экскурсия как форма обучения биологии

Методика проведения экскурсий на уроках биологии

экскурсия как форма обучения биологии

Пояснительная записка

В воспитании учащихся огромная роль принадлежит школе. Каждый год учителя биологии, в дополнения к уроку, проводят разнообразную внеклассную работу, которая обогащает общее развитие и духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, узнать, сделать, дает возможность связать полученные знания с жизнью.

Место курса в учебно-воспитательном процессе

Цели и задачи, образовательные результаты

Цель: разработка учебно-методического курса и создание интерактивного мультимедийного пособия «Виртуальная экскурсия».

Концепция курса

Образовательные результаты

Контроль знаний и умений

Организация учебного процесса

Методические рекомендации

Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии.

Методика подготовки к экскурсии

За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и продумывает структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему, подбирая нужные объекты, места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания и методы проведения, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для беседы.

Учитель должен сформировать у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать (но не рвать, не собирать), наблюдать (но не ловить), птичьи гнезда не фотографировать, не шуметь, не бегать, не лазать без надобности по деревьям, не причинять вреда. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20-30 лет назад были обычными, сейчас стали редкими и исчезающими.

Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет учащихся в группы по 4-5 человек, где избирают старшего, отвечающего за дисциплину.

Заключение

Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия. Конкретность наблюдаемых явлений, процессов, необходимость кратко записывать увиденное, провести сравнение, сделать соответствующие выводы, а затем применить полученные знания на уроке и в жизни-все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо внимания. Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом они входят в тесный контакт с объектами природы, которые оказывают на них большое воспитывающее влияние: у них вырабатывается ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, развивается чувство коллективизма.

На экскурсиях по биологии легко осуществить индивидуализацию обучения, применить дифференцированный подход, что позволяет учесть разносторонние интересы учащихся. Экскурсии дают большие возможности для ознакомления учащихся с научными основами охраны природы, дают возможность приобщить учащихся к труду, вооружить их умениями и навыками использования биологических закономерностей в практической деятельности.

Приложение 1

Методика проведения экскурсии
(на примере экскурсии в 7-м классе)

Например, в 7-ом классе, по новой программе, цветковые растения и их классификация изучаются, к сожалению, в зимний период. Но заключительную экскурсию по данному разделу можно перенести на конец учебного года, и это будет хорошим повторением пройденного материала, к тому же можно будет увидеть цветущими те растения, которые не цветут летом. При желании эту экскурсию можно провести за 2 урока. Методика проведения данной экскурсии довольно-таки проста, но учитывая, что этот раздел был изучен еще зимой, перед экскурсией обязательно (можно не целый урок) повторение, где повторяются семейства цветковых растений, их морфология, различия, сходства, разнообразие. Обязательно нужно вспомнить классификацию цветковых растений. Простота этой экскурсии в том, что цветковые растения встречаются повсюду, и, чтобы провести эту экскурсию, достаточно выйти на аллею, пришкольный участок, клумбу.

Задача экскурсии: ознакомиться с миром цветковых растений окружающей местности, понять причину их разнообразия. Перед экскурсией проводится беседа по правилам поведения на природе, о бережном отношении к растениям. Затем учитель делит класс на звенья (группы). На этой экскурсии можно в большом разнообразии применить игровые формы. Например, уже в начале объявить конкурс на звено наблюдательных, смышленых и организованных. Затем идет организация работы.

Учащимся предлагается сосчитать число видов растений, растущих в пришкольной зоне. Ученики дают обоснование подсчетам, пользуясь понятиями «особь», «вид», затем решают задачу, можно ли растущие на клумбе растения объединить в один отдел, класс, семейство.

Каждое звено получает инструктивную карточку по какому-либо семейству.
Инструктивная карточка
1. Внимательно рассмотрите внешнее строение растений разных видов одного семейства и оформите записи в таблице.
Видовое название Особенности внешнего строения листьев
цветков (формула) плодов (тип)

1. Проанализируйте записи и сделайте выводы:
а) Чем отличаются растения разных видов данного семейства?
б) Какие признаки являются общими для растений данного семейства?
в) Чем объяснить сходство в строении растений?
г) К какому классу и типу относятся растения данного семейства?

Обследовать пришкольную зону, найти растения семейства, данного каждому звену, изучить особенности их внешнего строения и данные внести в таблицу (перед выполнением задания учитель проводит инструктаж по заполнению таблицы).
Видовое название Особенности внешнего строения листьев
цветков (формула) плодов (тип)

При подведении итогов по этим заданиям каждое звено называет число видов растений семейства и общую характеристику.

Здесь можно провести игру «Отгадай растение»: раздаются карточки с описанием растения, которые встретились каждому звену, учащиеся должны вспомнить, где они увидели это растение и его название.

Карточка №1. Травянистое растение, листья очередные, с трилистниками. Цветы одиночные, неправильные. Венчик небольшой, окружен в белый или желтый цвет. Корни нитевидные.

Обобщая результаты, учитель предлагает учащимися 2 вопроса: «Какими общими чертами строения характеризуются растения каждого семейства?», «Чем объяснить эти сходства?».

Причины сходства и различий учащиеся находят с трудом, но наводящие рассуждения учителя облегчают этот путь.

Учитель предлагает учащимся сравнить подорожник большой и одуванчик лекарственный, выросшие у дороги, с особями, растущими в стороне от дороги, и охарактеризовать условия их жизни. В результате учащиеся делают вывод о влиянии местообитания на внешний вид растения.

Демонстрируются другие придорожные растения, рассказ учителя о соответствии их строения условиям жизни. Учащиеся находят черты приспособленности у гусиной лапки, клевера ползучего, ромашки пахучей.

Затем устраивается небольшой отдых, который посвящается закреплению увиденного. Здесь можно предложить игру: «Вспомни увиденное». Ведущий задает вопросы играющим о том, что они видели на пройденном пути. Кто быстрее и правильнее дает ответы, тот выигрывает. Можно предложить другую игру: «Будь внимателен». Играющие становятся в круг, и ведущий дает каждому название растения. Затем ведущий называет растение и говорит, где оно растет. Если он правильно сказал, то ведущий должен сказать «да»,а если неправильно-«нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы ведущего.

Учитель ведет класс на пустырь, где учащиеся наблюдают лопух большой, чертополохи, крапиву двудомную и др. и отвечают на вопросы: почему лопух вытесняет другие растения? Почему животные и человек обходят растения пустырей?

Почему животные не поедают эти растения? Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений? Какие приспособления выработались у этих растений?

Учащиеся определяют, к какому семейству принадлежат встреченные растения. Проводится беседа о практическом значении этих растений.

Вернувшись к школе, ученики изучают сорные растения на пришкольном участке.

С помощью копалки удаляются сорняки участка, указанного учителем. Распределяют на 3 группы (с помощью учителя): многолетние, двулетние, однолетние. Заполняется таблица:
№ особенности внешнего строения органов Меры борьбы Семейство Видовое название
надземных
подземных
Учитель проводит беседу с учащимися, дополняет ответы и рассказывает о биологии наиболее злостных сорняков.

По результатам экскурсии ученики оформляют 4 карточки с описанием растений, увиденных в процессе работы.

Приложение 2 (игры, которые можно использовать на экскурсии)

1. Бастракова Т.А., Жарких А.В. «Летняя экскурсия в лес», Казань «КГУ»,1981 г.
2. Дмитриев Ю.Д. «Занимательная биология»:М. «Дрофа» 1996 г.
3. Петросова Р., Рохлов В., Теремов А. «Занимательная ботаника»:М. «AST пресс»,1998 г.
4. Тетюрев В.А. «Рассказы о наблюдениях в природе»:М. «Просвещение»,1971 г.
5. Трайтак Д.И. «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии», М. «Просвещение»,1971 г.

Источник

«Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьников на уроках географии и биологии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьников на уроках географии и биологии»

А.А.Пахомов, учитель географии

ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский (Россия)

С.Г.Савинова, учитель химии, биологии

ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский (Россия)

Аннотация: В последнее время такая форма организации обучения и экологического воспитания как экскурсия занимает особое место в современной школе. Так как данная форма имеет не только познавательное значение, но и воспитательное.

Ключевые слова: экскурсия, экологическое воспитание, познавательный интерес.

Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания учащихся на уроках географии и биологии в последнее время занимают особое место.

В переводе с латинского экскурсия ( excursio ) означает прогулка, поездка, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В данном случае экскурсия – это такая форма организации обучения и воспитания, при которой восприятие и усвоение знаний у школьников происходит путем передвижении от объекта к объекту в их естественн o й среде или искусственн o созданных условиях по выбору учителя и по темам, связанным с общеобразовательной программой.

Проводимые в школе экскурсии можно разделить на несколько видов:

производственный – такой вид экскурсии проводится в курсе экономической географии, где запланировано посещение промышленных предприятий, заводов, фабрик, она способствует изучению производства, основ современной индустрии, идет профориентационная работа для школьников;

естественнонаучный – данный вид экскурсии проводится в курсе изучения разделов биологии (ботаника и зоология), и география, такие экскурсии целесообразно проводить в лесу, на озере, у реки;

историко-литературные – данный вид экскурсии проводится по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей;

краеведческие – такой вид экскурсии проводится с целю изучения природы и истории родного края в краеведческих музеях, на территории памятников природы;

комплексные – данный вид экскурсии охватывают сразу несколько предметов.

Второй год в ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский практикуется естественнонаучная экскурсия в зоологический музей имени Д.Н.Флорова. Музей является старейшим зоологических музеев Поволжья. На сегодняшний день является структурным подразделением естественно-географического факультета ПГСГА.

Самый насыщенный по количеству экспонатов и обилию видов является зал беспозвоночных животных. Он нас знакомит почти со всеми основными группами этой категории животных: от простейших до насекомых.

Организаторами естественнонаучных экскурсий, проводимых в ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский являются учителя географии и биологии. В учебных программах по географии и биологии устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание.

Экскурсия в зоологический музей имеет большое познавательное значение, так как с ее помощью школьники знакомятся с большим разнообразием живых организмов, имеющих разный ареал обитания.

Опыт показывает, что учащимся нравятся подобные экскурсии, по приезду домой они делятся своими впечатлениями со сверстниками. С каждым годом количество поездок в зоологический музей увеличивается.

После посещения выставки детям даются задания, например, подготовить сообщение о понравившемся экспонате. Учащиеся с большим энтузиазмом готовят сообщения.

Помимо познавательного значения, данная экскурсия имеет и воспитательное значение. Так как она формирует экологическую культуру отношения к окружающей среде.

Формирование экологического воспитания школьников способствует выполнению важнейших требований реформы школы: укреплению связи школы с жизнью, соединению обучения с производительным трудом, повышению качества учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности.

1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 19676 с.259-284.

2. Кульневич С.В. «Совсем необычный урок» [Текст] / С.В. Кульневич. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 159с.

3.Макарова Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация/ под редакцией В.Л. Балакина. М.: МИСиС, 1992.-148с.

4. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. 7-е изд. М.: Топикал, 1994.- 640с.

«Tour as a form of training and environmental education of schoolchildren

in geography and biology»

SEI school №2 urban settlement Ust-Kinel (Russia)

SEI school №2 urban settlement Ust-Kinel (Russia)

Abstract: In recent years, this form of training and environmental education as a guided tour holds a special place in the modern school. Since this form is not only informative value, but also educational.

Keywords: tour, environmental education, educational interest.

«Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьников на уроках географии и биологии»

«Tour as a form of training and environmental education of schoolchildren in geography and biology»

Аннотация: В последнее время такая форма организации обучения и экологического воспитания как экскурсия занимает особое место в современной школе. Так как данная форма имеет не только познавательное значение, но и воспитательное.

Abstract: In recent years, this form of training and environmental education as a guided tour holds a special place in the modern school. Since this form is not only informative value, but also educational.

Ключевые слова: экскурсия, экологическое воспитание, познавательный интерес.

Keywords: tour, environmental education, educational interest.

Адрес: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский городского округа Кинель Самарской области 446442, Самарская область, г. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Спортивная, д.9.

A.A.Pahomov, geography teacher

S.G.Savinova, teacher of chemistry, biology

Address: State budget educational institution of the Samara region secondary school №2 with in-depth study of specific subjects urban village Ust-Kinel Kinelsky city district of Samara region 446442, Samara region, Kinel, urban village Ust-Kinel, st. Sport, 9.

Источник

Экскурсия как форма обучения биологии.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Экскурсия как форма обучения биологии

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А. Я. Герд еще в 19 веке. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых изучение которых малодоступно в классе.

Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсий в природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными.

По проведению экскурсий Б. Е. Райков дал учителю ряд полезных советов (. В методике обучения биологии они известны как » Десять заповедей экскурсионного дела «.

Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.

Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

Избегай длинных объяснений.

Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.

Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии. Экскурсии различают:

по профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;

по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;

по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;

по времени: одно, двухчасовые, однодневные и многодневные.

Организация экскурсий всегда содержит следующие элементы:

подготовка учителя к экскурсии;

работа учащихся на экскурсии;

беседа с учащимися;

проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии.

Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, ботанизирки и коробки для сбора материала, лупы, сачки, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть учеников не сможет принять участия в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала.
Очень важно подготовить учащихся к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно учитель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.
Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:
Тема экскурсии, ее цель и задачи.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ

Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.
Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
Избегай длинных объяснений.
Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.[10]

Показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами
Показать объекты, которых уже нет (сохранились только фотографии или рисунки)

Условия необходимые для показа объекта:

Правильно выбранные точки показа
Время, более выгодное для изучения объекта.
Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы
Умения и навыки экскурсовода

Примерная схема последовательности действий экскурсовода ( учителя) при показе объекта

Задача экскурсовода – помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль.
Проведение экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность экскурсантов. [3]

2. ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСКУРСИИ

Цель :
— Развить у учащихся понятие о взаимосвязи растительного организма с условиями окружающей среды.

Белянина, Л.А. Экскурсия как элемент здоровьесберегающей педагогики / Л.А. Белянина // Материалы городской педагогической научно-практической конференции (16 января 2007 г.) «Достижение нового качества образования – требование XXI века: особенности содержания и организации УВП»: Издательство ОГОУ ДПО АИПКП, 2007.– С. 167–170.

Верзилин М.Н., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М., Просвещение, 1976г., стр. 259-260.

Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М., Просвещение, 1985г

Измайлов И.Д., Шубкина Л.С., Михлин В.Е., Шашков Д.В. «Биологические экскурсии» Книга для учителей. М., Просвещение, 1983г

Источник

Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в совершенствовании образовательного процесса по биологии с помощью эффективной методики организации и проведения экскурсий.
Цель курсовой работы определили следующие задачи исследования:
1. На основе анализа методической и педагогической литературы познакомиться с состоянием проблемы организации экскурсий в теории методики обучения биологии;
2. Изучить возможности и особенности организации и проведения биологических экскурсий;
3. Разработать методику организации и проведения биологических экскурсий в школе.

Содержание

ведение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические и методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии……………………. 5
1.1. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии……………………………………………………………..5
1.2. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании…….8
Выводы по главе I………………………………………………………. 13
Глава 2. Методика проведения биологических экскурсий в школе…..14
2.1. Структура и методика проведения учебной экскурсии………. …14
2.2. Классификация школьных биологических экскурсий……………..24
Глава 3. Разработка методики проведения биологической экскурсии..30
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………….39

Работа содержит 1 файл

exkursii_na_biologii.docx

1.1. Экскурсия как форма организации учебно- воспитательного процесса по биологии………………………… …………………………………..5

1.2. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании…….8

Глава 2. Методика проведения биологических экскурсий в школе…..14

2.1. Структура и методика проведения учебной экскурсии………. …14

2.2. Классификация школьных биологических экскурсий…………….. 24

Глава 3. Разработка методики проведения биологической экскурсии..30

Список использованной литературы…………………………………….39

Актуальность. Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Возникшие вначале как необязательные формы внеклассной и внешкольной работы, биологические экскурсии постепенно стали включаться в процесс обучения в качестве непременных его компонентов при известной опоре на урок как на основную форму организации учебно-воспитательного процесса.

Значительный вклад в развитие методики экскурсий при обучении биологии внесли А.Я. Герд, В.В. Половцев, К.П. Ягодовский, В.А. Герд, В.Е. Райков, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, И.Д. Зверев, И.И. Полянский и другие методисты биологи.

Введение экскурсий в обучение биологии диктуется поставленными задачами школьного биологического образования и теми возможностями, которые открывает перед учителями и учащимися эта форма обучения. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся.

В ходе анализа содержания основных программ курса « Человек и его здоровье» (22, 23, 24, 25, 26), в отличие от курсов ботаники, зоологии и общей биологии, нами не было обнаружено ни одной экскурсии.

Для решения этой проблемы мы считаем необходимым разработать методику организации и проведения учебных экскурсий в музеях в курсе «Человек и его здоровье».

Объектом исследования является экскурсия как форма обучения биологии в школе.

Предметом исследования является методика проведения биологических экскурсий в школе.

Цель курсовой работы заключается в совершенствовании образовательного процесса по биологии с помощью эффективной методики организации и проведения экскурсий.

Цель курсовой работы определили следующие задачи исследования:

1. На основе анализа методической и педагогической литературы познакомиться с состоянием проблемы организации экскурсий в теории методики обучения биологии;

2. Изучить возможности и особенности организации и проведения биологических экскурсий;

3. Разработать методику организации и проведения биологических экскурсий в школе.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, проектирование, синтез, сравнение и обобщение, а также методы педагогического исследования: эксперимент, система методов наблюдения, анкетирование, собеседование.

Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты исследования можно использовать в практике в виде конкретных методических рекомендаций по осуществлению комплексного изучения природных объектов на биологических экскурсиях.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Теоретические и методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии

1.1. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии

Известный методист В.А. Герд определял понятие «экскурсия» как форму «общественно- просветительной работы, при которой группы лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучают тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения». (6, с.26)

Один из первых методистов экскурсионного дела Б.Е. Райков трактовал экскурсию и сущность экскурсионного метода следующим образом: «…под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего тела в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода» (27, с.11).

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова экскурсия определяется как коллективная поездка куда-либо, с образовательной, познавательной целью.

Наиболее полное определение понятия экскурсия представили в своей работе Н.М Верзилин и В.М. Корсунская (3, с.259):

П.И. Пидкасистый в своей книге «Педагогика» трактует понятие «экскурсия» как форму организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. (18, с.337)

Экскурсия как форма обучения выполняет ряд важнейших дидактических функций:

1. Реализуется принцип наглядности обучения;

2. Повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

3. Расширяется кругозор учащихся;

4. Реализуется воспитательный процесс. (18, с.337)

Специфика экскурсий заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Учитель показывает учащимся объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, учитель учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать оценку увиденным явлениям. (7, с.35)

Экскурсии, как форма обучения, должны быть органично включены в учебно-воспитательный процесс по экологии, не нарушая его целостности. Место и роль каждой отдельной экскурсии в теме определяется целями и задачами, которая она преследует.

Содержание и методика организации учебной экскурсии должны различаться, т.к. каждая из них ориентируется на определенное место в теме или разделе. (18, с.337)

Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности и при отсутствии хотя бы одного их них не может быть названа экскурсией.

В своей работе И.Д. Зверев и А.Н.Мягкова (10, с.169) выделяют следующие признаки, характеризующие экскурсию:

1. Изучение природных объектов или явлений должно проводиться непосредственно в природе;

2. Познавательная деятельность учащихся направлена на изучение конкретных объектов и явлений в их естественных условиях или специально созданной обстановке;

3. Преобладающую роль в обучении играют наблюдения, самостоятельная работа учащихся по заданиям;

4. Учебный процесс протекает вне класса, школы, объяснение дает не всегда учитель.

Б.Ю. Емельянов в своей работе выделяет следующие признаки экскурсии:

1) протяженность во времени проведения от одного академического часа до одних суток;

2) наличие экскурсионной группы в количестве 10-30 человек;

3)наличие квалифицированного руководителя специалиста в определенной отрасли знания, обязанности которого выполняет экскурсовод;

4)показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений, непосредственный осмотр объектов.

5) передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

6) целенаправленность осмотра, наличие определенной темы, диктующей организатору экскурсии порядок и последовательность показа объектов.

Экскурсия организуется как звено в системе всей учебной работы по определенной теме, в тесной связи с работой на уроках до экскурсии и после нее. Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью в курсе биологии и экологии. (21, с.216)

Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранный в ходе экскурсии материал используется на многих последующих уроках.

Учитель заранее планирует в учебном процессе место для каждой экскурсии, а на соответствующих уроках перед намеченной экскурсией создает для учащихся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. Учитель предусматривает и обратную связь с экскурсией после ее проведения: что следует вспомнить из увиденного и как использовать собранный материал для практических работ. (3, с.259)

1.2. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании

Одной из важнейших задач образовательной школы является ознакомление с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Все эти области должны в большей или меньшей мере подлежать изучению в школе, причем в конечном результате необходимо создать представление о неразрывной связи между всеми доступными исследованию областями о целокупности окружающего нас мира явлений. В этом отношении экскурсии, конечно, стоят на первом месте как могучие средство для создания полных, всесторонних предметных представлений об окружающих нас явлениях.(19)

Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию у учащихся первых и, главное, правильных представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах и их значении в народном хозяйстве.(15)

Формирование прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения в природе, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках теоретического знакомства с биологическими объектами и явлениями.

Далеко не все задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием могут быть решены на уроке. В рамках задач биологического образования выделяют специфические задачи, которые ставятся именно перед школьной экологической экскурсией. К ним относятся обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Экскурсия как форма организации процесса обучения несет в себе огромный образовательный потенциал. Ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях в ходе экскурсии сливаются в более широкое понятие о природе. Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из других дисциплин. Это способствует формированию у школьников целостной картины мира. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. При непосредственном изучении школьниками биологических объектов в природе или в музейной экспозиции важным результатом является уточнение понятий о данных объектах.

Велика роль экскурсий и в восприятии целостности природы, понимании сложных взаимодействий между ее различными элементами. Значительной представляется нам и роль экскурсий в решении развивающих задач.

Учащиеся овладевают на уроках анализом и синтезом сложных, но схематизированных и идеализированных объектов и явлений. При этом, если не обращаться к действительности, у учащихся может создаться представление, что наблюдаемые и изучаемые ими явления происходят только в классе и только при наличии специальных приборов. Восполнить этот пробел можно, выйдя за пределы класса и школы путем организации экскурсий в природу, которые являются наиболее управляемой и информационно богатой формой изучения реальных объектов природы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *