экзаменационные вопросы по ветхому завету
Экзаменационные вопросы по Ветхому Завету для воскресной школы
1. В начале сотворил Бог небо и землю. Под небом понимается…
б. Голубое пространство.
2. В Раю Бог заповедал не вкушать плод от дерева познания добра и зла потому что люди …
г. Узнают, что такое добро и зло.
3. Сколько по времени Ной строил ковчег?
4. Из какой земли был родом Авраам.
5. Каким прообразом Спасителя выступал Исаак, когда шел на жертву.
а. Страсти Христовы.
6. Как переводится слово Израиль?
в. Борющийся с Богом.
7. Неопалимая купина была прообразом.
в. Тернового венца на Спасителе.
8. Слово Пасха обозначает.
а. Вывод евреев из Египта.
б. Прохождение мимо.
9. Через что прошли евреи, чтобы войти в землю обетованную?
а. Черное море.
б. Реки Тигр и Евфрат.
в. Река Иордан.
10. Почему царь Давид не строил храм?
в. Соломон был умнее для этого дела.
11. Найдите ошибку. Разделение царства Израиля произошло следующим образом:
б. Столица Израиля – Самария, а столица иудеи- Иерусалим.
в. От Ровоама произошли самаряне, а от Иероваама иудеи.
12. Кто из пророков почувствовал присутствие Бога в тихом веянии ветра?
13. Знали ли друг друга Анания, Азария, Мисаил и пророк Даниил?
а. Нет не знали т.к. история о трех отроках в Библии.
б. Нет не знали т.к. Даниил жил позже.
в. Три отрока вымолили у Бога к себе в помощь пророка Даниила.
14. Выберите правильные пленения евреев.
а. Египетское, Фелистимское, Вавилонское, Персидское, Македонское, Римское.
б. Египетское, Вавилонское, Персидское, Македонское, Римское, Турецкое.
в. Египетское, Вавилонское, Персидское, Македонское, Римское.
15. Кого больше всего ждали евреи?
Вопросы по Ветхому завету
1. Екклесиаст сказал: «Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь…» А кто отвечает за все это?
Ответ: Серебро (Ек. 10:19)
2. Что взял с собой на родину в память об Израиле сирийский военачальник Нееман?
Ответ: землю (4 Цар. 5:14-17)
3. Какое непохвальное сходство мы находим между Иовом и Иеремией?
Ответ: Они оба прокляли свой день рождения (Иов 3:1, Иер. 20:14)
4. Знаменитый день, в который Бог так слушал человека, как никогда до и после этого дня.
Ответ: День победы израильтян над аморреями, когда Иисус Навин воззвал к Господу (Ис. Нав 10:12-14) «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слушал бы гласа человеческого.»
5. Какие предметы находились в скинии, в ковчеге завета?
Ответ: Золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета. (Евр 9:4)
6. Циц был:
городом,
источником,
солдатом,
священнослужителем,
возвышенностью
Ответ: возвышенностью (2 Пар 20:16)
7. Были ли горы до потопа?
Ответ: да. (Быт. 19:20)
8. Назовите первого и последнего судей Израиля.
Ответ: Гофониил, (Суд 3:7-11), Самуил (1 Цар 7:15)
9. Какой проповедник огорчился, что после его проповеди все покаялись?
Ответ: Иона (Иона 4:1-3)
10. Какое слово не могли выговорить ефремляне, и поэтому погибло из них сорок две тысячи?
Ответ: Шибболет (Суд 12: 5-6)
11. В ветвях какого дерева запутался Авессалом?
Ответ: дуб (2 Цар 18:9)
12.Из какого дерева Ной сделал ковчег?
Ответ: Гофер (Быт 6:14)
13. Он простер руку к ковчегу завета, и Господь поразил его.
Ответ: Оза (2 Цар 6:6-7)
14. Что бросил в воду Елисей, чтобы всплыло железо от топора?
Ответ: кусок дерева (4 Цар 6:6)
15. Кого первым благословил Бог?
Ответ: Рыб, птиц и пресмыкающихся (Быт. 1:20-22)
16. Какие книги Ветхого и Нового заветов начинаются одинаково?
Ответ: Бытие и Евангелие от Иоанна (В начале…)
17. Какое слово употребляется чаще всего в 1-й главе книги Бытие (существительное)
Ответ: Бог – 33 раза.
18. Какие два необычных дерева росли в раю?
Ответ: дерево жизни и дерево познания добра и зла (Быт. 2:9)
19. Из чего сшили себе опоясания Адам и Ева?
Ответ: из смоковных листьев (Быт. 3:7)
20. Что Соломон называет «услаждением сынов человеческих»?
Ответ: музыкальные инструменты (Ек. 2:8)
21. Какой человек только благодаря нужде другого вспоминал о своей неблагодарности?
Ответ: главный виночерпий фараона (Быт. 41:8-13)
22. Что является гнилью для костей?
Ответ: Зависть (Пр. 14:30).
23. Что делает тот, кто вмешивается в чужую ссору согласно притчам Соломона?
Ответ: хватает пса за уши (Пр. 26: 17)
24. Чья жизнь была продлена после его просьбы на 15 лет?
Ответ: Езекия (4 Цар. 20:6)
Тест: Ветхий Завет
Если вы приступаете к чтению Библии впервые — начните читать с книг Нового Завета (в условиях которого мы живём), хотя ранее были написаны книги Ветхого Завета и именно с них начинается Библия. Так же, как никто из современных педагогов не станет учить школьников геометрии сначала по учебникам Эвклида, а потом по современным пособиям, хотя Эвклид написал свою геометрию исторически раньше. Аналогично мы должны сперва изучить Новый Завет — т.е. непосредственное для нас с вами руководство ко спасению, и лишь затем переходить к его предвестнику — Ветхому Завету.
Смысл Ветхого Завета хорошо выразил апостол Павел, назвав его «детоводителем ко Христу» ( Гал. 3:24 ). Использованный в оригинальном тексте греческий эквивалент этого слова «παιδαγωγὸς», имет также значение: пестун, педагог, воспитатель. В античные времена педагогом мог называться, в частности, тот, кто водил ребёнка в школу и смотрел, чтобы ребёнок не безобразничал. Ветхозаветный период был периодом подготовки человека к Пришествию Спасителя. О пришествии же Спасителя говорится в Новом Завете.
Назначение Ветхого Завета с его заповедями – привести человека, в лице множества представителей человечества, к тому состоянию, в котором он способен принять Богочеловека Христа с тем, чтобы затем приобщиться к плодам совершённого Им Искупления, вступить в Его Церковь, спастись.
В шестой, последний, день творения созданы животные, живущие на земле и человек.
И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих ( Быт.3:20 ).
«И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама» ( Быт.3:23–24 ); «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина» ( Быт.4:1 ).
Св. Иоанн Златоуст: «Не упоминается о браке в раю… брак не был необходим. После греха явился и брак… Почему брак не раньше обмана, почему совокупление не в раю… потому, что брак был излишен, а потом сделался необходим вследствие нашей слабости» (О девстве, гл. 15).
Бог создал человека по образу и подобию Своему. Но человек своим неповиновением нарушил волю Божью и отпал от Создателя.
После изгнания из рая человек все более и более стал укореняться во зле и идолопоклонстве. В наказание Бог послал потоп на землю, от которого был спасен единственный праведник — Ной и его семья.
После потопа Бог заключил с Ноем завет о том, что Он более не будет уничтожать род человеческий. Через некоторое время, вознамерившись добраться до неба, люди принялись строить Вавилонскую башню. Но Бог разрушил их планы.
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. ( Быт. 22:1–2 )
Пророк Исаия возвестил о многих событиях, связанных с Рождеством и служением Господа Иисуса Христа, например, о происхождении Его (по человеческому естеству) от Иессея (отца Давида) ( Ис.11:1–5 ), о рождении Его от Девы ( Ис.7:14–15 ), о сотворении Им множества чудес ( Ис.35:4–9 ), о страданиях и смерти Спасителя (53 гл.), о призвании в Церковь язычников ( Ис.2:2 ). Вместе с тем Исаия отразил в своей проповеди и некоторые положения, отмеченные в Евангельском учении, например, положение о будущем воскресении мёртвых ( Ис.26:19–21 ). И это — несмотря на то, что он жил почти за 800 лет до Христа.
Согласно Библии, заповедь, разрешившая человеку употреблять в пищу мясо, впервые была дана Ною. Церковь осуждает, даже отделяет от себя тех, кто считает, что брак, вино и мясо нечисты сами по себе, хотя и благословляет добровольное временное или постоянное воздержание от них ради личного или соборного духовного подвига.
священник Георгий Кочетков
В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собранного к концу мая первого урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину древнего («ветхого») Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем израильским народом через пятьдесят дней после исхода (выхода) из Египта, драматические события которого и стали основой еврейской Пасхи. Так Пятидесятница стала Днем рождения Ветхозаветной Церкви.
См. Исход 19,20,24,32–34. Второзаконие 5.
Для служения при скинии, Моисей, по повелению Божию, назначил колено Левиино и определил к скинии первосвященника, священников и левитов, то есть прислужников. Первосвященником был поставлен Аарон, брат Моисеев, священниками — четыре сына Аарона, а прочие потомки Левия — левитами. Первосвященник соответствовал нашим епископам (архиереям), священники — иереям, а левиты — диаконам и прислужникам. Бог положил, чтобы на будущее время старший из рода Ааронова был первосвященником, а прочие из его рода были священниками.
Ещё одно астрономическое чудо, когда Бог продлил день, описано в Библии, в книге Иисуса Навина (10:12–14).
Соломон был десятый сын Давида и родился от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, в 1033 г. до Р.Х. ( 1Пар 3:5 ). Имя Соломона дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида ( 1Пар 22:8–10 ).
Моисей постился 40 дней на Синае, перед тем как получить от Бога скрижали с десятью заповедями ( Исх.34:28 ). Пророк Илия, идя к горе Божией Хорив, постился сорок дней и сорок нощей ( 3 Цар. 19,8 ).
Когда евреи утвердились в Палестине, Давид задумал построить в Иерусалиме величественный стационарный храм, однако, по слову Божию, его план был осуществлён его сыном, Соломоном, (по некоторым оценкам) в 1014—1007 гг. до н. э.
Первоначальным храмом, сопровождавшим израильтян в их странствовании по пустыне и в первую пору по завоевании земли обетованной, была скиния Завета – переносная палатка. В собранном виде она имела два отделения: Святилище и Святое Святых. Скиния была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синай ( Исх.25:9–10 ).
Храм, построенный Соломоном, существовал с 1007 до 588 г. до н.э. В храме, как и в скинии, было два отделения: Святилище и Святое Святых. В первом стояли жертвенник для воскурения фимиама, по обе стороны от него по пяти семисвечников ( 2Пар.4:7 ), а у стен – по пяти «столов предложения хлеба» ( 2Пар.4:8 ). Святая святых отделялась от святилища стеной ( 3Цар.6:16 ) и завесой ( 2Пар.3:14 ); здесь хранился Ковчег Завета, в котором лежали скрижали Завета.
Храм неоднократно разграблялся и восстанавливался. Наконец, Навуходоносор вывез все сокровища храма ( 4Цар.24:13 ), и, когда Иерусалим был разрушен его войсками, храм Соломонов сгорел до основания ( 4Цар.25:9 ; 2Пар.36:19 ).
Когда персидские цари Ксеркс и Дарий позволили иудеям возвратиться в их отечество в 536 г. до н.э., Иерусалимский Храм был восстановлен Зоровавелем на прежнем месте и в прежнем виде, но уже далеко не в прежнем великолепии. Строительство было завершено к 516 г. до н.э.
Поскольку во Втором Храме уже не было ковчега Завета, во Святом Святых на его месте был положен камень, на который первосвященник ставил кадильницу раз в году, в великий день очищения.
Второй Храм был ограблен и осквернен Антиохом Епифаном в 167 году до н.э., что привело к восстанию евреев под предводительством Маккавеев, которое закончилось изгнанием сирийцев и восстановлением храма после трехлетнего осквернения. Позднее Ирод Великий с римскими войсками взял его штурмом и сжег некоторые из надворных построек.
За 20 лет до н. э. царь Ирод начал перестраивать храм. Ко времени, когда в храме проповедовал Иисус Христос, строительство продолжалось уже почти полвека. Храм был завершен только при Агриппе II, в 64 г. н.э., т.е. всего за за 6 лет до его окончательного разрушения — в 70 г. н.э. храм был разрушен при взятии Иерусалима римскими войсками под командованием Тита.
Сыны израильские прогневали Бога и преданы были в руки аммонитян. Тогда князья народа просят быть военачальником на войне с аммонитянами Иефеая, сына блудницы, изгнанного братьями из отеческого дома, и предоставляют ему власть. Он согласился и, прежде всего, отправил послов к царю аммонитян, но не убедил его; дав обет Богу принести в жертву первого, кто встретит его, если он возвратится с войны, нападает на врагов; победив их, он приносит в жертву собственную дочь, потому что она первая вышла ему навстречу.
святитель Иоанн Златоуст
Но, давая обет Богу за себя ли, за другого ли человека, за грехи или из благодарности, человек должен быть очень осторожен, чтобы не переоценить свои силы и не обещать то, что сверх его сил и неразумно. Из Библии мы знаем о неразумном обете Иеффая: дал он Богу обет, что в случае победы над аммонитянами принесет Ему в жертву первое, что увидит, вернувшись с войны. И победил Иеффай, и, когда возвращался он домой, дочь его первая вышла навстречу ему. Увы, дочь моя, зарыдал отец, как раненый лев, дал я обет Господу и не могу нарушить его.
святитель Николай Сербский
Ветхозаветная Церковь во Второзаконии прообразует новозаветную. Ее основателями Господь тоже избрал несильных и немудрых ( Мф. 11:25 ); ( 1 Кор. 1:26 ), которые становятся Его “уделом” ( Еф. 1:11–14 ), поэтому в Новом Завете Второзаконие цитируется чаще, чем другие книги Писания (ок. 83 раз). Те обетования, заповеди и предостережения, которые некогда относились к древнему Израилю, относятся сейчас ко всей Церкви Христовой.
в середине Ветхого Завета стоит слово «искать».
Прародители человечества имели возможность прямого, непосредственного общения с Творцом. Грехопадение отделило падшее человечество от Всесвятого Бога и закрыло для людей видение мира духовного. Тем не менее, Бог не оставил Своё творение. Священное Писание даёт нам примеры, когда Бог говорил с избранными Им праведниками непосредственно ( Исх.33:11 ), во сне ( 3Цар.3:5 ), через посредство Ангелов ( Быт.22:11 ; Тов.5:4 ), пророков ( 2Цар.12:1 ) и даже животных ( Чис.22:28 ). Новый Завет свидетельствует о воплощении, вочеловечении Бога, Бог становится человеком и общается со множеством людей.
В Ветхом Завете сказано, что в Ноевом ковчеге было восемь человек: Ной с женой, их сыновья Сим, Хам, Иафет со своими женами. При этом имена женщин в Священном Писании не названы.
Олоферн – военачальник царя ассирийского Навуходоносора, после покорение соседних с Иудею народов явился под стенами города Ветилуи и довел его до последней крайности; но был поражен рукою мужественной и богобоязненной иудеянки Иудифи, спасшей таким образом свой город от погибели ( Иудиф.13:6–8 ).
Голиаф – исполин-силач, на поединок с которым вышел Давид. Молодой Давид, будущий царь Иудеи и Израиля победил Голиафа с помощью пращи, а затем отрубил ему голову ( 1Цар.17:49–51 ). Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян ( 1Цар.17:52 ).
В тюрьме, где сидел Иосиф, сидели виночерпий и хлебодар. Однажды они видели сны. Виночерпию снилось, что он собрал с трех виноградных лоз ягоды, выжал из них сок в чашу и подал фараону. Хлебодар же видел, будто он нес на голове три корзины с хлебом, и птицы прилетали и клевали из них. Иосиф объяснил эти сны. Виночерпию он сказал, что через три дня фараон простит его, и он снова будет виночерпием, а хлебодару сказал, что фараон через три дня велит его повесить, и птицы будут клевать его тело. И все исполнилось так, как сказал Иосиф ( Быт.40:16–19 ).
Иаиль – жена Хевера кенеянина, поразившая Сисару, военачальника Иавина, царя асорского. Разбитый и преследуемый победоносным Вараком, военачальник враждебного евреям ханаанского царя Иавина Сисара укрылся в шатре Иаили, которая сперва напоила его молоком, а после того как он уснул, взяла кол от шатра и молот, подошла к спящему Сисаре и вогнала кол ему в висок с такой силой, что он пробил череп Сисары и пригвоздил его к земле ( Суд.4:21 ). Последующие сорок лет были мирными для Израиля. Подвиг Иаили запечатлен в библейской песне Варака и Деворы.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Экзаменационные вопросы
(II курс, заочное отделение, 2003 / 2004 г.)
1. Происхождение Библии и ее значение в жизни христианина. Понятие о Богодухновенности Священного Писания. Основные виды толкования Священного Писания (буквальный, типологический, аллегорический).
2. Число книг Ветхого Завета. Разделение книг Ветхого Завета по содержанию. Языки Библии. Масоретский текст. История перевода Священного Писания на греческий, сирийский, латинский, славянский и русский языки. Значение текста LXX.
3. Понятие каноничности. Канонические и неканонические книги Ветхого Завета. Отношение к ним в православной, католической и протестантской традициях. Понятие о «критических методах» изучения Библии.
4. Богослужебное употребление текстов Пятикнижия Моисеева.
5. Библейский рассказ о сотворении мира и человека (Быт. 1-2; Иов 26, 7-10; 38, 4-11; Пс 8, 1-10; 103, 1-30; Притч 8, 22-31; 2Макк. 7, 28). Пребывание людей в раю. Грехопадение и его последствия.
6. Дети Адама. История допотопного человечества. Потоп. Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение.
7. Патриарх Авраам. Призвание. Обетование. Завет. (Быт. 12-17).
8. Патриарх Авраам. Завет. История Содома и Гоморры. Рождение Исаака. Испытание веры. (Быт 18-25).
9. Патриархи Исаак и Иаков.
10. Патриарх Иосиф. Иосиф как прообраз Христа Спасителя. Переселение семейства Иакова в Египет. Благословение колен Израилевых.
11. Пророк Моисей. Исход Израиля из Египта и путешествие до горы Синай.
12. Книга Исход. Синайское Законодательство. Заключение Завета.
13. Книга Исход. Скиния и ее принадлежности. Посвящение священников. Освящение скинии. Преобразовательное значение.
14. Книга Левит. Постановления о жертвах. Их преобразовательное значение.
15. Книга Левит. Постановления о священстве. Их прообразовательное значение.
16. Книга Левит. Постановления о праздниках. Их прообразовательное значение.
17. Книга Числа. Подготовка к отправлению. Постановления о левитах. История путешествия от Синая до Кадеса. Посольство двенадцати соглядатаев. Восстание Корея.
18. Книга Числа. События в Кадесе. История путешествия от Кадеса до границ земли Ханаанской. Пребывание на равнинах Моавитских.
19. Книга Второзаконие. Об отношении к Богу и к ближнему в постановлениях Закона. Мессианское пророчество. Закон о лжепророках. Законы о царе.
21. Книга Иисуса Навина. Приготовление и вступление в землю обетованную.
22. Книга Иисуса Навина. История завоевания Земли Обетованной.
23. Книга Иисуса Навина. Раздел земли. Завещание Иисуса Навина.
24. Книга Судей. Общая характеристика периода. Исторические события. Нравственное состояние Израильтян во времена Судей.
25. Книга Руфь. Ее назидательный и прообразовательный смысл.
26. Первая книга Царств. Призвание Самуила к служению. Самуил – судья и пророк.
27. Первая книга Царств. Царствование Саула. Войны Саула. Саул и Давид.
28. Вторая книга Царств. Воцарение Давида и начальный период его царствования. Расцвет царства Давида, перенесение Ковчега Завета в Иерусалим, пророчество о славе дома Давидова.
29. Вторая книга Царств. Мятеж Авессалома. Восстановление власти Давида. Восстание Савея. Перепись народа.
30. Третья книга Царств. Царствование Соломона. Мудрость Соломона и Божие обетование Соломону. Устройство и освящение Иерусалимского храма.
31. Третья книга Царств. Разделение Царств. История царства Израильского до времени Ахава. Распространение в Израильском царстве идолопоклонства.
32. Служение пророков Божиих Илии и Елисея.
33. Четвертая книга Царств. История царства Израильского от преемников Ахава до падения Самарии. Происхождение Самарян.
34. Четвертая книга Царств. История царства Иудейского от Иосафата до падения Иерусалима.
35. Служение пророков, упоминаемых в исторических книгах. Взаимоотношения между пророками, священниками и царями по книгам Царств и Паралипоменон.
36. Книги Паралипоменон 1 и 2. Обзор содержания. Отличия по сравнению с книгами Царств. Распоряжения Давида о служении священников и левитов. Молитва Манассии.
37. Значение Вавилонского плена. Первое возвращение иудеев из плена при Зоровавеле. Строительство и освящение второго храма Иерусалимского.
38. Второе возвращение из плена при священнике Ездре. Реформы Ездры.
39. Книга Неемии. Сведения об авторе. Деятельность Неемии в Иудее и ее результаты.
40. Книга Есфирь: Цель написания и краткое содержание. Время описываемого события.
41. Первая и вторая книги Маккавейские. Палестина под властью царей Египетских и Сирийских. Гонение Антиоха IV Епифана. Восстание Маккавеев. Начало династии. Ветхозаветные мученики за веру.
42. Общий обзор книг Товита, Иудифи, 2-й Ездры и 3-ей Маккавейской. Историческое и назидательное значение неканонических исторических книг.
1. Происхождение Библии и ее значение в жизни христианина. Понятие о Богодухновенности Священного Писания. Основные виды толкования Священного Писания (буквальный, типологический, аллегорический).
Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками, апостолами по вдохновению Святого Духа. Само слово «библия» в переводе означает «книги». Главная тема всех библейских книг – спасение человека. Именно эта мысль и проходит через всё Писание Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет говорит нам о спасении в виде прообразов, пророчеств о Мессии, о Царстве Божием; Новый Завет излагает самую сущность нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Христа Спасителя, которые закончились Его крестной смертью, Воскресением и Вознесением.
Мы верим в то, что апостолы и пророки писали не только по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога: Он очищал их души, просветлял их разум и открывал недоступные познанию тайны бытия и сообщал способность провидеть будущее.
Богодухновенность Священного Писания [ Катихихис ]
Отличительным видовым признаком книг Священного Писания является их богодухновенность (2 Тим. 3, 16), то есть единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог.
Дать исчерпывающее определение богодухновенности представляется практически невозможным. Постараемся пояснить смысл этого понятия с помощью примера. Почему книги Священного Писания мы называем богодухновенными, тогда как другим достойным уважения писаниям, например творениям свв. отцов или гимнографическим произведениям, отказываем в этом праве, хотя часто они также были созданы людьми, исполненными Святого Духа? Отличие книг Священного Писания от прочих произведений отчасти можно выразить посредством таких понятий, как авторство и соавторство. В творениях свв. отцов или в богослужебных гимнах в качестве автора, субъекта творчества, выступает человек, а Бог лишь вдохновляет человека, помогает ему. В случае создания священных книг подлинным автором является Сам Бог, Он определяет их догматическое и нравственное содержание, а человек только воплощает, впрочем не автоматически, а творчески, замысел Божий, выступая в роли соавтора.
При изучении Священного Писания необходимо иметь в виду, что Священное Писание имеет две стороны – Божественную и человеческую. Божественная сторона состоит в том, что Священное Писание заключает в себе Богооткровенную Истину. Сторона же человеческая – в том, что эта вечная, неизменная Истина выражена на языке людей определенной эпохи, принадлежавших к определенной культуре, поэтому библейские книги отражают космологические, естественнонаучные, исторические представления людей эпохи их создания. Говоря, что Священное Писание содержит неизменную Богооткровенную Истину, необходимо четко понимать, что это утверждение относится только к веро- и нравоучительным истинам, но вовсе не означает непогрешимости Библии с точки зрения наук естественных и исторических.
Конечно, Священное Писание заключает в себе полноту богооткровенной Истины и содержит все необходимое для сохранения чистоты веры и благоугождения Богу. Однако для того, чтобы воспользоваться сокровищами Писания, мало иметь его выверенный текст, Священное Писание должно еще правильно пониматься и надлежащим образом истолковываться. Одного человеческого разума для правильного понимания Священного Писания явно недостаточно, об этом красноречиво свидетельствует история протестантизма. Отказавшиеся от авторитета Священного Предания многочисленные протестантские деноминации, опираясь на один и тот же текст Священного Писания, приходят к различным, порой диаметрально противоположным выводам.
Библия – церковная книга, она создана Церковью и может существовать только в Церкви.
«Книги Священного Писания это одно из средств, через которое в Церкви действует на людей благодатная сила Божия. Дух Божий оживляет только Тело Церкви, а потому и Сея щенное Писание может иметь смысл и значение только в Церкви» [Иларион (Троицкий)].
Вынесенная из Церкви, Библия превращается просто в на бор исторических документов. Только в Церкви библейские книги обретают статус Священного Писания. Смысл библейских книг может быть постигнут только в Церкви, в свете хранимого ею Священного Предания.
Предание познается только в опыте духовной жизни. Чтобы изучать Предание, необходимо прежде самому войти в поток Предания, то есть войти в Церковь.
«Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте, и нужно пребывать или жить в Церкви в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им» [Г. Флоровский].
Происхождение Библии (продолжение)
Библия уникальна прежде всего своей целостностью. Книга писалась более чем полторы тысячи лет, на протяжении жизни 40 поколений. Более 40 авторов участвовало в ее написании. Это были люди из разных социальных слоев: цари, крестьяне, философы, рыбаки, поэты, государственные деятели, ученые. Например, Моисей – воспитан при дворце фараона, т.е. политик, царедворец, приближенный ко двору фараона и получивший всю полноту знаний, которую можно было получить в то время, имея доступ к тем сокровенным знаниям, которым владели египетские жрецы и люди, близкие к фараону. Апостол Петр – простой рыбак, которого Господь призвал от сетей: «Я сделаю тебя ловцом человеков». Пророк Амос – пастух. Иисус Навин – военачальник, всю жизнь проведший в походах и сражениях, вставший во главе израильского народа и написавший книгу. Пророк Неемия – виночерпий, Даниил – министр царского двора, Соломон – царь, апостол Матфей – мытарь, апостол Павел – сын фарисея, по образованию раввин. Книги Ветхого Завета, как и Нового, писались в разных местах: в пустыне, в темнице, на склоне холма, на диком острове Патмос, во время разных злоключений и обстоятельств. Во время войны писал пророк Давид свои великие псалмы; во время мира – Соломон. Удивительно: 40 лет царствовал Соломон и ни одной войны. Царство Соломона простиралось от берега Средиземного моря почти до Тигра и Евфрата (от берега современной Сирии до Египта) – вот великий Израиль, который был обещан. И 40 лет это царство держалось. Плохо ли, хорошо ли, но держалось. Видимо, отец Соломона, Давид, сполна навоевался за него. Не случайно о Давиде Господом было сказано: «Ты пролил слишком много невинной крови, поэтому ты Мне храм не построишь». И хотя Давид – псалмопевец, царь и пророк, хотя мы поклоняемся и молимся вместе с ним Богу его псалмами, Бог тем не менее отверг его. А вот Соломон построил храм, и при этом царе не было ни одной войны и писалось много книг.
Писались они в разных настроениях: в радости, в горе, в отчаянии. Один находился в плену, другой взывал ко Господу из чрева китова.
Писались эти книги на трех континентах – в Азии, Африке и Европе, на трех языках: на иврите (это язык Ветхого Завета; Вторая Книга Царств называет его «языком Иуды», т.е. языком иудеев); на языке ханаанском (арамейском языке, который представлял собою общепринятое вплоть до времен Александра Македонского наречие); на греческом языке – основном языке цивилизации того периода, когда появились новозаветные книги (греческий язык был международным во времена Христа Спасителя). Основная мысль всех книг – искупление человека Богом. Она проходит красной нитью через всю Библию от первой книги – Книги Бытия до последней – Откровения Иоанна Богослова. От первых слов Библии («В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1-2). Кстати, первые стихи Книги Бытия вам нужно знать наизусть) до последних ее слов из Откровения Иоанна Богослова: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Отк. 22: 21).
От начала до конца – мысль о том, что Господь искупает человека, и ради этого Он принимает на Себя «зрак раба», воплощается, но к этому воплощению готовит человечество долгим историческим и даже доисторическим путем. Ведь Библия вбирает в себя путь человека от первых его дней на земле до конца – до начала жизни будущего века.
Каким образом возникли и сложились книги Ветхого Завета? Можно предположить, что первые книги появились в период пророка Самуила; именно ему приписывается создание первых списков, которые дошли до наших дней почти неизменными. Но автором первой части Библии считается Моисей.
Что мог написать Моисей? Современные исследователи приходят к мысли, что Моисей, как пророк Божий и носитель великого служения, положил начало ветхозаветному повествованию. Серьезный исследователь видит, что Пятикнижие включает в себя по крайней мере три или четыре различных источника: иегвист (так называемый элогист), священнический кодекс и ряд других. Критическое исследование текста Библии говорит о том, что Пятикнижие писали в течение 300-400 лет, 5-6 различных авторов, которые были из разных слоев общества, имели разный интеллектуальный и духовный ценз и по-своему излагали некоторые события и отношения между Богом и человеком. Хотя, повторяю, центральную часть – Декалог, вводные главы, производные от них и так называемый основной закон написал Моисей. Об этом говорит нам Сам Христос Спаситель. Именно Он подтверждает, что есть Моисей, закон и пророки. Т.е. авторство Моисея, никто не отрицает, но мы должны справедливо говорить, что кроме него в написании первых книг Библии приняли участие еще несколько человек. И первый, кто, видимо, сделал такой свод, был пророк Самуил – 1050 лет до Р.Х.
Последующие священные писатели продолжали писать книги и повелевали хранить свои записи там же, где хранил свои книги и скрижали завета пророк Моисей, – в Ковчеге завета или рядом с ним. Так, мы знаем, что писал книги Иисус Навин, безусловно писали книги цари израильские – такие, как Давид и Соломон. Но подлинным «виновником» бытия Библии в современном виде был Ездра, и мы должны быть благодарны ему за это. Этот человек, священник, предпринял колоссальный труд. Так же, как блж. Иероним, который перевел всю Библию на латинский язык, Ездра предпринял грандиозные усилия и собрал все, что можно было собрать, и составил ветхозаветный кодекс. Он-то и является настоящим автором, и почти в каждой книге Библии можно проследить его руку. Свое личное «я» он вложил в этот труд. Он переживал, мучился, молился, и Господь дал ему этот дар возможность собрать всё, что к тому времени существовало. Это произошло примерно за 400 лет до Р.Х., по окончании вавилонского пленения.
Много потрудились над созданием Библии пророки Аггей, Захария, Малахия. После Ездры появились некоторые новые книги – например, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Однако появившиеся после Ездры книги в канон еврейской Библии не вошли.
Виды толквания Свящ. Писания:
Александрийская и Антиохийская школы.
Буквально-исторический – о царе Давиде.
Типологический – (типологическое – тропос (нрав?) – нравственное); или мессианские места?
Аллегорический – полунамек, полуправда – это образный язык. Аллегория помогает нам понять то, что не было бы понятным, будучи изложено простым языком. Часто у пророков встречается аллегорический образ брака, где народ израильский олицетворяется с супругой Яхве, а Бог Яхве – с женихом Израиля. Аллегория в отношении двух царей – Иоахаза и Иехонии, изображенных в образах двух львят. Образ двух царей – образ львов.
Другая форма аллегории – история в форме притчи. Притча о блудном сыне, притчи о Царствии Божием и т.д. Есть притчи и ветхозаветные. Например, разговор пророка Нафана с Давидом: «И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный» (2 Цар. 12: 1). Только когда он преподнес ему все в образе притчи, Давида озарило: ах, вот это я. А до этого он убивал, прелюбодействовал и как будто погасил все в сердце, все было нормально. А вот тут притча побудила его к раскаянию.
2. Число книг Ветхого Завета. Разделение книг Ветхого Завета по содержанию. Языки Библии. Масоретский текст. История перевода Священного Писания на греческий, сирийский, латинский, славянский и русский языки. Значение текста LXX.
Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками, апостолами по вдохновению Святого Духа. Само слово «библия» в переводе означает «книги». Главная тема всех библейских книг – спасение человека. Именно эта мысль и проходит через всё Писание Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет говорит нам о спасении в виде прообразов, пророчеств о Мессии, о Царстве Божием; Новый Завет излагает самую сущность нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Христа Спасителя, которые закончились Его крестной смертью, Воскресением и Вознесением.
Мы верим в то, что апостолы и пророки писали не только по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога: Он очищал их души, просветлял их разум и открывал недоступные познанию тайны бытия и сообщал способность провидеть будущее.
Священные книги Ветхого Завета [Катихизис]
Ветхий Завет есть «древний союз Бога с человеком», сущность которого состоит
«в том, что Бог обещал человекам Божественного Спасителя и приготовлял их к принятию Его через постепенные откровения, через пророчества и преобразования».
Ап. Павел свидетельствует о богодухновенном достоинстве ветхозаветных книг:
«Все Писание богодухновенно, полезно для научения, обличения, для исправления, наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16).
Само наименование «Ветхий Завет» введено в употребление св. ап. Павлом (Евр. 8, 13). Канон книг Ветхого Завета
Хотя канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364 г. и Карфагенском Соборе 397 г., фактически Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт. Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170 г., уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии.
Книги Ветхого Завета «можно разделить на четыре следующие разряда»:
а) «Книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета».
К ним относятся книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
б) Книги исторические, «которые содержат преимущественно историю благочестия»: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь.
в) Книги учительные, «которые содержат учение благочестия»: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь песней.
г) Книги пророческие, «которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и наипаче о Иисусе Христе»: книги великих пророков Исайи, Иеремии, Иезикииля и Даниила, а также книги двенадцати малых пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.
Православная Церковь в изданиях Библии помещает в составе Ветхого Завета несколько неканонических книг: 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские, 2-я и 3-я Ездры, Товита, Баруха, Юдифь, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова. Неканонические книги рекомендуются Церковью для назидательного чтения и пользуются большим веро- и нравоучительным авторитетом. По словам свт. Афанасия Великого, эти книги
«назначены Отцами для чтения вступающим в Церковь».
Формальным признаком, отличающим неканонические книги от канонических, является язык, на котором эти книги дошли до нас. Все канонические книги Ветхого Завета сохранились на древнееврейском языке, тогда как книги неканонические дошли до нас на языке греческом, за исключением 3-й книги Ездры, сохранившейся в латинском переводе [Катихизис].
Языки Библии. Писались эти книги на трех континентах – в Азии, Африке и Европе, на трех языках: на иврите (это язык Ветхого Завета; Вторая Книга Царств называет его «языком Иуды», т.е. языком иудеев – написана большая часть ВЗ); на языке ханаанском (арамейском языке, который представлял собою общепринятое вплоть до времен Александра Македонского наречие – написаны в ВЗ 2-8 книги прор. Даниила, 4-8 главы 1 книги Ездры и книга Премудрости, сына Сирахова, а в НЗ – Евангелие от Матфея); на греческом языке – основном языке цивилизации того периода, когда появились новозаветные книги (греческий язык был международным во времена Христа Спасителя – написаны 2-я и 3-я книги Маккавейские и весь НЗ, кроме Евангелия от Матфея). Следует сказать, что вопрос о языке Евангелия от Матфея остается до конца не решенным, т.к. до нас Евангелие дошло лишь на греческом языке. Подлинник на арамейском языке (если он существовал) не сохранился.
Основная мысль всех книг – искупление человека Богом. Она проходит красной нитью через всю Библию от первой книги – Книги Бытия до последней – Откровения Иоанна Богослова.
Масоретский текст. С 500-го года начинается Масоретский период («масора» – «традиция»). Масореты взяли на себя громадный труд по редактированию и стандартизации текста Библии. Центр масоретского движения находился в Тивериаде. Завершенная редакция всего текста Библии имеет название Масоретского текста. Итоговый текст, созданный масоретами, содержит специальные точки, которые обозначают гласные звуки, чтобы обеспечить правильное произношение. Еврейский язык не знал букв для обозначения гласных звуков, поэтому чтение было затруднено. Масоретский текст – это текст современной еврейской Библии, то, что сейчас имеется в синагогах. Масореты отличались чрезвычайно высокой дисциплиной и относились к тексту с благоговением. Они разработали сложную систему, позволяющую бороться с ошибками переписчиков, например, подсчитали количество букв алфавита в каждой из книг, а также нашли буквы, стоящие посреди Пятикнижия и всей еврейской Библии. Обнаружилось, что в середине Ветхого Завета стоит слово «искать».
Подсчитано буквально все, что можно было подсчитать. Они также отработали приемы, облегчающие запоминание различных отрывков текста. Масореты пронумеровали каждый стих, содержащий все буквы алфавита или определенное число букв. Мы можем эту работу считать ненужной, но благодаря ей сейчас мы можем сказать, что весь текст Ветхого Завета передан нам без искажений и дошел до нас в древних списках полностью. Масоретов действительно волновало, чтобы ни одна черточка, ни один фрагмент закона не пропали, не потерялись.
Основные переводы Ветхого Завета. Самый близкий к оригинальному тексту – перевод семидесяти толковников (Септуагинта). Это 271 год до Р.Х. Птоломей Филадельф, царь египетский, задумал перевести все священные книги евреев, чтобы все они были в Александрийской библиотеке (которая была одним из семи чудес света). Для этого собрались 70 толковников – от каждого колена по 6 человек (получилось 72, но условно их называли: семьдесят толковников) и поселились на острове Фарос. Здесь на протяжении долгого времени (мнение о том, что это произошло в течение 70 дней, ошибочно; это всего лишь притча – столь колоссальный труд завершить даже такому количеству прекрасных людей невозможно) была переведена вся Библия на греческий язык. Этот перевод получил название Септуагинты; это самый полный и наиболее доступный нам перевод.
Следующий перевод – Вульгата (латинский), 4-е столетие по Р.Х. К этому времени существовало несколько переводов – Древнелатинский, еще один латинский, древнеиталийский. И блж. Иероним, отец Церкви 4-го века, перевел Св. Писание на латинский язык по еврейскому подлиннику. Поэтому многие слова читаются по-разному, что вызывает недоумение. Пример: когда Моисей спускался с горы Синай, лицо его сияло и народ израильский не мог на него смотреть. При переводе с еврейского языка найти аналоги определенным словам было трудно, и блж. Иероним перевел это как «лицо его кололось, было рогатым». (Помните, у Микеланджело Моисей с рогами?) То есть блж. Иероним перевел это, как прочел – буквально. Лицо Моисея было светло, на него больно было смотреть, оно было как бы колючим. Отсюда и появились рога. Это один из парадоксов перевода. В 16 веке на Тридентском Соборе перевод блж. Иеронима был принят как единственно приемлемый в католической церкви.
Есть различные древние сирийские переводы. Древнесирийский вариант четырех Евангелий, переписанный примерно в 4 веке, написан своеобразным вариантом арамейского письма. Федор Мопсуэстийский (5 век) написал такие слова: «Этот отрывок Священного Писания был переведен на язык сирийцев». То есть этот перевод был написан специально для сирийцев, которые приняли христианство. Есть еще сирийский перевод «Пешита» (что означает «простая»). До наших дней дошло около 350 списков этой версии, которая была переписана в 4 веке.
Славянский перевод Библии был впервые выполнен в IX веке равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием по Септуагинте. Когда моравский князь Ростислав, недовольный немецкими миссионерами, попросил византийского императора Михаила прислать в Моравию способных наставников веры Христовой, то на великое дело отправились святые Кирилл и Мефодий. Там они и перевели Библию на славянский язык. Перевод был окончен в Паннонии, примерно в 863г. На Русь славянская Библия пришла вместе с христианством в 988 году, хотя переведена она была в Моравии.
Русский перевод Библии был выполнен по частям. Сначала, в 1815 году на средства российского Библейского общества под покровительством императора Александра I, был переведен Новый Завет. Затем наступила эпоха смутная, неприятная, с масонскими веяниями. Это Общество захирело, и перевод Св. Писания был закончен только в 1875-1877 годах, когда впервые увидела свет Библия на русском языке. Деятельное участие в издании Библии на русском языке приняли митр. Филарет (Дроздов), свт. Феофан Затворник и ряд других деятелей. В XIX веке Библия была также переведена на другие языки нашего государства. Митр. Иннокентий перевел Библию на алеутский язык, митр. Петр – на татарский язык. В настоящее время Библия переведена более чем на 1200 языков мира. Мы с вами используем славянский перевод с текста 70 толковников, хотя это уже перевод более поздний, т.к. много исправлений внес митр. Алексий Московский, который собственноручно перевел весь Новый Завет. Так что это не очень древний текст.
В случае с рукописями Ветхого Завета мы не располагаем таким их множеством, как в случае с Новым Заветом. Наиболее древний список Ветхого Завета на иврите относится к 900 году по Р. X. На еврейском языке весь канон Ветхого Завета был завершен примерно к 400-му году до Р.Х. Таким образом, между оригиналом и тем, что мы имеем, почти 1300 лет. Недавно произошло открытие – это так называемые Кумранские находки. В пещерах Мертвого моря было обнаружено громадное число рукописей, которые были отнесены учеными сначала к эпохе до Рождества Христова. Это особый пласт древней литературы Св. Писания, который сейчас находится в Ватикане и в других местах, но до конца еще не исследован.
Значение текста LXX. Православная Церковь усвояет греческому тексту Ветхого Завета («Септуагинте») авторитет не меньший, чем тексту древнееврейскому. Пользуясь ветхозаветными книгами, Церковь опирается в равной степени и на древнееврейский, и на греческий текст. В каждом конкретном случае предпочтение отдается тексту, который более соответствует церковному учению [Катихизис].