элементы дуального обучения в образовательном процессе

Дуальное обучение

Нестерова И.А. Дуальное обучение // Энциклопедия Нестеровых

Понятие дуального обучения

элементы дуального обучения в образовательном процессе

Дуальное обучение появилось в России сравнительно недавно, однако уже является очень востребованным подходом к обучению новых профессиональных кадров. Особенностью дуального обучения является сочетание практического опыта и теоретического обучения. Отсюда и трактовка термина «дуальное обучение»:

Дуальное обучение являет собой сочетание обучения теоретическим основам в учебном заведении и практики в профильной организации.

Дуальное обучение появилось в Европе. Если говорить точнее, то родиной дуального обучения являются Германия и Австрия. Именно там появилась практика сочетания академического образования с практическим обучением на потенциальном рабочем месте. Особенно следует подчеркнуть успехи Германии на поприще дуального обучения: развивая и совершенствуя дуальную модель, страна добилась общепризнанных успехов в подготовке рабочих кадров. В Германии высоко развит институт наставничества, который является основой дуального обучения.

Дуальное обучение предполагает вовлечение предприятий и крупных организаций в процесс подготовки высококвалифицированных молодых кадров. Советское образование в свое время успешно использовало элементы дуального обучения и в школах и в СПО и в вузах. Однако развал СССР привел к упадку отечественного образования и отходу от дуального обучения. В начале двухтысячных дуальное обучение стали продвигать как инновационный метод в образовании. Однако, с этим можно поспорить.

Успешные примеры использования дуального обучения в России были зафиксированы лишь в 2010 году, когда в сентябре ООО «Фольксваген Груп Рус» запустило программу дуального обучения в области мехатроники. Она была нацелена на подготовку рабочих и технологов для строящегося в окрестностях Калуги автомобильного завода [1].

Предпочтение отдаётся теоретическим основам (60% всего времени)

Предпочтение отдаётся практическим основам (60% всего времени)

Производственная практика до 40%

Производственная практика занимает до 75% всего времени обучения

Образовательная программа и учебный план составлены в соответствии с ФГОС.

Образовательная программа, составлена в соответствии с ФГОС, профессиональными стандартами и потребностями реального работодателя-партнера.

Производственная практика либо полностью формальность, либо не отвечает реальным требованиям потенциальных работодателей.

Производственная практика проходит в реальных рабочих условиях.

Кратковременность практики не позволяет понять корпоративную культуру организации.

Дуальное обучение позволяет ознакомиться с реальной корпоративной культурой на предприятии.

Обучение коммерческое или бюджетное

Обучение спонсируется предприятием

Курсовые и дипломные зачастую не представляют никакой практической ценности и являют собой формальность. Они обычно не отражает специфику производства.

Тематика курсовых, выпускных квалификационных работ, индивидуальных проектов ориентирована на потенциальные нужды предприятия-партнера.

Наставничество зачастую очень

Деятельность наставника рассматривается как взаимовыгодное партнерство и регламентируется обеими сторонами.

Итак, дуальное обучение подразумевает участие крупного бизнеса в воспитании квалифицированных кадров на базе современного российского образования. Участие предприятий в дуальном образовании является элементом социальной ответственности предпринимательства. Именно профессиональные кадры смогут развивать отечественную промышленность, здравоохранение и культуру.

Организация дуального обучения

Дуальное образование предполагает построенное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов определенного профиля в рамках взаимодействия, которое базируется на трех основополагающих методах:

элементы дуального обучения в образовательном процессе

Цели дуального обучения

Если внимательно рассмотреть представленные на рисунке выше цели, то можно выделить важный аспект: в организации дуального обучения в России необходимо участие государства.

Организация дуального обучения в современных российских условиях предполагает сотрудничество и как его следствие, большую совместную работу образовательных организаций и предприятий. Подготовка выпускников должна и в учебном заведении проходить на высоком уровне в соответствии с потребностями предприятия. Для этого преподаватели должны проходить подготовку на базе предприятия. Реализация мероприятий по повышению квалификации, переподготовке педагогического персонала требует тесного взаимодействия специалистов предприятия и преподавателей образовательного учреждения по совместно разработанному плану, а также повышения их квалификации и стажировки на производственных участках завода [2].

элементы дуального обучения в образовательном процессе

Схема дуального обучения

Организация дуального обучения требует заключение договора между студентом и организацией, на базе которой будет реализовано дуальное обучение.

Договор о дуальном обучении представляет собой письменное соглашение между обучающимся, организацией, предоставляющей рабочее место для прохождения практического обучения, и учебным заведением, регламентирующее условия и порядок прохождения дуального обучения.

Организация дуального обучения предполагает наличия следующих компонентов:

Дуальное обучение в образовательных учреждениях

В настоящее время многие учебные заведения готовы к организации дуального обучения. Несмотря на это, процесс его реализации затруднен выбором предприятий, готовых сотрудничать с заведением СПО или вузом. Для вузов и заведений СПО лучшим вариантом считаются инновационные, экономически развитые предприятия. Но такие предприятия зачастую не готовы брать к себе на практику студентов.

элементы дуального обучения в образовательном процессе

Шаги реализации дуального обучения

Теперь следует рассмотреть основные критерии, на которые опираются образовательные учреждения при выборе предприятий для участия программах дуального обучения:

В процедуре организации дуального обучения в вузе или в заведении СПО есть проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Это, прежде всего это то, что потенциальный работодатель не видит в студентах-практикантах своих будущих работников, полагая, что их уровень подготовки не соответствует требованиям предприятия. Другой проблемой является то, что студенты не видят себя в профессии. Многие поступали не по призванию, а «куда проще и дешевле». Как результат – острая нехватка квалифицированных кадров.

Для решения заявленных проблем необходимо вмешательство государство. Нужно организовать занятия по профориентации в старших классах школ и гимназий, чтобы ребенок уже мог понимать, что ждет его на той или иной работе.

Источник

Дуальная система обучения в высшей школе: особенности организации

Duales Studium, или дуальное обучение, — наиболее известный тренд в мировой практике обучения, который зародился в Германии. Дуальное обучение предполагает, что студенты проходят теоретические основы в университете, а практические навыки получают уже на рабочем месте, то есть в конкретной организации, решая реальные задачи.

Развивая такую модель обучения, Германия добилась успехов в подготовке молодых кадров. Экономический кризис 2008−2012 гг., из которого страна вышла с незначительными потерями, подтвердил эффективность такого формата обучения.

Наблюдая за успехами Германии, многие страны решили заимствовать опыт дуального обучения, адаптируя его под национальные особенности. На сегодняшний день немецкая модель нашла применение в Испании, Италии, Китае, Греции, Румынии и Южной Корее.

элементы дуального обучения в образовательном процессе

Дуальное обучение пришло и в Россию. Один из первых примеров использования этой модели — в компании «Фольксваген». В 2010 году компания запустила программу дуального обучения в области мехатроники. Цель программы заключалась в том, чтобы подготовить рабочих и технологов для строящегося автомобильного завода.

В развитии и внедрении практики дуального обучения в России было заинтересовано не только АСИ, но и Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство труда, Министерство образования и науки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата.

элементы дуального обучения в образовательном процессе

Ключевыми задачами при реализации проектов по модели дуального обучения стали выработка современных моделей и форматов взаимодействия образовательных организаций и предприятий в подготовке молодых кадров, стимулирование и мотивация участия работодателей в финансировании нового формата программ обучения.

В чем же именно заключаются преимущества дуального обучения по сравнению с традиционным?

Таким образом, дуальное обучение предполагает активное участие компаний в обучении и подготовке квалифицированных сотрудников. Участие компаний в дуальном обучении является элементом социальной ответственности, поскольку именно специалисты с хорошей подготовкой способны развивать экономику страны.

Какие выгоды получат разные участники дуального обучения?

Предприятия — квалифицированных специалистов, которые полностью соответствуют их требованиям.
Вузы — гарантированное трудоустройство выпускников, возможность стажировки преподавателей и выпускников, реализация программ в рамках социального партнерства.
Государство и общество — экономия госбюджета, решение проблемы дефицита рабочей силы, ускорение инновационных процессов и развитие экономики страны.

элементы дуального обучения в образовательном процессе

Организация дуального обучения в России предполагает сотрудничество и совместную работу образовательных учреждений и предприятий. Готовить студентов в учебных учреждениях должны в соответствии с запросами и потребностями предприятия. А для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы преподаватели проходили подготовку и переподготовку на базе предприятия.

Дуальное обучение в образовательных учреждениях

На сегодняшний день многие учебные заведения готовы к внедрению дуального обучения. Однако процесс реализации затруднен выбором предприятий, которые готовы сотрудничать с образовательным учреждением.

Для вузов лучшим вариантом считаются инновационные и экономически развитые предприятия и компании. Есть небольшой нюанс: не все такие предприятия готовы взять под крыло студентов.

Кроме того, стоит учитывать, что негативное отношение к участию в дуальной системе формируется из-за необходимости финансового обеспечения и сопровождения дуального обучения.

Дополнительным отягчающим фактором является необходимость получения лицензии на осуществление образовательной деятельности. Здесь подразумевается, что организации нужно выполнить целый ряд лицензионных условий.

элементы дуального обучения в образовательном процессе

Имеет место и другая проблема — студент не видит себя в профессии, поскольку выбирал специальность не очень осознанно. В результате всего получаем нехватку квалифицированных специалистов.

Решить эту проблему можно с помощью занятий по профориентации в старших классах школы. Так ребенок и будущий студент сможет понимать, что ему интересно и что его ждет на потенциальной работе.

Опыт вузов, которые применяют дуальное обучение

В КарТУ (Карагандинский государственный технический университет) создали инновационно-образовательный консорциум, который объединил в себе университет и 55 крупных промышленных предприятий. В основе всего лежит распределенный учебный процесс, где теоретические знания студенты получают с использованием веб-ресурсов и онлайн-обучения вечером, а практические — вечером на производстве.

В ТПУ (Томском политехническом университете) по запросам крупнейших российских и зарубежных компаний абитуриенты проходят конкурсный отбор. С будущим студентом заключается договор, который гарантирует трудоустройство в организации, дополнительные меры соцподдержки от работодателя, прохождение практик и стажировок на будущем месте работы.

В ИнЕУ (Инновационный евразийский университет) в рамках обучения по дуальной модели студенты в течение 3-х курсов бакалавриата получают теоретические знания в вузе, а затем переходят к получению практических навыков.

Опыт вузов показал, что дуальное обучение может по-разному реализовываться в вузах. И действительно, Закон «Об образовании» предполагает, что в вузах могут создаваться кафедры, которые будут обеспечивать практическую подготовку студентов на базе коммерческих предприятий. Главное, чтобы организация подходила по профилю обучения студента в вузе.

элементы дуального обучения в образовательном процессе

Особенности работы в дуальной системе для преподавателей

Рефлексия в производственной практике обучающихся имеет большое значение, так как именно рефлексирующее осмысление своих первых шагов в избранной профессии нацеливает будущего специалиста на более осознанное и активное управление собственной карьерой.

Рефлексия может быть как устной, так и письменной в формате эссе или мини-сочинения. В вузе рефлексия может быть организована в группе студентов или проводиться индивидуально каждым учащимся.

Ценность рефлексии напрямую зависит от того, насколько глубоко студент осознает значимость учебной работы, причины своих успехов и неудач.

Наиболее эффективно рефлексия проходит в формате дискуссий, мозговых штурмов и круглых столов, когда у студентов есть возможность оценить результаты своей деятельности и сравнить ее с результатами деятельности коллег.

элементы дуального обучения в образовательном процессе

В целом, дуальное обучение в вузе — перспективное направление для развития в России. Но важно понимать, что помимо плюсов, есть и минусы: недостаточное финансирование и отсутствие заинтересованности у работодателя принимать к себе новоиспеченных студентов.

Что касается самих студентов: они не всегда после школы представляют свою будущую профессию, сомневаются, сможет ли выбранная профессия реализовать их потенциал. Если человек неверно выберет для себя работу и компанию по дуальной модели, он должен будет отрабатывать вложенные в него средства. Впоследствии это может стать обременительным для специалиста.

В такой ситуации кажется разумным реформировать систему образования для того, чтобы студенты получали действительно полезные и актуальные знания. Понятно, что процесс реформирования образовательной системы может занять значительное время и для решения задачи потребуется привлечь множество ресурсов. Но в результате выиграют все — и студенты, и вузы, и работодатели.

Источник

Элементы дуального обучения в образовательном процессе ДБК

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Марина Георгиевна Козина,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

и социальным вопросам,

ГАПОУ РО «Донской банковский колледж», г. Ростов-на-Дону

Элементы дуального обучения в образовательном процессе ДБК

Сложившийся в нашей стране рынок труда диктует необходимость пересмотра традиционных подходов в системе профессионального образования. Переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в системе профессионального образования. При приеме на работу работодателей интересует не столько формат теоретических знаний выпускников учебных заведений, сколько их готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, когда наши выпускники трудоустраиваются. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару лет получают готового к работе специалиста.

Россия уязвима на мировых рынках. Одним из факторов является дефицит высококвалифицированных рабочих. По данным Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации, в настоящее время от 60% до 80% вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. При этом средний возраст российского рабочего — 51-54 года, кроме этого:

производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира;

несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке;

инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации.

Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров, а существующая система профессионального образования рабочих специальностей с проблемой не справляется. Решить ее надеются с помощью дуального образования — новой модели, в которой сочетаются теоретическая подготовка и практические занятия в мастерской и на рабочем месте.

Дуальная система профессионального образования, получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии.

В Советском Союзе была четко выстроенная система профессионально-технического образования, которая не сохранилась. И теперь, способствуя ее возрождению, Россия ориентируется на немецкий опыт, так как «Дуальное образование в Германии» является признанным лидером в этой области. В Германии дуальная система образования предлагает около 40 тысяч программ. Выбирать можно из 350 профессий. Россия собирается взять из германской модели «дуального образования» следующие принципиальные аспекты:

— совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения — разрыв между теорией и практикой;

в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;

дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;

учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения.

У немцев мы можем поучиться и традиционно уважительному отношению к труду, которое в современных условиях лишь условно можно назвать физическим. Наши молодые люди после школы стремятся поступить в вуз. А более половины детей в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая научиться, что-то делать руками.

Почему молодые немцы хотят получать рабочие специальности? В Германии студенты обеспечивают сами себя, родители перестают их обеспечивать после окончания школы, поэтому они готовы выполнять любую работу и получать за это деньги. А что у нас?

«Будете плохо учиться, пойдете в ПТУ», — такой страшилкой активно пользовались педагоги советской школы. В те времена продолжение учебы в ПТУ молодые люди и их родители воспринимали как вариант для неудачников. В конце XX века ситуация претерпела существенные изменения. И сегодня в России хотят получить все и сразу, поэтому молодежь сразу видит себя менеджером с большой зарплатой.

Для формирования контингента обучаемых между работодателем и учебным заведением оформляется соответствующий договор, в котором учитываются квалификационные требования к специалистам, условия организации процесса обучения и проведения квалификационных экзаменов. Соответственно оформляется договор между работодателем и претендентом на обучение (в случае, если претендент не является сотрудником работодателя). В договоре указываются финансовые обязательства сторон, условия возмещения претендентом финансовых затрат работодателя на процесс обучения посредством оговоренного срока обязательной отработки. Не исключается оформление трехстороннего договора по схеме: работодатель — учебное заведение — претендент на обучение.

Если говорить о внедрении дуальной системы обучения внутри колледжа, то ее элементы используются при подготовке специалистов уже давно. Теоретическое и практическое обучение производится в колледже, на предприятиях и в учебных центрах при предприятиях. Считаю, что наш колледж вполне может перейти на дуальное обучение и реализовать обучение через тесное взаимодействие с работодателями. Так, к теоретическому обучению привлечь специалистов банков, в том числе, как преподавателей, так и экспертов по оценке учебных планов, рабочих учебных программ, учебных дисциплин, профессиональных модулей, программ практик и т.п. Как уже отмечалось выше производственное практическое обучение проходит на реальных производственных местах в банках. А специалисты банков являются компетентными руководителями практического обучения, и в период практики студенты являются сотрудниками (учениками) банков. Председателем Государственной экзаменационной комиссии являются представители работодателя. Руководителями преддипломной практики, дипломного проектирования назначить в 95% случаях специалистов банков.

Практика студентов является составной частью ОПОП, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО. Видами практики студентов, осваивающих ОПОП, являются: учебная практика и производственная практика, преддипломная практика.

Учебная практика направлена на:

формирование у студентов умений, приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности;

освоение рабочей профессии, в соответствии с ФГОС СПО по специальности;

Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика.

Практика по профилю специальности направлена на:

формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП, предусмотренных ФГОС СПО по специальности Банковское дело. Организацию и руководство производственной практикой осуществляют руководители практики от колледжа и от кредитных организаций города.

Преддипломная практика направлена на:

углубление первоначального практического опыта студента, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.

Учебная практика и производственная практики проводятся путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной и производственной практики по профилю специальности. К преддипломной практике допускается студент, завершивший обучение по одной из основных профессиональных образовательных программ и успешно прошедший все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом – зачет, дифференцированный зачет, экзамен по учебной дисциплине, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям.

В нашем колледже имеется определенный опыт взаимодействия с работодателями, когда обучающиеся в реальных производственных условиях осваивают некоторые виды деятельности внутри изучаемой профессии.

Результатом плодотворного сотрудничества и налаженными деловыми отношениями с основным работодателем, является то, что на сегодня колледж трудоустраивает более 85% своих выпускников.

Дуальная система обучения продиктована жизнью, требованиями современного производства, необходимостью успешной реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития.

Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. – 2014. – № 04 (апрель). – ART 14087. – 0,4 п. л. – URL:

Аникеев А. А., Артуров Е. А. Современная структура образования в Германии // Alma mater. – 2012. – № 3. – C. 67–68. 2

Югфельд Е.А. Анализ эффективности дуальной модели обучения при подготовке специалистов в условиях государственно-частного партнерства // Вестник высшей школы «Alma mater». 2014. № 9. Стр.44-47;

Югфельд Е.А. Характеристика структуры профессионального образования Германии: дуальность обучения // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2013 г.: в 5 частях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *