digital обучение что это
Что такое MBA и почему набирает популярность Digital MBA: ключевые особенности обучения
Повсеместная диджитализация диктует бизнесу новые правила. Чтобы выдерживать конкуренцию, важно грамотно использовать digital-технологии и владеть цифровым инструментарием. В этом управленцам помогает бизнес-образование, в частности обновлённые программы MBA — Digital MBA.
Рассказываем, кому и зачем нужно MBA-обучение, как получить диплом бесплатно или со значительной скидкой, чем отличается Digital MBA от классического MBA, какие навыки и умения (и не только) приобретают выпускники — всё это с комментариями экспертов.
Редактор Нетологии. Разобралась в тонкостях популярного бизнес-образования
Как устроены традиционные программы MBA
Что такое MBA
MBA — Master of Business Administration, в переводе «мастер делового администрирования». Программы MBA преподают в бизнес-школах для подготовки управленцев среднего и высшего звена в коммерции, государственном и муниципальном управлении. Обычно обучение длится два года.
На программах MBA обучаются эффективному управлению бизнесом: новым техникам и приёмам для роста. Также MBA помогает расширить деловые связи, что нередко приводит к созданию новых проектов.
Основа обучения — методика «кейс-стадис» (case-studies), или бизнес-кейсов. Представляет собой разбор конкретных примеров из реальной жизни, проработку возможных действий с аргументированным решением по рассматриваемой ситуации. Метод разработан в Гарвардской бизнес-школе в начале ХХ века.
Студенты опираются на личный опыт, предлагая кейсы из собственной практики. Групповое рассмотрение и совместный поиск решения доказали свою эффективность — в результате появляются не только новые идеи, но и новые бизнесы.
Для обучения на MBA нужно иметь диплом о высшем образовании и стаж практической деятельности не менее 2–3 лет. Также бизнес-школы попросят:
Выпускник получает квалификационную степень MBA, диплом о профессиональной переподготовке, а также диплом MBA бизнес-школы.
Степень MBA позволяет претендовать на высокооплачиваемые управленческие позиции. В некоторых компаниях без её наличия в принципе нельзя попасть на руководящую должность.
Ряд глобальных инвестиционных банков даже выпускников университетов рассматривает в разрезе заветной степени: если нет МВА из ведущего университета, то могут предложить только начальную должность аналитика, а если есть — сразу более высокую позицию associate.
Всё это ежегодно привлекает в бизнес-школы десятки тысяч человек.
Диджитализация образования. Какие классические элементы учебы стали цифровыми
В период «новой нормальности», наступившей с началом пандемии, стало особенно заметно, насколько сильно изменился современный мир. Трансформация затронула все сферы жизни и не в последнюю очередь — образование. Так, по данным Deloitte, онлайн-образование в числе прочих категорий интернет-сервисов занимает одно из главных мест на радарах интернет-аналитиков.
Из классов и аудиторий уроки перешли в видеочаты, на смену бумажным учебникам пришли цифровые, и даже конспекты многие школьники и студенты предпочитают вести уже не в общих тетрадях, а на мобильных устройствах.
Здесь мы собрали примеры, как преобразились привычные элементы учебы в школах, вузах и бизнесе благодаря новым технологиям.
Из оффлайна в онлайн
Несмотря на то, что диджитализация образования идет полным ходом, на пользу она пошла далеко не всем, следует из исследования, проведенного НИУ ВШЭ совместно с Томским государственным университетом (ТГУ). Согласно опросу, при переходе на дистанционный формат обучения студентам не хватало общения с одногруппниками (об этом сообщили 43%), они отмечали проблемы с техникой (52%), а также сложность обучения в домашней обстановке (39%).
Особенно непросто перейти на дистанционный формат образования было тем, кто живет в малонаселенных районах с ограниченным доступом к сети. Например, студент Омского института водного транспорта Алексей Дудоладов, проживающий в деревне Станкевичи, прославился своим видеообращением к губернатору Омской области, которое записал на березе. По словам юноши, ему приходится забираться на дерево, чтобы выйти в онлайн и связаться с преподавателями.
Тем не менее, по данным ВШЭ и ТГУ, большинство студентов довольны организацией дистанционного обучения в вузах, причем как в начале пандемии, так и в период снятия ограничений — 69% и 64% соответственно сообщили, что полностью или скорее удовлетворены тем, как проходят онлайн-занятия.
Планшет вместо учебника
Раньше, чтобы найти материал на нужную тему, необходимо было пролистать весь учебник в поисках подходящего параграфа. Если же вы готовили доклад, то в ход шли все домашние энциклопедии. В наше время для того, чтобы получить доступ к онлайн-урокам и к терабайтам образовательного контента на любую интересующую тему, достаточно ПК, а то и вовсе планшета. Планшет оптимален как устройство для дистанционных занятий: благодаря большому экрану с тонкой рамкой проще погрузиться в большое количество текста, а фронтальная камера высокого разрешения обеспечит передачу качественного видео. Сегодня для планшетов разработано множество полезных приложений — как предустановленных, так и доступных для скачивания. Они значительно расширяют арсенал инструментов для студента, что в конечном итоге помогает достигать поставленных целей в учебе, а для любителей интерактивных форматов образования подойдут обучающие ролики и видеолекции, например, на YouTube.
Уже в ближайшем будущем планшеты могут заменить – или, по крайней мере, дополнить, — учебники в большинстве российских школ: в начале ноября 2020 года министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, сообщил, что в рамках национальной программы «Цифровая экономика» учителям выдадут около 700 тыс. планшетов.
Флипчарт вместо классной доски
На смену классической черной доске во многих аудиториях пришла белая, для заметок маркерами, но сегодня и она устарела: ее постепенно заменяет цифровая, или интерактивная. Преимущество подобного устройства в том, что помимо записей на нем также можно смотреть разнообразный контент, взаимодействовать с другими пользователями и использовать специальные приложения.
Интерактивная доска делает работу преподавателя и студента существенно проще, позволяя выполнять любые задачи, от совместного творчества на уроках рисования до редактирования изображений, проведения презентаций и создания фоновых заметок. В несколько кликов преподавателю доступны различные шаблоны и инструменты, от расписаний до календарей-графиков и стратегических планов.
Цифровая аудитория вместо класса
Пандемия COVID-19 заставила многие школы, университеты и другие образовательные учреждения перейти на дистанционный формат обучения. Преподаватели столкнулись с необходимостью подобрать платформу, где они могли бы учить своих студентов и школьников онлайн. Кто-то выбрал мессенджеры, кто-то — специальные приложения для видеоконференцсвязи, а бизнес-школа СКОЛКОВО создала первую в России и Восточной Европе виртуальную аудиторию для бизнес-образования.
Интерфейс Glassroom спроектирован таким образом, чтобы сохранить максимально живой интерактивный контакт профессора с участниками лекций. Слушатели получают обратную связь от преподавателя в режиме реального времени и могут общаться между собой в чате или голосом, подняв руку, как в обычной аудитории. В помещении находится только лектор, которого с разных точек снимают 2 видеокамеры, автоматически отслеживая перемещения преподавателя. Роль доски выполняет интерактивный флипчарт Samsung Flip 2. Все, что преподаватель пишет на нем, автоматически отражается на экранах мониторов студентов.
Во время виртуальных занятий на экране, состоящем из 27 широкоформатных панелей, может демонстрироваться до 80 изображений участников встречи (конференции, лекции, семинары, лекционные материалы (графики, видео, фото), работы студентов и другая полезная информация. При этом интерфейс студентов разделен: они видят не единый экран, а сразу несколько окон, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Несмотря на то, что процесс диджитализации образования не всегда идет гладко, все факты демонстрируют: цифровое обучение — это будущее. По прогнозам экспертов, к технологиям для учебы в ближайшее время будут все чаще обращаться и школы, и университеты, и бизнес. А опыт 2020 года продемонстрировал, что в условиях глобального кризиса именно IT позволяет миллионам людей во всем мире продолжать учиться и получать новые знания.
Digital обучение что это
Аналитический отчет
АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»
«ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ»
представляем саммери третьей части аналитического отчета
Обучение в цифровую эпоху:
Новые подходы, инструменты и технологии
«Смешанные цифровые форматы обучения сотрудников обусловлены двумя вещами: глобальные изменение мира и изменение людей. Если такси раньше вызывали по телефону, сейчас – через мобильные приложения, и в остальном мы видим подобные изменения. Большинство кандидатов сейчас – это поколения Y и Z, они живут и мыслят по новому. Их отличает то, как они воспринимают информацию, лучше через видеомикроформаты, сразу реагируют на сообщение, чаще пользуются мессенджерами, общаются гифками и эмоджи. С другой стороны, есть бизнес с четкими рамками и HR с его стремлением соединиться с маркетингом и digital.
В наших специальных проектах «Модели цифровых компетенций», и «6 главных вызовов для HR в области обучения»мы рассмотрели цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций. Сейчас разберем какие современные обучающие технологии и цифровые инструменты используют компании- лидеры.
Пилотный вариант данного отчета был представлен на III Международной
конференции «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет
Сбербанка провел 26 октября 2018 г. совместно с Европейским фондом разви-
тия менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка
«Вклад в будущее», и которая была посвящена теме «Как развивать
цифровые навыки»»
Обучение в цифровую эпоху будет непрерывным, социальным, персонали-
зированным, ориентированным на потребности и интересы обучающегося,
а образовательные решения будут приниматься на основе больших данных,
собранных в процессе предыдущих сессий обучения. Это означает значитель-
ное изменение образовательной парадигмы. Это изменение не только в том,
что процессы обучения переводятся в цифровую среду.
Обучение в цифровую эпоху — это более глубокая трансформация всего
процесса обучения,применение новых цифровых инструментов для
переосмысления того, как необходимо обучать, чтобы быть современным.
Технологические новшества в информационной среде (развитие мобильных
сетей, искусственный интеллект, автоматизация, продвинутая аналитика
данных и пр.) позволяют расширять возможности обучения за счет сочетания
традиционных методов обучения и современных технологий.
Например, используя алгоритмы для персонализации опыта обучения.
Как обучаться digital-маркетингу бесплатно
Всего несколько лет назад digital-маркетинг или интернет-маркетинг казался чем-то новым, неизведанным и диковинным. О нем говорили мало и не всегда конкретно и по делу. Сегодня же digital-маркетинг из прихоти крупных компаний превратился в иногда суровую, но в целом жизненно необходимую реальность, с которой нужно считаться, чтобы быть успешным.
Можно ли где-то научиться интернет-маркетингу? Или разбираться в этой сфере могут только избранные практики, которые узнавали все сами, набивая рабочие шишки? Мы считаем, что можно, но только осторожно.
Недавно мы уже делали краткий обзор курсов по digital-маркетингу, где учились сами и куда отправляли наших специалистов.
Все курсы стоят определенную сумму денег. Поэтому весьма актуален вопрос: «Обязательно ли знания должны стоить деньги?»
Нет, вовсе не обязательно. В век информационных технологий можно обучаться совершенно бесплатно, было бы желание. Расскажем, какие существуют акции и проекты, позволяющие получать полезные знания не на коммерческой основе.
Онлайн-образование:
Сегодня порталы для самостоятельного онлайн-обучения – это не редкость. Можно учиться в любое время и тратить на это сколько угодно времени. Вот лишь несколько из самых авторитетных и крутых проектов:
-У Google есть основательный курс – «Online Marketing Challenge». Его создатели обещают, что после прохождения курса, вы сможете лучше понимать стратегические цели вашего бизнеса и, как следствие, разрабатывать грамотную маркетинговую стратегию. Перед стартом обучения можно пройти специальный подготовительный курс, который поможет лучше разбираться в теме и получить максимум пользы от занятий.
-На Coursera есть специализированный курс по digital-маркетингу. Обучение проходит на английском языке. Можно научиться правильно позиционировать свой бренд на рынке, угадывать желания целевой аудитории и разрабатывать креативные компании по продвижению. Курс можно пройти бесплатно. Если вы хотите написать дипломную работу и получить сертификат, то придется заплатить.
—«Нетология» предлагает пройти ряд бесплатных курсов по интернет-маркетингу. При желании можно заплатить и получить сертификат о прохождении курса. Рассказывают про саму профессию интернет-маркетолога, про SMM и позиционирование бренда в социальных сетях, про продающий контент, таргетированную рекламу и прочие маркетинговые радости.
-Вовсе не обязательно поступать в Университет Пенсильвании, чтобы узнать, как американских студентов обучают интернет-маркетингу. На Coursera вы можете пройти абсолютно бесплатный вводный курс университета, который состоит из трех модулей. Это – брендинг, изучение пользовательского поведения, маркетинг в B2C-сфере.
—Stydy.com специализируется на бизнес-курсах. Целый учебный блок посвящен интернет-маркетингу. Состоит он из 83 обучающих видеороликов по 8 минут. Для закрепления материала пользователю предлагает пройти тест или викторину. Бесплатная версия доступна на 5 дней, так что воспринимайте курс как ударный интенсив.
-Неплохая онлайн-энциклопедия по маркетингу собрана на портале HubSpot Academy. Все представленные материалы на английском языке. Вот он и повод заодно наконец подтянуть иностранный язык. Доступны не только видеоматериалы, но и статьи про интернет-маркетинг и все его составляющие. Можно также получить сертификат о прохождении обучения в академии. Он доступен для всех желающих.
-Мечтаете научиться разбираться в таких сервисах, как Google Analytics, Google AdWords, Google AdSense? Тогда вам на портал Alison. Они предлагают бесплатный подробный курс по электронной коммерции, в ходе которого вы поймете, что делать со статистикой и как правильно ее читать.
Оффлайн-образование:
А что делать, если вам хочется не просто учиться, но и знакомиться с единомышленниками и заряжаться энергией компетентных преподавателей? Искать оффлайновые варианты бесплатного обучения.
Многие школы и курсы разыгрывают сертификаты на бесплатное обучение.
Например, в школе IMpro мы придерживаемся политики, что знания решают все, а желание их получить гораздо сильнее денег. Поэтому мы проводим бесплатные мастер-классы и вебинары, а также разыгрываем сертификаты, позволяющие учиться у нас бесплатно.
У нас, кстати, можно учиться бесплатно и онлайн. Мы проводим некоммерческие вебинары, а также завели блог, который гордо именуется Блог Знаний. Туда мы выкладываем полезные видеоматериалы и статьи про интернет-маркетинг, которые доступны для вас 24/7. Следить за обновлениями и узнавать о розыгрышах очень просто. Достаточно подписаться на нашу рассылку или вступить в группу ВКонтакте.
Школа интерактивных коммуникаций в рекламе ИКРА тоже периодически проводит творческие конкурсы, победителей которых ждут всякие разные печеньки. Например, большие скидки на обучение или даже бесплатное посещение целого курса. Поучаствовать может любой, как, впрочем, и победить. Информация о конкурсах появляется в группе ИКРЫ на Facebook накануне очередного курса.
Помимо образовательных курсов по интернет-маркетингу можно сделать акцент на профильных конференциях, на которых выступают эксперты в области маркетинга из ведущих компаний. Некоторые из них, например, РИДО, Digitale, СПИК разыгрывают бесплатные билеты на посещение, которые может выиграть любой желающий.
Как вы видите, бесплатно учиться digital-маркетингу можно. И это совсем не сложно. Экспериментируйте, подписывайтесь на обновления, записывайтесь на курсы и будет с вами маркетинговое счастье.
Никогда не поздно учиться и становиться настоящим профессионалом своего дела!
Начать с нуля: кто и как приходит в диджитал (часть первая). Исследование Школы Риалвеб
«Как начать карьеру в диджитал» — по этому запросу на октябрь 2021 года Google выдает 671 тысячу результатов, но начинающие специалисты продолжают искать ответ, который подойдет именно им. «Прошел курсы в Skillbox или на Нетологии, отправил резюме в агентство, но получил отказ, потому что нет опыта», — именно так диджитал-маркетологи описывают начало своего пути.
Чтобы выращивать специалистов и дать им хороший старт в профессии, интернет-агентство Риалвеб открыло свою школу в Петербурге три года назад. В мае 2021, параллельно уже седьмому потоку петербургской школы, во Владимире начали обучение первые ученики (прим.: к моменту выхода материала потоков в Петербурге было уже восемь!)
Мы решили узнать, как специалисты приходят в диджитал, как начинают свой путь в профессии, почему решаются кардинально сменить область деятельности и как Школа им в этом помогает. Для этого мы провели небольшое исследование, где поговорили с учениками Школы Риалвеб. Предлагаем вместе разобраться в том, как сделать первые шаги в профессии, какие стремления и опасения есть у начинающих специалистов и что в Школе необычного.
Чтобы понять, кто такие ученики Школы Риалвеб, мы первым этапом провели интернет-опрос. Его прошли 27 учеников двух школ: владимирской — 15 человек, петербургской — 12 человек. Мы заметили, что в Петербурге и Владимире ответы несколько различались, но выделили главные тенденции.
В петербургской школе 60% учеников не имели опыта в диджитал, во Владимире — лишь 30%. Тем не менее, 42% респондентов в СПб отметили, что до Школы Риалвеб уже проходили курсы по интернет-маркетингу и пришли в школу с теоретической базой и представлением о карьерной области.
Интересно, что 40% учеников обеих школ работали или продолжают работать в областях, не связанных с диджитал. Таким образом, они задумались о смене профессии и карьерного пути.
Стоит также отметить, что ученики владимирской Школы старше, чем ученики петербургской, и с большим разбросом по возрасту.
Почти половина учеников в обеих школах рассчитывали получить оффер от агентства по окончании обучения. В Петербурге этот процент был несколько выше: 50% в сравнении с владимирскими 40%. Мы также спросили, есть ли у учеников опасения по поводу обучения. Оказалось, что страхи петербуржцев были связаны с конкуренцией и предложением о работе: «не возьмут в коллектив», «предложат работу кому-то умнее». Тем временем владимирские ребята боялись, что не пройдут первичный отбор в саму Школу из-за недостатка знаний. Стоит отметить, что у владимирских респондентов изначально было меньше страхов по поводу обучения: возможно потому, что их представление о школе отличалось от представления петербуржцев.
Отсюда родилась гипотеза. Владимирские ученики рассматривают Школу как инструмент дополнительного образования, а петербургские — как способ начать карьеру в диджитал и получить практический опыт.
Мы спросили студентов об их ожиданиях от обучения. Подавляющее большинство указали технические навыки по работе с таргетированной и контекстной рекламой и только двое человек отметили, что хотят обучиться компетенциям аккаунт-менеджера. Лишь четверо из 27, то есть менее 15%, указали приобретение софт-скиллов как желаемый итог обучения: работа в команде, презентации, ответственность.
Отсюда родилась вторая гипотеза. Начинающие специалисты ставят в приоритет наличие hard-скиллов перед soft-скиллами.
Опрос позволил получить первое представление о том, кто такие ученики Школы Риалвеб и зачем они в школу пришли — чтобы получить практический опыт и сделать первый шаг навстречу диджитал-карьере мечты — но и поднял новые важные вопросы: чем диджитал так привлекателен, что в его пользу меняют профессию? Действительно ли соискатели считают, что хард-скиллы у работодателей в большем приоритете? Почему, пройдя обучение в Skillbox или где-то ещё, они возвращаются к учебе?
Вторым этапом исследования мы провели личные интервью с 14 учениками из обеих Школ. Далее описаны ключевые моменты и выводы из интервью, а также приведены цитаты учеников — с указанием имен.
Профильное высшее образование — необязательный критерий для соискателей в Риалвебе, и будущие сотрудники, в том числе ученики Школы, приходят в агентство с абсолютно разным бэкграундом. Во владимирском потоке — инженер-технолог, учительница русского языка и литературы; в петербургском — флористка с дипломом социолога, менеджер по аналитике. Интересно, что многие ученики по образованию — специалисты по «Рекламе и связям с общественностью», но по специальности ранее не работали и к рекламе решили вернуться только заинтересовавшись диджитал-сферой. Как отмечают ученики, отчасти это связано с тем, что в университете о диджитал-рекламе им не рассказывали, поэтому представление о сфере пришлось получать самостоятельно — на это потребовалось время.
«Нам в университете не рассказывали про диджитал-маркетинг: была одна лекция об интернет-рекламе, и то попросили её мы, в программе её не было. Нам хоть и не рассказывали про интернет, но говорили, что традиционные виды рекламы ждет спад».
Исключением стали студенты Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге: глаза на мир диджитал им открыл Медиафорум Питерской Вышки — диджитал-мероприятие, которое с 2019 самостоятельно организуют студенты на базе университета. Тем не менее похожих мероприятий в Российских ВУЗах не хватает, как отметили недавние выпускники.
У некоторых учеников вплоть до вводного урока не было представления о том, чем им в Школе предстоит заниматься; их интерес к диджитал был обусловлен тем, что сам термин на слуху, но что сфера из себя представляет — понимания не было.
«Я занималась арбитражем трафика: устроилась на работу, потому что там не требовали опыта. Думала тогда, что арбитраж — основное в интернет-маркетинге, а сейчас понимаю, что это совсем не так».
История интереса к диджитал у учеников аналогичная: где-то что-то красивое увидели, услышали, подумали: «Круто, тоже хочу такое делать». Из того, что отметили: рекламная кампания Nike «Из чего же сделаны наши девчонки», фильм «99 франков», лекция от Setters.
И все-таки, чем диджитал так привлекателен, что в его пользу меняют профессию люди за 30?
Среди ключевых факторов можно выделить следующие:
Владимир инженер-технолог по образованию и специалист завода по производству пеностекла по профессии. Он решил изменить профобласть в 33 года. На вопрос, трудно ли далось решение уйти с работы, чтобы с нуля начать новый карьерный путь, он ответил: «Думаю, самое главное — не то, что происходит сейчас, а то, куда это приведет тебя через год. Если ты на одном месте уже долгое время, важно иногда делать встряску. У меня была неплохая зарплата по местным меркам, но я понимаю, что через пять лет так бы и остался на этом месте; в диджитал меня ждет лучший карьерный рост, там через пять лет я буду нужнее, чем на заводе. Я без раздумий написал заявление на увольнение. Если меня услышат будущие ученики: никогда ничего не бойтесь, перешагивайте через себя».
Ученики также поделились, что интернет-реклама в их представлении — нечто, что всегда рядом, и качественно настроенная интернет-реклама упрощает жизнь пользователя. Найти подход к людям, мыслить творчески и поставить себя на чужое место — вот то, что подогревает интерес диджитал-специалистов к работе. А ещё, в отличие от традиционных форм рекламы, интернет-реклама ближе к пользователю и дает большую свободу в формате.
«Впечатляет и пугает одновременно, насколько поведение человека в интернете предсказуемо, насколько оно поддается оценке и аналитике и как легко на него повлиять».