экхарт толле критика учения

Полезна ли методика Экхарта Толле?

макс007

экхарт толле критика учения

протодиакон Сергий Шалберов

«Истина в том, что всё есть ты.
Ты не найдешь ничего кроме себя — всё есть ты»
(Экхарт Толле)

Автор пытается спастись без Бога, предлагая необременительную практику без горьких слез покаяния: сфокусируйтесь на недумании (т.е. на настоящем моменте) и посмотрим, что получится.

макс007

«Истина в том, что всё есть ты.
Ты не найдешь ничего кроме себя — всё есть ты»
(Экхарт Толле)

Автор пытается спастись без Бога, предлагая необременительную практику без горьких слез покаяния: сфокусируйтесь на недумании (т.е. на настоящем моменте) и посмотрим, что получится.

экхарт толле критика учения

протодиакон Сергий Шалберов

Вот посмотрите как оценивает его методику католический богослов Ричард Рохр (с моими вставками-комментариями), и сделайте свой сознательный выбор.

Кем Экхарт Толле не является:

Он не является христианским теологом или учителем;
Он не обучает Христианским созерцательным молитвам или Христианским молитвам вообще;
Он не обучает каким-либо догмам или доктринам как таковым;
Он не обучает тому, что Бог есть личность;
Он не сторонник социальной, коммуникативной природы религии.

Что Экхарт Толле делает:

Источник

Отзывы об учениях и книгах Экхарта Толле

экхарт толле критика учения

Редко увидишь в нашем многообразном мире однородного мнения на психологическую литературу. Отношение к учителям духовности, мягко говоря, настороженное. Экхарт Толле отзывы получает в основном положительные, в его учениях нет примесей, и этот факт привлекает. Ни в коем случае не рекомендуется формировать личное отношение к его учениям на основе отзывов в глобальной мировой сети. Рекомендуется с высшей степенью осознанности прочитать творения автора и самостоятельно осмыслить материал. На втором этапе читатели делятся мнением и окончательно формируют собственное мировоззрение с учетом свежих знаний.

Кто такой Экхарт Толле и чем занимается?

Вывести людей к просветлению – основная задача мастера. Видеозаписи его тренингов несложно найти в интернете. В них много тишины, пауз, но немало практических рекомендаций. Я лично применяю его техники только отчасти, но работают они на сто процентов. Без глубокого анализа пребывания вас в «точке сейчас» и отключения на несколько секунд негативных установок, заложенных с детства, невозможно ощутить реального счастья жизни.

экхарт толле критика учения

Экхарт обучает людей технике самостоятельно выхода из депрессивного состояния, в простоте его учения скрывается глубинных смысл древних учений. О них он также откровенно ведает аудитории его лекций, при этом разбирает ключевые сутры – афоризмы легендарных гуру духовного развития.

Лучшие его работы

Рекомендую прочитать по дате выхода все книги автора. Затем посмотреть на видео тренинги по системе «пробуди себя настоящего». Поиск целей и смысла жизни — выигрышная тематика, людям во все времена было интересно предсказывать будущее или искать смысл своего пребывания на планете земля. В каждом открывается портал осознанности, на лекциях Толле аудитория погружается вглубь себя.

экхарт толле критика учения

На интересных тренингах Экхарт разбирает детально вопросы эмоционального отношения к различным ситуациям, определяет значимость чувств вины, разбирает смысл категорий – судьба, путь, добро и зло. По меньшей мере, психолог обучает нас сбрасывать волнение в критические моменты, а это полезно уметь делать каждому человеку. Обязательно посещу его лекции, когда он приедет в Россию.

Отзывы людей, которым помогли его лекции

Прочитал немало отзывов о писателе, послушал аудиолекции мастера и понял, что в эпоху кредитов важно уметь мыслить категориями сейчас. Мы зачастую начинаем паниковать раньше времени, имеем свойство «накручивать» себя по пустякам, а нередко идем по неверно выбранной дороге. Толле не заставляет отказываться от наработок прошлого, но почистить себя от «мусора» не мешает рассчитывать и планировать будущее. Момент сейчас важнее всего, но эта точка расширяется до расстояния в несколько десятков лет, вот и вся суть теории.

Отзывы об Экхарт Толле следующие:

экхарт толле критика учения

Критика психологов

Только критика позволяет нам двигаться вперед. Экхарт услышал мнения общественности и нашел способ донести до каждого смысл учения осознанного бытия. Реакция психологов на произведения Толле была поначалу отрицательной. Автор сделал работу над ошибками и подробно разъяснил все спорные моменты на своих тренингах, которые он провел вместе с известной американской телеведущей. Опра Уинфри на собственных примерах дала понять, что деструктива в учении философа нет. Но я лично предупреждаю, что людям с психологическими отклонениями в данные игры лучше не играть, читайте колобка и то не каждую строчку. В учениях мастера много спорного, но в этом не признается человек, который сделал бизнес на простых истинах. Следует осознанно принять их каждому человеку на планете.

Источник

экхарт толле критика ученияАудиокнига на английском языке
https://rutracker.cr/forum/viewtopic.php?t=2412814
Читает сам Экхарт Толле.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Толле,_Экхарт
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Power_of_Now

Книги Толле купить на русском: Озон и Лабиринт

экхарт толле критика ученияОдно из ранних интервью Толле 1998
(утверждают, что первое)
https://www.youtube.com/watch?v=9sGIx70HNh0

Загадка Вторая. Толле уже в предисловии указывает, что читателя ждет проясненное знание, которое представляет собой общий взгляд с точки зрения всех старых вероучений, которые ввиду своей многотолкованности со временем были лишены ясности. И вот сейчас Толле нам все расскажет. В процессе развертывания содержания Толле мягким догматическим тоном так запросто производит интерпретации христианства, что дескать все кругом запутали и вот оно, я увидел. Начинает он свое повествование мягко психотерапевтически, но потом «вбросами» вворачивает поучительным тоном про Иисуса и Бога (или Тело Бога), всепрощение, спасение и грех.

Загадка Третья: Толле прямо говорит, что формат книги вопрос-ответ сделан для удобства и опирается на реальные вопросы, а сам он сделал вариации и переработки с целью унификации и удобства читателя. То есть, по факту мы не знаем, где реальные вопросы, а где специально сфабрикованные «вбросы-вопросы» с целью запутать читателя. Очень часто возникает ощущение в духе «А был ли мальчик?».

Загадка Четвертая: Начиная со второй трети формат книги превращается в странный гибрид психотерапевтического пособия по семейным и социальным отношениям с проповеднической назидательно-догматической литературой.

Загадка Пятая: Толле утверждает, что Жизнь связана с «Сейчас» и всегда будет. Но если обдумать, что же собой представляет момент «Сейчас». Если принять его как пребывание без привязки ко времени/причинности, то
присутствие в таком моменте просто не может осуществляться. Ты не мог бы вообще ничего ДЕЛАТЬ в таком моменте, ведь любое действие привязано к причинности.

«Сейчас» превращает человека в блокирующее себя существо, которое обесценивает таким состоянием факт своего существования. Толле вообще не рассматривает связку факта существования с причинностью, инстинктом и желаниями. «Раздражение» по Толле якобы связано лишь с мыслями.

Особенно затушевывается Толле момент, что пробуждение не может не быть связано с одновременным осознанием СТРАДАНИЯ живого в мире именно по причине произошедшего единения. Здесь осознаваемое плохое мира не компенсируется балансом хорошего.

Вот Толле пытается обставить дело так, что нахождение в абстрактном моменте «Сейчас» позволяет устранить страдание/жизнь. Что если бы все стали жить в этом моменте, то страдание бы исчезло из мира. Но пытаясь устранить Эго через присутствие в моменте «сейчас» Толле тем самым незаметно подводит Эго обратно с заднего двора.

Толле рассказывает в манере познавшего что-то вселенски важное и разъясняет широко известные вещи и понятия, лишь кажущиеся другим запутанными. Но он сам постоянно срывается в догматическое навязывание своих также запутывающих разъяснений. Например: Спрашивают «Почему это так?» Он отвечает: «Хватит думать об этом, а подумайте лучше об этом. « И так постоянно.

Насколько Толле необходимо «духовное» учительство в качестве средства стабилизации своего состояния? Насколько его состояние имеет в самом себе опору? Зачем ему возиться с непрекращающимся потоком мало чего понимающих «поклонников», которые легко могут переменить свое мнение и закидать его камнями.

Источник

экхарт толле критика ученияpasha88888888

pasha88888888

У многих людей возникает интерес к теме безмыслия. Это происходит потому, что они замечают, что мысли часто вызывают негативные эмоции, страх, тревогу, гнев, обиду и т.д.
Эти эмоции вызывают страдание, человек устаёт от этих эмоций, и думает, что если он перестанет думать, то и его страдание прекратится, и что он начнёт жить более легко и спокойно.
И тогда люди начинают думать: как им научиться меньше думать, как им избавиться от беспокоящих мыслей.

Некоторые люди могли прочитать книги, такие, как «Сила настоящего» Экхарта Толле.
И могли там прочитать о том, что мысли вызывают негативные эмоции, и поэтому, чтобы не возникали негативные эмоции, нужно переводить внимание от мыслей на чувственное восприятие реальности в настоящем моменте.
И очень часто люди неправильно понимают то, о чём написал Экхарт Толле.

Неправильное понимание возникает из-за того, что часто люди, читая Экхарта Толле, одни его слова замечают и пытаются их применить, а другие его слова читают, но не осознают, что эти слова значат, и эти слова проходят мимо них. В результате этого те слова, которые они замечают и пытаются применять, понимаются этими людьми неправильно. Потому что, чтобы понять то, что имел в виду Экхарт Толле, нужно собрать вместе все аспекты того, о чём он писал. Выборочная попытка применения каких-то одних его слов при игнорировании и непонимании других слов приводит к неправильному пониманию и тех слов, которые ошибочно казались понятными. В результате чего и практика, которую эти люди будут проводить, будет неправильной и бесплодной.

Вот что пишет Экхарт Толле в книге «Сила настоящего», говоря о том, какой смысл он вкладывает в понятие ум:

Теперь рассмотрим смысл, который он вкладывает в слова: «быть в настоящем моменте».

Ещё один важный аспект того, о чём говорит Толле, это то, что он не говорит о том, что нужно перестать пользоваться мыслями.

Вот цитата из 1-й главы книги «Сила настоящего».

«Однако все не так уж безнадежно. На самом деле ум не всемогущ. Из его плена можно вырваться. Это — та свобо­да, к которой действительно стоит стремиться. И первый шаг в этом направлении вы можете сделать прямо Сейчас. Начните прислушиваться к голосу, который бубнит у вас в голове, и старайтесь делать это как можно чаще. Обра­щайте особое внимание на любые повторяющиеся шаблоны ваших мыслей: скорее всего, эти заезженные граммофонные пластинки крутятся у вас в голове уже много лет. Иными словами, прислушивайтесь к голосу в своей голове и при­сутствуйте в себе в качестве свидетеля и очевидца все­го, что в вас происходит. Вот что я имею в виду, когда говорю о том, что вы должны «наблюдать за своим мысли­телем».
Что бы этот голос ни говорил, слушайте его беспристра­стно. Не пытайтесь давать оценку тому, что слышите, и не спешите делать выводы. Ведь это означало бы, что тот же самый голос проник в вашу голову с черного хода. Вскоре вы сможете сказать себе: «Вот — голос, а вот — Я, который слушает этот голос и наблюдает за ним». Это ощущение присутствия в происходящем и осознание то­го, что Я — это то, что есть Сейчас, не относится к разряду мыслей. Оно рождается за пределами ума.

Вслушиваясь в ту или иную мысль, вы осознаете не только саму мысль, но и себя как очевидца этой мысли. Вам от­крывается новый уровень сознания. Прислушиваясь к мыс­ли, вы ощущаете свое осознанное присутствие — свою глу­бинную сущность, скрывающуюся за ней (или, если угодно, под ней). В результате мысль теряет над вами власть и быстро затухает. Ведь когда вы перестаете отождествлять себя со своим умом, вы перестаете и подпитывать его энергией. А это — первый шаг к свободе от непроизволь­ного и навязчивого мышления.
В такие моменты у вас будет возникать ощущение, что по­ток мыслей прервался и в нем образовался просвет — про­свет «не-ума». Поначалу эти просветы будут длиться все­го несколько секунд, но постепенно они начнут увеличи­ваться, принося с собой ощущение покоя и неподвижности. Вы начинаете возвращаться к состоянию прочувствованного единства с Бытием. Это ваше естественное состояние, од­нако доступ к нему обычно преграждает завеса ума. Чем больше вы будете с ним работать, тем глубже будет ста­новиться ощущение внутреннего покоя и неподвижности. Глубина его не знает предела, и, погружаясь в него, где-то там, внутри себя, вы будете испытывать радость — сияющую радость Бытия.»

Здесь Экхарт Толле говорит о том, что нет необходимости отказываться от мыслей, бороться с ними, что достаточно научиться неотождествляться с мыслями и с умом в целом.
Таким образом, он не ставит задачу войти в состояние безмыслия. Безмыслие не является целью, и даже не является благом. Благом является неотождествлённость с умом, неотождествлённость со всеми его проявлениями, включая неотождествлённость с мыслями.

Рассмотрим следующую цитату из его книги:

«Создавать просветы в потоке мыслей можно, не только наблюдая за своим «мыслителем», но и просто фокусируя внимание на том, что происходит Здесь и Сейчас. Для этого нужно лишь подлинно включиться в настоящий момент жизни. Это состояние может доставлять огромное удоволь­ствие. Отвлекая свое сознание от умственной деятельно­сти, вы создаете просвет «не-ума», в котором чутко вос­принимаете и осознаете происходящее, но при этом умуд­ряетесь обходиться без мыслей.
В обычной жизни этот прием можно сперва отработать на каком-нибудь чисто механическом занятии, которое вы обычно воспринимаете не как самостоятельное действие, а лишь как ступеньку к цели. Постарайтесь полностью со­средоточиться на том, что вы делаете. Смысл в том, что­бы это действие из средства для достижения цели превра­тилось в саму цель. К примеру, поднимаясь или спускаясь по лестнице, попробуйте проследить за тем, как вы это делаете. Пусть каждый шаг, каждое движение и даже каж­дый вдох и выдох станут предметом вашего пристального внимания. Будьте предельно собранны. Ощущайте свое при­сутствие в каждой точке этого перемещения. То же самое можно делать, когда вы моете руки. Не упускайте из вида ни один нюанс этой процедуры: шум текущей воды, запах мыла, соприкосновения ваших рук, их движения и так да­лее. А вот еще один вариант. Сев в машину и захлопнув дверцу, замрите на несколько секунд и понаблюдайте за своим дыханием. Почувствуйте безмолвное, всепроникающее ощущение собственного присутствия. Насколько вам это удается, можно проверить по степени внутреннего покоя, который вы испытываете в такие минуты. Это — самый на­дежный из всех критериев.»

В 29-й главе книги «Сила настоящего» Экхарт Толле говорит:
«А что такое сила настоящего момента?
Это не что иное, как сила вашего осознанного присутст­вия в происходящем, ваше сознание, освобожденное от мысленных форм.»

2. Экхарт Толле часто говорит: «важно не путать настоящий момент с содержанием настоящего момента».

В книге «О чём говорит тишина» он пишет:

«Большинство людей путают настоящий Момент с тем, что происходит в настоящий Момент, а это далеко не одно и то же. Настоящий Момент неизмеримо глубже, чем то, что в нем происходит. Он является пространством для того, что в нем происходит.

Так что не путай содержание настоящего Момента с самим настоящим Моментом. Он глубже любого содержания, которое в нем возникает.

Когда ты вступаешь в настоящий Момент, ты выходишь из того, что содержит твой разум. Непрерывный поток думанья замедляется. Мысли больше не поглощают твое внимание целиком, не отвлекают его на себя полностью. Между мыслями появляется просвет, пространственность, спокойствие. Ты начинаешь понимать, насколько ты больше, чем твои мысли.

Мысли, эмоции, чувственное восприятие, что бы ты ни испытывал, составляют содержание твоей жизни. «Моя жизнь» — это то, из чего ты черпаешь свое чувство себя. «Моя жизнь» — это содержание или что-то такое, во что ты веришь.

Ты все время упускаешь самый очевидный факт: твое самое глубокое чувство
Я Есть не имеет ничего общего с тем, что происходит в твоей жизни, ничего общего с содержанием. Это чувство Я Есть и Настоящий Момент есть одно. Оно всегда одно и то же.
В детстве и в старости, в здоровье и болезни, в успехе и неудаче это Я Есть — пространство Настоящего Момента — на самом глубоком уровне всегда остается неизменным. Его иногда путают с содержанием, и тогда
Я Есть, то есть Настоящий Момент, ты ощущаешь очень слабо и не прямо, ты ощущаешь его через содержание своей жизни. Иными словами: твое чувство Сущего закрыто облаками обстоятельств, потоком мышления, и очень многими другими вещами этого мира. Настоящий Момент становится заслоненным временем.

Тем не менее, как же легко и просто вспомнить вот эту истину и, тем самым, вернуться домой: Я — это не мои мысли, не мои эмоции, не мое чувственное восприятие, не мои ощущения. Я — не содержание моей жизни. Я есть Жизнь. Я есть пространство, в котором всё происходит. Я есть сознание. Я есть Настоящий Момент. Я Есть.»

6. Вот что говорит Экхарт Толле в интервью Джону Паркеру о неотождествлёности с умом:
«На вопрос «Что такое просветление» можно ответить только: просветление — это когда нет никакого отождествления с мышлением. Когда больше нет отождествления себя с мыслительным процессом и поиском себя через мышление.

Началом духовного пробуждения является осознание того, что «я — не мои мысли» и «я — не мои эмоции». То есть у вас вдруг появляется способность наблюдать то, что делает ум, наблюдать мыслительный процесс, осознавать повторяющиеся мысленные стереотипы, не будучи захваченными ими, не будучи погруженными в них. Это значит «наблюдать со стороны». Это способность наблюдать за тем, что делает ум, а также способность наблюдать эмоции. Я определяю «эмоции» как реакцию тела на то, что делает ум. Способность «наблюдать» их, не отождествляясь. Это значит, что ваше самоотождествление претерпевает сдвиг от мысли или эмоции к тому, чтобы стать «наблюдающим присутствием».

Тогда вы сможете наблюдать реакцию, ментальную или эмоциональную. Возникает гнев. Он все еще есть. Но также есть наблюдающее «присутствие». На заднем плане появляется бдительность, наблюдающая этот гнев. Поэтому в гневе больше нет ощущения «я». Способность наблюдать мысли уже дает возможность возникнуть покою. Потому что он приходит из того измерения, которое наблюдает мысли.

Потом наблюдатель становится сильнее. Наблюдаемое становится менее тяжелым, менее инерционным. Поэтому сначала вы становитесь свидетелем, наблюдаете. Затем вы начинаете осознавать самого наблюдателя, силу, заложенную в свидетельствовании, силу спокойствия, силу сознания. А потом вы начинаете осознавать это как самоё себя. Вы и есть Это.

Если вы пребываете в этом все время, значит, вы свободны от мира форм. Пока этого не произойдет, вы будете оставаться в плену физических и умственных конструкций. Вы будете захвачены мыслями. Вы будете захвачены эмоциями. Вы — мнимое «я» в ловушке формы. Истинное «я» — за пределами форм, и знать это — и есть освобождение.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *