экологическое новое приоритетное направление педагогической теории и практики

Статья «Экологическое воспитание – приоритетное направление в работе с обучающимися»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Экологическое воспитание – приоритетное направление

в работе с обучающимися

Организация социально-направленной деятельности, в основе которой – деятельность в качестве руководителя Центра экологического образования.

В 2011 году в Томске была утверждена программа «Непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2015 гг.», в рамках реализации Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2020 гг. Особое значение данная работа приобретает в свете введения ФГОС.

В связи с низким уровнем экологической культуры у населения особо остро встают вопросы экологического образования и воспитания детей. МАОУ СОШ №11 г. Томска уже длительное время ведет работу в вопросах формирования экологической культуры. Многолетняя результативная работа позволила присвоить школе Статус Центра экологического образования (Распоряжение Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области № 177 и Департамента общего образования Томской области № 341-р, 2.06.2011г.)

Распоряжением Департамента общего образования Томской области № 147-р от 15.08.14г., № 131 от 18.08.14г. продлен статус «Центра экологического образования» на период 2014-2017гг. ( http://rcro.tomsk.ru/tag/sceco/ )

Руководителем Центра экологического образования я стала в сентябре 2012 года.

Целью деятельности Центра экологического образования является создание условий для формирования экологической культуры обучающихся в общеобразовательной школе в системе непрерывного образования.

Отмечу, что результаты данной работы регулярно прослеживаются в мониторингах, которые показывают рост числа обучающихся с высоким и средним уровнем экологической культуры, что говорит о плодотворной работе всего педагогического коллектива.

Деятельность Центра экологического образования

В рамках деятельности Центра экологического образования был разработан проект «Школьный двор: в согласии с природой…» ( http://school11.tomsk.ru/uio/sh/razr_sh ), который был представлен на областном конкурсе на лучшие социально-образовательные проекты.

В процессе реализации инновационного образовательного проекта «Разработка и апробация комплексной модели взаимодействия МАОУ СОШ № 11 г. Томска с социумом микрорайона в условиях модернизации образования и развития общественных инициатив» в 2013 году был заключен договор с ТСХИ. В рамках реализации проекта и договора о сотрудничестве был разработан и реализован проект: «Школьный двор: в согласии с природой…». В областном конкурсе на лучшие социально-образовательные проекты в 2013 году проект «Школьный двор: в согласии с природой…» стал финалистом в номинации «Создание современной образовательной среды» (Распоряжение Департамента общего образования Томской области №401-р, от 29.05.2013г.)

В ходе реализации данного проекта прошло озеленение школьной территории.

Городская программа «Экополюс»

В 2013 году школа стала участником городской программы экологического образования и воспитания школьников «Экополюс» МАОУ ДОД Дворца творчества детей и молодежи г. Томска (базового центра первого уровня в области экологического образования и просвещения населения Томской области).

Цель реализации программы:

— создание условий для формирования у школьников:

— навыков рационального природопользования;

— экологической культуры, компетентности – эколого-осознанного восприятия явлений окружающего мира и экологически грамотного поведения в нем.

В рамках этой программы учащиеся школы посещают экскурсии по особо охраняемым природным территориям г. Томска и Томской области, а также принимают активное участие в различных экологических играх-конкурсах и акциях.

Наибольшим интересом у обучающихся школы пользуются следующие конкурсы и акции: «Томский росток», «Спаси дерево».

В 2014-2015 учебном году МАОУ СОШ №11 впервые приняла участие в городской эколого-краеведческой программе «Моя Родина-Сибирь».

В целях формирования экологического мышления, обучающиеся МАОУ СОШ №11, принимают участие в мероприятиях городского, областного и всероссийского уровня.

Участие в ряде мероприятий позволяет обучающимся перевести экологические понятия на уровень личностно значимых. В процессе коллективных исследований природных объектов, совместного обсуждения проблем формируется экологическая культура: воспитывается индивидуальная и коллективная ответственность участия в природоохранной деятельности. В результате участия школьники приобретают навыки и умения, формирование которых невозможно только при теоретическом обучении.

Источник

Приоритетные направления современного образования — экологическое воспитание

экологическое новое приоритетное направление педагогической теории и практики

Дата публикации: 10.01.2014 2014-01-10

Статья просмотрена: 869 раз

Библиографическое описание:

Захарова, О. А. Приоритетные направления современного образования — экологическое воспитание / О. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 384-386. — URL: https://moluch.ru/archive/61/8938/ (дата обращения: 16.11.2021).

История человечества прочной нитью связана с историей природы. С древнейших времен люди понимали свою связь с окружающей средой, даже зависимость от нее. Отсюда бережное отношение, поклонении природе. С развитием техники, промышленности, науки отношение стало меняться и не в лучшую сторону. Человек назвал себя «царём природы» и его отношение сменилось с поклонения на кардинально противоположное — потребительское. Сегодня мы видим, к чему это привело — к глобальной экологической проблеме. И если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо задуматься о воспитании экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

Ульяновская область — крупный промышленный район Поволжья. Здесь сосредоточены машиностроительные заводы, производят станки, оборудование для химической промышленности и сельского хозяйства. В области находится крупнейший в Европе авиационный завод. Все это заставляет задуматься об экологической ситуации в регионе. А нахождение в области научно-исследовательского института атомных реакторов ставит вопрос развития экологического образования и вовсе на приоритетное место в политике Ульяновской области.

Цель экологического образования видится в воспитании экологической культуры населения Ульяновской области как системы экологических знаний и отношений, экологического мышления, сознания и чувств, экологически оправданного поведения в окружающей среде.

Для реализации этой цели проводятся экологические акции, такие как «Сохраним природу Симбирского края», «Посади и вырасти своё дерево», конкурс «Эколог года», конкурс «Солнечный орел», Дни чистой Волги, акции «Сделаем!» и «Сделаем вместе!», «Блогеры против мусора», в рамках которых проходят марафоны, конкурсы, конференции, «круглые столы», марши, и т. д. по экологической тематике, организовываются и массовые субботники на пойме реки Свияги, на территориях памятников природы областного значения «Винновская роща», «Чёрное озеро», «Маришкин родник», «Ульяновский дендропарк». Проходит ежегодный областной конкурс семейного творчества «В судьбе природы — наша судьба».

Это для населения. Что же происходит в образовании? Большую работу по формированию экологической культуры проводят в дошкольных учреждениях № 232, № 178, № 94, № 46, № 14 № 215 и других. Особое внимание здесь уделяют изучению фольклора, русских народных традиций, основ исследовательской экологической работы. Экология в общеобразовательных школах г. Ульяновска преподаётся в форме элективных курсов, спецкурсов, кружков, так как в Федеральном базисном учебном плане (утверждённом приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г.) не отведено учебных часов на экологию как предмет. Однако учащиеся общеобразовательных школ получают экологическое образование при изучении биологии, географии, химии, участвуют в конкурсах творческих работ, экологических проектах, природоохранных конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования.

При активном участии областного экологического центра учащихся создана, зарегистрирована и успешно работает (более 10 тыс. членов) областная детская общественная организация юных экологов, открыты 22 областные экологические опорные площадки в 19 районах области. На их базе занимается около 1200 учащихся сельских школ. Областная станция юных натуралистов является методическим центром натуралистической работы в области. Областной станцией юных натуралистов ежегодно проводятся мероприятия по экологическому воспитанию и просвещению детей и подростков: «Марш парков», «День Сурка», конкурсы, десанты, экскурсии, слёты. И многое другое.

Т. е. делается в этом направлении вроде бы много всего и большей частью силами учреждений дополнительного образования.

Приведем немного статистики:

экологическое новое приоритетное направление педагогической теории и практики

В эколого-биологических объединениях

В туристско-краеведческих объединениях

экологическое новое приоритетное направление педагогической теории и практики

Если присмотреться, мы видим явную тенденцию к уменьшению как среди учреждений дополнительного образования, так соответственно и детей, их посещающих. Да и экологическая направленность явно не является приоритетным направлением (зато направление художественное и спортивное представлено в 2 раза большим количеством). И здесь представлены только те дети, которые посещают эти учреждения, а ведь есть еще и те, которые их не посещают, т. е. экологическое воспитание происходит в школе и дома. Все это наводит на нерадостные мысли, что в скором времени экологическая катастрофа, о которой так много говорят, разразится.

В связи с этим напрашивается и другой вывод: необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может. И здесь мало учреждений дополнительного образования. Это должно делаться на уровне школы, т. к. школа реально охватывает всех, а не малую часть заинтересованных лиц.

Экологическое образование и воспитание учащихся — это веление времени, которое диктует сама жизнь: чтобы выжить и обеспечить существование человечества в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и используя их строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Для этого необходимо привить не только элементарные экологические навыками, но и сформировать новый экологический тип мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Формирование у детей ответственного отношения к природе — процесс длительный и сложный. И результатом его должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе, воспитают чувство любви к ней, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности.

Хочется верить, что будущем это сможет повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей области и стране, будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.

Проблема в том, что на сегодняшний момент отмечается резкое сокращение преподавания экологии в школах области. В настоящее время лишь в 30–40 % школ области ведется преподавание экологии как предмета. Это связано с перспективным базисным учебным планом профилизации, где естественным наукам отводится незначительное место, поэтому перспективное развитие экологии может иметь место лишь как элективный курс, не говоря уже о начальной школе, где вопросы экологии включаются небольшими вкраплениями в курс «Окружающий мир».

Считаем, что в данной ситуации может перспективной идеей является более широкое использование метода проектов, как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

Учебное проектирование — специфическая практическая деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности — производственная деятельность, а по задачам — обучение и воспитание.

При правильном использовании данного метода в образовательном процессе можно охватить весь спектр предметов (т. е., научно выражаясь, метод проектов имеет междисциплинарный характер), изучаемых в школе, тем более, что в соответствии новыми ФГОС-ми для достижения поставленных задач созданы неплохие условия — внеурочная деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий именно деятельностного типа, т. е. методов проектно-исследовательской деятельности. Знания и умения, которые будут приобретены в ходе организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем должны стать основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. И, несомненно, это способствует решению такой задачи, как развитие индивидуальности каждого ребенка.

Источник

Проблемы экологического воспитания и образования и пути их решения

Методички Педсовета

Экологическое воспитание является приоритетным направлением в развитии современной школы. Главная цель формирование экологической культуры. Особое внимание уделяется практической природоохранной деятельности. Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Проблемы экологического воспитания и образования

и пути их решения

«Любовь к природе, как, впрочем,
и всякая человеческая любовь, несомненно,
закладывается в нас с детства».

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, то есть совокупности экологически развитых сознания, эмоционально — чувственной деятельности сфер личности.

Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом и решает две задачи. Во-первых, оно направлено на изучение и исследование окружающей среды, во-вторых, учит заботиться о ней на основе разумных решений. Экологическое воспитание имеет широкую материальную базу: музеи, парки, экологические центры. Практически все учебные предметы: биология, химия, общественные, а также математические и художественные дают понимание об окружающей среде и способах ее сохранения. Целью экологического воспитания является подготовка такого человека, который знает, как его образ жизни влияет на окружающую среду и как выбор взаимодействия с окружающей средой способствует ее сохранению или уничтожению. «Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать условия … отражающим основные законы, которым подчиняются все организмы и перед которыми, в конечном счете, вынужден будет склониться человек». (Роберт Риклефс).

Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. (Маркитанова, 2012)

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Осуществляется оно в тесной взаимосвязи учебной деятельности внеклассной и внешкольной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий.

Однако стало совершенно понятно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, спектакли, беседы, викторины, ролевые игры и другие мероприятия. Важную роль в этом воспитании дает практическая природоохранная деятельность детей. И весь вопрос в том, как, где и чему мы будем учить детей, как будем воспитывать их экологически грамотными, понимающими важность сохранения окружающей среды, готовыми разделить в будущем ответственность за нее перед новыми поколениями.

Экологическое образование и воспитание является одним из направлений работы нашей школы. Мы являемся активными участниками природоохранных операций разного уровня. Ежегодно проводим такие акции, как «Покормите птиц зимой». Развешиваем на территории школы кормушки и подкармливаем птиц в течение зимнего периода. Ребята понимают, что птицам зимой без нас не выжить. Школьники участвуют в ежегодных городских субботниках. Так осенью 2015 года вместе с ветеранами провели субботник в будущем сквере «Дети войны». Собрали сухую листву, очистили сквер от мусора и высадили молодые дубки. Эти благородные деревья будут расти на радость детям войны, их внукам и правнукам! В рамках экологического просвещения проводим всероссийские экологические уроки «Вода России» и «Разделяй с нами». Где учащиеся учатся бережному отношению к водным ресурсам и грамотному обращению с отходами, через игровые состязания и практическое домашнее задание. Поставленные цели достигаются ненавязчиво, в игровой форме. Дети осознают, что эмпирические экологические знания, передаваемые из поколения в поколение, — необходимое условие выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития. Практической деятельностью является сбор макулатуры учащимися в течение учебного года.

Традиционной экологической работой стало участие учащихся создание проектов по оформлению территории школы газонами, цветочными клумбами. Работа начинается весной с подготовки, посадки и выращивания цветочной рассады учащимися. Летом ухаживаем за клумбами, наводим порядок. А с июля по август радуем себя и жителей города цветущими газонами. Школа ежегодно участвует в конкурсе на лучшее цветочное оформление территорий города. И дважды была признана победителем. Проведение праздников в школе «День Земли», «День птиц» развивают у школьников естественно-научные взгляды на взаимодействие общества и природы. Способствуют более тесному соединению теоретических знаний с эмоциональным восприятием окружающей среды, пробуждают интерес школьников, обеспечивают развитие их социальной активности.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания, обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. В рамках экологического просвещения наша школа сотрудничает с Висимским биосферным заповедником. Сотрудники Висимского заповедника проводят лекции и экологические беседы в классах. Учащиеся активно участвуют в акциях и конкурсах, проводимых заповедником, которые учат бережному отношению к окружающей среде, животному и растительному миру родного края.

Не первый год осуществляем сотрудничество со станцией юных натуралистов. В тесном контакте проводим следующую работу: экологические акции («Кормушка», «Родники», «Остановим загрязнение ТБО», «Серая шейка» и др.). Работы учащихся нашей школы неоднократно отмечены грамотами и дипломами разного уровня.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшем более углубленном изучении проблемы экологического воспитания школьников, так как при проведении такой работы решаются следующие задачи:

Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы. Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.

Экологическое воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы — благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой.

Источник

Экологическое образование младших школьников

В настоящее время экологическое образование школьников стано­вится приоритетным направлением в педагогической теории и прак­тике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей пла­нете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды — все это создает угрозу существования самой жиз­ни на Земле. Только в конце XX века человечество осознало всю па­губность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

и является целью экологического образования. Что же такое экологи­ческое образование? Каковы его цели и задачи? Каким образом соче­таются экологическое образование и экологическая культура?

Под экологическим образованием понимают непрерывный про­цесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценност­ных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответ­ственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического образования является формирование эколо­гической культуры, в основе которой лежит ответственное отноше­ние к окружающей среде.

— интерес к природе и проблемам ее охраны;

— знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

— нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

— экологически грамотная деятельность по отношению к природ­ной среде;

— мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической культуры как качества лич­ности включает:

— формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество;

1 Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.— Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

1 Экологическое образование школьников. — М: Педагогика, 1983. — С. 8.

— формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

— воспитание ценностных ориентации экологического характера;

— формирование мотивов, потребностей, привычек целесообраз­ного поведения и деятельности, способности научных и нравствен­ных суждений по экологическим вопросам;

— участие в активной практической деятельности по охране ок­ружающей среды.

Формирование экологически грамотного отношения к окружаю­щей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы.

В современные программы включено значительное число поня­тий и представлений по экологии, определены умения и навыки экологического характера, которыми должны овладеть школьники. При этом роль человека по отношению к природе определяется не как хозяина и повелителя, а как равноправного участника. Обнов­ление и расширение экологического содержания в программах сде­лало необходимым пересмотр методики работы.

Как правило, в работе по экологическому обучению и воспита­нию младших школьников использовались такие формы и мето­ды, как экскурсии, наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках — беседы, решение экологических задач, анализ экологичес­ких ситуаций, игры; а во внеклассной работе — утренники, праз­дники, КВН, викторины. Бесспорно, отказываться от опыта рабо­ты, сложившегося в практике, не стоит, но и ограничиваться лишь указанными формами и методами нельзя. В настоящее время ме­тодика экологического образования и воспитания значительно обо­гатилась новыми приемами, методами, формами работы. Рассмот­рим их.

Экскурсии в природу — классическая форма изучения окружаю­щей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-позна­вательного значения, формирование грамотного поведения в при­родной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях — наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять свя­зи, существующие между ними, что имеет огромное значение для экологического образования. В настоящее время все авторы про­грамм по природоведению, естествознанию указывают, что на лю­бой экскурсии в природу, наряду с другими целями, решаются за­дачи экологического характера. Так, на сезонных экскурсиях дети не только наблюдают за изменениями в жизни растений и живот­ных в данное время года, но и выявляют причины этих изменений.

Например, высота Солнца над горизонтом, а отсюда — изменение продолжительности дня, температуры, видов осадков, состояние водоемов, почв и, как следствие, изменение в жизни растений и животных. На этом примере показана целая цепочка связей: нежи­вая природа — растения — животные, которую устанавливают сами ученики. При этом важно уточнить особенности состояния расте­ний и животных в данное время года. Например, листопад (осень, подготовка к зиме), состояние покоя (зима) и т. д. А отсюда и осо­бенности поведения человека в природе в этот сезон. Наблюдая следы такой «деятельности» человека в природе, как обломанные ветки, мусор в парке, водоеме, вытоптанный газон и т. д., дети сами приходят к выводу о том, как следует себя вести в природе. Очень важным фактором, который помогает сделать правильный вывод о правилах поведения, является любование красотой окружающей природы. Этот процесс вызывает у детей удивление, радость, вос­хищение природой и негодование по поводу безответственного от­ношения к ней.

Дома, в классе ребенок по своим воспоминаниям нарисует те пред­меты, которые произвели на него сильное впечатление, или сочи­нит о них маленький рассказ и напишет его или расскажет об уви­денном. В результате типичные для школьной практики запреты типа «не рви», «не мни», «не ломай» уже не нужны, ученик сам осознал и сделал вывод, как надо вести себя в природе, как к ней относиться и заботиться о ней.

Сравнительно новым видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «эко­логическая тропа» — это маршрут в парке, лесопарке и т. д., который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной при­роды, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать есте­ственную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер

деятельности человека в природе. Как правило, такая учебная тро­па создается силами старшеклассников. Для начальных классов на ней выделяются объекты в соответствии с программой и учетом преемственности начальной и средней школы.

Работа на «экологической тропе» имеет не только информатив­ный, но и деятельностный характер: ребята участвуют в посадке ра­стений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатыва­ют и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей. Кроме этого, такое посещение природы дает возможность организовывать и про­водить исследовательские работы — изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у ребенка формируется понятие о развитии объектов, о процессах, происходящих в приро­де; проводить опыты как длительные, так и кратковременные, про­гнозировать последствия деятельности человека, оценивать резуль­таты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознавать значение природы для человека, важ­ность грамотного взаимодействия с ней.

Полевые практикумы как форма экологического образования так­же недавно стали использоваться в начальной школе. Их цель — за­крепление теоретических знаний об окружающей среде, оценка ее состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению ее состояния.

Различные виды деятельности школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления экологи­ческого образования. Другим важным условием этого является си­стематическая работа по экологическому образованию на уроках и во внеклассной работе. Современные программы по изучению при­родоведения, естествознания, окружающего мира разработаны с уче­том экологического принципа. Следовательно, при изучении любой темы, любого вопроса курса в его содержание органично включает­ся материал экологического характера. Кроме этого, в программах

предусматривается проведение уроков, посвященных охране объек­тов природы. Например, «Охрана водоемов». «Охрана почв» и т. д.

Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для формирования основ экологической культуры у младших школьни­ков на уроке и во внеклассной работе. Традиционно в практике ра­боты учителя начальных классов применяются такие методы и формы обучения, как беседы, дидактические и ролевые игры, прак­тические работы, а во внеклассной работе — утренники, праздни­ки, КВН, викторины на экологические темы.

Беседы экологического содержания имеют целью актуализиро­вать знания детей, расширить и углубить их, выявить новые грани взаимодействия человека и природы. Включение в беседы инфор­мации о негативной и позитивной деятельности человека в приро­де способствует формированию у детей умения оценивать эту дея­тельность и прогнозировать ее последствия.

Практические работы на уроках включают решение экологичес­ких задач, разбор экологических ситуаций, моделирование эколо­гических связей. Изучение экологических связей в природе явля­ется необходимым условием для воспитания у детей ответственного отношения к ней. Без понимания трудно предвидеть последствия вмешательства человека в природные процессы. Поэтому на уро­ках целесообразно применять динамические схемы или модели этих связей. Схемы могут быть различными: в рамках даны изоб­ражения объектов природы, с помощью стрелок ученик показыва­ет связи между ними; на доске прикреплены таблички, на которых написаны названия объектов природы, например трофическая цепь:

|аист|. Дети показывают стрелками связи

Детские игры — отражение жизни.Воображаемые условия, име­ющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире не только понимаются, но и легко закрепляются. Усваиваются мо­ральные нормы и правила поведения в окружающей среде. У ребен­ка формируется опыт принятия экологически грамотных решений. Дети, играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями.

Дидактические игры — это игры с правилами. Их главное свой­ство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи вы­ступают перед ребенком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднаме­ренно. Эти игры помогают формировать такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль, само­оценка. К дидактическим играм экологического содержания отно­сят игры с карточками типа лото, природным материалом «Чудес­ный мешочек», игры-викторины типа «Цветочный хоровод» или «Кто где живет?»; игры-загадки, например по «портрету» на карточ­ке найди растение в гербарии. А если игра проводится в природе, то — в лесу на поляне и т. д. Можно рекомендовать придумать за­гадку к объекту, который понравился ученику.

Ролевые игры, экологического содержания основаны на моделиро­вании социального содержания экологической деятельности. На­пример, игра «Что произойдет?» или «Экологическая экспертиза»: решили построить бензозаправку с мойкой между шоссе и речкой, протекающей недалеко от шоссе. Разворачивается дискуссия между группами «экологов», «инженеров», «социологов», «автомобили­стов», «медиков». Ролевое поведение дает возможность ребенку проявлять самостоятельность суждений, формирует их умения ве­сти дискуссию, использовать свои знания.

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологиче­ской деятельности. Например, игра «Кто где живет?» раскрывает

зависимость распространения животных от условий среды оби­тания.

Игры-соревнования экологического содержания основаны на сти­мулировании активности участников в приобретении и демонстра­ции экологических знаний и умений. К этому типу относятся кон­курсы: кроссвордов, проектов, загадок, путешествий и т. д. Они широко используются в практике работы школ.

К внеурочным формам экологического образования относят празд­ники — совокупность разнообразных развлекательных мероприятий. Они могут проводиться в соответствии с традициями школы, с по­желаниями учащихся или родителей, приурочены к какой-либо дате. Поэтому тематика их разнообразна, например «День леса», «Празд­ник цветов», «В гости к весне». Так, «День птиц» традиционно про­водится в школах во время весенних каникул. Подготовка к нему начинается задолго до срока проведения и включает: разработку сценария, выбор жюри, организацию выставки детских рисунков и фотографий, конкурс стенгазет «Птицы — наши друзья» (оценива­ется достоверность и актуальность материалов, эстетика оформле­ния); проведение викторины «Что ты знаешь о птицах?» (ответы оформляются в виде красочных альбомов); подборка книг о птицах, демонстрация коллекции марок и др. В день праздника все экспо­наты подготовленного материала выставляются и экскурсоводы-школьники рассказывают о них. Во время праздника проводится

1 Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.— Ростов-на-Дону:

2 Характеристика видов игр рассматривается по С. Д. Дерябо, В. А. Левину.

1 Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.— Ярославль: Ака­демия развития, 1997. — С. 72—73.

«лекторий». В нем с краткими интересными сообщениями высту­пают приглашенные специалисты. Кульминацией праздника явля­ется проведение КВН.

Таким образом, процесс формирования у учащихся начальных классов экологически грамотного отношения к природе, к себе и ок­ружающим людям длительный и многоплановый. Что же может служить критерием оценки такого отношения? Это осознанно пра­вильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объек­ты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране.

Кроме того, ученик должен рассказывать о своих впечатлениях, переживаниях, делать аргументированные выводы о правилах по­ведения в природе, воплощать свои знания, умения и чувства в различной деятельности — игре, рисунке и другой практической деятельности.

Вопросы и задания к главе III для самопроверки теоретического материала

1. Чем обусловлено введение естествознания в учебные планы современной начальной школы? Приведите аргументы, доказывающие эту обусловленность.

2. Каковы цели начального естественнонаучного образования?

3. Какие задачи стоят перед учебным естествознанием в начальной школе? Докажете необходимость и возможность решения каждой из них.

4. Назовите общие и специфические принципы отбора и конструирования содержания начального естествознания. Раскройте сущность каждого из них. Докажите необходимость их учета.

5. Что такое межпредметные связи? Докажите на примерах возможность их реализации.

6. Какое значение имеет реализация межпредметных связей?

7. Что такое синхронистическая таблица? В чем ее значение?

8. Что такое преемственность? Почему в преподавании начального есте­ствознания ее надо учитывать?

9. По каким направлениям идет учет преемственности?

10. Какие навыки учебного труда, формируемые в процессе преподавания начального естествознания, являются одним из условий успешного усвоения естественнонаучных учебных предметов в основной школе?

11. Покажите место синхронистической таблицы в реализации преемствен­ных связей.

12. Раскройте значение преемственности в естественнонаучном образо­вании.

13. Ведущей целью начального естественнонаучного образования является реализация его развивающего потенциала. Докажите это утверждение.

14. В чем сущность экологического образования? Каковы его цели и за­дачи?

15. Почему экологическое образование называют приоритетным направле­нием педагогической теории и практики?

16. Раскроете сущность принципа непрерывности экологического образо­вания.

17. Почему начальную школу называют важнейшим этапом в становлении экологической культуры общества?

18. Почему работу в природе считают необходимой формой экологическо­го образования?

19. Чем отличается методика проведения экскурсий от методики работы на экологической тропе? Предложите эскизы каких-либо знаков для экологичес­кой тропы.

20. Почему считают, что использование экологических ситуаций, заданий, решение экологических задач способствует формированию экологически гра­мотного отношения к природе? Приведите примеры экологических ситуаций и задач.

21. В чем значение моделирования для формирования экологических зна­ний?

22. Что такое метод проектов? Разработайте свой проект и защитите его на занятии.

23. В чем состоит роль игры для формирования экологической культуры? Какие виды игр используются с этой целью?

24. В чем значение праздников и утренников для экологического образова­ния? Разработайте какой-либо праздник и защитите его концепцию на занятии.

25. Почему считают, что без организации практической деятельности детей в природе нельзя сформировать экологически грамотного отношения к ней?

26. Каковы критерии оценки отношения детей к природе?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *