давидова пустынь настоятель монастыря

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ

давидова пустынь настоятель монастыря
Вознесенская Давидова пустынь

Вознесенская Давидова пустынь Подольской епархии

Пустынь расположена на высоком правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки), на территории древней Хатунской волости.

Земли, на которых прп. Давид основал пустынь, принадлежали князю Василию Стародубскому, куму Василия III. Согласно монастырскому преданию 15 августа 1515 года обитель посетил преподобный Иосиф Волоцкий. Он благословил основание монастыря и, разделив трапезу с прп. Давидом и братией, наставлял и поучал их слову Божию. Знаменательная встреча произошла за три недели до смерти прп. Иосифа.

Совершенно разоренная в годы Смуты, пустынь в 1657 году была приписана патриархом Никоном к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю. В 1712 году ее приписали к Чудову монастырю, а в 1764 году она стала заштатной.

давидова пустынь настоятель монастыря
Вознесенская Давидова пустынь, 2011 год. Фото Николая Печурина с сайта sobory.ru

Лишь с конца XVIII века благосостояние обители стало расти, и каменное строительство возобновилось. Складывавшийся в течение столетий архитектурный ансамбль монастыря окончательно сформировался к началу XX века с постройкой величественного собора Всемилостивого Спаса.

На монастырской территории были похоронены: выдающийся полководец генерал Д.С. Дохтуров (+1816), представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

Давидову пустынь посещали великие церковные иерархи: митр. Платон (Левшин), святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири. Здесь подолгу жил св. митр. Владимир (Богоявленский), будущий новомученик. В 1915 году в Москве и Серпухове широко отмечалось 400-летие монастыря. В это время здесь проживало более 100 монахов.

В октябре 1929 года монастырь был закрыт, настоятель и братия репрессированы.

Настоятельский корпус забрали под сельскохозяйственный техникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском храме находился спортивный зал, в храме Всех Святых столовая. На колокольне водрузили красное знамя. Большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили мирян, было в середине 1950-х годов уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью была разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на соборном, Никольском, Знаменском храмах и храме Всех Святых. Монастырскому комплексу всеми силами придавался «некультовый вид».

В 1992 году жителями поселка Новый Быт была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 году, в первую субботу Великого поста, была совершена первая Божественная Литургия. 1 июня 1995 года было оглашено решение Святого Синода о возобновлении монашеской жизни на территории обители, а ранее назначенный настоятель иеромонах Герман (Хапугин) был возведен в сан игумена.

24 мая 1997 года были обретены мощи прп. Давида Серпуховского.

Храмы

Святыни

Настоятели

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

давидова пустынь настоятель монастырядавидова пустынь настоятель монастырядавидова пустынь настоятель монастырядавидова пустынь настоятель монастырядавидова пустынь настоятель монастыря

давидова пустынь настоятель монастыря

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с трагедией на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Сената Парламента Республики Казахстан М.С. Ашимбаевым

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Тверской области И.М. Руденей

Святейший Патриарх Кирилл провел очередное заседание Архиерейского совета Московской митрополии

Святейший Патриарх Кирилл принял заместителя председателя ОВЦС архиепископа Ереванского Леонида

Архив

Настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов): Я за все благодарен Господу

давидова пустынь настоятель монастыря

В Вознесенской Давидовой пустыни за пять с небольшим веков ее существования сменилось множество настоятелей. Основатель пустыни преподобный Давид Серпуховской, по преданию, был из рода князей Вяземских. Потом управляли обителью, строили ее, созидали представители самых разных сословий. Читаем о них в исторических документах: «сын дьячка», «сын шляхтича», «из тульских дворян», «из вольноотпущенных крестьян Нижегородской губернии», «из мещан Тверской губернии», «из семьи московских рабочих». Сегодня продолжает дело своих предшественников сын священнослужителя, принявшего священнический сан в богоборческое время советской эпохи. Как протекает жизнь в мужском монастыре Московской епархии в настоящее время рассказал в интревью сайту Синодального отдела по монастырям и монашеству игумен Сергий (Куксов).

— Отец Сергий, в одном из интервью Вы сказали корреспонденту: «Мы знаем, в каком направлении двигаться». Можете рассказать, что это за направление?

— В нынешнем году будет пять лет, как я несу послушание настоятеля обители. За время своего настоятельства мне довелось повстречаться, наверное, не с одной сотней людей, которые хотели прийти в монастырь и остаться здесь на всю жизнь или потрудиться в нем какое-то время. Исходя из этого опыта и опираясь на внутренний устав монастыря, на сложившийся здесь распорядок дня, я отчетливо вижу, как современный человек при желании может получить пользу от пребывания в обители, какую бы цель он ни преследовал. Испокон веков в монастыре главными были молитва и послушание, и это не изменилось. Однако сегодня появились свои особенности, связанные, в частности, с теми страстями, что наполнили современный мир. К винопитию прибавилась наркомания. Нынче существует множество разновидностей наркотиков, и особенно страшно, что приобрести их не составляет труда. Не обязательно даже выходить за монастырскую ограду: достаточно позвонить по определенному номеру телефона, тебе все доставят. Но если у человека вспыхнула в душе искорка и разгорелась, превратившись в желание кардинально изменить свой образ жизни, если он соблюдает монастырский устав и трудится, а со стороны игумена и старшей братии по отношению к нему есть немножечко терпения и любви — даже немножечко! — то он получает возможность оставить свои вредные привычки. А оставив их, этот человек непременно осознает, в каком греховном состоянии находится, и поймет, куда должен идти и с кем. Идти он должен к Богу. Раз в две недели у нас проходит исповедь насельников обители, трудников, что тоже является великой помощью, подспорьем на этом пути.

На сегодняшний момент Господь по молитвам преподобного Давида Серпуховского, чудотворца, дал возможность всем, кто подвизается в Давидовой пустыни, ощутить себя семьей. Все члены монастырского братства (оно у нас небольшое — вместе с трудниками чуть более 20 человек) почувствовали цель, ради которой они пришли в монастырь. Нельзя не заметить определенную цикличность того, как Господь посылает каждому из нас испытания. Если мы стараемся жить по евангельским заповедям, мы получаем благодать через Таинства, через послушания. Но проходит какое-то время, и наступает другой цикл. Святитель Феофан Затворник пишет, что это «подобно тому, как в видимом мире бывает то светло, то облачно; то тихо, то ветрено; то тепло, то холодно». И вот получившему за определенный период молитвы и трудов благодать Божию после радостного ощущения присутствия Бога, после ликования души предстоит встреча с испытаниями. Чтобы выдержать их достойно, нужно подключить не только молитовку, сердечко свое, но и ум, который должен разъяснять, что цель попущенных Господом испытаний и скорбей — сделать нас полезными. По словам одного афонского подвижника, как глиняный горшок не может содержать в себе воду, если он не пройдет через горнило огня, так и человек не сможет удержать в себе спасительную благодать и достичь того, ради чего он живет на земле, если ему не будут посланы испытания, искушения. В нашем монастыре, слава Богу, есть общее понимание этого вопроса. Поэтому насельники обители, трудники стараются поддерживать друг друга. Особенно — в трудные, решающие моменты. И милостью Божией те, кто страдал пороками (курение, сквернословие, наркомания, блуд, игромания и так далее), избавляются от них, стремясь достичь добродетелей. Господь даровал мне радость не единожды в этом убедиться.

Конечно, разные случаи были. Недавний — не с таким благополучным концом, как хотелось бы, и все же расскажу о нем. Мне позвонила мама и сообщила, что три парня из другого региона, страдающие от наркозависимости, хотят пожить какое-то время в монастыре в расчете, что это поможет им в дальнейшей их жизни. Ребята приехали поездом в город Чехов ранним утром, когда общественный транспорт до Давидовой пустыни еще не ходил. И вот один из них не стал сидеть на вокзале и ждать автобус, а пошел пешком. Преодолев 20 километров, появился у нас как раз перед началом правила. В обители молодые люди пробыли несколько дней, затем мы вынуждены были попросить их уехать. Выяснилось, что у них, помимо пристрастия к наркотикам, еще и ВИЧ-инфекция, а у нас нет условий, чтобы как-то их изолировать от братства. Приезжие с пониманием отнеслись к нашей просьбе. Вернувшись к себе домой, они позвонили в монастырь: поблагодарили за возможность увидеть его жизнь, его святыни и попросили молитв. Их имена занесены в синодик, который находится у жертвенника. А мы знаем, что все, за кого требный иеромонах вынимает частички, в это время незримо присутствуют в храме.

— Наша первая встреча с Вами состоялась, когда прошло полгода, как Вы возглавили подмосковную обитель. Послушание водить экскурсии по монастырю было тогда одним из главных. Приезжали экскурсанты из Австралии и Америки, Китая и Японии, Сербии и Италии, Израиля и, конечно, из разных уголков России. Насельники знакомили их с историей монастыря, показывали храмы, рассказывали о святых, которыми богата Давидова пустынь. Ничего с той поры не изменилось?

— Изменилось. Я прошу Господа, чтобы ошибки, которые я совершаю на посту игумена, проходили безболезненно для тех, кто исполняет данные игуменом послушания. Да, у нас есть четыре насельника, готовые в любой момент по послушанию провести экскурсию, однако на сегодняшний день я убедился окончательно: пусть этим лучше занимаются наемные сотрудники. И в наших церковных лавках пусть обслуживают паломников и экскурсантов светские люди, потому что общение с миром так или иначе сказывается на духовном состоянии монашествующего. Чистота его исповеди — она как индикатор показывает это довольно четко и ярко. Что касается воскресной школы при монастыре, принцип тот же: стараемся находить хороших преподавателей среди мирян. Кроме вышеназванной причины, существует еще одна — и тоже веская. Не раз доводилось слышать: мол, вам, монахам, куда легче, потому что вы живете в монастыре и не знаете наших проблем, как одеть, обуть, накормить семью; как заработать деньги на отдых и образование детей. Поэтому когда нам удается найти в обществе, в миру людей, которым мы можем передать свои знания, убеждения, помочь им укрепиться в вере, то результат получается куда значительнее. За человеком «из своей среды» чаще пойдут, чем за монахом. В этом году была проведена церковная аккредитация воскресных школ, давшая нам возможность увидеть среди прихожан, среди родителей воспитанников воскресной школы новые силы для того, чтобы ввести новые предметы и обозначить новые горизонты. Мы подходим к этапу, когда православная гимназия, рассчитанная на 100 человек, окажется нам под силу. И она сегодня крайне необходима! Воскресная школа численно растет. Охотно занимаются ребята и в действующих при ней кружках и секциях, специально приезжая из Москвы, Чехова, Подольска, Серпухова. Так что создание православной гимназии — это наш следующий шаг.

Монастырь не удалился совсем от внешних послушаний. Я являюсь директором воскресной школы и преподаю в ней. Наш послушник ведет музыкальные предметы. Другой насельник обители знакомит родителей учеников с богослужебным уставом и литургикой. К внешним послушаниям относится посещение техникума, общеобразовательной школы, детского дома, детского сада, спортивных мероприятий, на которых бывает игумен и кто-то из братии. Но благословение на общение с мирянами есть только у тех монахов, которые имеют священный сан, исполняют таинство Исповеди.

— Осенью прошлого года монастырь торжественно отпраздновал свой полувековой юбилей и 20-летие возобновления в нем монашеской жизни. Наверное, много сил и времени ушло на то, чтобы Давидова пустынь — удивительной красоты монастырский ансамбль — предстала перед гостями и прихожанами во всем своем великолепии. Но нет ли сейчас у братии чувства, что после напряженных трудов можно дать себе небольшую передышку, отдохнуть немного?

— Отдыхать или расслабляться нам совершенно некогда, и это все понимают. После юбилея обители, на подготовку к которому, действительно, в предыдущие годы был сделан основной упор, мы решили заняться развитием сельского хозяйства. Согласно составленному плану собираемся завести на монастырском подворье в Талеже небольшой птичник-курятник. Сейчас договариваемся о том, чтобы нам выделили в безвозмездное срочное пользование участок земли, где можно было бы разводить гусей, часть которых собираемся бесплатно давать малоимущим жителям, а какую-то часть птицы продавать на ярмарках, чтобы иметь «живую копеечку». Также мы приступили к возрождению монастырской традиции пчеловодства, зная из архивных материалов, что в конце XIX века на международной выставке меда Давидова пустынь была удостоена золотой и серебряной медалей. В прошлом году мы с 50 ульев собрали рекордно много — тонну меда. Вот только зимой немало семей погибло, так что сейчас восстанавливаем пчелиное поголовье. Еще на повестке дня — благоустройство исторического липового парка, посаженного преподобным Давидом Серпуховским. По преданию, святой чудотворец, придя на Лопасненскую землю, высаживал у стен монастыря липы корнями вверх, чтобы расцветая, они являли живущим в окрестностях иноверцам силу и могущество христианского Бога и приводили людей в Церковь. Нам нужно в этом году, уповая на помощь Божию, завершить работы по ограждению парка (это почти тысяча погонных метров), где будет также зоопарк. На данный момент обитателями монастырского зоопарка, столь привлекательного, в первую очередь, для ребятишек, являются птицы и белки и еще живущие в пруду под открытым небом утки и лебеди. Совсем недавно нам енота подарили, так что в нашем мини-зоопарке пополнение.

Небольшим составом братии с участием людей, желающих потрудиться в монастыре, хочется сделать многое. Но, продолжая тему послушаний, замечу, что у меня свой подход к тем, кто изъявляет желание здесь потрудиться. Например, один человек во время нашей беседы говорит: «Батюшка, я хорошо разбираюсь в пчеловодстве»; другой сообщает, что он «спец» в ремонтных работах, а третий, имея водительские права, просит дать ему послушание водителя. И знаете, в большинстве случаев, слыша «это умею делать», «это смогу», я стараюсь не давать им послушания «по профилю». Ведь мы сюда приходим для того, чтобы увидеть свои немощи, свои недостатки и с помощью Божией их преодолеть. Как я в таких случаях поступаю? Одного ставлю, допустим, на кухню, другого — дежурным по корпусу в надежде, что они почувствуют: существует еще внутренняя монастырская жизнь, и в ней есть человек, который в определенном смысле несет тяготы всего монастыря в своем послушании. Нужно что-то приготовить, накрыть на стол, помыть посуду, протереть грязные следы на полу, убрать сор. Если трудник пройдет это со смирением и любовью, то в дальнейшем он может рассчитывать на послушание, в котором имеет опыт или какие-то навыки.

— Чуть более пяти веков назад преподобный Давид Серпуховской по благословению своего духовника отца Пафнутия Боровского основал в тогда еще пустынной местности — среди леса на берегу реки — Вознесенскую Давидову пустынь. Сегодня монастырь, практически, находится в поселке. И, как мы уже говорили, людской поток неиссякаем: экскурсия за экскурсией. Иными словами, братия волей-неволей вынуждена целый день видеть мирян. Есть ли у насельника обители, помимо келии, место, где он мог бы спокойно подумать о важных вещах, почитать святых отцов?

— К сожалению, на сегодняшний день у нас нет такой территории, которая была бы отгорожена, благоустроена и где бы монах мог уединиться как, например, на Святой горке в Псково-Печерском монастыре или во внутреннем дворике какой-то другой обители. Наш внутренний дворик совмещен с хозяйственной частью. Но мы уже начали подготовительные работы, чтобы порядка гектара земли отделить от общей монастырской территории, куда не будет доступа посторонним, кроме братии. Там будут небольшой пруд, сад, дорожки, скамеечки. То есть насельники обители смогут не только в своей келии почувствовать, что они ушли от мира, но и на природе.

Источник

45 лет со дня рождения настоятеля монастыря

18 июня 2021 архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий, управляющий Подольской епархией, отмечает годовщину своей архиерейской хиротонии, которая состоялась в 2017 г. Храме Христа Спасителя, а также в этот день исполняется 45 лет со дня рождения настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни игумена Сергия (Куксова).

В этот день Владыка Аксий возглавил Божественную Литургию в Спасском соборе Давидовой пустыни. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель монастыря игумен Сергий (Куксов), настоятель подворья обители в с. Талеж иеромонах Артемий (Подмосковный), иеромонах Илларион (Сухарников) и священник Серафим Покатилов и в алтаре молился благочинный Домодедовского церковного округа священник Андрей Дьячков.

Торжественное богослужение посетили депутаты Чеховского городского округа С.Д. Анашкин и Д.А. Лебедев (чемпион мира по боксу по версии WBA в 2012-2018 гг.), представители Кинокомпании «Союз Маринс Групп», директор воскресной школы М.А. Дудорис, заместитель директора Чеховского техникума Е.Н. Дьячкова, директор Новобытовской СОШ А.М. Лысенко, заведующая детским садом №31 Н.В. Сидорова, методист музея отечественного тракторостроения с. Новый Быт В.В. Шаров, студенты техникума, учащиеся Новобытовской СОШ, воспитанники воскресной школы и детского сада №31, а также прихожане монастыря.

По окончании Литургии игумен Сергий поздравил Владыку Аксия с годовщиной хиротонии и поблагодарил за архипастырский визит в обитель. От братии монастыря настоятель преподнес букет цветов и подарочный экземпляр Библии. В свою очередь Владыка поздравил игумена Сергия с 45-летним юбилеем: «Мы сегодня молились о здравии Вашей матери, о Ваших братьях и сестрах, о вашем многочисленном семействе, и об упокоении Вашего родителя, отца Геннадия. Потому что по слову Евангелия, и я думаю, что на всей Вашей семье эти слова сбылись реально и совершенно точно, «от доброго корени произрастает добрый и благой плод». Так же архиепископ Аксий преподнес игумену Сергию букет цветов и по благочестивой церковной традиции передал просфору, с вынутой на проскомидии частицей о здравии настоятеля обители.

Многочисленные прихожане, воспитанники воскресной школы, детского сада №31, Чеховского техникума поздравили настоятеля с юбилеем. По окончании службы на площади перед уличным алтарем и Вознесенским собором была сделана общая фотография.

Настоятель монастыря игумен Сергий (Куксов) родился 18 июня 1976 г. в г. Елец в семье потомственного священника, протоиерея Геннадия Николаевича Куксова, настоятеля храма Илии Пророка с.Панино Добровского района Липецкой области. Выпускник Московской духовной семинарии (1998-2004 гг.) и Духовной академии (2006-2009 гг.), с юности он нес послушания иподиакона у архиепископа Псковского и Великолуцкого Евсевия и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В 2003-2011 гг. исполнял послушания эконома Московского епархиального управления. В июле 2005 г. был пострижен в монашество с именем Сергий в честь прп. Сергия Радонежского, рукоположен в диакона и назначен клириком Новодевичьего монастыря. В апреле 2008 г. был рукоположен в иеромонаха и назначен старшим священником Преображенского храма Новодевичьего монастыря. В этом году состоится юбилей игуменства – в октябре 2011 г. решением Священного Синода Русской Церкви отец Сергий был назначен, а затем митрополитом Ювеналием возведен в сан игумена.

Источник

Настоятель монастыря «Свято Вознесенская Давидова пустынь» Архимандрит Герман был убит в ночь со вторника на среду на территории монастыря в поселке Новый Быт. Его тело, связанное электропроводом, было найдено на полу собственной кельи. Вещи в келье монаха были разбросаны, а один из сейфов, находившийся там же, вскрыт. Следствием установлено, что 40-летнего отца Германа перед смертью пытали — у погибшего обнаружена черепно-мозговая травма и на теле имелись следы от побоев.

Как сообщает РИА «Новости», в Подмосковье сотрудниками уголовного розыска уже задержаны двое подозреваемых в убийстве архимандрита Германа. Задержанными оказались 21 летний житель Белоруссии — повар при монастыре, проживавший в Московской области без регистрации, и 33 летний местный житель. На данное время проводится расследование.

Отец Герман, в миру Вячеслав Хапугин, родился в 1965 году в Подмосковье. Сразу после службы в армии начал выполнять церковные послушания в храмах Московской области. В 22 года принял монашеский постриг и наречен во имя святого Германа Аляскинского. Служил священником в Хотьковском монастыре. 10 лет назад был назначен настоятелем Вознесенской церкви Давидовой пустыни. Через полгода Священный Синод принял решение возобновить в пустыне монашескую жизнь и отца Германа назначили настоятелем обители. В том же году он был возведен в сан игумена. В 2000 году Патриарх наградил его палицей (ромбовидный плат, носимый священнослужителями у бедра, — символ духовного меча) и крестом с украшениями.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал убийство архимандрита Германа «нарушением всех божественных и человеческих законов». Он выразил искренние соболезнования митрополиту Ювеналию, родным и близким отца Германа. «Молюсь об упокоении новопреставленного убиенного архимандрита Германа в обителях небесных», — сказано в послании Алексия II.

К сожалению, это не единственный случай в истории современной Русской Православной Церкви. Напомним, что подобные убийства священнослужителей имели место совсем недавно. Последнее произошло в августе 2003 года, когда был убит настоятель Ильинской пустыни, расположенной в Карелии, Иеромонах Hил. Настоятель застал послушника за курением и попросил уйти из скита. Тогда обвиняемый забил священника лопатой и, забрав деньги из кружки для пожертвований, скрылся.

Одно из самых кровавых убийств произошло пасхальным утром 18 апреля 1993 года в Оптиной Пустыни. Сатанистом были убиты три её насельника: иеромонах Василий, иноки Трофим, Ферапонт. Иноки звонили на колокольне, возвещая Пасхальную радость, — они были убиты первыми. Иеромонах Василий шёл в скит исповедовать молящихся, но у скитских врат, спеша на помощь братьям, был настигнут убийцей.

Наиболее резонансное убийство служителя церкви в новейшей истории России произошло утром 9 сентября 1990 г., когда священник Александр Мень был убит на тропинке к железнодорожной станции «Семхоз». Неизвестный ударил его тяжелым предметом (вероятно, топором) по голове. Священник в бессознательном состоянии дошел до своего дома и умер от потери крови. Преступник скрылся с места происшествия, прихватив портфель отца Александра. В течение 5 лет делом занимались несколько следователей — оно переходило от одного к другому, но убийца так и не был найден. Тогда расследование было взято под личный контроль генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым, а впоследствии — президентом России Борисом Ельциным. Однако убийцы так и не были найдены.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

«Мы друг другу подставляем плечо, на которое можно опереться»

давидова пустынь настоятель монастыря

Очень часто беседы с руководителями монастырей бывают настолько насыщенны фактами и размышлениями, охватывают различные аспекты монастырской жизни, что в одно интервью всё это не вместить. Так получилось и после недавней сентябрьской встречи с настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни игуменом Сергием (Куксовым), который возглавляет эту обитель в Подмосковье на протяжении девяти лет и, по его признанию, стал единым целым с братией. Душа волнуется за каждого. Кроме того, монастырь, с самого начала своего возрождения помогавший людям не только прийти к Богу, укорениться в вере, но и в особо трудные времена просто физически, материально выжить, и сегодня не бросает их в тяжелейших условиях новых реалий. А немало мирян в свою очередь стремятся помочь монастырю. Вот и наполняется содержанием формула: монастырь – мир – взаимопомощь. Формы взаимопомощи бывают разные. О некоторых из них хочется рассказать в продолжение темы предыдущего интервью с батюшкой – «Вспоминая пример отца Иоанна (Крестьянкина), я понимал, что самое главное в общении с братией – это любовь».

Монастырь интегрирован в социальную жизнь людей

Отец Сергий, вспомним исторический факт: основатель обители преподобный Давид Серпуховской стал строить со своими сподвижниками деревянную церковь, кельи для жилья в совершенно пустынной местности. Насельники могли молиться в тишине. А сейчас Давидова пустынь практически находится в поселке. Монастырь откликается на нужды людей, развивая такие направления, как социальная работа, военно-патриотическая, миссионерская. Насколько это сложно и, на Ваш взгляд, правильно – исполнять внешние послушания?

По воле Господа мы теперь живем в тесном соседстве с жителями поселка Новый Быт Чеховского района и, конечно, зависим от них. Прежде всего – в духовном плане. Ведь нам перед Богом отвечать, какой пример мы им показываем, к чему их призываем. Вряд ли правильным можно считать подход: люди пришли на службу и тех, кто готовился к Причастию, мы исповедовали, причастили, всё на этом – монастырь свою миссию выполнил! Но рассмотрим такой аспект: немало верующих семей приводит в храм детей, которым требуется особое внимание. Какое? У нас дети после службы пообедали, затем пошли на занятия воскресной школы по основным предметам, а потом занялись музыкой, рисованием, лепкой, пением. Любители футбола отправились тренироваться на поле, готовиться к очередному матчу. Любители шахмат заняли свои позиции. Важно, что эти ребята привязаны к Церкви, хотя, быть может, некоторые еще не до конца понимают, что такое вера в Бога и какой Он, Бог. Кто-то со стороны скажет: заниматься спортом или творчеством вполне можно и за церковной оградой – никакой, мол, разницы. Нет, разница существенная! Сверстники наших ребят, что находятся вне церковного попечения, вместе со своим увлечением получают некий уличный элемент. Азарт, горделивость, страстность… Я благодарен Богу, что при монастыре действует воскресная школа, и это дает нам возможность воспитывать ее учащихся в духе жертвенной любви к Господу и ближним, к родителям, к Родине. Мы стараемся, чтобы улица их «не перетянула».

давидова пустынь настоятель монастыря

Когда еще не был сформирован, четко обозначен коллектив нашей воскресной школы, то монашествующие вынуждены были принимать в ее жизни более активное участие. А сегодня ситуация, к счастью, изменилась – появился хороший директор, появились хорошие преподаватели. Они стали нашей опорой не только в воспитательном процессе детей. Теперь и значительную часть социальной нагрузки мы перекладываем на их плечи. Допустим, идет подготовка к проведению церковного, либо церковно-государственного мероприятия, к которым относится, например, День поселка. Раньше мне самому приходилось вникать во всевозможные организационные тонкости и немало времени тратить на это. Теперь эту функцию взяло на себя наше «звено» между монастырем и миром. Или такой момент: в какие-то малообеспеченные семьи нужно доставить продукты, а больным – срочно! – медикаменты; каким-то бедствующим людям надо передать материальную помощь; кого-то из прихожан следует отвезти в медучреждение – то монаху приходилось бы выходить за ограду монастыря, отрываться от трудов и молитвы, а так всё это делают люди, которые становятся сопричастными нашей социальной деятельности, проявляя при этом свои лучшие человеческие качества.

В идеале, конечно, священнослужители приходских храмов должны оказывать такое попечение, но у них не хватает сил по объективным причинам. Поэтому мы и детскому саду в поселке помогаем, и общеобразовательной школе, и техникуму. Кроме духовного окормления, встреч и бесед о евангельских истинах со взрослыми, детьми, молодежью, монастырь решает ряд их проблем бытового плана. В детском садике с нашей помощью проводился серьезный ремонт. Каждую зиму я посылаю туда трудников сбивать с крыши сосульки. Ежегодно там нужно перематывать пожарный шланг – работа физически сложная, женскому персоналу она не под силу, так что мы этим занимаемся. Нередко электрика туда направляем или сантехника. В общем не оставляем этот замечательный коллектив, с которым давно дружим, один на один с разного рода сложностями. Также мы делимся с подопечными тем, что Господь нам посылает. Вот, допустим, благодетели пожертвовали обители кедры, и мы часть у себя высадили, а часть – с учащимися механико-технологического техникума молочной промышленности – возле их учебного заведения. И ребята ухаживают за деревьями. Школе мы тоже помогаем, чем можем. У ее руководства иногда не хватает связей, иногда и решимости, чтобы пригласить кого-то из широко известных людей на встречу с учениками, – мы этот вопрос с помощью прихожан решаем. Уже не одна такая памятная встреча прошла с Героем Советского Союза генерал-майором в отставке Геннадием Николаевичем Зайцевым, одним из основателей группы «Альфа» и самым известным ее командиром. Попросту говоря, мы друг другу подставляем плечо, на которое можно опереться.

давидова пустынь настоятель монастыря

Отче, в замечательно написанной и прекрасно оформленной, я бы сказала, капитальной книге-летописи «Вознесенская Давидова пустынь. 500 лет служения Богу и людям» приводятся денежные суммы, которые монастырь при содействии благотворителей передал нуждающимся. В помощь пострадавшим от наводнения на Алтае, в помощь женщинам в кризисной ситуации, для лечения прихожанки в Германии, на восстановление порушенных святынь и так далее. Эта колонка цифр и адресов впечатляет. А кто монастырю подставляет свое надежное плечо?

Назову прежде всего многолетних наших попечителей – кинокомпанию «Союз Маринс Групп», которая действительно является надежным плечом, помогая нам не только финансово. Традиционными стали визиты в Давидову пустынь добровольческого отряда этой организации, влившегося в Патриаршее движение православных добровольцев. В этом очень непростом по известным обстоятельствам году волонтеры приезжали к нам накануне Пасхи и здорово помогли. Разделившись на три группы, одни принялись мыть окна и чистить лампады в трех храмах. Другие взялись помогать поварам готовить пищу для воспитанников воскресной школы. Третьи очищали парк, находящийся на территории пустыни, от опавшей листвы и сухих веток. Что и говорить, это был ударный труд! А в августе, когда за период самоизоляции накопилось много всякой работы и с подготовкой к большому празднику – 505-летию обители и 25-летию возобновления монашеской жизни – нам одним было не справиться, снова наши друзья пришли на помощь. К ним присоединились студенты техникума и стараниями большой дружной команды были покрашены праздничные конструкции для богослужений на улице, приведены в порядок бордюры, вымыты окна в храмах, почищены киоты, вымыты до блеска полы. Приезжают волонтеры в обитель и помолиться. В октябре они приняли участие в праздновании дня памяти преподобного Давида Серпуховского, и где-то около сорока человек я наградил Почетными грамотами настоятеля Давидовой пустыни.

давидова пустынь настоятель монастыря

Еще нам помогает предприятие «Щелковохлеб» – постоянно привозит в монастырь хлеб и просфоры. Во главе его стоит удивительный человек – скромнейший, никогда и нигде не говорящий о своих добрых делах, но творящий их изо дня в день. Это Игорь Викторович Ларин, чья благотворительная деятельность простирается на многие храмы Щелковского благочиния и монастыри Московской епархии. Будучи человеком верующим, воцерковленным, он высказал идею построить на территории ЗАО «Щелковохлеб» храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Его инициативу поддержал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, и проект строительства храма стал их совместным детищем. Храм был построен, десять лет назад владыка его освятил. Также по благословению нашего правящего архиерея просфорный цех этого пекарного предприятия выпекает просфоры (до трех миллионов в год), соблюдая при этом все канонические требования.

Благодарны мы и благотворительному фонду «Наследие», и его председателю –Сергею Николаевичу Лалакину – за помощь обители.

И притекает народ к святыням

Батюшка, икона Божией Матери «Спорительница хлебов» есть и в Давидовой пустыни. Удивительна история этого образа в целом, и монастырского – в частности. В обители много людей к ней прибегает?

Много. Конечно, в первую очередь те, кто связан с сельским хозяйством. История этой иконы действительно необычна. О ней можно прочитать почти во всех жизнеописаниях преподобного Амвросия Оптинского. Тяжело больной батюшка, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве. Тогда-то и возник замысел этой иконы. Народное почитание ее было велико с самого начала, хотя в XIX веке Священный Синод запретил почитать этот образ, что было связано с необычной иконографией и наименованием образа Божией Матери, а также с неоднозначным отношением духовных властей к личности старца Амвросия. Но чудотворений от образа было множество, их записывали, фиксировали. И вот уже в наше время, осенью 1993 года Святейшим Патриархом Алексием II было принято решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования сего святого образа 28 октября по новому стилю.

давидова пустынь настоятель монастыря

Особенность нашей монастырской иконы заключается в том, что сзади, на обратной ее стороне, имеется надпись, свидетельствующая: именно эта икона была написана по благословению самого батюшки. Мы с братией молимся перед святым образом, прося Премилостивую Питательницу и Кормительницу помогать нашим благодетелям из «Союза Маринс Групп», в бизнесе которых есть сельское хозяйство.

Кинокомпания – и занимается сельским хозяйством?

Это творческо-производственное объединение, которое изначально поставило перед собой наиважнейшие задачи (и старается их решать): укрепление духовно-патриотических основ государства, социально-экономического развития России, создание конкурентоспособного на мировом уровне российского кино, развитие сферы гостеприимства, сельского хозяйства и ряда других направлений. Иными словами, деятельность объединения многогранная, а наши с ним отношения можно назвать соработничеством.

В обители собрано более двухсот святынь. В монастырских храмах столько чтимых образов и ковчежцев с частицами мощей великих угодников Божиих! Как тут не растеряться, как сориентироваться – подойти к святыне и попросить молитвенного заступничества у тех святых, на чью помощь особенно надеешься, кого в своих домашних молитвах постоянно призываешь?

давидова пустынь настоятель монастыря

Главная наша святыня – честные мощи преподобного Давида, игумена Вознесенского, Серпуховского чудотворца. К преподобному, как к хозяину обители, ее Небесному покровителю, верующие идут в первую очередь. Затем, например, солдаты, офицеры направляются к ковчежцу с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского. На территории нашего городского округа находится несколько воинских частей, с ними у монастыря издавна сложились добрые отношения. Когда в обители проходят праздники, то по распоряжению командования тех частей к нам привозят военную технику, обеспечивается прохождение парадных расчетов. У нас много «точек соприкосновения», потому что в главных аспектах военно-патриотической работы мы с представителями Вооруженных сил России единомышленники. Святой благоверный князь Александр Невский дорог всем как благой пример отважного воина, поражавшего своим мужеством и остававшегося при этом человеком глубокой веры. Также чрезвычайно дорого и то, что он стал героем не только для своих современников и не только для людей православных, но – на протяжении многих веков – для многоногонационального и многоконфессионального российского народа.

А сориентироваться в поисках той или иной святыни просто: и дежурный по храму подскажет, и церковница, и экскурсовод, и братия.

давидова пустынь настоятель монастыря

Понятно, что все святые, названные отцом Иоанном Крондштадским «великими купцами», которые обогатились всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями, сильны помочь нам в нашей нужде. И всё же есть святые, к которым у наших современников имеется особое сердечное расположение. К кому, по Вашим наблюдениям, чаще всего притекает народ?

Мы для себя отметили один примечательный момент. В наших монастырских храмах есть какое-то количество кружек для пожертвований, и, открывая их каждую неделю, мы видим, что больше всего пожертвований оказывается в кружке, которая стоит возле иконы святителя Спиридона Тримифунтского с частицей его мощей. И больше всего в ней записочек с просьбами. А еще в кружке возле иконы святителя Луки Крымского с частицей его мощей. Особенно сегодня, когда пандемия коронавируса COVID 19 ворвалась в нашу жизнь, как вразумительный инструмент, люди молят священноисповедника об исцелении от тяжкой болезни или о том, чтобы губительное поветрие обошло их стороной. Какое-то время назад, еще до присоединения Крыма к России, одна из великих святынь Давидовой пустыни – ковчег с частицей Ризы Пресвятой Богородицы – совершила путешествие в Крым, и в благодарность за это крымчане нам передали частицу мощей святого.

Хочу также сказать об иконе, о которой многие из приходящих впервые в обитель даже не знают. Но мы стараемся обратить на нее внимание. Я сам нередко подвожу гостей, молодежь к иконе «Страшный Суд». И когда говорю, что она весит тонну и это самая большая икона Страшного Суда, то вижу, что мои слова производят сильное впечатление. Но еще большее впечатление производит рассказ о том, что на этой иконе написано. Если до этого кто-то улыбался, то улыбка сходит с лица. Вглядываясь в сюжеты, связанные с райским блаженством праведников и адскими муками грешников, люди начинает чувствовать сопричастность к чему-то великому и исключительному. К Горнему миру.

В миру – Николай, в монашестве – Сергий

Отец Сергий, а какие чувства родились в Вашей в душе, когда при постриге Вас нарекли именем Сергий. И какое мирское имя Вы носили?

В многодетной семье священнослужителя, протоиерея Геннадия Куксова, всем детям давали имена святых, привязывая нас к Небесным покровителям. Мы читали их жития, акафисты, тропари, кондаки, причащались в день своих Ангелов. Меня родители назвали Николаем в честь святителя Николая Чудотворца. У святителя Николая очень яркое житие, свидетельствующее, что он не просто жил богоугодной добродетельной жизнью и проявлял великое милосердие к страждущим, но был справедливым судьей, ревнителем и защитником Православия. И для меня как для мальчишки это имело большое значение. А по мере взросления оно только возрастало. Поэтому приняв решение вступить на монашеский путь и получив на это благословение старцев, я, безусловно, пребывал в волнении, какое имя мне даст митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Были наивные переживания: как же я, названный в честь святителя Николая, буду носить имя другого святого? Но это такие чисто земные рассуждения, которые в моих еще незрелых мыслях имели место быть… После того, как владыка-митрополит нарек меня в честь преподобного Сергия Радонежского, он сказал, что даже не знал, в честь какого святого меня назвать, чтобы духовный подвиг того угодника Божия мог сравниться с подвигом святителя Николая. Но видя огромную любовь нашего народа к одному из величайших подвижников земли Русской и осознавая, как велико почитание Преподобного, выбрал это святое имя.

давидова пустынь настоятель монастыря

Для меня преподобный Сергий Радонежский – родной, необыкновенно близкий святой с раннего детства. Мой отец учился в духовной семинарии Свято-Троице-Сергиевой лавры. Мои родные братья и сестры тоже учились там. Лавра была центром жизни, духовным стержнем для всех православных людей Советского Союза и для нас, в частности. Совершая потом еще один монашеский постриг, митрополит Ювеналий своего личного секретаря, Сергея Летуновского, назвал Николаем – в честь святителя Николая Чудотворца. Нас такое «распределение» имен обрадовало. После того, как я услышал свое новое имя, состояние благости и спокойствия поселилось в душе. Летом нынешнего года была одна важная для меня дата: 15 лет со дня моего монашеского пострига.

Также летом этого года в День города, когда подмосковный Чехов отмечал свое 66-летие, игумен Сергий (Куксов) был торжественно награжден знаком «Гордость и Слава городского округа Чехов» в номинации «Среди людей и для людей». Отец Сергий не раз признавался, что велико у него желание вести более сосредоточенную молитвенную жизнь. Как отцы-пустынники или монахи на Афоне. А это значит – нужно резко сократить, резко ограничить свое общение с внешним миром. Но разве мог, например, игумен Давидовой пустыни после снятия карантинных мер в монастыре не поехать к доброму другу обители – ветерану Великой Отечественной войны, чтобы поздравить его, взяв с собой праздничный монастырский хор «Держава» и воспитанников воскресной школы, с 95-м летним юбилеем? Или не посетить ветерана спецслужб, прихожанина монастыря в день его 86-летия? Или не принять приглашение благодетелей на премьеру документального фильма кинокомпании «Союз Маринс Групп» – «Пограничники. Воины Великой Победы», состоявшейся в музее Победы на Поклонной горе в Москве? А «Аистенок»?! Как дети из отделения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних обрадовались приходу батюшки и православных волонтеров, можно судить по фотографиям, выложенным на монастырском сайте.

В век огромного дефицита любви любовь настоятеля и братии к людям – не показная, не поверхностная, а глубокая, бескорыстная, деятельная – приводит в монастырь многих. Обитель «обрастает» прихожанами, которые любят монастырские богослужения, и исповедь у духовное опытной братии в священном сане, соборные молитвы с монашествующими становятся неотъемлемой частью их церковной жизни.

давидова пустынь настоятель монастыря

Беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Также взяты снимки с сайта Вознесенской Давидовой пустыни

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *