экономика таможенного дела как наука и практика

Задачи экономики таможенного дела

ЛЕКЦИЯ

на тему:«ЭКОНОМИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК ПРАКТИКА И КАК НАУКА»
(полное наименование темы лекции)
Дисциплина:«Экономика таможенного дела»
(наименование дисциплины)
Авторы:канд. экон. наук, доц., Павлова А.В.
(ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы автора)

Рассмотрена
на заседании кафедры,
протокол от ___________ № ___

СЛАЙД 1

Лекция 1

Экономика таможенного дела
как практика и как наука

СЛАЙД 2

В лекции будут рассмотрены следующие учебные вопросы:

1. Цель, сущность, структура, содержание и задачи экономики таможенного дела.

2. Экономическая деятельность таможенных органов как составная часть экономики таможенного дела.

3. Экономические аспекты функций, реализуемых таможенными органами в процессе их деятельности.

Переходим к рассмотрению первого учебного вопроса.

СЛАЙД 3

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

«Цель, сущность, структура, содержание и задачи
экономики таможенного дела»

ФТС России в соответствии с ее предназначением обеспечивает экономическую безопасность государства.[1]

Для достижения этой цели государство формирует таможенную политику, на основе законодательной и нормативной базы, обеспечивающей функционирование всех участников внешнеэкономической деятельности.

По оценке специалистов Минэкономразвития и Минфина России при создании этой базы важная роль отводится экономике таможенного дела.

При этом разные исследователи[2] вкладывают в данное понятие различный смысл. Исследования, проведенные в Российской таможенной академии, показывают, что это не способствует:

1) слаженной и целенаправленной работе органов государственной власти по формированию всесторонне обоснованной таможенной политики Российской Федерации.

2) формированию содержания преподаваемой учебной дисциплины «экономика таможенного дела».

Вследствие этого вопрос о сущности и содержании понятия «экономика таможенного дела» имеет важное профессиональное значение.

СЛАЙД 4

Родовым для понятия «экономика таможенного дела» являются понятия:

Экономика

Таможенное дело

В соответствии с Современным экономическим словарем[3] под «экономикой» понимается

«1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда;

2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов».

Первое определение характеризует экономику как практику, а второе – как науку.

Главный инструмент реализации таможенной политики :

1) тарифное (по своей сути это экономическое регулирование);

2) нетарифное (административное регулирование) регулирование.

С учетом обозначенных цели и содержания (элементов) дадим определения экономики таможенного дела как практики и как науки.

СЛАЙД 5

Для формирования понятия «экономика таможенного дела» (ЭТД) как практики необходимо определить цель экономики таможенного дела как явления и наполнить таможенным содержанием все элементы, входящие в него.

Экономика таможенного делакак практика – это системно структурированная совокупность средств, объектов, процессов и инструментов, используемых органами государственной власти для обеспечения экономической безопасности государства через реализацию таможенной политики путем регулирования внешнеторговой деятельности.

Структурно-логическая схема формирования ЭТД представлена на

Слайде 5.

экономика таможенного дела как наука и практика

Рис. Структурно-логическая схема формирования
экономики таможенного дела

Экономика таможенного делакак наука– логически организованная система знаний о деятельности органов государственной власти (в том числе таможенных органов) и отношениях, складывающихся между участниками внешнеэкономической деятельности в процессе перемещения товаров через таможенную границу государства (таможенного союза).

СЛАЙД 6

Задачи экономики таможенного дела

Исследования, проведенные в работах[4] показали, что основными задачами экономики таможенного дела как науки являются:

1) сбор, накопление, обобщение и анализ результатов работы таможенных органов по экономическим аспектам таможенного дела;

2) определение тенденций в развитии экономики таможенного дела;

3) выявление закономерностей в развитии экономики таможенного дела;

4) обоснование принципов развития экономики таможенного дела;

5) разработка практических рекомендаций по совершенствованию экономики таможенного дела.

СЛАЙД 7

Для решения этих задачучеными РТА ведутся исследования:

1) Связанные с оценкой степени необходимости влияния государства на осуществление внешнеэкономической деятельности, в частности на осуществление экспортно-импортных торговых отношений в интересах развития определенных отраслей промышленности.

2) Потребность таможенных органов в сотрудниках и работниках, их заработная плата, обеспеченность техническими средствами, материальными и информационными ресурсами и проч.).

3) Таможенная и околотаможенная инфраструктура (здания, сооружения, складские помещения, транспортные средства, связь, интернет-ресурсы, базы данных);

4) деятельность бизнес-структур, прямо или косвенно связанных с внешнеэкономическими операциями (работа таможенных представителей, отслеживание лиц, осуществляющих контрабандные операции и уклоняющихся от уплаты таможенных пошлин, взаимодействие с предпринимательскими союзами и ассоциациями, торгово-промышленными палатами, страховыми и банковскими структурами и т.д.).

Т.О. Рассмотренные задачи составляют содержание экономики таможенного дела как науки и позволяют определить ее объект и предмет.

СЛАЙД 8

Предмет исследования – совокупность экономических отношений в сфере таможенного дела.

Предмет является неотъемлемой частью объекта и влияет на функционирование объекта.

В работе, выполненной в РТА,[5] предложено содержание предмета исследования рассматривать на нескольких уровнях:

1) микроуровень (функционирование таможенных органов);

2) мезоуровень (взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД);

3) макроуровень (взаимодействие ФТС России и других государственных органов);

4) мегауровень (международные отношения в области таможенной политики).

СЛАЙД 9

На микроуровне, осуществляются процессы, которые обеспечивают нормальное функционирование таможенной системы на мезо и макро уровнях. К ним относятся:

1) подбор, отбор, подготовка и переподготовка кадров для таможенных органов; расстановка кадров по рабочим местам и определение их функциональных обязанностей;

2) формирование материально-технических ресурсов таможенных органов; капитальное строительство зданий таможен, постов, терминалов, складов, сооружений;

3) финансирование деятельности таможенных органов;

4) управление этой деятельностью в соответствии с поставленными целями и задачами; контроль и ревизия деятельности таможенных органов и т.п.

СЛАЙД 10

На мезоуровне:

а) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности начисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

б) таможенное оформление и таможенный контроль;

в) ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД РФ, обеспечение опубликования таких решений;

г) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;

д) принятие в установленном порядке предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, о происхождении товара из конкретной страны;

е) ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

ж) ведение реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

з) ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

и) выдача лицензий на учреждение свободного склада;

к) ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

л) информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

м) валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Результатами вышеизложенных действий является:

1) начисление таможенных платежей,

2) формирование доходной части государственного бюджета,

3) реализация фискальной, правоохранительной, функции защиты национальной безопасности.

СЛАЙД 12

Определяющим в экономике таможенного дела является макроуровень.На макроуровне в результате взаимодействия Федеральной таможенной службы и других государственных органов в области таможенного дела формируется таможенная политика.

Мегауровень создает международные ограничения для формирования таможенной политики государства.

Общий выводы по вопросу:

ЭТД прикладная наука – т.к. изучает экономические и хозяйственные отношения в сфере внешнеэкономических операций, в сфере ответственности таможенной службы, а также в инфраструктурах тесно работающих и взаимодействующих с таможенной системой.

ЭТД междисциплинарная наукапо своей сути и сфере ответственности, т.к. охватывает вопросы функционирования различных министерств и ведомств, формирующих таможенную политику, непосредственно реализующей ее (политику) ФТС России и стран – участниц Таможенного союза, внешней торговли, статистики, валютного регулирования и др. вопросы.

ЭТД тесно связана с микроэкономикой: организацией производства, экономикой и управлением предприятиями, менеджментом и маркетингом.

Все науки, изучающие внешнеэкономическую деятельность и таможенные процедуры и операции, являются теоретической и методологической основой для ЭТД.

Сама ЭТД является универсальным инструментом совершенствования внешнеэкономической и таможенной деятельности.

СЛАЙД 12

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

«Экономическая деятельность таможенных органов как
составная часть экономики таможенного дела»

СЛАЙД 13

Экономику таможенного дела отождествляют с экономической деятельностью таможенных органов (ЭДТО).

Как показали проведенные исследования, это мешает развитию теории и практики ЭТД. Поэтому это понятие необходимо всесторонне рассмотреть.

Для этого обратимся к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, (ОКВЭД)[6] в котором указано, что экономическая деятельность «как процесс, есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг».

Опираясь на данное утверждение и на то, что таможенные органы осуществляют (производят) услуги, целесообразно предложить следующее определение ЭДТО:

экономическая деятельность таможенных органовэто сочетание действий, которые объединяют ресурсы с процессом реализации таможенными органами своих функций и обеспечивают таким образом получение определенного перечня таможенных услуг участниками внешнеэкономической деятельности (рис. 1.2).

экономика таможенного дела как наука и практика

Рис. 1.2. Структурно-логическая схема взаимосвязи экономики таможенного
дела с экономической деятельностью министерств и ведомств в части
формирования и реализации таможенной политики

СЛАЙД 14

Экономическую деятельность таможенных органов структурно можно представить в виде 3-х составляющих:

1. Ресурсного обеспечения,

2. Реализуемых на его основе функций

3. Производства (предоставления) услуг.

Основные структурные элементы, составляющие ЭДТО, приведены на схеме слайда 15. Рассмотрим их более подробно.

экономика таможенного дела как наука и практика

Рис. 1.3. Структура экономической деятельности таможенных органов

СЛАЙД 15

Ресурсное обеспечение таможенных органов:

2) тыловое обеспечение таможенных органов;

3) кадровое обеспечение;

4) финансовое обеспечение;

5) информационное обеспечение;

6) организационно-правовое обеспечение.

Основные фонды.

В соответствии с утвержденной в «Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/01» классификации к основным фондам таможенных органов относятся:

3) рабочие и силовые машины и оборудование;

4) измерительные и регулирующие приборы и устройства;

5) вычислительная техника; транспортные средства;

7) производственный и хозяйственный инвентарь,

8) принадлежности и бытовая техника; рабочий,

9) продуктивный и племенной скот;

10) многолетние насаждения;

11) внутрихозяйственные дороги;

12) прочие соответствующие объекты.

‒ создание (строительство) основных фондов,

‒ организацию ремонта зданий и сооружений.

Эта часть деятельности таможенных органов находится в компетенции Главного управления тылового обеспечения ФТС РФ (ГУТО).

Обеспечение таможенных органов указанными средствами осуществляется на плановой основе посредством выполнения установленных нормативных показателей.

Обеспечение таможенных органов основными фондами и их тыловое обеспечение создают необходимые условия для работы персонала.

Исследованию этой категории посвящено множество работ. Обусловлено это тем, что она охватывает широкий круг вопросов, начиная с подбора и подготовки и заканчивая социальным обеспечением и охраной труда.

В последнее время очень активно изучаются вопросы качества труда должностных лиц таможенных органов, а также способы его оценки.

Вопросы кадрового обеспечения:

— организуются Управлением государственной службы и кадров ФТС России,

— осуществляются системой кадровых подразделений таможенных органов.

Финансовое обеспечение.

Согласно Большой советской энциклопедии, финансы – это «совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств».[7]

В отличие от промышленных предприятий ФТС России осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета при условии их целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств.

В практике работы ФТС РФ:

— экономическая деятельность – перечисления денежных средств.

Финансовая и экономическая деятельность:

организуется главным финансово-экономическим управлением ФТС России (ГФЭУ).

осуществляется системой финансовых и экономических подразделений таможенных органов.

Информационное обеспечение

— информацию, хранящуюся в базах данных

— процесс создания условий, необходимых для эффективного управления экономическими процессами (т.е. обеспечение таможенных органов необходимой информацией, средствами поиска, накопления, хранения, обработки, передачи).

Сегодня это одно из наиболее перспективных направлений повышения эффективности деятельности таможенных органов.

Информационное обеспечение:

организуется:

Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ)

Главное управление информационных технологий (ГУИТ) ФТС России,

— осуществляется региональным техническим управлением (ГУИТ) и системой структурных информационно-технических подразделений таможенных органов.

Организационно-правовое обеспечение:

организуется правовым управлением ФТС России и управлением по законотворческой деятельности,

— обеспечивается посредством подготовки нормативно-правовых актов (приказов, распоряжений и др.).

Практика показывает, что

1) в организационное обеспечение целесообразно включить делегирование полномочий (например, получение или передача полномочий на уровень РТУ по принятию предварительного классификационного решения).

2) важна правовая поддержка, например, в форме консультирования, разъяснения проблемных вопросов, рассмотрения проблем, возникающих при применении приказов и распоряжений и подготовка предложений о внесении изменений, рассмотрение жалоб.

СЛАЙД 16

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

«Экономические аспекты функций, реализуемых таможенными
органами в процессе их деятельности»

Полное и своевременное обеспечение деятельности таможенных органов ресурсами является залогом эффективной реализации ими возложенных на них функций.

Функция таможенных органов как процесс – это совокупность действий персонала таможенных органов по преобразованию имеющихся ресурсов в результаты в заданном количестве, качестве и в определенные сроки.

В Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[8] приведены функции, часть из которых следует отнести к экономической деятельности таможенных органов, а именно:

1) таможенный контроль,

2) валютное регулирование,

3) защита прав собственности на объекты интеллектуальной собственности,

4) таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности,

5) научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в таможенном деле.

1. Таможенный контроль

важнейшая составная частью процесса реализации таможенными органами своих функций.

Таможенный контроль подразумевает реализацию персоналом таможенных органов форм таможенного контроля:

10) учет товаров под таможенным контролем;

11) проверка системы учета товаров и отчетности.

Таможенный контроль осуществляется с учетом системы управления рисками (СУР) (используется для выбора форм контроля), а также с учетом зоны таможенного контроля (создаются для целей его проведения).

СЛАЙД 18

2. Валютное регулирование

Задачи процесса валютного регулирования:

1) контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов,

2) достоверностью сведений, представляемых в целях валютного контроля.

Таможенные органы относятся к числу государственных структур осуществляющих валютный контроль.

Таможенные органы в рамках своей компетенции осуществляют контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Источник

Экономика таможенного дела

Характеристика экономики таможенного дела как науки. Характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и экономического смысла таможенной политики. Анализ экономических показателей деятельности таможенных органов.

РубрикаТаможенная система
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления03.03.2017
Размер файла31,3 K

экономика таможенного дела как наука и практика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Экономика таможенного дела

1. Экономика таможенного дела как наука

Таможенное дело относится к ведению органов государственной власти и представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в страну и вывозе товаров из страны.

Понятие «экономика таможенного дела» имеет несколько толкований.

Во-первых, это хозяйство таможенной системы. В самом общем виде это преобразование экономических ресурсов в таможенный продукт; привлечение, использование, распределение и потребление субъектами таможенного дела (таможенными органами) производственных ресурсов для выполнения таможенных работ и оказания таможенных услуг.

Во-вторых, это совокупность экономических отношений между физическими и юридическими лицами и государством в лице таможенных органов в сфере таможенного дела.

В-третьих, это совокупность научных знаний о поведении людей в процессе использования ресурсов таможенного дела при выполнении таможенных работ и оказании таможенных услуг, о принципах, законах и закономерностях функционирования и развития экономических объектов, процессов и отношений в таможенной сфере во всем многообразии их связей, зависимостей и опосредований.

В экономике таможенного дела объектом исследования является все многообразие отношений, связанных с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности, политико-экономическими и таможенными операциями.

2. Объект и предмет экономики таможенного дела

Объектом изучения экономики таможенного дела является таможенная служба, образующая систему со сложной социально-экономической и организационно-технической структурой и осуществляющая реализацию таможенного дела.

Предмет экономики таможенного составляют экономические отношения между субъектами таможенного дела, связанные с перемещением товаров через таможенную границу в целях обеспечения национальной безопасности государства.

3. Связь экономики таможенного дела с другими науками

Как и другие прикладные научные дисциплины, экономика таможенного дела связана с теоретическими экономическими науками, прежде всего, с экономической теорией и экономикой предприятия.

Экономика таможенного дела связана с общественными науками: правом, философией, социологией, психологией, историей, географией, экологией, математикой, информатикой, товароведением и другими науками естественного цикла.

4 . Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Основной концепцией регулирования ВЭД является: сбалансированное сочетание объективных экономических само регуляторов деятельности (спрос, предложение, конъюнктура) и институционального регулирования.

ВЭД как любая экономическая категория имеет правовые нормы, которые юридически оформляются различными директивно законодательными актами.

Государственное регулирование ВЭД производится на основании двусторонних, многосторонних правительственных соглашений и законодательных актах по внешнеторговой деятельности данных государств.

-Единство системы государственного регулирования ВЭД и контроля за ее осуществлением;

-Единство политики экспортного контроля, осуществленной в целях регулирования государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств.

Основными принципами государственного регулирования ВЭД являются:

-Единство таможенной территории;

-Приоритет экономики международного государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД);

-Равенство участников ВЭД и их не дискриминация;

-Защита государством прав и законных интересов участников ВЭД;

-Исключение не санкционирования, неоправданного вмешательства государства и его органов во ВЭД субъекта.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется с применением экономических и административных органов регулирования. К ним относятся:

Таможенно тарифное регулирование экспортно-импортных тарифов.

Эти методы установлены законом “О государственном регулировании ВТД”.

Регулирование других видов ВЭД, в частности (международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово кредитных операций осуществляется составляющими законами и актами страны об этих конкретных видах деятельности).

Структура механизма государственного регулирования ВЭД и характеристика его элементов

Экономический механизм ВЭД образует базис, объективную основу механизма государственного регулирования ВЭД и представлен системой экономических отношений, складывающихся во внешнеэкономической сфере по поводу реализации государственных, корпоративных, индивидуальных целей и интересов.

Механизм управления ВЭД представляет собой направляющее воздействие государственных органов власти на внешнеэкономическую сферу с использованием определенного инструментария на основе созданной правовой базы. Таким образом, в механизм управления ВЭД включены государственные органы власти, нормативные правовые основы и инструменты воздействия.

Механизм государственного регулирования ВЭД призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов внешнеэкономического комплекса на макро-, мезо- и микроуровнях регулирования.

5. Таможенные органы Российской Федерации, их структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономики

Таможенные органы РФ выполняют комплекс взаимосвязанных функций: экономическую, информационно-аналитическую, управленческую, правовую, решают разнообразные задачи, решение которых приводит к ускорению развития национальной экономики, становлению цивилизованного рынка, обеспечению экономической безопасности страны.

Так, задачей таможенных органов является осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу. Задачами таможенных органов является работа по взиманию, исчислению и взысканию таможенных платежей. В задачи входит обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров, а также соблюдение запретов и ограничений по их перемещению через таможенную границу.

Таможенные органы обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности, они ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, осуществляют валютный контроль. В круг задач входит информирование и консультирование в области таможенного дела.

Успешное решение таможенными органами поставленных задач способствует развитию национальной экономики. Так, в ходе таможенной деятельности достигаются цели государственной таможенной политики. В результате существенно меняются условия протекания экономических процессов:

— расширяются производственные возможности фирм, страны в целом;

— смягчается проблема ограниченности ресурсов;

— углубляется разделение труда, специализация и кооперирование;

— обостряется конкуренция хозяйствующих субъектов и одновременно повышается конкурентоспособность национальных производителей;

— обеспечивается более полная реализация принципов рыночного регулирования экономической деятельности и др.

Таможенные органы РФ имеют иерархическую структуру и включают 4 ступени:

1. Федеральная таможенная служба (ФТС)

Осуществляет непосредственное руководство нижестоящими органами, организует и ликвидирует их, является собственником.

ФТС контролирует деятельность нижестоящих таможен и принимает жалобу на них, непосредственно не занимается таможенным оформлением и взиманием платежей.

Однако крупнейшие плательщики из энергетического сектора, государственные корпорации и предприятия оборонной промышленности отчитываются и вносят платежи в ФТС.

2. Региональное таможенное управление (РТУ)

Это промежуточное звено между ФТС и местными таможнями, необходимость которого связана с большими размерами таможенных территорий.

РТУ отвечает за организацию таможенного дела в пределах федеральных округов.

Осуществляет управленческие функции, связанные с организацией и контролем деятельности нижестоящих таможенных органов.

Может заниматься таможенным оформлением и взиманием таможенных платежей.

Создается в рамках региона и отвечает за организацию таможенного дела на конкретной территории.

6. Инструментарий и экономический смысл таможенной политики государства

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

7. Показатели деятельности таможенных органов. Мощность таможни, таможенного поста

Возможный объем работы структурного подразделения таможенного поста, который размещается в помещении таможенно-логистического терминала (ТЛТ), объективно определяется в первую очередь мощностью терминала (способностью складировать и обработать то или иное количество грузов определенного вида; разместить одновременно определенное количество транспортных средств с товарами, помещенными на временное хранение, а также транспортных средств с товарами, находящихся под таможенным контролем, на территории, прилегающей к СВХ). ТЛТ могут быть рассчитаны на размещение как 10-50 транспортных средств, так и свыше 300 единиц.

Максимальный объем деятельности, который может быть выполнен должностными лицами таможенного органа, различен для каждого из них, также различны фактические показатели деятельности таможенных органов.

Объем таможенных операций таможенного поста, имеющего в своем составе автомобильный или железнодорожный пункт пропуска, за некоторый период времени (день, месяц, квартал, год) будет во многом зависеть от пропускной способности (мощности) пунктов пропуска, то есть возможного числа перемещаемых через таможенную границу автомобилей или вагонов в сутки.

8. Таможенные платежи. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета

К таможенным платежам в соответствии со статьей 70 Таможенного кодекса Таможенного союза относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

Пополнение доходной части федерального бюджета является одной из основных задач таможенных органов.

В соответствии с п. 2 ст. 160.1 БК РФ, п. 2 Правил осуществления бюджетных полномочий администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

— осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов к ним;

— осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

— принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в ОФК для осуществления возврате в порядке, установленном Минфином;

— принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в ОФК;

— в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

— осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

9. Создание и размещение таможенных органов

В соответствии со статьёй 405 ТК РФ таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности.

Согласно статьи 402 ТК РФ создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Размещение таможенных органов строится на основе следующих принципов:

а) планомерное размещение таможенных органов, обеспечивающее достижение общественного производства в целом. То есть наиболее эффективное использование природных, трудовых, финансовых и других ресурсов экономических районов России;

б) рациональное территориальное разделение труда между экономическими районами России. Специализация конкретных экономических районов на развитии отраслей народного хозяйства, которые обеспечивают наибольший вклад данного района в достижение эффективности производства;

в) комплексное развитие экономических районов и формирование в них необходимых территориально-производственных комплексов, промышленных, аграрных и других объединений.

Оптимальное размещение таможенных органов представляет собой непростую, многоплановую задачу, от решения которой во многом зависит дальнейшее развитие внешнеэкономических связей Российской Федерации[6].

Критерием экономической эффективности размещения таможенных органов является повышение производительности общественного труда, то есть снижение суммарных затрат как овеществленного труда, так и живого труда работников, обеспечивающих таможенное обслуживание и транспортировку товаров. Такое снижение может происходить при выборе единственного варианта размещения объекта таможенной инфраструктуры. Задача оптимального размещения внутри экономического района может решаться в следующих направлениях:

1) определение территориального места расположения нового таможенного органа из многих возможных вариантов относительно географического расположения экономического района, населенных пунктов и основных транспортных магистралей;

2) определение места расположения объекта таможенной инфраструктуры относительно расположения таможенных постов и основных транспортных магистралей в целях ускорения оформления перемещаемых товаров;

3) определения расположения управляющего таможенного подразделения относительно концентрации таможен и таможенных постов в целях ускорения документальных и информационных потоков.

10. Концентрация и специализация в таможенном деле

Федеральная таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определённых видов товаров ( ФЗ-№ 311 от 27.11. 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Специализация является следствием разделения труда и формой организации таможенного дела. Специализация в таможенном деле осуществляется в трех формах: предметной, подетальной и технологической.

Предметная специализация означает, что в таможенном органе выполняются все установленные таможенные операции и виды контроля, то есть технологически процесс выпуска окончен, и участник внешнеэкономической деятельности имеет право на дальнейшее использование товара в соответствии с заявленной процедурой.

Специализация позволяет упростить производственную структуру таможен, создает возможность для полного использования оборудования и инструментов и целенаправленной его комплектации, быстрого накопления опыта и в конечном итоге роста производительности труда.

11. Основные средства и нематериальные активы в таможенном деле

К нефинансовым активам относятся:

12. Материалы в таможенном деле

К материалам в таможенном деле относятся объекты, которые либо используются однократно и после каждого акта использования их нужно обновлять, либо если они используются непродолжительное время.

Материалы должны использоваться не более 12 месяцев.

Все материалы таможенного дела можно разделить на:

Медикаменты и перевязочные материалы

Топливо и горюче-смазочные материалы

В группу мягкий инвентарь относится обмундирование, постельные принадлежности, средства укрытия от дождя (плащ-палатка) и другой инвентарь

В категорию «Прочие» относят: различные канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, линейки, стэплеры),

13. Капитальное строительство в таможенном деле

Под капитальным строительством в таможенном деле понимается деятельность направленная на строительство объектов необходимых для осуществления функций таможенного дела а также создание бытовых социальных культурных условий жизнедеятельности кадров таможенных органов.

Капитальное строительство производится в соответствии с единой хозяйственной политикой ФТС России, определенными приоритетными направлениями развития таможенной инфраструктуры необходимости совершенствования материально технической базы таможенных органов, Подготовкой предложений и разработкой перспективных программ капитального строительства капитального ремонта и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры а также приобретением имущества и оснащением таможенных органов занимается главное управление тылового обеспечения (ГУТО) ФТС России.

Для реализации поставленных задач в сфере капитального строительства ГУТО наделено рядом полномочий при реализации которых оно выполняет следующие задачи :

1) обеспечивает подготовку и утверждение заданий на проектирование таможенных объектов

2) организует разработку согласования и утверждения проектно- сметной документации на капитальное строительство и капитальный ремонт таможенных объектов

3) осуществляет государственную экспертизу пред проектной документации и технико- экономических обоснований строительства

5) осуществляет сбор заявок и расчёт потребности в техническом оснащении объектов таможенной инфраструктуры

7) проводит конкурсные торги в целях обеспечения объектов таможенной инфраструктуры

14. Научно-технический прогресс в таможенном деле

Научно-технический прогресс в таможенном деле представляет собой планомерное системное, непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, систем управления, осуществляемые в целях повышения качества таможенного администрирования, эффективности использования ресурсов, улучшения условий труда сотрудников.

Основными направлениями НТП в современных условиях являются[21]:

— автоматизация таможенных процедур;

— создание информационно-технической среды и максимальное развитие информационных технологий;

— расширение научно-исследовательских функций экспортно-криминалистических служб и спектра исследовательских технологий;

— создание современных технических средств таможенного контроля.

Работа в этих направлениях требует решения сложных научных и технических задач, таких как:

— внедрение в практику таможенных органов комплексной автоматизированной системы таможенного оформления;

— разработка особого порядка декларирования товаров и транспортных средств, позволяющего использовать передовые информационные технологии;

— создание унифицированного комплекса программных средств для реализации технологий сквозного таможенного контроля, валютного контроля и контроля бартерных внешнеторговых операций;

— внедрения единой системы ведомственной электронной почты и электронного документооборота;

— модернизация и дооснащение парка технических средств, в том числе досмотровой, вычислительной, охранной техники, телекоммуникационного оборудования;

— оснащение средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, телекоммуникаций и автоматизированной системы контроля доставки товаров, закрытой телефонной и документационной связи отделов собственной безопасности, техническими средствами для повседневной деятельности метрологических служб;

— создание программных средств для ограниченного доступа и защиты информации по товарам, относимым к государственной тайне;

— создание ведомственной телекоммуникационной сети на основе цифровых технологий при обмене информацией между таможенными органами всех уровней;

Без резкого улучшения оснащенности таможенных органов современной аппаратурой невозможно решить задачу по ускорению процедуры таможенного оформления грузов, сокращению времени досмотра единицы автотранспорта до нескольких минут. Внедрение современных средств связи и технологий таможенного контроля требует решения не только технических, но и социальных вопросов, в том числе совершенствования системы подготовки кадров, способных с наибольшим эффектом использовать возможности новой техники и технологий. Необходимо обновление нормативной базы тылового обеспечения, совершенствование структуры управления. Новые технологии требуют и новых норм использования материальных и трудовых ресурсов.

В конечном счете, эффективность внедрения НТП в таможенном деле выражается в повышении качества таможенного регулирования и таможенного контроля, увеличении поступления денежных средств в бюджет государства, повышении результативности правоохранительной и информационно-аналитической деятельности таможенных органов.

15. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов

Материальные ресурсы относятся к важнейшим факторам таможенного дела наряду с трудом, денежными средствами, информацией и временем.

Под материальными ресурсами понимают природные ресурсы, а также все средства производства и предметы труда, используемые в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. К ним относятся: земля, здания, сооружения, инструменты, оборудование, материалы, энергетические, водные ресурсы.

Спрос, предъявляемый таможенными органами на отдельные виды материальных ресурсов, зависит от спроса на таможенные услуги и работы, от используемых технологий таможенного производства, качества и цены ресурсов, их взаимозаменяемости, финансовых возможностей. Существование рынков ресурсов создает альтернативы их приобретения на наиболее выгодных для таможенной системы условиях.

Обеспечение таможенных органов материальными ресурсами является задачей тыловой службы. Выделяют следующие направления тылового обеспечения: экономика таможенный дело регулирование

ѕ строительство, капитальный ремонт и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры;

ѕ техническое оснащение таможенных органов;

ѕ вещевое, медицинское, продовольственное и социальное обеспечение;

ѕ эксплуатацию технических средств;

ѕ организацию конкурсных торгов;

ѕ планирование, учет поступления и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований по направлениям тылового обеспечения.

Руководство тыловой службой возложено на Главное управление тылового обеспечения (ГУТО), которое является структурным подразделением ФТС Российской Федерации.

Материальное обеспечение таможенных органов строится на плановой основе. Для расчета плановой потребности в материальных ресурсах таможенные органы используют утвержденные в централизованном порядке нормы и нормативы. Такой подход обеспечивает единство хозяйственно финансовой политики.

16. Кадровый потенциал таможенного дела

Под кадровым потенциалом таможенных органов понимают способность должностных лиц таможенных органов эффективно и своевременно выполнять поставленные перед ними задачи в меняющихся внешних и внутренних условиях деятельности.

Кадровый потенциал обусловлен такими факторами, как численность должностных лиц, их рациональное использование в подразделениях таможенных органов, средний возраст и стаж работы, уровень образования, квалификация, заинтересованность в результатах труда. Трудовая мотивация в немалой степени зависит от оплаты труда, его организации, степени социальной защищенности, престижа профессии. Фактическая численность кадрового состава таможенных органов России составляла в 2014 г. 68 тысяч человек, что в 13 раз выше соответствующего показателя 1992 года.

Особенно быстрый рост численности занятых в таможенных органах России происходил в 1991-1995 гг. Это явилось следствием интенсивного развития таможенной инфраструктуры в этот период, роста спроса на услуги таможенных органов, повышения значимости правоохранительной деятельности по обеспечению экономических аспектов безопасности государства и усложнения задач таможенной службы.

Численность работающих в таможенных органах меняется в связи с проводимыми мероприятиями по оптимизации численности и состава таможенных органов, повышения эффективности государственных расходов. На первый план поставлены задачи улучшения качественного состава и совершенствования расстановки кадров, повышения профессионального мастерства, внедрения и освоения новых технических средств таможенного контроля в соответствие с требованиями, предъявляемыми к таможенному администрированию участниками мировой торговли; меняющейся нормативной базой, экономическими условиями развития, таможенными технологиями и новыми экономическими аспектами обеспечения безопасности государства. В современных условиях знания становятся катализатором эффективности в профессиональной деятельности таможенных органов и признаны одним из десяти основополагающих постулатов Концепции «Таможня XXI века», разработанной Всемирной таможенной организацией.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Назначение и функции таможенного дела в развитии экономики государства, сущность его таможенной политики, как основы таможенного дела. Понятие таможенного механизма. Современные проблемы и перспективы развития таможенного дела в Российской Федерации.

курсовая работа [49,2 K], добавлен 08.05.2009

Теоретические аспекты таможенной политики и таможенного дела. Становление и развитие данной государственной службы России. Использование инструментов таможенного регулирования; импортные пошлины. Основы организации и проведения таможенного контроля.

дипломная работа [112,6 K], добавлен 17.12.2014

курсовая работа [49,6 K], добавлен 29.06.2010

Методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на примере Дальневосточного таможенного управления. Анализ таможенных платежей от внешнеэкономической деятельности.

дипломная работа [1,9 M], добавлен 20.12.2011

Правовое регулирование таможенного дела в России. Закон как источник таможенного права. Основные виды таможенных режимов. Условия помещения товаров под таможенный режим реимпорта и реэкспорта. Таможенные органы, их система. Полномочия таможенных органов.

курсовая работа [34,0 K], добавлен 27.04.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *