эксель с нуля обучение с примерами и заданиями
Методы работы в Excel «с нуля» для новчиков
Если текстовым редактором Word с грехом пополам владеет большая часть пользователей компьютеров, то с не менее знаменитым табличным процессором дела обстоят не столь радужно. Многие просто не видят, каким образом можно использовать эту программу для повседневных нужд, пока не столкнутся с необходимостью выполнять расчёты на больших выборках данных.
Но и здесь имеются проблемы: не поняв без посторонней помощи принципы работы Excel, пользователи бросают это занятие и больше к нему не возвращаются.
Сегодняшняя статься предназначена для обеих категорий населения: простые пошаговые инструкции позволят начать практическое освоение программы. Ведь, на самом деле, Excel позволяет не только выполнять расчёты в табличном представлении – приложение можно использовать для составления диаграмм, многофакторных графиков, подробных отчётов.
Да, таблицы в Word и Excel – это совершенно разные вещи, но на самом деле работать с табличными данными вовсе не сложно. И для этого совсем не обязательно быть программистом.
Начало работы
Практика – лучший способ получить базовые навыки в любой профессии. Табличный процессор от Microsoft не является исключением. Это весьма полезное приложение, применимое в самых разных областях деятельности, позволяющее организовать быстрые вычисления вне зависимости от количества исходных данных.
Освоив Excel, вы вряд ли станете экспертом по реляционным базам данных, но полученных навыков окажется вполне достаточно для получения статуса «уверенный пользователь». А это не только моральное удовлетворение и способ похвастаться перед друзьями, но и небольшой плюсик к вашему резюме.
Итак, для начала давайте ознакомимся с основными терминами, касающимися Excel:
Как работать в программе Excel: пособие для начинающих
Итак, мы получили некий минимум теоретических сведений, позволяющих приступить к практической части. А теперь рассмотрим, как работать в Excel. Разумеется, после запуска программы нам нужно создать таблицу. Сделать это можно разными способами, выбор которых осуществляется с учётом ваших предпочтений и стоящих перед вами задач.
Изначально мы имеем пустую таблицу, но уже разбитую на ячейки, с пронумерованными строками и столбцами. Если распечатать такую таблицу, получим чистый лист, без рамок и границ.
Давайте разберёмся, как работать с элементами таблицы – стройками, столбцами и отдельными ячейками.
Как выделить столбец/строку
Для выделения столбца необходимо щёлкнуть кнопкой мыши по его наименованию, представленному латинской буквой или комбинацией букв.
Соответственно, для выделения строки нужно щелкнуть мышкой по цифре, соотносящейся с нужной строкой.
Для выделения диапазона строк или столбцов действуем следующим образом:
Выделение строк с помощью горячих клавиш производится комбинацией Shift+Пробел, для выделения столбца устанавливаем курсор в нужную ячейку и жмём Ctrl+Пробел.
Изменение границ ячеек
Пользователи, пробующие самостоятельно научиться пользоваться программой Excel, часто сталкиваются с ситуацией, когда в ячейку вносится содержимое, превышающее её размеры. Это особенно неудобно, если там содержится длинный текст. Расширить правую границу ячейки можно двумя способами:
Для увеличения высоты строки можно нажать на панели инструментов кнопку «Перенос текста», или потянуть мышкой за границу на панели цифр-индексов.
С помощью кнопки «Распределение по вертикали» можно отобразить не помещающийся в ячейку текст в несколько строк.
Отмена внесенных изменений производится стандартным способом, с помощью кнопки «Отмена» или комбинации CTRL+Z. Желательно такие откаты делать сразу – потом это может и не сработать.
Если требуется отметить форматирование строк, можно воспользоваться вкладкой «Формат», в которой выбрать пункт «Автоподбор высоты строки».
Для отмены изменений размеров столбцов в той же вкладке «Формат» следует выбрать пункт «Ширина по умолчанию» — запоминаем стоящую здесь цифру, затем выделяем ту ячейку, границы которой были изменены и их нужно «вернуть». Теперь заходим в пункт «Ширина столбца» и вводим записанный на предыдущем шаге показатель по умолчанию.
Как вставить столбец/строку
Как обычно, вставку строки или столбца можно производить двумя способами, через вызов контекстного меню мышкой или с помощью горячих клавиш. В первом случае кликаем ПКМ на ячейке, которую необходимо сдвинуть, и в появившемся меню выбираем пункт «Добавить ячейки». Откроется стандартное окно, в котором можно задать, что именно вы хотите добавить, и будет указано, где произойдёт расширение (столбцы добавляются слева от текущей ячейки, строки – сверху).
Это же окно можно вызвать комбинацией CTRL+SHIFT+«=».
Столь подробное описание, как пользоваться программой Excel, несомненно, пригодится чайникам, то есть новичкам, ведь все эти манипуляции востребованы очень часто.
Пошаговое создание таблицы, вставка формул
Обычно в первой верхней строке с индексом 1 присутствуют наименования полей, или столбцов, а в строках вносятся отдельные записи. Поэтому первый шаг создания таблицы заключается в проставлении наименований столбцов (например, «Наименование товара», «Номер накладной», «Покупатель», «Количество», «Цена», «Сумма»).
После этого тоже вручную вносим данные по таблице. Возможно, в первом или третьем столбце нам придётся раздвигать границы – как это сделать/, мы уже знаем.
Теперь поговорим о вычисляемых значениях. В нашем случае это столбец «Сумма», который равен умножению количества на цену. В нашем случае столбец «Сумма» имеет букву F, столбцы «Количество» и «Цена» – D и E соответственно.
Итак, ставим курсор в ячейку F2 и набираем символ «=». Это означает, что в отношении всех ячеек в столбце F будут произведены вычисления согласно некоей формуле.
Чтобы ввести саму формулу, выделяем ячейку D2, жмём символ умножения, выделяем ячейку E2, жмём Enter. В результате в ячейке D2 появится число, равное произведению цены на количество. Чтобы формула работала для всех строк таблицы, цепляем мышкой в ячейке D2 левый нижний угол (при наведении на него появится маленький крестик) и тащим его вниз до конца. В итоге формула будет работать для всех ячеек, но со своим набором данных, взятым в той же строке.
Если нам нужно распечатать таблицу, то для придания читабельного вида строки и столбцы нужно ограничить сеткой. Для этого выделяем участок таблицы с данными, включая строку с наименованиями столбцов, выбираем вкладку «Границы» (она расположена в меню «Шрифт») и жмём на символе окошка с надписью «Все границы».
Вкладка «Шрифт» позволяет форматировать шрифты по тому же принципу, ВТО и в Word. Так, шапку лучше оформить жирным начертанием, текстовые столбцы лучше выравнивать по левому краю, а числа – центрировать. Итак, вы получили первые навыки, как работать в Excel. Перейдём теперь к рассмотрению других возможностей табличного процессора.
Как работать с таблицей Excel – руководство для чайников
Мы рассмотрели простейший пример табличных вычислений, в котором функция умножения вводилась вручную не совсем удобным способом.
Создание таблиц можно упростить, если воспользоваться инструментом под названием «Конструктор».
Он позволяет присвоить таблице имя, задать её размер, можно использовать готовые шаблоны, менять стили, есть возможность создания достаточно сложных отчётов.
Многие новички не могут понять, как скорректировать введённое в ячейку значение. При клике на ячейку, подлежащую изменению, и попытке ввода символов старое значение пропадает, и приходится всё вводить сначала. На самом деле значение ячейки при клике по ней появляется в статусной строке, расположенной под меню, и именно там и нужно редактировать её содержимое.
При вводе в ячейки одинаковых значений Excel проявляет интеллект, как поисковые системы – достаточно набрать несколько символов из предыдущей строки, чтобы её содержимое появилось в текущей – останется только нажать Enter или опуститься на строку ниже.
Синтаксис функций в Excel
Чтобы подсчитать итоги по столбцу (в нашем случае – общую сумму проданных товаров), необходимо поставить курсор в ячейку, в которой доложен находиться итог, и нажать кнопку «Автосумма» – как видим, ничего сложного, быстро и эффективно. Того же результата можно добиться, нажав комбинацию ALT+»=».
Ввод формул легче производить в статусной строке. Как только мы нажимаем в ячейке знак «=», он появляется и в ней, а слева от него имеется стрелка. Нажав на неё, мы получим список доступных функций, которые разбиты по категориям (математические, логические, финансовые, работа с текстом и т.д.). Каждая из функций имеет свой набор аргументов, которые нужно будет ввести. Функции могут быть вложенными, при выборе любой функции появится окошко с её кратким описанием, а после нажатия Ок – окно с необходимыми аргументами.
После завершения работы при выходе из программы она спросит, нужно ли сохранять внесённые вами изменения и предложит ввести имя файла.
Надеемся, приведённых здесь сведений достаточно для составления несложных таблиц. По мере освоения пакета Microsoft Excel вы будете узнавать новые его возможности, но мы утверждаем, что профессиональное изучение табличного процессора вам вряд ли потребуется. В сети и на книжных полках можно встретить книги и руководства из серии «Для чайников» по Excel на тысячи страниц. Сможете ли вы их осилить в полном объёме? Сомнительно. Тем более, что большинство возможностей пакета вам не потребуется. В любом случае мы будем рады ответить на ваши вопросы, касающиеся освоения самого известного табличного редактора.
Как работать в Excel с таблицами для чайников: пошаговая инструкция
Программа Microsoft Excel удобна для составления таблиц и произведения расчетов. Рабочая область – это множество ячеек, которые можно заполнять данными. Впоследствии – форматировать, использовать для построения графиков, диаграмм, сводных отчетов.
Работа в Экселе с таблицами для начинающих пользователей может на первый взгляд показаться сложной. Она существенно отличается от принципов построения таблиц в Word. Но начнем мы с малого: с создания и форматирования таблицы. И в конце статьи вы уже будете понимать, что лучшего инструмента для создания таблиц, чем Excel не придумаешь.
Как создать таблицу в Excel для чайников
Работа с таблицами в Excel для чайников не терпит спешки. Создать таблицу можно разными способами и для конкретных целей каждый способ обладает своими преимуществами. Поэтому сначала визуально оценим ситуацию.
Посмотрите внимательно на рабочий лист табличного процессора:
Это множество ячеек в столбцах и строках. По сути – таблица. Столбцы обозначены латинскими буквами. Строки – цифрами. Если вывести этот лист на печать, получим чистую страницу. Без всяких границ.
Сначала давайте научимся работать с ячейками, строками и столбцами.
Как выделить столбец и строку
Чтобы выделить весь столбец, щелкаем по его названию (латинской букве) левой кнопкой мыши.
Для выделения строки – по названию строки (по цифре).
Чтобы выделить несколько столбцов или строк, щелкаем левой кнопкой мыши по названию, держим и протаскиваем.
Для выделения столбца с помощью горячих клавиш ставим курсор в любую ячейку нужного столбца – нажимаем Ctrl + пробел. Для выделения строки – Shift + пробел.
Как изменить границы ячеек
Если информация при заполнении таблицы не помещается нужно изменить границы ячеек:
Для изменения ширины столбцов и высоты строк сразу в определенном диапазоне выделяем область, увеличиваем 1 столбец /строку (передвигаем вручную) – автоматически изменится размер всех выделенных столбцов и строк.
Примечание. Чтобы вернуть прежний размер, можно нажать кнопку «Отмена» или комбинацию горячих клавиш CTRL+Z. Но она срабатывает тогда, когда делаешь сразу. Позже – не поможет.
Чтобы вернуть строки в исходные границы, открываем меню инструмента: «Главная»-«Формат» и выбираем «Автоподбор высоты строки»
Как вставить столбец или строку
Выделяем столбец /строку правее /ниже того места, где нужно вставить новый диапазон. То есть столбец появится слева от выделенной ячейки. А строка – выше.
Нажимаем правой кнопкой мыши – выбираем в выпадающем меню «Вставить» (или жмем комбинацию горячих клавиш CTRL+SHIFT+»=»).
Отмечаем «столбец» и жмем ОК.
Совет. Для быстрой вставки столбца нужно выделить столбец в желаемом месте и нажать CTRL+SHIFT+»=».
Все эти навыки пригодятся при составлении таблицы в программе Excel. Нам придется расширять границы, добавлять строки /столбцы в процессе работы.
Пошаговое создание таблицы с формулами
Теперь при печати границы столбцов и строк будут видны.
С помощью меню «Шрифт» можно форматировать данные таблицы Excel, как в программе Word.
Поменяйте, к примеру, размер шрифта, сделайте шапку «жирным». Можно установить текст по центру, назначить переносы и т.д.
Как создать таблицу в Excel: пошаговая инструкция
Простейший способ создания таблиц уже известен. Но в Excel есть более удобный вариант (в плане последующего форматирования, работы с данными).
Сделаем «умную» (динамическую) таблицу:
Примечание. Можно пойти по другому пути – сначала выделить диапазон ячеек, а потом нажать кнопку «Таблица».
Теперь вносите необходимые данные в готовый каркас. Если потребуется дополнительный столбец, ставим курсор в предназначенную для названия ячейку. Вписываем наименование и нажимаем ВВОД. Диапазон автоматически расширится.
Если необходимо увеличить количество строк, зацепляем в нижнем правом углу за маркер автозаполнения и протягиваем вниз.
Как работать с таблицей в Excel
Здесь мы можем дать имя таблице, изменить размер.
Доступны различные стили, возможность преобразовать таблицу в обычный диапазон или сводный отчет.
Возможности динамических электронных таблиц MS Excel огромны. Начнем с элементарных навыков ввода данных и автозаполнения:
Если нажать на стрелочку справа каждого подзаголовка шапки, то мы получим доступ к дополнительным инструментам для работы с данными таблицы.
Иногда пользователю приходится работать с огромными таблицами. Чтобы посмотреть итоги, нужно пролистать не одну тысячу строк. Удалить строки – не вариант (данные впоследствии понадобятся). Но можно скрыть. Для этой цели воспользуйтесь числовыми фильтрами (картинка выше). Убираете галочки напротив тех значений, которые должны быть спрятаны.
Эксель с нуля обучение с примерами и заданиями
____Работа в MS Excel____
СОДЕРЖАНИЕ
Задания
1.2. Начиная с ячейки А1, введите последовательно в электронную таблицу данные , указанные на рис.10.
1.3. Отрегулируйте ширину столбцов.
Это можно выполнить автоматически,сделав двойной щелчок мыши на границе столбцов (курсор при этом превратится в двустороннюю стрелочку) или вручную, установив курсор на границе между столбцами и растащив столбец до нужной ширины. Перенос по словам можно сделать при помощи панели Формат ячеек, выбрав его из контекстного меню, поставить в закладке Выравнивание галочку на пункте Переносить по словам.
В другие ячейки, начиная с А3 по А11 введите другие виды сельхозтехники:
Разбрасыватель минеральных удобрений ;
2.1. Внесите в таблицу количество сельхозтехники и цены в долларах ($) в соответствии с рисунком, а также добавьте дополнительные строчки в указанных на рисунке ниже.
– установите курсор в ячейке D2;
– введите знак равенства (=), а затем вручную напечатайте формулу:
В2*С2, обратите внимание, что все действия повторяются выше в строке формул.
– для завершения ввода формулы нажмите клавишу или кнопку на панели формул. Убедитесь, что в ячейке D2 появилось числовое значение 6500.
2.3. Рассмотрим более рациональный способ ввода формул, которым рекомендуем пользоваться в дальнейшем – метод ввода формул путем указания ячеек.
– установите курсор в ячейке D3;
– щелкните в строке формул и введите знак равенства (=);
– щелкните по ячейке В3. Убедитесь, что вокруг ячейки В3 появилась активная рамка, а в строке формул отобразился адрес ячейки В3
Рис. 1.13. Ввод формулы путем указания ячеек
– продолжите ввод формулы, напечатав с клавиатуры знак умножения (*);
– для завершения ввода формулы нажмите клавишу или кнопку на панели формул. Убедитесь, что в ячейке D3 появилось числовое значение 8000.
Для автоматизации однотипных вычислений в электронных таблицах используется механизм копирования и перемещения формул, при котором происходит автоматическая настройка ссылок на ячейки с исходными данными.
– щелкните по ячейке D3;
– установите курсор на маркер автозаполнения;
– нажмите левую кнопку мыши и, не отжимая, протащите формулу вниз до конца списка и отпустите левую кнопку;
– убедитесь, что в каждой строке программа изменила ссылки на ячейки в соответствии с новым положением формулы (в выбранной на рис. 8 ячейке D11 формула выглядит =В11*С11) и что все ячейки заполнились соответствующими числовыми значениями.
3.2. Абсолютные ссылки
Просчитайте цену сельхозтехники в рублях, используя указанный в таблице курс доллара по отношению к рублю для чего:
– установите курсор в ячейке Е2;
– введите формулу =С2*В27;
– убедитесь, что получилось числовое значение 78260;
– попробуйте распространить формулу вниз на весь список с помощью маркера автозаполнения. Убедитесь, что везде получились нули! Это произошло потому, что при копировании формулы относительная ссылка на курс доллара в ячейке В27 автоматически изменилась на В28, В29 и т.д. А поскольку эти ячейки пустые, то при умножении на них получается 0. Таким образом, исходную формулу перевода цены из долларов в рубли следует изменить так, чтобы ссылка на ячейку В27 при копировании не менялась.
Для этого существует абсолютная ссылка на ячейку, которая при копировании и переносе не изменяется.
Пересчитайте столбец Е:
– удалите все содержимое диапазона ячеек Е2:Е11, введите в ячейку Е2 формулу = С2*$В$27;
– с помощью маркера автозаполнения распространите формулу вниз на весь список. Просмотрите формулы и убедитесь, что относительные ссылки изменились, но абсолютная ссылка на ячейку В27 осталась прежней. Убедитесь, что цена рассчитывается правильно.
3.3. Зная цену вида сельскохозяйственной техники в рублях и ее количество, самостоятельно рассчитайте последний столбец: общую сумму закупки в рублях.
4. Использование функций.
4.1. Рассчитайте итог по столбцу «Количество», используя функцию СУММ (функция нахождения суммы), методом ввода функций вручную.
Метод ввода функций вручную заключается в том, что нужно ввести вручную с клавиатуры имя функции и список ее аргументов. Иногда этот метод оказывается самым эффективным. При вводе функций обратите внимание, что функции поименованы на английском языке.
Для расчета итога по столбцу «Количество»:
– установите курсор в ячейку В13;
– напечатайте с клавиатуры формулу =СУММ(B2:B11);
– нажмите клавишу и убедитесь, что в ячейке В13 появилось числовое значение 75.
Для ввода функции и ее аргументов в полуавтоматическом режиме предназначено средство Мастер функций ( fx ), которое обеспечивает правильное написание функции, соблюдение необходимого количества аргументов и их правильную последовательность.
Для его открытия используются:
– Вкладка Формулы, где указана библиотека функций;
– кнопка Мастер функций на панели формул (рис. 1.15).
Рис. 1.15. Кнопка «Мастер функций» на панели формул
– установите курсор в ячейке С13;
– вызовите диалоговое окно Мастер функций одним из указанных выше способов;
– в поле Категория выберите Математический;
– в поле Функция найдите СУММ;
– в поле Число 1 можно ввести сразу весь диапазон суммирования С2:С11 (диапазон можно ввести с клавиатуры, а можно выделить на листе левой кнопкой мыши, и тогда он отобразится в формуле автоматически) (рис. 1.16);
Рис. 1.16. Расчет суммы через Мастер функций
– щелкните по кнопке ОК, убедитесь, что в ячейке С13 появилось числовое значение 11185.
4.3. Аналогичным образом рассчитайте итог по оставшимся столбцам.
4.4. Рассчитайте дополнительные параметры, указанные в таблице (средние цены, минимальные и максимальные). Данные функции находятся в категории Статистический. Для этого в указанных ячейках используйте соответствующие функции.
Адреса ячеек и соответствующие им расчетные функции
Вычисление среднего значения из указанного диапазона
Нахождение минимального значения из указанного диапазона
Нахождение максимального значения из указанного диапазона
5. Форматирование данных.
Числовые значения, которые вводятся в ячейки, как правило, никак не отформатированы. Другими словами, они состоят из последовательности цифр. Лучше всего форматировать числа, чтобы они легко читались и были согласованными в смысле количества десятичных разрядов.
Если переместить курсор в ячейку с отформатированным числовым значением, то в строке формул будет отображено числовое значение в неформатированном виде. При работе с ячейкой всегда обращайте внимание на строку формул! Некоторые операции форматирования Excel выполняет автоматически.
Например, если ввести в ячейку значение 10%, то программа будет знать, что вы хотите использовать процентный формат, и применит его автоматически. Аналогично если вы используете пробел для отделения в числах тысяч от сотен (например, 123 456), Excel применит форматирование с этим разделителем автоматически. Если вы ставите после числового значения знак денежной единицы, установленный по умолчанию, например «руб.», то к данной ячейке будет применен денежный формат.
Для установки форматов ячеек предназначено диалоговое окно Формат ячеек.
Существует несколько способов вызова окна Формат ячеек. Прежде всего, необходимо выделить ячейки, которые должны быть отформатированы, а затем выбрать команду Формат / Ячейки или щелкнуть правой кнопкой мыши по выделенным ячейкам и из контекстного меню выбрать команду Формат ячеек.
Далее на вкладке Число диалогового окна Формат ячеек из представленных категорий можно выбрать нужный формат. При выборе соответствующей категории из списка правая сторона панели изменяется так, чтобы отобразить соответствующие опции.
Кроме этого диалоговое окно Формат ячеек содержит несколько вкладок, предоставляющих пользователю различные возможности для форматирования: Шрифт, Эффекты шрифта, Выравнивание, Обрамление, Фон, Защита ячейки.
5.1. Измените формат диапазона ячеек С2:С13 на Денежный:
– выделите диапазон ячеек С2:С13;
– щелкните внутри диапазона правой кнопкой мыши;
– выберите команду Формат / Ячейки;
– на вкладке Число выберите категорию Денежный;
– параметр Дробная часть укажите равным 0;
– нажмите кнопку ОК (рис. 1.17).
Рис. 1.17. Установка «Денежного» формата ячеек
Обратите внимание, что если в ячейке после смены формата вместо числа показывается ряд символов (решетка ##########), то это значит, что столбец недостаточно широк для отображения числа в выбранном формате, а значит необходимо увеличить ширину столбца.
6. Оформление таблиц.
К элементам рабочей таблицы можно применить также методы стилистического форматирования, которое осуществляется с помощью закладки Главная. Полный набор опций форматирования содержится в диалоговом окне Формат ячеек. Важно помнить, что атрибуты форматирования применяются только к выделенным ячейкам или группе ячеек. Поэтому перед форматированием нужно выделить ячейку или диапазон ячеек.
6.1. Добавьте заголовок к таблице:
– щелкните правой кнопкой мыши по цифре 1 у первой строки;
– выберите команду Вставить строки;
– выделите диапазон ячеек А1:F1 и выполните команду
– введите в объединенные ячейки название «Отчет по закупке сельскохозяйственного оборудования»;
6.2. Отформатируйте содержимое таблицы:
– примените полужирное начертание к данным в диапазонах ячеек А2:F2, А3:А28;
– установите Фон и Обрамление для диапазонов ячеек: А14:F14; А16:С16; А18:Е18; А20:С20; А22:Е22; А24:С24; А26:Е26;
– выделите курс доллара полужирным начертанием и красным цветом;
– диапазон ячеек А2:F12 оформите Обрамлением: внешняя рамка и линии внутри.
6.3. Отрегулируйте ширину столбцов, если в процессе форматирования данные в ячейках увеличились и не умещаются в границы ячейки (рис. 1.18).
6.4. Установите горизонтальную ориентацию листа: Главная / Печать / Ориентация альбомная.
6.5. Сохраните электронную таблицу в личной папке под именем «Работа 1».