эмоциональный интеллект русская практика
Эмоциональный интеллект русская практика
Сергей Шабанов, Алена Алешина
Эмоциональный интеллект. Российская практика
© Сергей Шабанов, Алена Алешина, 2013
© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»
© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)
Эту книгу хорошо дополняют:
Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ
Эмоциональный интеллект в бизнесе
Интуитивный разум суть священный дар, а рациональное мышление – преданный слуга.
Мы создали общество, чтящее слуг, но забывшее о дарах.
…российские люди эмоциональны, в отличие от многих других национальностей, более душевны и менее механистичны, чем американцы или шведы. Поэтому им нужно больше эмоций в менеджменте.
Знакомы ли вам фразы: «Давайте не будем слишком радоваться по этому поводу», «Главное для нас сейчас – это хорошенько все обдумать», «Ты слишком эмоционально к этому относишься», «Мы не должны руководствоваться эмоциями, нельзя дать им взять верх над здравым смыслом»? Скорее всего, да. Эмоции мешают работе, знаем мы. Эмоции мешают думать и поступать адекватно. Эмоциями очень трудно (если вообще возможно) управлять. Сильный человек – это тот, у которого ни один мускул на лице не дрогнет при любой новости. Бизнес – это серьезное дело, и в нем нет места для переживаний и прочих «слабостей». Люди, которые ценой колоссальных усилий смогли добиться того, что они всегда держат себя в руках и не проявляют никаких эмоций, считают это своим преимуществом и огромным достижением.
Между тем, произнося эти и похожие фразы и думая подобным образом, мы лишаем себя и своих коллег одного из самых уникальных ресурсов в бизнесе – собственных эмоций, а сам бизнес – значительного потенциала для развития.
«Эмоциональный интеллект» (EQ) – понятие, хорошо известное на Западе, в настоящее время только набирает свою популярность в России. И тем не менее оно уже успело обрасти достаточно большим количеством мифов.
В этой книге мы хотим предложить читателю свой подход к эмоциям и эмоциональной компетентности, основанный на собственном опыте и практике развития EQ в России. Как показывает наш опыт, навыки эмоциональной компетентности действительно развиваются и помогают людям получать больше удовольствия от жизни и более эффективно управлять собой и корректно управлять поведением других людей.
Существует мнение, что «эмоциональный интеллект» – западная методика, не применимая в российских условиях. На наш взгляд, идеи эмоционального интеллекта даже больше подходят для России, чем для Запада. Мы больше связаны с нашим внутренним миром (недаром так любят говорить о «загадочной русской душе»), мы менее склонны к индивидуализму, и наша система ценностей включает многие идеи, созвучные идеям эмоционального интеллекта.
Мы с 2003 года занимаемся развитием эмоционального интеллекта в России в рамках тренинговых и консалтинговых проектов компании EQuator и предлагаем вам в этой книге методы, примеры и идеи, появившиеся в ходе совместной работы с российскими руководителями и менеджерами (хотя иногда будем ссылаться и на труды наших уважаемых зарубежных коллег). Поэтому мы со всей ответственностью можем заявить, что техники и методы, описанные в этой книге, проверены и работают в российских условиях.
Вы можете читать книгу в формате «книга-лекция», то есть в процессе чтения просто ознакомиться с предлагаемой информацией. Мы надеемся, что вы найдете много интересных фактов и идеей, связанных с эмоциями и эмоциональной компетентностью.
Можно читать книгу в формате «книга-семинар», поскольку материал книги содержит, кроме информации, еще и ряд вопросов к читателю. Разумеется, можно на них не останавливаться, посчитав риторическими, но мы предлагаем вам, встретив вопрос, задуматься и сначала на него ответить, а затем продолжить чтение. Тогда вы сможете не только узнать много нового об эмоциях вообще, но и лучше понять свой эмоциональный мир, определить, какими навыками эмоциональной компетентности вы уже владеете, а какие можно еще развивать.
Матвеева А. Помни: российские компании – сильные и правильные // Эксперт. № 17 (558). 7 мая 2007 г.
Эмоциональный интеллект. Российская практика
Эмоциональный интеллект. Российская практика
отсутствует на складе
О книге
Наши чувства и эмоции влияют не только на здоровье и личную жизнь, но и на успех в работе. Они могут помочь создать крепкую семью, сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Эмоциональный интеллект — это способность распознать чувства, вызвать нужные нам эмоции созидания и управлять разрушительными эмоциями. Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход совсем недавно, в 1990 году, но за это время оно стало неотъемлемой частью и практической психологии, и повседневной жизни Запада.
Эта книга впервые показывает, как приложить накопленные знания к российской действительности. Мы так часто говорим о загадочной русской душе, возможно, это эмоциональный интеллект, который руководит нами в большей степени, чем коэффициент интеллекта?
Для кого эта книга
Для тех, кто хочет улучшить личностные отношения, добиться успеха в карьере и обрести гармонию чувств, научившись управлять своими эмоциями и даже эмоциями других людей.
Фишки книги
Мы часто слышим о том, что эмоции нужно сдерживать, особенно негативные. Но это однобокий подход. Эмоции — неотъемлемая часть человека, нужно не сдерживать, не купировать, но управлять ими. Порой для удачного разрешения ситуации стоит вызвать или усилить какую-то эмоцию. После прочтения этой книги начинаешь по-другому смотреть на эмоциональность, и она становится не проблемой, а еще одним фактором успеха.
Об авторах
Сергей Шабанов — владелец и генеральный директор тренинговой компании EQuator, проводящей тренинги в контексте эмоционального интеллекта более десяти лет.
Алена Алешина — владелец и директор по развитию компании EQuator.
Сергей и Алена — успешные бизнес-тренеры и авторы программ для руководителей. Их компания входит в тройку лидеров Всероссийского рейтинга провайдеров корпоративного обучения. Среди клиентов — «Северсталь», «СИБУР», МТС, Nissan Manufacturing RUS, группа компаний Danone в России, Яндекс.Деньги, «Газпромнефть-Северо-Запад», Альфа-Банк, «Уралсиб», «Юлмарт» и др.
Эмоциональный интеллект русская практика
Сергей Шабанов, Алена Алешина
Издано с разрешения авторов
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»
© Сергей Шабанов, Алена Алешина, 2013
© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2019
Интуитивный разум суть священный дар, а рациональное мышление – преданный слуга.
Мы создали общество, чтящее слуг, но забывшее о дарах.
…российские люди эмоциональны, в отличие от многих других национальностей, более душевны и менее механистичны, чем американцы или шведы. Поэтому им нужно больше эмоций в менеджменте.
Знакомы ли вам фразы: «Давайте не будем слишком радоваться по этому поводу», «Главное для нас сейчас – это хорошенько все обдумать», «Ты слишком эмоционально к этому относишься», «Мы не должны руководствоваться эмоциями, нельзя дать им взять верх над здравым смыслом»? Скорее всего, да. Эмоции мешают работе, знаем мы. Эмоции мешают думать и поступать адекватно. Эмоциями очень трудно (если вообще возможно) управлять. Сильный человек – это тот, у которого ни один мускул на лице не дрогнет при любой новости. Бизнес – это серьезное дело, и в нем нет места для переживаний и прочих «слабостей». Люди, которые ценой колоссальных усилий смогли добиться того, что они всегда держат себя в руках и не проявляют никаких эмоций, считают это своим преимуществом и огромным достижением.
Между тем, произнося эти и похожие фразы и думая подобным образом, мы лишаем себя и своих коллег одного из самых уникальных ресурсов в бизнесе – собственных эмоций, а сам бизнес – значительного потенциала для развития.
«Эмоциональный интеллект» (EQ) – понятие, хорошо известное на Западе, в настоящее время только набирает свою популярность в России. И тем не менее оно уже успело обрасти достаточно большим количеством мифов.
В этой книге мы хотим предложить читателю свой подход к эмоциям и эмоциональной компетентности, основанный на собственном опыте и практике развития EQ в России. Как показывает наш опыт, навыки эмоциональной компетентности действительно развиваются и помогают людям получать больше удовольствия от жизни и более эффективно управлять собой и корректно управлять поведением других людей.
Существует мнение, что «эмоциональный интеллект» – западная методика, не применимая в российских условиях. На наш взгляд, идеи эмоционального интеллекта даже больше подходят для России, чем для Запада. Мы больше связаны с нашим внутренним миром (недаром так любят говорить о «загадочной русской душе»), мы менее склонны к индивидуализму, и наша система ценностей включает многие идеи, созвучные идеям эмоционального интеллекта.
Мы с 2003 года занимаемся развитием эмоционального интеллекта в России в рамках тренинговых и консалтинговых проектов компании EQuator и предлагаем вам в этой книге методы, примеры и идеи, появившиеся в ходе совместной работы с российскими руководителями и менеджерами (хотя иногда будем ссылаться и на труды наших уважаемых зарубежных коллег). Поэтому мы со всей ответственностью можем заявить, что техники и методы, описанные в этой книге, проверены и работают в российских условиях.
Вы можете читать книгу в формате «книга-лекция», то есть в процессе чтения просто ознакомиться с предлагаемой информацией. Мы надеемся, что вы найдете много интересных фактов и идеей, связанных с эмоциями и эмоциональной компетентностью.
Можно читать книгу в формате «книга-семинар», поскольку материал книги содержит, кроме информации, еще и ряд вопросов к читателю. Разумеется, можно на них не останавливаться, посчитав риторическими, но мы предлагаем вам, встретив вопрос, задуматься и сначала на него ответить, а затем продолжить чтение. Тогда вы сможете не только узнать много нового об эмоциях вообще, но и лучше понять свой эмоциональный мир, определить, какими навыками эмоциональной компетентности вы уже владеете, а какие можно еще развивать.
Авторы этой книги – ведущие тренингов. Неудивительно, что мы считаем именно тренинговую форму обучения наиболее эффективной. В этой книге мы пишем о том, о чем рассказываем на тренингах. В некоторых случаях мы приводим конкретные примеры того, что делаем на тренингах. Мы не смогли написать здесь лишь о том, что вы будете делать на тренинге, какой опыт вы получите и как вы его будете анализировать (а это один из главных элементов тренинга). Чтобы максимально приблизиться к реальному формату обучения, мы предлагаем различные задания для самостоятельной работы. Если вы уделите время и силы для применения на практике предлагаемых нами методов и технологий, а также тому, чтобы проанализировать полученный опыт, – у нас с вами получится «книга-тренинг».
В первой главе мы рассмотрим различные подходы к тому, насколько уместны и нужны эмоции на работе, и подробно разберем, что подразумевается под понятиями «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетентность» и что представляет собой человек, обладающий высоким EQ.
Вторая глава является одной из наиболее сложных. Она посвящена осознанию эмоций и тем трудностям, которые у нас при этом возникают. Мы также рассмотрим основные представления о «положительных» и «отрицательных» эмоциях и те роли, которые они играют в нашей жизни (личной и рабочей).
Третья глава связана с осознанием эмоций других людей и различными способами более глубокого понимания внутреннего мира другого человека.
Четвертая глава посвящена различным способам и методикам управления своими эмоциями: тем, что помогают справиться с сиюминутными эмоциями прямо во время ситуации (так называемые онлайн-методы), и тем, что способствуют выстраиванию долгосрочной стратегии эмоционального самоуправления.
Наконец, в пятой главе мы посмотрим, каким образом можно «честно» управлять эмоциями других. Это глава, во многом связанная с управлением командой и лидерством, мотивацией и умением вести людей за собой. Мы также немного коснемся того, как можно внедрять в своей компании «эмоциональный менеджмент», то есть комплексную систему управления, построенную на грамотном использовании эмоций в работе.
Глава первая. Ничего личного, просто бизнес?
Эмоции? Я вас умоляю, какие эмоции? Мои сотрудники все свои эмоции оставляют на проходной, а на работе они у меня работают!
Единственный путь создания прибыли – это привлечение эмоциональных, а не рациональных сотрудников и клиентов, это апелляция к их чувствам и фантазиям.
Матвеева А. Помни: российские компании – сильные и правильные // Эксперт. № 17 (558). 7 мая 2007 г.
Эмоциональный интеллект русская практика
TESLA | SPC запись закреплена
С. Шабанов, А. Алешина. «Эмоциональный интеллект. Российская практика»
Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Понятие эмоционального интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.
По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».
Расцвет теории эмоционального интеллекта пришелся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1985 году Уэйн Пэйн опубликовал работу A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence, посвящённую развитию эмоционального интеллекта. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ (по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ). Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект», фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. После выхода этой статьи теория эмоционального интеллекта привлекла большое внимание, последовала масса публикаций на тему эмоционального интеллекта.
Эта книга впервые показывает, как приложить накопленные знания к российской действительности. Мы так часто говорим о загадочной русской душе, возможно, это эмоциональный интеллект, который руководит нами в большей степени, чем коэффициент интеллекта?
Для кого эта книга
Для тех, кто хочет улучшить личностные отношения, добиться успеха в карьере и обрести гармонию чувств, научившись управлять своими эмоциями и даже эмоциями других людей.
Мы часто слышим о том, что эмоции нужно сдерживать, особенно негативные. Но это однобокий подход. Эмоции — неотъемлемая часть человека, нужно не сдерживать, не купировать, но управлять ими. Порой для удачного разрешения ситуации стоит вызвать или усилить какую-то эмоцию. После прочтения этой книги начинаешь по-другому смотреть на эмоциональность, и она становится не проблемой, а еще одним фактором успеха.
Эмоциональный интеллект. Российская практика
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Многие полагают, что эмоциям в бизнесе не место. Есть и другая точка зрения: необходимо наполнить эмоциями компанию, и только тогда она сможет стать великой. Кто прав?
Навыки эмоциональной компетентности помогают людям получать больше удовольствия от жизни и более эффективно управлять собой и поведением других людей. В этой книге авторы предлагают читателю свой подход к эмоциям и эмоциональной компетентности.
Одно из важнейших назначений эмоций-дать нам мотив, подвигнуть нас к какому-то действию. И,соответственно,без эмоций никаких действий мы не совершаем.
Одно из важнейших назначений эмоций-дать нам мотив, подвигнуть нас к какому-то действию. И,соответственно,без эмоций никаких действий мы не совершаем.
Принцип целеполагания в управлении эмоциями • Квадрант управления эмоциями • «Тушим пожар» («быстрые» методы нейтрализации эмоций, препятствующих эффективности) • «Средства профилактики пожаров» • «Зажигаем искру» • «Поддерживаем огонь в очаге» (позитивный подход)
Принцип целеполагания в управлении эмоциями • Квадрант управления эмоциями • «Тушим пожар» («быстрые» методы нейтрализации эмоций, препятствующих эффективности) • «Средства профилактики пожаров» • «Зажигаем искру» • «Поддерживаем огонь в очаге» (позитивный подход)
Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой. Габриэль Гарсиа Маркес
Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой. Габриэль Гарсиа Маркес
легкий романчик на стороне не является проступком и никаких мук по этому поводу они не испытывают. Есть еще третьи, которые не признаются, но начинают всячески придираться к жене, то есть действовать агрессивно. Это относится не только к измене, но и к другим «провинностям». Знакомая фраза: «Я, конечно, поступил неправильно, но ты сама виновата».
легкий романчик на стороне не является проступком и никаких мук по этому поводу они не испытывают. Есть еще третьи, которые не признаются, но начинают всячески придираться к жене, то есть действовать агрессивно. Это относится не только к измене, но и к другим «провинностям». Знакомая фраза: «Я, конечно, поступил неправильно, но ты сама виновата».
С этой книгой читают
Отзывы 37
Для меня эта книга была очень интересна и необычна. Делая ставку в поседневной жизни на логику, я был (да и по сути и сейчас являюсь) «эмоциональным бревном»)). Прочитав книгу я понял, что это начало большого и сложного пути. Чтобы стать более эмоционально компетентным нужна воля и тренировки. Я советую читать неспеша, делая пометки, выполняя задания. Не стоит относиться к данной теме, как к легкой прогулке. Это сложно, но необычайно интересно. Начните с осознания своих чувств и желаний. Тогда все сложится!
Для меня эта книга была очень интересна и необычна. Делая ставку в поседневной жизни на логику, я был (да и по сути и сейчас являюсь) «эмоциональным бревном»)). Прочитав книгу я понял, что это начало большого и сложного пути. Чтобы стать более эмоционально компетентным нужна воля и тренировки. Я советую читать неспеша, делая пометки, выполняя задания. Не стоит относиться к данной теме, как к легкой прогулке. Это сложно, но необычайно интересно. Начните с осознания своих чувств и желаний. Тогда все сложится!
Хорошая книга от хороших тренеров
Мне посчастливилось купить книгу в тренинговом центре EQuator и после нескольких часов общения на тему эмоционального интеллекта, подписать ее у Сергея Шабанова. Во время прочтения, была удивлена тому, насколько живо звучит книга, как хорошо в ней видны основные задумки, идеи, находки практикующих бизнес-тренеров. Изложено очень жизненно и практично. Рекомендую. Работаю тренинг-менеджером в сфере продаж, часто применяю что-то из данных идей. Так что могу точно сказать: полезно и в бизнесе и в личной жизни.
Мне посчастливилось купить книгу в тренинговом центре EQuator и после нескольких часов общения на тему эмоционального интеллекта, подписать ее у Сергея Шабанова. Во время прочтения, была удивлена тому, насколько живо звучит книга, как хорошо в ней видны основные задумки, идеи, находки практикующих бизнес-тренеров. Изложено очень жизненно и практично. Рекомендую. Работаю тренинг-менеджером в сфере продаж, часто применяю что-то из данных идей. Так что могу точно сказать: полезно и в бизнесе и в личной жизни.
То, что давно искала!!
Стала читать книгу, потому что ее порекомендовал Гандапас в одном из своих подкастов. И поняла, что именно такую книгу искала последние несколько лет. Очень структурированная, логичная книга про, казалось бы, хаотичный мир эмоций. Дала ответы на многие вопросы: почему бывает так сложно справиться с эмоциями, почему какие-то вещи вызывают у нас сильные эмоции, а какие-то нет, как понимать и учитывать эмоции других людей. Стала по-другому разговаривать об эмоциях со своим ребенком, пересказываю ему потихоньку. И он стал больше раскрываться, рассказывать мне о том, что чувствует, наши разговоры стали душевнее и интереснее нам обоим. Теперь надеюсь заинтересовать темой мужа 🙂
Читать, я считаю, надо всем.
Стала читать книгу, потому что ее порекомендовал Гандапас в одном из своих подкастов. И поняла, что именно такую книгу искала последние несколько лет. Очень структурированная, логичная книга про, казалось бы, хаотичный мир эмоций. Дала ответы на многие вопросы: почему бывает так сложно справиться с эмоциями, почему какие-то вещи вызывают у нас сильные эмоции, а какие-то нет, как понимать и учитывать эмоции других людей. Стала по-другому разговаривать об эмоциях со своим ребенком, пересказываю ему потихоньку. И он стал больше раскрываться, рассказывать мне о том, что чувствует, наши разговоры стали душевнее и интереснее нам обоим. Теперь надеюсь заинтересовать темой мужа 🙂
Читать, я считаю, надо всем.
Вся информация по делу, никакой «воды». Книга-тренажёр- читатель получает не только информацию об Эмоциональном интеллекте, но и практические инструменты для его развития.
Вся информация по делу, никакой «воды». Книга-тренажёр- читатель получает не только информацию об Эмоциональном интеллекте, но и практические инструменты для его развития.
Книга, которую читать и держать в руках одинаково приятно
Интересно и познавательно об эмоциях и их влияние на жизнь и работу!
Много внимания уделено работе с эмоциями, их осознанием и управлением ими. При этом затронуты социологические, исторические и нейрофизиологические аспекты происхождения и эволюции эмоций. Что очень здорово как для общей эрудуции, так и для лучшего понимания эмоциональных механизмов.
Еще в книге много примеров из опыта авторов и из мирового бизнес-опыта, а также большое количество практических упражнений и заданий на самостоятельную работу. Так что можно просто читать, а можно тут же тренировать эмоциональный интеллект!
А еще книга шелковистая на ощупь и очень приятного бирюзового цвета 🙂