ээг при органическом поражении мозга

Возможности электроэнцефалографии в диагностике органических поражений ЦНС

Бесспорным признаком зависимостей служит нарушение аналитико-синтетической функции ЦНС. Оба полушария мозга, как известно, определяют когнитивное взаимодействие субъекта и мира, отражая связи между предметами и явлениями. Именно ассоциативные связи во внутриполушарном и межполушарном взаимодействии определяют характер перцептивных возможностей субъекта, преимущественный тип реагирования на стресс, черты внешнего проявления и отреагирования эмоционального напряжения, степень развития вероятностного мышления, что имеет свои особенности в симптоматике зависимостей. Функционирование ЦНС с полноценной активизацией ресурсов субъекта представляется более вероятным при интактном в отношении экзогенных факторов мозге.

Электроэнцефалография достаточно информативно при выявлении последствий различных экзогений. Так, анализ биоэлектрической активности головного мозга детей в возрасте 1-3 года в норме и при различных формах последствий перинатального поражения ЦНС показал, что в каждой из исследованных групп больных имелись особенности нейрофизиологической картины. В основном они определяются функционированием и взаимодействием разных отделов коры между собой и с регуляторными структурами различных уровней. Это, вероятно, и определяет особенности клинических проявлений данных состояний. Кроме того, как следствие нарушения деятельности ретикулярной формации ствола мозга, отмечается изменение активности и электрической стабильности коркового отдела ЦНС. Это проявляется повышением синхронизации работы коры доминирующего полушария.

Исследование биоэлектрической активности мозга детей с отдаленными последствиями перинатальной патологии ЦНС также показало, что типология «зрелости» ЭЭГ у детей группы риска младшего школьного возраста имеет определенную специфику, отражающую наличие фактора поражения ЦНС, преимущественно гипоксического генеза. Она проявляется наличием специфического временного ЭЭГ-паттерна в виде сосуществования частот «зрелого» основного α-ритма с медленными и острыми формами активности. В случае достаточных компенсаторных возможностей ЦНС и соразмерности их с объемом и темпами роста нагрузок формируется почва для успешной индивидуальной адаптации. Трудности обучаемости в ходе развития ребенка возникают при недостаточной компенсации вследствие тяжести поражения мозга, замедления возрастной спонтанной реабилитации, в том числе вследствие инертности мозговых механизмов «дозревания» структуры биоритмов, необходимых для успешной интегративной деятельности мозга.

Для оценки степени зрелости структуры биоритмов по мере взросления традиционно используются показатели сформированности α-ритма. Его становление рассматривается как функциональный механизм интеграции нервных центров в единую систему, обеспечивающую сложные формы поведения. С этих позиций интересным для клинициста представляется рассмотрение категории минимальной мозговой дисфункции (отсутствует в МКБ-10) как базы для заболеваний, проявляющихся в различных формах. Раскрытие сущности этих состояний ведется с использованием теории стресса Селье, процессов «патосинтеза» и избирательной сенсибилизации. Доказательным методом, выявляющим нарушения взаимодействия различных зон коры головного мозга, стал кросскорреляционный анализ компьютерной ЭЭГ. Был сделан вывод, что все пограничные психические расстройства детского и подросткового возраста можно охарактеризовать как своеобразную задержку созревания взаимоотношений анализаторных зон коры и других структур головного мозга.

Исключительно важным для определения этиопатогенетической основы аддикций является описание ЭЭГ-признаков дисфункции лобных долей коры головного мозга, отвечающих за программирование сложноповеденческих актов. Тот факт, что при аддикциях страдает поведенческая сфера, не вызывает сомнений. Специфическим биоэлектрическим маркером дисфункции лобных долей является «медленный сенсомоторный ритм». Оценка функционального состояния лобных долей с помощью электроэнцефалографии открывает новые возможности в понимании механизмов, обеспечивающих высшие корковые функции, как в норме, так и при различных патологических процессах, в том числе и при аддикции.

Вероятна связь психотравмы развития, дезонтогенеза психики с морфофункциональной незрелостью структур мозга с развитием симптомов зависимости. ЭЭГ-корреляты психоэмоциональных сдвигов обнаружены у детей и у матерей в ранний послеродовый период. Показано, что в норме у матерей в этот период спектральные и когерентные характеристики электроэнцефалограмм существенно отличаются от таковых у женщин, не имеющих детей. У матерей с тревожно-депрессивным фоном настроения спектральные и когерентные характеристики электроэнцефалограмм значительно отличаются от зарегистрированных в норме. Спектральный и когерентный анализ электроэнцефалограмм младенцев 1-го месяца постнатального онтогенеза выявил, что у младенцев с материнской депривацией пространственно-временная организация электроэнцефалограммы существенно отличается от таковой у «семейных» младенцев. Эти наблюдения косвенно подтверждают теорию орально-симбиотических конфликтов при аддикции.

Для понимания зависимостей важна диагностическая оценка этапов личностного становления и развития. Несомненно, что личностная незрелость, замедление или деформация личностного развития имеет психобиологическую основу. В исследовании Дмитриева Т. Б. и соавт. выделены 3 группы подростков:

Установлено, что только в группе подростков с синдромом психофизического инфантилизма наблюдались сниженные значения спектральной мощности α2-диапазона. При выполнении когнитивных тестов для подростков с инфантилизмом была характерна сниженная амплитуда реакции на функциональные пробы и недостаточная дифференцированность изменений по зонам и полушариям коры мозга. Выявленные сдвиги свидетельствуют о задержке созревания мозга и отставании в формировании специализированных нервных сетей. Полученные результаты показывают, что характеристики спектра мощности α2-диапазона можно рассматривать как объективные критерии задержанного психического развития.

Дезадаптация детей и подростков в рамках школьной программы может стать провоцирующим фактором аддикции. Одной из причин подобной дезадаптации становятся нарушения развития речевых навыков. Комплексное нейропсихологическое и ЭЭГ-обследование детей с нарушениями письма и чтения позволило обнаружить локальные отклонения электроэнцефалограммы в различных зонах коры как левого, так и правого полушарий. При этом характер нарушений речевой функции у обследованных детей существенно зависел от локализации отклонений фоновой электроэнцефалограммы. Нарушения моторных компонентов письменной речи преобладали при локализации отклонений электроэнцефалограммы в передних отделах левого полушария. Фонологические и морфологические нарушения речи наблюдались соответственно при наличии локальных отклонений электрической активности в височных областях обеих гемисфер и в заднеассоциативных зонах, в основном, правого полушария. Авторы этого исследования расценивают нарушения письма и речи как симптом общего неблагополучия ЦНС.

Обзор небольшого количества работ в области электрофизиологии головного мозга показывает возможности электроэнцефалографии в диагностике органического преморбида зависимостей. Одной из основных функций ЦНС человека в норме является способность к структурированию информации, ее отбору, выявлению причинно-следственных отношений между явлениями и выработке однозначного контекста поведения. Это возможно только при сохранении сложных межцентральных связей и полноценного корково-подкоркового взаимодействия. При аддикции эти механизмы дефектны. В результате затруднено формирование элементов однозначного контекста, страдает многозначная логика отношений с объектами и социальными феноменами. Для аддикции характерны «чувственное непонимание» причин интуитивного выбора, как следствие агнозии образа позиции, определяющего этот выбор. Симптоматическим выражением этого служит выраженное нарушение микросоциальной кооперации и импульсивное «выпадение» в позиции созависимости-противозависимости. И вероятной этиологической основой подобных феноменов может быть органический фон.

=========================
Вы читаете тему: Возможности использования ЭЭГ для ранней диагностики и выявления предикторов аддиктивных состояний (Гринь В. В., Козмидиади А. О. МООО «ТЭС-терапия», ЦНИЛ ГМУ. «Медицинская панорама» № 8, июнь 2007)

Источник

ЭЭГ при психических расстройствах

ээг при органическом поражении мозга

Записи биоэлектрической активности мозга или «модели электроэнцефалограммы» зависят от возраста, например, запись МЭГ с замедленным и высокоамплитудным ритмами. Асинхронные, более зрелые ритмы развиваются от 2 до 6 лет. Генерированная низкоамплитудная бета-активность начинает появляться в период полового созревания, а взрослая ЭЭГ показывает заднюю альфа-и переднюю бета-активность. В старости наблюдается замедление альфа-частоты, сопровождающееся уменьшением и дельта-активности.

Одна из трудностей в интерпретации результатов ЭЭГ, которые показывают повышенную лобную дельта-активность у людей с шизофренией, состоит в том, что такие люди могут быть более склонны к непроизвольным саккадическим движениям глаз ( Matsue 1986 ).

Патологические корреляционные сигналы P50, обусловленные дефектами внимания, были обнаружены не только у больных с шизофренией, но и у их родственников ( Clementz, 1998 ).

В метаанализе, изучающем полезность спектральной ЭЭГ в качестве диагностического инструмента для шизофрении, Boutros et al (2008) делают вывод, что большинство исследований, которые они рассматривали, подтвердили повышенное преобладание медленных ритмов у людей с шизофренией, независимо от их лечения. Однако, они указывают на отсутствие надежных данных о чувствительности и специфичности полученных результатов и отсутствии многоцентровых исследований с использованием стандартизованных критериев. Shagass et al (1984) сообщали о чувствительности 50% и специфичности 90% при сравнении лиц с шизофренией и пациентов с депрессией при использовании медленных волн в качестве диагностического маркера.

В обзоре Shelley et al (2008) сообщается, что аномалии ЭЭГ, такие как небольшие острые спайки, всплески / и положительные спайки, чаще встречаются у пациентов с манией, чем у лиц с депрессией, у женщин, чем у мужчин с биполярным расстройством, и в не-семейных случаях аффективных расстройства позднего возраста. Выводы, такие как мелкие острые спайки, спайковые и волновые комплексы 6 / и положительные спайки у пациентов с суицидальными мыслями, имеют неоднозначное клиническое значение. Имеются некоторые свидетельства того, что межполушарная асимметрия и снижение когерентности следа ЭЭГ при биполярном расстройстве могут быть использованы для дифференциации его от шизофрении. Топография Anteroposterior P300 также отличает шизофрению от биполярного расстройства с психотической манией. Одно исследование ( n= 35 с шизофренией, n = 20 с психотической манией), выявило последующие сокращения P300 в группе шизофрении и передние ( фронтальные ) сокращения в биполярной группе ( Salisbury 1999 ).

Депрессия является наиболее распространенным психическим расстройством, с которым сталкиваются больные эпилепсией ( Kanner 2003 ). Следовательно, даже если эпилепсия не была диагностирована, результаты ЭЭГ для больных депрессией следует интерпретировать с осторожностью, поскольку они могут указывать на основное эпилептическое расстройство, а не на депрессию.

ЭЭГ в покое показывает большую активность альфа-волны с закрытыми глазами у пациентов с депрессией, что было истолковано как снижение активности коры при депрессии. Аналогично, повышенная активность альфа и бета была зарегистрирована у пациентов с психотической депрессией, но этот факт следует интерпретировать с осторожностью, поскольку такие изменения могут быть вызваны метаболическими изменениями из-за плохого питания ( Margerison 1962 ) или изменениями уровней адреналина ( Gjessing 1967 ).

Визуальный P300 (P300, вызванный с помощью визуального стимула) оказался ненормальным у пациентов с основным депрессивным расстройством и шизофренией (Blackwood 1987 ).

Гипнограммы, показывающие характер фаз сна в течение ночи, показывают нерегулярные переходы между различными состояниями сна и частые пробуждения у больных с депрессией. Фиксируется снижение стадий глубокого сна, связанное с длительным периодом быстрого сна (REM) ( Benca 1992 ). а антидепрессанты могут объяснять нерегулярные переходы и возвращать образец ЭЭГ во время сна к нормальной записи ( Figueroa Helland 2008 ).

Источник

Органическое поражение мозга

Понятие «органическое поражение мозга у детей» не имеет четкого и однозначного определения.
Но принято считать, что это – целый комплекс нарушений, связанных со структурными патологическими изменениями в тканях головного мозга.

Они могут быть как диффузными (например, появиться вследствие энцефалопатии) так и локализованными (возникнуть в результате опухоли или травмы головного мозга)

У таких детей нарушены функции многих тканей в мозгу и не только, нужно немало времени, чтобы они поменялись на другие или здоровые, которые будут выполнять свои функции правильно.

В современной педиатрии такое явление, к сожалению, это не редкость.
Головной мозг детей подвержен целому ряду негативных воздействий
Более того, невропатологи утверждают, что диагноз «органическое повреждение головного мозга» сегодня можно ставить 9 из 10 пациентов любого возраста.

Просто большая часть таких поражений не дает о себе знать.
Симптомы ОПМ ярко проявляются тогда, когда изменением подверглись от 20 до 50% органа.
Если же повреждение охватило больше половины мозга, тогда стоит говорить о серьезных признаках болезни, носящих стойкий патологический характер.

Но есть и другая сторона медали: часто не слишком квалифицированные специалисты просто злоупотребляют данным диагнозом, не желая глубоко анализировать характер неврологической патологии у ребенка.

В медицине существует классификация недугов, которые можно объединить под термином ОПМ (органическое поражение мозга).

Заболевания, относящиеся к органическим поражениям головного мозга:

Гидроцефалии
Врожденные аномалии развития головного мозга
Детский церебральный паралич ДЦП
Нарушения, вызванные внутриутробными инфекциями
Группа заболеваний, вызванных поражением центральной нервной системы (ЦНС)

Каждый недуг, входящий в эту группу, характеризуется множеством нюансов – имеет свою природу и развивается особым образом
От причины развития болезни во многом зависит и характер его лечения

Существует несколько основных причин возникновения органического поражения головного мозга у детей

Источник

Органические поражения головного мозга

ээг при органическом поражении мозга

Заболевания этого раздела имеют разнообразную природу и различные механизмы развития. Они характеризуются множеством вариантов психопатических или невротических нарушений. Широкий спектр клинических проявлений объясняется различной величиной поражения, областью дефекта, а также основными индивидуально-личностными качествами человека. Чем больше глубина разрушений, тем четче является недостаточность, которая чаще всего заключается в изменении функции мышления.

Почему развиваются органические поражения

К причинам возникновения органического поражения центральной нервной системы относятся:

1. Пери- и интранатальная патология (повреждения мозга во время беременности и родов).
2. Черепно-мозговые травмы (открытые и закрытые).
3. Инфекционные заболевания (менингиты, энцефалиты, арахноидиты, абсцесс).
4. Интоксикация (злоупотребление алкоголя, наркотиков, табакокурение).
5. Сосудистые заболевания головного мозга (ишемические и геморрагические инсульты, энцефалопатия) и новообразования (опухоли).
6. Демиелиниирующие заболевания (рассеянный склероз).
7. Нейродегенеративные заболевания (болезнь Паркинсона, Альцгеймера).

Огромное число случаев развития органического поражения головного мозга возникает по вине самого пациента (из-за острой или хронической интоксикации, черепно-мозговых травм, неверно леченых инфекционных заболеваний и т.д.)

Рассмотрим более подробно каждую причину поражения ЦНС.

Пери- и интранатальная патология

Есть несколько критических моментов во время беременности и родов, когда даже самое незначительное влияние на организм матери может сказаться на здоровье ребенка. Кислородное голодание плода (асфиксия), длительные роды, преждевременная отслойка плаценты, снижение тонуса матки и другие причины могут вызвать необратимые изменения в клетках головного мозга плода.

Иногда данные изменения приводят к ранней гибели ребенка до 5-15-летнего возраста. Если удается сохранить жизнь, то такие дети становятся инвалидами с самого раннего возраста. Практически всегда перечисленным выше нарушениям сопутствуют различной степени выраженности дисгармонии психической сферы. При сниженном умственном потенциале заостряются далеко не всегда положительные черты характера.

Психические нарушения у детей могут проявляться:

в дошкольном возрасте: в виде задержки развития речи, двигательной расторможенности, плохого сна, отсутствия интересов, быстрой смены настроения, вялости;
в школьном периоде: в виде эмоциональной нестабильности, несдержанности, сексуальной расторможенности, нарушения познавательных процессов.

Черепно-мозговые травмы

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) – это травматическое повреждение черепа, мягких тканей головы и головного мозга. Причинами ЧМТ чаще всего являются автомобильные аварии и бытовой травматизм. Черепно-мозговые травмы бывают открытыми и закрытыми. Если есть сообщение внешней среды с полостью черепа, речь идет об открытой травме, если нет – о закрытой. В клинике присутствуют неврологические и психические нарушения. Неврологические заключаются в ограничении движений конечностей, нарушении речи и сознания, возникновении эпилептических приступов, поражениях черепно-мозговых нервов.

К психическим нарушениям относятся когнитивные нарушения и нарушения поведения. Когнитивные нарушения проявляются нарушением способности к умственному восприятию и переработке информации, получаемой извне. Страдают ясность мышления и логика, снижается память, теряется способность к обучению, принятию решений и перспективному планированию. Нарушения поведения проявляются в виде агрессии, замедлении реакция, страхов, резких сменах настроения, дезорганизации и астении.

Инфекционные заболевания ЦНС

Спектр инфекционных агентов, вызывающих поражение мозга достаточно большой. Основными среди них являются: вирус Коксаки, ECHO, герпетическая инфекция, стафилококк. Все они могут приводить к развитию менингитов, энцефалитов, арахноидитов. Также поражения центральной нервной системы наблюдаются при ВИЧ-инфекции на ее последних стадиях, чаще всего, в виде абсцессов головного мозга и лейкоэнцефалопатий.

Психические нарушения при инфекционной патологии проявляются в виде:

— астенического синдрома – общая слабость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
— психологической дезорганизации;
— аффективных расстройств;
— нарушений личности;
— обсессивно-конвульсивных расстройств;
— панических атак;
— истерических, ипохондрических и параноидных психозов.

Интоксикации

К интоксикации организма приводят употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение, отравление грибами, угарным газом, солями тяжелых металлов и различными лекарственными препаратами. Клинические проявления характеризуются разнообразием симптомов, зависящих от конкретного отравляющего вещества. Возможно развитие непсихотических расстройств, неврозоподобных нарушений и психозов.

Острые интоксикации при отравлении атропином, димедролом, антидепрессантами, угарным газом или грибами чаще всего проявляются делирием. При отравлении психостимуляторами наблюдается интоксикационный параноид, который характеризуется яркими зрительными, тактильными и слуховыми галлюцинациями, а также бредовыми идеями. Возможно развитие маниакальноподобного состояния, для которого характерны все признаки маниакального синдрома: эйфория, двигательная и сексуальная расторможенность, ускорение мышления.

Хронические интоксикации (алкоголь, табакокурение, наркотики) проявляются:

неврозоподобным синдромом – явлением истощения, вялости, снижением работоспособности вместе с ипохондрией и депрессивными расстройствами;
когнитивными нарушениями (нарушение памяти, внимания, снижение интеллекта).

Сосудистые заболевания головного мозга и новообразования

К сосудистым заболеваниям головного мозга относятся геморрагические и ишемические инсульты, а также дисциркуляторная энцефалопатия. Геморрагические инсульты возникают в результате разрыва аневризм головного мозга или пропитывания крови через стенки сосудов, формируя гематомы. Ишемический инсульт характеризуется развитием очага, который недополучает кислорода и питательных веществ из-за закупорки питающего сосуда тромбом или атеросклеротической бляшкой.

Дисциркуляторная энцефалопатия развивается при хронической гипоксии (недостатке кислорода) и характеризуется образованием множества мелких очагов во всем мозге. Опухоли в головном мозге возникают в результате множества причин, среди которых генетическая предрасположенность, ионизирующее излучение и воздействие химических веществ. Медики обсуждают вопрос о влиянии сотовых телефонов, ушибов и травм в области головы.

Психические нарушения при сосудистой патологии и новообразованиях зависят от локализации очага. Чаще всего они возникают при поражении правого полушария и проявляются в виде:

— когнитивных нарушений (для маскировки этого явления больные начинают пользоваться записными книжками, завязывают узелки «на память»);
— снижения критики своего состояния;
— ночных «состояний спутанности сознания»;
— депрессии;
— инсомний (нарушение сна);
— астенического синдрома;
— агрессивного поведения.

Сосудистая деменция

Отдельно следует говорить о сосудистой деменции. Ее разделяют на различные типы: связанные с инсультом (мультиинфарктная деменция, деменция вследствие инфарктов в «стратегических» областях, деменция после геморрагического инсульта), безинсультные (макро- и микроангиопатические), и варианты, обусловленные нарушениями церебрального кровоснабжения.

Для больных при такой патологии характерны замедление, ригидность всех психических процессов и их лабильность, сужение круга интересов. Степень выраженности когнитивных нарушений при сосудистом поражении головного мозга определяется целым рядом до конца не изученных факторов, в том числе и возрастом больных.

Демиелиниирующие заболевания

Основным заболеванием в этой нозологии является рассеянный склероз. Он характеризуется формированием очагов с разрушенной оболочкой нервных окончаний (миелином).

Психические нарушения при этой патологии:

— астенический синдром (общая слабость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности);
— когнитивные нарушения (нарушение памяти, внимания, снижение интеллекта);
— депрессия;
— маниакально-депрессивный психоз.

Нейродегенеративные заболевания

К ним относятся: болезнь Паркинсона и болезнь Альцгеймера. Для данных патологий характерно возникновение заболевания в пожилом возрасте.

Наиболее частым психическим расстройством при болезни Паркинсона (БП) является депрессия. Ее главными симптомами являются ощущение пустоты и безнадежности, эмоциональная бедность, снижение чувства радости и удовольствия (ангедония). Типичными проявлениями также являются дисфорические симптомы (раздражительность, грусть, пессимизм). Депрессия часто сочетается с тревожными расстройствами. Так, симптомы тревоги выявляются у 60-75% пациентов.

Болезнь Альцгеймера – это дегенеративное заболевание центральной нервной системы, для которого характерно прогрессирующие снижением когнитивных функций, нарушением структуры личности и изменением поведения. Пациенты с данной патологией забывчивы, не могут вспомнить недавние события, неспособны узнавать знакомые предметы. Для них характерны эмоциональные расстройства, депрессия, беспокойство, дезориентация, безразличие к окружающему миру.

Лечение органической патологии и психических расстройств

Прежде всего, следует установить причину возникновения органической патологии. От этого будет зависеть тактика лечения.

При инфекционной патологии следует назначить антибиотики, чувствительные к возбудителю. При вирусной инфекции – противовирусные препараты и иммуностимуляторы. При геморрагических инсультах показано оперативное удаление гематомы, а при ишемических – противоотечная, сосудистая, ноотропная, антикоагулянтная терапия. При Болезни Паркинсона назначают специфическую терапию – леводопосодержащие препараты, амантадин и др.

Коррекция психических нарушений может быть медикаментозной и немедикаментозной. Наилучший эффект показывает сочетание обеих методик. К медикаментозной терапии относят назначение ноотропных (пирацетам) и церебропротективных (цитиколин) препаратов, а также транквилизаторов (лоразепам, тофизопам) и антидепрессантов (амитриптиллин, флуоксетин). Для коррекции нарушения сна применяют снотворные средства (бромизовал, фенобарбитал).

Важную роль в лечении занимает психотерапия. Хорошо себя зарекомендовали гипноз, аутотренинг, гештальт-терапия, психоанализ, арт-терапия. Особенно это важно при лечении детей в связи с возможными побочными эффектами медикаментозной терапии.

Информация для родственников

Следует помнить, что больные с органическим поражением головного мозга зачастую забывают принимать назначенные препараты и посещать группу психотерапии. Нужно всегда напоминать им об этом и следить за тем, чтобы все предписания врача выполнялись в полной мере.

Если вы заподозрили у своих родственников психоорганический синдром, как можно быстрее обратитесь к специалисту (психиатру, психотерапевту или неврологу). Ранняя диагностика является залогом успешного лечения таких больных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *