экзаменационные вопросы по ветхому завету

Экзаменационные вопросы по Ветхому Завету для воскресной школы

1. В начале сотворил Бог небо и землю. Под небом понимается…

б. Голубое пространство.

2. В Раю Бог заповедал не вкушать плод от дерева познания добра и зла потому что люди …

г. Узнают, что такое добро и зло.

3. Сколько по времени Ной строил ковчег?

4. Из какой земли был родом Авраам.

5. Каким прообразом Спасителя выступал Исаак, когда шел на жертву.

а. Страсти Христовы.

6. Как переводится слово Израиль?

в. Борющийся с Богом.

7. Неопалимая купина была прообразом.

в. Тернового венца на Спасителе.

8. Слово Пасха обозначает.

а. Вывод евреев из Египта.

б. Прохождение мимо.

9. Через что прошли евреи, чтобы войти в землю обетованную?
а. Черное море.
б. Реки Тигр и Евфрат.
в. Река Иордан.

10. Почему царь Давид не строил храм?

в. Соломон был умнее для этого дела.

11. Найдите ошибку. Разделение царства Израиля произошло следующим образом:

б. Столица Израиля – Самария, а столица иудеи- Иерусалим.

в. От Ровоама произошли самаряне, а от Иероваама иудеи.

12. Кто из пророков почувствовал присутствие Бога в тихом веянии ветра?

13. Знали ли друг друга Анания, Азария, Мисаил и пророк Даниил?

а. Нет не знали т.к. история о трех отроках в Библии.

б. Нет не знали т.к. Даниил жил позже.

в. Три отрока вымолили у Бога к себе в помощь пророка Даниила.

14. Выберите правильные пленения евреев.

а. Египетское, Фелистимское, Вавилонское, Персидское, Македонское, Римское.

б. Египетское, Вавилонское, Персидское, Македонское, Римское, Турецкое.

в. Египетское, Вавилонское, Персидское, Македонское, Римское.

15. Кого больше всего ждали евреи?

Источник

Вопросы по Ветхому завету

1. Екклесиаст сказал: «Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь…» А кто отвечает за все это?
Ответ: Серебро (Ек. 10:19)

2. Что взял с собой на родину в память об Израиле сирийский военачальник Нееман?
Ответ: землю (4 Цар. 5:14-17)

3. Какое непохвальное сходство мы находим между Иовом и Иеремией?
Ответ: Они оба прокляли свой день рождения (Иов 3:1, Иер. 20:14)

4. Знаменитый день, в который Бог так слушал человека, как никогда до и после этого дня.
Ответ: День победы израильтян над аморреями, когда Иисус Навин воззвал к Господу (Ис. Нав 10:12-14) «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слушал бы гласа человеческого.»

5. Какие предметы находились в скинии, в ковчеге завета?
Ответ: Золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета. (Евр 9:4)
6. Циц был:

городом,
источником,
солдатом,
священнослужителем,
возвышенностью

Ответ: возвышенностью (2 Пар 20:16)

7. Были ли горы до потопа?
Ответ: да. (Быт. 19:20)

8. Назовите первого и последнего судей Израиля.
Ответ: Гофониил, (Суд 3:7-11), Самуил (1 Цар 7:15)

9. Какой проповедник огорчился, что после его проповеди все покаялись?
Ответ: Иона (Иона 4:1-3)

10. Какое слово не могли выговорить ефремляне, и поэтому погибло из них сорок две тысячи?
Ответ: Шибболет (Суд 12: 5-6)

11. В ветвях какого дерева запутался Авессалом?
Ответ: дуб (2 Цар 18:9)

12.Из какого дерева Ной сделал ковчег?

Ответ: Гофер (Быт 6:14)

13. Он простер руку к ковчегу завета, и Господь поразил его.
Ответ: Оза (2 Цар 6:6-7)

14. Что бросил в воду Елисей, чтобы всплыло железо от топора?
Ответ: кусок дерева (4 Цар 6:6)

15. Кого первым благословил Бог?
Ответ: Рыб, птиц и пресмыкающихся (Быт. 1:20-22)

16. Какие книги Ветхого и Нового заветов начинаются одинаково?
Ответ: Бытие и Евангелие от Иоанна (В начале…)

17. Какое слово употребляется чаще всего в 1-й главе книги Бытие (существительное)
Ответ: Бог – 33 раза.

18. Какие два необычных дерева росли в раю?
Ответ: дерево жизни и дерево познания добра и зла (Быт. 2:9)

19. Из чего сшили себе опоясания Адам и Ева?
Ответ: из смоковных листьев (Быт. 3:7)

20. Что Соломон называет «услаждением сынов человеческих»?
Ответ: музыкальные инструменты (Ек. 2:8)
21. Какой человек только благодаря нужде другого вспоминал о своей неблагодарности?
Ответ: главный виночерпий фараона (Быт. 41:8-13)

22. Что является гнилью для костей?
Ответ: Зависть (Пр. 14:30).

23. Что делает тот, кто вмешивается в чужую ссору согласно притчам Соломона?
Ответ: хватает пса за уши (Пр. 26: 17)

24. Чья жизнь была продлена после его просьбы на 15 лет?
Ответ: Езекия (4 Цар. 20:6)

Источник

Тест: Ветхий Завет

Если вы при­сту­па­е­те к чте­нию Биб­лии впер­вые — нач­ни­те читать с книг Ново­го Заве­та (в усло­ви­ях кото­ро­го мы живём), хотя ранее были напи­са­ны кни­ги Вет­хо­го Заве­та и имен­но с них начи­на­ет­ся Биб­лия. Так же, как никто из совре­мен­ных педа­го­гов не ста­нет учить школь­ни­ков гео­мет­рии сна­ча­ла по учеб­ни­кам Эвкли­да, а потом по совре­мен­ным посо­би­ям, хотя Эвклид напи­сал свою гео­мет­рию исто­ри­че­ски рань­ше. Ана­ло­гич­но мы долж­ны спер­ва изу­чить Новый Завет — т.е. непо­сред­ствен­ное для нас с вами руко­вод­ство ко спа­се­нию, и лишь затем пере­хо­дить к его пред­вест­ни­ку — Вет­хо­му Завету.

Смысл Вет­хо­го Заве­та хоро­шо выра­зил апо­стол Павел, назвав его «дето­во­ди­те­лем ко Хри­сту» ( Гал. 3:24 ). Исполь­зо­ван­ный в ори­ги­наль­ном тек­сте гре­че­ский экви­ва­лент это­го сло­ва «παιδαγωγὸς», имет так­же зна­че­ние: пестун, педа­гог, вос­пи­та­тель. В антич­ные вре­ме­на педа­го­гом мог назы­вать­ся, в част­но­сти, тот, кто водил ребён­ка в шко­лу и смот­рел, что­бы ребё­нок не без­об­раз­ни­чал. Вет­хо­за­вет­ный пери­од был пери­о­дом под­го­тов­ки чело­ве­ка к При­ше­ствию Спа­си­те­ля. О при­ше­ствии же Спа­си­те­ля гово­рит­ся в Новом Завете.

Назна­че­ние Вет­хо­го Заве­та с его запо­ве­дя­ми – при­ве­сти чело­ве­ка, в лице мно­же­ства пред­ста­ви­те­лей чело­ве­че­ства, к тому состо­я­нию, в кото­ром он спо­со­бен при­нять Бого­че­ло­ве­ка Хри­ста с тем, что­бы затем при­об­щить­ся к пло­дам совер­шён­но­го Им Искуп­ле­ния, всту­пить в Его Цер­ковь, спастись.

В шестой, послед­ний, день тво­ре­ния созда­ны живот­ные, живу­щие на зем­ле и человек.

И нарек Адам имя жене сво­ей: Ева, ибо она ста­ла мате­рью всех живу­щих ( Быт.3:20 ).

«И выслал его Гос­подь Бог из сада Едем­ско­го, что­бы воз­де­лы­вать зем­лю, из кото­рой он взят. И изгнал Ада­ма» ( Быт.3:23–24 ); «Адам познал Еву, жену свою; и она зача­ла, и роди­ла Каи­на» ( Быт.4:1 ).

Св. Иоанн Зла­то­уст: «Не упо­ми­на­ет­ся о бра­ке в раю… брак не был необ­хо­дим. После гре­ха явил­ся и брак… Поче­му брак не рань­ше обма­на, поче­му сово­куп­ле­ние не в раю… пото­му, что брак был изли­шен, а потом сде­лал­ся необ­хо­дим вслед­ствие нашей сла­бо­сти» (О дев­стве, гл. 15).

Бог создал чело­ве­ка по обра­зу и подо­бию Сво­е­му. Но чело­век сво­им непо­ви­но­ве­ни­ем нару­шил волю Божью и отпал от Создателя.
После изгна­ния из рая чело­век все более и более стал уко­ре­нять­ся во зле и идо­ло­по­клон­стве. В нака­за­ние Бог послал потоп на зем­лю, от кото­ро­го был спа­сен един­ствен­ный пра­вед­ник — Ной и его семья.
После пото­па Бог заклю­чил с Ноем завет о том, что Он более не будет уни­что­жать род чело­ве­че­ский. Через неко­то­рое вре­мя, воз­на­ме­рив­шись добрать­ся до неба, люди при­ня­лись стро­ить Вави­лон­скую баш­ню. Но Бог раз­ру­шил их планы.

И было, по­сле сих про­исше­с­т­вий Бог иску­шал Авра­ама и ска­зал ему: Авра­ам! Он ска­зал: вот я. Бог ска­зал: возь­ми сына тво­е­го, един­ствен­ного тво­е­го, кото­ро­го ты любишь, Иса­а­ка; и пой­ди в зем­лю Мориа и там при­неси его во всесожже­ние на одной из гор, о кото­рой Я ска­жу тебе. ( Быт. 22:1–2 )

Про­рок Иса­ия воз­ве­стил о мно­гих собы­ти­ях, свя­зан­ных с Рож­де­ством и слу­же­ни­ем Гос­по­да Иису­са Хри­ста, напри­мер, о про­ис­хож­де­нии Его (по чело­ве­че­ско­му есте­ству) от Иес­сея (отца Дави­да) ( Ис.11:1–5 ), о рож­де­нии Его от Девы ( Ис.7:14–15 ), о сотво­ре­нии Им мно­же­ства чудес ( Ис.35:4–9 ), о стра­да­ни­ях и смер­ти Спа­си­те­ля (53 гл.), о при­зва­нии в Цер­ковь языч­ни­ков ( Ис.2:2 ). Вме­сте с тем Иса­ия отра­зил в сво­ей про­по­ве­ди и неко­то­рые поло­же­ния, отме­чен­ные в Еван­гель­ском уче­нии, напри­мер, поло­же­ние о буду­щем вос­кре­се­нии мёрт­вых ( Ис.26:19–21 ). И это — несмот­ря на то, что он жил почти за 800 лет до Христа.

Соглас­но Биб­лии, запо­ведь, раз­ре­шив­шая чело­ве­ку упо­треб­лять в пищу мясо, впер­вые была дана Ною. Цер­ковь осуж­да­ет, даже отде­ля­ет от себя тех, кто счи­та­ет, что брак, вино и мясо нечи­сты сами по себе, хотя и бла­го­слов­ля­ет доб­ро­воль­ное вре­мен­ное или посто­ян­ное воз­дер­жа­ние от них ради лич­но­го или собор­но­го духов­но­го подвига.
свя­щен­ник Геор­гий Кочетков

В Древ­нем Изра­и­ле это был пер­во­на­чаль­но зем­ле­дель­че­ский празд­ник Жат­вы, день радо­сти и бла­го­да­ре­ния, когда в жерт­ву Богу при­но­си­лись «начат­ки» собран­но­го к кон­цу мая пер­во­го уро­жая. Затем он стал отме­чать и памят­ную годов­щи­ну древ­не­го («вет­хо­го») Синай­ско­го Сою­за-Заве­та, заклю­чен­но­го Богом с Мои­се­ем и всем изра­иль­ским наро­дом через пять­де­сят дней после исхо­да (выхо­да) из Егип­та, дра­ма­ти­че­ские собы­тия кото­ро­го и ста­ли осно­вой еврей­ской Пас­хи. Так Пяти­де­сят­ни­ца ста­ла Днем рож­де­ния Вет­хо­за­вет­ной Церкви.
См. Исход 19,20,24,32–34. Вто­ро­за­ко­ние 5.

Для слу­же­ния при ски­нии, Мои­сей, по пове­ле­нию Божию, назна­чил коле­но Леви­и­но и опре­де­лил к ски­нии пер­во­свя­щен­ни­ка, свя­щен­ни­ков и леви­тов, то есть при­служ­ни­ков. Пер­во­свя­щен­ни­ком был постав­лен Аарон, брат Мои­се­ев, свя­щен­ни­ка­ми — четы­ре сына Ааро­на, а про­чие потом­ки Левия — леви­та­ми. Пер­во­свя­щен­ник соот­вет­ство­вал нашим епи­ско­пам (архи­ере­ям), свя­щен­ни­ки — иере­ям, а леви­ты — диа­ко­нам и при­служ­ни­кам. Бог поло­жил, что­бы на буду­щее вре­мя стар­ший из рода Ааро­но­ва был пер­во­свя­щен­ни­ком, а про­чие из его рода были священниками.

Ещё одно аст­ро­но­ми­че­ское чудо, когда Бог про­длил день, опи­са­но в Биб­лии, в кни­ге Иису­са Нави­на (10:12–14).

Соло­мон был деся­тый сын Дави­да и родил­ся от Вир­са­вии, быв­шей сна­ча­ла женою Урии, в 1033 г. до Р.Х. ( 1Пар 3:5 ). Имя Соло­мо­на дано ему роди­те­ля­ми, соглас­но про­ро­че­ству Нафа­на, в знак воз­вра­ще­ния к ним мира и мило­сти Божи­ей и в озна­ме­но­ва­ние мир­но­го его цар­ство­ва­ния, в про­тив­ность воин­ствен­но­му цар­ство­ва­нию Дави­да ( 1Пар 22:8–10 ).

Мои­сей постил­ся 40 дней на Синае, перед тем как полу­чить от Бога скри­жа­ли с деся­тью запо­ве­дя­ми ( Исх.34:28 ). Про­рок Илия, идя к горе Божи­ей Хорив, постил­ся сорок дней и сорок нощей ( 3 Цар. 19,8 ).

Когда евреи утвер­ди­лись в Пале­стине, Давид заду­мал постро­ить в Иеру­са­ли­ме вели­че­ствен­ный ста­ци­о­нар­ный храм, одна­ко, по сло­ву Божию, его план был осу­ществ­лён его сыном, Соло­мо­ном, (по неко­то­рым оцен­кам) в 1014—1007 гг. до н. э.

Пер­во­на­чаль­ным хра­мом, сопро­вож­дав­шим изра­иль­тян в их стран­ство­ва­нии по пустыне и в первую пору по заво­е­ва­нии зем­ли обе­то­ван­ной, была ски­ния Заве­та – пере­нос­ная палат­ка. В собран­ном виде она име­ла два отде­ле­ния: Свя­ти­ли­ще и Свя­тое Свя­тых. Ски­ния была устро­е­на по образ­цу, ука­зан­но­му Богом на горе Синай ( Исх.25:9–10 ).

Храм, постро­ен­ный Соло­мо­ном, суще­ство­вал с 1007 до 588 г. до н.э. В хра­ме, как и в ски­нии, было два отде­ле­ния: Свя­ти­ли­ще и Свя­тое Свя­тых. В пер­вом сто­я­ли жерт­вен­ник для вос­ку­ре­ния фимиа­ма, по обе сто­ро­ны от него по пяти семи­свеч­ни­ков ( 2Пар.4:7 ), а у стен – по пяти «сто­лов пред­ло­же­ния хле­ба» ( 2Пар.4:8 ). Свя­тая свя­тых отде­ля­лась от свя­ти­ли­ща сте­ной ( 3Цар.6:16 ) и заве­сой ( 2Пар.3:14 ); здесь хра­нил­ся Ков­чег Заве­та, в кото­ром лежа­ли скри­жа­ли Завета.

Храм неод­но­крат­но раз­граб­лял­ся и вос­ста­нав­ли­вал­ся. Нако­нец, Наву­хо­до­но­сор вывез все сокро­ви­ща хра­ма ( 4Цар.24:13 ), и, когда Иеру­са­лим был раз­ру­шен его вой­ска­ми, храм Соло­мо­нов сго­рел до осно­ва­ния ( 4Цар.25:9 ; 2Пар.36:19 ).

Когда пер­сид­ские цари Ксеркс и Дарий поз­во­ли­ли иуде­ям воз­вра­тить­ся в их оте­че­ство в 536 г. до н.э., Иеру­са­лим­ский Храм был вос­ста­нов­лен Зоро­ва­ве­лем на преж­нем месте и в преж­нем виде, но уже дале­ко не в преж­нем вели­ко­ле­пии. Стро­и­тель­ство было завер­ше­но к 516 г. до н.э.
Посколь­ку во Вто­ром Хра­ме уже не было ков­че­га Заве­та, во Свя­том Свя­тых на его месте был поло­жен камень, на кото­рый пер­во­свя­щен­ник ста­вил кадиль­ни­цу раз в году, в вели­кий день очищения.
Вто­рой Храм был ограб­лен и осквер­нен Антиохом Епи­фа­ном в 167 году до н.э., что при­ве­ло к вос­ста­нию евре­ев под пред­во­ди­тель­ством Мак­ка­ве­ев, кото­рое закон­чи­лось изгна­ни­ем сирий­цев и вос­ста­нов­ле­ни­ем хра­ма после трех­лет­не­го осквер­не­ния. Позд­нее Ирод Вели­кий с рим­ски­ми вой­ска­ми взял его штур­мом и сжег неко­то­рые из надвор­ных построек.

За 20 лет до н. э. царь Ирод начал пере­стра­и­вать храм. Ко вре­ме­ни, когда в хра­ме про­по­ве­до­вал Иисус Хри­стос, стро­и­тель­ство про­дол­жа­лось уже почти пол­ве­ка. Храм был завер­шен толь­ко при Агрип­пе II, в 64 г. н.э., т.е. все­го за за 6 лет до его окон­ча­тель­но­го раз­ру­ше­ния — в 70 г. н.э. храм был раз­ру­шен при взя­тии Иеру­са­ли­ма рим­ски­ми вой­ска­ми под коман­до­ва­ни­ем Тита.

Сыны изра­иль­ские про­гне­ва­ли Бога и пре­да­ны были в руки аммо­ни­тян. Тогда кня­зья наро­да про­сят быть вое­на­чаль­ни­ком на войне с аммо­ни­тя­на­ми Иефе­ая, сына блуд­ни­цы, изгнан­но­го бра­тья­ми из оте­че­ско­го дома, и предо­став­ля­ют ему власть. Он согла­сил­ся и, преж­де все­го, отпра­вил послов к царю аммо­ни­тян, но не убе­дил его; дав обет Богу при­не­сти в жерт­ву пер­во­го, кто встре­тит его, если он воз­вра­тит­ся с вой­ны, напа­да­ет на вра­гов; побе­див их, он при­но­сит в жерт­ву соб­ствен­ную дочь, пото­му что она пер­вая вышла ему навстречу.
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

Но, давая обет Богу за себя ли, за дру­го­го ли чело­ве­ка, за гре­хи или из бла­го­дар­но­сти, чело­век дол­жен быть очень осто­ро­жен, что­бы не пере­оце­нить свои силы и не обе­щать то, что сверх его сил и нера­зум­но. Из Биб­лии мы зна­ем о нера­зум­ном обе­те Иеф­фая: дал он Богу обет, что в слу­чае побе­ды над аммо­ни­тя­на­ми при­не­сет Ему в жерт­ву пер­вое, что уви­дит, вер­нув­шись с вой­ны. И побе­дил Иеф­фай, и, когда воз­вра­щал­ся он домой, дочь его пер­вая вышла навстре­чу ему. Увы, дочь моя, зары­дал отец, как ране­ный лев, дал я обет Гос­по­ду и не могу нару­шить его.
свя­ти­тель Нико­лай Сербский

Вет­хо­за­вет­ная Цер­ковь во Вто­ро­за­ко­нии про­об­ра­зу­ет ново­за­вет­ную. Ее осно­ва­те­ля­ми Гос­подь тоже избрал несиль­ных и немуд­рых ( Мф. 11:25 ); ( 1 Кор. 1:26 ), кото­рые ста­но­вят­ся Его “уде­лом” ( Еф. 1:11–14 ), поэто­му в Новом Заве­те Вто­ро­за­ко­ние цити­ру­ет­ся чаще, чем дру­гие кни­ги Писа­ния (ок. 83 раз). Те обе­то­ва­ния, запо­ве­ди и предо­сте­ре­же­ния, кото­рые неко­гда отно­си­лись к древ­не­му Изра­и­лю, отно­сят­ся сей­час ко всей Церк­ви Христовой.

в сере­дине Вет­хо­го Заве­та сто­ит сло­во «искать».

Пра­ро­ди­те­ли чело­ве­че­ства име­ли воз­мож­ность пря­мо­го, непо­сред­ствен­но­го обще­ния с Твор­цом. Гре­хо­па­де­ние отде­ли­ло пад­шее чело­ве­че­ство от Все­свя­то­го Бога и закры­ло для людей виде­ние мира духов­но­го. Тем не менее, Бог не оста­вил Своё тво­ре­ние. Свя­щен­ное Писа­ние даёт нам при­ме­ры, когда Бог гово­рил с избран­ны­ми Им пра­вед­ни­ка­ми непо­сред­ствен­но ( Исх.33:11 ), во сне ( 3Цар.3:5 ), через посред­ство Анге­лов ( Быт.22:11 ; Тов.5:4 ), про­ро­ков ( 2Цар.12:1 ) и даже живот­ных ( Чис.22:28 ). Новый Завет сви­де­тель­ству­ет о вопло­ще­нии, воче­ло­ве­че­нии Бога, Бог ста­но­вит­ся чело­ве­ком и обща­ет­ся со мно­же­ством людей.

В Вет­хом Заве­те ска­за­но, что в Ное­вом ков­че­ге было восемь чело­век: Ной с женой, их сыно­вья Сим, Хам, Иафет со сво­и­ми жена­ми. При этом име­на жен­щин в Свя­щен­ном Писа­нии не названы.

Оло­ферн – вое­на­чаль­ник царя асси­рий­ско­го Наву­хо­до­но­со­ра, после поко­ре­ние сосед­них с Иудею наро­дов явил­ся под сте­на­ми горо­да Вети­луи и довел его до послед­ней край­но­сти; но был пора­жен рукою муже­ствен­ной и бого­бо­яз­нен­ной иуде­ян­ки Иуди­фи, спас­шей таким обра­зом свой город от поги­бе­ли ( Иудиф.13:6–8 ).

Голиаф – испо­лин-силач, на поеди­нок с кото­рым вышел Давид. Моло­дой Давид, буду­щий царь Иудеи и Изра­и­ля побе­дил Голиа­фа с помо­щью пра­щи, а затем отру­бил ему голо­ву ( 1Цар.17:49–51 ). Побе­дой Дави­да над Голиа­фом нача­лось наступ­ле­ние изра­иль­ских и иудей­ских войск, кото­рые изгна­ли со сво­ей зем­ли фили­стим­лян ( 1Цар.17:52 ).

В тюрь­ме, где сидел Иосиф, сиде­ли вино­чер­пий и хле­бо­дар. Одна­жды они виде­ли сны. Вино­чер­пию сни­лось, что он собрал с трех вино­град­ных лоз яго­ды, выжал из них сок в чашу и подал фара­о­ну. Хле­бо­дар же видел, буд­то он нес на голо­ве три кор­зи­ны с хле­бом, и пти­цы при­ле­та­ли и кле­ва­ли из них. Иосиф объ­яс­нил эти сны. Вино­чер­пию он ска­зал, что через три дня фара­он про­стит его, и он сно­ва будет вино­чер­пи­ем, а хле­бо­да­ру ска­зал, что фара­он через три дня велит его пове­сить, и пти­цы будут кле­вать его тело. И все испол­ни­лось так, как ска­зал Иосиф ( Быт.40:16–19 ).

Иаиль – жена Хеве­ра кене­яни­на, пора­зив­шая Сиса­ру, вое­на­чаль­ни­ка Иави­на, царя асор­ско­го. Раз­би­тый и пре­сле­ду­е­мый побе­до­нос­ным Вара­ком, вое­на­чаль­ник враж­деб­но­го евре­ям хана­ан­ско­го царя Иави­на Сиса­ра укрыл­ся в шат­ре Иаи­ли, кото­рая спер­ва напо­и­ла его моло­ком, а после того как он уснул, взя­ла кол от шат­ра и молот, подо­шла к спя­ще­му Сиса­ре и вогна­ла кол ему в висок с такой силой, что он про­бил череп Сиса­ры и при­гвоз­дил его к зем­ле ( Суд.4:21 ). После­ду­ю­щие сорок лет были мир­ны­ми для Изра­и­ля. Подвиг Иаи­ли запе­чат­лен в биб­лей­ской песне Вара­ка и Деворы.

Источник

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Экзаменационные вопросы

(II курс, заочное отделение, 2003 / 2004 г.)

1. Происхождение Библии и ее значение в жизни христианина. Понятие о Богодухновенности Священного Писания. Основные виды толкования Священного Писания (буквальный, типологический, аллегорический).

2. Число книг Ветхого Завета. Разделение книг Ветхого Завета по содержанию. Языки Библии. Масоретский текст. История перевода Священного Писания на греческий, сирийский, латинский, славянский и русский языки. Значение текста LXX.

3. Понятие каноничности. Канонические и неканонические книги Ветхого Завета. Отношение к ним в православной, католической и протестантской традициях. Понятие о «критических методах» изучения Библии.

4. Богослужебное употребление текстов Пятикнижия Моисеева.

5. Библейский рассказ о сотворении мира и человека (Быт. 1-2; Иов 26, 7-10; 38, 4-11; Пс 8, 1-10; 103, 1-30; Притч 8, 22-31; 2Макк. 7, 28). Пребывание людей в раю. Грехопадение и его последствия.

6. Дети Адама. История допотопного человечества. Потоп. Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение.

7. Патриарх Авраам. Призвание. Обетование. Завет. (Быт. 12-17).

8. Патриарх Авраам. Завет. История Содома и Гоморры. Рождение Исаака. Испытание веры. (Быт 18-25).

9. Патриархи Исаак и Иаков.

10. Патриарх Иосиф. Иосиф как прообраз Христа Спасителя. Переселение семейства Иакова в Египет. Благословение колен Израилевых.

11. Пророк Моисей. Исход Израиля из Египта и путешествие до горы Синай.

12. Книга Исход. Синайское Законодательство. Заключение Завета.

13. Книга Исход. Скиния и ее принадлежности. Посвящение священников. Освящение скинии. Преобразовательное значение.

14. Книга Левит. Постановления о жертвах. Их преобразовательное значение.

15. Книга Левит. Постановления о священстве. Их прообразовательное значение.

16. Книга Левит. Постановления о праздниках. Их прообразовательное значение.

17. Книга Числа. Подготовка к отправлению. Постановления о левитах. История путешествия от Синая до Кадеса. Посольство двенадцати соглядатаев. Восстание Корея.

18. Книга Числа. События в Кадесе. История путешествия от Кадеса до границ земли Ханаанской. Пребывание на равнинах Моавитских.

19. Книга Второзаконие. Об отношении к Богу и к ближнему в постановлениях Закона. Мессианское пророчество. Закон о лжепророках. Законы о царе.

21. Книга Иисуса Навина. Приготовление и вступление в землю обетованную.

22. Книга Иисуса Навина. История завоевания Земли Обетованной.

23. Книга Иисуса Навина. Раздел земли. Завещание Иисуса Навина.

24. Книга Судей. Общая характеристика периода. Исторические события. Нравственное состояние Израильтян во времена Судей.

25. Книга Руфь. Ее назидательный и прообразовательный смысл.

26. Первая книга Царств. Призвание Самуила к служению. Самуил – судья и пророк.

27. Первая книга Царств. Царствование Саула. Войны Саула. Саул и Давид.

28. Вторая книга Царств. Воцарение Давида и начальный период его царствования. Расцвет царства Давида, перенесение Ковчега Завета в Иерусалим, пророчество о славе дома Давидова.

29. Вторая книга Царств. Мятеж Авессалома. Восстановление власти Давида. Восстание Савея. Перепись народа.

30. Третья книга Царств. Царствование Соломона. Мудрость Соломона и Божие обетование Соломону. Устройство и освящение Иерусалимского храма.

31. Третья книга Царств. Разделение Царств. История царства Израильского до времени Ахава. Распространение в Израильском царстве идолопоклонства.

32. Служение пророков Божиих Илии и Елисея.

33. Четвертая книга Царств. История царства Израильского от преемников Ахава до падения Самарии. Происхождение Самарян.

34. Четвертая книга Царств. История царства Иудейского от Иосафата до падения Иерусалима.

35. Служение пророков, упоминаемых в исторических книгах. Взаимоотношения между пророками, священниками и царями по книгам Царств и Паралипоменон.

36. Книги Паралипоменон 1 и 2. Обзор содержания. Отличия по сравнению с книгами Царств. Распоряжения Давида о служении священников и левитов. Молитва Манассии.

37. Значение Вавилонского плена. Первое возвращение иудеев из плена при Зоровавеле. Строительство и освящение второго храма Иерусалимского.

38. Второе возвращение из плена при священнике Ездре. Реформы Ездры.

39. Книга Неемии. Сведения об авторе. Деятельность Неемии в Иудее и ее результаты.

40. Книга Есфирь: Цель написания и краткое содержание. Время описываемого события.

41. Первая и вторая книги Маккавейские. Палестина под властью царей Египетских и Сирийских. Гонение Антиоха IV Епифана. Восстание Маккавеев. Начало династии. Ветхозаветные мученики за веру.

42. Общий обзор книг Товита, Иудифи, 2-й Ездры и 3-ей Маккавейской. Историческое и назидательное значение неканонических исторических книг.

1. Происхождение Библии и ее значение в жизни христианина. Понятие о Богодухновенности Священного Писания. Основные виды толкования Священного Писания (буквальный, типологический, аллегорический).

Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками, апостолами по вдохновению Святого Духа. Само слово «библия» в переводе означает «книги». Главная тема всех библейских книг – спасение человека. Именно эта мысль и проходит через всё Писание Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет говорит нам о спасении в виде прообразов, пророчеств о Мессии, о Царстве Божием; Новый Завет излагает самую сущность нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Христа Спасителя, которые закончились Его крестной смертью, Воскресением и Вознесением.

Мы верим в то, что апостолы и пророки писали не только по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога: Он очищал их души, просветлял их разум и открывал недоступные познанию тайны бытия и сообщал способность провидеть будущее.

Богодухновенность Священного Писания [ Катихихис ]

Отличительным видовым признаком книг Священного Писания является их богодухновенность (2 Тим. 3, 16), то есть единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог.

Дать исчерпывающее определение богодухновенности представляется практически невозможным. Постараемся пояснить смысл этого понятия с помощью примера. Почему книги Священного Писания мы называем богодухновенными, тогда как другим достойным уважения писаниям, например творениям свв. отцов или гимнографическим произведениям, отказываем в этом праве, хотя часто они также были созданы людьми, исполненными Святого Духа? Отличие книг Священного Писания от прочих произведений отчасти можно выразить посредством таких понятий, как авторство и соавторство. В творениях свв. отцов или в богослужебных гимнах в качестве автора, субъекта творчества, выступает человек, а Бог лишь вдохновляет человека, помогает ему. В случае создания священных книг подлинным автором является Сам Бог, Он определяет их догматическое и нравственное содержание, а человек только воплощает, впрочем не автоматически, а творчески, замысел Божий, выступая в роли соавтора.

При изучении Священного Писания необходимо иметь в виду, что Священное Писание имеет две стороны – Божественную и человеческую. Божественная сторона состоит в том, что Священное Писание заключает в себе Богооткровенную Истину. Сторона же человеческая – в том, что эта вечная, неизменная Истина выражена на языке людей определенной эпохи, принадлежавших к определенной культуре, поэтому библейские книги отражают космологические, естественнонаучные, исторические представления людей эпохи их создания. Говоря, что Священное Писание содержит неизменную Богооткровенную Истину, необходимо четко понимать, что это утверждение относится только к веро- и нравоучительным истинам, но вовсе не означает непогрешимости Библии с точки зрения наук естественных и исторических.

Конечно, Священное Писание заключает в себе полноту богооткровенной Истины и содержит все необходимое для сохранения чистоты веры и благоугождения Богу. Однако для того, чтобы воспользоваться сокровищами Писания, мало иметь его выверенный текст, Священное Писание должно еще правильно пониматься и надлежащим образом истолковываться. Одного человеческого разума для правильного понимания Священного Писания явно недостаточно, об этом красноречиво свидетельствует история протестантизма. Отказавшиеся от авторитета Священного Предания многочисленные протестантские деноминации, опираясь на один и тот же текст Священного Писания, приходят к различным, порой диаметрально противоположным выводам.

Библия – церковная книга, она создана Церковью и может существовать только в Церкви.

«Книги Священного Писания это одно из средств, через которое в Церкви действует на людей благодатная сила Божия. Дух Божий оживляет только Тело Церкви, а потому и Сея щенное Писание может иметь смысл и значение только в Церкви» [Иларион (Троицкий)].

Вынесенная из Церкви, Библия превращается просто в на бор исторических документов. Только в Церкви библейские книги обретают статус Священного Писания. Смысл библейских книг может быть постигнут только в Церкви, в свете хранимого ею Священного Предания.

Предание познается только в опыте духовной жизни. Чтобы изучать Предание, необходимо прежде самому войти в поток Предания, то есть войти в Церковь.

«Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте, и нужно пребывать или жить в Церкви в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им» [Г. Флоровский].

Происхождение Библии (продолжение)

Библия уникальна прежде всего своей целостностью. Книга писалась более чем полторы тысячи лет, на протяжении жизни 40 поколений. Более 40 авторов участвовало в ее написании. Это были люди из разных социальных слоев: цари, крестьяне, философы, рыбаки, поэты, государственные деятели, ученые. Например, Моисей – воспитан при дворце фараона, т.е. политик, царедворец, приближенный ко двору фараона и получивший всю полноту знаний, которую можно было получить в то время, имея доступ к тем сокровенным знаниям, которым владели египетские жрецы и люди, близкие к фараону. Апостол Петр – простой рыбак, которого Господь призвал от сетей: «Я сделаю тебя ловцом человеков». Пророк Амос – пастух. Иисус Навин – военачальник, всю жизнь проведший в походах и сражениях, вставший во главе израильского народа и написавший книгу. Пророк Неемия – виночерпий, Даниил – министр царского двора, Соломон – царь, апостол Матфей – мытарь, апостол Павел – сын фарисея, по образованию раввин. Книги Ветхого Завета, как и Нового, писались в разных местах: в пустыне, в темнице, на склоне холма, на диком острове Патмос, во время разных злоключений и обстоятельств. Во время войны писал пророк Давид свои великие псалмы; во время мира – Соломон. Удивительно: 40 лет царствовал Соломон и ни одной войны. Царство Соломона простиралось от берега Средиземного моря почти до Тигра и Евфрата (от берега современной Сирии до Египта) – вот великий Израиль, который был обещан. И 40 лет это царство держалось. Плохо ли, хорошо ли, но держалось. Видимо, отец Соломона, Давид, сполна навоевался за него. Не случайно о Давиде Господом было сказано: «Ты пролил слишком много невинной крови, поэтому ты Мне храм не построишь». И хотя Давид – псалмопевец, царь и пророк, хотя мы поклоняемся и молимся вместе с ним Богу его псалмами, Бог тем не менее отверг его. А вот Соломон построил храм, и при этом царе не было ни одной войны и писалось много книг.

Писались они в разных настроениях: в радости, в горе, в отчаянии. Один находился в плену, другой взывал ко Господу из чрева китова.

Писались эти книги на трех континентах – в Азии, Африке и Европе, на трех языках: на иврите (это язык Ветхого Завета; Вторая Книга Царств называет его «языком Иуды», т.е. языком иудеев); на языке ханаанском (арамейском языке, который представлял собою общепринятое вплоть до времен Александра Македонского наречие); на греческом языке – основном языке цивилизации того периода, когда появились новозаветные книги (греческий язык был международным во времена Христа Спасителя). Основная мысль всех книг – искупление человека Богом. Она проходит красной нитью через всю Библию от первой книги – Книги Бытия до последней – Откровения Иоанна Богослова. От первых слов Библии («В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1-2). Кстати, первые стихи Книги Бытия вам нужно знать наизусть) до последних ее слов из Откровения Иоанна Богослова: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Отк. 22: 21).

От начала до конца – мысль о том, что Господь искупает человека, и ради этого Он принимает на Себя «зрак раба», воплощается, но к этому воплощению готовит человечество долгим историческим и даже доисторическим путем. Ведь Библия вбирает в себя путь человека от первых его дней на земле до конца – до начала жизни будущего века.

Каким образом возникли и сложились книги Ветхого Завета? Можно предположить, что первые книги появились в период пророка Самуила; именно ему приписывается создание первых списков, которые дошли до наших дней почти неизменными. Но автором первой части Библии считается Моисей.

Что мог написать Моисей? Современные исследователи приходят к мысли, что Моисей, как пророк Божий и носитель великого служения, положил начало ветхозаветному повествованию. Серьезный исследователь видит, что Пятикнижие включает в себя по крайней мере три или четыре различных источника: иегвист (так называемый элогист), священнический кодекс и ряд других. Критическое исследование текста Библии говорит о том, что Пятикнижие писали в течение 300-400 лет, 5-6 различных авторов, которые были из разных слоев общества, имели разный интеллектуальный и духовный ценз и по-своему излагали некоторые события и отношения между Богом и человеком. Хотя, повторяю, центральную часть – Декалог, вводные главы, производные от них и так называемый основной закон написал Моисей. Об этом говорит нам Сам Христос Спаситель. Именно Он подтверждает, что есть Моисей, закон и пророки. Т.е. авторство Моисея, никто не отрицает, но мы должны справедливо говорить, что кроме него в написании первых книг Библии приняли участие еще несколько человек. И первый, кто, видимо, сделал такой свод, был пророк Самуил – 1050 лет до Р.Х.

Последующие священные писатели продолжали писать книги и повелевали хранить свои записи там же, где хранил свои книги и скрижали завета пророк Моисей, – в Ковчеге завета или рядом с ним. Так, мы знаем, что писал книги Иисус Навин, безусловно писали книги цари израильские – такие, как Давид и Соломон. Но подлинным «виновником» бытия Библии в современном виде был Ездра, и мы должны быть благодарны ему за это. Этот человек, священник, предпринял колоссальный труд. Так же, как блж. Иероним, который перевел всю Библию на латинский язык, Ездра предпринял грандиозные усилия и собрал все, что можно было собрать, и составил ветхозаветный кодекс. Он-то и является настоящим автором, и почти в каждой книге Библии можно проследить его руку. Свое личное «я» он вложил в этот труд. Он переживал, мучился, молился, и Господь дал ему этот дар возможность собрать всё, что к тому времени существовало. Это произошло примерно за 400 лет до Р.Х., по окончании вавилонского пленения.

Много потрудились над созданием Библии пророки Аггей, Захария, Малахия. После Ездры появились некоторые новые книги – например, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Однако появившиеся после Ездры книги в канон еврейской Библии не вошли.

Виды толквания Свящ. Писания:

Александрийская и Антиохийская школы.

Буквально-исторический – о царе Давиде.

Типологический – (типологическое – тропос (нрав?) – нравственное); или мессианские места?

Аллегорический – полунамек, полуправда – это образный язык. Аллегория помогает нам понять то, что не было бы понятным, будучи изложено простым языком. Часто у пророков встречается аллегорический образ брака, где народ израильский олицетворяется с супругой Яхве, а Бог Яхве – с женихом Израиля. Аллегория в отношении двух царей – Иоахаза и Иехонии, изображенных в образах двух львят. Образ двух царей – образ львов.

Другая форма аллегории – история в форме притчи. Притча о блудном сыне, притчи о Царствии Божием и т.д. Есть притчи и ветхозаветные. Например, разговор пророка Нафана с Давидом: «И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный» (2 Цар. 12: 1). Только когда он преподнес ему все в образе притчи, Давида озарило: ах, вот это я. А до этого он убивал, прелюбодействовал и как будто погасил все в сердце, все было нормально. А вот тут притча побудила его к раскаянию.

2. Число книг Ветхого Завета. Разделение книг Ветхого Завета по содержанию. Языки Библии. Масоретский текст. История перевода Священного Писания на греческий, сирийский, латинский, славянский и русский языки. Значение текста LXX.

Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками, апостолами по вдохновению Святого Духа. Само слово «библия» в переводе означает «книги». Главная тема всех библейских книг – спасение человека. Именно эта мысль и проходит через всё Писание Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет говорит нам о спасении в виде прообразов, пророчеств о Мессии, о Царстве Божием; Новый Завет излагает самую сущность нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Христа Спасителя, которые закончились Его крестной смертью, Воскресением и Вознесением.

Мы верим в то, что апостолы и пророки писали не только по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога: Он очищал их души, просветлял их разум и открывал недоступные познанию тайны бытия и сообщал способность провидеть будущее.

Священные книги Ветхого Завета [Катихизис]

Ветхий Завет есть «древний союз Бога с человеком», сущность которого состоит

«в том, что Бог обещал человекам Божественного Спасителя и приготовлял их к принятию Его через постепенные откровения, через пророчества и преобразования».

Ап. Павел свидетельствует о богодухновенном достоинстве ветхозаветных книг:

«Все Писание богодухновенно, полезно для научения, обличения, для исправления, наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16).

Само наименование «Ветхий Завет» введено в употребление св. ап. Павлом (Евр. 8, 13). Канон книг Ветхого Завета

Хотя канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364 г. и Карфагенском Соборе 397 г., фактически Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт. Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170 г., уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии.

Книги Ветхого Завета «можно разделить на четыре следующие разряда»:

а) «Книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета».

К ним относятся книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

б) Книги исторические, «которые содержат преимущественно историю благочестия»: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь.

в) Книги учительные, «которые содержат учение благочестия»: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь песней.

г) Книги пророческие, «которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и наипаче о Иисусе Христе»: книги великих пророков Исайи, Иеремии, Иезикииля и Даниила, а также книги двенадцати малых пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

Православная Церковь в изданиях Библии помещает в составе Ветхого Завета несколько неканонических книг: 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские, 2-я и 3-я Ездры, Товита, Баруха, Юдифь, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова. Неканонические книги рекомендуются Церковью для назидательного чтения и пользуются большим веро- и нравоучительным авторитетом. По словам свт. Афанасия Великого, эти книги

«назначены Отцами для чтения вступающим в Церковь».

Формальным признаком, отличающим неканонические книги от канонических, является язык, на котором эти книги дошли до нас. Все канонические книги Ветхого Завета сохранились на древнееврейском языке, тогда как книги неканонические дошли до нас на языке греческом, за исключением 3-й книги Ездры, сохранившейся в латинском переводе [Катихизис].

Языки Библии. Писались эти книги на трех континентах – в Азии, Африке и Европе, на трех языках: на иврите (это язык Ветхого Завета; Вторая Книга Царств называет его «языком Иуды», т.е. языком иудеев – написана большая часть ВЗ); на языке ханаанском (арамейском языке, который представлял собою общепринятое вплоть до времен Александра Македонского наречие – написаны в ВЗ 2-8 книги прор. Даниила, 4-8 главы 1 книги Ездры и книга Премудрости, сына Сирахова, а в НЗ – Евангелие от Матфея); на греческом языке – основном языке цивилизации того периода, когда появились новозаветные книги (греческий язык был международным во времена Христа Спасителя – написаны 2-я и 3-я книги Маккавейские и весь НЗ, кроме Евангелия от Матфея). Следует сказать, что вопрос о языке Евангелия от Матфея остается до конца не решенным, т.к. до нас Евангелие дошло лишь на греческом языке. Подлинник на арамейском языке (если он существовал) не сохранился.

Основная мысль всех книг – искупление человека Богом. Она проходит красной нитью через всю Библию от первой книги – Книги Бытия до последней – Откровения Иоанна Богослова.

Масоретский текст. С 500-го года начинается Масоретский период («масора» – «традиция»). Масореты взяли на себя громадный труд по редактированию и стандартизации текста Библии. Центр масоретского движения находился в Тивериаде. Завершенная редакция всего текста Библии имеет название Масоретского текста. Итоговый текст, созданный масоретами, содержит специальные точки, которые обозначают гласные звуки, чтобы обеспечить правильное произношение. Еврейский язык не знал букв для обозначения гласных звуков, поэтому чтение было затруднено. Масоретский текст – это текст современной еврейской Библии, то, что сейчас имеется в синагогах. Масореты отличались чрезвычайно высокой дисциплиной и относились к тексту с благоговением. Они разработали сложную систему, позволяющую бороться с ошибками переписчиков, например, подсчитали количество букв алфавита в каждой из книг, а также нашли буквы, стоящие посреди Пятикнижия и всей еврейской Библии. Обнаружилось, что в середине Ветхого Завета стоит слово «искать».

Подсчитано буквально все, что можно было подсчитать. Они также отработали приемы, облегчающие запоминание различных отрывков текста. Масореты пронумеровали каждый стих, содержащий все буквы алфавита или определенное число букв. Мы можем эту работу считать ненужной, но благодаря ей сейчас мы можем сказать, что весь текст Ветхого Завета передан нам без искажений и дошел до нас в древних списках полностью. Масоретов действительно волновало, чтобы ни одна черточка, ни один фрагмент закона не пропали, не потерялись.

Основные переводы Ветхого Завета. Самый близкий к оригинальному тексту – перевод семидесяти толковников (Септуагинта). Это 271 год до Р.Х. Птоломей Филадельф, царь египетский, задумал перевести все священные книги евреев, чтобы все они были в Александрийской библиотеке (которая была одним из семи чудес света). Для этого собрались 70 толковников – от каждого колена по 6 человек (получилось 72, но условно их называли: семьдесят толковников) и поселились на острове Фарос. Здесь на протяжении долгого времени (мнение о том, что это произошло в течение 70 дней, ошибочно; это всего лишь притча – столь колоссальный труд завершить даже такому количеству прекрасных людей невозможно) была переведена вся Библия на греческий язык. Этот перевод получил название Септуагинты; это самый полный и наиболее доступный нам перевод.

Следующий перевод – Вульгата (латинский), 4-е столетие по Р.Х. К этому времени существовало несколько переводов – Древнелатинский, еще один латинский, древнеиталийский. И блж. Иероним, отец Церкви 4-го века, перевел Св. Писание на латинский язык по еврейскому подлиннику. Поэтому многие слова читаются по-разному, что вызывает недоумение. Пример: когда Моисей спускался с горы Синай, лицо его сияло и народ израильский не мог на него смотреть. При переводе с еврейского языка найти аналоги определенным словам было трудно, и блж. Иероним перевел это как «лицо его кололось, было рогатым». (Помните, у Микеланджело Моисей с рогами?) То есть блж. Иероним перевел это, как прочел – буквально. Лицо Моисея было светло, на него больно было смотреть, оно было как бы колючим. Отсюда и появились рога. Это один из парадоксов перевода. В 16 веке на Тридентском Соборе перевод блж. Иеронима был принят как единственно приемлемый в католической церкви.

Есть различные древние сирийские переводы. Древнесирийский вариант четырех Евангелий, переписанный примерно в 4 веке, написан своеобразным вариантом арамейского письма. Федор Мопсуэстийский (5 век) написал такие слова: «Этот отрывок Священного Писания был переведен на язык сирийцев». То есть этот перевод был написан специально для сирийцев, которые приняли христианство. Есть еще сирийский перевод «Пешита» (что означает «простая»). До наших дней дошло около 350 списков этой версии, которая была переписана в 4 веке.

Славянский перевод Библии был впервые выполнен в IX веке равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием по Септуагинте. Когда моравский князь Ростислав, недовольный немецкими миссионерами, попросил византийского императора Михаила прислать в Моравию способных наставников веры Христовой, то на великое дело отправились святые Кирилл и Мефодий. Там они и перевели Библию на славянский язык. Перевод был окончен в Паннонии, примерно в 863г. На Русь славянская Библия пришла вместе с христианством в 988 году, хотя переведена она была в Моравии.

Русский перевод Библии был выполнен по частям. Сначала, в 1815 году на средства российского Библейского общества под покровительством императора Александра I, был переведен Новый Завет. Затем наступила эпоха смутная, неприятная, с масонскими веяниями. Это Общество захирело, и перевод Св. Писания был закончен только в 1875-1877 годах, когда впервые увидела свет Библия на русском языке. Деятельное участие в издании Библии на русском языке приняли митр. Филарет (Дроздов), свт. Феофан Затворник и ряд других деятелей. В XIX веке Библия была также переведена на другие языки нашего государства. Митр. Иннокентий перевел Библию на алеутский язык, митр. Петр – на татарский язык. В настоящее время Библия переведена более чем на 1200 языков мира. Мы с вами используем славянский перевод с текста 70 толковников, хотя это уже перевод более поздний, т.к. много исправлений внес митр. Алексий Московский, который собственноручно перевел весь Новый Завет. Так что это не очень древний текст.

В случае с рукописями Ветхого Завета мы не располагаем таким их множеством, как в случае с Новым Заветом. Наиболее древний список Ветхого Завета на иврите относится к 900 году по Р. X. На еврейском языке весь канон Ветхого Завета был завершен примерно к 400-му году до Р.Х. Таким образом, между оригиналом и тем, что мы имеем, почти 1300 лет. Недавно произошло открытие – это так называемые Кумранские находки. В пещерах Мертвого моря было обнаружено громадное число рукописей, которые были отнесены учеными сначала к эпохе до Рождества Христова. Это особый пласт древней литературы Св. Писания, который сейчас находится в Ватикане и в других местах, но до конца еще не исследован.

Значение текста LXX. Православная Церковь усвояет греческому тексту Ветхого Завета («Септуагинте») авторитет не меньший, чем тексту древнееврейскому. Пользуясь ветхозаветными книгами, Церковь опирается в равной степени и на древнееврейский, и на греческий текст. В каждом конкретном случае предпочтение отдается тексту, который более соответствует церковному учению [Катихизис].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *