два святых на одной иконе мужчины

Почему на некоторых иконах изображают нескольких святых?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

два святых на одной иконе мужчиныВместе изображают тех святых, чьи жития неразрывно связаны. И память их празднуют в один день, и на иконах они тоже рядом. Например, первые изображения святых апостолов Петра и Павла, подчеркивающие единство Церкви, появились еще в IV веке.
Древнерусская иконопись переняла эту традицию. В пространство одной иконы помещают святых братьев Бориса и Глеба, Флора и Лавра, Кирилла и Мефодия, святых супругов — от Иоакима и Анны до Петра и Февронии. Вместе пишут основателей русского монашества Антония и Феодосия Печерских, подвижников Зосиму и Савватия Соловецких и многих других. В композицию могут даже включаться сцены из житий обоих святых.

Есть святые, жившие и прославленные в разное время, но связанные в церковном сознании. Содержание подвига и сила народного почитания объединяют воинов-мучеников Димитрия Солунского и Георгия Победоносца. С икон новгородской школы на нас смотрят святые девы Параскева Иконийская и Анастасия Узорешительница. Обе они приняли муки во имя Христово и обе очень почитались в Новгороде. Дни памяти Параскевы и Анастасии соседствуют в церковном календаре, но важнее символика имён: Параскева означает «Пятница», Анастасия — «Воскресение», так что образ этих святых указывает на Страстную Пятницу и Воскресение.

Образ с двумя святыми может быть семейным, патрональным. Например, на русских иконах XIX века мы часто видим вместе Александра Невского и Марию Магдалину — небесных покровителей императорской семьи.

два святых на одной иконе мужчины

Матрона и Ксения храм Знамения на Шереметьевом дворе

В наше время распространены совместные иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской. Мы чувствуем их духовное родство и потому соединяем в одном иконографическом сюжете, чтобы перед образом можно было помолиться обоим небесным заступникам

Источник

Значение иконы святых Гурия, Самона и Авива

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Молитвенные помощники в сохранении семьи

два святых на одной иконе мужчины

Мчч. Гурий, Самон и Авив

В наше время, которое только нащупывает дорогу к храму после почти векового слома русского благочестия, в храм приходят, увы, только в нестроениях, при болезнях или семейных неурядицах. Ж ить в Церкви было для наших прадедов, как дышать — естественно от рождения. Сейчас же человека от Церкви отделяет суета современной жизни, многозаботливость, информационный шум и главное – абсолютно секулярное внецерковное существование общества в нынешнем веке. Еще преподобный Амвросий Оптинский писал:

А ведь спасение только в Церкви. Как же вернуть человека в спасительную ограду? Вот Господь и помогает спасению людей, дав потерпеть семейные неурядицы, бывает и неверность супружескую, чтобы остановить беличью беготню в суетном колесе жизни, дать сойти с карусели, оглядеться и увидеть себя в Божием свете, многое о себе понять, обратиться к покаянию. Преподобный Марк Подвижник говорил:

Иконография: как изображают на иконах

два святых на одной иконе мужчины

Святые мученики Гурий, Самон и Авив

Существует канон написания икон святых мучеников. На иконах мученики предстают уже в образе небесного служения у Престола Творца, как победители и Его верные служители. Этой близости к Богу они сподобились по своему неотступному исповедованию Христа, не предав Его в самых лютых мучениях. Традиционно иконы мучников пишут с использованием красного цвета в облачении.

В дни совершени я празднования памяти святых мученик ов в церковных покровах и облачениях также избир а ется красный цвет. В эти дни благочестивые прихожанки одевают красные платочки.

Вид , облачения, детали

На иконе традиционно изображены (обычно в рост) трое мужчин, из которых один самый старший — Гурий, затем средний Самон и самый молодой – Авив. Гурий и Самон, по некоторым источникам бывшие братьями, изображаются людьми в возрасте и с бородами, а юноша Авив обычно безбородый. Гурий и Самон облачены в хитоны, а сверху гиматии (накидки) красного цвета, в руках кресты.

Авив, бывший дьяконом, изображается в церковном облачении – в стихаре, с орарем и с кадилом. Иногда другой руке он держит коробочку для ладана – фимианицу. Каждение благовонного фимиама в храме является символом молитвы, возносимой к Богу, также как кадильный дым поднимается вверх, также возносится и чистая молитва. Такое изображение на иконе подтверждает нашу уверенность, что святые молитвы Гурия, Самона и Авива о нас грешных достигают Господа. Апостол Павел говорит: «Мы Христово благоухание Богу»(2Кор.2:15). Святые-то действительно для Бога благоухание, а мы? Евангелие в руках Авива, изображаемое иногда, знаменует Слово Божие и благовестие спасения во Христе Иисусе.

В рус ском лицевом сводном иконописном подлиннике XVIII в. предлагается следующее описание облика святых:

Бывает, что по краям вокруг центрального изображения располагаются клейма – картины из жития святых.

Икона – образ или некое «окно» в духовный мир, как бы неземное изображение, и поэтому по православной традиции казни на иконах святых мучеников никогда не пишутся натуралистично, но представлены лишь символично. Тем не менее, по клеймам вполне можно «читать» житие святых, так выразительно и подробно ведется в красках рассказ.

Среди клейм святым мученикам Гурию, Самону и Авиву можно увидеть рассказ о том, как некая девушка Евфимия, став женой заезжего солдата-чужестранца и пойдя с ним к нему на родину, там была им отдана рабыней к его настоящей жене-язычнице. Солдат обманул девушку и ее благочестивую мать, сказавшись неженатым, и даже дал обет на могиле Гурия, Самона и Авива. За обман и предательство он был наказан святыми защитниками веры. А Евфимия была чудесным образом избавлена от мучения и возвращена в родной дом, как только обратилась к своим заступникам с горячей молитвой.

Особо почитаемые образы в Москве

два святых на одной иконе мужчины

Мчч. Гурий, Самон и Авив

Иконы святых в других городах

О чем молятся мученикам

Святым мученикам Гурию, Самону и Авиву молятся, как покровителям супружества о браке, о замужестве, о сохранении семьи, о разрешени и всяческих семейных нестроений.

Молятся этим святым обиженные жены « аще муж безвинно возненавидит жену свою». Увы, но так бывает, когда, прожив жизнь и уже вырастив детей, супруги начинают отдаляться друг от друга. Уж не будем рассуждать о причинах, скажем только, что если есть желание сохранить семью, стоит горячо призвать на помощь святых мучеников, читать им акафист, молитву, прийти в храм на исповедь и причаститься Святых Христовых Таин. Только обязательно добавлять в молитве: да будет воля твоя, Господи.

Краткое житие святых

два святых на одной иконе мужчины

Мчч. Гурий, Самон и Авив

Гурий и Самон пострадали при Диоклетиане, правившем с 284 г. по 305 г. В правление Диоклетиана и затем при Максимиане ( 305 г. — 311 г. ) христиан преследовали и казнили с особой жестокостью. Гурий и Самон пострадали в 306 г. (иногда год смерти указывается несколько ранее — в период с 293 г по 306 г. ).

«Кто доставил святым мученикам венцы оные, если не мучители их?», — говорит преподобный Зосима. Судебными протоколами и описаниями расправ над христианами педантичная римская империя предоставила Православной Церкви документальную основу для канонизации мучеников — acta martyrum – мученические акты.

Источник

Храм во имя вмч. Никиты Готфского г. Воронеж

Официальный сайт строящегося храма во имя вмч. Никиты Готфского при Воронежской областной детской клинической больнице №1

два святых на одной иконе мужчины

Два святых, два Никиты или кто есть кто в русской иконографии?

В православной церковной истории есть два наиболее известных святых, носящих имя Никита: Никита Бесогон и великомученик Никита Готфский. Их имена, даты почитания и славные дела во имя Господа нашего Иисуса Христа так сильно переплелись, что мы покупая икону или образок, порой не знаем, кто на ней изображен, тот ли Никита, о котором мы думаем и которому молимся.

Никита Бесогон и Никита Готфский! — воскликнет кто-то, — так это одно и тот же лицо! Ему возразят: ну что ты, это два абсолютно разных человека. Но как же так, — скажет первый, — у меня дома икона есть, на ней так и написано «святой мученик Никита». Да нет, — ответит второй, — надо, чтобы было написано «святой великомученик Никита» и желательно с прозванием — Готфский. Но позвольте, — начнет волноваться тот, кто начал этот диалог, — он же изгоняет бесов, и на иконе это запечатлено. И услышит в ответ: Нет брат, он может и изгоняет бесов, но на иконах этого не изображено…

два святых на одной иконе мужчины два святых на одной иконе мужчины

Никита попирает беса. Воин Никита попирает вражеские полки.

Никита Бесогон — сын царя Максимиана, пострадал за веру в Константинополе. Брошенный в темницу отцом-язычником святой подвижник не отступился от Христа. В заточении к нему явился бес, жалеющий соблазнить юношу, но тот с Божьей помощью смог изгнать незваного гостя. Умер сей подвижник в преклонных годах, предварительно подняв народ на восстание против отца-безбожника.

Поиски Максимиана, у которого был столь благочестивый сын, ни к чему не привели. Кроме императора Максимиана Геркулия автор не нашел иных правителей с таким именем и титулом. Но Геркулий не тот персонаж, от которого следует отталкиваться в поисках Никиты. У императора было две дочери и сын Максенций, отличавшийся большим распутством и жестокостью. Следовательно, царь Максимиан, отец Никиты вымышленный персонаж или неизвестный нам царек небольшой римской провинции в Малой Азии.

Подвиг Никиты Бесогона известен нам по апокрифам — произведениям, не вошедших в число книг утверждённых церковными соборами. Святой Никита почитался в старообрядческой церкви вплоть до конца XIX века. Дни почитания до церковной реформы — 15/28 сентября.

Вывод: личность Никиты Бесогона малореальная, скорее выдуманная.

Никита Готфский — полководец живший на берегах Дуная, крещен был в Тавриде (Крым) епископом Феофилом, всю свою жизнь воевал против готского короля Атанариха (церк. написание — Афанарих), бывшего язычником и яростным гонителем христианской веры. Будучи разбит, Атанарих смог оправиться и разгромить христиан. Вернув себе трон, он воздвиг великие гонения на веру Христову. Многие были замучены, в том числе и воин Никита. После жестоких мучений и требований отречься от веры, святой был брошен в огонь, где и почил (372 г.). Душа отошла к Господу, но тело не сгорело. Впоследствии благочестивые люди перенесли тело святого великомученика в Константинополь.

Деяния Никиты Готфского, епископа Феофила и его последователя Урфилы (Вульфила) отражены в исторических документами. Так, в частности, о Феофиле сообщает Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина» и Сократ Схоластик в книге «Церковная история», Урфила является создателем готского алфавита, а Атанарих — король вестготов, правил в 363—381 годах.

Выводы: личность Никиты Готфского вполне реальная и документально подтвержденная. Подвиг вмч. Никиты Готфского запечатлен в книге «Жития святых» и почитается в церкви 15/28 сентября.

И тут начинается самое главное. В умах людей произошло слияние образов, смешение их подвига и дат почитания. Вроде два разных человека, две разных судьбы, но их деяния настолько переплелись, что и по сей день вызывают некую путаницу в восприятии образов, в отношении к самим святым и к их иконографии.

Еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников – Никиты Готфского и Никиты Бесогона, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу. И в первую очередь этому слиянию поспособствовало изображение обоих святых, не дающее четкого разделения: кто есть кто?

Даты почитания: Память Никиты Бесогона праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха.

Образ: Оба с бородой, оба одних лет, чуть удлинённая форма лица, волосы темные, иногда русые.

Текст на иконе: Когда изображен Никита Бесогон то пишут: Святой мученик Никита или Святой мученик Никита побивающий беса. Если на иконе образ Никиты Готфского то всегда пишут: Святой великомученик Никита, Христов воин Никита или Святой Никита воин.

два святых на одной иконе мужчины два святых на одной иконе мужчины

Надпись: Святый мученик Никита. Надпись: Христов воин Никита.

Надписи на иконе: Контрактура (лат. стягивание) — самое сложное место в иконографии. Главное правильно прочитать сокращение, обычно написанное на старорусском, церковнославянском или на греческом языке. Отсутствие знаний порой не дает нам представление или вообще оставляет нас без понимания — кто перед нами и, что написано на иконе. На иконах Никиты Бесогона используется только древнерусское написание, но встречаются и надписи на церковнославянском — списки со старообрядческих икон XIX века. На иконах Никиты Готфского надписи могут быть на греческом, сербском и на церковнославянском. В отличие от общепринятых сокращений (сты., свт., влмч., вмч.) над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло. Ниже даны примеры контрактур слова «святой» и «мученик».

два святых на одной иконе мужчины два святых на одной иконе мужчины два святых на одной иконе мужчины два святых на одной иконе мужчины

Святой. Русь XVII в. Святой. Греция XVI в. Святой. Сербия XIV в. Мученик. Русь XVI в.

Место смерти и погребения: Как сын царя — Никита Бесогон жил в Константинополе. За свою веру был брошен в темницу, где подвергся пыткам и искушениям. Выйдя из темницы крестил множество человек и в последствии почил в Константинополе. Никита Готфский был казнён в 372 году через сожжение в пределах Томитанской епископии, в Бессарабии. Согласно житию, огонь не опалил тело святого и оно было погребено в Киликии его другом Марианом. Позднее мощи были перенесены в Константинополь, а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны (где и находятся по настоящее время).

Место действия: В случае с Никитой Бесогоном это всегда темница, арочные своды, крепостные стены, ворота и башни по бокам. Никита Готфский всегда изображается на золотом или голубом фоне, иногда на поле битвы.

два святых на одной иконе мужчины два святых на одной иконе мужчины

Никита Бесогон попирает беса кнутом. Вмч. Никита Готфский с мечом и щитом.

Одежда: В иконографии Никита Готфский — прежде всего воин, который всегда изображается в доспехах, с мечом или копьем. Полководцу положен плащ (сагум) алого цвета — символ военачальника, командира. Одежды же Никиты Бесогона различны: то это короткая туника, то плащ, то кафтан, а иногда и воинские доспехи с красной накидкой через плечо.

два святых на одной иконе мужчины два святых на одной иконе мужчины

Никита Бесогон в кафтане и с палкой. Никита Готфский в латах, с крестом и мечом.

Оружие: В руках у Никиты Готфского всегда боевое оружие: будь то копье, меч, лук или щит. И даже если одна рука держит крест, то вторая всегда покоится на мече. В руках Никиты Бесогона встречаем кнут, палку, кандалы (как символ темницы и заточения), и святой при этом всегда гонит беса. Меч на поясе и в ножнах, как атрибут власти.

два святых на одной иконе мужчины два святых на одной иконе мужчины

Мч. Никита Бесогон с мечом и кнутом. Вмч. Никита Готфский с мечом и копьем.

Совпадения: текст на иконах, типаж, доспехи, меч, алый плащ и место последнего упокоения.

Вот эти вольные или невольные совпадения путают людей, не вникающих в суть иконографии и не знающих, что Никита Бесогон не упоминается в христианской литературе с нач. XVIII века.

До начала церковного раскола (1666 г.), из двух святых — Никита изгоняющий беса был самым известным и почитаемым в народе. Апокрифическое «Житие Никиты» включалось в Прологи (сборники кратких рассказов о святых) и Четьи-Минеи, однако реже, чем каноническое Житие Никиты Готфского.

При Петре I, после учреждения Святейшего правительствующего синода, ставшего высшим органом церковно-государственного управления Русской православной церковью, все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты, сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, и имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского. Два образа, как бы слились в один, и дела одного святого мы непроизвольно приписываем второму святому.

В вопросах почитания надо быть очень внимательным и осторожным. Посещая Никитский монастырь или одноименный храм, лучше спросить во имя какого святого он освящен, скорее всего, во имя Никиты Готфского, но может быть и во имя Никиты Столпника или Никиты Исповедника, но никак не во имя Никиты Бесогона.

«…Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози» (текст молитвы святому вмч. Никите Готфскому).

Источник

Святые тоже обнимаются: 6 икон с проявлением чувств

21 января — День объятий

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Часто канонические изображения святых на иконе строгие и даже суровые. Это не удивительно — задача иконы показать духовный портрет человека, раскрывая подробности его жизни или Евангельские события. Но даже там есть место простым человеческим эмоциям — например, объятиям.

Симеон Богоприимец

два святых на одной иконе мужчины

Святой Симеон — один из 72-х ученых, которые переводили Священное Писание с еврейского на греческий по заказу еги­пет­ского царя Пто­лемея II Филадельфа (285–247 до Р. Х.). Работая, Симеон не поверил словам пророка Исаи о том, что Дева родит Спасителя и хотел написать слово «Жена», но явившийся ангел остановил его и сказал, что Симеон не умрет, пока лично не увидит Его. Это и произошло возле Иерусалимского храма, куда Иосиф с Богородицей принесли Младенца Христа по иудейскому обычаю. По преданию, Симеон Богоприимец прожил 360 лет. Эти Евангельские события описывает апостол Лука (Лк 2:25-35)

Зачатие Иоанна Предтечи

два святых на одной иконе мужчины

Церковный праздник, отмечается 6 октября. Родители пророка Иоанна, праведные Захария и Елисавета, долго не могли иметь детей и были уже в преклонном возрасте. Явившийся ангел предсказал Захарии рождение сына, но священник не поверил и за это лишился речи до появления Иоанна на свет. Об этом пишет евангелист Лука (Лк 1:5-22)

Мария и Елисавета

два святых на одной иконе мужчины

Встреча Девы Марии и Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. Она произошла в Иерусалиме после Благовещания, когда архангел Гавриил сказал Богородице о рождении Спасителя от нее и Святого Духа. В знак того, что Бог может совершить любое чудо, ангел рассказал Деве Марии о ее двоюродной сестре, праведной Елисавете, которой даже в преклонном возрасте удалось впервые забеременеть. Встретившись, будущие матери приветствовали друг друга пророческими словами, которые Церковь переняла в свои песнопения: «. величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем. » (Лк 1:39-56).

Первоверховные апостолы Петр и Павел

два святых на одной иконе мужчины

Два очень разных по характеру и происхождению человека: Петр — простой рыбак из Иудеи, последовавший за Христом; Павел — интеллигент и прекрасный оратор, изначально гонитель христиан. Они и не проповедовали вместе, но часто изображаются на иконах вдвоем, так как называются «первоверховными» за свои труды. Также предание говорит о том, что апостолы были казнены за проповедь Христа примерно в одно время — Петра распяли, а Павлу отрубили голову.

Не рыдай Мене Мати

два святых на одной иконе мужчины

«Не плачь по Мне, Мама» — так на русский язык можно перевести слова Христа, адресованные Богородице. Источник иконографии — одноименное церковное песнопение, которое исполняется в Великую субботу накануне Пасхи: «Не рыдай по Мне, Мать, / видя, как в гробу лежит / Сын, во чреве Твоем зачатый без семени: / ибо восстану Я, и прославлюсь / и, как Бог, вознесу во славе всех, / с верою и любовью / непрестанно Тебя величающих».

На иконе изображают снятого с креста Спасителя, которого уже положили в гроб, и Богородицу, обнимающую в последний раз Его тело.

Сладкое Лобзание

два святых на одной иконе мужчины

«Сладкое Целование», по-гре­че­ски «Гли­ко­фи­лу­са». Чудотворная икона, которая хранится в Афонском монастыре Филофей (Греция). По преданию, икона попала на монашеский полуостров по морю из Константинополя (Стамбул, Турция) в IX веке во время правления императора-иконоборца Феофила. Икона принадлежала жене одного из его приближенных, который в угоду начальнику уничтожал иконы и однажды потребовал того же от своей супруги. Но она не отдала образ и пустила его по морю. Так икона попала на Афон.

Источник

По каким признакам можно определить, кто изображен на иконе?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»:

два святых на одной иконе мужчины

Ч т обы узнать, кто изображен на иконе, нужно посмотреть на надпись рядом с нимбом вокруг головы Христа, Богородицы или святых. Именно надписи рассказывают о том, кто или даже что изображено на святом образе.

В древности они были очень краткими. На греческих иконах Христа могло быть написано слово παντοκράτωρ (Вседержитель). На русских IC ХС, Спаситель, Вседержитель.

Греческие иконы Богородицы подписаны ΜΠ ΘY (Сокращение от двух греческих слов Матерь Божия). На русских иконах еще можно прочитать место прославления образа, например, «Казанская (Иверская, Владимирская, Донская и т. д.) Б(ожия) М (Матерь)» или «Пресвятая Богородица».

два святых на одной иконе мужчины

Господь Вседержитель; Россия. Владимирская обл.; XIX в. ruicon.ru

Гораздо разнообразнее надписи на иконах святых. Помимо имени подвижника в подписи можно прочитать чин святого — мученик, преподобный, святитель, благоверный князь, страстотерпец, праведник, юродивый (блаженный) и так далее. Еще на русских иконах иногда можно прочитать о месте подвигов святого — Радонежский, Печерский, Афонский. У некоторых святых может быть подписано главное качество. Например, Роман Сладкопевец — автор многочисленных песнопений, которые до сих пор звучат в православных храмах.

Иногда надпись на иконе прочитать сложно. Она может быть сокращена, стерта или написана особой вязью, как в ярославских храмах. Тогда стоит обратить внимание на одежду святого, предметы в его руках и другие детали святого образа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *