дайте определение методов в обучении умственно отсталых дошкольников
Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта
Особенности обучения дошкольников с ОВЗ (нарушение интеллекта)
Специфика обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальной сфере заключается в организации учебного процесса, а также, в подборе разнообразных специальных методов и приемов. Педагоги должны помнить, что независимо от степени нарушения интеллектуальной деятельности, дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья) развиваются в процессе обучения и задача педагога – обеспечить максимальное развитие ребенка.
Рассмотрим основополагающие принципы построения занятий, учет которых необходим для наиболее полного и оптимального усвоения учебных знаний, умений,навыков:
— Повторяемость учебного материала. У ребенка с нарушениями интеллектуальной сферы отмечаются нарушения свойств памяти.Пример : для усвоения представлений о геометрической форме требуется более 20 повторений ее названия и свойств).
— Формирование переноса полученных знаний, способа действий из одной ситуации в другую, повторение одного и того же программного материала в новых ситуациях и по отношению к новым объектам.Пример: Формирование у детей 1 года обучения представлений о величине – большое и маленькое.Виды работы по данной теме : 1) собираем шарики в корзинки – большие в большую корзинку, маленькие в маленькую; 2) складываем разнообразные пирамидки; 3) собираем кубы-вклады ; 4) строим башни из кубиков разной величины ; 5) проталкиваем кубики 2-х величины в квадратные окошечки 2-х величин; 6) строим для большой матрешки большой дом и мебель из крупного строителя, для маленькой из мелкого; 7) одеваем на прогулку большую и маленькую куклу подбирая им одежду двух величин; 8) устраиваем для кукол комнаты, подбирая мебель по величине и т. п.
Дошкольная олигофренопедагогика использует разнообразные, в том числе, и специфические методы и приемы обучения, обусловленные особенностями развития психической деятельности у детей с нарушением интеллектуальной сферы.
Необходимо помнить, что в процессе обучения должны сочетаться все методы и приемы – наглядные, словесные, практические. При этом важно правильно подбирать их в соответствии с уровнем развития каждого воспитанника. В случае, если ребенок затрудняется выполнить предложенное задание – опуститься к более низкому уровню способа обучения, например, от образца к поэтапному обучению. И, напротив, нельзя задерживать ребенка в развитии обучая способом подражания, если он может действовать по образцу.
Обучение чтению детей с нарушением интеллекта в игровой форме «Учимся, играя». Обучение чтению в игровой форме, пожалуй, самая доступная и интересная методика для детей. Само название говорит за себя.
Из опыта работы ДОУ в рамках инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта МБДОУ №104является «базовой» пилотной площадкой по реализации инклюзивного образования с 2015 года. В настоящее время численный состав.
Особенности воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения Я занимаюсь изучением особенностей воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения посредством художественного.
Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта «Весна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта. Тема: «Весна» Задачи: 1. Образовательные. Уточнять и расширять.
Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта «В лесу» Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта «В лесу» Задачи: Задачи: Образовательные цели: обучение составлению.
Особенности обучения дошкольников решению арифметических задач Актуальность темы. Изучение математики в дошкольном учреждении должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Поэтому.
Развитие сенсорного восприятия дошкольников с нарушением интеллекта ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С восприятия предметов и явлений.
Сценарий выпускного праздника для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта Сценарий выпускного праздника для детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) Составила : Толстыгина Ирина Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ№.
Психолого-педагогические основы обучения сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу развития человека соответствует определенный.
Методы и приемы работы с умственно отсталыми детьми
Методы и приемы работы с умственно отсталыми детьми
В соответствии с концепцией модернизации Российского образования в нашей стране происходит реформирование системы специального образования.
В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».
Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса – воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически
Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.
Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.
Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Применение адекватных программ и методов, приемов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.
Среди многообразия современных образовательных методов и приемов работы с детьми я выбрала те, которые, на наш взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала, и наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.
Существует выражение «Ум ребёнка – находится на кончиках пальцев» эти слова принадлежат известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок.
Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах .
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Поэтому от развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью.
Я представляю следующие методы и приемы, которые наиболее часто использую в работе с умственно отсталыми детьми.
I . Игры с крупой и манкой
1.Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию ребенка.
Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.
— Развивает познавательную сферу
-Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
-Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
Помогает выучить цвета и формы.
Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
2.Упражнение попадание зерна в узкое отверстие
это упражнение помогает развить:
-Гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию.
3. Упражнение сортировка различных зерен
Такое упражнение развивает у ребенка:
4. Упражнение «сухой бассейн»
Среди огромного разнообразия игр на развитие моторики отдельного внимания заслуживает сухой бассейн. Что же это такое и чем он может быть полезен? Сухой бассейн представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (например, фасоль, каштан, бобы и т.д. В качестве емкости может выступать обычный пищевой контейнер. В контейнер помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины и т. д.)
Задача ребенка, достать предметы, которые помещены, вместе с природным материалом, в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект.
Кроме всего, сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Ко всему прочему, дети развивают мелкую моторику, улучшают координацию движений, учатся запоминать и разделять предметы различной формы и размеров.
5. Упражнение рисование песком (манкой)
Игры с манкой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. Рисование манкой даёт отличный результат релаксации.
Существуют 3 вида упражнений:
1. Рисование щепоткой
Суть: напрягаем – расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.
2. Рисование кулачком
3. Рисование пальцем
II . Игровые технологии
Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, мы пришли к выводу, что в обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии.
Среди разновидностей игровых технологий мы наиболее часто используем «Игровой стретчинг» автора Константиновой А.И.
После ознакомления с этой технологией, мы стали применять её элементы в своей работе. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.
— аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), (например: «покажи ромашку, одуванчик», «покажи, как ходит лиса, медведь).
-театрализации, где учитель – режиссер, использует игровую атрибутику (вхождение в образ), активизирует пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводим в виде сказочных путешествий (например: «путешествие по подводному царству», «погуляем по зоопарку»), фантазий, когда ребенок сам придумывает встречи с животными (например: «ко мне в гости пришёл ёжик»).
III . Упражнения, которые способствуют сенсорному развитию,
технология Марии Монтессори
Украшение рисунков пуговицами, монетами.
Развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.
Упражнения, которые готовят руку к письму и способствуют речевому развитию ребенка.
Суть: Ребенку надо показать, что шнуровка бывает разная.
Обратить внимание, что для каждого цвета есть своя зона.
Такие упражнения способствуют повышению мышечного тонуса, умением манипулировать своими пальчиками.
Развитие внимания, усидчивости и концентрации и пространственных представлений.
IV . Здоровье, сберегающее технологии (физ. минутка)
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Упражнения с макаронами
— развиваем память и произвольное внимание
— гибкость и подвижность пальчиков
— точность и координацию
Пальчиковая асинхронная гимнастика
Готовит руку ребенка к письму, развивает координацию, тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи.
Гармонизация работы правого и левого полушария
Упражнения «Резиночки РИНГЛ- ДИНГ»
Развивают внимание, память, воображение.
V . Упражнения на развитие познавательной сферы
V II . Нетрадиционные методы изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, обрывание, скатывание бумаги.
Используя на занятиях в своей деятельности нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью, я сделала следующие выводы: эти методы и приемы помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, положительно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.
Раздел II. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Глава 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
Дошкольная олигофренопедагогика использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения умственно отсталых детей и организации в этих целях их самостоятельной деятельности. Методы специальной педагогики в основном совпадают с теми, которые применяет общая дошкольная педагогика. Однако и сами методы, и их сочетание видоизменяются и дополняются в соответствии с задачами коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях и особенностями развития умственно отсталых детей.
Методы по форме воздействия на ребенка бывают словесными и наглядными. И те и другие применяются в специальной дошкольной педагогике. Словесные и наглядные методы сочетаются с практическими методами.
Словесные методы включают в себя инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание события и т.п.
Наглядные методы — наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира (зрительно, тактильно, на слух), т.е. организация чувственного опыта ребенка.
Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности (постановка практических и познавательных задач, организация дидактических игр и др.).
Как в общей, так и в дошкольной олигофренопедагогике ни один из этих методов не выступает изолированно. Они используются в сочетании. Соотношение методов на каждом данном этапе воспитания и обучения определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом или воспитателем.
Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении дошкольников с нарушениями интеллекта
Методы по форме воздействия на ребенка бывают словесными и наглядными. И те и другие применяются в специальной дошкольной педагогике. Словесные и наглядные методы сочетаются с практическими методами.
Словесные методы включают в себя инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание события и т.п.
Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности (постановка практических и познавательных задач, организация дидактических игр и др.).
Как в общей, так и в дошкольной олигофренопедагогике ни один из этих методов не выступает изолированно. Они используются в сочетании. Соотношение методов на каждом данном этапе воспитания и обучения определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом или воспитателем.
Какую же роль выполняет речь на начальных этапах обучения?
Прежде всего, речь привлекает внимание детей, организует их в занятиях и деятельности. В словесной форме педагог и воспитатель ставят перед детьми задачу, цель деятельности. В ходе занятий, игр, упражнений взрослые фиксируют в речи сам ход детской деятельности, а затем и полученный результат, обобщают полученный детьми опыт.
Основой же коррекционно-воспитательной работы в этот период становятся наглядные и практические методы. Но и здесь дело обстоит непросто.
Нарушения психического развития у умственно отсталых детей носят системный характер. У них имеется отставание не только в области развития речи, но и в области развития восприятия, мышления, деятельности.
Для использования наглядных методов обучения нужен определенный уровень развития восприятия. Ребенок должен уметь достаточно длительно фиксировать внимание на предмете, уметь рассматривать его, следить за его передвижением, выделять свойства и отношения, узнавать предметы и действия в изображении и т.п. Все это у умственно отсталых детей к началу дошкольного возраста оказывается несформированным. Это заставляет педагогов быть точными и осмотрительными при выборе наглядных средств обучения.
Поскольку внимание у детей непроизвольное, неустойчивое, во время занятий нужно стремиться к тому, чтобы в поле зрения детей находились только те предметы, которые соответствуют цели данного занятия. Все лишнее будет отвлекать внимание детей. Лучше всего, если внимание детей концентрируется на 1-2 предметах, с которыми они действуют. При этом сами предметы должны быть крупными, яркими, красочными.
На I году обучения нужно очень осторожно использовать картинки в качестве наглядного материала, так как дети часто не узнают предметы в изображении, тем более не понимают, какие действия там изображены, совсем не понимают выражение лиц и жесты на рисунке. Прежде чем использовать картинку в качестве наглядного средства, необходимо специально учить детей воспринимать изображение, соотносить его с реальными предметами, действиями, ситуациями.
При организации обучения очень важно правильно выбрать способы передачи ребенку общественного опыта. Такими способами являются словесное описание или словесная инструкция, показ (подражание), образец, жестовая инструкция, совместные действия взрослого и ребенка.
Рассмотрим наглядные методы: показ, образец, жестовую инструкцию, а также метод совместных действий.
Применение образца имеет, разные формы. В одних случаях это выбор по образцу. Например, перед ребенком лежат две цветовые карточки, красная и желтая. Педагог, поднимая красную карточку, просит: «Дай такую же». Ребенок должен выбрать красную карточку и показать ее. В этом случае, как мы знаем, он должен соотносить зрительно два цвета, опираясь на имеющиеся у него эталоны.
Более доступным способом передачи ребенку знаний и умений оказывается показ (подражание).
При показе ребенок видит не только результат действий взрослого, но и все этапы действия, которым он может подражать.
Но и развитие подражания у умственно отсталых детей происходит с опозданием. В этих случаях необходимо пользоваться жестовой инструкцией. Например, при постройке дома ребенок не действует по подражанию. Педагог указывает пальцем на куб и говорит: «Возьми». Потом показывает: «Поставь сюда». Затем указывает пальцем на «крышу», говорит: «Возьми» и показывает указательным жестом путь перемещения «крыши», говоря: «Поставь сюда». Ребенок, проследив за указательным жестом взрослого, ставит «крышу» на куб и получает дом.
Если ребенок не действует и по жестовой инструкции, следует использовать совместные действия, т.е. взять руку ребенка в свою и совместно с ним выполнить нужное действие.
Специфика обучения в ДОО для детей с недостатками интеллекта заключается не только в том, как используются словесные, наглядные и практические методы, но и в самой организации учебного процесса.
Рассмотрим принципы построения занятий:
1. частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие. По мере обучения количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается.
2. повторяемость программного материала. Умственно отсталым детям требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а с другой — для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира.
3. обеспечение переноса полученных знаний на другой материал. Чрезвычайно важным условием правильной организации занятий оказывается на первых годах обучения игровая форма занятий. С течением времени у детей должен сформироваться интерес к самой деятельности, а затем и познавательный интерес, что позволит уменьшить удельный вес игровой формы занятий.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 2340 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Дисциплина: Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта (олигофренопедагогика) Практическое задание 2
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (512)
Дисциплина: Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта (олигофренопедагогика)
Практическое задание 2, Модуль 2. Система коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта
слушатель Шальнова Олеся Владимировна
Алешина Олеся Викторовна
Цель: знакомство с особенностями коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими нарушения интеллектуального развития.
Задание 1 . На основе анализа рекомендуемой литературы и лекционного материала сформулируйте основные принципы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Специфика обучения в специальных дошкольных учреждениях заключается не только в том, как используются словесные, наглядные и практические методы, но и в самой организации учебного процесса. Рассмотрим принципы построения занятий. Известно, что к началу обучения внимание умственно отсталых детей очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, одним из принципов построения занятий является частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие. По мере обучения количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается. Другим принципом построения занятий является повторяемость программного материала. Умственно отсталым детям требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а с другой — для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Таким образом, следующим принципом построения занятий является обеспечение переноса полученных знаний на другой материал. Чрезвычайно важным условием правильной организации занятий оказывается на первых годах обучения игровая форма занятий. С течением времени у детей должен сформироваться интерес к самой деятельности, а затем и познавательный интерес, что позволит уменьшить удельный вес игровой формы занятий.
Развивающее обучение тесно связано также с учетом сензитивных периодов развития. Л.С.Выготский показал, что в развитие ребенка есть периоды, в которые данный процесс, данная функция формируется наиболее быстро и, что главное, полноценно. Ни вкакой другой период добиться такой полноценности уже не удается. Эти периоды он назвал сензитивными, т.е. чувствительными к развитию определенной функции, процесса, деятельности. Так, например, наиболее сензитивным для развития речи ребенка в норме является период от 1 года до 3 лет. Если речь в этот период не развивается, ее формирование, в дальнейшем проходит со значительными трудностями и требуетспециального обучения.
Исходя из выше изложенного можно выделить следующие принципы воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта: единство диагностики и коррекции отклонений в развитии; учет генетического хода развития нормального развивающихся детей; учет сензитивных периодов в развитии; учет актуального уровня и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития ребенка;развивающий характер обучения.
Задание 2. Проанализировав лекционный материал и рекомендуемую литературу, заполните таблицу «Достоинства и ограничения словесных, наглядных и практических методов в обучении умственно отсталых дошкольников»:
это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.
Источником получения знаний здесь является «слово», устное (живое, услышанное по радио и телевидению, записанное на магнитную пленку, видеокассету и на сайт — интернета, произносимое самими учащимися) и печатное
Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы учащихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышления (думанье), требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.
При организации обучения очень важно правильно выбрать способы передачи ребенку общественного опыта. Такими способами являются словесное описание или словесная инструкция, показ (подражание), образец, жестовая инструкция, совместные действия взрослогои ребенка.
Иногда ребенок не понимает всех слов и описаний, что не позволяет качественно донести необходимую информацию. Необходимо заменять слова и подбирать более простые формулировки.
Слишком долгая речь преподавателя может вызвать скуку и снизить интерес к обучению.
это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы)..
Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Использование наглядных методов делает более доступным для понимания предлагаемый для изучения материал, повышает интерес и внимание учащихся
Необходим правильный отбор информации, который будет сопровождать наглядность. в противно случае, её использование будет нецелесообразным.
На занятиях учащиеся наряду с политехническими знаниями овладевают общетрудовыми политехническими умениями: проектировать продукт труда, планировать трудовой процесс, оборудовать рабочее место, осуществлять операции разметки, обработки, измерения, сборки, монтажа, отделки, проводить самоконтроль.
Помогает формировать практические умения и навыки, повышает мотивацию в обучении
Для работы воспитателей, педагогов с детьми дошкольного возраста. Мышление – пути, периоды, особенности, основы развития, формирования.
Раздел 1 Игры-упражнения на формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение
ИГРЫ рекомендуются подготовительные игры-упражнения, в процессе которых у детей формируются обобщенные представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в каждодневной жизни: «ЛОВИ ШАРИК!», «ПОКОРМИ МИШКУ!», «ПОКАТАЕМ ЗАЙЧИКОВ!», «ИСПЕЧЕМ ПИРОГИ!», «ПЕРЕВЕЗЕМ ИГРУШКИ!», «ПОЙМАЙ РЫБКУ!», «КУКЛЫ ПРИШЛИ В ГОСТИ»,.
ЗАДАНИЕ «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!», ЗАНЯТИЕ «НА ЧЕМ МЫ СИДИМ?»
Раздел 2 Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации
ИГРЫ в процессе которых детей знакомят с проблемными практическими ситуациями, учат анализировать эти ситуации и использовать предметы-заместители: : «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК», «ДОСТАНЬ МИШКЕ МЯЧИК!», «ДОСТАНЬ КУКЛЕ ШАРИК!», «ДОСТАНЬ ИГРУШКУ!», «СТОЛКНИ МЯЧ!», «ДОСТАНЬ МЯЧ!», «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ», «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ!»
ЗАДАНИЕ «УКРАСИМ КОМНАТУ!»
Раздел 3 Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач
ИГРЫ в ходе которых у дошкольников формируются способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи, а также метод проб как основной способ решения наглядно-действенных задач: «ЗВЕНИ, КОЛОКОЛЬЧИК!», «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ!», «УГАДАЙ, ЧТО В ТРУБКЕ ЛЕЖИТ?», «ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ», ИГРА «НАПОИ ПТИЧКУ!», «ПОКАТАЙ МАТРЕШЕК!», «ПОКОРМИ КРОЛИКА!», «ДОСТАНЬ КАРТИНКУ!», «ПОСТРОЙ ЗАБОР!», «САМОЛЕТЫ ЛЕТЯТ!»
ИГРЫ на определение причины, нарушившей привычный ход действия или явления: «ЗАКРОЙ ЯЩИК!», «ПОКАТАЙ ИГРУШКИ НА КАЧЕЛЯХ!», «ПОСТРОЙ ЗАЙКЕ ДОМИК!», «КАЧЕЛИ», «УГОСТИ КУКЛУ ЧАЕМ!», «УГАДАЙ, ЧТО В КОРОБОЧКЕ!», «ПОЧЕМУ ШАРИК НЕ УПАЛ?», «ПЛАВАЕТ ИЛИ ТОНЕТ?», «ПОЧЕМУ СКАТИЛСЯ МЯЧИК?»
Задание 4. Откройте файл из файл из библиотеки: Катаева Е.Е., Стребелева Е.А. «Дошкольная олигофренопедагогика» (глава 10 «Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школе»). Кратко опишите содержание работы специалистов ДОУ по подготовке умственно отсталых детей к началу школьного обучения. Сформулируйте критерии готовности умственно отсталого дошкольника к школе.
Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школьному обучению осуществляется в основном в специальных
Педагогический коллектив должен помнить о том, что эмоционально-волевая сфера развивается не сама собой, а требует длительной кропотливой воспитательной работы. Педагоги и воспитатели должны всегда помнить, что в специальном дошкольном учреждении должен быть в первую
очередь установлен здоровый эмоциональный климат — спокойный, доброжелательный, радостный. Надо опираться на
личностно-ориентированый подход к каждому ребенку, проявлять любовь и ласку, окружать их настоящим вниманием. Но
при этом помнить, что ласка не должна переходить в заласкивание, сюсюканье. Создание благоприятного эмоционального
климата требует искренности и сдержанности по отношению к детям, без резких переходов от крика к ласке, которые
создают у ребенка неуверенность и тревожность. Положительный эмоциональный фон, необходимый для правильного
развития личности ребенка, требует от педагогов большого внимания к своему собственному поведению, терпения,
Условия которые обеспечивают всестороннюю подготовку детей к школе: постоянное сотрудничество ребенка со взрослыми, умение ребенка
воспитание и обучение должны носить развивающий характер, т.е. максимально способствовать развитию познавательных
возможностей ребенка, формированию его личностных качеств, социальных потребностей и интересов.
Основными компонентами психологической готовности к школе являются: умственная, мотивационная, эмоционально-
волевая готовность, готовность к общению со сверстниками и с учителем. Особо важную роль в подготовке ребенка к школе и в активизации его познавательных возможностей играют элементы
учебной деятельности, которые формируются и развиваются с самого начала пребывания ребенка в специальном
(коррекционном) дошкольном учреждении в процессе всех занятий.
Ребенок должен уметь вовремя включиться в работу, уметь переключиться с одного
задания на другое. Все это формируется в специальном дошкольном учреждении в процессе обучения и воспитания.
Другой необходимой предпосылкой к усвоению школьной программы является наличие у ребенка с нарушениями
интеллекта элементарных познавательных интересов и познавательной активности.