экономические учения джона кейнса

Экономическое учение Дж. М. Кейнса и его последователей

экономические учения джона кейнса экономические учения джона кейнса экономические учения джона кейнса экономические учения джона кейнса

экономические учения джона кейнса

экономические учения джона кейнса

Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) – английский экономист, учение которого оказало огромное влияние на экономическую мысль XX в.

Он является основателем нового раздела экономической теории – макроэкономики. Ранее преобладал микроэкономический подход к анализу экономических процессов, в центре которого находилась отдельная фирма, функционирующая в условиях свободной конкуренции и имеющая направлением деятельности минимизацию издержек и максимизацию прибыли. В центре анализа Кейнса находится национальная экономика в целом. Он раскрыл взаимосвязь отдельных рынков (рынка товаров и услуг, рынка труда, денежного рынка и рынка ценных бумаг), обосновал необходимость разработки общей теории, заложил методологические основы анализа макроэкономики.

Кейнс показал роль государства как активной экономической силы, важнейшего участника и регулятора экономической деятельности. Была показана несостоятельность расчета классической школы на автоматизм рыночных законов, на способность к саморегулированию.

Концепция Кейнса сложилась после мирового кризиса 1929–1933 гг. и отражена в его труде «Общая теория занятости, процента и денег». Основное внимание в концепции сосредоточено на решении двух проблем: занятости и эффективности использования материальных, финансовых ресурсов с целью выхода из кризисного состояния.

В своей работе он приходит к выводу, что объем национального дохода и его динамика непосредственно определяются не факторами предложения (т. е. факторами, от которых зависит производство), а факторами спроса. Им была опровергнута доктрина Сэя, согласно которой предложение порождает спрос. Кейнс указывает, что в рыночной экономике обмен происходит не по формуле «товар–товар», а по формуле «товар–деньги–товар». Одновременно он указывает на вмешательство неэкономического фактора – психологического стремления к накопительству, т. е. продавец товара совсем не обязательно потратит полученную прибыль на приобретение других товаров. Таким образом, с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход. В этом случае общий кризис сбыта вполне реален.

Кейнс показывает, что кризисные процессы в экономике обусловлены общими условиями воспроизводства, которые характеризуются недостаточно эффективным спросом. Он раскладывает совокупный спрос на потребительский спрос и инвестиционный спрос. А так как рост совокупных доходов не вызывает аналогичного роста потребительского спроса, для компенсации он видит необходимость повышения инвестиционного спроса. В противном случае относительное падение совокупного спроса приведет к росту безработицы и падению национального дохода.

По мнению Кейнса, обычно на рынке труда присутствует вынужденная безработица, а рассматриваемая классической теорией полная занятость является исключением. Более того, Кейнс показал, что в рыночной экономике нет механизма, автоматически приводящего к полной занятости, а экономика может долго оставаться в состоянии депрессии и бедности.

Для сокращения безработицы и роста национального дохода, как указано выше, необходимо увеличивать совокупные инвестиции. Увеличение инвестиций возможно за счет части совокупного дохода, обращенного в сбережения. Трудность заключается в том, что рост инвестиций вызывает не только рост занятости, но и снижение нормы прибыли от этих инвестиций (избыточные сбережения ведут к избыточному предложению денег). Когда же норма прибыли становится непривлекательной для предпринимателей, создаются все условия для кризиса перепроизводства: относительное падение потребительского спроса, отсутствие компенсации этого падения инвестиционным спросом, рост безработицы, падение национального дохода, вызывающее уже не относительное, а реальное падение совокупного спроса.

Выходом из этой ситуации Кейнс видит активное вмешательство государства в экономику с целью стимулирования роста совокупного спроса. Он предлагает два способа регулирования спроса: денежно‑кредитную и бюджетную политику.

Кредитно‑денежная политика должна быть направлена на снижение нормы процента. Это повлечет увеличение разрыва между нормой процента и ожидаемыми доходами от инвестирования, сделав инвестирование более привлекательным для владельцев сбережений.

экономические учения джона кейнса

Кейнс разработал теорию процента. Он указывал, что сбережения могут храниться в двух формах. Во‑первых, в ликвидной денежной форме, которые можно немедленно использовать для покупок, расчетов, платежей. Во‑вторых, в форме ценных бумаг, депозитов, которые не столь ликвидны, зато приносят определенный доход (процент). Здесь вступает в силу психологический закон: стремление к ликвидности. Отказ от ликвидности воспринимается как жертва, требующая компенсации. Соответственно, процент есть плата за расставание с ликвидностью. Если процент повышается, то возрастает и склонность держать сбережения в форме ценных бумаг.

Рост денежной массы влияет на накопления как в ликвидной денежной форме, так и в форме ценных бумаг. С одной стороны, рост денежной массы увеличивает предложение денег, процентная ставка понижается. С другой стороны, рост денежной массы вызывает обесценивание денег (инфляцию), что делает невыгодным хранение сбережений и в денежной форме. В результате индивиды будут стараться направить сбережения в инвестиции. Таким образом, для снижения нормы процента Кейнс предлагает отказ от золотого стандарта и регулируемую «накачку» денежной массы в обращение.

Однако решающее значение Кейнс придает не кредитно‑денежной, а бюджетной политике, сутью которой, по его мнению, должна быть организация инвестиций. Сокращение или недостаточный рост частных инвестиций необходимо компенсировать государственными инвестициями. При этом не имеет принципиального значения, на что пойдут бюджетные средства. Главное, чтобы за счет эффекта мультипликатора они привели к росту занятости и, как следствие, росту национального дохода.

Суть эффекта мультипликатора заключается в следующем. Инвестиции в любую отрасль влекут за собой рост занятости, увеличение доходов и потребления не только в данной отрасли, но и в сопряженных с нею отраслях. В свою очередь, изменения в этих отраслях порождают рост занятости, доходов и спроса в отраслях «второго порядка» (по степени удаленности от сферы первичного инвестирования). Для примера: рост инвестиций в строительную отрасль влечет рост занятости и рост доходов не только в самой строительной отрасли, но и в отрасли производства строительных материалов, так как возрастает спрос на них. В свою очередь, развитие отрасли производства строительных материалов повлечет повышение спроса на продукцию энергетической отрасли, транспорта и т. д.

Также Кейнс не исключал стимулирования спроса посредством фискальной социальной политики. Увеличение доходов и покупательной способности у малообеспеченных слоев населения (через повышение пенсий, пособий, стипендий, льготного налогообложения) тоже способствует росту эффективного спроса на предметы потребления.

Наконец Кейнс выступал против политики свободной торговли, за протекционизм. Закрывая хозяйство от иностранной конкуренции, государство создает условия для расширения отечественного производства и, следовательно, для повышения занятости и роста национального дохода.

Кейнсианство не является единым направлением. В нем различают правое, левое, либеральное течения. Большое распространение кейнсианство получило в Германии, Франции, Америке. В Германии теория Кейнса использовалась для обоснования национал‑социалистической экономики. Во Франции некоторые экономисты (Г. Ардан, П. Мендес‑Франс) восприняли теорию Кейнса без поправок. Другие (Ф. Перу) выступили против регулирования ссудного процента, считая этот метод неэффективным. В целях достижения согласованных действий и обеспечения гармоничного роста Перу выдвинул теорию «доминирующих единиц», к которым отнес мощные промышленные корпорации, а главной доминирующей единицей считал государство.

Американские кейнсианцы дополнили теорию рядом новых концепций и принципов. Так, Элвин Хансен дополнил объяснение Кейнсом причин кризисов теорией стагнации. Совместно с Джоном Морисом Кларком он расширил концепцию мультипликатора принципом акселератора. Акселератор (или коэффициент акселерации) – это числовой множитель, на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции. Этот коэффициент равен отношению прироста инвестиций к приросту доходов.

Э. Хансен разработал теорию циклов, основанную на анализе динамики инвестиций. Причины экономических взлетов и падений он связывал с неравномерностью капиталовложений, которые с большим трудом поддаются регулированию.

Исходя из принципов мультипликатора и акселератора, американские кейнсианцы разработали схему непрерывного (нецикличного) роста экономики, отправным пунктом которого являются государственные капиталовложения. Они назвали государственный бюджет «встроенным стабилизатором», призванным автоматически реагировать на циклические колебания и смягчать их. К «встроенным стабилизаторам» относятся также подоходный налог, выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице и т. д. По мнению Э. Хансена, общая сумма налогов должна возрастать во время подъема и уменьшаться во время кризисов. Выплаты государства, наоборот, увеличиваются во время кризисов и уменьшаются во время подъемов. Таким образом, автоматически стабилизируются размеры эффективного спроса, практически устраняются экономические циклы и развитие экономики осуществляется по прямой.

В 50‑е гг. некоторые сторонники основных идей Кейнса (Рой Харрод, Евсей Домар) на основе идеи о возможности государственного регулирования экономики разработали новые теории, суть которых сводится к выяснению и обоснованности механизма постоянных темпов экономического роста. В результате возникли так называемые неокейнсианские теории роста, основанные на учете системы «мультипликатор‑акселератор» и моделировании экономической динамики с использованием характеристик взаимосвязи между накоплением и потреблением. Предложенные ими варианты модели весьма сходны, и их принято рассматривать как одну модель, именуемую обыч­но Харрода‑Домара.

С критикой описанной выше модели выступил американский экономист Роберт Солоу, удостоенный впоследствии Нобелевской премии за вклад в теорию экономического роста. Используя аппарат дифференциальных уравнений, Солоу создал модель экономической динамики, в которой решающим фактором ускорения экономического роста он рассматривал технический прогресс.

Источник

Кейнсианская теория и ее значение

Из всех экономических теорий XX века наибольший вклад в экономику США и Западной Европы внесла теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946, Англия). Его работа «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованная в 1936 г. произвела подлинную революцию в экономической теории, подвергнув резкой критике теорию неоклассиков.

Кризис 1929–1933 гг. обнаружил несоответствие между теориями неоклассиков и реальной действительностью. Неоклассики считали, что капитализм есть саморегулирующаяся система. Помощь государства в регулировании экономики является излишней и, более того, вредной.

Кейнс, проанализировав современную ему капиталистическую экономику, пришел к выводу: эпоха свободной конкуренции ушла в прошлое, капиталистическая экономика не полностью использует возможности производительных и трудовых ресурсов и сотрясается периодическими кризисами.

Разработанная Кейнсом теория государственного регулирования капиталистической экономики получила название кейнсианства (кейнсианской теории).

Значение кейнсианской теории заключается в следующем:

Признание неизбежности вмешательства государства в экономику послужило основой провозглашения президентом США Ф.Д. Рузвельтом «Нового курса», направленного на решение комплекса задач по обеспечению стабильного воспроизводства с помощью государственных мер. Идеи Дж.М. Кейнса нашли широкое распространение в государственной практике западноевропейских стран в 1940–1960-е годы.

Источник

Тема 4. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА НАД ЭКОНОМИКОЙ

2. Учение Дж. М. Кейнса

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому именно в 1929-1933гг. закончился период «скрытого» развития экономики; то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы.

Итак, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых научных исследований, которые не утрачивают своей актуальности ив наши дни, ибо основное их содержание — это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берут свое начало нацеленные на решение этих проблем два теоретических направления. Одно из них опирается на учение Дж. М. Кейнса и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство), а другое, обосновывающее альтернативные кейнсианству концептуальные решения, называется неолиберальным (неолиберализм).

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) учился у основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником и едва не затмил славу своего учителя.

Своеобразное осмысление последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг. отразилось в положениях изданной Дж.М. Кейнсом в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это произведение принесло ему широкую известность и признание, поскольку уже в 30-е годы послужило теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. А сам автор книги был советником в составе правительства Великобритании и разработал многие практические рекомендации в области экономической политики. За всю парламентскую историю Великобритании Дж.М. Кейнс стал первым среди ученых-экономистов, кто был удостоен английской королевой титула лорда, дающего ему право участия в качестве пэра в заседаниях верхней палаты парламента в Лондоне.

В числе его публикаций: «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Экономические последствия мистера Черчилля» (1925), «Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930) и некоторые другие.

«Общая теория» Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Новаторство экономического учения Кейнса в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции о так называемом эффективном спросе, т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе.

Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования, Кейнс в отличие от своих предшественников говорил о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной толпы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение дохода. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода.

В методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономические факторы, как-то: государства (стимулирующего потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психологии людей (предопределяющей степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов).

Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны:

— в стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);

— в одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства);

— в признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;

— в понимании национального (государственного) характера экономической политики.

В его учении отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором — могут быть направлены на увеличение спроса и занятости. Он также резко и аргументирование критикует тех экономистов, которые привержены догматическим постулатам «закона рынков» Ж.Б. Сэя и другим сугубо «экономическим» законам, называя их представителями «классической школы».

Кейнс делает контрвывод: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». Для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций».

Дж.М. Кейнс назвал его «мультипликатором инвестиций», который характеризует положение о том, что «когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в n раз превосходит прирост инвестиций». Причина такого положения заключается в «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой».

Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятости окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции».

Итак, суть эффекта мультипликатора действительно проста. Решающим моментом при этом является побуждение инвестировать. Спустя несколько десятилетий, разделяя идеи Кейнса о «склонности людей к сбережению», Дж.К. Гэлбрейт писал, что «эти доходы должны быть инвестированы и, таким образом, истрачены (или компенсированы затратами кого-либо еще). В противном случае покупательная способность будет снижаться. Товары будут оставаться на полках, объем заказов уменьшится, объем производств упадет, безработица увеличится. В результате произойдет спад».

Итогом своего исследования Кейнс считал создание теории, которая «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе. Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами», ибо «именно в определении объема занятости, а не в распределении» труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной». Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности».

Эффективность регулирования государством экономических процессов, согласно Кейнсу, зависит от изыскания средств (государственные инвестиции, достижения) по полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».

Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долгосрочной перспективе остается слишком высокой

«Новый курс» Рузвельта. Кризис 20-х гг. был такой катастрофой, что экономисты стали говорить о конце капитализма, о том, что в прежнем виде капиталистическая экономика не сможет продолжать существование. Учение Кейнса и послужило теоретической основой государственно-монополистического капитализма.

Сущность государственно-монополистического капитализма в том, что государство начинает регулировать хозяйственное развитие, управлять им, организует программирование экономики, т.е. приобретет функции, которых прежде капиталистическое государство не имело. Поэтому правильней говорить о государственном регулировании экономики.

Как это происходило в США? Новый президент США Франклин Д. Рузвельт провозгласил систему мер оздоровления экономики — так называемый «новый курс». При правительстве была создана «Национальная администрация по восстановлению промышленности». Во главе ее встал «мозговой трест» — совет из крупнейших экономистов и промышленников, который и стал осуществлять государственное регулирование хозяйства.

Промышленность была разделена на 17 отраслевых групп. Во главе каждой группы был поставлен свой орган и для каждой группы были введены свои правила — «кодексы честной конкуренции». «Кодексы» устанавливали объем производства, цены и т.д., ставили производство в определенные рамки в соответствии с емкостью рынка сбыта, т.е. с расчетом не производить продукции больше, чем может поглотить рынок.

Другим направлением курса Рузвельта была организация больших государственных работ, на которые было ассигновано свыше 3 млрд. долл., — строительство дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений в основном в сфере инфраструктуры. Для организации этих работ было построено 2,5 тысячи палаточных лагерей, куда и собирали безработных.

Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары, да и для самих работ приобретались с рынка стройматериалы, строительные механизмы и многое другое. Таким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и это рассасывало кризис.

Соответствующие меры были приняты и в сельском хозяйстве. Государство стало скупать земли у фермеров, оставляя эту купленную землю как пустошь, без использования, стало выплачивать премии за сокращение поголовья скота, за сокращение продукции, т.е. старалось сократить объем сельскохозяйственного производства, привести его в соответствии с возможностями сбыта.

Такое государственное регулирование было необычным для старого капитализма и воспринималось как нечто некапиталистическое. Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал политику Рузвельта противоречащей конституции, и в 1934 г. большинство мероприятий «Нового курса» было запрещено.

После окончания кризиса подъем был довольно слабым. В 1937 г. качался новый кризис. Промышленное производство упало на 36%, число безработных выросло до 10,5 млн. Выход из этого кризиса был связан уже с началом второй мировой войны.

В годы второй мировой войны для США повторилась ситуация первой. Военные действия проходили в Европе, ее хозяйство разрушалось. В войну США вступили позже других стран, но и после этого не испытали ее разрушительного действия: на территории США военные действия не велись. Людские потери на территории США составили б человек, погибших от взрыва бомбы, запущенной из Японии на воздушном шаре. Согласно проведенным обследованиям американское население в годы войны одевалось и питалось лучше, чем в довоенные годы.

Вклад США в победу над Германией был преимущественно материальным. 46 млрд. долл. составили поставки по ленд-лизу, т.е. передача участникам войны против Германии различных военных материалов. Это не было подарком. Президент Трумэн справедливо отмечал: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасли множество американских жизней».

Но ленд-лиз был выгоден не только этим. Чтобы отправить снаряжение союзникам, оно закупалось у американских корпораций; ленд-лиз вызвал патриотическое оживление, увеличение занятости, новые доходы, новое строительство.

В годы войны увеличился вес государства. Военные промышленные предприятия строило тогда государство. Было построено 2,5 тыс. новых заводов, оснащенных передовой техникой. После войны эти предприятия были проданы монополиям, причем продавались они в 3-5 раз дешевле, чем обошлись государству. Естественно, что в этих условиях война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США. Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 гг. более чем в два раза.

Выросла и доля США в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукций, то к концу войны — 62%

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *