даты празднования икон божией матери

БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Богоро́дичные пра́здники – дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» (2-я пол. II в.), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II–III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете; еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме [1].

Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников стало повсеместно распространившееся в IV–V вв. празднование 25 декабря Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного – это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов (Зинона, еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV–V вв.), Льва I Великого (+461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника.

Впоследствии 26 декабря был установлен праздник Собора Богоматери; по православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) – кондак 6-го гласа «Иже прежде денницы родих Тя», но он также повествует о Рождестве Христа. Т.о., Рождество Христово можно назвать первым Богородичным праздником. Во мн. обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству [2]. В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 августа [3].

Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы.

Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова.

Успение Пресвятой Богородицы, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592–602); известно также, что имп. Пульхерия (399–453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя [4].

Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. [5], где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» – тот же, что поется на этот праздник и в наст. время.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, которая присуща др. богородичным праздникам. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX–X вв., в Типиконе Великой Церкви, по ркп. Patm. 266 (IX–X вв.) при нем не дается никакой службы [6], а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией [7]. В слав. Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании [8]. После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Богородичных праздников.

а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери. Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери.

4 важнейших богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже других – в XIV в.).

Прочие богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону, используемому ныне в РПЦ, на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением (см. Знаки праздников месяцеслова). С большой торжественностью в Русской Церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (1 октября; греч. аналог праздника – 28 октября).

Богослужение

Служба на двунадесятые богородичные праздники имеет следующие характерные черты: совершается всенощное бдение, предваряемое малой вечерней, песнопения Октоиха полностью отменяются, если только праздник не совпадает с воскресным днем. Всенощное бдение включает в себя великую вечерню («Блажен муж» поется), праздничную утреню и первый час. На 9-й песни канона утрени песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа моя Господа:») отменяется, а вместо стихов песни прор. Захарии поются праздничные припевы (греч. Megalunaria – величания; полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются). На литургии поются изобразительные антифоны, на блаженнах – тропари из канона праздника, но в греч. богослужебной практике на двунадесятые Богородичные праздники, как и на Господские праздники, поются особые праздничные антифоны.

В попразднства двунадесятых Богородичных праздников Октоих не поется (кроме воскресных дней), служба Минеи соединяется со службой праздника; в дни отданий на литургии читаются наряду с дневными и чтения праздника (чего не бывает в отдания Господских праздников).

При совпадении двунадесятого Богородичного праздника с воскресеньем службы Октоиха и Минеи соединяются, причем воскресные песнопения Октоиха предваряют песнопения праздника, но воскресная служба теряет некоторые из своих неотъемлемых элементов: на «Господи, воззвах» не поется догматик гласа, а вместо воскресного утреннего Евангелия читается праздничное. В состав канона утрени входит песнь Пресвятой Богородицы, а праздничные припевы отменяются. Евангельская стихира поется не на своем обычном месте (на «Слава:» на хвалитех – ее место занимает самогласен праздника), а перед 1-м часом. То, что парафразирующие воскресное утреннее Евангелие евангельская стихира и ексапостиларий, несмотря на отмену самого чтения, оставлены в службе, объясняется древней практикой, отраженной в старопечатных рус. книгах, когда воскресное утреннее евангельское чтение все же прочитывалось,– после великого славословия совершался вход с Евангелием, в качестве входного пелся один из 2 воскресных тропарей («Днесь спасение:» или «Воскрес Иисус от гроба:»), «Слава:» – конец того же тропаря, «И ныне:» – тропарь целиком; далее следовали воскресные прокимен и Евангелие [9]. Служба праздника Благовещения, выпадающего на период пения Триоди, имеет особый устав (см. ст. Благовещенские главы).

Общая служба Божией Матери

В Общей Минее, во 2-й главе, помещена общая служба Богородичных праздников. Она имеет тот же состав, что и др. службы Общей Минеи: 3 цикла стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех), ряд самогласнов, полный корпус седальнов, канон 8-го гласа (ирмос: «Воду прошед яко сушу», нач.: «Божиею силою в благочестии укрепи мя»), 2 кондака (1-го гласа, нач.: «Честное жилище бывшее неизреченнаго естества божественнаго», и 6-го гласа, нач.: «Не имамы иныя помощи») с икосом к 1-му, светилен; в конце книги указаны библейские чтения вечерни, утрени и литургии. Тропари службы взяты из последования молебна («К Богородице прилежно ныне притецем» и «Не умолчим никогда, Богородице», глас 4). Избранный псалом: «Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его:» (из службы Рождества Богородицы), величание: «Песнь всяку духовную принесем Богородице». Др. книги указывают в качестве общего величание: «Достойно есть величати тя, Богородице, честнейшую херувим и славнейшую без сравненея серафим»; в праздники икон Божией Матери обычно поют: «Величаем тя, пресвятая Дево, и чтим образ твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим». Все двунадесятые Богородичные праздники и Покров имеют особые величания и избранные псалмы; особое величание Божией Матери есть и в службе Всех святых, в земле Российской просиявших.

Библейские чтения на Богородичные праздники

На вечерне в Богородичные праздники, при совершении полиелейной или бденной службы, есть 3 паремии: Быт 28. 10–17 (где говорится о прообразе Божией Матери – лестнице на Небо, которую видел Иаков во сне), Иез 43. 27 – 44. 4 (описание затворенных врат, которые остались закрытыми и после прохождения Бога, указывает на Приснодевство Богоматери), Притч 9. 1–11 (чтение начинается с указания на Боговоплощение). Иные паремии употребляются на праздник Введения; Благовещение кроме указанных 3 имеет еще 2 особые паремии для чтения на праздничных вечерне и литургии. На утрене Богородичных праздников (кроме Благовещения) читается Евангелие от Луки (1. 39–49, 56), содержащее песнь Пресвятой Богородицы; часть стихов (50–55) пропускается, потому что, во-первых, речь в них идет о Мессии, а не о Богородице (в отличие от остальных стихов), а во-вторых, эта песнь постоянно звучит за богослужением и необязательно ее повторение целиком в составе утреннего Евангелия. На литургии Богородичных праздников обычно читаются: Флп 2. 5–11 (где повествуется о воплощении Бога Слова; по мнению большинства современных исследователей Нового Завета, этот фрагмент является богослужебным песнопением апостольских времен) или Евр 9. 1–7 (где говорится о Скинии Завета – вероятно потому, что в Богородицу, как в скинию, вселился Господь), Лк 10. 38–42, 11. 27–28 (Пресвятой Дева сопоставляется с Марией, сестрой Лазаря, «избравшей благую часть»; в 11-й гл. приводится свидетельство о блаженстве Матери Христа, а также верующих); прокимнами служат Лк 1. 40 (стих: Лк 1. 41) или Пс 44. 18a (стих: Пс 44. 2); стихи аллилуиария, как правило, берутся из Пс 44, причастен – из Пс 115. 4.

В системе Октоиха особенное воспоминание Божией Матери присутствует в службах среды и пятницы. Согласно Никифору Каллисту, имп. Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а Патриарх Тимофей I (511–518) – шествие каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию; в Октоихе на эти дни положены стихиры и каноны Богородице вместе с песнопениями Кресту. В воскресный день в Октоихе наряду с песнопениями в честь Креста и Воскресения Христовых положены стихиры и канон Богородице. Т. о., в седмичном круге богослужения сохранился древний принцип совместного прославления Христа и Божией Матери.

Богослужение на Сретение Господне

Сретение Господне иногда считается Богородичным праздником как по содержанию, так и по уставным особенностям – совр. Типикон в случае совпадения с воскресным днем не отменяет службу Октоиха; Сретение не имеет праздничных антифонов на литургии (в поздней греч. практике такие антифоны есть). Нередко в рукописных и печатных иерусалимских Типиконах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день [10]. Однако несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что это праздник Богородичный. Можно сравнить особый устав этого дня с уставом др. недвунадесятых Господских праздников (Обрезания Господня 1 янв., Новолетия 1 сент., Изнесения Древ Честного Креста 1 авг., Перенесения Убруса Господня 16 авг.), которые допускают соединение с воскресной службой; на литургии Сретения, как и в Господские праздники, поется входный стих. Но, безусловно, в этот день особенно прославляются и те, кто имел отношение к празднуемому событию,– Пресвятая Богородица и прав. Симеон Богоприимец, упоминаемые, в частности, в тропаре и кондаке (1-й обращен к Божией Матери, а 2-й – ко Господу), в литургийных прокимне (песнь Богородицы) и аллилуиарии (песнь Симеона) и мн. др. песнопениях праздника.

Западная традиция

В Западной Церкви Богородичные праздники (кроме, возможно, Благовещения) установлены неск. позднее, чем на Востоке, часто под вост. влиянием. 1-й Богородичный праздник – Рождество Св. Марии – был введен в Риме во 2-й пол. VI в. и праздновался 1 янв., в день октавы (западный аналог византийского отдания) Рождества Христова [11]; с VII в. в этот день празднуется Обрезание Господне. В совр. католич. месяцеслове присутствуют все Богородичные праздники, относящиеся в византийском обряде к двунадесятым, но не все празднуются одинаково торжественно: Рождество Богородицы 8 сент. не относится к великим, а Введение (празднуется только с XIV в.) вообще считается малым праздником. Есть и ряд др. Богородичных праздников: на следующий день после Воздвижения – память Пресвятой Девы Марии Скорбящей; 1 янв. (в день октавы Рождества Христова) – общая память Пресвятой Девы Марии, аналогичная празднику Собора Богородицы в византийском обряде; 31 мая – память Посещения Пресвятой Девой Марией прав. Елисаветы (память иногда встречается и в вост. месяцесловах под 25 сент.). Также отмечается ряд праздников, отражающих особенности католической догматики: в субботу после праздника Сердца Иисусова – память Пренепорочного Сердца Пресвятой Девы; 22 авг.– праздник Пресвятой Девы Марии Царицы (праздник относится к разряду малых); 7 окт.– память Пресвятой Девы Марии Розария. Великим праздником считается Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии 9 дек. (в Православной Церкви, не признающей догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, в этот день празднуется событие естественного зачатия праведными Иоакимом и Анной Пресвятой Богородицы; в Типиконе, используемом ныне в РПЦ, этот праздник относится к разряду славословных). Сретение Господне до 1969 г. называлось Очищением св. Марии и относилось к Богородичным праздникам; с 1970 г. в Миссале принято новое название праздника – Представление [во храм] Господа (Praesentatio Domini).

Литература

Использованные материалы

[2] Скабалланович. Успение. С. 84

[3] проповедь Хрисиппа Иерусалимского (V в.); см. подробнее: Capelle B. La fete de la Vierge a Jerusalem au V siecle // Le Museon. Louvain, 1943. № 56. P. 1–33

[4] Скабалланович. Успение. С. 85–86

[5] Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 40

[6] Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 25, 203

[7] Mateos. Typicon. T. 1. P. 110

[8] Скабалланович. Введение. С. 110

[9] Типикон. М., 1610. Л. 26–26 об.

[10] так в Типиконах БАН. Арх. Д. 3, 1422–1425 гг., Арх. Д. 20, 1549 г.– Рубан. С. 55

[11] Botte B. La premiere fete mariale de la liturgie romaine // Ephemerides Liturgicae. R., 1933. № 47. P. 425–430

Источник

Праздник Киккской иконы Божией Матери «Милостивая»: какую историю она хранит

Православные верующие всего мира 25 ноября почитают икону Божией Матери «Милостивая». Считается, что этот образ Девы Марии написал сам евангелист Лука. Благодаря цепи чудесных событий икона попала на Крит и до сих пор там хранится, скрытая от посторонних глаз.

даты празднования икон божией матери

Икона евангелиста Луки

Апостол Лука был автором первых христианских икон. «Милостивая», или по-гречески «Елеуса», написана при жизни Богородицы. По преданию, Дева Мария благословила эту и другие иконы Луки, и апостол отвез их в одну из первых христианских общин в Египте. Там икона Божией Матери и находилась до 980 года.

Когда в страну пришли сарацины, начались гонения на христиан, они поняли, что икону нужно спасать. Несколько человек взялись отвезти ее на один из египетских островов. По пути их судно было захвачено пиратами. Однако удача улыбнулась пленникам у знаменитого сладостями портового города Тамиата, нынешнего города Думьят, рассказал сайт pravenc.ru.

Два константинопольских корабля пришли на помощь — они прогнали пиратов и освободили пленников. Икону же моряки отвезли в Константинополь. Там ее поместили в императорском дворце, где она и оставалась до конца ХI — начала ХII века, до времени правления византийского императора Алексия Комнина.

Возвращение иконы на Крит

Однажды императорский полководец и наместник Кипра Мануил Вутомит во время охоты заблудился в горах Троодос. Поплутав, наместник наткнулся на отшельника Исаию, у которого и спросил дорогу. Однако монах был настолько занят своими молитвами, что просто не заметил приблизившегося Мануила. Тот в сердцах избил старца и сам выбрался к городу.

Вскоре наместник заболел. Как пишут, он быстро догадался, что недуг был карой за побитого в горах отшельника, и решил попросить у него прощения. В то же время монаху Исаие, согласно преданиям, явилась сама Богородица. Она рассказала о раскаянии Мануила и велела, чтобы тот привез на Кипр из императорского дворца икону, что написал Лука.

Когда Мануил Вутомит приехал к иноку, тот исцелил наместника молитвой и передал приказ Девы Марии. Однако Мануил медлил — и на этот раз болезнь поразила его дочь. Пришлось спешить к императору. Тот неожиданно легко согласился отдать чудесную икону, но тайком вызвал лучшего художника и велел сделать копию, которую и решил отдать наместнику.

Тем временем дочь Вутомита выздоровела, а вот император Алексий Комнин занемог. Ночью ему явилась Богородица и потребовала сдержать слово. После этого император послал настоящую икону на Кипр, а наместнику велел выделить средства для постройки монастыря во имя Пресвятой Богородицы.

Эмблемой Киккского монастыря стала пчела. По легенде, император решил испытать монаха-отшельника: показал две иконы и потребовал отличить настоящую от копии. Илия никогда до того не видел этой иконы, однако севшая на образ пчела помогла узнать оригинал.

Богоматерь, скрытая покровом

Еще при перевозке из Константинополя образ закрыли платком — после явления Богоматери Алексий Комнин боялся лишний раз потревожить ее даже взглядом. В монастыре тоже решили оставить образ прикрытым. Даже иноки, меняющие покров раз в несколько лет, делают это стоя позади иконы.

В 1576 году был создан первый серебряный оклад для иконы. Лики были оставлены открытыми, а в том месте, где рука младенца Христа лежит на груди Богоматери, была устроена дверца. Позже, в 1795 году, оклад заменили новым — серебряным с позолотой, украшенным бриллиантами, сапфирами и другими драгоценными камнями. Он покрывает икону до сих пор.

В середине XVIII века в храме был оборудован иконостас — и икона располагалась в центральной его части. Хотя образ время от времени все же выносят из монастыря, он явно не любит праздного любопытства. Существует легенда, что Александрийский патриарх Герасим как-то приподнял покров «Милостивой» и тут же потерял зрение. А иеромонах Иоанн Родосец из Иерусалима остолбенел и потерял дар речи.

Чудеса иконы

Верующие считают икону чудотворной. Одним из напоминаний о этом служит медная рука, висящая слева от образа Богородицы. По преданию, некий мавр однажды покусился было на святыню — и у него тут же отсохла рука. Перепуганный мавр бросился умолять Деву Марию о прощении и был исцелен. А медную руку он подарил монастырю, чтобы она стала назиданием наглецам.

Легенды хранят предания, что икона помогала людям обрести зрение, поднимала на ноги парализованных, лечила бесплодных женщин, защищала от пожаров и падения в пропасть, помогала при засухе. Когда Крит атаковала саранча, монахи вышли на крестный ход с чудотворной иконой — и внезапно появились птицы, истребившие насекомых.

По молитве умиравшего от жажды монаха недалеко от обители забил источник. Впоследствии его вода исцеляла — кого от отеков головы, кому-то залечила раны на ногах, кого спасла от горячки. Хроники сохранили свидетельства, что воды источника излечили даже бесноватого иконописца Иакова.

Отражения Киккской иконы

Несмотря на то, что икона закрыта, с нее все же было написано немало образов — так называемые списки, которые хранятся сейчас в Грузии, Эфиопии, Болгарии, Египте и Греции. На Украине копия иконы хранится в женском Никольском монастыре в Мукачеве, рассказал сайт azbyka.ru.

В России «Милостивая» есть в московском храме Всех Святых на Кулишках в Москве. А особо чтимый список Киккской иконы, появившийся в XVII веке, находится в Зачатьевском монастыре Москвы. После разорения обители в 20-х годах прошлого века икону передали в храм пророка Илии в Обыденском переулке. В 1999 году она вернулась на свое прежнее место.

Источник

Православный календарь икон Божией Матери на 2021 год. Дни памяти икон

Очень много икон было сотворено руками человека в знак поклонения, любви и веры. Иконы создавались по мотивам стихов из Библии, но есть иконы, которые были отмечены в истории знамением Господним в тех или иных событиях. Чаще всего приклоняют люди колени в молитве перед иконами Иисуса Христа, матери его Девы Марии, Николая Чудотворца, Мученицы Святой Матроны и многими другими. Но есть и с ликами этих святых особенные, чудотворные иконы, такие как – «Икона утоления печалей», «Державная Икона», «Живописный Источник», «Умягчение злых сердец» и ещё десятков других не менее почитаемых и благоговейных икон. Многим таким творениям отведён отдельный церковный православный праздник. Все подобные праздники собраны в один подробный календарь во избежание упущения важного дня.

11 Июня — Празднование иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных.»

11 июня — Празднование Иконы Богородицы Мателикийская (Метелинская).

13 июня — Празднование всеми любимого и почитаемого образа Божией Матери, который носит название «Нерушимая стена».

13 июня — Празднование иконы Пресвятой Богородицы Луганская.

17 июня — Празднование Иконs Богородицы «Кипрская»

18 июня — Празднование Игоревской иконы Божией Матери (1147).

19 июня — Празднование в честь Пименовской Иконы Божией Матери.

21 июня — Празднование в честь «Ярославской» иконы Божией Матери (ХIII).

21 июня — Празднование явления Урюпинской иконы Пресвятой Богородицы.

23 июня — Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость»

23 июня — Празднование в честь иконы Божией Матери Барловская (Блаженное Чрево).

24 июня — Празднование в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») (X)

28 июня — Празднование в честь «Табынской» иконы Божией Матери

29 июня — Празднование в честь «Озерянской» иконы Божией Матери.

30 июня — Празднование в честь «Калужской» иконы Божией Матери (1748), (переходящее празднование в 1-ое воскресение Петрова поста).

Пресвятой Богородицы Боголюбская (Зимаровская), чтимый список с Боголюбской иконы Божией Матери (XII).

Голосовые поздравления с праздником

даты празднования икон божией матери

даты празднования икон божией матери

Copyright 2012-2021 г. Поздравления красивые на сайте Поздравкин
Копировать материалы можно только с активной ссылкой на этот сайт
Политика конфиденциальности | Служба поддержки |

Источник

Воскресенье, 28 ноября 2021 года: что будет в храме?

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Ежегодно 28-го ноября начинается Филиппов (Рождественский) пост. Филипповым его называют потому, что заговенье (последний день перед постом) приходится на праздник апостола Филиппа.

В 2021 году этот день приходится на воскресенье. Больше тысячелетия 15 ноября (28 — по новому стилю) православная Церковь молитвенно вспоминает мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, мучеников Елпидия, Маркелла и Евстохия, а также мученика Димитрия Дабудского. Новомученики и исповедники российские, поминаемые на литургии 28 ноября, расстреляны в Казахстане в один день — 28 ноября 1937 года. Среди них мученик Григория Долинин, а также священномученики Николай Щербаков, Петр Конардов и Никита Алмазов. 28 ноября совершается память преподобного Паисия Величковского, прославленного в 1988 году, а также иконы Божией Матери Купятицкая, явление которой произошло в 1182.

Воскресенье, 28 ноября 2021 года, начало Рождественского поста

Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 28 ноября.

Подробнее о Рождественском посте читайте в наших материалах:

даты празднования икон божией матери

Тропарь преподобному Паисию Величковскому

Странен быв на земли, Небеснаго Отечества достигл еси преподобне отче Паисие, добротолюбия подвижниче, верных научил ум к Богу возводити и сердцем к Нему взывати: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Кондак преподобному Паисию Величковскому

Избранный иноческаго жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.

Молитва преподобному Паисию Величковскому

О великий наставниче, ревнителю и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие!

Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим.

Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии небесное богатство стяжал еси.

Ты великим воздержанием, в трудех, теснотах и крайнем лишении плоть твою духови покорив, стяжал еси сокрушение сердечное, трезвение, истинное безстрастие, молитву сердечную и сим обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси; темже десница Божия учителя, наставника и чадолюбиваго отца возведе тя и благоволи собрати священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли.

Умоли всещедраго Бога, да сохранит святую Церковь Русскую и вся святыя Церкви Православныя в союзе единомыслия веры, мира и братския любве, паче же от расколов пагубных, междоусобных нестроений и сеющих раздоры избавит и в непоколебимем благостоянии утвердит, во спасение всех истинно исповедающих пресвятое имя Его.

Испроси, угодниче Божий, отечеству и народу нашему мира и благоденствия, изобилия плодов земных и благоустроения весей и градов наших, обителем же иноческим жития богоугоднаго, да славится в них пресвятое имя Господа и Бога и обретают в них вечное спасение любящия Его.

Помози нам, в суетнем и грешнем мире сем странствующим, отче преподобне, и умоли Господа даровати нам оставление всех прегрешений и во исходе душ наших избавити нас воздушных мытарств и вечнаго мучения, да молитвами твоими, узревше неизреченную славу Христа Бога нашего, возблагодарим тя, заступника и предстателя за всех любящих и чтущих имя твое, и прославим Безначальную Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков.

Святые дня

Мученики и исповедники Гурий, Самон (299–306) и Авив (322)

даты празднования икон божией матери

Краткое житие покровителей супружества слушайте на радио «Вера».

Мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий (361–363)

Святые пострадали в правление Юлиана Отступника (361–363). Важный сановник Елпидий служил при императорском дворе. Но его как христианина предали суду вместе со святыми Маркеллом и Евстохием. После пыток их сожгли. На месте, где христиане погребли останки святых, было явление Спасителя с ангелами. Господь воскресил Елпидия, а император вновь приказал пытать святого. Мученик молился и тогда стоявшие неподалеку идолы рассыпались. Более 6 000 язычников-свидетелей чуда уверовали. А святой Елпидий. был вновь сожжен.

Мученик Димитрий Дабудский (конец III — начало IV)

даты празднования икон божией матери

Святой мученик Димитрий происходил из селения Дабуда, во Фракии. Когда префекту Публию донесли о вере святого, тот приказал схватить мученика. На допросе Димитрий говорил о Святом Духе и учил о воплощении Иисуса Христа, о Его благости и человеколюбии. Обличение идольского обольщения разгневало правителя, который приказал отсечь ему голову.

Ммощи святого Димитрия были погребены и еще в Х веке источали исцеления всем приходящим к ним.

Преподобный Паисий Величковский (1722 — 1794)

даты празднования икон божией матери

Святой Паисий родился в семье священника в Полтаве, но большую часть жизни провел в монастырях в Молдавии, число братии которых возрастало под его влиянием в разы. Краткое житие святого, возродившего старчество на Руси, слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Николай Щербаков (24 июля 1876 — 28 ноября 1937)

23 ноября 1937 года священник арестован в ссылке. На допросе на требование следователя — признаться в проведении антисоветской агитации — он дал ответ:

— Нет, этого я не признаю. Проживая в Семипалатинске как ссыльный, никакой антисоветской агитации я никогда не вел. Другого показать ничего не имею.

Слушайте житие подробнее на радио «Вера».

Священномученик Петр Конардов (1870 — 28 ноября 1937)

Петр Иванович шел по стопам отца и закончил Духовную академию, но не знал, что крест ему предстоит нести не только священнический. Слушайте житие подробнее на радио «Вера».

Священномученик Никита Алмазов (1874 — 28 ноября 1937)

Больше 40 лет он служил диаконом, в том числе военным, кавалер двух орденов, награжден 7 медалями. В 1935 году протодиакон Никита выслан из Ленинграда, как социально опасный элемент, в Казахстан. 22 ноября 1937 года арестован, 28 ноября 1937 года приговорен и в тот же день расстрелян.

Мученик Григорий Долинин (1875 — 28 ноября 1937)

«Контрреволюционная пропаганда, член церковно-сектантской к/р группы из числа преимущественно духовенства и сектантов всех ориентаций, участие в нелегальных богослужениях».

Краткое житие святого слушайте на радио «Вера».

Икона Божией Матери Купятицкая (1182)

даты празднования икон божией матери

Явление самой древней на Белорусской земле Купятицкой иконы Божией Матери произошло около села Купятичи, расположенного на реке Ясельда в пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии (ныне — Белоруссия).

Крестьянская девочка Анна пасла скот, когда увидела в лесу образ в виде креста, излучавший необычайно яркий свет между деревьями. Радостная девочка, отнеся икону Божией Матери домой, спрятала ее в сундук. Вернувшись на прежнее место, она снова увидела сияние между деревьями. Думая, что это другой крест, девочка положила его за пазуху. Вечером, желая показать своему отцу Василию найденные ею кресты, Анна не смогла их найти. Когда же они вместе пришли на пастбище, то уже издали увидели сияние вокруг дерева, на котором ранее чудесным образом был явлен крест. Принесенная в дом икона на следующий же день снова оказалась на прежнем месте в лесу. Пораженные этими событиями, местные жители построили на месте чудесного явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы, где поставили обретенную икону.

В 1240 году во время набега татары разорили и сожгли село и Купятицкую церковь, но чудотворный образ сохранился в пепле неповрежденным.

Вторично святая икона была обретена в конце XV века на месте сгоревшего храма странником-богомольцем по имени Иоаким, возвращавшимся на родину из Иерусалима. Не дерзнув взять с собой обретенный образ, он сообщил о чудесной находке местным жителям. Крестьяне в сопровождении священника перенесли крест-икону в сельскую церковь, построенную на месте сгоревшего храма. Иоаким остался при храме пономарем.

В 1629 году при церкви был устроен Купятицкий Свято-Введенский Преображенский мужской монастырь, но вскоре он был захвачен сначала католическими, а затем униатскими монахами. В 1655 году православные иноки во главе с наместником, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор, где и поместили в ряду местных икон южного придела апостола Андрея Первозванного. Существуют сведения, что в Софийском соборе чудотворный образ пребывал до конца 20-х годов XX столетия. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Купятицкая икона Пресвятой Богородицы представляет собой небольшого размера медный крест. На одной стороне креста рельефно изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем на левой руке, на другой — Распятие.

Точный список с чудотворной иконы, написанный в XVII веке, находится в настоящее время в Свято-Николаевской церкви села Купятичи Пинского района Брестской области. Для поклонения святой Купятицкой иконе Божией Матери сюда ежегодно стекаются паломники со всей Беларуси.

Особенности православного богослужения

В прошлый раз мы остановились на том месте литургии, где начинается чтение отрывка из Апостольских посланий, посвященного этому дню. Сегодня мы подробно разберем сугубую ектению, то есть усиленное прошение, которое возглашает диакон сразу после чтения.

В этой молитве диакон формулирует наши общие обращения к Богу, а хор отвечает за нас трижды «Господи, помилуй!»

О чем мы просим «от всей души и всего помышления нашего»? Чтобы милостивый Бог нас услышал и помиловал. Просим о всех христианах — членах Церкви — от патриарха и правящего епископа до «всего братства нашего»; о нашей Родине и тех, кто заботится о нашем «тихом и безмолвной» жизни, то есть о власти и воинах. Благодаря им мы можем жить в благочестии и чистоте. Молимся о священниках и монахах. Просим милости к тем, кого призваны вечно поминать на молитве, — к создателям храма, в котором обращаемся к Богу сейчас, к тем православным христианам, кто пребывает в жизни вечной. Призываем Бога к милости, просим дать жизнь, мир, здравие, спасение, посещение, прощение и оставление грехов рабов Божиих всех прихожан этого храма или монастыря, в котором сейчас находимся.

После прошения диакона перед царскими вратами священник в алтаре перед престолом обращаемся к Богу в молитве с благодарностью и славословие: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Затем следует заупокойная ектения и молитва об усопших, которую разберем в следующий раз.

Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 25 — 37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Евангелие от Луки, глава 8, стихи 8 — 12

8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? 10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. 11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к ефесянам, глава 2, стихи 4 — 10

4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. 8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился. 10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Послание Апостола Павла к ефесянам, глава 6, стих 10 — 17

10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

На литургии приносится Жертва за всех людей. За несчастных и счастливых, за бездомных и военных, за инвалидов и сирот. Все участники литургии соединяются во Христе, становятся братьями и сестрами. «. Человечество до конца своей истории только этим живо и действенно: смертью и Воскресением Христа, только этим жертвенным воздухом Литургии», — писал Сергей Фудель.

Не наше усилие воли, не стечение обстоятельств, не воспитание или образование, а только Христос помогает нам преодолеть все трудности, прощать обиды, доверять и любить друг друга.

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *