эффективные методы дистанционного обучения
Методы дистанционного обучения
Дата публикации: 02.04.2021 2021-04-02
Статья просмотрена: 250 раз
Библиографическое описание:
Зуфарова, С. М. Методы дистанционного обучения / С. М. Зуфарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79674/ (дата обращения: 17.11.2021).
В этой статье обсуждаются методы и способы развития образования в цифровом пространстве, тенденция отношения к дистанционному обучению как к новому поколению, смешение целей и средств дистанционного обучения и создание эффективных механизмов обеспечения качества.
Ключевые слова: онлайн-учебники, открытое расписание, асинхронный, синхронный, гибкость, метод, электронное обучение.
В современном мире цифровые технологии применяются почти во всех высших учебных заведениях в процессах преподавания и обучения для различных целей такие как: поиск информации из различных ресурсов, мультимедийные презентации, общение с преподавателями во время и после занятий; общение между студентами; выборочные упражнения и испытания и. т.д.
Различное использование цифровых технологий в учебной среде послужило толчком к развитию дистанционного обучения. Этот диапазон включает в себя такие способы как обучение через Интернет, обучение в режиме онлайн, коммуникация через компьютер, электронное обучение, виртуальные классы, телевидение, аудио-видеоконференции, компьютерные инструкции, электронное обучение.
Дистанционное обучение делится на две основные категории:
Синхронный
Синхронный означает «одновременно». Это относится к методу предоставления образования, который происходит в режиме реального времени. Это требует живого общения в Интернете. Для этого используются такие технологии, как телеконференции.
Асинхронный
Асинхронное дистанционное обучение, где студенты получают кластеры еженедельных крайних сроков. У них есть свобода работать в своем собственном темпе. Асинхронное дистанционное обучение дает больше возможностей для взаимодействия студентов. Учащиеся могут получить доступ к содержимому курса вне запланированного времени встречи или занятия и взаимодействовать с помощью онлайн-бесед, викторин или видео-комментариев по своему собственному расписанию. Как преподаватели, так и студенты извлекают выгоду из гибкости асинхронного обучения, поскольку оно позволяет им создавать и потреблять контент, когда им это удобно. Гибкость асинхронного обучения позволяет им создавать и потреблять контент, когда им это удобно, а учебные материалы могут быть доступны в любое время и в любом месте.
Виды дистанционного обучения
К видам дистанционного обучения относятся:
— Гибридное дистанционное образование
— Открытое расписание онлайн-курсов
Видеоконференцсвязь
Видеоконференцсвязь — это традиционно встреча, на которой два или более участника используют видео для подключения через Интернет. Это форма синхронной коммуникации. Используя такие инструменты как Zoom, Adobe Connect или другое программное обеспечение для конференц-связи, преподаватели и студенты взаимодействуют друг с другом независимо от того, где они находятся.
Видеоконференции улучшают взаимодействие студентов и преподавателей и обеспечивают структуру планирования уроков. Он остается жизненно важным компонентом дистанционного обучения.
Гибридное дистанционное образование
Гибридное дистанционное образование сочетает в себе синхронные и асинхронные методы. Студенты получают крайние сроки для выполнения заданий и экзаменов. Затем они работают в своем собственном темпе.
Они подают задания через интернет-форумы. Они поддерживают контакт со своим инструктором. Тем не менее, они работают в своем собственном темпе. По мере того как студенты прогрессируют, они получают доступ к новым модулям.
Открытое расписание онлайн-курсов
В разделе асинхронная категория вы найдете онлайн-инструкцию open schedule. Такие курсы предоставляют студентам большую свободу. Для завершения курсовой работы студенты получают:
Студентам дается набор крайних сроков. Затем инструктор дает им свободу работать в своем собственном темпе. Студенты, которые ценят самостоятельное обучение, преуспевают в этом формате. Однако это требует значительной самодисциплины и мотивации.
Фиксированные онлайн-курсы
Студенты заходят на учебный сайт в назначенное время. Они должны выполнять заранее запланированные занятия в классе в определенном темпе.
Эти мероприятия часто включают в себя чаты и дискуссионные форумы. Онлайн-курсы с фиксированным временем поощряют взаимодействие студентов. Но здесь мало места для самостоятельной ходьбы.
Преимущества дистанционного обучения
Новые информационные и коммуникационные технологии стали чрезвычайно привлекательными для учебных заведений дистанционного обучения, поскольку они предложили решения трех основных препятствий в традиционном дистанционном образовании. У них есть потенциал: спасти разрозненных учеников от их одиночества, обеспечивая взаимодействие с учителями, а также с другими учениками-сверстниками; обеспечить легкий доступ к библиотекам и другим информационным ресурсам, что было практически невозможно в прошлом; и постоянно обновлять учебные материалы. Преимущества включают в себя:
—Адаптивность и свобода
—Связь с другими учебными заведениями
Самовдохновение
Мотивированные студенты преуспевают в дистанционном обучении. Это побуждает студентов оставаться самодисциплинированными.
Студенты берут на себя большую личную ответственность. Они должны оставаться хорошо организованными. Они должны хорошо работать в онлайн-среде.
Гибкость выбора
Курсы дистанционного обучения также отличаются гибкостью. Однако это зависит от структуры курса. Для многих курсов студенты сами устанавливают свое расписание. Они берут уроки в своем предпочтительном месте.
Адаптивность и свобода
Преподаватели могут адаптировать дистанционное обучение к разнообразным образовательным потребностям студентов. И это дает студентам свободу учиться где угодно, в своем собственном темпе. Она остается адаптируемой формой обучения.
Легкий доступ
Посещение традиционных занятий для некоторых невозможно. Работа и домашние обязанности могут мешать. Дистанционное обучение обеспечивает легкий доступ к образованию. Студенту нужен компьютер и подключение к Интернету.
В заключении, дистанционное обучение — как правило, стиль преподавания, используемый колледжами и университетами, — в настоящее время принимается также учащимися начальной и средней школы. Целые школьные округа и кампусы вынуждены создавать онлайн-возможности для обучения и делать это эффективно. Дистанционное обучение является жизненно важной частью долгосрочных образовательных стратегий.
Методы дистанционного обучения
Метод (от греч. metodos – букв. путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения содержания учебного материала.
Методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, их классифицируют по нескольким основаниям [13]:
– по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский) – словесные (рассказ, беседа, лекция и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.), практические (лабораторные работы, сочинения и пр.);
– по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткина) – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский;
– по основным компонентам деятельности учителя (Ю.К. Бабанский):
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении – разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Мы полагаем, что уместно говорить о методах обучения, используемых в дистанционном обучении, выборе их оптимального сочетания и применимости в данном виде обучения. Впрочем, в дистанционном учебном процессе можно использовать практически все методы обучения, опробованные в традиционном [7]. Необходимо только найти соответствующую каждому методу технологию обучения в Интернете.
Обобщенный список методов, актуальных для дистанционного обучения включает информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский методы [10].
В условиях дистанционного обучения, на наш взгляд, следует различать:
– методы взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно- образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);
– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);
– методы стимулирования учебной деятельности (методы развития интереса и методы развития ответственности);
– методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные).
Средства и формы дистанционного обучения
Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие, средства доставки учебных материалов, средства организации общения, средства организации совместной работы.
К обучающим средствам относят:
– учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
– сетевые учебно-методические пособия;
– компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
– аудио и видео учебно-информационные материалы;
– лабораторные дистанционные практикумы;
– тренажеры с удаленным доступом;
– базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом;
– средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС) и геоинформационных систем (ГИС) [1].
В дистанционном обучении используются традиционные формы обучения: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Однако, все эти формы адаптированы для обучения на расстоянии, использующего инфокоммуникационные технологии.
При дистанционном обучении традиционные лекции невозможны из-за удаленности преподавателей и студентов, распределенного характера учебных групп и т.д [11]. Между тем главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом – остается актуальным и для дистанционного учебного процесса. Отсюда возникает необходимость в обеспечении лекционных занятий для дистанционного обучения. При этом необходимо специально позаботиться о том, чтобы максимально сохранить основные черты традиционной лекции: эмоциональное воздействие лектора на слушателей; систематический контакт сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности педагога с внутренним миром слушателя (передача личностного неявного знания).
В дистанционном обучении практикуют видеолекции, мультимедиа- лекции. Видеолекция в записи (off-line–видеолекция) – это лекция преподавателя, записанная на видеопленку, дополненная мультимедиа приложениями. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.
Видеолекция в реальном режиме времени (on-line–видеолекция) – это видеодиалог преподавателя и слушателя, происходящий в реальном времени и позволяющий осуществлять «живое» общение в процессе обучения. On-line–видеолекции проводятся с помощью систем видеоконференцсвязи [12], посредством которых также практикуется web- трансляция лекций, т.е. демонстрация публичных (аудиторных).
Интерактивные компьютерные видеолекции с синхронной демонстрацией слайдов (интерактивные видеолекции с синхронными слайдами) представляют собой программу, позволяющую демонстрировать на экране компьютера (мультимедиа проектора) окно с видеоизображением лектора и окно слайдов, которые автоматически меняются в соответствии с воспроизводимым фрагментом видеоряда. На экране отображаются также средства навигации по содержанию видеолекции с помощью гиперссылок. Дополнительно имеются кнопки включения режимов воспроизведения и паузы, перехода к началу слайда (для повторного воспроизведения связанного с ним фрагмента видеоряда), к предыдущему слайду, к следующему слайду, к началу и концу видеолекции.
Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, на которых обсуждаются наиболее сложные теоретические вопросы курса. Таким образом, семинары также должны быть представлены в дистанционном учебном процессе. Большая их часть может быть проведена с использованием on-line технологий – Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.
В дистанционном обучении могут быть организованы:
– «очные» консультации, проводимые тьютором в учебном центре (филиале); составляют 10-15% времени, отводимого учебным планом на консультации;
– off-line консультации проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты или в режиме телеконференции и составляют около половины времени, отводимого учебным планом на консультации;
– on-line консультации проводятся с помощью программы mirk; составляют более одной трети всего консультационного времени по учебному плану.
Обозначенные методы и формы дистанционного обучения создают основу для определения моделей и систем дистанционного обучения.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения.
Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и недостатков перед традиционной системой очного и заочного образования.
Эффективность дистанционного обучения
В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:
В обучении важен результат – экономически целесообразный, оправдывающий все ресурсы, затраченные этот процесс. Есть несколько методик определения того, насколько эффективно работает СДО (система дистанционного обучения). Ниже – наиболее распространенные из них.
1) Анкетирование
Самый простой, а потому самый популярный метод: с помощью опроса у участников обучения измеряется уровень удовлетворенности курсом, оценивается полезность, полнота и доступность учебных материалов. Анкетирование проводится сразу после завершения обучающих мероприятий. При этом опрос можно проводить не только среди обучаемых, но и среди их руководителей – они смогут ответить на самый важный вопрос: произошли ли изменения в работе сотрудников после обучения?
2) Тестирование
Тестирование, равно как и другие формы проверки знаний (практические задания, упражнения и т.д.), позволяет измерить то, насколько качественно усвоена информация из учебного курса. Тестирование полезно проводить в два этапа – сразу после обучения и через некоторое время, чтобы оценить остаточные знания. Иногда устраивают еще и предварительное тестирование, до начала обучения, чтобы замерить уровень знаний «до», а затем сравнить его с «после».
3) Анализ динамики индивидуальных показателей сотрудников
Если в компании ведется статистика каких-либо показателей труда, эти данные могут быть использованы для оценки влияния обучения на уровень развития навыков. Это могут быть: объемы продаж, количество допускаемых ошибок, число жалоб от клиентов, результаты Mystery Shopping (проверка работы сотрудников с помощью таинственных покупателей).
4) Анализ влияния обучения на бизнес-цели компании
Довольно сложный способ оценки эффективности СДО: нужно оценить связь обучающих курсов с такими показателями, как уровень удовлетворенности клиентов и сотрудников, качество выпускаемой продукции или предоставляемых услуг и проч. Трудность в том, чтобы отделить результаты обучения от влияния множества других факторов.
5) Бенчмаркинг
Относительно новый метод, суть которого в сравнении ключевых показателей эффективности с аналогичными показателями у конкурентов, особенно у лидеров отрасли. Главная сложность – редко какая компания раскрывает сведения о программе обучения сотрудников и ее результатах. Однако такие данные изредка озвучиваются на специализированных конференциях или упоминаются в профильных изданиях.
Технологии дистанционного обучения: какие инструменты использовать в онлайне
Онлайн обучение давно перестало быть набором лекций, которые можно посмотреть на компьютере. Сегодня это эффективный инструмент получения знаний. Технологии дистанционного обучения вышли на новый уровень и стали более доступными.
Что такое технологии дистанционного обучения
Не так давно дистанционный формат считался сложным и непонятным. Но сегодня его активно используют во всех образовательных направлениях — например, в системе школьного и высшего образования, в развитии персонала в компаниях и в обучении клиентов онлайн-школ.
Под онлайн обучением многие до сих пор понимают работу преподавателя и ученика на расстоянии. На самом деле, это понятие гораздо шире. Технологии дистанционного обучения — это совокупность новейших информационных методов и форм развития, которые обеспечивают проведение учебного процесса на расстоянии. Дистанция больше не препятствует живому общению, интерактиву и получению практического опыта.
С образовательной точки зрения электронная форма обучения дает выбор: в режиме реального времени участвовать в вебинарах, писать в чат и задавать вопросы лектору (синхронный формат) или просматривать записанные и подготовленные уроки в свободное время (асинхронный формат). Но такие возможности были не всегда.
История электронного обучения
Первые шаги и этапы в дистанционном обучении были сделаны еще в начале 19 века в Англии. Преподаватель по стенографии пересылал учебные материалы письмами и принимал экзамены по почте. Почти одновременно «корреспондентское обучение» начали практиковать в высших учебных заведениях Европы и Америки. Идея пользовалась популярностью, потому что открывала доступ к образованию людям разного вероисповедания, национальности и социального статуса.
В 20 веке у почты появились достойные конкуренты — радио и телевидение. Все желающие могли слушать дискуссии, лекции и получать задания, а позже – смотреть обучающие курсы по ТВ. В конце прошлого века обучение с применением дистанционных методик начали использовать и в России. Но это было все еще одностороннее взаимодействие. Все изменилось с появлением Всемирной паутины, которая сделала учебный процесс интерактивным и двухсторонним.
Сегодня дистанционная форма обучения больше не является вспомогательной. Видеоуроки, размещенные в интернете, уже не так привлекают людей. Новые онлайн-курсы в большинстве своем не обходятся без обратной связи, анализа результатов и проверки эффективности обучающей программы.
Дистанционные технологии активно внедряются не только в область школьного и университетского образования, но и в корпоративную культуру. По статистике 60% молодых специалистов отдают предпочтение работодателю, который предлагает своим сотрудникам обучение на рабочем месте. Так называемый онбординг (onboarding — с англ. «адаптация») в дистанционном формате особенно популярен в условиях пандемии и будет только набирать обороты в меняющемся мире.
7 преимуществ дистанционных технологий перед очными
За дистанционным обучением будущее — это не просто избитая фраза, а реальность. Технология онлайн-образования для школьников, студентов, сотрудников офисов и работников предприятий имеет ряд существенных преимуществ:
Подробней о преимуществах онлайн формата читайте в отдельной статье.
Несомненно, дистанционный формат существенно облегчает жизнь и повышает продуктивность его участников. Но важно учитывать некоторые нюансы.
Трудности онлайн обучения и как их решить
Развеем несколько самых популярных мифов о недостатках дистанционного образования:
Дистанционный подход к образованию имеет свои слабые стороны, но мы живем в 21 веке, а значит, можно найти решение.
6 современных технологий дистанционного обучения
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий включает не только знакомые всем вебинары и конференции в Zoom. На сегодняшний день инструментарий настолько широкий, что уже составляются энциклопедии форматов онлайн-образования. Рассмотрим самые эффективные и перспективные технологии, используемые в онлайн обучении.
Обучающие игры
Информационные технологии дистанционного обучения не обязательно подразумевают тонны материала в аудио- и видео формате. Зачастую для эффективного решения каждодневных задач бизнеса подходит моделирование реальной рабочей ситуации. Современные виртуальные средства позволяют легко внедрить обучающую игру в систему онлайн-обучения персонала в любой компании. Это могут быть как персональные, так и многопользовательские обучающие игры. Сотрудник будет приобретать необходимые навыки, как говорится, без отрыва от производства.
Например, в онлайн игре механику сервиса технического обслуживания нужно принять новый автомобиль и в правильной последовательности выполнить работу.
Диалоговые тренажеры
Диалоговый тренажер — это не заучивание избитых фраз, а незаменимый помощник в сфере продаж. Он представляет собой виртуального персонажа, с которым нужно правильно провести беседу. Например, в туристическое агентство пришел человек, чтобы заказать тур. Сотрудник должен так построить диалог, чтобы не только не отпугнуть клиента, но и сохранить у него положительный образ компании.
Такой текстовый кейс хорошо формирует навыки общения при переговорах, презентации продукта, заключении сделки, коммуникации с коллегами или партнерами на иностранном языке.
Скрайбинг
To scribe — с англ. «писать», в данном контексте подразумевается больше как «рисунок от руки». Суть скрайбинга в сопровождении текстовой информации визуальными образами. Наш мозг гораздо лучше запоминает то, что видит, чем то, что слышит. К примеру, в PR и маркетинге без скрайбинга не обойтись. Графические и динамические презентации хорошо воспринимаются и запоминаются. Сотрудники быстро усваивают большие объемы сухой теории и тут же применяют полученные знания в работе.
Скрайбинг-презентации — «маст-хэв» для топ-менеджеров, бизнес-тренеров, коучей и собственников бизнеса.
Чат-бот
Чат-бот — специальная программа для мессенджеров и социальных сетей, которая «умеет» задавать вопросы и отвечать на них, искать информацию, принимать заказы и выполнять простые поручения в автоматическом режиме. Это такие себе роботы, запрограммированные на общение с пользователями.
Современные чат-боты обладают искусственным интеллектом и хорошо имитируют живое общение. С каждым днем они становятся «человечнее», учатся распознавать эмоции и проводить аналитику. Это образовательная технология будущего, которая сочетает в себе индивидуальный подход и вовлеченность в процесс обучения. Некоторые исследования доказывают, что тренинги в формате чат-бота гораздо популярнее среди пользователей и проходятся в разы быстрее обычных онлайн-уроков.
Виртуальная реальность
С технологией виртуальной реальности (VR, virtual reality) знакомы многие благодаря играм. Но она расширяет свои горизонты и уже активно используется в образовательных целях. С помощью VR можно создавать эффектные симуляторы: человек надевает очки и попадает в рабочее пространство — например, пилот самолета попадает в виртуальную кабину. Профессиональные навыки отрабатываются очень быстро, при этом в полной безопасности.
Электронные курсы
Онлайн курс может объединять в себе сразу несколько упомянутых методик, а также содержать привычные всем форматы и типы контента — видео, текст, вебинар, подкаст, анимированную инфографику, учебный чат и практические упражнения. А организаторы тренингов могут проводить экзамены и онлайн тестирования, контролировать скорость и результаты обучения всех участников.
Например, вам нужно обучить новых продавцов. При этом они должны знать всю информацию о представленных в магазине товарах, уметь правильно общаться с клиентом, отрабатывать возражения и еще, желательно, постоянно повышать продажи. Все эти задачи можно объединить в один обучающий курс, добавив презентации, диалоговый тренажер, видеолекцию и тесты. Читайте подробней как создать онлайн курс.
Все эти технологии легко внедрить в любой бизнес, если пользоваться специальными инструментами.
Как организовать обучение с применением онлайн технологий
Технология дистанционного обучения — только звучит сложно. Существует множество удобных и понятных инструментов для организации обучения как в онлайн-школах, так и в компаниях. Больше не нужно нанимать специалиста, с нуля писать обучающую программу для персонала, лично контролировать каждого сотрудника и вручную проверять выполнение заданий. Есть готовые решения для бизнеса — специальные онлайн-платформы.
Образовательная платформа — одновременно сервис и информационное пространство, в котором вы можете:
Например, онлайн-платформа Unicraft позволяет автоматизировать обучение, подстраивать курс под себя и давать доступ неограниченному количеству учеников. Вы можете воспользоваться готовыми шаблонами курсов для разных сфер бизнеса, постоянной поддержкой для быстрого запуска онлайн-обучения в любом формате. Интеграции с другими сервисами позволяют проводить и хранить вебинары, создавать интерактивные курсы в формате SCORM, разрабатывать диалоговые тренажеры и подключать чат-ботов.
За технологиями дистанционного обучения будущее, стоит начинать его строить прямо сейчас.