуи был бы длиной 4 метра.
Но всем этим планам не удалось осуществиться. Пока уничтожали память об Отечественной войне 1812 года, пока закладывали фундамент нового гигантского здания, началась Великая Отечественная война (1941–1945 годы). Снова под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы.
Верующие люди во всех несчастьях всегда видели одну причину — отступление от Бога. Но атеисты никогда об этом не задумывались. Мраморными плитами храма выкладывали стены станций метро, памятные доски с именами героев Отечества пошли на ступени в гардероб Третьяковской галереи.
После окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва». И людская память о храме-памятнике постепенно стиралась. Так бы мы и оставались Иванами, не помнящими родства, но нашлись люди, которые не хотели забывать свою историю.
Второе рождение
Знаете, кто первый публично предложил восстановить храм Христа Спасителя? Это был первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Однажды он побывал в Троице-Сергиевой Лавре (одной из немногих не уничтоженных в советское время). В небольшом музее при Лавре Юрий Алексеевич увидел макет утраченного храма. Его поразила красота и величие сооружения. Вскоре он выступал на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. И вдруг неожиданно для всех предложил восстановить храм Христа Спасителя. Сидевшие в президиуме коммунисты буквально онемели от этих слов. В атеистической стране это была небывалая смелость. Но не сажать же в тюрьму человека-легенду! Выступление Гагарина постарались замять. В газетах, на радио и на телевидении его слова вырезали из речи.
Прошло еще двадцать лет. Менялись времена, безбожные годы подходили к концу. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма.
В 1990 году Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить храм Христа Спасителя на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.
И опять деньги собирали всем миром! Но самое активное участие в осуществлении воссоздания собора приняло правительство Москвы. На этот раз храм построили всего за 6 лет. В нем есть и богослужебные помещения, и современный зал собраний, и музей истории города Москвы.
19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. А сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл.
Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке, хранит имена, даты, цифры, судьбы людей. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.
Храм был спроектирован в виде равностороннего креста. Он поделен на три большие части — центральную часть с алтарем, верхние галереи с двумя приделами и нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812—1814 годов.
Южный фасад храма (со стороны Москвы-реки) рассказывает о периоде войны с июня по декабрь 1812 года. Осеняет его Смоленская икона Божией Матери в верхнем центральном медальоне. Этот образ три месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой его носили по рядам войск.
На верхних галереях находятся приделы во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца (юг, со стороны Москвы-реки) и святого Александра Невского (север).
С восточной стороны храма в 2005 году был открыт памятник императору Александру Второму-освободителю.
С западной, главной стороны храма Христа Спасителя находится деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная». В ней находится почитаемый список «Державной» иконы.
Часовня была воздвигнута еще в 1995 году (еще раньше здесь находился закладной камень). Здесь совершались молитвы о скорейшем возрождении храма Христа Спасителя, за его строителей и благотворителей.
В отличие от старого храма, теперь в храмовый комплекс входит Преображенская церковь, которую соорудили в нижней части храма в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре, так как его главный собор был Спасо-Преображенским.
В нижней части храма также находятся залы Священного Синода и Церковных Соборов, Трапезные Палаты.
Еще в нижней части храма находится музей храма Христа Спасителя.
В нижней галерее храма расположился мемориал Отечественной войны. Там поместили 177 мраморных плит с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов.
В этой части храма, рассказывающей о сражениях и героях той кампании, даже готовились к экзамену по истории студенты Московского университета.
Северный фасад храма Христа Спасителя посвящен заграничному периоду Отечественной войны. В верхних боковых медальонах представлены святые, чьи праздники совершались в дни важнейших битв заграничной кампании. В верхнем центральном медальоне изображена Иверская икона Божией Матери. На горельефах изображены образы великих апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви.
На восточном храмовом фасаде по углам изображены Рождество и Воскресение Спасителя. Скульптурные изображения этой стороны храма представляют молитвенников за Москву и Россию. Это митрополиты Московские — святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский, и другие святые. В верхнем центральном медальоне находится Владимирская икона Божией Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 26 августа (8 сентября) — в день праздника этой иконы.
Наибольшее место в храме занимает центральная часть с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник. Митрополит Филарет лично обращался в Святейший Синод, чтобы разрешили сделать такой нетрадиционный иконостас, внутри которого находится престол.
Этот алтарь — символ пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. У него есть также и другой символический смысл. Образно алтарь-часовня символизирует храм Покрова Божией Матери, что на Рву (храм Василия Блаженного), а огромное храмовое пространство вокруг него — Красную площадь.