дворец напротив исаакиевского собора
Добро пожаловать в Санкт-Петербург
Информация об отелях, транспорте, музеях, театрах и достопримечательностях
Исаакиевская площадь в фотографиях
Исаакиевская площадь является одним из самых красивых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Она входит в список всемирного наследия. Южную часть площади занимает Мариинский дворец.
Мариинский дворец, построен в 1839-1844 г.г. Архитектор А.И. Штакеншнейдер.
Дворец был построен для дочери императора Николая I Марии Николаевны, отсюда и его название. Сейчас в этом здании располагается Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Пространство непосредственно перед дворцом – это Синий мост через Мойку, который воспринимается как часть площади. Его ширина – почти 100 м.
По обеим сторонам площади симметрично расположены два здания, построенные для Министерства госимуществ.
Здание департаментов Министерства госимуществ, построено в 1844-1850 г.г.
Архитектор Н.Е. Ефимов
Резиденция министра госимуществ, построена в 1847-1853.
Архитектор Н.Е. Ефимов. В этом же здании располагались канцелярия, архив и типография.
Оба здания одинаковы по высоте и близки по композиционному решению. Фасад дома министра обработан более пышно, в связи со своим назначением. В отделке дома министра принимали участие скульпторы А.И. Теребенев (им также изготовлены скульптуры атлантов для Эрмитажа), Д.И. Иенсен и др. В обоих зданиях прослеживается влияние архитектуры эпохи Ренессанса. Сейчас в этих зданиях размещается научно-исследовательский институт растениеводства им. академика Н.И. Вавилова.
В центральной части площади находится памятник Николаю I.
Дом 11 на Исаакиевской площади (на углу Большой Морской ул. и Исаакиевской площади) – это здание бывшего Германского посольства.
Здание Германского посольства, 1911-1912
Архитектор П. Беренс
Оно построено из финского неполированного гранита. На здании находилась бронзовая скульптурная группа. После объявления Германией войны России в Санкт-Петербурге начались антигерманские погромы, здание подверглось нападению толпы, в результате скульптуры были сброшены со здания.
К германскому посольству примыкает старейшее здание на Исаакиевской площади – дом Мятлева.
Дом Мятлева. 1760 г., арх. А. Ринальди (?)
В начале 1920-х годов в этом здании работало общество по сохранению памятников архитектуры и истории «Старый Петербург» (позднее оно было переименовано в «Старый Петербург – новый Ленинград»).В этом же здании в 1923 – 1926 г.г. работал Государственный институт художественной культуры, в нем сотрудничали К.С.Малевич, В.Е.Татлин, П.Н.Филонов и др. художники.
Дом 5 на Исаакиевской площади был построен в 1843 г. по проекту арх. Г.А.Боссе, перестраивался в 1870 г. (арх. К.К.Шульц). В первые послевоенные годы здесь размещался научно-исследовательский институт театра и музыки, в котором работали Ю.Н.Тынянов, Б.В.Асафьев, К.И.Чуковский, В.Б.Шкловский. В настоящее время (с 1992 г.) здесь располагается Российский институт истории искусств, здесь же находится постоянно действующая выставка музыкальных инструментов.
Напротив здания Германского посольства находится гостиница Астория.
Отель Астория, 1911-1912 г.г.
Архитектор Ф.И. Лидваль
Она считалась лучшей в Европе и до сих пор в этом пятизвездочном отеле останавливаются выдающиеся личности, предпочитая ее всем другим отелям.
Рядом с Асторией находится гостиница Англетер.
Гостиница Англетер, построена в начале XIX в., в 1845-1846 г.г., перестроено по проекту архитектора А. Робена.
Со стороны М. Морской ул. находится памятная доска, посвященная Сергею Есенину, чья жизнь трагически оборвалась здесь в 1925 г.. В 1987 г. гостиница была полностью разобрана и к 1991 г. была отстроена вновь с сохранением внешнего вида.
Главным украшением и доминантой Исаакиевской площади является Исаакиевский собор.
Отели рядом с Исаакиевской площадью ищите здесь.
Экскурсии по Санкт-Петербургу со скидкой до 50%
По Санкт-Петербургу. Вокруг Исаакиевского собора — от Медного всадника к музею Ахматовой
12-й отчет о путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.
Все мои отчеты и фотоальбомы по Санкт-Петербургу и его пригородам можно посмотреть на отдельной странице — ЗДЕСЬ.
В предыдущем отчете я рассказал, о том как завершил осмотр Васильевского острова, о чем можно прочитать- здесь- «По Санкт-Петербургу — Васильевский остров- от музея Эрарта до дворца Меншикова.»
23 июля (воскресенье) — 5-й день путешествия (Часть 3.)
Осмотрев Васильевский остров я оказался на Дворцовом мосту, с которого открываются одни из самых лучших панорамных видов на Санкт-Петербург.
С северо-запада от моста мы видим Васильевский остров и здание Кунст-камеры — на фото
С северо-востока — знаменитую Стрелку Васильевского острова
С центра Дворцового моста открывается широкая панорама Невы и Петропавловской крепости
А к юго-востоку — видим Зимний дворец.
Как известно Петр Первый был категорически против строительства мостов и приучал народ к воде. Поэтому и первая переправа через Неву появилась только через два года после смерти императора и это был наплавной Исаакиевский мост. Он сооружался каждую весну от здания Сената до дворца Меншикова и служил горожанам до самого ледостава. И только в 1901 году объявили конкурс на проект моста.
Дворцовый мост — был самым сложным с инженерной точки зрения среди всех мостов Петербурга. Он разводной и имеет в длину — 250 метров, а в ширину-28 метров. Масса металлических конструкций почти 5 тысяч тонн, а притововесов — около 3 тысяч тонн.
Его строительство началось в 1911 году и было завершено 23 декабря 2016 года. Открытие моста прошло скромно, так как шла Первая Мировая война и за неделю до этого убили Распутина. На открытие не было ни царской семьи, ни главы города.
Слева от моста — начинается Дворцовая набережная.
Здесь же на набережную выходит несколько красивых зданий- одно их них дворец Михаила Михайловича Романова (внука Николая Первого) — на фото.
Построен был в 1885–1891 годах. Дворец выполнен в стиле неоренессанс и облицован серым и темно-розовым песчаником. Называется дворцом, но по назначению так использован и не был, так как великого князя Михаила Михайловича выслали из России после женитьбы на Софии Меренберг- (по матери она была внучкой А. С. Пушкина)в 1891 году.
Всего 200 метров от Дворцового моста и выходим к Петровскому спуску — на фото
Петровский спуск — это историческая пристань города и был построен в 1820 году инженером Готманом одновременно с постройкой Дворцовой пристани.
Напротив Петровского спуска находится Сенатская площадь, в центре которой находится первый и самый знаменитый памятник Петру Первому — Медный всадник.
С запада к Сенатской площади примыкает бывшее здание Сената, а сечас здесь расположился Конституционный суд Российской Федерации — на фото
И так мы находимся в самом центре легендарной Сенатской площади и перед нами монумент — Медный всадник, один из символов имперского Петербурга, который был создан французким скульптором Этьеном Фальконе в 1782 году.
Император изображен в виде всадника на скаку останавливающего разгоряченного коня и подчиняющего его своей воли. Жестом правой руки он утверждает свою победу и торжество новой России, а его конь попирает змею, олицетворяющих противников петровских реформ.
Ужасен он в окрестной мгле,
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь гордый конь.
И где опуститшь ты копыта?
О Мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
писал о нем А. С. Пушкин.
Писатель Николай Анциферов называл Медного всадника гением места, гением духа Северной столицы, утверждая, что без образа Петра Великого не почуствовать лица Петербурга.
Идея создания памятника принадлежала Екатерине Второй. Интересно, что модель головы Петра создал не сам Фальконе (она ему никак не давалась), а его ученица приехавшая с ним из Парижа — Мария Колло, которая желая помочь учителю, сделала ее за одну ночь. Эту модель можно увидеть в Русском музее на площадке второго этажа главной лестницы.
Скульптура была очень сложная и больших размеров и все мастера отказывались ее выполнять, так как она имела всего три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части должна была быть небольшой всего в толщину в один сантиметр! Наконец-то нашелся литейщик-пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы.
Момент отливки статуи был драматичен — глиняная форма треснула от раскаленной бронзы. В отчаяние Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Емельян Хайлов с риском для жизни — снял свой ярмяк облил водой обмазал глиной и приложил к трещине. Так он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и повредил себе зрение.
Основанием статуи служит огромная гранитная скала, найденная в лесу у села Лахта и назывывшаяся «Гром-камень», так как когда-то была рассечена молнией. Четыре месяца с помощью рычагов и канатов ее тянули к Финскому заливу, а затем перенесли на баржу и доставили в Петербург.
Существует несколько мифов и легед, в которых Петр Первый пророчит- » Пока я на месте, моему городу нечего опасаться.» И действительно Медный всадник оставался на своем месте и в годы Отечественной войны 1812 года и в Великую Отечественную. Во время блокады он был обшит бревнами и досками и вокруг уложили мешки с песком и землей.
Так же именно здесь на Сенатской площади — 14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов, которое оказалось неудачным.
За Медным всадником и до Исаакиевского собора расположился Александровский сад
Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге
Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге находится в Адмиралтейском районе. Она составляет единый архитектурный комплекс с расположенным рядом с ней Исаакиевским собором. Это одна из центральных площадей культурной столицы России, которая включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Посещение Исаакиевской площади входит в список достопримечательностей, которые обязательно надо увидеть, приезжая в Санкт-Петербург. Кроме Исаакиевского собора, здесь находится множество исторических зданий и памятников. Например, в шаговой доступности располагается Сенатская площадь, где можно увидеть знаменитый памятник Петру I — «Медный всадник».
Памятник Николаю I
В центре Исаакиевской площади находится главный монумент комплекса — памятник Николаю I. На его строительство ушло три года (1856—1859 гг.). Над созданием пьедестала трудился знаменитый мастер Огюст Монферран. Конная статуя императора была выполнена скульптором П. К. Клодтом.
На пьедестале памятника установлены 4 барельефа с изображениями важных событий, случившихся в годы правления Николая I. Также памятник украшен женскими фигурами, которые олицетворяют «Силу», «Правосудие», «Мудрость» и «Веру».
Мариинский дворец
Архитектурной доминантой Исаакиевской площади является Мариинский дворец. Здание было построено в 1840-х годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Дворец был свадебным подарком Николая I своей дочери — княжне Марии Николаевне. С 1994 года по настоящее время здание Мариинского дворца занимает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Трехэтажный дворец представляет собой прекрасный образец позднего классицизма.
Исаакиевский собор
Не менее важным и знаменитым сооружением площади является Исаакиевский собор, который по праву считается одним из символов Санкт-Петербурга. Туристы и жители города могут не только полюбоваться красивым убранством собора или поучаствовать в богослужениях, но и посетить музей собора или подняться на колоннаду, откуда открывается шикарная панорама на Неву и Исаакиевскую площадь.
Между собором и памятником Николаю I располагается Исаакиевский сквер, где высажены деревья и установлены скамейки.
Конногвардейский манеж
Здание манежа было построено в 1804–1807 годы и находилось в распоряжении Лейб-гвардии Конного полка. Конногвардейский манеж представляет собой образец архитектурного стиля — классицизм. С 1977 года здесь располагается зал для художественных выставок. В течение года желающие могут посетить выставки картин и фотографий отечественных и зарубежных мастеров. Также в Манеже Санкт-Петербурга регулярно проходят лекции и форумы, посвященные изобразительному искусству.
Здание Манежа на панораме Google Maps:
Кроме того, рядом с Исаакиевской площадью находится множество исторических зданий:
Возле Исаакиевской площади работают кафе и рестораны, напротив собора предлагают экскурсии различные туристические агентства и частные гиды. В шаговой доступности находятся роскошные гостиницы и бюджетные хостелы.
История
Главные площади Санкт-Петербурга формировались столетиями, они неоднократно переименовывались и перестраивались. Исаакиевская площадь не является исключением. Изначально на участке за Сенатской площадью располагались торговые ряды, в связи с чем, эта территория получила название Торговой площади. После строительства Мариинского дворца, в 1849 году, площадь стала называться Мариинской.
В период царствования Екатерины II был издан указ о строительстве новой Исаакиевской церкви. Изначально храм находился на соседней Сенатской площади, но, из-за непрочного фундамента, церковь решили перестроить и перенести подальше от Невы. После возведения храма площадь обустроили. Однако, название «Исаакиевская» площадь получила лишь в 1793 году.
В дальнейшем площадь была расширена и в ее центре установили памятник Николаю I, в связи с чем название решили сменить на Николаевскую площадь. Но новое имя не прижилось и скоро исчезло из официальных документов. В 1923 году площадь назвали в честь революционера В. В. Воровского. Лишь в 1944 году Исаакиевская площадь вернула себе старое название.
Площадь хранит память о важных исторических событиях страны. В годы Октябрьской революции и в 1991 году здесь проходили массовые митинги. Также несколько раз Исаакиевская площадь переживала сильнейшие наводнения. В настоящее время здесь ежегодно проходит концерт в честь празднования Дня России, фестиваль света, а также митинги и демонстрации общественных движений, политических партий и др.
Как добраться до Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге
Исаакиевская площадь находится в центре города. Она занимает территорию от реки Мойки до Адмиралтейского проспекта. До нее можно доехать за 10–15 минут от Невского проспекта. Но лучше пройти пешком от ближайшей станции метро и полюбоваться исторической застройкой.
Ближе всех находится станция метро «Адмиралтейская». От нее до Исаакиевской площади можно дойти по Малой Морской улице за 10 минут. Также можно выйти на станции «Садовая/Сенная». От нее нужно выйти на переулок Гривцова и идти прямо до набережной реки Мойки примерно 13–15 минут.
Возле площади есть 2 остановки с одинаковым названием:
Остановка возле Института растениеводства имени Н. И. Вавилова:
Остановка напротив гостиницы «Астория»:
Если вы хотите передвигаться с комфортом, то можете заказать такси. В Санкт-Петербурге действуют десятки популярных приложений для смартфонов — Везет, Яндекс.Такси, Gett, Maxim, Uber и другие.
Достопримечательности Исаакиевской площади
Фото исаакиевской площади
Адмиралтейская, Невский Проспект, Сенная Площадь, Гостиный Двор, Садовая, Спасская
Исаакиевская площадь – один из самых узнаваемых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, визитная карточка Северной столицы. Облик этого исторического объекта, расположенного на набережной реки Мойки, формировался больше 300 лет, практически с самого момента основания Северной Пальмиры. В настоящее время ансамбль площади образуют 16 уникальных достопримечательностей разных веков.
В создании Исаакиевской площади принимали участие выдающиеся архитекторы и скульпторы: Д. Кваренги, О. Монферран, А. Штакеншнейдер, Р. Залеман, П.Беренс, Н. Рамазанов и многие другие. В 1990 г. на специальной сессии ЮНЕСКО Исаакиевская площадь была внесена в список Всемирного наследия.
История
Застройка участка между набережной реки Мойки и Адмиралтейским проспектом началась в XVIII в. Поначалу здесь находился Адмиралтейский гласис – земляной вал с установленными на нем пушками. После того, как шведы были окончательно разбиты, и угроза захвата новой столицы империи исчезла, гласис был разобран. На освободившейся территории начал селиться ремесленный и торговый люд. В 1736 г. здесь вспыхнул сильный пожар, практически полностью уничтоживший хаотичную застройку.
Пространство между Адмиралтейством и Мойкой представляло собой выгоревший пустырь вплоть до 1738 г., когда строительная коллегия города утвердила план обустройства территории у Синего моста. Из-за расположенных поблизости торговых рядов было решено назвать участок Торговой площадью.
Вплоть до конца XVIII в. местность, в наше время славящаяся красотой и величием, была крайне далека от парадного вида. Торговая площадь считалась чуть ли не злачным местом. Далеко не каждый петербуржец отважился бы ночью прогуляться здесь.
В 1798 г. площадь была переименована в Исаакиевскую. Название связано с существовавшей в те годы церковью Исаакия Далматского, которую в 1818 г. снесли для постройки величественного Исаакиевского собора. Именно собору было суждено стать ключевой достопримечательностью и архитектурной доминантой площади. После того, как в фундамент храма были положены первые камни, судьба торговых рядов на площади была решена – негоциантов постепенно вытеснили из центра города, который начал приобретать свой парадный блеск.
Известный нам архитектурный облик площади сформировался к 1900 г.
Советская власть практически не вносила изменений во всемирно признанный ансамбль. Однако переименование площади все же произошло – в 1923 г. ее официально назвали в честь революционера В. Воровского. После Великой Отечественной войны историческое наименование было возвращено.
Исаакиевская площадь неоднократно становилась местом действия важнейших для страны событий. В 1825 г. на Исаакиевскую и Сенатскую площади вышли декабристы. Историк Н. Карамзин писал своему другу об ужасах, которые он наблюдал на Исаакиевской.
В 1914 г. толпа разъяренных петербуржцев разгромила здание немецкого посольства, а в 1917 г. Исаакиевская площадь стала местом вооруженных столкновений юнкеров и матросов.
В наше время площадь – официальное место проведения Дня России в Санкт-Петербурге. Здесь проходят и другие государственные и городские праздники. Согласно многочисленным рейтингам, Исаакиевская – одна из самых благоустроенных и красивых площадей Европы.
На площади проходят концерты, народные гуляния, политические митинги. На Новый год здесь устанавливают большую елку и карусель, площадь вспыхивает тысячами разноцветных фонариков.
Петербуржцы и гости Северной столицы обожают отдыхать на лавочках в уютном Исаакиевском сквере в северной части площади. Здесь высажено много деревьев и кустарников, газоны поддерживаются в идеальном состоянии.
Достопримечательности
Исаакиевский собор
Жемчужина мировой архитектуры, четвертое по величине купольное здание в мире. Собор в стиле позднего классицизма по проекту великого зодчего Огюста Монферрана строился с 1818 по 1858 г.
Высота Исаакия – 101,5 м., ширина – 97,6 м., длина – 111,2 м. Параметры строения поражают: например, собор в 2 раза выше первого в мире небоскреба – здания Страховой биржи в Чикаго. В храме одновременно может находиться 12 тыс. человек.
Диаметр купола Исаакия – 21,8 м., на его покрытие было потрачено больше 98 кг. чистого золота. Купол водружен на огромный каменный барабан, окруженный величественной колоннадой.
Фасад собора полностью облицован серым гранитом, украшен бронзовыми статуями апостолов и ангелов, барельефами на религиозную тематику, цепочками дорических колонн (всего при украшении храма использовалось 112 колонн разного размера).
Внутренние интерьеры собора отличаются красотой и парадной пышностью. При декорировании использовались дорогие минералы – малахит, разноцветный мрамор, порфир. Стены украшены мозаиками, скульптурами, картинами, фресками. По самым скромным подсчетам, количество произведений искусства, использованных для украшения внутренних интерьеров Исаакия – 560 единиц. Скульптуры для храма создавали С. Пименов, И. Витали, П. Клодт, живопись и фрески – К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни.
В настоящее время Исаакиевский собор – главный православный храм Петербурга, в котором проходят традиционные религиозные службы.
Конногвардейский манеж
Еще одно знаменитое строение Исаакиевской площади – Конногвардейский манеж. Здание в стиле классицизм возвел в 1807 г. гениальный архитектор Д. Кваренги.
Основное украшение Конногвардейского манежа – скульптуры, изображающие коней, которых удерживают за узду обнаженные юноши. Перед входом в здание находится грандиозный треугольный портик, поддерживаемый восьмью белоснежными колоннами. Фасад строения украшен барельефами на тему древнегреческих мифов.
В манеже солдаты Императорского конного полка отрабатывали навыки верховой езды. Русские цари неоднократно посещали Конногвардейский манеж, чтобы выразить благодарность солдатам полка, принимавшего участие во всех ключевых для страны войнах.
В наше время в Конногвардейском манеже проходят выставки, концерты классической музыки, мастер-классы, встречи с известными людьми, лекции и творческие вечера.
Дом Лобанова-Ростовского
Важный элемент архитектурного ансамбля Исаакиевской площади – дом князя Лобанова-Ростовского. Здание в стиле высокий классицизм было построено в 1820 г. О. Монферраном.
Дом Лобанова-Ростовского выполнен в необычной треугольной форме. Над главным входом расположен прямоугольный портик с 8 колоннами. Вход выполнен в виде цепочки из нескольких арок. По обе стороны центральной арки расположены статуи львов, созданные известным скульптором П. Трискорни. Этих львов упоминает в «Медном всаднике» А. С. Пушкин.
В настоящее время в доме Лобанова-Ростовского находится отель.
Исаакиевский сквер
В состав площади входит сквер, расположенный напротив Исаакиевского собора. Сквер в 0,77 Га является классическим представителем садового искусства середины XIX в.
В центре сквера – зеленый газон, по бокам – развесистые деревья, под которыми установлены лавочки. Лаконичность сквера, отсутствие лишних деталей, делают его очень уютным.
Сквер является одним из памятных мест блокады Ленинграда: в его клумбах жители города выращивали картошку.
Памятник Николаю I
В 1859 г. скульптор П. Клодт воздвиг на Исаакиевской площади конный монумент императору Николаю I. Автором проекта статуи был О. Монферран. Царь изображен в виде всадника, поднявшего коня на дыбы.
Для своего времени памятник был уникален: дело в том, что он опирается только на задние копыта лошади. Для сравнения, даже у Медного всадника есть третья опора – хвост коня. Таким образом, П. Клодту удалось решить невероятно сложную инженерно-техническую задачу.
Высота памятника – 6 м. Статуя размещена на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми барельефами, изображающими семью императора, а также важнейшие моменты его царствования – восстание декабристов, холерный бунт, создание сводов законов империи М. Сперанским, открытие Петербург-Московской железной дороги.
После революции памятник одиозному царю хотели снести, но в итоге его признали инженерным шедевром и предложили считать в большей степени памятником П. Клодту, чем Николаю I.
Мариинский дворец
Важнейшая достопримечательность Петербурга, один из ключевых элементов архитектурного ансамбля Исаакиевской площади. Большой дом в стиле позднего классицизма с элементами эклектики был построен в 1844 г. архитектором А.И. Штакеншнейдером. Дворец стал резиденцией великой княжны Марии Николаевны.
Штакеншнейдер использовал все новейшие на тот момент технологии, его главной задачей была минимизация возможности пожара. При строительстве практически не использовалась древесина, даже перекрытия были выполнены из металла и камня. Для сохранения тепла архитектор отказался от применения гранита в пользу песчаника.
Во дворце находилось множество комнат и залов. На второй этаж вела широкая лестница, украшенная статуями.
Мария Николаевна не скрывалась в своей резиденции от народа. Напротив, ее дворец стал своего рода общедоступным музеем: осмотреть залы мог любой петербуржец. После смерти великой княжны наследники решили продать здание из-за огромных долгов. Найти покупателя на столь грандиозный объект не удалось и его перевели в государственную собственность.
В 1884 г. по приказу Александра III во дворце разместился Государственный совет, здание стало центром политической жизни страны. В 1917 г. Мариинский дворец занимало Временное правительство. После прихода к власти большевиков особняк занимал Народный комиссариат имущества, затем – Ленсовет. С 1994 г. в Мариинском дворце находится Петербургское Законодательное собрание.
Дом Мятлевых
Самая старая постройка Исаакиевской площади. Трехэтажный особняк в стиле раннего классицизма был сооружен в 1760-х гг. предположительно архитектором А. Ринальди.
Первым владельцем дома был князь Потемкин, затем – генерал Л. Нарышкин. В доме проходили пышные балы, здесь бывали августейшие особы и такие знаменитые личности, как поэты А.С. Пушкин и В.А. Жуковский, писательница Мадам де Сталь, философ Д. Дидро, премьер-министр Пруссии Генрих Штейн.
В 1817 г. здание приобрел сенатор П. В. Мятлев, известный своей любовью к просвещению и культуре. Именно при Мятлеве дом приобрел знакомый каждому петербуржцу облик: белоснежный особняк с портиком, поддерживаемым четырьмя колонами из серого мрамора, с фасадом, украшенным барельефами и панно.
В XX в. большинство помещений Дома Мятлевых использовались в качестве коммунальных квартир. В 1935 г. в одной из квартир Дома Мятлевых скончался выдающийся художник-авангардист К. Малевич.
В настоящее время особняк занимает управление Генпрокуратуры РФ по СЗФО.
Гостиницы «Астория» и «Англетер»
В архитектурный ансамбль Исаакиевской площади входит и гостиничный комплекс, объединяющий два здания – гостиницы «Астория» и «Англетер».
В 2007 г. «Астория» стала единственной отечественной гостиницей, попавшей в составляемый журналом Forbes список самых романтичных отелей мира.
Постояльцами «Астории» были Г. Уэллс, М. Тэтчер, А. Делон, Д. Буш, М. Плисецкая, Мадонна, Р. Плант. В 1957 г. в одном из номеров гостиницы умер знаменитый певец А. Вертинский.
В «Астории» неоднократно проходили съемки фильмов и сериалов.