дайте определение принципу проблемности модульного обучения

Принципы модульного обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы обучения – это система педагогических методов и средств, которые использует педагог для организации и реализации учебного процесса.

Понятие и сущность принципов модульного обучения

Принцип модульности обучения заключается в том, что весь учебный материал поделен на блоки – модули, каждый из которых представляет собой логичное содержание учебной информации по определенной теме (предмету), и направлен на достижение определенной педагогической цели.

Цель, задачи и содержание модульности обучения строится на следующих принципах:

Принцип осознанной перспективы. Данный принцип требует от учебного процесса соблюдения ряда педагогических правил, а именно учащийся должен в первую очередь быть ознакомлен с конечной целью изучения дисциплины (предмета), то есть всех модулей. Так же педагог прежде, чем приступить к изучению дисциплины должен провести вводный урок (занятие) и ознакомить учащихся со всеми модулями дисциплины и промежуточными целями (целями каждого модуля). Модульная программа должна состоять из учебных действий, направленных на достижение учениками близких, средних и отдаленных перспектив обучения. В общем же данный принцип направлен на формирование у учащихся представлений о перспективах эффективности освоения учебной дисциплины Эффективность освоения дисциплины, согласно принципу осознанной перспективы, зависит от следующих факторов:

Принцип разносторонности методического консультирования. Данный принцип предполагает организацию учебного процесса таким образом, что и ученик, и педагог являются его активными участниками. В процессе обучения, для поддержания интереса к обучению, а также с целью эффективного усвоения учебного материала педагог реализует консультативно-координирующую функцию, на основании индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Таким образом, принципы модульного обучения направлены на организацию учебного процесса таким образом, что изучаемая дисциплина (предмет) поделены на модули (блоки), которые содержат логично составленный учебный материал. Модули находятся в относительной независимости друг от друга, что позволяет при необходимости корректировать или дополнять учебный материал модуля.

Педагогические правила применения принципов модульного обучения

Для реализации принципов модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагогические правила:

Источник

Статья «Технология проблемного обучения»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Технология проблемно-модульного обучения

Автором технологии проблемно-модульного обучения является М.А.Чошанов (45). По его мнению, перестройка процесса обучения на проблемно-модульной основе позволяет:

осуществлять самостоятельный выбор учащимися того или иного варианта курса в зависимости от уровня обученности и индивидуального темпа продвижения по программе;

акцентировать работу учителя на консультативно-координирующие функции управления индивидуальной учебной деятельностью учащихся.

Цель технологии: развитие критического мышления учащихся, их рефлексивных способностей.

Исходные научные идеи.

Технология проблемно-модульного обучения основана на трех принципах. Принцип системного квантования ориентирует на «сжатие» учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация).

Принцип модульности предполагает фиксирование учебной информации и учебных действий школьников в виде модулей.

Выделяются следующие группы ошибок:

гносеологические (ошибки познавательного характера, совершенные в процессе эволюции знания);

методические (ошибки преподавания, связанные с нарушением психологических особенностей восприятия, памяти, мышления в процессе обучения);

учебные ошибки (сгруппированы в специальные таблицы по каждому модулю).

Структура проблемного модуля

Проблемный модуль состоит из 12 взаимосвязанных блоков.

Теоретический (основной) блок содержит основной учебный материал, расположенный в определенном порядке: дидактическая цель; формулировка проблемы (задачи); обоснование гипотезы; решение проблемы; контрольные тестовые задания.

Большие затраты времени учителем на подготовку содержания модульных программ.

Недостаточный уровень готовности школьников к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

Источник

Проблемно-модульное обучение как средство формирования готовности обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности на уроках математики.

Мордасова Р.А., учитель математики МБОУ БГО СОШ № 6

Каждому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. В настоящее время современному производству требуются грамотные инженеры, физики, информатики, т.е. люди, владеющие математическими компетенциями.

В сложившейся ситуации очень своевременно утверждение Правительством Российской Федерации Концепции развития математического образования, разработанной по поручению Владимира Владимировича Путина.

Данная технология предполагает такую организацию учебного процесса, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае усваивает материал осознанно и прочно. Параллельно идет процесс развития интеллекта ученика. Достижение указанной цели может быть осуществлено в результате интеграции «усилий» трех ведущих факторов: «сжатия», модульности и проблемности.

Модульное обучение – такая организация процесса обучения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Проблемное обучение – это организация учебного занятия, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. «Сжатие» и модульность направлены на обеспечение мобильности знаний, проблемность ориентирована на развитие критического мышления, а проблемность в сочетании с модульностью обеспечивает гибкость при применении методов решения.

Модульное обучение зародилось и приобрело большую популярность в вузах США, Германии, Англии в 60-70 годах XX века. В отечественной педагогике модульному обучению посвящено немало работ. В области высшей и средней профессиональной школы получили известность труды П.А. Юцявичене, Н.Е. Эрганова, М.А. Чошанова. В рамках общеобразовательной школы изучением реализации технологии модульного обучения занимались учёные П.И. Третьяков, А.Н. Курбатова, С.В. Рудницкая.

Средство модульного обучения — модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.

1) план действий с указанием конкретных целей;

3) методическое руководство по достижению указанных целей.

При составлении модуля необходимо использовать следующие правила:

1) В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.

На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.

Важное условие совершенствования преподавания математики — усиление ее практической направленности. Лабораторные, лабораторно-графические и практические работы являются одной из форм обучения математики, способствующей развитию и воспитанию ценных графических и вычислительных навыков и умений, необходимых для конструирования и практической деятельности. Проведение лабораторных и практических работ с учащимися вносит разнообразие в уроки математики; повышает активность и самостоятельность учащихся на уроке; способствуют повышению качества знаний учащихся по математике; делает абстрактные теоретические положения понятными, доступными, наглядными. Эти работы проводятся в экспериментальном блоке модуля.

Одним из уроков, проведённых 7 классе с использованием проблемно-модульного обучения, был урок по теме «Свойства высоты, биссектрисы, медианы в равнобедренном треугольнике».

Цель данного урока: установление свойств равнобедренного треугольника.

Оборудование : чертежные инструменты, транспортир.

I. Построение равнобедренного треугольника ABC (AB=BC).

1. Проведение высоты из вершины B к стороне AC.

2. Проведение медианы из вершины B к стороне AC.

3. Проведение биссектрисы D B.

II. Построение равнобедренного треугольника НМК (НМ=МК).

1. Проведение высоты из вершины М к стороне НК.

2. Проведение медианы из вершины М к стороне НК.

3. Проведение биссектрисы ÐМ.

III. Формулировка вывода.

Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление. Системы обучения, построенные на «блочном» принципе, позволяют «сжимать» учебную информацию и экономить учебное время. Наиболее успешно применение этой технологии в опыте учителей естественно-математического цикла. Это обусловлено в первую очередь более четкой аксиоматичностью и структурированностью естественно-математического знания по сравнению со знанием гуманитарным. Именно эти качества позволяют формировать укрупненные блоки учебного материала, представлять его в «сжатом», компактном виде, удобном для системного изучения и целостного представления. Систему уроков по теме я обычно представляю в форме целостного блока, включающего 6 этапов:

1) изложение основного содержания учебного материала блока в форме вводной лекции;

2) дифференцированное усвоение и закрепление учащимися основного содержания в форме серии семинарских занятий;

3) формирование экспериментальных умений и навыков по изученной теме в форме лабораторного практикума;

4) углубление и развитие знаний учащихся на уроках по решению задач;

5) проверка усвоения учебного материала блока в форме зачета;

6) практическое применение изученного материала на уроках

— исследовательский (лабораторные и практические работы)

Идеи и принципы технологии проблемно-модульного обучения требуют разработки адекватной системы контроля и оценки учебных достижений учащихся.

Этого можно достичь с помощью рейтинговой системы и оценки учебных достижений, основная особенность которой заключается в передаче «нитей контроля» от преподавателя к обучающемуся.

Преимущества рейтинговой системы:

— активное участие учащихся в контроле и оценке своих учебных достижений;

— пробуждение стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;

— стимулирование самостоятельности, инициативности и состоятельности в учебе;

— учет индивидуальных качеств учащихся;

— возможность обеспечения индивидуального темпа продвижения по программе.

Текущие результаты рейтинга отдельного учащегося заносятся в специальные рейтинговые листы.

В процессе работы по этой технологии я постоянно в поиске ответов на вопросы:

Как обеспечить дифференциацию обучения?

Как наглядно и компактно конструировать учебные элементы и дидактические материалы?

Как выбирать и сочетать целесообразные методы и формы обучения?

Как стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся при помощи рейтинговой системы контроля и оценки?

В поле зрения постоянно находится главный вопрос:

«Как учить результативно?!»

Список литературы

8.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.-М.:Народное образование,1996.-160с.

6. www.festival. 1 september.ru

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Проблемно-модульная технология

Первая редакция методики составлена на материале учебного пособия Соколкова Е.А. «Проблемно-модульное обучение».

1. Актуальность

Познание всегда осуществляет сам человек. Эту работу за него не может выполнить никто. Индивидуальный поиск знаний — суть учебной работы обучающегося, а весь процесс обучения — это не что иное, как эффективно организованная самостоятельная работа.

Педагог в информационном обществе перестает выступать перед обучающимся в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, и наставника, который облегчает получение и усвоение большого объема информации, помогает понять, как применить ее на практике.

Соответственно процесс управления обучением должен измениться, он должен перейти от учителю к урокам(информации), что позволит обучающемуся учиться в индивидуальном темпе, а к учителю обращаться только за консультацией, работать в паре или в группе.

Принципиальное отличие проблемно-модульного обучения от других обучающих систем в том, что содержание обучения представлено в законченных, самостоятельных комплексах-модулях.

Эти комплексы одновременно являются банком информации, способом постановки проблемных задач и методическим руководством по отработке контрольных позиций проблемно-модульного курса.

Такое содержание позволяют ученикам самостоятельно формировать свои знания и умения, вырабатывать навыки их применения в решении новых познавательных и практических задач, не получая их в готовом виде.


2. Устройство проблемно-модульного курса

Во ФГОСах используется системно-деятельностный подход и отражены конкретные навыки / умения, которыми должен овладеть ученик.

На основе деятельности, которая отражена во ФГОСах, и, например, историко-культурного стандарта, мы формируем проблемно-модульный курс по истории.

При разработке проблемно-модульного курса из учебной программы дисциплины выбираются узловые, актуальные вопросы и темы. Вместе они представляют целостные проблемно-функциональные узлы. Обычно модуль — это раздел учебной программы или параграф учебника.

Апробация курса происходит путем наблюдения, тестирования, анкетных опросов, устных опросов обучающегося и педагога.

3. Устройство проблемно-модульного урока

Модуль представляет собой логически завершенный блок учебного материала. Он включает в себя цели и учебную задачу, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и описание средств контроля (самоконтроля) обучения. Минимальная учебная единица модуля — элемент модуля.

4. Проблемная ситуация

Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития личности, находящуюся между актуальным и потенциальным уровнями. Задания для обучающегося должны быть сложными настолько, чтобы не было назойливой педагогической опеки.

Модули за счет содержания должны создавать условия для активной познавательной деятельности, заменяя пассивное чтение текста или слушание монотонного голоса педагога.

Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми к ним требованиям.

Требования к учебной проблеме:

Выявление противоречий, их раскрытие и разрешение приближает школьника к ситуации самостоятельного открытия знания, вооружает его средствами «добывания» нового. Это ориентирует его на перспективу развития и применения этого знания.

Проблемы для гуманитарных наук

Это проблемы социально-экономического развития общества. Предлагаем ученику анализировать исторические предпосылки и на этой основе разрабатывать предложения по совершенствованию социальных и национальных отношений, развитию социально-толерантной и национальной структуры и стабильности общества.

Также можно использовать проблемы диалектики войны, мира, революции, экономики, благосостояния народа, внутренней и внешней политики и т.д.

Чтобы активизировать учебный процесс, решенные в науке вопросы нужно представлять как проблемные, только ожидающие своего решения.

Предлагается проблемная ситуация. Затем привлекается информационный и аргументированный материал, в котором ученик находит разрешение проблемного вопроса. Можно показать, как были добыты те или иные знания, объяснить причины, которые повлияли на их развитие.

Другой прием — сопоставить разные точки зрения по одному вопросу.

Единство теории и практики

Проблемность необходимо рассматривать как средство применения теоретических знаний в реальной жизни, учитывая, что она гораздо сложнее, противоречивей и изменчивей.

Этот прием помогает научить школьников искать проявления закономерностей в повседневных событиях обнаруживать проявления закономерностей, усматривать в явлениях сущность.

Важно донести мысль о том, что мало глубоко изучить гуманитарные науки, запомнить теорию, необходимо научиться пользоваться полученными знаниями и навыками в повседневной жизни.

Чтобы избежать фрагментарности знаний, принцип проблемности дополняет информационно-описательный принцип.

5. Важность наглядности

Средства наглядности — важнейший элемент проблемно-модульного обучения. Эта наглядность отличается от наглядности при объяснительно-иллюстративном методе.

В случае с объяснительно-иллюстративном методом наглядность — это демонстрация, констатация, утверждение или отрицание материала. Она несет обучающую информацию в готовом виде. При таком восприятии требуется волевое усилие для восприятия, так как отсутствует атмосфера творческого поиска.

Наглядность в проблемно-модульной системе несет определенную поисковую нагрузку.

Помогает частичному формированию проблем, которые необходимо решать дальнейшем.

Убеждает в достоверности сделанного учеником «открытия»

Играет ведущую роль при закреплении и систематизации приобретенных знаний.

6. Дидактические принципы написания проблемно-модульных уроков

Проблемно-модульность

Динамичность

Гибкость

Осознанная перспектива

Паритетность

Реализация обратной связи

Кроме принципов проблемно-модульной технологии используются общедидактические принципы научности, системности, принцип наглядности, принцип прочности знаний.

7. Контроль

Текущий, промежуточный, обобщающий (выходной) контроль в модуле.

Текущий и промежуточный может осуществляться в виде самоконтроля. Обобщающий контроль должен показать уровень освоения всего модуля, а также отослать к неусвоенным конкретным элементам модуля.

Тесты второго уровня используются при проверке качества усвоения деятельности, на основе которой обучающийся способен самостоятельно воспроизводить усвоенные знания, навыки и умения и применять их в типовых ситуациях, не требующих создания новой информации (репродуктивная деятельность). К тестам второго уровня относятся «тесты-постановки», в которых намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой существенный элемент текста. Другой разновидностью тестов второго уровня могут выступать конструктивные тесты или типовые задачи.

Тесты третьего уровня конструируют для диагностики усвоения на уровне продуктивного действия: обсуждение известных объектов, изучение и продуцирование новой информации о них, применение учебного материала для решения нетиповых ситуаций и задач в реальной практической деятельности.

Выполняя тест второго уровня, обучающийся применяет известный ему способ деятельности в знакомой обстановке, а при выполнении теста третьего уровня решается вопрос об использовании способа известной обучающемуся деятельности в новой, нестандартной ситуации.

Источник

Модульное обучение и принципы его организации

Частное учреждение образовательная организация высшего образования

«Омская гуманитарная академия»

Кафедра управления, политики и права

по учебной дисциплине: Педагогика высшей школы

Алматова Кулпаршин Капановна

Государственное и муниципальное управление

Форма обучения: дистанционная

Содержание контрольной работы

ЭССЕ НА ТЕМУ «МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ»…………………………………………………………………………. ….3

ПРИНЦИПЫ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ……………….……………..…5

1.1 Теория модульного обучения……………………………………..…….5

1.2 Понятие «обучающий модуль» ……………………. …………. ….6

1.4 Модульное обучение как способ реализации индивидуального подхода………………………………………………………………………….13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………19

ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2…………………………………..21

ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №7………………………………..…23

ЭССЕ НА ТЕМУ «МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

И ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ»

Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. И только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и профессионального обучения отозвались на тенденцию систематизировать техническое и профессиональное обучение на модульной основе.

Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала «создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям». Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.

В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников.

Авторы данного исследования видят цель модульного обучения в создании наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

ПРИНЦИПЫ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1 Теория модульного обучения

Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.

Действительно, от программированного обучения модульное переняло способы управления учебным процессом. Причем модульное обучение позволяет преодолеть фрагментарность программированного путем создания целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле, позаимствованной из проблемного обучения. Модульное обучение характеризуется адаптивностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференцированного обучения. Такая проблема, как большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся и недостаток делового общения, в модульном обучении удачно компенсируется нетрадиционными формами и методами активного обучения, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать в них любознательность и формировать коммуникативные навыки.

Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:

— модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

— модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

— модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Эти отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить его высокую технологичность, которая определяется:

— структуризацией содержания обучения;

— четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;

— вариативностью структурных организационно-методических единиц.

Итак, обобщая анализ модульного обучения, мы можем определить его как основанное на деятельностном подходе и принципе сознательности обучения (осознается программа обучения и собственная траектория учения), характеризующееся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям и являющееся высокотехнологичным.

1.2 Понятие «обучающий модуль»

Существует множество определений модуля, все их можно систематизировать по трём аспектам:

— модуль как единица государственного учебного плана по специальности, представляющая набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалификационной характеристики;

— модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной специальности, и обеспечивает междисциплинарные связи учебного процесса;

— модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.

Под модулем мы понимаем автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутри предметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля.

Модули могут являться основой для самообразования, основой для работы в малых группах. Кроме того, они могут быть использованы руководителями среднего звена для проведения занятий с сотрудниками при подготовке их к новым ролям, должностям или новым обязанностям.

На рис. 1 представлена структурная схема обучающего модуля. Основным его ядром, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Каждый из элементов модуля должен иметь программное обеспечение для ЭВМ в виде АОС, САПР, пакета прикладных программ. Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся для использования на практических школьных занятиях, при курсовом и дипломном проектировании в вузе или колледже и для практической работы после окончания вуза. Предлагаемая структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса.

дайте определение принципу проблемности модульного обучения

Рис.№1 Структурная схема обучающего модуля

Обычно строение модуля какой-либо дисциплины имеет следующий вид:

дайте определение принципу проблемности модульного обучения

1.3 Структура модуля

Итак , модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций.

Структура модульной образовательной программы формируется путем решения следующих задач:

1. Определение круга потенциальных потребителей модульной образовательной программы, анализ существующих родственных, близких по назначению образовательных программ и т.п.

2. Определение перечня компетенций, необходимых для освоения.

3. Определение перечня модулей для модульной образовательной программы.

4. Разработка недостающих модулей

Технология педагогического проектирования образовательных модулей предполагает три основных этапа:

1. Разработку спецификаций модулей.

2. Разработку оценочных материалов модулей.

3. Разработку учебных материалов модулей.

Материалы, составляющие модуль, в обязательном порядке включают в себя три компонента:

Спецификация модуля содержит его общую характеристику, а именно: название модуля, цели обучения, результаты обучения, критерии оценки результатов, уровни освоения, требования к объекту оценки, входные требования, нормативная продолжительность обучения, пояснительная записка.

Название модуля. Название должно отражать назначение и (или) содержание модуля. К выбору названия модуля нужно подходить особенно осторожно так как ни одно название не должно повторяться.

Цели обучения. При их описании указывается совокупность профессиональных задач и функций, которые сможет осуществлять обучающийся по окончании изучения модуля. Цели носят деятельностно-ориентированный характер и должны фиксировать планируемые изменения в способах деятельности обучающегося.

Результаты обучения. В качестве результатов указывается перечень умений, составляющих компетенцию(ции), которые предъявляются к оцениванию. Результаты устанавливают, что обучающийся будет уметь делать по завершению обучения, каким стандартам будет соответствовать его деятельность или в каких условиях он сможет применить умения.

Подбирая совокупность результатов, следует проверять значимость каждого из них для формирования указанного умения и возможность его достижения в рамках изучения модуля. Кроме того, важно, чтобы результаты были согласованы (связаны) между собой и не выходили за рамки целей обучения.

При проверке достижения обучения осуществляется проверка способности обучаемого владеть нескольким необходимыми умениям. Рекомендуемое количество результатов обучения для одного модуля – от 3 до 5. Такое количество достаточно для демонстрации достижения цели обучения.

При описании результатов обучения используются глаголы, которые указывают на действия, подвергающиеся оцениванию («активные» глаголы).

Описание критериев включает: объект деятельности, совершаемое действие, качество выполнения и ссылка на стандарт выполнения работы. При разработке критериев следует следить, чтобы задавалась только деятельность, заложенная в результате обучения. Рекомендуется от 4 до 6 критериев для каждого результата обучения.

Уровень освоения. Раскрывает глубину и/или диапазон освоения умения, необходимого для достижения Результата обучения. Для некоторых результатов обучения может не требоваться описания уровней освоения, т. к. вся необходимая информация полностью содержится либо в формулировке самого результата, либо в критериях его оценки.

Требования к объекту оценки. Предполагает описание способа доказательства обучающимся достижения Результатов обучения и их количество.

Объектом доказательства могут выступать:

1. Продукт деятельности. Оценка при этом основывается на качестве продукта, а критериями оценки являются качественные признаки достижения Результата обучения.

2. Практическая деятельность в которой учитывается качество процесса деятельности. Критерии оценки при этом основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания.

3. Письменное или устное подтверждение усвоенных знаний. Применяется в тех случаях, когда важно установить, что обучающийся обладает и свободно владеет достаточным количеством информации для формирования определенного умения.

Входные требования указывают уровни образования и квалификации, которые являются необходимыми для освоения модуля.

Нормативная продолжительность обучения. Указывается в учебных часах или за-четных единицах и засчитывается при присвоении квалификации.

Пояснительная записка к модулю содержит информацию рекомендательного характера предназначенную для педагогов и организаторов обучения. В ней в свободной форме даются разъяснения по отдельным компонентам спецификации модуля; описывается область применения модуля (профессиональная актуальность) для составления модульных образовательных программ по профессиям, его преемственность; разъясняются цели обучения и рекомендуемые методы обучения; предлагаются некоторые инструменты оценки; поясняется процедура проведения оценки достижений обучающегося и др.

Оценочные материалы содержат совокупность дидактических измерительных средств для установления уровня достижения результатов обучения по всем критериям оценки и эталоны их выполнения. При разработке оценочных материалов следует обратить внимание на обеспечение валидности и надежности оценки. Оценка каждого результата обучения в процедуре итогового контроля проводится отдельно.

Общая итоговая оценка определяется как среднеарифметическая оценок, полученных по отдельным результатам. В некоторых случаях выставляется единственная оценка по модулю (комплексная) .

Дидактические средства оценки разрабатываются на основе критериев оценки результата и требований к объекту оценки спецификации модуля. При проведении оценивания, кроме традиционных, целесообразно использовать и такие методы как: метод проектов, портфолио, метод экспертной оценки.

Учебные материалы содержат совокупность текстового материала и дидактических средств, необходимых для обеспечения достижения обучающимся заданных результатов обучения.

Для достижения каждого результата обучения обычно разрабатывается одна единица учебного материала – учебный элемент.

Учебный элемент может содержать рекомендации о возможности использовании в процессе обучения существующих учебных материалов (учебников, справочников, научных изданий и т.п.) с указанием необходимых ссылок на источники в целом или их отдельных фрагменты.

Для реализации в учебном процессе обратной связи при разработке учебных материалов необходимо включать в учебный элемент задания текущего контроля с эталонами их выполнения.

1. 4 Модульное обучение как способ реализации индивидуального подхода

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно или с некоторой помощью педагога достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулями.

Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы: цель (общая и специальная), входной уровень, планируемые результаты обучения (знания, умения), содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки). Такая система предоставляет обучающимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции учебных достижений.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем

1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, учащийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать;

2) изменяется форма общения преподавателя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;

3) учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

4) отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Исходные научные идеи

1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающегося, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Достоинства модульной системы обучения

К достоинствам модульной системы обучения относят:

— четкую структуру курса, упорядоченность;

— возможность отслеживания связей между элементами;

— наглядность, осознание перспективы;

— индивидуальный подход к обучению слушателя;

— гибкость предоставления информации;

— развитие продуктивного мышления;

— возможность самоконтроля обучения студентом и собственной деятельности преподавателем;

— активизацию познавательной деятельности;

— комплексность, ориентацию на перспективу продвижения;

— накопительный принцип оценивания работы студента;

— возможность самоконтроля и самооценки;

— тренировку в выборе, т.е. определенную свободу;

— ответственность за свой выбор;

— формирование субъектной позиции в учебной деятельности.

Преподаватели системы дополнительного профессионального образования отмечают, кроме вышеперечисленных, следующие достоинства:

— возможность адаптации содержания к потребностям слушателя;

— выбор содержания в соответствии с заявленной слушателем проблемой;

— учет интересов и проблем слушателей;

— расширение рынка сбыта образовательных услуг;

— формирование портфеля заказов;

— гибкий график усвоения нового содержания и новых методов;

— накопительный принцип в самооценке;

— избавление от потребительской позиции.

Все это и плюс результаты обучения позволили сделать следующие выводы. Действительно, при модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализовываться и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика как самостоятельность и коллективизм. Ни на одном занятии не было никаких нарушений дисциплины или каких-либо отвлечений учащихся на посторонние дела.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Миронова М.Д. Модульное обучение как способ реализации индивидуального подхода: канд. пед. наук. Казань, 1993.

2. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей (по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года)

3. Третьяков П.И., Сенновский ИВ. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /Под ред. П.И. Третьякова. – М. Новая школа, 2001

4. Кукосян О.Г., Князева Г.Н. Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования: Метод. пособие, Краснодар 2001.

5. Блохин Н. В. Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения: Методическое пособие / Н. В. Блохин, И. В. Травин. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.

6. Гульчевская В. Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения в массовый опыт отечественной школы, 2003

7. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей-Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002

8. Галочкин А.И., Базарнов Н.Г., Маркин В.И., Касько Н.С. Проблемно-модульная техно-логия обучения. Структура и содержание модульных программ по курсу «Органическая химия». Барнаул, 2004

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.

10. Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей. М., 2005.

11. Рекомендации по структуре модульных образовательных программ начального и среднего профессионального образования / Составители: Ефимова С.А., Посталюк Н.Ю. Гл. ред. д.п.н., проф. Лейбович А.Н. М, 2005.

12. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения М., 2005.

ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2

Анализ моего школьного детства подтверждает то, что учитель является одним из рычагов общества, осуществляющим всеобщий интерес. Причина такого явления, по моему мнению, в том, что учителя работали по шаблону, утверждённому государством, не было творческого подхода, детей учили мыслить и рассуждать по определенному стандарту.

В образовании детей большую роль играет человеческий фактор учителя. Педагог должен не только иметь диплом и некий опыт работы, но также и определенные свойства характера. Грамотный педагог – это специалист, применяющий к школьникам комплексный подход, умело сочетающий различные методики преподавания, доступно и понятно излагающий материал, с теплотой, пониманием и любовью относящийся к детям. Хороший учитель обладает эрудицией не только в своей области, но также и в других сферах. Это позволяет ему завоевать авторитет и доверие.

ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №7

Немалая часть людей обладает врожденным педагогическим даром – важнейшей предпосылкой успешности на поприще обучения и воспитания. Такого человека видно ещё задолго до ᴇᴦο взрослости. Уже в раннем детстве он (она) соглашается и ʼʼкомандоватьʼʼ в играх, и ʼʼподчинятьсяʼʼ; став подростком – с удовольствием возится с малышами не из престижа лидера, но из интереса к ним; старшеклассником – не по поручению, а с интересом идет в младший класс проводить экономическую игру. …Ребята любят таких, тянутся к ним, в т.ч. трудные подростки, болезненно воспринимающие власть старших.

Когда склонности и реальность совпадают, получается педагог ʼʼот Богаʼʼ. Многое им получено в ходе профессионального обучения˸ было бы нелепо недооценивать важность общих и специальных знаний, влияние факультета, студенческой среды, общения с преподавателями, первые уроки за учительским столом. …Однако есть немалая разница между сознательным освоением учебного материала из интереса к будущей профессии, к детству – и запоминанием механическим, только для зачета или под экзамен, неизбежным для будущего ремесленника, без желания залетевшего в педшколу. И здесь решающую роль играют не столько внешние факторы, вплоть до качества преподавания, сколько внутренняя установка, рефлексия выбора и ᴇᴦο оснований. Педагогом ʼʼот Богаʼʼ становится тот, кто к этому стремится!ʼʼ

Я полностью поддерживаю мнение автора. Учение – самое важное в формирование Личности. Кто, как и чему учит – от этого и зависит насколько современным, коммуникабельным, высокопрофессиональным и востребованным Человеком станет ученик. Консервативность учителей говорит об их назначении как «охранителей, тех, кто блюдёт настоящий порядок дел, управленья» и только после этого «противников новизны, перемен». Основная функция системы образования, по мнению консерваторов – передача последующим поколениям накопленного культурного опыта, на страже которого стоят учителя как проводники, агенты этой функции. Я не противник консерватизма в педагогике, но он не должен главенствовать, исключая нововведения и прогрессирование. Эти формы учения должны параллельно существовать и благоприятствовать процессу совершенствования и развития обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *