эффектом внедрения здоровьесберегающего обучения является
Результативность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Содержимое разработки
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Учитель информатики, ОБЖ Крапивко Е.И.
Вопросы здоровья и детства волнуют не только медиков, но и все общество в целом. Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья обучающихся, т. е. разработка мероприятий по внедрению здоровьесберегающих технологий. В 2015–2016 уч.г. педагогическим коллективом школы была разработана комплексно-целевая программа «Школа здоровья», главной целью которой является мониторинг здоровья обучающихся и привитие навыков ЗОЖ. Вся деятельность педагогического коллектива направлена на сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, на полноценное физическое, психическое, нравственное, социальное здоровье школьников, на обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
Педагогический коллектив школы работает в инновационном режиме, занимается разработкой модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:
создание комфортных условий обучения
использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
В непрерывный процесс вовлечены педагоги, учащиеся и их родители. МО учителей естественного цикла работает над проблемой «Здоровый ребенок – здоровый ученик», в рамках которой разработана программа «Применение здоровьесберегающих технологий в обеспечении качества образования». Реализация программы ведется по следующим направлениям:
совещание при директоре;
Совет родителей, совет обучающихся, родительский комитет;
школьные МО учителей- предметников;
работа с обучающимися;
работа с педагогическими кадрами;
работа с родительской общественностью;
информационно-методическое обеспечение и контроль.
Деятельность администрации школы направлена на выполнение, регулирование и коррекцию основных мероприятий по здоровью. Родительский комитет, Совет родителей и Совет обучающихся помогают обеспечить выполнение социального заказа по основным направлениям сохранения здоровья. На педагогических советах рассматриваются вопросы здоровьесбережения участников учебно-воспитательного процесса. Школьные МО учителей-предметников обеспечивают технологическую реализацию в развитии профессиональных компетенций и компетентности участников образовательного процесса в области ЗОЖ. Работа с обучающимися построена на обеспечении взаимодействия, сотрудничества обучающихся и учителей в решении проблем здоровья, здоровьесбережения. Много внимания уделяется пропаганде здоровьесберегающих технологий в коллективе, своевременному сбору, анализу и принятию управленческих решений по оперативному регулированию проблем здоровья всех участников образовательного процесса.
Педагогический коллектив рассматривает здоровье как взаимосвязь компонентов физического, психического, нравственного и социального здоровья.
Путём анкетирования отслеживалось нравственное здоровье школьников (сознательность дисциплины, сохранность школьного имущества, формирование гуманистических взаимоотношений, нравственная оценка и самооценка, внутренний контроль (совесть, осознание моральной стороны поступков), отношение к природе, общественно полезному труду, вредные привычки).
Приоритетное направление деятельности педагогического коллектива – это развитие здоровьесберегающей среды в школе через применение технологии личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Было организовано проведение теоретических семинаров:
Здоровьесберегающие технологии – составляющие образовательного процесса в школе.
Принципы и методы здоровьсберегающих технологий.
Технология личностно-ориентированного подхода к обучению.
Были проведены деловые игры: «Технология конструирования урока с учетом требований здоровьесберегающей педагогики», «Формы организации обучения в здоровьесберегающей среде школы».
В школе широко применяются традиционные педагогические технологии, педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса. Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива стало применение учителями-предметниками здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:
учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
наличие эмоциональных разрядок на уроках;
использование физкультурных пауз, физкультминуток на уроках.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его деятельности. Использование сказкотерапии, ролевых игр, театральных постановок, разучивание стихов и песен на уроках иностранного языка; групповой и парной работы, индивидуального и дифференцированного подходов на уроках математики; проектной деятельности, разноуровневых заданий, тестовых и творческих заданий на уроках литературы, истории, географии, биологии и др. способствуют не только сохранению здоровья обучающихся, но и повышают эффективность урока. На уроках проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности. Много внимания администрация школы уделяет укреплению материально-технической базы школы:
— состояние и содержание здания и помещений школы соответствует гигиеническим нормативам;
— постоянно совершенствуется оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадки, пополняется необходимым оборудованием и инвентарем;
— обновляется в настоящее время медицинский кабинет;
— совершенствуется оборудование школьной столовой.
Обеспечен необходимый и квалифицированный штат специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися и родителями (законными представителями): медицинский работник, учитель-логопед, учитель-психолог, социальный работник, учителя физической культуры.
В просветительной и воспитательной работе с обучающимися, педагогами, и родителями, взято направление на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Проводятся мероприятия:
— беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
— общешкольный День Здоровья с привлечением всех детей, педагогов;
— конкурсы, квесты, праздники, конференции, круглые столы и др.
Результаты проведенного анкетирования обучающихся 8-11 классов по употреблению никотина до и после реализации проектов показали снижение количества обучающихся, употреблявших никотин на 17,5 %. В сохранении и укреплении здоровья детей, пропаганде здорового образа жизни большая роль отводится семейному воспитанию. Для родителей организован лекторий «Формула здорового образа жизни», выпускаются бюллетени, налажена связь с Городским центром здоровья. В информационную зону также входят:
Библиотека (выставки книг, библиотечные уроки здоровья)
Конкурсы плакатов и рисунков по профилактике вредных привычек;
Стенды «Мое здоровье»;
Памятки для проведения бесед (Приложения 1,2,3)
В течение учебного года были проведены следующие мероприятия:
-Анкетирование родителей обучающихся 1-11 классов
-Анализ анкетирования родителей обучающихся 1-11 классов по организации режима дня школьников.
Целью анкетирования было выявление основных моментов, связанных с режимом дня школьников, выяснение уровня гигиенической подготовленности родителей в вопросах организации режима дня ребенка. Анкетирование было проведено успешно. Опрошено более 84% родителей обучающихся 1-11 классов (с согласия анкетируемых), что позволило сделать наиболее объективные выводы по оценке основных моментов, связанных с режимом дня школьников.
Организована проверка санитарно-гигиенических норм в учебных кабинетах школы. Проведен анализ и даны рекомендации по результатам проверки соблюдения гигиенических норм в учебных кабинетах. Проверка санитарно-гигиенических норм в учебных кабинетах школы показала, что во всех классах в наличии мебель разных ростовых групп.
Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе – задача особой важности для педагогического коллектива школы. Задача нашего образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, сохранить и укрепить здоровье, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.
Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
выявлять и учитывать показатели здоровья обучающихся;
правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
применять здоровьесберегающие технологии;
вводить курс ОБЖ (внеурочная деятельность) в соответствии с требованиями ФГОС;
соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Основной целью данной работы в аспекте педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач. Важную ступень в общей формуле образования занимают физическое здоровье; психологическое здоровье; социальное здоровье
Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния обучающихся, уровни общей и острой заболеваемости.
Всемирный день без табака
Хочешь жить – бросай курить.
Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить свое здоровье. Вещества, входящие во выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек курил сам и принимал в себя никотин и многое другое, входящее в зажжённую сигарету.
Курение способствует или является причиной:
Артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца. 30-40 % всех смертей от ишемической болезни сердца связаны с курением сигарет.
Облитерирующих заболеваний сосудов конечностей. При этих заболеваниях происходит закупорка тромбами мелких кровеносных сосудов, а их спазм (резкое сужение) под влиянием никотина, который при курении попадает в кровь, может привести к возникновению гангрены (отмирание тканей).
Хронического бронхита и эмфиземы легких, которые сопровождаются появлением одышки и развитием сердечной недостаточности.
Хронического гастрита, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, хронического колита. Риск развития хронических заболеваний легких у курящих в 5-8 раз выше, чем у некурящих.
Нарушения работы желез внутренней секреции, изменения обмена веществ.
Снижения способности к деторождению у женщин; развитию импотенции и бесплодия у мужчин.
Повышения риска возникновения патологии беременности, выкидышей; увеличения числа случаев внутриутробной гибели плода и синдрома внезапной младенческой смерти; снижения массы тела новорожденных, отставания детей в физическом и умственном развитии.
Рака губы, гортани, бронхов, легких, пищевода, желудка, поджелудочной железы, кишечника, мочевого пузыря. Курением вызваны 30% случаев смерти от онкологических заболеваний.
Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. Вдыхание табачного дыма некурящими, называется «пассивным курением».
Бросить курить имеет смысл в любое время! Если болезнь еще не развилась, то риск заболевания будет постепенно уменьшаться, а спустя десять лет, после того как вы бросили курить и вовсе сойдет на нет. Если Вы не курите, ни в коем случае не берите сигарету в руки! Если Вы употребляете табак, откажитесь от вашей привычки! Если люди, которые Вам дороги, курят, помогите им избавиться от этого! Старайтесь не подвергаться действию дыма от курения других людей. Помните, что некурящие чувствуют себя лучше, лучше выглядят, дольше живут и дольше сохраняют активность.
Информация о ВИЧ-инфекции
Что такое ВИЧ-инфекция? Что такое СПИД?
СПИД-синдром приобретенного иммунодефицита. Развивается у людей, заразившихся ВИЧ, и является конечной стадией ВИЧ-инфекции. По оценочным данным в мире число людей, живущих с ВИЧ/СПИД, составляет более 46 млн. человек.
Первые 5-10 лет после заражения вирус размножается, уничтожая важные клетки иммунной системы. Это приводит к иммунодефициту-ослаблению иммунитета, и человек становится более уязвимым к любым заболеваниям. У него могут развиваться болезни, необычные для людей с неповрежденным иммунитетом (оппортунистические инфекции – саркома Капоши, пневмоцистная пневмония и другие).
Как можно обнаружить ВИЧ?
В ответ на проникновение ВИЧ в крови начинают вырабатываться антитела к этому вирусу. Определить их можно не ранее 3-6 месяцев. Поэтому тест на антитела к ВИЧ рекомендуется делать через 3-6 месяцев от момента предполагаемого заражения. В этот период инфицированный человек уже может передавать ВИЧ другим людям при определенных условиях.
Где можно пройти обследование на ВИЧ?
Это можно сделать в любом лечебно-профилактическом учреждении города. До и после теста с Вами обязательно поговорит специалист, который объяснит результат теста и ответит на интересующие Вас вопросы.
Как происходит заражение ВИЧ и как избежать заражения?
Заражение происходит при:
использовании загрязненных кровью шприцев, игл, наркотиков;
при сексуальном контакте без презерватива;
от ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время беременности, родов, кормления грудью;
при попадании крови в организм через ранки, язвочки, слизистые оболочки.
Чтобы избежать заражения достаточно предотвратить попадание в организм крови, спермы, вагинального секрета и грудного молока от ВИЧ-инфицированного человека следует:
защищаться при любом сексуальном контакте;
пользоваться только индивидуальными предметами личной гигиены.
Следует знать, что ВИЧ не передается при бытовых контактах: дружеских поцелуях, рукопожатиях, объятиях, пользовании общей посудой, общим бассейном, спортивным залом, туалетом, постельным бельем.
рациональный режим труда и отдыха;
оптимальный двигательный режим;
искоренение вредных привычек.
При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Основные принципы правильного применения закаливающих процедур должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру. Для людей, ведущих «сидячий» образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.
Следующим звеном здорового образа жизни является рациональное питание. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2,5 ч. до сна. Нельзя допускать переедания: оно ведет к ожирению. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
Еще одной составляющей здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Методички Педсовета
В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологии нервной системы, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата.
Налицо существенное ухудшение здоровья детей, связанное с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель», недостатком двигательной активности, неправильным питанием обучающихся, несоблюдением гигиенических требований в организации учебного процесса, отсутствием у обучающихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми [3].
В связи с этим, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья школьников. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы организуем образовательную среду на основе здоровьесберегающих технологий, научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье обучающихся:
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья обучающихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н. К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, — это:
Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения включают компоненты:
Здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе предполагают организацию обучения через:
В здоровьесберегающих технологиях применяют такие методы как:
В здоровьесберегающих технологиях применяют следующие приёмы:
Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:
Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика. Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Целостность — необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.
Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год — осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов обучающихся, конкретных учеников.
Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов обучающихся.
Методическое единство — непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:
— медико-гигиенические технологии (МГТ);
— физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
— экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
— технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
— здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);
Существуют и другие основания для классификации здоровьесберегающих технологий. По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:
— защитно-профилактические;
— компенсаторно-нейтрализующие;
— стимулирующие;
— информационно-обучающие.
Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение двух типов здоровьесберегающих технологий — организационных и педагогических.
В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье обучающихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно — методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего проекта.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:
— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
— психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя можно представить, как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:
— объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;
— необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;
— ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье обучающихся;
— целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с обучающимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;
— содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, обучающихся и их родителей для создания условий, и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Таким образом, главной задачей реализации здоровьесберегающих технологий является организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.