эмоции и разум в психологии
Эмоции и разум
Как и большинство явлений, изучаемых психологией, эмоции (и чувства, которые мы в обыденной жизни зачастую смешиваем с эмоциями) – это то, с чем прекрасно знаком любой из нас. Все мы постоянно их испытываем, подчиняемся им или, напротив, берем их под контроль, наблюдаем их проявление у других людей. Именно чувства и эмоции окрашивают наш мир в самые разные цвета и оттенки – если изъять их «из обращения», человеческое сообщество превратилось бы в подобие машинного зала: множество бездушных компьютеров, получающих и обрабатывающих информацию, даже обменивающихся ею – и только.
Говорят, что человека отличает от животных и ставит выше всего животного царства наличие сознания, речи, способности к прямохождению, к труду… Но в не меньшей степени людьми нас делает именно наличие у нас чувств и эмоций. (Впрочем, простые эмоциональные реакции имеются и у животных, но они несравнимы с тем богатством оттенков, сочетаний, глубины и сложности эмоций, какими обладает Homo sapiens.)
Так что же это такое – эмоции?
В психологии под эмоциями понимается переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, самому себе и т. д.). Чувства, действительно, очень близки к эмоциям, но представляют собой более устойчивое во времени явление, к тому же более связанное с сознанием: это не только переживание, отношение, но и некоторая логическая оценка предмета, события, человека и т. д.
Одна из важнейших характеристик эмоции состоит в том, что помимо чисто психологического, она имеет и физиологический компонент: каждое эмоциональное переживание сопровождается специфическими физиологическими реакциями организма.
Исследователей всегда интересовал вопрос: каковы «отношения» между эмоциями и разумом?
В более широком смысле эта проблема занимала уже и античных философов, и даже, наверное, более древних мыслителей: что управляет человеком? Его собственная воля, сознательные решения – или же он всего лишь игрушка, подвластная играм страстей, бушующих в нем? Решению этого извечного вопроса так или иначе посвящено все искусство – в живописи, музыке, литературе бесконечно развивается эта тема, и окончательного ответа не найдено, да наверное, его и не существует.
Тем не менее в психологии проводилось и проводится множество исследований этой проблемы, и результаты подчас противоречивы, хотя крайне интересны и в любом случае позволяют нам все лучше постигать собственную психику. Вопрос о главенстве разума и/или эмоций столь важен не только в теоретическом плане: прежде всего отвечать на него так или иначе приходится практическим психологам, психотерапевтам, психиатрам.
Те исследователи, которые отдают ведущую роль сознанию и разуму, а эмоциям отводят подчиненное положение, полагают, что любое нарушение этой субординации – признак душевного неблагополучия. Следовательно, для избавления от этого неблагополучия необходимо восстановить правильный порядок вещей: «выключить» неправильные эмоции, захватившие слишком сильную власть над человеком, развить сознательный контроль, подчинить переживания разуму. Некоторые методы современной психотерапии направлены именно на эти цели: основная их идея – совершенствование навыков самоконтроля, умения осознавать и оценивать свои эмоциональные реакции и сознательно управлять ими.
Противоположной является точка зрения, согласно которой именно эмоции правят бал: они стимулируют все познавательные процессы, порождают и направляют любые движения разума. Соответственно, и практические выводы из этой теории противоположны описанным выше: причину душевных недугов сторонники этого взгляда видят как раз в подавлении эмоций, а средство исцеления – в свободном их выражении.
Самое интересное состоит, пожалуй, в том, что при отсутствии единого теоретического решения этой проблемы на практике людям помогают порой диаметрально противоположные подходы: кому-то – методики и приемы, направленные на достижение эмоциональной разрядки, кому-то – методы развития самоконтроля и «логически ориентированные» направления психотерапии. Так что остается только порадоваться тому, как богаты и разнообразны современные психологические подходы, среди которых каждый может найти то, что подходит именно ему.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Разум
Разум Просмотрите рис. 3, 7, 10, а, 21. Предки изображали разум как Вилу, два конца которой разъединены, другие два конца составляют единое целое. Быть единым – это не разум, быть разделённым – это тоже не разум, разум – это когда есть единство и разделение.Представьте себе
Разум
Разум Понимание того, что представляет собой человеческий разум, – вот тот жизненно важный аспект, который поможет вам стать магнитом для денег. Для тех читателей, которые уже владеют такой информацией, пусть эта глава будет напоминанием о том, как в действительности
Разум
Разум Давайте остановимся на минуту, чтобы подобрать ключ к свободе ребенка. Что приведет в движение механизмы образования?У ребенка, свободного в движении, двигающегося все с большим совершенством, есть интеллектуальная цель этих движений. Ребенок, свободно
Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции
Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции Некоторые эмоции естественно исчезают или просто трансформируются после работы над ними в этом процессе. Если ваши эмоции постепенно исчезают или трансформируются, значит, они были тем, что мы называем
2. КАК ПЕРЕДАЕТСЯ РАЗУМ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ. ПРОДОЛЖАЕТ ЛИ РАЗУМ РАЗВИВАТЬСЯ? БУДУТ ЛИ ЛЮДИ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧИНУ? СОХРАНИТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СВОЙ РАЗУМ?
2. КАК ПЕРЕДАЕТСЯ РАЗУМ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ. ПРОДОЛЖАЕТ ЛИ РАЗУМ РАЗВИВАТЬСЯ? БУДУТ ЛИ ЛЮДИ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧИНУ? СОХРАНИТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СВОЙ РАЗУМ? Как формируется разум? Формируется ли он в момент зачатия человека, передается ли от Природы или создается сам по себе, по
3. РАЗУМ ПСИХА И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ. РАЗУМ САМОУБИЙЦЫ И УБИЙЦЫ
3. РАЗУМ ПСИХА И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ. РАЗУМ САМОУБИЙЦЫ И УБИЙЦЫ Когда мы говорим о разуме психа (человека, больного какими-либо психическими заболеваниями), то мы должны иметь в виду две исходные позиции. Первая: есть мозг и есть разум. Вторая позиция — та, что разум — это мозг и
Разум
Разум Если в человеке есть разум, его можно запрограммировать, то есть зомбировать? Само понятие разума исключает это. Откуда-то изнутри нам известно, что с разумным человеком ничего невозможно сделать. Человек, обладающий разумом, живёт и действует по сердцу.Разум – это
В разум
В разум Рассмотренные выше пять типов характеров можно представить в виде пятиконечной звезды (см. рис. 16). Все пять типов характеров – это этапы протекания души на землю, в материальную жизнь. Это ясно видно из их строения тел (см. рис. 17).Существует прямой взгляд на мир,
Смерть и разум
Разум
Разум Просмотрите рис. 3, 7, 10, а, 21. Предки изображали разум как Вилу, два конца которой разъединены, другие два конца составляют единое целое. Быть единым – это не разум, быть разделённым – это тоже не разум, разум – это когда есть единство и разделение.Представьте себе
Комбинируйте разум и эмоции
Комбинируйте разум и эмоции Авторитет – это искусство гибко комбинировать разум и эмоции.Люди аналитического склада ума, которые на протяжении многих лет занимаются учебой, наукой или другой мыслительной деятельностью, должны научиться управлять эмоциями и страстью,
Глава 10 РАЗУМ
Глава 10 РАЗУМ Когда мы анализируем слово «разум» (reason), это открывает для нас широкое поле мысли. Во первых, каждый творец добра и каждый, совершающий зло, имеет причину для поддержки своего действия. Когда два человека ссорятся, каждый говорит, что он прав, потому что у
РАЗУМ ВОИНА
Абсорбирующий разум
Абсорбирующий разум Как это происходит? Мы говорим: «Он запомнил». Но чтобы запоминать, необходима память. А у ребенка ее нет – сначала надо ее построить. Казалось бы, прежде чем отдать себе отчет в том, что сделать фразу понятной может только ее правильная конструкция,
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Разум или чувства: зачем нам нужны эмоции
Иван Мин
Что такое эмоции? Каковы их механизмы? От чего зависит интенсивность эмоций? Все ли люди переживают одно и то же? Может ли человек управлять своими эмоциями или это только иллюзия? Об этом и многом другом во время «Популярного лектория» расскажет Илья Захаров 22 апреля в DI Telegraph.
Илья Захаров
психофизиолог, аспирант кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ.
Эмоции и разум мешают друг другу. Нам всем хотелось бы мыслить рационально, но мешают эмоции. Или наоборот, к черту разум, лучше полагаться на интуицию?
Эмоции — это что, затрагивает каждого без исключения человека. Это одна из самых активно обсуждаемых и обсуждаемых тем в психологии. В то же время эта область, в которой меньше всего устоявшихся точек зрений.
Каждый из нас может многое рассказать об эмоциях. Однако результаты исследований показывают, что многое в этой области контринтуитивно. Например, жесткое разделение разума и эмоций многими учеными воспринимается как ошибка. Если мы не умеем чувствовать, мы не сможем и рационально мыслить и принимать решения.
От чего зависят эмоции? Это результат наших переживаний, прошлого опыта, личной истории? Или мы чувствуем что-то изменений в гормональном составе крови и химическом составе мозга? Можно ли заставить нас почувствовать то, что мы не хотим?
И наконец, для чего нам нужны эмоции? Они разрушают нашу повседневную жизнь, приводят к сломанным судьбам, разбитым сердцам и преступлениям на почве страсти, или является неотъемлемой частью тех высот, которых смогло достичь человечество?
Ни на один из этих вопросов пока нет окончательно ответа. Но есть огромное количество фактов, которые необходимо знать, если вы хотите размышлять об этих вопросах. И на лекции мы вместе постараемся в них разобраться.
Как должны сочетаться разум и чувства?
Мы знаем, что разум и чувства не всегда бывают в ладах, но что делать со страхами и надеждами, куда деть чувство вины и где взять благодарность, когда в душе усталость и злость? Когда голова нам говорит, что мы не правы, чувства от этого утихают не всегда, нередко это порождает следующую волну внутреннего возмущения.
Лучше всего, когда разум и чувства дружат, поддерживают друг друга. Это помогает человеку жить в ладу с собой и эффективно решать встающие перед ним жизненные задачи.
Человек, живущий одной головой, не всегда понимает окружающих, обычно проигрывает им в спонтанности и в силе напора. С другой стороны те, кто живет чувствами без головы, слишком часто попадают в проблемные ситуации, которые казалось бы несложно было предвидеть.
Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Без саботажа и своевольства.
Оптимальное взаимоотношения разума и чувств такое же, как взаимоотношения руководства и сотрудников в качественной, эффективно работающей организации. В такой организации есть службы, дающие руководству необходимую информацию, есть служба безопасности, мгновенно реагирующая по необходимости, и есть большое число сотрудников, занятых на разных производствах. Все эти службы и сотрудники исключительно важны, но все они подчиняются руководству. Гармония руководства и сотрудников в том, что руководитель разумно руководит, а сотрудники качественно делают то, что им поручено.
Говорить о том, что перед лицом самых трудных и ответственных решений разум нередко пасует и его выручает чувства и интуиция, едва ли есть серьезные основания: нужно учесть, что большая часть тех явлений, которые не-специалисты привыкли называть «чувствами», на самом деле являются формами недискурсивного мышления, см.→.
Другое дело, бывает, что чувства настолько хорошо воспитаны, что им можно доверить уже многое: они работают уже практически самостоятельно, мудро решая все вопросы практически без включения разума. В хорошей организации руководитель не решает оперативные задачи, все делают подготовленные сотрудники. В хорошо построенной душе разуму не нужно напрягаться на каждый вопрос, чувства сами подсказывают наилучшие решения.
У сына контрольная
Кто устанавливает границы?
Ситуация два. Девушка едет в отпуск на море, собирает чемодан. Она заранее подумала и решила, что более пяти наименований платьев, блузок, юбок и брюк на недельный отпуск ей не нужно, но затем полезла в гардероб. Там столько всего разного! Причем к этим брюкам нужна именно такая блузка, и вот к этой юбке нужно то. Девушка села за стол, взяла листок бумаги и около трех часов искала оптимальные сочетания цветов и фасонов. Комбинаторика оказалась не простой, но девушка была умной и упорной. Итого, по итогов ее расчетов, теперь в чемодан нужно упихивать восемнадцать платьев, двенадцать юбок и четырнадцать блузок. Вопрос: у этой девушки чувства действуют в рамках, определяемых ее головой, или ее умная голова обслуживает то, чем вдруг загорелись ее девушкины чувства?
Разум или эмоции: в чём разница рационального и чувственного выбора
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Логическое мышление, разумные решения и разумное поведение – многие люди хвастаются тем, что обладают этими навыками и действуют рационально. В конце концов, неудивительно, что человеку нравится иметь особенно позитивный образ самого себя, который льстит собственному эго. А вот действительно ли кто-то разумный человек и принимает ли рациональные решения — другой вопрос.
Предлагаем исследовать вопрос, что означают рациональность и разум, что им противоположно и почему это ценится больше эмоциональности.
Что вообще рационально
Даже в очень эмоциональных ситуациях нужен рациональный разум, направленный, целенаправленное мышление и четкие действия. Это работает так: не интуитивно, но с расчётом, взвешено, аналитически, логически, хорошо обосновано.
Термины рациональный и разумный основаны на желании сделать собственные решения и действия понятными для посторонних. Разумными считаются те действия, кодовые большинство считает целесообразными и обоснованными. Рационально мыслит тот, кто имеет веские причины для своего (сознательного) решения и может их назвать – особенно для достижения определенной цели.
Но поскольку цель и используемые средства часто оцениваются по- разному, не всегда ясно, что является разумным. Поэтому многие современные философы не видят единой рациональности, а скорее говорят о различных рациональностях одной причины.
Например, об объективной рациональности говорят, если что-то можно измерить в соответствии с законами естественных наук и математики. Ни в коем случае нельзя допускать ошибки приравнивания рационального к истинному. Оценка разумной категории всегда зависит от имеющихся на данный момент знаний.
Нехватка времени и пробелы в знаниях постоянно приводят к решениям, которые при ближайшем рассмотрении не будут рассматриваться как логическое следствие, то есть рациональный подход.
Что управляет вашей жизнью: разум или чувства?
Что противоположно разумному
В философии более высокая оценка рационального наблюдается со времен Просвещения. Французский философ Рене Декарт ввел в обращение фразу: «Я мыслю, следовательно, я существую» в 17 веке и, таким образом, возвысил мышление над чувствами. Согласно этому прочтению, всякий, кто думает, разумен.
Разум и эмоции, то есть рациональность и чувство, были древней парой противоположностей с древних времен. Даже сегодня, вместо истинных эмоций, интуиция по большей части неверно интерпретируется как чувство.
Интуиция вполне может быть рациональной – вполне разумной в том смысле, что для решения есть веская причина. Однако, в отличие от других решений, человек в этом случае не может указать конкретную причину для чего-либо. Потому что интуитивное действие опирается на эмпирические знания, полученные в целом.
Точно так же эмоциональное не противоположно рациональному, потому что эти два понятия не исключают друг друга. Логически обоснованные решения можно преподносить с большим энтузиазмом, испытывая бурю чувств. А противоположность эмоциям – неэмоциональность.
На самом деле иррациональное противоположно рациональному. Иррациональные мысли и действия, как и рациональные, могут иметь место с эмоциональной вовлеченностью или без нее. Когда дело доходит до принятия важных решений, разумность рассматривается как сила. Только тот, кто взвешивает, приводит разумные аргументы, мыслит и действует логично, может регулярно добиваться наилучших результатов.
Не все принимают рациональные решения, некоторые предпочитают прислушиваться к своим эмоциям. Однако даже очень эмоциональные люди способны проанализировать ситуацию и поступить разумно.
Всегда ли возможно действовать логично
С точки зрения успешности необходимо, чтобы цели и процессы принятия решений были максимально рациональными. Это сложно сделать с целями, потому что они часто отражают личные оценки. Процесс принятия решений считается рациональным, если:
Суть в следующем: хотя рациональные решения так высоко ценятся и многие стараются делать все возможное, чтобы совершать фактически оправданные, логические, рациональные действия, люди не только эмоционально управляемы, но и жертвы своих собственных предрассудков.
И одно не обязательно должно причинять вред другому. Вера в авторитет – вот такой случай. Некоторые люди приписывают авторитетам больше положительных качеств – они, должны быть, чтобы каким-то образом дойти до этой позиции. Возможно, рационально с точки зрения человека, который верит в авторитет, но на самом деле предвзято.
Ошибки мышления закрадываются даже в самые разумные мысли. Например, часто люди принимают более благожелательные решения, когда тепло. Довольно старое, но интересное американское исследование пришло к выводу, что физическое тепло явно влияет на мышление.
Фото Linas Drulia on Unsplash
В первоначальном эксперименте участники недолго держали чашку горячего кофе или кофе со льдом и общались между собой. Те, кто держали горячие кружки, оценивали человека как «более теплого», дружелюбного и заботливого. Во втором этапе участники держали в руках терапевтическую подушку. Те, у кого была теплая лечебная подушка, значительно чаще выбирали подарок для друга, а не для себя.
Различные исследования показывают, что определенные обстоятельства могут легко повлиять на решения людей. Тем не менее сам процесс их принятия часто кажется рациональным – почему?
Люди обманывают. Потому что никто не хочет признавать, что он принял решение на основе сочувствия, личных предпочтений и очень субъективных и трудно поддающихся проверке критериев. Что угодно, только не эмоциональность.
Ошибки мышления определяют идею разумности
За повышением оценки рациональности стоят устаревшие представления и стереотипы о том, что за люди, какими личностными качествами они обладают и насколько они могущественны. Например, это:
Женщины просто более эмоциональны
Женщинам отводится большая эмоциональность (и, следовательно, меньшая рациональность), потому что они более чувствительны и, следовательно, менее устойчивы.
Image by mohamed Hassan from Pixabay
Напротив, человек вне зависимости от пола в основном подходит к вещам трезво и рационально. Ошибка такого мышления заключается в том, что эмоциональность связана с тем, что видно извне – например, когда кто-то плачет. Чаще всего на виду это делают женщины.
Так же неправильно приравнивать эмоциональность к отсутствию устойчивости. Оскорбление, если учесть, сколько женщин растят детей в одиночку, справляются с двойным бременем работы и воспитания детей.
Невидимость чувств равняется отсутствию
И наоборот, предполагается, что, если эмоции не видны, их тоже нет. Особенно на руководящих должностях считается преимуществом, если кто-то может контролировать свои эмоции. Представь себе деловых людей во время жестких переговоров, в которых один из участников потеет и отчетливо демонстрирует нервозность – ему придётся трудно. Но контроль над чувствами не является синонимом их отсутствия.
Переговорщик вполне может нервничать внутри, но правильно использовать язык тела. Поскольку он знает о возможных слабых местах, он заранее тщательно подготовился – совершенно разумный подход.
Рациональные действия приводят к успеху
Это основное предположение также неверно. Снова два простых примера: после тщательного рассмотрения кто-то приобрёл акции по согласованию с экспертами. Они были популярны, но затем происходит непредвиденное событие. Вопреки прогнозам, доля падает.
Фото автора cottonbro: Pexels
И наоборот, кто, возможно, сорвал Jackpot или очень преуспел в азартных играх, но это не имеет ничего общего с рациональными действиями. Шансы на выигрыш – один к миллиону. Тогда было бы гораздо разумнее вложить деньги на длительный срок.
Таким образом, понятно, что разум и чувства друг другу не противоречат, а являются важными частями одной личности. В процессе самопознания вполне возможно научиться контролировать эмоции и действовать рационально тогда, когда этого требуют обстоятельства.