экранные и экранно звуковые средства обучения
Экранные и экранно звуковые средства обучения
Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения
6. Специализированные педагогико-эргономические требования к экранно-звуковым средствам обучения
6.1. Состав и сфера применения
6.1.2. ЭЗСО подразделяют на звуковые (ЗСО), экранные (ЭСО) и собственно экранно-звуковые (ЭЗСО).
6.1.3. К ЭЗСО относят учебные радиопередачи, а также звукозаписи (речи, шумов, музыки, голосов животных) на различной основе (механической, магнитной, оптической), объединенные общей тематикой.
6.1.4. К ЭСО относят немые кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, материалы для эпипроекции, которые проецируют на экран с помощью различной проекционной аппаратуры.
6.1.5. К собственно ЭЗСО относят звуковые учебные кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, телевизионные передачи, видеозаписи, а также диафильмы и диапозитивы со звуковым сопровождением.
6.2. Общие требования к экранно-звуковым средства/и обучения
6.2.1. ЭЗСО должны содержать материал, который невозможно или трудно с достаточной степенью наглядности объяснить обучающимся при помощи других СО (разнообразные процессы, в том числе происходящие на микро- и макроуровне; опыты с недоступными школе веществами и приборами и т.д.), а также материал, требующий образного, эмоционального изложения. ЭЗСО должны иметь определенную форму подачи информации: сюжет, занимательность изложения, использование приемов сравнения, сопоставления, специальные виды съемки (замедленная, ускоренная, мультипликация).
6.2.2. В ЭЗСО рекомендуют включать:
— законченную информацию по данной учебной теме (разделу);
— вопросы, адресованные аудитории и требующие разрешения, в том числе с помощью других СО;
— рекомендации для самостоятельной работы.
6.2.3. Учебный материал и лексика ЭЗСО должны соответствовать уровню знаний и словарному запасу обучающихся.
6.2.4. ЭЗСО должны соответствовать скоростным возможностям зрительного и слухового восприятия обучающихся.
6.2.5. ЭЗСО должны отображать и моделировать реальные события, факты, явления и процессы.
6.2.6. ЭЗСО могут содержать:
— законченную информацию по данной учебной теме (разделу),
— вопросы, адресованные к аудитории и требующие разрешения, в том числе с помощью других средств обучения,
— рекомендации для самостоятельной работы.
6.3. Требования к звуковым средствам обучения
6.3.1. Учебные радиопередачи, магнитные и грамзаписи должны содержать материал для иллюстрации рассказа учителя, для самостоятельной и внекласной работы учащихся.
6.3.2. Речь ведущего радиопередачу, как и воспроизводимая в записи, должна быть образцовой по интонации, произношению и ясности звучания.
6.3.3. Длительность учебной радиопередачи должна быть не более 20 минут для школьников младшего возраста и 25 минут для школьников среднего и старшего возраста.
6.3.4. На грампластинки и магнитные ленты рекомендуют записывать упражнения для языковой лаборатории, рассказы известных ученых, литературоведов, сотрудников музеев, фрагменты из произведений в исполнении мастеров художественного слова.
6.3.5. Длительность звукозаписи, предназначенной на урок, должна быть не более:
Текст Текст с музыкальным сопровождением.
для младшего возраста 6 мин. 10 мин.
для среднего возраста 11 мин. 20 мин.
для старшего возраста 15 мин. 25 мин.
6.3.7. Собственный уровень шума грамзаписи не должен быть более 50 дБ.
6.3.8. Для уменьшения утомляемости обучающихся при длительном слуховом восприятии радиопередачи или аудитивной записи рекомендуется подбирать к ним диапозитивы, кадры диафильмов, таблицы, картины, портреты и фотографии для подкрепления воспринимаемой информации и облегчения формирования правильных представлений и понятий.
6.4, Требования к экранным средствам обучения
6.4.1. Экранные СО подразделяют на динамичные (немые кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки) и статичные (диафильмы, диапозитивы, транспаранты, материалы для эпипроекции).
6.4.2. Учебный материал ЭСО должен быть изложен в последовательности, определенной научной особенностью материала и методикой его изучения.
6.4.3. В том случае, когда цвет необходим для решения педагогических задач, ЭСО должны быть цветными.
6.4.4. Зрительный ряд и поясняющий текст в ЭСО должны быть взаимосвязаны непосредственно или по принципу ассоциативности.
6.4.5. Мультипликационные и рисованные изображения при создании ЭСО должны давать правильное представление об объектах, явлениях и процессах.
6.4.6. К учебным кинофильмам (видеофильмам) следует относить фильмы, несущие учебную информацию по отдельным темам или вопросам учебной программы.
6.4.7. Учебный кинофильм (видеофильм) может быть фрагментарным (состоять из нескольких законченных фрагментов, объединенных общей темой) или целостным в зависимости от методики раскрытия темы.
6.4.8. Время демонстрации фильма должно быть не более 10 минут.
6.4.10. Учебная кинокольцовка должна представлять собой кинофрагмент на пленке, склеиваемой в кольцо, для показа явлений, требующих многократного повторения и непрерывной демонстрации.
6.4.13. Учебный диафильм может быть черно-белым или цветным.
6.4.14. В конце фрагментов могут быть текстовые кадры с заданиями для обучающихся.
6.4.15. Методические рекомендации по использованию диафильма должны быть приведены в первых кадрах.
6.4.18. Диапозитивы могут быть выполнены на документальной (фотографической) основе или с помощью рисунков.
6.4.19. Надписи на кадрах диапозитивов и диафильмов допустимы только для раскрытия смысла зрительного ряда в количестве не более 156 знаков (вместе со знаками препинания и интервалами между словами) и должны учитывать специфику восприятия материала с экрана. Субтитры рекомендуется помещать справа или под изображением. Надписи, адресованные учителю, следует располагать на рамках диапозитивов. Кадры, используемые для контроля знаний, могут не содержать надписи. Некоторые кадры можно давать в виде определений, положений, вопросов, в которые надо вставить по смыслу недостающие термины.
6.4.21. На отдельном кадре должны быть указаны приемы и способы накопления, обработки, анализа, систематизации и обобщения данных, а также рекомендованы действия и операции, приемы и способы их выполнения, применяемые при усвоении умений и навыков.
6.4.22. С помощью отдельных кадров могут создаваться наглядные представления о системах различного уровня окружающего мира, например: о строении организмов, о среде их обитания, размножении, развитии, строении простых и сложных веществ, их свойствах, процессах, изменениях на макро- и микро- уровнях, формах земной поверхности.
6.4.23. При создании кадров учебных диапозитивов прежде всего должны отбираться содержание и способы его передачи (натуральные, натурально-композиционные изображения, схемы, графики).
6.4.25. Наиболее важные объекты должны быть расположены в левом верхнем углу, в середине верхней части кадра (при вертикальном расположении объектов) и в левой стороне при горизонтальном расположении объектов.
Для создания эффективной структуры кадра объекты, которые несут сравнительно самостоятельную, отличную от других информацию, следует графически разделить.
6.4.26. Объекты можно объединить, пользуясь единой формой, цветом, размером или заключением в рамку. При компоновке отдельных кадров необходимо следить, чтобы объекты располагались по всему полю кадра, не должно быть больших пустующих пространств.
6.4.27. Для того, чтобы научная информация учебного кадра легко и быстро воспринималась обучающимися, необходимо главное содержание, а также объекты (компоненты кадра), расположенные в местах плохого восприятия, выделять следующими наиболее эффективными способами:
— контрастный цвет, заключенный в черную рамку;
— черная или цветная рамка;
— увеличение размера объекта;
Уменьшение размера одного объекта по сравнению с другими, одновременно расположенными в кадре, не является способом выделения.
6.4.28. Цветовой код кадра должен быть методически целесообразен и хорошо знаком как учителю, так и учащимся.
Не следует применять в кадре большое количество цветов-, чтобы не создавать пестроты, которая утомляет зрение учащихся. Наименьшее утомление глаз вызывают желтый, желто-зеленый, зеленый и светлые ахроматические цвета. Цвета ярко-красные и ярко-оранжевые являются более «напряженными» и в большей степени привлекают внимание наблюдателя. Этими цветами следует выделять наиболее важные участки кадра. Не рекомендуется применять сочетание цветов, близко расположенных в спектре. Если кадр рассматривается с близкого расстояния, цвета могут быть не очень насыщенными с примесью серого, а если кадр изучают с большого расстояния в пределах учебного кабинета, то необходимы яркие насыщенные тона, причем система окраски должна четко разграничивать отдельные части кадра. При необходимости подчеркнуть общность различных частей кадра рекомендуется применять одинаковую окраску или окраску сближенных тонов. Необходимо соблюдать единый цветовой ряд на протяжении всей серии кадров по данной теме.
6.4.29. Минимальные размеры букв, при которых обеспечивается чтение текста без напряжения, должны быть:
6.4.30. Пояснительный текст и методические рекомендации должны прилагаться к серии диапозитивов в виде отдельной брошюры (листовки).
6.4.32. Транспаранты должны быть изготовлены промышленным способом в виде отдельных листов или серий (нескольких транспарантов, последовательно накладываемых друг на друга для демонстрации явлений и процессов в динамике). На каждом транспаранте серии нужно ставить порядковый номер и знак фиксации. Допускается изготовление транспарантов учителем с помощью туши и фломастеров.
6.4.33. Серии транспарантов, при использовании которых предусматривается нанесение дополнительной информации, должны иметь чистый лист пленки.
6.4.34. Транспаранты должны быть изготовлены из пленки, обеспечивающей четкий просмотр изображения при одновременном наложении друг на друга не менее 5 транспарантов.
6.4.35. Условные обозначения, используемые при оформлении транспарантов, должны соответствовать принятым в учебнике.
6.4.36. Количество цветов, используемых при оформлении транспарантов, не должно быть более пяти.
6.4.37. На транспарантах, показывающих циклические процессы, рекомендуют применять поляризационное покрытие и демонстрировать их, используя поляризационную приставку (анализатор).
6.4.38. Отдельные транспаранты обрамляют специальной рамкой; блоки транспарантов крепят приспособлением, позволяющим производить наложение, каждый транспарант должен иметь порядковый номер в правом нижнем углу транспаранта.
6.4.39. Серии транспарантов нужно комплектовать в специальных прозрачных пластмассовых пакетах; серии, раскрывающие тему или курс, рекомендуют выпускать в виде альбомов.
Транспаранты могут быть комплементарны к тетрадям на печатной основе: после объяснения учителя с помощью таблиц, транспарантов и других пособий учащиеся работают в тетради, где имеются контурные рисунки, аналогичные изображению серии транспарантов.
6.4.40. Серии транспарантов и их комплекты должны сопровождаться методическими рекомендациями.
6.4.41. Минимальные размеры букв, обеспечивающие чтение
текста без напряжения с расстояния 7,5 м от экрана, должны быть для транспарантов при прямом контрасте 4 мм при ширине букв 6 мм.
6.4.42. Пояснительный текст и методические рекомендации должны прилагаться к серии диапозитивов в виде отдельной брошюры (листовки).
6.4.44. Материалы для эпипроекции должны содержать учебную информацию или задания для учащихся.
6.4.45. Материалы для эпипроекции должны быть выполнены четко, разборчиво и, по возможности, в цвете.
6.5. Требования к собственно экранно-звуковым средствам обучения
6.5.1. В собственно экранно-звуковых средствах обучения учебная информация сообщается с помощью звука (дикторского текста, шумов, музыки) и изображения (зрительного ряда).
Звуковой и зрительный ряды в собственно ЭЗСО должны быть взаимосвязаны.
6.5.2. Дикторский текст должен носить эмоциональный характер, может включать риторические вопросы, восклицания, обращения к аудитории.
6.5.3. В дикторском тексте не допускаются:
— канцеляризмы, штампы, повторы;
— различные термины, не известные обучающимся и не предусмотренные программой;
— полное повторение текста учебника, пособия, критической статьи.
6.5.4. Требования к звуковым кинофильмам, кинофрагментам, кинокольцовкам, а также диафильмам и диапозитивам со звуковым сопровождением аналогичны предъявляемым к соответствующим видам экранных средств обучения с учетом требований к звуковому ряду.
6.5.6. Телевизионная передача, предназначенная на урок, должна создаваться по наиболее сложным в научном отношении или вновь введенным в программу вопросам.
6.5.6.1. Телепередача может быть с использованием кинофильмов, видеофильмов, диапозитивов, диафильмов, а также может быть построена как репортаж из научной лаборатории, производства, природы.
6.5.6.2. В телепередаче может быть использован ведущий, который на определенное время «заменяет» учителя в классе.
Ведущий телепередачи должен обладать способностью эмоционально и убедительно передавать учебную информацию.
6.5.6.3. Телепередача должна содержать вопросы и задания для учащихся.
6.5.7. Учебная телевизионная передача может быть целостной или фрагментарной для удобства воспроизведения ее в записи на уроке.
6.5.9. Учебная телевизионная передача, предназначенная на внеурочное время, должна оказывать помощь учащимся в приготовлении домашних заданий, расширять кругозор, углублять знания учащихся по наиболее сложным вопросам программы и факультативных курсов.
6.5.11. Учебные видеозаписи могут быть целостными, фрагментарными или иметь характер видеовставок в урок или лекцию.
Тема 5. Экранные, звуковые и экранно-звуковые средства обучения.
§ 5.1. Экранные средства обучения и воспитания
Существуют два типа классификаций характеристик технических средств обучения:
по характеру предъявления (экранные, звуковые и экранно-звуковые средства и аппаратура);
Различают проекции диаскопическую и эпископическую, плоскую, стереоскопическую и голографическую, статическую и динамическую.
При диаскопической проекции изображение на экране создается световыми лучами, проходящими сквозь прозрачный носитель информации.
При эпископической проекции изображение на экране создается световыми лучами, отражаемыми и рассеиваемыми непрозрачными источниками информации.
Плоская проекция обеспечивает получение двухмерного изображения соответствующего объекта.
К числу статических экранных средств обучения и воспитания относятся диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты. В настоящее время в некоторых пособиях их называют видеограммами, определяя их как визуальный образ, предназначенный для представления учебной информации посредством проекции.
Работа в классе с диапозитивами во многом подобна работе с учебной настенной картиной. Но в отличие от последней диапозитив имеет свои преимущества: спроецированный на экран, он образует большую световую картину, позволяющую ученикам, сидящим в конце класса, детально рассмотреть изображение. Диапозитив можно задержать на экране столько времени, сколько необходимо учителю.
При изготовлении диафильмов используют различные приемы монтажа, внутрикадрового построения изображения, композиции кадра:
обеспечивает выделение сущности, наиболее важного, главного в объекте или явлении;
несет определенную идею, мысль, причем раскрывает ее в движении;
служит инструментом формирования мысли ученика.
раскрывает идею и содержание.
Применяются в диафильмах и целиком текстовые кадры без изображения, или титры. Прибегают к ним, когда содержание не поддается иллюстрированию. Обычно они совпадают с паузами при переходе от одной сюжетной линии к другой, развивающейся параллельно. К сожалению, прекрасное дидактическое средство обучения и воспитания, каким является диафильм, активно вытесняется современными ТСО с другими носителями информации. Между тем диафильмы до сих пор являются самым распространенным ТСО, которым наиболее широко и охотно пользуются учителя на всех ступенях школьного обучения и воспитатели дошкольных учреждений.
Кодопособие может быть выполнено в виде прозрачной модели из пленки или тонкого оргстекла различных расцветок (рис. 1, 2). Модель устанавливают на предметный столик графопроектора и ее отображение появляется на экране.
Рис.1. Числобус Рис.2 Ребус
Эпипроекция передает цвет плоских непрозрачных объектов. Сравнительно небольшие размеры объекта эпипроекции (140 х 140 мм) следует учитывать при изготовлении пособий, подлежащих проецированию на экран, например карт, схем, чертежей или просто схематических рисунков, эскизов и т.п. (рис. 3).
Эпипроекция широко используется на занятиях в детском саду и на уроках в школе, где ее применяют обычно в комбинации с показом диапозитивов. Эпипроекция привлекает простотой получения большого цветного изображения.
Рис. 3. Пример заготовки для эпипроекции из студенческих работ
1. Подготовьте по 2-3 диаобъекта, эпиобъекта и транспаранта для кодосколя по программам своей специализации для разных классов школы или дошкольного учреждения.
2. Проанализируйте состав и техническое состояние дидактических средств статической проекции в одном из школьных кабинетов или в группе детского сада. Сделайте выводы.
Аудиовизуальные средства обучения
К аудиовизуальным средствам обучения относятся экранные (ЭС), экранно-звуковые (ЭЗС) и звуковые (ЗС). В основе выделения этих групп лежит способ передачи информации.
Экранные средства обучения включают диапозитивы, диафильмы и транспаранты к графопроектору. Эти пособия считают статичными, однако надо иметь в виду, что в каждом кадре есть внутренняя скрытая динамика.
Диапозитивы— цветные или черно-белые фотографии на пленке, реже на стекле. Диапозитивы были первым экранным средством, появившимся в школе, но до сих пор широко использующееся в практике. Это объясняется рядом причин. В первую очередь тем, что изображение объектов природы на фото передается без искажений. Это дает возможность формировать правильные и полные представления об объектах природы. Немаловажное значение имеет форма организации материала — диапозитивные кадры не связаны жестко между собой, хотя их объединяет тема, например, «Растения и животные луга», «Осень». Такая организация материала, удобство и простота его подачи позволяют учителю показывать диапозитивы в любом порядке и в том количестве, которое необходимо для проработки темы. Наличие серий диапозитивов (практически ко всем вопросам курса) позволяет их использовать при изучении любой темы.
Вместе с тем работа с диапозитивами требует соблюдения определенной последовательности, которая диктуется сложностью процесса восприятия кадра. Л. П. Прессман выделяет три этапа этого процесса.
Первый — целостный охват всего диапозитива. Учитель называет кадр и дает учащимся возможность рассмотреть его, на что отводит 1—1,3 мин. После этого он комментирует детали диапозитива. Второй этап работы — рассматривание. Следует учесть, что глаз ребенка будет постоянно и непроизвольно совершать частые движения, сопоставляя детали с целым. Поэтому важен третий этап — синтез деталей, возвращение к целостному охвату после анализа.
15 Аквилева. Методика
При подготовке к уроку учитель не только подбирает диапозитивы, исходя из его темы и цели, определяет последовательность их демонстрации, но и составляет задания для наблюдения зрительного ряда таким образом, чтобы дети «считали» всю информацию. А если они видели аналогичные объекты в природе, то сравнивали бы изображения со своими представлениями.
Использовать диапозитивы можно на любом этапе урока — при изучении нового материала, при закреплении, обобщении, при проверке знаний. Например, при изучении темы «Вода в природе» можно использовать одноименную серию. Она состоит из трех частей. В первой части (к. 2—10) показаны виды водоемов — родники, их образование, ручьи, реки (равнинные и горные). Во второй части (к. 11—16) — новые виды водоемов: моря, озера, болота. Третья часть (к. 17—22) знакомит детей с тем, как человек использует воду, какое значение она имеет для него. Содержание серии позволяет использовать диапозитивы при изучении разных вопросов темы. Так, при знакомстве с процессом образования источника целесообразно показать кадр «образование родника» (к. 2), выход его на поверхность (к. 31), ручей (к. 4). Главным приемом работы будет рассматривание изображения на кадрах.
Диапозитивный фильм,или диафильм,— это тоже диапозитивы, но расположенные в определенной последовательности на кинопленке, объединенные общей темой. Информация в диафильмах передается двумя путями — с помощью изображения (зрительный ряд) и короткого текста (субтитров).
К курсу начального естествознания разработано много диафильмов разных жанров: диафильм-рассказ, сказка, очерк, иллюстрация, инструкция. Диафильмы могут использоваться на всех этапах урока. Но при этом необходимо учитывать, что диафильм — «это жестко запрограммированное средство» (В. Голов). Он разрабатывается в соответствии с творческим замыслом автора, по его сценарию. Поэтому при подготовке к уроку необходимо просмотреть диафильм, отобрать кадры для показа, определить тот этап урока, на котором можно использовать диафильм, время его демонстрации.
Диафильм может содержать разное число кадров. Но следует иметь в виду, что дети активно работают при демонстрации 8—10 кадров. Поэтому показывать диафильм «залпом» нельзя. В методике разработаны различные приемы работы с диафильмами, например показ фрагментов или отдельных кадров для решения конкретных учебных задач, показ только зрительного ряда без субтитров, составление текстов учителем или учениками, сопоставление зрительного ряда с тем, что дети видели в природе.
При включении диафильма в урок на этапе знакомства с новым материалом необходимо провести беседу, во время которой дети вспоминают, что они видели в природе, знают из книг по теме урока. В конце беседы учитель ставит один-два узловых вопроса (можно их записать на доске), которые отражают главные мысли. После показа диафильма на уроке делается пауза, а затем начинается беседа с обсуждения тех узловых вопросов, которые были записаны на доске. После этого ставятся вопросы уточняющего и конкретизирующего характера.
В практике работы диафильмы крайне редко используются при проверке знаний, хотя в методике разработаны разнообразные приемы такой работы, например рассказ с опорой на зрительный ряд, составление плана, продолжение диафильма (показываются два-три кадра, после чего ученик «продолжает» диафильм).
Использование на уроке диапозитивов и диафильмов различается по способу организации, но с познавательной точки зрения различий здесь практически нет: и в том и в другом случае дети наблюдают изображение в кадре, анализируют его и на этой основе делают выводы.
Транспаранты для графопроекторатакже относятся к статическим средствам обучения. Однако эта статичность в значительной мере условна. За счет постепенного наложения одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Статичные изображения приобретают определенную динамику. Дети становятся свидетелями развивающегося процесса, могут обсудить каждый новый этап в ходе подачи учебного материала. Эта возможность показать явление или процесс в развитии выгодно отличает транспаранты от обычной картины или таблицы, где изображен конечный результат процесса или явления.
В основе изобразительного решения транспарантов лежат схематический рисунок, показывающий структуру объекта и стадии развития процесса, явления. Транспаранты объединяются в серии. Каждая из них посвящена одному конкретному вопросу учебной программы, что отражается в их названиях: «Образование оврага», «Материки и океаны» и т. д. Такая организация материала делает возможным его поэтапное преподнесение, что способствует лучшему его запоминанию и усвоению, концентрирует внимание детей на самом главном, существенном, создает иллюзию непосредственного участия в природном процессе.
Транспаранты используются в различных учебных ситуациях: при объяснении нового материала, при его закреплении, для проверки самостоятельной работы учащихся.
Приведем пример. К теме «Вода в природе» созданы две серии транспарантов — «Образование источника» и «Круговорот воды
в природе». На них показана последовательность образования источника в природе. Если данная серия используется при объяснении нового материала, то она является иллюстрацией к рассказу учителя. При закреплении материала серия может быть использована по-разному.
Первый вариант. Учитель постепенно накладывает все транспаранты серии друг на друга, а учащиеся отвечают на вопросы: куда исчезает дождевая вода? Как образуется источник?
Второй вариант. Учитель проецирует изображения первого и второго транспарантов на классную доску. Первый — изображение разреза земной коры — почва, песок, глина; второй — изображение тучи и осадков в виде дождя. Учащиеся под руководством учителя или самостоятельно отмечают стрелками процесс испарения, стекания и просачивания воды через водопроницаемые слои, а также выход ее по водоупорному слою на поверхность.
Во время работы можно использовать прием снятия транспарантов. Он помогает школьнику перейти от общей картины явления к его сущности, формирует умение анализировать природные процессы и явления.
Ценность учебных фильмовв том, что они позволяют познакомить школьников с такими явлениями и процессами, которые трудно или невозможно увидеть в природе: распускание почек на ветках деревьев, замерзание реки, морской прибой и т. д.
Учебные фильмы как средства обучения имеют некоторые особенности (Карпов Г. В., Прессман Л. П., Романин В. А.):
1) динамичность изображения — наиболее значительная в дидактическом отношении особенность учебных фильмов. Она позволяет рассматривать явления в процессе движения, развития, то есть наиболее правдиво, жизненно;
2) возможность рассматривания явления в целом и по частям, что способствует формированию полных и четких представлений:
3) передача большого объема информации за короткое время;
4) использование мультипликации, с помощью которой можно показать объекты и процессы, которые нельзя наблюдать (работа органов тела человека; жизнь внутри улья, муравейника), а также то, чего нет в действительности, но создано воображением человека (жизнь в отдаленные времена).
Особенности кинофильма как средства обучения накладывают свой отпечаток и на его восприятие детьми. Движение на экране, дикторский текст, музыкальное сопровождение, различные шумы —
все это обостряет внимание, восприятие, память. Дети активно воспринимают информацию. Естественный спад внимания (торможение) наступает у учащихся через 5—10 мин после начала просмотра. Это необходимо учитывать при организации работы с кинофильмами.
К курсу природоведения созданы различные виды учебных фильмов: целостные — это ленты, посвященные одной теме («Растения в разные времена года»); фрагментарные — фильмы, содержащие несколько законченных фрагментов, объединенных одной темой («Природа степей и пустынь»); кинофрагменты — содержат материал только по одному вопросу, время показа — 3—5 мин («Источник. Река»). Из всех видов учебных фильмов наиболее эффективным является кинофрагмент.В нем информация передается в краткой, сжатой форме, что делает кинофрагменты не только эффективными, но и удобными в использовании.
В настоящее время кинофильмы постепенно заменяются видеофильмами.Фонд видеофильмов пока невелик, идет работа над их созданием. В практике работы широко применяются самодельные видеофильмы.
У видеофильма есть свои характерные особенности:
1) возможность остановить кадр и подробно проанализировать его содержание, сравнить с наблюдениями детей или другими изобразительными средствами;
2) вернуть запись для уточнения, конкретизации, сравнения;
3) снять звук и вместо дикторского текста составить свой (составлять могут и учителя и дети);
4) простота и удобство в обращении.
Эти особенности делают видеофильм более эффективным по сравнению с кинофильмом как средством обучения.
Вместе с тем, в методике использования кинофильмов и видеофильмов много общего. Перед показом проводится беседа, в ходе которой школьники вспоминают то, что они видели по этой теме на экскурсии, наблюдали в окружающей природе, а также то, что знают из книг, просмотра телепередач. Затем учитель ставит два-три узловых вопроса, на которые дети ответят после показа фильма. Целесообразно эти вопросы записать на доске.
При демонстрации фильма учитель не должен быть пассивным. Он смотрит фильм вместе с детьми, глазами детей. Если на экране много мелких объектов, то детям сложно вычленить главное, основное. В этом случае учитель может указкой показать необходимый объект и дополнить свои действия кратким замечанием типа «обратите внимание вот на это. », «посмотрите, как это происходит» и т. д.
После демонстрации делается небольшая пауза, а затем проводится беседа, цель которой — выявить, как усвоен материал, дополнить и углубить знания учащихся. Начать беседу следует с обсуждения тех вопросов, которые были поставлены учителем, так как они направлены на выявление основных идей фильма. Кроме них, можно предложить вопросы конкретизирующего и уточняющего характера.
При организации беседы следует учитывать, что учащиеся легче запоминают начало и конец фильма и хуже его середину. Поэтому при подготовке вопросов к фильму и во время беседы после показа надо уделять внимание его средним кадрам.
Кинофильм может использоваться в любом типе урока и на любом его этапе. Если кинофильм используется при знакомстве с новым материалом, то является источником информации. В этом случае он может заменять рассказ учителя или дополнять его. На этапе закрепления кинофильм используется для уточнения, конкретизации полученных знаний. Но в любом случае целесообразно сочетать показ фильма с другими средствами обучения — диапозитивами, таблицами. Это важно потому, что динамичность кадров фильма не позволяет учащимся детально рассмотреть те или иные объекты, определяющие изучаемые объекты.
Например, на уроке по теме «Круговорот воды в природе» можно использовать одноименный кинофрагмент. Заранее, до урока, на доске учитель записывает вопросы, на которые учащиеся должны ответить после просмотра: «Куда уходит вода с поверхности моря?», «Куда исчезает вода, выпавшая в виде дождя?», «Почему такое движение воды называется круговоротом?» После просмотра фильма проводится беседа по этим вопросам.
Затем, для лучшего уяснения того факта, что вода в природе не исчезает, а происходит постоянный ее круговорот, учитель демонстрирует опыт. Учащиеся наблюдают, делают вывод: вода испаряется, пар поднимается вверх, охлаждается, превращается в тучи и проливается дождем. Вода просачивается в почву, и глубже, затем опять испаряется — совершается круговорот воды.
После этого учитель предполагает рассмотреть схему в учебном пособии. Зарисовать ее в тетради. По схеме дети рассказывают о круговороте воды.
На обобщающих уроках применение фильмов способствует восстановлению в памяти детей непосредственных наблюдений в природе, дополнению полученных представлений и понятий, логическому построению мысли ученика.
Звуковые средства обучения — это грамзаписи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя. Кроме этого, на уроках используются записи рассказов ученых, путешественников и др.
В настоящее время одной из актуальных проблем естественнонаучного образования в начальной школе является его компьютеризация. Компьютеримеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений естествознания с помощью графических средств изображений. По мнению исследователей, компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о закономерностях, существующих в природе.
Применение компьютерной техники — дело новое и перспективное: уже создаются компьютерные программы для начальной школы, но в практике работы они используются еще редко.