эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

Под Новый Год надо раздавать долги. То есть, их желательно б отдать и поскорее, но до сакраментальных курантов — непременно надо! А я уже давно, по лету еще, начала рассказ о чудном месте в Армении — начала, да так и не завершила. Городок этот — сокровище без всяких преувеличений…

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Его не зря называют «армянским Ватиканом» и самым святым местом республики. Христианство в самой первой христианской стране на свете — оно началось именно отсюда.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Святой Эчмиадзин — место невероятное. Столько тут всего намешано! И Папа Римский тут отметился, и древние армянские цари, и римляне, и арабы. Святые и деспоты, и деспоты, что стали святыми… Красивые девушки — без них на Кавказе никуда, и такое количество бесценных реликвий, что глазам диво! Я вам уже рассказала историю этого уникального города, показала его главный Кафедральный собор и музей-сокровищницу…

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

А сегодня мы посмотрим еще один храм святого Эчмиадзина. Церковь Гаяне, великомученицы-христианки, святой армянской церкви.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Гаяне была настоятельницей 37 девушек-христианок, что в поисках лучшей жизни пришли в Армению из Рима. Гаяне, самая взрослая и мудрая, приглядывала за подопечными весь долгий путь — из Рима в Александрию, а оттуда, вдохновившись пророчеством Божьей Матери, в Армению… Все эти события произошли в 301 году нашей эры.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

А сама церковь была возведена в начале седьмого века, на месте языческого капища, того самого, где замучили паломниц-христианок. Ее линии, как у всех армянских храмов, очень плавные и изящные!

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Стилистика у храма строгая и простая — гладкие каменные стены, огромные темные блоки плит, трехнефная базилика — новаторство для седьмого века. Именно с храма Гаяне начал распространяться по Армении такой тип строительства храмов, центрально-купольный.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Купол храма поддерживают четыре колонны, благодаря им церковь внутри имеет форму креста.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Интерьер, как видите, суровый, что привычно в Армении, и лишь слегка разбавлен коврами и иконами. Хотя им это и не нужно. В армянских храмах от этих древних каменных стен идет настолько умиротворяющая аура, что весь дополнительный антураж будет здесь излишним и чужеродным!

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

В арочном портике располагается некрополь, где похоронено высшее армянское духовенство.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

А в глубине храма, рядом с алтарем, покоятся мощи святой…

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Кстати, несмотря на небольшую реконструкцию 17 века — а может, и благодаря ей, собор дошел до нас практически в первозданном виде. Он выдержал землетрясения, войны, нашествия турок и арабов, смены власти. Стоит и по сей день, радуя глаз изяществом линий.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Да и вид со смотровой площадки, на роскошный Арарат, тут невозможно хорош!

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Храм святой Гаяне, вместе с Эчмиадзинским Кафедральным собором и церковью Сурб Рипсиме, включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как один из древнейших христианских храмов в мире. Настоящий подарок судьбы для потомков — увидеть это чудо, а вот другой собор из той же Эпохи Легенд, чудный, воздушный, не выдержал натиск времени и стихий. Послушайте, как красиво — Храм Небесных Ангелов…

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

По-армянски это звучит как Звартноц. Самый необычный храм Великой Армении был воздвигнут в 640 году, и вся история его строительства и задумки тесто переплетена не только с историей Эчмиадзина, но и всего христианства на Кавказе…

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Говорят, храм был настолько хорош, что присутствующий при его освящении византийский император Константин пожелал построить у себя в Константинополе такой же! Идти нам с вами, как видите, недалеко. 1000 драм, это примерно пара долларов за вход — и мы готовы к прогулке. Впереди роскошный Арарат — не заблудимся!

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

По летописям, строительство храма велось 20 лет, он был высотой около 50 метров, пышностью в три яруса, и мало зданий на планете могли конкурировать с его красотой!

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

История его удивительна, и больше похожа на мистическую сагу, чем на официальный научный труд. Испокон веков, еще до начала точных летоисчислений, это место привлекало своей необычной аурой и какой-то первобытной магией. Чародеи, духи, колдовство и заклинания. На месте живописных развалин храма располагались языческие капища с жертвенными алтарями, и народ шел сюда за утешением и помощью. Время бежало, вкусы менялись, и почти за тысячу лет до нашей эры на эти земли пришел народ Урарту. Я вам о них рассказывала немножко! Урарту тоже были язычниками, они основали тут святилище с каменными клинописными табличками — их нашли и расшифровали археологи. А потом ветер подул со стороны Греции, и люди в окрестностях Звартноц стали поклоняться блистательному Аполлону, ну или Тиру — его армянскому аналогу… Пока в один прекрасный день царь Трдат, тогда уже больной и немощной, и всё еще язычник и греховодник, не встретил именно тут освобожденного из тюрьмы узника. Это был будущий первый Католикос всех Армян, святой Григорий Просветитель. Случилось это примерно в 301 году, и с этой судьбоносной встречи пошла совсем другая история не только Армении, но и всего христианского мира!

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Храм Звартноц создали очень легким, изящным, пронизанным светом и солнцем. Ажурное плетение окон и дверей, резьба из виноградных лоз и побегов граната — любимые символы в Армении, пальмовые ветви, переплетение геометрических фигур — все это можно увидеть как в музее Звартноц, там и под открытым небом.

Источник

Эчмиадзинский кафедральный собор: как добраться, что посмотреть, экскурсии, фото

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

В этой статье расскажу о главном кафедральном соборе Армении – Святом Эчмиадзине. Это действующий храм и главная святыня и духовная столица для армян всего мира. Этакий армянский Ватикан. Эчмиадзинский кафедральный собор Армении был построен еще во 2 веке и сегодня является резиденцией Верховного Патриарха Армянской церкви. Храм Эчмиадзин внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эчмиадзин как добраться из Еревана

Как доехать до Эчмиадзина из Еревана? Эчмиадзин находится чуть западнее Еревана. Расстояние Ереван Эчмиадзин всего 15 км, и вы легко сможете до него добраться. Можно сесть, к примеру, на автобусы №202 и №302, они едут до городка Вагаршапат (Эчмиадзин) — именно там и находится Эчмиадзинский храм. Просто попросите водителя остановить возле храма, все местные отлично знают это место, так что проблем не будет.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Автобусы в Эчмиадзин останавливаются на проспекте Маштоца или на пересечении проспекта Маштоца и ул. Сарьяна. Кроме того, сесть на автобус или маршрутку до Эчмиадзинского монастыря можно с центрального автовокзала Еревана Киликия (автовокзал находится на проспекте Исакова).

Стоимость проезда: 100-300 драм.

Также, можно доехать на такси. Такси с частником обойдется примерно в 6000 драм туда обратно. За эту стоимость водитель вас отвезет не только в церковь Эчмиадзин, но и в соседний храм Звартноц. Таксист подождет, пока вы осматриваете храмы, а потом отвезет обратно в город. Мы как раз ездили на такси в Звартноц и Эчмиадзин, поскольку в тот день поздно вернулись из Хор Вирапа и уже не успевали на автобусы, а посмотреть храмы очень хотелось.

GPS-координаты: 40.161821; 44.291035).

Кроме того, легко и просто можно добраться на арендованном авто.

Рекомендация: Взять в прокат авто в Ереване дешево советую на сервисе Myrentacar — это отличный агрегатор локальных автопрокатчиков. Пользуемся сами и вам советуем. Цена на прокат авто всего от 13$ в сутки в низкий сезон. Про наш опыт аренды авто в Армении можете почитать в этой статье

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Стоимость посещения

Вход в Эчмиадзинский собор бесплатный.

Вход в музей (сокровищницу) платный – 1 000 драм с человека.

Купить входной билет можно в кассе рядом с Эчмиадзинским собором

Время работы

Собор открыт с 07.00 до 20.00 каждый день, а музей на территории работает с 10.30 до 17.00 каждый день кроме понедельника. В воскресенье музей работает с 14.00 после завершения богослужений.

Эчмиадзин достопримечательности

Что посмотреть в Святом Эчмиадзине? Раньше я считала, что Эчмиадзинский собор – это какой-то отдельно стоящий храм, но я ошибалась. Вообще, Эчмиадзин – это целый монастырский комплекс, занимающий довольно внушительную территорию, так что за 10 минут вы его точно не успеете осмотреть. Главный вход на монастырскую территорию отчетливо виден с дороги (большие ворота) и тут всегда много машин и людей, так что не ошибетесь.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Попадая внутрь, мы видим несколько разветвлений дороги. В левой стороне от входа находится старинная типография 18 века, а в правой части — кельи монахов. Если же идти по центральной аллее, то увидим, как раз непосредственно Святой Эчмиадзин. А рядом с собором расположена резиденция Патриарха Армении.

В саму резиденцию вход запрещен, вы можете только посмотреть издалека на её красоту и изысканность через железные ворота. Тут же рядом находится пост охраны, и даже если вы попытаетесь туда зайти, охранник вас сразу развернет обратно.

Возле резиденции находится очень красивые ворота – «ворота Трдата». Это единственный сохранившейся до наших дней элемент дворца армянских царей. Конечно ворота реконструировались, но в их основании сохранились старинные каменные блоки, поэтому считается что именно в этом месте когда-то стоял дворец армянских царей.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Если говорить о самом кафедральном соборе Эчмиадзина, то название храма в переводе с древнеармянского переводится как «место сошествия единородного». Внутри Эчмиадзинского собора сохранились фрески, настенные росписи, иконы святых, иконы с библейскими сюжетами. Здесь хранится интересная икона, на ней изображено много армян — жертв геноцида 1915–1923 гг, впоследствии причисленных к лику святых. А особенность храма в том, что помимо главного алтаря в восточной стороне, здесь находятся еще 3 алтаря.

Сбоку от храма расположена сокровищница (имеет статус музея). Тут можно посмотреть на красивые реликвии, отделанные драгоценными камнями, старинные одеяния служителей церкви, древние рукописи, церковную утварь, предметы мебели и прочие ценности. В сокровищнице Святого Эчмиадзина хранится главная святыня армянской церкви — наконечник Святого копья, с помощью которого, по преданию, распятого Иисуса избавили от его мучений. Раньше эта реликвия хранилась в монастыре Гегард, но затем её доставили в Эчмиадзин. Также в сокровищнице хранятся мощи святых, частица Животворящего Креста и частица Ноева ковчега.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

На территории монастырского комплекса находится духовная семинария Эчмиадзина – это самое крупное высшее учебное заведение армянской церкви, студенты здесь не только учатся, но и живут. Также на территории относительно недавно была построена церковь Святых Архангелов.

Сама территория монастырского комплекса произвела на меня очень приятное впечатление. Несмотря на большое количество туристов, здесь тихо, спокойно, много зелени. Приятно просто пройтись вдоль клумб и красивых деревьев или посидеть отдохнуть на лавочке. Ощущение – будто попал в уютный парк.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

На территории есть питьевые фонтанчики, вот так интересно выглядит один из них:

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Экскурсии в Эчмиадзин из Еревана

Как правило храм в Эчмиадзине посещают вместе с храмом Звартноц, ведь они находятся на расстоянии всего 5-и км друг от друга. Я сделала для вас подборку необычных экскурсий от местных с посещением Эчмиадзинского собора:

Вам также может быть интересно:

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Если статья понравилась, подписывайтесь на обновления блога, а также делитесь статьей в соц.сетях с друзьями:)

Отличного вам отдыха в Армении:)

Как мы готовимся к поездке

Как мы готовимся к поездке

Источник

Эчмиадзинский Кафедральный собор в Армении: история и описание церкви Эчмиадзин

В каждой конфессии (ответвлении) христианства существуют свои особо почитаемые святыни. В Армении таким местом, обязательным для посещения каждым верующим, является Эчмиадзинский Кафедральный собор. Чтобы понять, насколько это место священно для армян, можно провести параллель со Стеной плача в Иерусалиме или собором Петра и Павла в Ватикане. Поэтому древнейший город Вагаршапат, где находится собор, заслуженно относится к категории главных мировых святынь и достояний человечества.

Христианство здесь признали государственной религией одними из первых в мире, еще в IV в. нашей эры. Этот период в истории навсегда останется переломным и основополагающим для верующего населения. В это время зарождались основы армянской апостольской церкви, формировалась культура и традиции страны. Собор появился на заре религии, и имеет непосредственное отношение к самым знаковым событиям в истории государства.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Древние легенды

Церковь Эчмиадзин в Армении считается первым христианским собором. Она была построена на руинах языческого храма, что символизировало собой обращение всей страны в новую религию. Имея столь почтенный возраст, место обросло легендами и преданиями, свойственными всем древним строениям.

Великий царь и первый католикос всех армян

Возведение собора ознаменовало собой ключевое событие в религиозной жизни армян. С этого момента христианство раз и навсегда стало официальным вероисповеданием.

Две главные фигуры этих событий — царь Трдат (или Тиридат) III Великий и первый католикос всех армян Григорий Просветитель.

История становления христианства берет свое начало со времен Хорсова II и наполнена мифологизированными событиями.

В III в., когда царем Армении был Хосров II (отец Трдата III) внешняя политика заключалась в противостоянии с соседней Персией. В 252 г. царь стал жертвой этого конфликта. По приказу персидского шахиншаха Шапура I правитель был убит наемником Анаком Парфянским. По горячим следам убийца был схвачен царскими воеводами и умерщвлен вместе с семьей. Волею судьбы в живых остались дети убитых: единственный наследник престола — царский сын младенец Трдат и младший сын Анака — будущий католикос Григорий.

Трдат был спешно увезен в Рим, где вырос и получил образование. Он высоко чтил Римское право, стал выдающимся специалистом в военном деле и хорошо знал языки. В 287 г. римский император Диоклетиан (известный как отъявленный гонитель христиан) признает Трдата царем Армении и помогает вернуться на родину, чтобы вступить на престол.

В то же самое время, другой выживший ребенок вместе с кормилицей проживает в Кесарии Каппадокийской, где воспитывается в строгом христианстве и при помазании получает имя Григорий Лусаворич. Неудачный брак подтолкнул Григория к решению отправиться в Рим на службу к Трдату, поскольку он желал загладить вину своего отца перед царской семьей.

Сочинения армянских историков повествуют о том, что когда Трдат III вернулся в Армению в сопровождении римских легионов, Григорий уже состоял в числе его сподвижников. Во время обряда жертвоприношения в капище языческой богини плодородия и любви Анаит Григорий отказывается принимать участие в церемонии и проповедует учение Иисуса Христа. За этот поступок и, как выяснилось позднее, родственные связи с убийцей Хосрова II его заключили в казематы для смертников Хор Вирап, где он провел в заточении 13 лет. С освобождением Лусаворича и связана первая легенда.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Святая Рипсимэ и божественное исцеление царя

По преданию, в те времена вблизи Вагаршапата нашли прибежище тридцать три беглые римские монахини, которые скрывались от преследований императора Диоклетиана. В одну из них, девушку по имени Рипсимия, безответно влюбился Трдат III. После отказа выйти за него замуж и обратиться в язычество, непокорную беженку и всех ее подруг по приказу царя предали мученической смерти. Есть источники исторической хроники, в которых сообщается, что одной из монахинь все-таки удалось бежать. Ею оказалась Святая Нина — христианская просветительница Грузии, почитаемая там в лике равноапостольных.

После казни монахинь царь испытал сильное потрясение, которое привело к тяжелому нервному заболеванию. Он потерял рассудок, и ни один лекарь не мог его вылечить. В тоже время его сестре Хосровадухт неоднократно снится один и тот же сон, в котором она видит человека, способного помочь царю избавиться от недуга. И этим человеком оказался заключенный Григорий. От безысходности и желания вернуться к полноценной жизни Трдат соглашается освободить пленника.

Первым делом Григорий оплакал убитых царем дев-мучениц и провел похороны (позднее на этом месте был возведен храм) по христианскому обычаю, а затем с помощью проповедей и молитв исцелил царя. Тот, в свою очередь, покаялся в совершенных им языческих бесчинствах, признал единого Бога, принял крещение и объявил христианство официальным вероисповеданием. Теперь гонению подвергались язычники.

В честь ознаменования новой религии в стране царь Трдат III и Григорий Просветитель организовали строительство собора Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «сошел Единородный». А почему первый христианский храм Армении получил такое название, расскажет следующая легенда.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Огненный молот и ивовая ветвь

При выборе места для расположения храма Григорий Просветитель долго не мог определиться, постоянно возникали причины для нового поиска. Однако впоследствии ему было видение: сам Иисус Христос сошел с небес с огненным молотом в руке и указал на языческий храм, недалеко от царского дворца. Капище разрушили, и на его руинах развернулось новое строительство.

Местность оказалось заболоченной, процесс строительства шел медленно и проблематично. Тогда Единородный (божий сын Иисус Христос) явился католикосу во второй раз уже с золотой ивовой веткой и поведал о том, что место проклято нечистью, которую он должен разогнать. Григорий совершил обряд изгнания с помощью сорванной ветки ивы, и уже ничто не мешало дальнейшему возведению главного городского собора. Благодаря его видениям выбор названия случился сам собой.

А собор и на самом деле оказался построен на воде. Об этом говорит чудотворный кладезь внутри храма, глубина которого 7 м.

Верующие приходят сюда испить исцеляющей чудодейственной воды. Более того, подземные воды храма использованы древними строителями, как защита стен сооружения от частых землетрясений. Камни в основании установлены таким образом, что даже при сильных подземных толчках не дают святыне рухнуть.

Интересным остается факт, что уровень воды в колодце никогда не меняется вне зависимости от погодных условий и количества потребляемой воды.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

История реконструкций и дальнейшая судьба

Возведение первого христианского храма в Армении произошло в начале IV в. Он стал патриаршим престолом, и остается им по сей день. Но так было не всегда. За всю свою многовековую историю стены храма претерпевали значительные изменения.

V в. перенос резиденции католикосата

Свой современный облик собор принял не сразу. Изначально это была прямоугольная деревянная базилика. Даже купола не было, что типично для первых христианских построек. Спустя не один десяток лет, во времена правления князя Вардана Мамиконяна, храм приобрел крестообразную форму с куполом в центре. При этом же князе армянский Патриарший престол из Эчмиадзина (или Вагаршапата, как он назывался в то время) был перенесен в город Двин. После народно-освободительных войн с персами в 484 г. новая столица становится крупным экономическим и культурным центром государства. Но несмотря на это, Эчмиадзинский кафедральный собор в Армении превращается в богатый монастырский комплекс.

В дальнейшем духовный центр переходил из рук в руки, пока в 1441 г. не вернулся на свое историческое место. Тот период XIV-XV вв. знаменуется как эпоха кризиса Армянской апостольской церкви.

VII в. каменные фасады

В VII в., при католикосе Комитасе, храм капитально перестроили. Появились новые перекрытия, арки и новый купол — все каменное. Таким образом, были заложены очертания здания, близкие к тем, которые мы видим сегодня. Археологический анализ и изучение сводов и стен собора помогли выявить разницу строительной техники на фасадах, содержащих кладку от V до XVII вв. Ученые выделяют значительную часть, а именно, всю нижнюю зону внешней кладки до уровня 2/3 высоты, которую относят к реконструкции собора, датируемой VII в.

Святой Эчмиадзин — это не только Кафедральный собор.

Это огромный монастырский комплекс, т. к. на его территории, помимо всего прочего, располагаются еще три церкви:

Строительство этих храмов также относится к VII в., кроме последнего, его возведение датируется XVII в.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

XVII-XVIII вв. новое масштабное строительство

Многие нынешние формы эчмиадзинского Кафедрального собора ученые единогласно относят к периоду XVII-XVIII вв. В это время комплекс находится в центре внимания, становится объектом постоянной заботы. Его восстанавливают и обустраивают.

Основные работы заключались в следующем:

XIX в. и новейшее время: Кавказская война и ее последствия

Во время Кавказской войны (в период русско-персидской 1804—1813 гг.) сильно пострадали окрестности Эчмиадзина. К концу XVII в. армянские общины Северного Причерноморья уже входили в состав Российской Империи. Епархии, которые находились на персидской территории, стремились избавиться от власти Персии и получить поддержку христианской православной России.

Созданные добровольческие армянские отряды сыграли немалую роль в победах русских войск в Закавказье. В 1828 г. Восточная Армения вошла в состав Российской империи, и в результате Армянская Апостольская церковь, благодаря своей конфессиональной особенности, занимала особое положение в государстве при поддержке императора Николая I.

Вначале XX в. случилось знаковое событие в жизни Армянской Апостольской церкви. 12 июня 1903 г. был издан указ о конфискации церковного имущества в пользу государства. Однако католикос Мкртич I возглавил массовую протестную кампанию армянского народа и в 1905 г. добился отмены грабительского указа.

Что касается строительных работ, то сюда относят появление на территории комплекса школы, ризницы (хранилище церковной утвари и священных реликвий) и каменного пруда.

В середине XX в. осуществлена также и массовая реставрация собора:

Средства на реставрацию были пожертвованы президентом Армянского всеобщего благотворительного союза Алеком Манукяном. Этот человек прославился как влиятельный и богатейший бизнесмен своего времени.

С 2000 г. комплекс входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Современное положение

В настоящее время первопрестольный Эчмиадзинский Кафедральный собор остается духовным и административным центром Армянской Апостольской церкви. Верховным Патриархом и Католикосом всех армян сейчас является Гарегин II.

Территория комплекса огромна. Здесь проходят церковные службы, обзорные экскурсии, обучение будущих армянских священников. Место является главной святыней страны, и очень популярно не только среди армян, но иностранных туристов со всего мира.

Посещение комплекса позволит увидеть:

Уникальное место — Духовная Академия (Духовная семинария Геворгян). Это высшее учебное заведение для желающих посвятить себя служению армянской церкви. В течение пяти лет здесь изучают языки, всемирную историю, психологию и философию. Поступившие обеспечиваются бесплатным общежитием, питанием, медицинской помощью и письменными принадлежностями. Подробности можно уточнить на сайте armenianchurch.ru.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Архитектура и внутреннее убранство

Начать описание хочется с оформления центрального входа в религиозный комплекс. Это массивные ворота с четырьмя арками и символичный алтарь под открытым небом (установлен в 2001 г. к 1700-летию принятия христианства в Армении). Со стороны улицы здесь изображены основатели эчмиадзинского храма — Трдат и Григорий.

Непосредственно собор внешне представляет собой пятиглавый храм крестообразной формы с главным куполом, часовней и тремя ротондами на шести колоннах по периметру. Основная часть здания выглядит монолитной с небольшими и немногочисленными оконными проемами. Воздушности экстерьеру придают как раз постройки второго уровня — ротонды и центральный купол, украшенный каменный резьбой. Пышным убранством выделяется и колокольня.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Отличительной чертой архитектуры собора выделяют наличие трех алтарей — центрального, северного и южного. Центральный алтарь (Алтарь Сошествия) здесь представлен больше как священное место — именно сюда ударил огненный молот Христа в видении Григория Просветителя. Остальные два используются для проведения церковных служб и обрядов.

Внутренняя отделка относится к XVIII столетию, но в советское время уже проводилась реставрация настенной росписи. Помимо многочисленных орнаментов, здесь можно увидеть фрески со сценами из святого писания, портреты святых и апостолов (всего их 120).

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Отдельного внимания заслуживает богатый, как в прямом, так и в переносном смысле музей с уникальными экспонатами. Помимо щедро украшенных драгоценными камнями предметов одежды, интерьера и золотых и серебряных ритуальных объектов, здесь можно увидеть копье Лонгина и мощи Ноева ковчега, древние монеты и священные рукописи и еще много интересных и священных для верующего человека экспонатов.

Каждый экспонат имеет определенное значение. Например, копье Лонгина (пронзившее Христа) и десница Григория Просветителя используются для обряда освящения миро, который здесь проводят раз в семь лет. Миро — это специально приготовленное ароматическое масло, которое используют для помазания тела человека во время священных таинств. Готовятся священнослужители к обряду за сорок дней. Котел с оливковым маслом ставится на алтарь, где проводятся обряды и молитвы. Отдельно готовятся отвары из 44 трав и бальзам. В торжественный день все компоненты смешиваются воедино и перемешиваются тремя святынями — животворящим крестом, десницей Святого Григория и копьем. Считается, что благодаря этому ритуалу в миро добавляется частичка крови Иисуса Христа. 180 литров масла делится между всеми приходами республики и используется в течение семи лет до следующего торжественного обряда.

эчмиадзинский кафедральный собор внутри

Практические советы посетителям

Современное название города, где расположен монастырский комплекс — Вагаршапат (с 1992 г.), но в обиходе и на дорожных указателях может быть использовано предыдущее название Эчмиадзин. Это четвертый по величине город в стране. Из Еревана сюда можно доехать на автобусе №203 с автовокзала «Киликия». Время в пути без пробок примерно 25 мин. Автобусы ходят с раннего утра до позднего вечера. Если добираться на автомобиле, то нужно ехать по междугородной трассе М5 в сторону Araratyan Street. Координаты для GPS: 40.161821; 44.291035.

Поскольку это действующий храм, вход на территорию свободный. А вот для посещения музея требуется купить билет.

Видео о соборе

В видеосюжете показана главная армянская святыня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *