эдред торссон руническое учение

Эдред торссон руническое учение

эдред торссон руническое учение

Описания рун, приводимые ниже, основаны на традиционных ассоциациях, рунических стихах и других источниках древнего знания (связи с именами, числами и т.д.). Преимуществом этих описаний можно считать использование системы Арманов, успешно практиковавших гадания на рунах.
В приведённых статьях возможное прочтение делится на три уровня:

Важнее всего, конечно, дать общий способ ориентирования в рунических символах и обеспечить тот контекст, на котором гадатель будет выстраивать личное прочтение.
«Светлое» прочтение рун есть прочтение «стандартное», не зависящее от соседних знаков. Понятие «позитивный» не всегда имеет значение «благотворный». В пример можно привести руны thurisaz, isa, nautbiz или hagalaz: все они вредоносны в своих «позитивных» значениях. «Тёмное» прочтение рун определяется их отношением к другим рунам или к тому положению, которое они занимают в гадании. Отрицательное значение бывает двух видов: (1) катаклизм и (2) препятствие. Если темное значение руны накладывается на другое, это означает грядущие перемены, часто неприятные для вопрошающего, но могущие привести к новым начинаниям. Случай, когда одна магическая сила препятствует другой, самый худший из возможных; это означает упадок и застой всех сил. Способ определения отношений темных и светлых знаков в любом прочтении мы детально обсудим в главе 6.
Каждая статья содержит написание руны, её номер и фонетическое значение, германское имя и его переводы, связанные с разными аспектами проявления руны. Кроме того, к каждой руне приводятся соответствующие строфы из «Древнеанглийской рунической поэмы» (OERP), «Древненорвежских рунических стихов» (ONRR) и «Древнеисландской рунической поэмы» (OIRP) (15). Поскольку в системе Младшего Футарка, использовавшегося в «Древненорвежских рунических стихах» и в «Древнеисландской рунической поэме», было только шестнадцать рун, то лишь шестнадцать из двадцати четырех знаков Старшего Футарка сопровождаются строками из двух этих источников. Приводится также (с переводом) латинская глосса, сопровождающая посвященную каждой руне строфу в «Древнеанглийской рунической поэме».

15. Все три данные произведения приводятся в переводе А.Коддая.

Источник

Текст книги «Источник Судьбы»

Автор книги: Эдред Торссон

История

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

Эдред Торссон
Источник Судьбы

Одно из самых известных пособий по руническим гаданиям. Составлено признанным авторитетом в данной области,ученым деятелем языческого возрождения Эдредом Торссоном.

At the Well of Wyrd

Samuel Weiser, Inc. York Beach 1988

Перевод с английского М. Емельяновой, М. Коровина

Под общей редакцией Антона Платова

First published by Samuel Weiser, York Beach, Maine, USA as Runecaster’s Handbook: At the Well of Wyrd.

Эдред ТорссонИсточник судьбы: Пер. с англ. – М.: София, Гелиос, 2002. – 176 с.

Одно из самых известных пособий по руническим гаданиям. Составлено признанным авторитетом в данной области, ученым «деятелем языческого возрождения» Эдредом Торссоном.

© Edred Thorsson, 1988 О Samuel Weiser, Inс, 1988 © M. Емельянова, перевод, 2002 © М. Коровин, перевод, 2002 © Издательство «София», 2002

ISBN 5-344-00079-0 © ИД «Гелиос»,2002

Старший Футарк

эдред торссон руническое учение

1 fehu скот, деньги (золото)

4 ansuz Ас, верховный бог предков

5 raidho повозка, колесница

6 kenaz/kaunaz факел/язва

8 wunjo радость, удовольствие

9 bagalaz град (градина)

12 jera год (урожай)

14 perthro чаша для жребиев

15 elhaz/algiz лось/защита

17 tiwaz Тюр, бог неба

18 berkano береза (богиня)

19 ehvaz/ehwo конь/двое коней

20 mannaz мужчина (человек)

21 laguz/laukaz вода/дикий лук

22 ingwaz Инг, бог земли

24 othala наследие предков

Предисловие к американскому изданию

Эта книга – одна из трилогии пособий по руническому искусству. Две другие книги – «Футарк: пособие по рунической магии» 1

[Закрыть] и «Руническое учение: пособие по эзотерической рунологии 2

[Закрыть] также были опубликованы в издательстве Samuel Weiser, Inc. Обе эти книги создавались таким образом, чтобы объединить существующую информацию о чисто традиционных формах с результатами изучения духовного мира древних германских народов, стараясь научные исследования «оживлять» разумной интуицией.

Хотя в рунической традиции немало нововведенных техник, в этой книге я стремился уделять основное внимание техникам и системам значений, относительно которых мы имеем прямые свидетельства в старой рунической традиции. Нововведения одобряются, но – на том уровне, на котором они наиболее приемлемы, т.е. на уровне индивидуальном. Священное искусство рунического прорицания более других частей рунической традиции подвергалось профанации во время последнего Рунического Возрождения. Возможно, эта книга положит начало восстановлению этого искусства. Дорога к Источнику Судьбы может стать священным путем в глубины самого себя, и именно этому посвящена данная книга.

Тех, кто интересуется дальнейшим изучением рун, я приглашаю писать по адресу:

The Rune-Gild P.O. Box 7622 Austin, TX 78719 USA

Введение

Общение с богом, или с богами, – вот что такое прорицание. На самом приземленном уровне руны – это система письма. И на уровне космическом – как и на уровне земном – они представляют собой систему коммуникации. Руны – это инструмент познания сокровенных, невидимых никаким иным способом, истин. Руны – это своего рода традиционный код, подаренный нам богом Одином (Вотаном), код, с помощью которого может быть послано сообщение с одного уровня реальности на другой, из одного мира в другой мир. Как в магии (galdr), где целью мастера рун является изменение объективного мира в соответствии с его собственной волей, так и в руническом гадании, где целью является «прочтение» скрытых истин о себе и о внешнем мире, – руны всегда являются инструментом (посредником), с помощью которого некое послание может быть отправлено или получено.

На самом деле, конечно, руны живут в душе гадателя – то есть в вашей душе. Рунические знаки – это символические объекты, которые действуют как своего рода магическое зеркало вашей души. Когда вы созерцаете руны, раскинутые на священном куске чистой белой материи – на самом деле вы вглядываетесь в глубины Колодца Судьбы. Витки 3

Такое «открытие каналов» дается только тому, кто вложил в постижение рун свой труд и силу воли. Будущий гадатель по рунам должен многое узнать и много потрудиться, прежде чем он сможет ожидать большого успеха. В этой книге кроме информации, содержащейся в вышедших ранее книгах «Футарк» и «Руническое учение», вы найдете все, что вам может понадобиться, чтобы действительно стать «руническим связным».

Эта книга задумана как практическое руководство, содержащее конкретные указания на традиционные знания и способы действий; но это не чрезмерно сокращенный справочник. Там, где древняя традиция ясна, мы следуем ей, но в некоторых технических вещах нам пришлось реконструировать детали. Это было проделано в духе германской рунической традиции. Каждая реконструкция опирается на определенные факты или на интерпретацию древней традиции, используя то, что дошло до нас в литературных или иных исторических источниках. Следует помнить, что новаторство – там, где это действительно необходимо, – само является частью традиции. Тот, кто может стать великим мастером рун, не станет колебаться, изобретая новые способы чтения рун, гадания и так далее. Большинство гадателей – и будущих экспертов – не ошибаются в нововведениях, но иногда слишком сильно зависят от бездумных заимствований из других (обычно более поздних и «популярных») систем прорицания. Такие заимствованные элементы впоследствии волей-неволей «запихиваются» ими в руническую систему.

Другая большая проблема, которая часто встречается в книгах по руническому гаданию, – это тотальное незнание автором истинной традиции, не доставляющее ему никаких неудобств. Качество предсказаний, которые вы будете получать с помощью рун, значительно повысится, если вы посвятите свое время и силы изучению соответствующей традиции, прежде чем собственно гадать (не говоря уже о том, что с традицией было бы неплохо знакомиться и авторам, пишущим книги о рунах).

Чтобы набраться опыта, гадание на рунах необходимо практиковать. Это потребует от вас бросать руны много раз. При этом вы ни в коем случае не должны превратить гадание в профаническую «игру» как средство развлечения; не допустить этого помогут ритуалы. Однако, с практической точки зрения, как же вы наберетесь опыта, если будете гадать только по особым случаям? В самом начале нужно гадать ежедневно, самое разумное – не более одного раза в день. Такой сбалансированный подход позволит, сохраняя здоровое уважение к рунам, познакомиться с ними в максимально короткий срок.

Иногда гадатель задает рунам один вопрос, а они, как кажется, отвечают на другой. Руны (в особенности ваши личные внутренние руны) могут иногда отвечать на настоящий вопрос, действительно занимающий сейчас ваше сердце и ум, – вне зависимости от того, что именно вы спросили. В таких случаях проще всего аккуратно прочесть ответ именно на этот вопрос. Вопросы, которые связаны с большей детализацией ситуации, требуют, соответственно, большего участия сознательной воли.

В целом, руническое гадание – это лучший метод изучения самих рун. Чтение – и даже заучивание – того, что говорится о рунах в древних текстах или в книгах «Футарк» и «Руническое учение», – это, конечно, хорошо, но для мастера рун само гадание на рунах – наиболее мощный способ узнать их тайны. Опыт, полученный в результате гадания на рунах, может быть прямо применен во всех других областях рунической работы и магии.

Начался прилив, и пришло время всем потомкам и последователям Одина вновь собраться у Источника Судьбы, чтобы читать волю богов, и вновь взять в руки могущественные кровавые жерди 4

Глава 1 Историческое предисловие

Слово руна означает «тайна». Основной его смысл одинаков во всех древних германских диалектах: др.-исл. run, др.-в.нем. runa, др.-англ. run и гот. runa. Корни этого слова, скорее всего, следует искать в архаическом обозначении издаваемых человеком звуков – шепота или рычания. Связь слова руны со знаками письменности имеет второстепенное значение; важнее то, что руны прежде всего связаны со словесным выражением магии, и лишь во вторую очередь – с визуальным (графическим) ее «закреплением».

Когда германцы переняли письменность у греков и римлян, они назвали свои буквы «рунами». Каждая руна представляет собой таинство, и это имеет глубокий сакральный смысл. (Не удивительно, что люди, развившие и сохраняющие эту систему, были также хранителями других интеллектуальных и религиозных представлений в своей культуре.) Тем не менее руническая система может использоваться для передачи живого языка и таким образом сохраняет сами магические формулы. Руны, или рунические знаки, стали «тем, кто нашептывает тайны», поскольку благодаря им оказался возможен обмен знаниями через время и пространство. Можно сказать, что руны осуществляют связь между различными сферами бытия – между богами и людьми, между людьми и стихиями.

Огромное значение рун очевидно для любого, кто интересуется магией и техниками предсказаний. Руны, хотя и не являются языком в обычном смысле этого слова, служат основанием для мощного метаязыка, представляющего собой систему символов, значение которых находится далеко за пределами языка обыденного. Поэзия – явление также магическое, и именно в рунических гадательных практиках следует искать корни классической германской поэзии.

Используя слова этого метаязыка, тот, кто работает с рунами, может начать полный значения и смысла диалог с миром, в котором он живет, – как с миром внешним, так и с миром внутри себя. Именно здесь и следует искать корни истинного значения слова «руна». По мере постижения сути древней германской космологии множественных миров и образа мыслей людей древности этот смысл рун становится все более ясным и значительным.

ИСТОРИЯ РУН

В историческом и экзотерическом отношении руны представляют собой алфавит, который ис-пользовавался германскими племенами с самых древних времен до начала XX века (в скандинавской «глубинке»). Тем не менее эта непрерывная традиция претерпела множество изменений. Важно понять, что руны как система символов (как метаязык) не представляют собой языка в обычном понимании. Любой живой язык (английский, русский, японский) теоретически может быть записан руническими знаками, хотя исторически руны никогда не использовались вне германской группы языков 5

Древнейшая руническая традиция представлена двадцатью четырьмя знаками, называемыми Старшим Футарком. Эта система предположительно появилась около 200 г. до н.э., а однозначно использовалась в I веке н.э. (Самая старая надпись на броши из Мелдорфа датируется примерно 50 годом н.э.) В Скандинавии старая руническая традиция не прерывалась примерно до 800 года н.э., когда была преобразована в шестнадцатизначный Младший Футарк. Примерно с 450 года н.э. руны Старшего Футарка использовались во фризских и англосаксонских землях, где число рун выросло до двадцати восьми. Данная система, зафиксированная в ряде манускриптов, развивалась вплоть до середины XI века. Как вариант стандартного двадцатичетырехзначного Футарка в VI-VII веках возникла южно-германская руническая традиция, существовавшая на территориях современных Баварии, Алемании и Тюрингии.

В Скандинавии шестнадцатизначный Младший Футарк, сложившийся на заре так называемого Века Викингов, понемногу искажался под влиянием южно-европейских алфавитных систем. Рунические знаки изымались из Футарка и входили в обычный алфавит. Эта реформа была более-менее завершена около 1300 года. Но по руническим стихам можно судить о том, что эзотерическая традиция Футарка сохранилась до XV века.

Как система письма руны исчезли практически везде, кроме Скандинавии, где они продолжали существовать как альтернативная утилитарная письменность (особенно для резьбы по дереву) в среде монахов, купцов и земледельцев. К позднему времени руны сохранились лишь в самых отделённых уголках Скандинавии.

Если читатель желает более детально изучить историю развития рунического искусства, он должен воспользоваться книгой «Руническое Учение» 6

ГАДАНИЕ НА РУНАХ В ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ

Без письменных источников, особенно древнеисландских и латинских, было бы трудно в историческом контексте понять природу и принципы гадания на рунах. Дошедшие до нас свидетельства дают нам множество ключей к разгадке сути рунического гадательного ритуала и показывают нам общий исторический фон этого ритуала как такового. Но здесь следует сделать несколько важных замечаний. Во-первых, эти тексты появились лишь в Средневековье, и – хотя они безусловно содержат древний материал и отражают архаические практики – мы должны остерегаться имеющихся в них искажений. Во-вторых, когда мы используем в качестве свидетельства древние северные саги, мы должны иметь в виду, что они могут содержать определенные литературные условности. Но оба эти замечания, тем не менее, второстепенны с точки зрения традиции в целом.

Археологические данные не дают нам четких примеров использования рун в гадательных целях, но это, скорее всего, связано с тем, что они изображались на недолговечных материалах. Возможно также, что после использования руны подвергались ритуальному уничтожению. Другой удивительный факт заключается в том, что в древнеисландской литературе нет прямых, немифологических, упоминаний о руническом гадании. И все-таки мы можем однозначно говорить о существовании подобных практик, основываясь на лингвистических свидетельствах и параллельных сведениях письменных источников.

Существующие лингвистические свидетельства делятся на две большие группы:

1) слова, обозначающие предметы (инструменты), связанные с процессом гадания,

2) выражения, относящиеся к результатам гадания.

Кусочки дерева, на которых вырезались (и окрашивались затем кровью или красной краской) отдельные руны или их сочетания, в древнеисландском известны как hlaut-teinar (ед. ч. hlaut-teinn, «прут судьбы»), у Снорри Стурлусона называемые также «кровавыми прутьями», и hlaut-vidhar («дощечки судьбы»). Сочетание в протогерманском слове stabaz двуx значений «рунический знак» и «палочка», возможно, связано с тем, что руны вырезались на кусочках дерева, используемых в гадательных практиках. Термины runo и stabaz так переплелись благодаря этой практике, что слова стали синонимами. Интересное подтверждение этому предоставляет древнеанглийское слово wyrd-stoef («доска судьбы»), очевидно, также связанное с гадательным обрядом.

Древние германские языки изобилуют составными словами, относящимися к различным типам рун/знаков. Некоторые представляют собой технические описания (др.-исл. malrunar, «руна речи»; др.-исл. blydhgar runar, «кровавые руны»; др.-в.-нем. leod-runa, «руна песен», и т.п.); в то время как другие служат указанием на причину их употребления (др.-исл. brim-runar, «руны моря» – успокоить его; др.-исл. bjarg-runar, «руны родов», – облегчить их). Встречаются и термины, относящиеся, по всей видимости, к результатам гадания при помощи рун. Некоторые благоприятны (др.-исл. likn-stafir, «знаки здоровья»; др.-исл. gaman-runar, «руны радости»; др.-исл. audh-stafir, «знаки изобилия»; др.-исл. sig-runar, «руны победы»), в то время как другие, очевидно, неблагоприятны (др.-исл. myrkir-stafir, «знаки тьмы»; др.-исл. bol-stafir, «знаки зла»; др.-англ. beadu-run, «руна раздора»; др.-исл. floerdh-stafir, «знаки обмана»). Разумеется, во многих случаях пассивное прочтение этих понятий могло быть повернуто в сторону активного действия.

В том, что касается самой практики метания рун, лучшее описание мы можем найти у Тацита в X главе его «Германии» (ок. 98 года н.э.). Ранее вопрос о том, были ли notae («знаки»), упомянутые этим автором, собственно рунами, оставался спорным, поскольку древнейшая из известных надписей датировалась примерно 150 г. н.э. Однако находка фибулы из Мелдорфа стала весомым подтверждением тому, что руны были известны и до времени написания «Германии». Приведем здесь текст Тацита:

Предсказаниям и бросанию жребия они уделяют больше внимания, чем все другие народы. Их метод бросания жребия прост: они срезают ветвь плодоносящего дерева и делят ее на маленькие кусочки, которые помечают знаками, и случайным образом, разбрасывают их на белом полотне. Затем общинный жрец, если судьба вопрошается публично, или отец семейства, если это делается частным образом, после призывания богов, подняв глаза вверх, выбирает три кусочка, по одному за раз, и далее трактует жребий в соответствии с теми знаками, которые нанесены на вытащенные кусочки.

Цезарь в «Галльских войнах», написанных примерно в 55 г. до н.э., также упоминает «троекратное вопрошение жребия» (ter sortibus consultum), так что этот момент может быть важным в германском гадании.

Три приведенных ниже отрывка из Старшей Эдды также содержат магические (и весьма таинственные) сведения, позволяющие проникнуть в тайны рунических гадательных обрядов. Все они находятся в Эдде в контексте мифологическом.

В «Прорицании вёльвы», ст. 20:

Мудрые девы
оттуда возникли,
три из ключа
под древом высоким; (…)
резали руны,
судьбы судили,
жизнь выбирали детям людей,
жребий готовят. 7

Источник

Магия жизни

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Магия жизни » Как работают руны » Эдред Торссон. Руническое учение.

Эдред Торссон. Руническое учение.

Сообщений 1 страница 20 из 113

Поделиться103-02-2016 09:36:34

Содержание

Глава 1. Старшие руны
(до 800 г. н.э.)
Глава 2. Руны эпохи викингов
(800-1100 гг. н.э.)
Глава 3. Руны в Средневековье
(1100-1600 гг. н.э.)
Глава 4. Руны в Новое Время
(1600-1945 гг. н.э.)
Глава 5. Руническое возрождение
Новейшего Времени
(с 1945 года до наших дней)
Глава 6. Руническая магия и
рунические предсказания
в историческом прошлом
Глава 7. Рунические коды
Глава 8. Рунические поэмы

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
СОКРОВЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Глава 9. Внутреннее учение о рунах
Глава 10. Эзотерическая космология
(Рождение Миров)
Глава 11. Руническая нумерология
Глава 12. Руническая психология
Глава 13. Руническое учение о богах
(Эзотерическая теология)

Приложение I. Рунические таблицы
Приложение II. Произношение в древнеисландском
Словарь

Введение

Много лет мы прожили за воротами священного города наших исконных богов. Нет, нас не лишили их мудрости вследствие необратимого грехопадения, — мы всего лишь сами повернулись к ним спиной. Повернувшись к ним лицом, можно вновь ощутить их сияющую силу — если знать, где лежит их путь. Дорогу туда нам проложат руны — тайны нашего пути и ключи к собственным внутренним возможностям.
Многие века назад мы совершили ошибку. Мы, как народ, отвергли — не сразу и не во всем, но всё же отвергли — мудрость богов. Не найти нам чудесного средства, что вернуло бы её в одну ночь, не снизойдет на нас сама по себе милость Одина! Лишь напряженными усилиями каждый из нас сможет найти дорогу к давно забытым знаниям. На решение этой нелегкой, но благородной задачи и направлены усилия этой книги и Рунной Гильдии.
Хотя многое мы потеряли из-за заблуждений, идущих еще с древних времен, потери наши продолжались и в недавние годы, благодаря заблуждениям, возникшим из-за ограниченных взглядов на возрождение древних традиций Севера. Вновь и вновь новоявленные реставраторы традиции заменяют вечное и жизнеутверждающее видение Владыки Вдохновения на историологические, ограниченные схемы мертвых идеологий. Одна из важнейших задач, стоящих перед нами, — создать философскую базу для того роста жизнеутверждающего осознания нашей вневременной значимости, которое мы можем добыть из глубин миров внутри нас.
Руны и идеология, с ними связанная, служат множеству целей, как «напрямую», посредством магии, так и на уровне интеллекта. В области магии руны используются для личной трансформации, расширения сознания, психического развития, целительства, исследования Судьбы и для изменения окружающего мира согласно внутренней воле.
В то же время в областях интеллектуальных, которые как раз и рассматриваются в этой книге, — в областях интеллектуальных руническое учение и руническая мудрость могут стать фундаментом для построения новой философии, основанной на вневременных образах и выраженной посредством могущественного метаязыка. Многие «традиции» безуспешно пытались создать такой метаязык, грамматика которого была бы точна и воистину прекрасна — иудаизм, христианство, ислам, все их культурные варианты. Однако можно утверждать, что все они потерпели неудачу из-за слабости их внутренне несогласованной системы. Если же вы работаете с рунической системой и делаете ее частью своей жизни, то вам достается дар, которым вас не смог бы наделить никто другой — знание Своего Я — уникального, но при этом являющегося частью Целого. Руны станут языком, при помощи которого вы сможете «вступить в общение» с различными аспектами собственной личности и — вместе с тем — поделиться этим знанием с другими, что всегда непросто, но необходимо для проверки истинности любого понимания.
Мы должны не только научиться понимать руны так, как их понимали древние, — это только начало, — но должны придти к новому знанию о них. По мере того, как руны изменяют нас, мы сами изменяем свой взгляд на них. Они были, есть и будут вечно изменяющимися и требующими изменений. Пусть поэтому те, кто лишь желает подкрепить личные предрассудки, кого не интересуют — а то и страшат — живущие в рунах преобразующие силы, считают с этого момента, что их предупредили. Руны разворачивают перед нами дорогу превращений, а отнюдь не крепостные стены потакания собственным слабостям.
Как и все, что действительно стоит знать, эти таинства сопротивляются раскрытию (в чем нет, впрочем, никакой «злонамеренности»). Нередко они оборачиваются тайнами, но тайны эти расскажут вам больше, чем простой и понятный язык. Они отнюдь не исполнены благодушия, а уж их Владыка — и того менее. Но так и должно быть, — любой, кто скажет вам обратное, на самом деле поклоняется лжи: он скажет вам, что обрести можно лишь то, что дается как дар, мы же, последователи Одина, знаем, что истинное знание добывается волей человека. Эта воля и ее помощник — сознание, — единственный дар, меч, брошенный перед человечеством, лежащим пока в колыбели. Лишь этим мечом мы проложим в мире свой путь.
Книга эта призвана облегчить успешное овладение образным мышлением, ознакомив читателя с новейшими и лучшими работами в области рунических исследований и истории древних германских религий. Она содержит подробное описание истории развития древних рунических традиций и способов использования рунических знаков. Эти исторические сведения увязываются в книге с эзотерическим изучением природы самих рун, а также с такими областями эзотерического учения, как космогония, космология, нумерология, психология и теология. В этом издании в деталях рассматривается то, что на страницах «Футарка» упоминалось лишь вскользь. Есть надежда, что более глубокие знания о рунах, почерпнутые из этой работы, откроют путь к более широкому пониманию рун и помогут пробудить великое божество, спящее внутри нас. Пока его голос — не более чем шепот, но, приложив труд и умение, мы разбудим его, голос его зазвучит, как раскаты грома, и мы узнаем его лучше, чем когда-либо знали прежде.

Поделиться203-02-2016 09:37:49

Глава 1
Старшие руны
(до 800 года н.э.)

Цель этой главы — снабдить изучающего руны основными представлениями об истории и развитии рун, начиная с древнейших времен и примерно до 800 года н.э. (то есть — до начала Эпохи Викингов). Глава содержит также раздел, посвященный древнеанглийской и фризской традициям, продолжающимся за пределы этого временного периода. Каждому, кто приступает к изучению эзотерики рун, необходимо получить основные представления об историческом контексте традиции. «Руническое учение» создаст для этого фундамент; завершить же строение помогут самостоятельное чтение и изыскания. Большая часть информации, содержащейся в этой части книги, взята из научных работ по рунологии (см. Библиографию). Эзотерические сведения и их интерпретация, изложенная на этих страницах, послужат изучающему руны рекомендательным письмом в чудесный мир рунической мудрости, представленный во второй части книги.

Поделиться303-02-2016 09:38:29

Древняя история рун

Рунические знаки систематически используются, по крайней мере, с 50 г. н.э. (приблизительная датировка Мельдорфской фибулы) до настоящего времени. Тем не менее, традиционная и сокровенная подоснова, на которой была создана руническая система, не может обсуждаться в строго историческом смысле — она внеисторична.
История развития рунической системы подразделяется в целом на четыре эпохи:
1) древнейший период, с первого столетия н.э. примерно до 800 г. н.э.;
2) древний период, продолжавшийся примерно до 1100 г. (эти два периода характеризуются единообразной рунической традицией, связанной последовательной символикой);
3) средний период, продолжительный и неопределенный, захватывающий упадок внешней традиции и ее уход в бессознательное;
4) периоды возрождения. (Хотя в отдаленных уголках Скандинавии и продолжалось использование рун в непосредственной, хотя и значительно пострадавшей традиции, с 1600 г. большая часть серьезной работы с рунами осуществлялась в рамках возрождавших традицию научных школ.)
Иногда думают, что изучение истории вопроса не особенно необходимо и даже вредно для тех, кто желает самостоятельно погрузиться в глубины вневременной, внеисторической, архетипической реальности рун самих по себе. Однако в таком подходе есть свои подводные камни.
Исторические знания необходимы, поскольку для возрождения рун из пространств бессознательного нужны сознательные действия; современному человеку, изучающему руны, следует знать происхождение того, с чем работает его активное сознание. Только в этом случае возрождение будет плодотворным. Ветви дерева сохнут и умирают без корней. Поэтому тому, кто изучает руны, необходимы твердые знания истории рунической тради-ции. Вдобавок, аналитическое наблюдение и рациональное объяснение объективных данных — краеугольный камень в развитии цельной личности мастера рун и витки.

Поделиться403-02-2016 09:39:26

Происхождение рун

Поскольку руны внеисторичны, они не имеют какого-либо конкретного происхождения; когда мы употребляем по отношению к ним это слово, то подразумеваем всего лишь происхождение знаков Футарка. Вопрос об архетипических корнях рун подробно обсуждается в главе 10. О рунах с полным основанием можно сказать, что на пути к восприятию их людьми они прошли через множество врат и претерпели немало «рождений» в разных мирах.
Существует несколько теорий об исторических корнях системы Футарка и использования ее как письменности в германских языках. В целом они сводятся к четырем: латинская, греческая, североиталийская (этрусская) теории и теория независимого происхождения. Разные исследователи на протяжении многих лет склонялись то к одной, то к другой теории из этого числа; в последнее время достигнут определенный разумный синтез этих теорий, однако и по сей день этот вопрос остается предметом академических дискуссий.
Латинская (римская) теория впервые научно обоснована Л.Ф.А.Виммером в 1874 г. Последователи этой гипотезы преимущественно полагают, что с возникновением более тесных контактов между германскими народами и римской культурой (имевших место самое позднее со II века до н.э., когда произошло вторжение кимбров и тевтонов с Ютланда) вдоль Дуная (у Карнунтума) и Рейна (у Кёльна, Триера и т.д.) германцы переняли и стали использовать латинский алфавит. Благодаря торговым путям система быстро распространилась с юга в Скандинавию и оттуда на восток. Последнее предположение необходимо, поскольку древнейшие образцы Футарка найдены не вблизи от римских границ и сфер влияния, но, напротив, в отдаленных северных и восточных пределах германского мира. Идея торговых путей не является серьезным препятствием для этой теории, поскольку доподлинно известно, что эти пути существовали задолго до того времени. В микенских гробницах на территории современной Греции, например, найден янтарь из Прибалтики и с Ютланда. Позднее Эрик Мольтке выдвинул теорию о том, что Футарк начал распространяться из Дании и основан на латинском алфавите.
У этой теории до сих пор есть свои приверженцы, и отдельные ее аспекты, которые мы обсудим позднее, будут важны и в дальнейшем. В любом случае влияние культурных элементов, привнесенных римлянами в германские земли, нельзя сбрасывать со счетов при обсуждении любого вопроса культурного обмена в период между 200 г. до н.э. и 400 г. н.э.
Обсуждая эти теории, следует помнить, что в данном случае мы ограничиваемся исключительно вопросом происхождения идеи фонетического письма (алфавита) у древних германцев в связи с рунической традицией, но не генезиса самой традиции или системы, лежащей в ее основе.
Греческая теория, впервые заявленная Софюсом Бугге, находит истоки этой системы дальше к востоку. Согласно данной гипотезе, готы переняли одну из версий греческой скорописи во время контактов с эллинской культурой в Причерноморье, откуда она и пришла на скандинавскую родину готов. Основная проблема этой теории состоит в том, что упомянутые готско-греческие контакты не могли быть осуществлены до 200 г. н.э., в то время как древнейшие рунические надписи сделаны задолго до этого времени. По этой причине большинство ученых давно отказались от этой гипотезы. Единственным спасением для нее могли бы стать доказательства более ранней, пока не документированной связи между двумя этими культурами. Эта область требует дальнейших исследований. Возможно также, что отдельные эллинистические идеи, даже не сыграв роли в возникновении рун, внесли определенный вклад в создание некоторых элементов традиционной системы.
Североиталийская, или этрусская теория, возможно, наиболее интересна, и именно к ней обращено внимание большинства ученых в последние годы. Эту идею впервые предложил К. Марстрандер в 1928 году; впоследствии ее изменил и развил Вольфганг Краузе с соавторами в 1937 г. Гипотеза предполагает, что жившие в Альпах германские народы переняли североиталииское письмо довольно рано — возможно, ещё в 300 г. до н.э.; с ним познакомились кимбры и передали его могущественным свевам, от которых оно быстро распространилось вверх по Рейну и вдоль берега Северного моря до Ютланда и далее. Никаких исторических претензий к правдоподобности этого сценария не имеется, за исключением того факта, что первичный контакт должен был произойти за три-четыре столетия до документированного появления первой рунической надписи.
На самом деле существует образец германоязычной надписи, выполненной североиталийским письмом — знаменитый шлем из Негау (примерно 300 г. до н.э.). Текст, читающийся справа налево, приведен на рис.1.1
Надпись может быть прочитана как Harigasti teiwai. и интерпретирована как «Богу Харигасту (Одину)», или «Харигастис (и) Тейвас!» В любом случае, значения корней первых двух слов надписи ясны: Хари-гастис (гость войска) и Тейвас (бог Тюр). В более поздние времена Одина часто именовали именно подобными прозвищами, и вполне возможно, что перед нами ранний пример такого обращения. В этой надписи можно увидеть и доказательство того, что эти исконно германские божества издревле воспринимались вместе, как пара (см. гл. 13).
Знаки надписи на шлеме из Негау по многим признакам формально соответствуют руническим знакам; тем не менее, некоторые фонетические соответствия, видимо, должны были быть изменены. Ни из одного из этрусских алфавитов нельзя ясно вывести полный Футарк. Относительно недавно один известный оккультный писатель представил в двух своих книгах разновидность этрусского письма как «рунический алфавит», чем, возможно, ввел в некое заблуждение пытающихся найти ключи к тайнам рун.
эдред торссон руническое учение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *