эллис а драйден у практика рационально эмоциональной поведенческой терапии
Эллис а драйден у практика рационально эмоциональной поведенческой терапии
Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24
Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить
ГЛАВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
УТОЧНЕНИЕ ФОРМУЛЫ РЭПТ (А-В-С)
ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
ТЕОРИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ КЛИЕНТА В РЭПТ
ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ РЭПТ
ОСНОВНЫЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ РЭПТ
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ В ТЕРАПИИ
РЭПТ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ОБЩАЯ РЭПТ (КПТ)
Пример из базовой практики РЭПТ: случай Джейн
КОГНИТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЭПТ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЭПТ
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЭПТ
ПРОЦЕСС ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЭПТ
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
ПРИРОДА НАРУШЕНИИ ИНТИМНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ОСНОВНЫЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
ПОДХОД РЭПТ К СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
СЕМЕЙНАЯ РЭПТ И ДРУГИЕ СИСТЕМЫ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
КОГДА СЕМЕЙНАЯ РЭПТ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНА
ЦЕЛИ СЕМЕЙНОГО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
РОЛЬ И ФУНКЦИЯ ТЕРАПЕВТА
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СЕМЕЙНОЙ РЭПТ
РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ СЕАНСОВ С ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ
ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОЙ РЭПТ
ВЫБОР УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ
СОСТАВ группы И ОБСТАНОВКА В НЕЙ
ЧАСТОТА, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ
ПРОЦЕСС ГРУППОВОЙ РЭПТ
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ГРУППЫ
ОГРАНИЧЕНИЯ ГРУППОВОЙ РЭПТ
ПРОТОКОЛ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
Рационально-эмоционально-поведенческие марафоны и интенсивная психотерапия [13]
НЕКОТОРЫЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Обучение принципам безусловного самопринятия в условиях структурированной группы*
РЭПТ И РАССТРОЙСТВА ЭГО
БЕЗУСЛОВНОЕ САМОПРИНЯТИЕ (БСП)
ПРОВЕДЕНИЕ ГРУППЫ САМОПРИНЯТИЯ
Использование гипноза в РЭПТ [16]
ПОЧЕМУ РЭПТ ЭФФЕКТИВНА В СОЧЕТАНИИ С ГИПНОЗОМ
ЗАПИСЬ ГИПНОТИЧЕСКОГО СЕАНСА РЭПТ
Как сохранить и приумножить успехи, достигнутые с помощью рационально-эмоциональной поведенческой терапии
Тест на безусловное самопринятие
Рационально-эмотивная терапия Эллиса
Рационально-эмотивная терапия представляет собой вариант когнитивного реконструирования (Ellis A.,1962; 1973). Согласно автору предложенной терапии эмоциональное поведение можно представить в виде мнемоники «АВС» («модель АСП», «концептуальная схема АСП»), объясняющей и иллюстрирующей роль процессов мышления в эмоциональных расстройствах:
Процесс рационально-эмотивной терапии включает в себя:
В рационально-эмотивной терапии используются такие упражнения, как «упражнения по борьбе с чувством стыда», «диалог с самим собой», различные варианты «оспаривания». Оспаривание (обсуждение, опровержение) является основной техникой рационально-эмотивной терапии. Различают «когнитивное оспаривание» — обсуждение и опровержение с помощью специально разработанных вопросов, которые ставят под сомнение необходимость того, что человек считает необходимым; «эмотивное оспаривание», использующее для опровержения «рационально-эмотивные образы» (представление самого плохого варианта развития событий с последующей заменой неадекватного чувства подавленности на адекватное чувство сожаления) (Maultsby M., Ellis A., 1974) и «поведенческое оспаривание», представляющее собой совершение тех действий, которых пациент избегает, с одновременным убеждением самого себя в том, что его неудачная попытка будет выглядеть не так уж и ужасно. Поскольку рационально-эмотивная терапия особое внимание уделяет суждениям пациента, следует более подробно остановиться на ее определении понятия «иррациональное суждение».
Выделяются следующие группы иррациональных суждений:
Помимо этих четырех категорий Эллис составил перечень 12 основных иррациональных идей (отдельные авторы увеличивают число иррациональных суждений до 27 и более).
Двенадцать основных иррациональных идей включают в себя следующие суждения:
Следует иметь ввиду, что необходимо отграничение двенадцати исходных иррациональных убеждений и атрибуций от глубинных догм, обычно являющихся их источником (Ellis A.,1987). Основные иррациональные суждения отражают определенные опасения человека: страх быть отвергнутым («любовная сентиментальность»): «меня должны любить и поддерживать все, кто мне небезразличен, если этого не происходит, то это ужасно, меня никто не любит» или ожидание какой-либо другой опасности — «следует быть настороженным в отношении неопределенных или потенциально опасных событий».
Как правило, в рационально-эмотивной терапии борьба с иррациональными мыслями происходит посредством когнитивного и эмоционального оспаривания. Эллис (Ellis A., 1952) также выделяет дескриптивные когниции, содержащие в себе чистую информацию о реальности, или когниции, включающие в себя информацию о том, что именно данный человек воспринял в окружающем его мире.
Эллис пользуется психоаналитическим термином кларификация, вкладывая в него свой смысл, понимая под этим прояснение, с помощью которого пациент учится распознавать свои иррациональные установки. Задачей кларификации в данном случае является разделение описаний и оценок, пожеланий и предписаний, прояснение тех логических связей, которые формирую причинно-следственные отношения. Суждения в то же время могут являться формами оценки действительности. Если, что-то действительно происходит, то появляются оценочные суждения, представляющие собой оценку события, отражающие отношения к реальности, выраженной в ее обобщенной оценке, как правило, оценочные суждения оказываются тесно связанными с дескриптивными когнициями. Рациональные суждения отличаются от иррациональных, например, рациональное суждение: «Как неудачно»; иррациональное суждение: «Как ужасно! Это просто катастрофа». Люди могут одновременно иметь два вида суждений. Задача психотерапевта помочь пациенту различать рациональные и иррациональные суждения, так как, в конце концов, психотерапевт предложит обсудить и опровергнуть собственные иррациональные суждения и заменить их более разумными оценками.
Выделяют следующие критерии рационального суждения:
В свою очередь, критерии иррациональных суждений выглядят следующим образом:
С целью выявления иррациональных суждений следует обращать внимание пациентов на частоту употребления таких слов, как «следует» и «должен», особенно если они сопровождаются оттенком требования.
Эллис пытается объяснить тот факт, почему люди мыслят иррационально. Он приходит к выводам о том, что иррациональные суждения возникают вследствие:
В рационально-эмотивной терапии большое внимание уделяется домашней работе пациента, которая обычно включает в себя: предписание чтения, слушания (прослушивание сеанса на магнитофоне пациента), письменные задания (листы самопомощи: Что случилось? Что я чувствовал? О чем я думал? письменные очерки и дневники), задания с использованием воображения, предписание наблюдения за мыслями, предписание релаксации, предписание действий — задания, связанные с необходимостью рисковать и упражнения на преодоление стыда. Последовательность работы психотерапевта в случае рационально-эмотивной терапии может соответствовать следующей модели:
Эллис а драйден у практика рационально эмоциональной поведенческой терапии
От авторов
По рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) опубликовано немало превосходных специальных работ, включая и несколько наших собственных (Bernard, 1991; Bernard & Wolfe, 1993; Dryden, 1994a, 1994b, 1995a, 1995b; Dryden & DiGiuseppe, 1990; Dryden & Hill, 1993; Dryden &Neenan, 1995; Ellis, 1985c, 1994c, 1996a; Ellis & Crieger, 1986; Walen, DiGiuseppe, & Dryden, 1992; Yankura & Dryden, 1990,1994). Однако ни в одной из этих книг нет систематического описания клинического применения РЭПТ, например, ее использования в индивидуальной, супружеской, семейной, групповой и интенсивной терапии. Таким образом, работы, в которой бы систематически обобщался порядок проведения РЭПТ, до сих пор не было.
Ранее мы публиковали статьи и монографии, охватывающие важные аспекты практики РЭПТ (Dryden, 1985b; Ellis, 1971а, 1985с, 1993b), однако некоторые из этих работ уже устарели и более не издаются. Поэтому в данной работе мы пересмотрели и модернизировали материал прошлых лет и добавили несколько глав по новым разработкам РЭПТ — в общем, попытались создать книгу, которая бы предоставляла всеобъемлющую картину по проведению РЭПТ. Такое изложение принципов РЭПТ позволило бы любому заинтересованному психотерапевту эффективнее использовать ее основные клинические приемы.
Эта книга не раскрывает всех аспектов РЭПТ. В некоторых из уже упомянутых публикаций те или иные способы применения РЭПТ описываются более подробно, здесь же о них говорится лишь вскользь. То же самое можно сказать и об использовании РЭПТ в психологической просветительской практике, например, на курсах, семинарах и интенсивных рационально-эмоциональных поведенческих тренингах. Однако специалисты, желающие использовать наиболее популярные клинические методы РЭПТ, найдут в этой книге их самое детальное описание Мы не ждем, что данная работа заменит собой все другие публикации по РЭПТ, но в то же время надеемся, что она станет существенным и полезным дополнением к ним.
Предисловие
Предлагаемая вашему вниманию книга является результатом более чем 50-летней истории развития когнитивно-эмоциональной поведенческой психотерапии. Безусловно, главная роль в развитии этого метода немедицинской психотерапии принадлежит Альберту Эллису. Созданный им и разработанный в деталях новый метод психотерапии получил широкое распространение в мире и пользуется на сегодняшний момент заслуженным признанием как психотерапевтов, так и их клиентов, о чем свидетельствует успех института Эллиса и написанных им книг.
Альберт Эллис родился в Питтсбурге в 1913 году и вырос в Нью- Йорке. Так или иначе, вся профессиональная деятельность Эллиса связана с этим городом, доставившим ему много неприятностей. Лишь высокая степень уверенности в себе и умение извлекать пользу из жизненных трудностей путем их рациональной проработки и решения проблем позволили Эллису найти способ помощи в преодоление трудностей другим людям. Проблемы со здоровьем еще в раннем детстве заставили Эллиса сменить занятия спортом на чтение, конфликты в семье (родители Эллиса развелись, когда ему было 12 лет) научили Эллиса внимательно относиться к внутреннему миру человека и стремиться к пониманию других людей.
Первоначально Эллис планировал заняться литературной деятельностью. Он хотел получить специальность экономиста, чтобы к 30 годам заработать достаточно денег для спокойного литературного творчества. В 1934 году Эллис окончил университет Нью-Йорка и получил степень магистра деловою администрирования. Вместе с братом они основали первое предприятие. В 1938 году Эллис получил должность начальника службы персонала в небольшой фирме. Параллельно с работой в сфере бизнеса Эллис занимался литературным трудом, к 28 годам у него было уже более двух десятков рукописей, которые он нигде не мог опубликовать. Желая как-то повысить привлекательность своих рукописей для издателей, Эллис решил написать несколько работ о сексуальных проблемах и стал собирать материалы для книги о сексуальной свободе. Поскольку собранные материалы Эллис широко обсуждал с друзьями, его стали считать чем-то вроде эксперта по этому предмету. Многие из его друзей стали обращаться к Эллису за советом и он обнаружил, что консультирование нравится ему не меньше, чем литературное творчество. Эллис вновь занялся своим образованием. В 1943 году он получил степень магистра по курсу клинической психологии Университета Колумбии (Нью-Йорк). Уже в это время он открывает частную психотерапевтическую практику по семейным и сексуальным проблемам. В 1947 году Эллис поступает в аспирантуру и решает начать учебный анализ, чтобы через несколько лет стать психоаналитиком. Это оказалось не простым делом, поскольку большинство психоаналитических институтов ориентировалось на психологов с докторскими степенями. Все же Эллису удается найти аналитика из группы Карен Хорни, который соглашается работать с ним. Эллис прошел полный анализ и начал практику классического психоаналитика. В 40-е года Эллис работал психоаналитиком в учебных учреждениях и клиниках, но его вера в психоанализ быстро разрушилась. Используя опыт своей консультативной деятельности, Эллис стал экспериментировать с более директивными вмешательствами, чем это было принято в психоанализе. К1955 году Эллис полностью отошел от психоанализа и стал разрабатывать свой собственный стиль психотерапии, основанный на анализе и изменении верований и убеждений клиентов, их представлений о должном и нужном. В 1957 году вышла книга Эллиса «Как жить с невротиком». Двумя годами позже Эллис основал свой Институт рационально-эмоциональной терапии, в котором стал проводить консультации и семинары для психотерапевтов. В 1960-м году вышла его книга «Искусство и наука любви», которая пользовалась большим успехом.
Читать онлайн «Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии»
Автор Альберт Эллис
От авторов
По рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) опубликовано немало превосходных специальных работ, включая и несколько наших собственных (Bernard, 1991; Bernard & Wolfe, 1993; Dryden, 1994a, 1994b, 1995a, 1995b; Dryden & DiGiuseppe, 1990; Dryden & Hill, 1993; Dryden &Neenan, 1995; Ellis, 1985c, 1994c, 1996a; Ellis & Crieger, 1986; Walen, DiGiuseppe, & Dryden, 1992; Yankura & Dryden, 1990,1994). Однако ни в одной из этих книг нет систематического описания клинического применения РЭПТ, например, ее использования в индивидуальной, супружеской, семейной, групповой и интенсивной терапии. Таким образом, работы, в которой бы систематически обобщался порядок проведения РЭПТ, до сих пор не было.
Ранее мы публиковали статьи и монографии, охватывающие важные аспекты практики РЭПТ (Dryden, 1985b; Ellis, 1971а, 1985с, 1993b), однако некоторые из этих работ уже устарели и более не издаются. Поэтому в данной работе мы пересмотрели и модернизировали материал прошлых лет и добавили несколько глав по новым разработкам РЭПТ — в общем, попытались создать книгу, которая бы предоставляла всеобъемлющую картину по проведению РЭПТ. Такое изложение принципов РЭПТ позволило бы любому заинтересованному психотерапевту эффективнее использовать ее основные клинические приемы.
Эта книга не раскрывает всех аспектов РЭПТ. В некоторых из уже упомянутых публикаций те или иные способы применения РЭПТ описываются более подробно, здесь же о них говорится лишь вскользь. То же самое можно сказать и об использовании РЭПТ в психологической просветительской практике, например, на курсах, семинарах и интенсивных рационально-эмоциональных поведенческих тренингах.
Предисловие
Предлагаемая вашему вниманию книга является результатом более чем 50-летней истории развития когнитивно-эмоциональной поведенческой психотерапии. Безусловно, главная роль в развитии этого метода немедицинской психотерапии принадлежит Альберту Эллису. Созданный им и разработанный в деталях новый метод психотерапии получил широкое распространение в мире и пользуется на сегодняшний момент заслуженным признанием как психотерапевтов, так и их клиентов, о чем свидетельствует успех института Эллиса и написанных им книг.
Альберт Эллис родился в Питтсбурге в 1913 году и вырос в Нью- Йорке. Так или иначе, вся профессиональная деятельность Эллиса связана с этим городом, доставившим ему много неприятностей. Лишь высокая степень уверенности в себе и умение извлекать пользу из жизненных трудностей путем их рациональной проработки и решения проблем позволили Эллису найти способ помощи в преодоление трудностей другим людям. Проблемы со здоровьем еще в раннем детстве заставили Эллиса сменить занятия спортом на чтение, конфликты в семье (родители Эллиса развелись, когда ему было 12 лет) научили Эллиса внимательно относиться к внутреннему миру человека и стремиться к пониманию других людей.
Когнитивно-поведенческая психотерапия при лечении хронической боли
Полный текст:
Аннотация
Ключевые слова
Об авторе
Список литературы
Livneh H. Psychosocial adaptation to heart diseases: the role of coping strategies. J Rehabil 1999;65(3):24-33.
Бек Д.С. Когнитивная терапия: полное руководство. М.: ООО И.Д. Вильямс, 2006.
Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб.: Речь, 2002.
DeLuca J., Daly R. Mapping the meditative mind: QEEG and LORETA findings. Applied Psychophysiology and Biofeedback. Abstr of paper presented at the 35th Annual Meeting 2004;29(4):290-1.
Burke A., Herder S. Enchancing daily effectiveness and coping with primary goal imagery. Applied Psychophysiology and Biofeedback. Abstr of paper presented at the 35th Annual Meeting, 2004;29(4):300.
Tracey I., Ploghaus A., Gati J.S. et al. Imaging attentional modulation of pain in the periacqueductal gray in humans. J Neurosci 2002;22:2748-52.
Ranvielle P., Hofbauer R.K., Tomas P. et al. Cerebral mechanisms of hypnotic induction and suggestion. J Cognit Neurosci 1999;11:110-25.
Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2009.
Andrasik F. et al. Outcome measurement in behavioral research: headache parameters and psychological outcome. Headache 2005;45(5):429-37.
Holroyd K.A., Powers S.W., Andrasik F. Methodological issues in clinical trials of drug and behavioral therapies. Headache 2005;45(5):487-92.
Biondi M., Portuesi G. Tension-type headache: psychosomatic clinical assessment and treatment. Psychother Psychosom 1994;61(1):41-64.
Turk D.C., Flor H. The cognitive-behavioral approach to pain management. In: McMahon S.B., Koltzenberg M. (eds). Wall and Melzack`s textbook of pain. 5th ed. London: Elsevier Churchill Livingstone, 2006.
Gatchel R.J., Oordt M.S. Clinical health psychology and primary care: practical advice and clinical guidance for successful collaboration. Washington, 2003.
Verma S., Gallagher R.M. Evaluating and treating comorbid pain and depression. Int Rev Psychiatry 2000;12(2):103-15.
Gatchel R.J., Rollings K.H. Evidence-informed management of chronic low back pain with cognitive-behavioral therapy. Spine J 2008;8:40-4.
Morley S.J., Eccelston C., Williams A. Systematic review and meta analysis of randomized control trials of cognitive behavior therapy for chronic pain in adults, excluding headache. Pain 1999;80:1-13.
Guzman J., E-mail R., Karjalainen K. et al. Multidisciplinary bio-psycho-social rehabilitation for chronic low back pain. The Cochrane Database of Systematic Reviews. 2001;1:CD000963.
Hoffman B.M., Chatkoff D.K., Papas R.K. et al. Meta-analysis of psychological interventions for chronic low back pain. Health Psychol 2007;26:1-9.
Van Tulder M.W., Ostelo R.W., Vlaeyan J.W. et al. Behavioral treatment for chronic low back pain: a systematic review within the framework of the Cochrane Collaboration Back Review Group. Spine 2000;25:2688-99.
Ostelo R.W., Van Tulder M.W., Vlaeyan J.W. et al. Behavioral treatment for chronic low back pain (review). The Cochrane Library 2005;4:1-25.
Для цитирования:
Мелкумова К.А. Когнитивно-поведенческая психотерапия при лечении хронической боли. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2010;2(1):9-13. https://doi.org/10.14412/2074-2711-2010-63
For citation:
Melkumova K.A. COGNITIVE BEHAVIORAL PSYCHOTHERAPY IN THE TREATMENT OF CHRONIC PAIN. Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics. 2010;2(1):9-13. (In Russ.) https://doi.org/10.14412/2074-2711-2010-63