эффективность обучения игре в шахматы базируется на следующих педагогических принципах
Статья по теме «Педагогическая значимость обучения младших школьников игре в шахматы во внеурочной деятельности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Собянина Наталья Константиновна
Учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»
Педагогическая значимость обучения младших школьников
игре в шахматы во внеурочной деятельности
Итак, я решила сама научиться играть в шахматы, научить этому собственных детей и, конечно, своих учеников. За основу планирования взяла авторскую программу «Шахматы – школе» под редакцией Игоря Георгиевича Сухина»[2], рекомендованной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС. Пока шахматы не введены в школьный учебный план как отдельный предмет, я веду кружок в рамках внеурочной деятельности. Быстрое решение вести шахматный кружок заставвило внести коррективы в рабочую программу. Обучившись на курсах при Дворце детского (юношеского) творчества, стала учить своих учеников делать первые шаги в мире шахмат [3].
Постараюсь поделиться небольшим опытом проведения данных занятий-уроков на примере занятия по теме «Шахматная рокировка». Я благодарна более опытным коллегам, которые размещают методические материала в сети Интернет. Данный урок составлен мною с использованием такого материала [4]. Целью занятия является познавательная (дети должны учиться правилам игры!): ввести понятие о шахматной рокировке, познакомить учащихся с двумя видами шахматной рокировки (короткой и длинной) и основными её правилами, учить защите короля. Дети должны усвоить принципиально новые для них знания. Но вместе с этим строю урок по традиционной, привычной для себя и детей модели. Учитываю психологические, возрастные особенности, выстраиваю логическую последовательность изучения нового материала. Начинаю, как обычно, с шахматной разминки, с актуализации известных сведений. Провожу дидактическую игру «Мешочек» (дети поочередно достают из мешочка шахматную фигуру и вспоминают её название, сообщают, как она ходит и какова её ценность). Использую возможность проявить вычислительные навыки при решении шахматно-математических задач (Какое действие нужно выполнить? Как называется результат? Используя ценность фигур, найдите значение суммы).
Чтобы создать ощущение предвкушения чего-то интересного, даже захватывающего, обращаюсь… к сказке: «В одно прекрасное раннее утро Белый Король, проснувшись, сладко зевнул, потянулся и выглянул в окно. Неожиданно лицо его исказилось страхом, а из глаз закапали слёзы».
Спрашиваю: «Можно ли помочь Белому Королю? Как?» Слышу ответы: «Позвать на помощь другую фигуру». «Отступить». Выясняем, что есть ещё один способ: Белому Королю можно посоветовать сделать рокировку.
В ходе занятия замечаю, что инициативу и умение действовать слаженно, дружно проявляют и дети с ОВЗ, и дети «группы риска». На уроках они менее успешны, в обычном общении не всегда приняты сверстниками. Они уже потому ждут занятий кружка, что шахматы помогают им быть уверенными в себе, быть такими, «как все». Шахматы объединяют! Древнейшая игра, как никогда, актуальна, современна.
Убеждена, что техническая сторона темы «шахматная рокировка» не закрыла от детей её философской сущности, нравственной составляющей. Планируя задачи занятия, предположила формирование таких личностных компетенций: прививать интерес и любовь к шахматной игре, развивать логическое мышление, внимание, память и речь, воспитывать смелость, уверенность, инициативность в усвоении новых приёмов игры в шахматы. Проведя занятие, поняла, что мои ученики приобретали ещё и бесценный нравственный опыт: если рядом кто-то просит о помощи, надо уметь действовать смело и решительно. Чья-то безопасность и даже жизнь могут зависеть от твоей способности сделать «верный ход». Очень точно о нравственной ценности игры в шахматы сказал наш президент: «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».
Мои ученики, обучаясь игре в шахматы, делают успехи в достижении более длительной концетрации внимания, в признании адекватной самооценки, в проявлении уважения к чужому мнению. Я учу их просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд, «по-умному» действовать в сложной ситуации.
Кстати, рокировку, может в партии сделать каждый из партнёров только один раз. Вшахматах обратная рокировка невозможна. Приобретая профессиональный опыт, я некоторые важные принципы заимствую из шахмат. Шахматы – мудрая игра.
1. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика, 1991.
2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
3. Уманская Э. Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособ. для общеобразоват. организаций / Э. Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. — М.: Просвещение, 2017.
Дидактические принципы подготовки юных шахматистов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дидактические принципы подготовки юных шахматистов
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Основными формами и средствами при обучении шахматам являются:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4.Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов:
а) принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
б) принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
в) принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
г) основой организации работы с детьми в данной методике является система дидактических принципов:
5. принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; принцип поступательности предусматривает изложение более сложного материала в течение всего года обучения.
Для обучения игре в шахматы используют два основных принципа.
Принцип непрерывности. Для того, чтобы обеспечить в занятиях прогрессивные изменения уровня подготовленности или хотя бы сохранение достигнутого уровня, необходимо гарантировать неразрывную преемственность занятий, академических, факультативных и домашних заданий, обеспечивающих определенные следовые и кумулятивные эффекты. Поэтому обучение, тренировка и участие в турнирах должны являться единым непрерывным процессом.
Принцип цикличности. Подготовка юного спортсмена, в том числе – шахматиста, связана как с биологическими циклами (ритмами), так и со специально созданными человеком периодами его учебной деятельности: учебным годом, недельными микроциклами.
Принцип цикличности связан с динамикой умственных и физических нагрузок. Они постепенно повышаются к середине четверти, а затем стабилизируются на достигнутом уровне.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы, их применяют:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Обобщение педагогического опыта на тему «Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Деятельностные технологии обучения
Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым.
От того, насколько сформировано мышление у ребенка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения вообще, и математике в частности.
Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. А сколько еще будет новых открытий, новых изобретений, новых подходов и методов — за все это можно поблагодарить логическое мышление. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.
Почему я выбрала шахматы?
Во-первых, в сентябре 2012 году в Ростовской области стартовал проект «Шахматный всеобуч» организации внеурочной деятельности в начальной школе. По оценкам профессионального педагогического сообщества он стал значительным этапом в реализации новых образовательных стандартов.
Массовое обучение игре во всех донских начальных школах может быть возможным ответом на вызовы современности, которые ставят новые задачи перед российским общим образованием. Важнейшая из них – научить детей и подростков учиться, быть когнитивно самостоятельными, уметь делать правильный выбор, помочь овладеть универсальными компетенциями для достижения личностных и метапредметных результатов.
А во-вторых, детей очень привлекают и сама шахматная доска, и деревянные затейливые фигурки. Малыши чувствуют: здесь какая-то тайна.
«. Не зря во все эпохи короли
Ценили мудрость шахматной игры.
И в жизни пешка может стать ферзём,
Ведомая недюжинным умом. «
Ее называют игрой королей. Не случайно охотно проводили свой досуг за шахматной игрой «великие умы» России – А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.В. Толстой.
Итак, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти. Эта игра должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры».
2012 год – курсы повышения квалификации по программе «Методика обучения игре в шахматы».
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов:
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Изучение раздела «Шахматные фигуры» вызывает у детей особый интерес. На занятиях используется следующий материал: загадки, стихи, сказки и песни о шахматах, шахматные инсценировки с помощью кукольного театра («Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок»). Ключевым моментом занятий является деятельность самих учащихся. Конкурс рисунков « Наряд для пешки», «Путешествие в шахматное королевство», лепка фигур из пластилина.
Вместе делаем шахматные дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон); разрезные шахматные картинки; шахматное лото; Кубики с картинками шахматных фигур; темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ); летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).
Использую компьютерные презентации, тесты для проверки усвоения знаний. Дидактические задания и игры “Волшебный мешочек”, “Угадайка”, “Секретная фигура”, “Угадай”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”,
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На первой стадии обучения учащихся осваивает ход и взятие каждой фигуры, сражается с противником ограниченным количеством фигур на фрагментах шахматной доски.
Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение”, “Ограничение подвижности”.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Рассматриваются шахматные комбинации, тактические приемы по захвату вражеских фигур «вилка» и «связка». На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использую ТСО, тесты, домашние задания, магнитную доску.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные и дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
В процессе обучения провожу начальную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию, которая поможет выявить недостатки в формировании знаний, умении и навыков, своевременно спланировать коррекционную работу, выявить динамику развития учащихся.
Новизна представляемого опыта заключается в том, что весь процесс обучения математике сопровождается деятельностью по решению задач с шахматным содержанием. На уроках математики школьники решают задачи с шахматным содержанием, что способствует формировани метапредметных компетентностей и целостной картины мира.
Идея инновационного проекта: распространение в практике обучения математике целенаправленной работы по решению обучающимися задач с шахматным содержанием в условиях системной деятельности.
Можно использовать шахматы как игровую модель для изучения площадей геометрических фигур (шахматная доска), горизонталей, вертикалей, диагоналей, координат, латинского алфавита, навыков счета, арифметической и геометрической прогрессии и т.д.
Определение фигур в пешечном эквиваленте я использую для развития арифметических способностей (потенциальная сила Ферзя-10 пешек, Ладьи-5 пешек, Коня и Слона-3 пешки, Короля- 2 пешки), решая такие примеры:
ПРИМЕР:
2Ф+3К (24Л – 3)
16Л – 2К (37 – 4
3( 3С – 2К))
Подобные примеры дают детям представления о «Буквенных выражениях».
Доказательство теоремы Пифагора тоже можно доказать с помощью шахматной доски. Разобьем доску на квадрат и четыре одинаковых прямоугольных треугольника (рис 1). На рис. 2 изображены те же четыре треугольника и два квадрата. Треугольники в обоих случаях занимают одну и ту же площадь, и следовательно ту же самую площадь занимают оставшиеся части без треугольников. Поскольку большой квадрат построен на гипотенузе прямоугольного треугольника, а маленькие на его катетах, то знаменитая теорема Пифагора доказана!
Проведя мониторинг в конце того учебного года, педагогический коллектив начальной школы пришел к выводу, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, стали собраннее, самокритичнее, самостоятельно думают, принимают решения, не унывают при неудачах.
Поскольку природа шахматной игры характеризуется многогранностью, целенаправленностью, глубиной, открытостью и другими свойствами, то она может и должна быть средством индивидуализации и активизации познавательной деятельности учащихся.
Игра в шахматы предполагает умение думать, осмысливать, сопоставлять, сравнивать, а, главное, действовать.
Методика преподавания шахмат в школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Арылахская средняя агропрофилированная общеобразовательная школа»
Доклад на тему: Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО
Выполнил: Дьячков В.В.
руководитель кружка шашки и шахматы
Организационно- правовые и психолого- педагогические основы преподавания шахмат в общеобразовательной школе
Развитие методических принципов подготовки юных шахматистов
база шахматного образования
аспекты обучения шахматной игре
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям.
2.Организационно- правовые и психолого- педагогические основы преподавания шахмат в общеобразовательной школе
Возрастающие в современных условиях требования к разработке новых методик обучения юных шахматистов, ориентированы не только на формирование конкретных умений, навыков развития памяти и внимания у детей при игре в шахматы, но и на общее психологическое развитие учащегося, включая умственное, нравственное и физическое. Следовательно, развитие творческого потенциала личности юного шахматиста в целом ставит новые конкретные проблемы перед психологами и педагогами по переоценке и разработке всей системы подготовки юных спортсменов в области шахматного искусства.
Шахматная игра за последние десятилетия значительно помолодела. что подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров мира: Иванчука, Каспарова, Камского, Гельфанда, сестер Полгар и других, а также очень ранним началом обучения этой древней игре детей 5-7 лет. Именно с этого возраста начинают заниматься юные шахматисты.
Практическое значение работы определяется реализацией идей развивающего обучения в процессе обучения детей шахматам, формирования у них теоретического мышления на основе организации рефлексивной деятельности при спортивном совершенствовании начинающих шахматистов. Включение предлагаемых обучающих методик в учебный процесс позволяет уделять должное внимание целенаправленному развитию творческих способностей личности, что обеспечит качественно новый уровень подготовки юных шахматистов.
При ориентации на практическую реализацию принципов развивающего обучения положительный эффект может быть достигнут лишь тогда, когда освоение учебного материала происходит не за счет его механического заучивания, повторения и воспроизведения, а путем овладения юными шахматистами обобщенными способами мыслительной деятельности. Именно присвоение содержательно обобщенных способов рефлексивной деятельности ведет к появлению качественных изменений в психике обучаемого и формированию у него новых психических функций и соответствующих новообразований.
Построение учебных занятий в форме интеллектуальных игр способствует развитию творческого мышления юных шахматистов, умению грамотно вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать с партнерами по общению, что в целом приводит к формированию рефлексивной деятельности, основанной на логике доказательств.
Профессионализм педагога предполагает получение высокого результата. Получение же творческого результата возможно при достижении определенного уровня профессионализма личности, профессионализма деятельности и творчества.
При шахматной как единой целостной оценка позиции именно тем компонентом, обнаруживает и генетически исходные, отношения всей развивающейся системы.
4 . база шахматного образования
закон от 29.12.2012 № «Об образовании в Российской » (в редакции от № 359-ФЗ );
6) Постановление государственного санитарного Российской Федерации от № 189 (в ред. от 25.12.2013) «Об утверждении 2.4.2.2821-10 « требования к условиям и обучения в общеобразовательных » (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением государственного врача Российской от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2. утв. Главного государственного врача Федерации от 25.12.2013 № 72, № 3, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от № 81);
7) Главного государственного врача Российской от 10.07.2015 № 26 «Об СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к и организации обучения и в организациях, осуществляющих деятельность по основным общеобразовательным для обучающихся с ограниченными здоровья»;
9) Приказ образования и науки Федерации от № 966/1009«Об утверждении проведения Всероссийских соревнований школьников « состязания» и проведения Всероссийских игр школьников «Президентские игры»;
11) Письмо образования и науки Федерации от 7 2010 г. № ИК-1374/19 «О методических по использованию спортивных в качестве межшкольных для проведения уроков физической и внешкольной спортивной »;
13) Письмо образования и науки Федерации от 16 мая 2012 г. №-520/19 «Об оснащении спортивных и сооружений общеобразовательных » вместе с «Примерным и характеристиками спортивного оборудования и для оснащения спортивных и сооружений государственных и общеобразовательных »;
15) Приказ Министерства и науки Российской 06.10.2009 (ред. от 31.12.2015№1576) «Об и введении в действие государственного образовательного начального образования» (Зарегистрировано в России 22.12.2009
Решение о и использовании учебников и пособий принимает организация.
В некоторых известных учебных пособиях используются элементы сказочно – приключенческого характера, однако, как уже было сказано выше, эти учебные пособия предназначены для домашнего обучения. Кроме того, в некоторых известных детских учебниках, как, например, « Я играю в шахматы » В. Г.Зака, при наличии сказочного материала, уровень приведенных шахматных примеров для 2-3 года обучения. Поэтому необходимо стремиться к соответствию сказки и предлагаемого детям шахматного материала. Использование подобных учебных пособий на уроке имеет ряд недостатков: сложная сюжетная линия, красочные описания и введение побочных героев может отнять много времени у педагога и отвлечь и утомить учащихся, этой возрастной группы. Сказочная ситуация, воссозданная на уроке, должна быть проста, менее описательна, и как можно более эмоционально окрашена.
Достижению целей, обозначенных в начале этого раздела, также помогает ориентация на сенсорную доминанту каждого учащегося. Известно, что у каждого человека существует 3 канала восприятия: аудиальный, визуальный и кинестетический. Как правило, они развиты неравномерно и почти всегда можно выделить сенсорную доминанту у каждого учащегося. Так одни дети, аудиалы, легко воспринимают информацию на слух, другим больше подходит визуальная информация, а третьи, кинестетики, могут освоить материал, только если своими руками делают что-то.
В процессе реализации учебного предмета «Шахматы» в общеобразовательных учреждениях решается целый комплекс учебно-образовательных моментов:
знакомство с элементарными основами шахматной игры;
привитие любви и интереса к шахматам и учению в целом;
восприятие мира в слове, форме, числах;
побуждение мысли, познавательной активности, развитие логического мышления;