экологическое образование обучение может быть организовано вне учебных заведений
Вопросы и задания. 1. Дайте характеристику понятия «экологическое образование»
1. Дайте характеристику понятия «экологическое образование».
2. Какой смысл ученые вкладывают в понятие «экологическая культура»?
3. Перечислите компоненты в структуре экологического образования. Каково их содержание?
4. Назовите этапы непрерывного экологического образования.
3.2. Формальное и неформальное экологическое образование
Формальное экологическое образование. Экологическое образование условно можно подразделить на две категории: формальное и неформальное.
Формальное экологическое образование включает дошкольное, школьное образование и экологическую подготовку в учреждениях среднего и высшего профессионального обучения.
В соответствии с терминологией, принятой ЮНЕСКО, формальное образование — это традиционные системы образования, предполагающие организацию обучения, соответствующую следующим требованиям:
• образование приобретается в специально предназначенных для обучения учреждениях;
• обучение осуществляется специально подготовленным персоналом;
• в итоге — получение общепризнанного документа об образовании на государственном уровне;
• в рамках формального образования обучающиеся овладевают систематизированными знаниями, умениями, навыками;
• обучение характеризуется целенаправленной деятельностью учащихся.
Сегодня особое значение приобретает экологическое образование студентов. С одной стороны, в руках специалистов находятся техника и новые интенсивные технологии, колоссальная мощь которых при условии использования их людьми невежественными, некомпетентными может привести к непредсказуемым последствиям. С другой стороны, именно взрослые люди занимаются воспитанием молодого поколения.
Экологическое образование в высшей школе характеризуется фундаментальностью, поскольку сочетает методологическую, мировоззренческую и профессиональную подготовку будущих специалистов.
На основе рекомендаций Конференции ООН (Рио-92) Ассоциация европейских университетов приняла Университетскую хартию по устойчивому развитию (Женева, 1994), подписанную более чем 250 ректорами европейских университетов. В ней утверждается, что «университеты будут поощрять междисциплинарные, построенные на основе сотрудничества образовательные и исследовательские программы по устойчивому развитию как часть своей центральной миссии. Университеты введут экологические перспективы во всю свою работу. Они создадут обучающие программы, посвященные экологической тематике, и вовлекающие преподавателей, исследователей и студентов независимо от их профиля, образования и характера деятельности».
Опыт экологического образования в университетах стран Европы опирается на традиционные и инновационные формы развития экологической культуры и основывается на системной интеграции вопросов экологии с экономикой и политикой. Национальные программы по экологическому образованию и просвещению построены на новой методологии образования и направлены на обучение на основе исследовательских проектов, тесных коммуникаций между студентами и преподавателями, факультетами университетов и школами.
Международное сотрудничество европейских университетов в области экологического образования осуществляется в следующих направлениях:
• обмен информацией о результатах исследования экологического состояния среды;
• совместные научно-методические разработки в области образовательных технологий, содействующих формированию экологической культуры;
• инициирование и осуществление совместных эколого-образовательных и исследовательских проектов и программ;
• организация международного экологического туризма и полевых исследований;
• совместное проведение международных форумов, конференций и семинаров;
• участие в деятельности международных фондов;
• научные стажировки специалистов в области экологического образования и просвещения.
Развитие международных связей в области экологического образования за последние годы стало одним из важных факторов развития российской системы высшего педагогического образования. В рамках межгосударственных, межправительственных и двухсторонних соглашений реализуются различные международные проекты в области экологического образования.
Дополнительное экологическое образование. Дополнительное экологическое образование детей представляет собой систему в структуре внешкольных учреждений (дворцы и дома творчества юных, экологические центры), в которых ведется внешкольная работа по специально разработанным программам. К началу 90-х гг. XX в. получили развитие широкодоступные многофункциональные центры творчества детей. Внешкольные учреждения преобразовались в сложные многоуровневые социокультурные педагогические системы. В связи с этим определились и современные типы внешкольных учреждений: центры (комплексы) внешкольной работы и детского творчества; экологические и оздоровительно-экологические центры, детские парки, станции и клубы юных натуралистов, туристов и т.д.
После принятия Закона об образовании (1992 г.) начался процесс преобразования домов творчества и других внешкольных профильных учреждений в центры дополнительного образования.
В настоящее время в общеобразовательные школы введено дополнительное экологическое образование: организуются занятия кружков, проводятся массовые экологические мероприятия и исследовательские проекты, например: «Чистые воды Балтики» «Прозрачные воды Невы», «Букет раннецветущих растений» и др. Си- схематически организуются и проводятся районные и городские туры олимпиад по экологии, создаются экологические лагеря и экспедиции.
Неформальное экологическое образование. Это образование имеет сходство с формальным лишь наличием системного характера обучения и целенаправленной деятельности участников образовательного процесса. Данное обучение может быть организовано вне учебных заведений (кружки, лектории, курсы), оно не всегда осуществляется профессионально подготовленными преподавателями и может не завершаться получением общепризнанного документа об образовании.
Неформальное экологическое образование охватывает все слои населения и включает деятельность общественных экологических организаций, экологическое просвещение с помощью средств массовой информации, практическую деятельность по охране природных территорий и др. В рамках общественных организаций, движений, клубов по интересам проводятся конференции и семинары, выпускаются журналы и газеты, благодаря которым их участники обмениваются своими идеями.
Среди основных характеристик неформального экологического образования следует выделить следующие:
• осуществление экологического образования в группах, значительно различающихся по численности (от небольших, насчитывающих десятки участников, до крупных организаций, включающих тысячи участников);
• большая свобода выбора форм деятельности при значительном разнообразии предоставляемых видов экологической, природоохранной, эколого-образовательной, эколого-оздоровительной и просветительской и других видов деятельности;
• повышенная мотивация к участию в той или иной форме деятельности;
• неформальный (^запрограммированный, неритуальный, неалгоритмический) характер общения между участниками организации;
• достаточная свобода в предоставлении результатов своей деятельности (в СМИ, иногда они сами их и организуют; в государственные организации и др.), по сути дела, общественный мониторинг, общественная экспертиза каких-либо природных, социальных, хозяйственных объектов и комплексов;
• осуществление экологического образования в удобное для подростков время или согласование этого времени с участниками организации;
• добровольность и высокая личностная значимость этого вида образования;
• результативность, востребованность и гласность результатов совместной экологической деятельности;
• межведомственность, региональность неформального экологического образования.
Структура неформального экологического образования включает следующие виды:
• обучение на экологических тропах;
• эколого-туристическая и эколого-оздоровительная работа.
Научная статья: 2. ВНЕШКОЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Гейн Елена Владимировна
ВНЕШКОЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Экологические экспозиции. Значение неформального экологического образования. Значительная роль в формировании экологического сознания личности принадлежит так называемой системе неформального экологического образования. Под неформальным экологическим образованием понимается процесс формирования экологического сознания в рамках деятельности различных учреждений культуры: музеи природы и соответствующие отделы краеведческих музеев, зоопарки и ботанические сады, национальные парки и заповедники, «Дома природы» и т.д., в которых созданы экологические экспозиции. Экологические экспозиции – специфическая форма демонстрации объектов и материалов на экологическую тему, представленных по определенной системе, служащая целям экологического образования.
Современный естественнонаучный музей уже не представляет собой просто кунсткамеру, собирающую, систематизирующую и хранящую различные природные материалы. Сегодня музей является средством активной пропаганды экологических и природоохранных знаний.
Наиболее традиционные подходы к формированию экологических экспозиций в музеях сводятся к следующим положениям.
1. Демонстрация большого по объему флористического, фаунистического и геолого-минералогического материала, размещенного по принципу научной систематики (академические музеи Санкт-Петербурга и Москвы). Такие экспозиции способствуют формированию широты представлений о мире природы.
2. Создание научных экспозиций экологического характера по принципу биоценотических обществ растений и животных (комплексные естественнонаучные и краеведческие музеи).
3. Демонстрация охраняемых растений, животных, геологических объектов, информация об охраняемых территориях данной местности (музеи при заповедниках, ВУЗах, школах).
4. Экспозиции по теме «Охрана природы», построенные на основе принципа рационального природопользования.
Как правило, при музеях создаются кружки зоологов, ботаников, геологов и т.д. Для педагогов издаются различные методические материалы к экскурсиям, содержащие научно-справочные материалы.
При российских заповедниках действует несколько десятков музеев (некоторые из которых посещают 25 тыс. человек в год). При организации заповедников отводится небольшая демонстрационная часть, на территории которой проводится образовательная работа с посетителями.
Введение элементов экологического просвещения в процессе отдыха – одно из бурно развивающихся направления неформального экологического образования. Эта стратегия в наибольшей мере реализуется в национальных парках. Познавательность отдыха – главная задача национального парка, который становится школой природоведческих знаний и общения человека с миром природы. Глубина и направленность познавательных программ различаются территориально, зависят от числа посетителей, преобладания экскурсионного и туристического отдыха. Вход в парк всегда оборудуется средствами образовательной информации и музейной экспозицией, которая дает общее представление о парке. Основной формой просветительской работы в национальных парках являются экологические тропы.
Задачи экологического образования и, прежде всего школьников, доминируют в деятельности российских национальных парков: парк Сосновка (Выборг, Ленингардская область), парк «Осиновая роща» (Выборг, Ленинградская область), Шушарские поля (Пушкинский район, Санкт-Петербург) и т.д.
Учебные экологические тропы. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.
Особенно ценными экспонатами на учебной тропе могут стать памятники природы – вековые деревья, крупные валуны и памятники культуры – старинная мельница, верстовой столб у дороги и т.д.
Экологическое образование немыслимо без проведения экскурсий в мир природа . Экологическая экскурсия (от лат. Excursion – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях.
Известный педагог-методист К. П. Ягодовский еще в начале ХХ века сформулировал основные принципы проведения экскурсий, которые остаются полностью актуальными и сегодня: «Главная цель всякой естественно-исторической экскурсии должна заключаться не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, и не в том, чтобы научить отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного живого и растительного организма, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Не на отдельный организм нужно обращать внимание экскурсантов, а на явления общего характера, причем отдельные организмы являются только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии мы можем достигнуть того, что наши ученики будут представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями». [1]
На экскурсии школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, сделать сопоставления. Здесь формируется система представлений о природных комплексах (биоценозах). Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал мира природы, формировать субъектно-непрагматическое отношение к нему, осваивать ряд природоохранных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде.
Летний экологический лагерь – комплексная интенсивная форма экологического образования, проходящая в максимально активном соприкосновении с миром природы в условиях естественной среды в рекреационном контексте.
В летнем лагере складываются благоприятные условия для работы детских экологических движений. Здесь они школьники впервые осуществляют свой «экологический ликбез» на экологических тропах, другие же сами создают эти тропы, занимаются краеведением и т.д. Комплексность педагогического процесса в экологическом лагере требует четкого и компетентного планирования деятельности школьников и ее качественного методического обеспечения.
В условиях экологического лагеря ребенок постоянно находится в естественной природной среде в непосредственном контакте с миром природы.
Формируя итоговую мысль об экологическом воспитании школьников, необходимо учитывать важную роль и эколого-педагогическую подготовку учителя. Те серьезнейшие задачи, которые ставит современное общество перед экологическим образованием, не могу быть решены без соответствующей профессиональной подготовки педагогов. Такая подготовка не может осуществляться путем различных периодических акций и компаний, а требует четкой методической основы и соответствующей организационной системы.
1. Ягодовский К. П. О преподавании естествознания. СПб., 1917. С.66
2. Экологическое образование школьников/Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Сурвегиной. М., 2004.
3. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.
4. Тенденции образования по вопросам окружающей среды. М., 2000
Неформальное экологическое образование учащихся и пути его реализации на региональном уровне Тутынина Елена Владимировна
Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении
Содержание к диссертации
Глава I. Развитие дополнительного экологического образования учащихся 14
1.1. Становление и развитие природоохранного движения школьников как основы дополнительного экологического образования 14
1.2. Анализ современного состояния дополнительного экологического образования школьников в регионе 31
Выводы по главе I 53
Глава II. Неформальное экологическое образование как одно из направлений дополнительного экологического образования учащихся 56
2.1. Сущность и основные принципы организации неформального экологического образования учащихся 56
2.2. Основные направления деятельности и формы реализации неформального экологического образования учащихся 74
Выводы по главе II 85
Глава III. Методическое обеспечение неформального экологического образования школьников 87
3.1. Методическое обеспечение проведения эколого-образовательных акций 87
3.2. Методика проведения природоохранных и природовосстановительных акций 100
3.3. Эффективность методик проведения эколого-образовательной акции по данным педагогического эксперимента 124
Выводы по главе III 140
Список литературы 146
В настоящее время, в результате интенсивного антропогенного воздействия на окружающую среду, экологические проблемы возникают намного чаще, чем в предыдущие столетия. Поэтому на современном этапе развитие экологического образования становится актуальной задачей всех стран и рассматривается как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса.
Актуальность экологического образования сегодня общепризнанна.
Неформальное экологическое образование учащихся и пути его реализации на региональном уровне
Вопросы и задания. 1. Назовите признаки формального экологического образования
1. Назовите признаки формального экологического образования.
2. В чем заключаются особенности неформального экологического образования?
3. Сравните формальное и неформальное экологическое образование.
3.3. Экологическое образование в общеобразовательной школе
Модели экологического образования школьников. Согласно концепции экологического образования школьников, разработанной акад. И.Д.Зверевым, экологическое образование предусматривает целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками по изучению природной среды. Согласно данной концепции, в общеобразовательной школе приняты многопредметная, однопредметная и смешанная модели экологического образования.
Однопредметная модель предполагает обязательное включение в учебный план предмета «экология», функция которого состоит в достижении целей экологического образования школьников.
В настоящее время, когда из базисного учебного плана общеобразовательной школы учебный предмет «экология» исключен, во многих школах принята многопредметная модель, в соответствии с которой экологическую составляющую включают в содержание разных учебных предметов — в биологию, географию, химию, физику и др.
Смешанная модель экологического образования предполагает специальное изучение основ экологии в рамках самостоятельного учебного предмета «экология» и одновременно насыщает экологическими понятиями содержание всех других школьных предметов.
В начале 90-х гг. XX в., в период реформирования образования в нашей стране, в учебные планы общеобразовательной школы был ненадолго введен предмет «экология». В первые годы практика обучения этому предмету выстраивалась интуитивно, без опоры на теорию и без какого-либо методического сопровождения. В результате оказалось, что включение этой дисциплины в школьный учебно-воспитательный процесс не смогло изменить общего состояния школьного экологического обучения и воспитания. Затем были приняты новые базисные учебные планы и учебному предмету «экология», к сожалению, не нашлось в них места. Заявления об актуальности экологического образования, высказываемые в то время на разных уровнях, на деле оказались чисто декларативными.
В настоящее время экологическое образование осуществляется в общеобразовательной школе посредством внеклассной и внеурочной работы, экологических экскурсий, а также деятельности клубов, экологических центров и кружков.
Экологическое образование школьников как педагогическая система. Система экологического образования школьников выступает как подсистема общего образования. На ее функционирование влияют политические, культурные и социально-экономические факторы.
Ведущими идеями становления и развития системы экологического образования в общеобразовательной школе являются следующие:
• непрерывность экологического образования;
• обеспечение возможностей для самовоспитания и самообразования ученика, развитие у него рефлексии, интеллекта, моральных и нравственных качеств личности;
• реализация личностно ориентированного подхода к развитию личности ученика, позволяющего создать образовательную среду, включающую общение, мотивацию, сотрудничество, сотворчество;
• функция системы экологического образования рассматривается как функция трансляции и развития культуры, развития глобально ориентированного научного мировоззрения;
• рассмотрение целей экологического образования как совокупности социальных целей, развивающихся под влиянием социально-экономического и научно-технического прогресса;
• рассмотрение экологии как источника формирования научного глобально ориентированного мировоззрения и экологического стиля мышления.
Компонентами системы экологического образования выступают цели, содержание, мотивация обучения и воспитания, процессы преподавания и учения, учебно-методическое и материально- техническое сопровождение, результаты. К результатам экологического образования относятся экологическая компетентность ученика, сформированность у него мировоззренческих установок, развитие экологической культуры и развитие интеллектуальных качеств личности (табл 1).
Развитие личности совершается в определенных социокультурных условиях, в деятельности, в общении с людьми и природой. Осознание необходимости ответственного отношения к окружающей среде означает меру проявления человеком своих обязанностей и прав избирать в конкретной ситуации оптимальный вариант взаимодействия с природой. В личностном плане как важное нравственно-психологическое качество выступает экологическая ответственность.
Восприятие природы как единого целого, как сложной системы с множественными взаимосвязями элементов становится основой для понимания учащимися ее универсальной и абсолютной ценности. Отношение к природе проявляется в виде потребностей, эмоциональных проявлений любви, привязанности, участия и соучастия, сочувствия или равнодушия.
Отношение человека к природе отражает степень взаимодействия нормативных ценностей природы с присвоенной личностью системой ценностей. Специфичность ценностей природы проявляется в их универсальности, например: ценности природы, биологического разнообразия, ценность жизни и здоровья и т.д.
Теоретической предпосылкой формирования системы экологического образования школьников выступают следующие дидактические закономерности:
• единство структурных элементов системы экологического образования в общеобразовательной школе;
• функциональная зависимость содержания от целей и задач экологического образования;
• единство содержательной и процессуальной сторон экологического образования.
Учебно-воспитательный процесс в отношении экологии включает формы и методы обучения и воспитания, средства обучения, совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания экологического образования, контроль достижений учащихся. Логика учебно-воспитательного процесса по экологии в школе проявляется в связях и отношениях между деятельностью учащихся и учителя, в своем единстве и целостности приводящих к достижению образовательных целей экологического образования.
Процесс обучения экологии логически обусловливает последовательность изучения учебных тем в структуре учебного предмета «экология», последовательность и взаимосвязь теоретических и практических занятий, уроков, экскурсий в природу и экологических практикумов.