эриксоновский гипноз и православие
Эриксоновский гипноз и православие
Как Православие относится к нейро-лингвистическому программированию (НЛП), которым сейчас многие увлечены?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) направлено на манипуляцию не только сознанием, но и внутренним миром человека. Чаще всего для этого применяется гипноз. Основатели НЛП Ричард Бендлер и Джон Гриндер пишут в книге «Наведение транса»: «Если вы применяете к группе людей одно и то же гипнотическое наведение, то лишь некоторые из них перейдут в транс. Так поступают традиционные гипнотизеры. Но мы будем изучать нетрадиционный гипноз. Мы будем изучать так называемый эриксоновский гипноз, следуя Милтону Г.Эриксону. Эриксоновский гипноз означает развитие навыков гипнотизера до такой степени, чтобы вы смогли ввести человека в транс в ходе разговора, где даже не упоминается слово «гипноз». Уже давно я узнал, что важно не столько то, что вы говорите, а то, как вы это говорите. Если вы пытаетесь убедить кого-нибудь сознательно, одержав над ним верх, то это вызывает у него реакцию сопротивления, направленную против вас. Есть люди, не сопротивляющиеся, когда над ними берут верх, и они переходят в транс. Но ни сопротивление, ни сотрудничество ничего не доказывают, кроме того, что люди способны реагировать. Каждый живой человек может реагировать. Вопрос только, каким образом и на что. Когда вы занимаетесь гипнозом, ваша задача – заметить, на что человек реагирует естественно». К чему это приводит, можно узнать из другой книги тех же авторов: «На нашем последнем семинаре мы занимались стратегиями. Одну женщину мы запрограммировали так, что она забыла свое имя. Один мужчина тогда сказал: «Нет такого способа, с помощью которого меня можно было бы заставить забыть собственное имя!» Я спросил: «Как вас звать?» И он ответил: «Я не знаю!» Я ответил: «Поздравляю ваше подсознание, даже если у вас его нет». Меня забавляет, что гипноз нынче так систематически игнорируется. Я думаю, что это происходит потому, что сознание, которое использует этот метод, не доверяет ему. Но в каждой форме терапии, которые мне доводилось изучать, есть переживание транса» (Вводный курс НЛП тренинга). Представители НЛП и не скрывают, что «в определенном смысле – это навыки неограниченной власти над человеком, власти над состоянием и настроением, мышлением и поведением окружающих вас людей» (Р.Бендлер. Создание убеждений).
Слово гипноз (греч. hypnos – сон) было введено английским врачом Джеймсом Брейдом (1795-1860) в 1843 году. Этим понятием обозначается состояние, внешне похожее на сон или полусон, вызываемое внушением. Оно сопровождается подчинением воли спящего воле усыпляющего. Древнейшие памятники письменности свидетельствуют, что уже древние шумеры и египтяне использовали гипноз в целях магического воздействия. Несомненно, что многие оккультные феномены колдунов, шаманов, заклинателей во все века были основаны на применении гипноза. Понятие гипноз часто встречается и у современных оккультистов.
Священное Писание всякое оккультное воздействие на человека строжайше запрещает. Деятельность волшебников, ворожей, вопрошателей мертвых, вызывателей духов, гадателей, обаятелей названа в Библии мерзостью (Втор.18:10-11). Гипнотическим оккультизмом, по-видимому, занимались обаятели (Иер.50:36; Дан.2:27; 4:4 и др.). Словом обаятель в Синодальном тексте переведено еврейское слово chabar. У этого слова несколько значений: связывать, заклинать, объединять. Гипнотизер именно связывает волю человека и манипулирует им. Святые отцы настраивают нас на духовное трезвение. Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностию отличающее добро от зла! (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов. Заключение).
Чем опасна вакцинация от коронавируса
Что известно о COVID-19?
Это РНК-содержащий вирус животного происхождения, относящийся к группе коронавирусов. Согласно данным ВОЗ, он передается от заболевшего человека через мелкие капли, которые выделяются при чихании и кашле из носа и рта. С момента заражения до появления первых симптомов проходит от 1 до 14 дней (в среднем – 7). Носитель вируса еще не знает о своей болезни, но в плане заражения уже представляет опасность для окружающих. По информации коронавирусной эпидемиологии, COVID-19 в 2-3 раза заразнее гриппа, но в 2-3 раза менее заразен, чем корь.
При легком течении болезни ее симптомы сходны с ОРВИ и заканчиваются выздоровлением через 14 дней без каких-либо дальнейших последствий. В тяжелых случаях COVID продолжается до 8 недель. Даже при отсутствии выраженных признаков заболевания у переболевших формируется иммунитет. Но учитывая, пусть и нечастые случаи повторного заражения, сохраняется он не слишком долго. Гораздо большим эффектом обладает вакцина.
Как действует вакцина?
Сегодня в мире используется несколько иммунопрепаратов, разработанных специалистами разных стран и прошедших необходимые клинические испытания. Все они предназначены для формирования иммунитета к возбудителю. После их введения иммунная система:
У человека, прошедшего вакцинацию, формируется стойкий иммунитет к COVID.
Опасна ли вакцинация?
Каждый человек реагирует на иммунопрепарат индивидуально. Поэтому даже самая качественная вакцина может вызвать побочные эффекты. Их появление на непродолжительное время – единственная опасность.
Чем опасна вакцинация от коронавируса:
Эти неприятные симптомы исчезают в течение нескольких дней.
Тяжелые состояния после введения иммунопрепарата могут развиваться у людей, имеющих противопоказания. Нельзя проводить вакцинацию, если наблюдаются:
При этих патологиях прививка может спровоцировать обострение.
Также противопоказанием является возраст (младше 18 и старше 65 лет), беременность, недавно перенесенная тяжелая форма коронавирусной инфекции. У переболевших людей в первое время после выздоровления отмечается высокий уровень антител, а вакцина повысит его еще больше. Последствия могут проявиться бурной иммунной реакцией в форме цитокинового шторма.
Как уменьшить негативные проявления?
Снизить развитие побочных явлений поможет соблюдение всех рекомендаций врача. Чтобы уменьшить риск развития негативных симптомов после вакцинации, нужно:
При отсутствии противопоказаний и соблюдении всех требований, риск побочных эффектов сводится к минимуму.
После прививки от коронавируса врачи советуют соблюдать щадящий режим и выпивать не менее 1,5 литров жидкости в день. При повышении температуры рекомендуется принять жаропонижающее средство. Если слабость не проходит в течение нескольких дней, появились аллергические реакции, нужно немедленно обратиться к доктору.
Когда будет массовая вакцинация?
Массовая вакцинация в США, Канаде и европейских странах началась еще в декабре прошлого года. В это же время стартовала она и в России. Но на начальном этапе мероприятие проводилось только для определенной категории лиц – молодых людей и тех, кто по роду своей профессиональной деятельности не может ограничить число контактов. Сегодня привиться от ковида можно в любом регионе страны.
Является ли грехом гипноз, и как от него защититься?
Вопрос задан:
23 октября 2019
На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Единого, общецерковного ответа на этот вопрос нет. Разные священники, по – разному оценивают гипноз: прот. Дмитрий Смирнов – положительно, иеромонах Анатолий (Берестов) – отрицательно. Мне ближе позиция, выраженная православным психиатром Дмитрием Александровичем Авдеевым.
Психиатр Д.А. Авдеев о гипнозе
К великому сожалению, гипноз широко используется официальной медициной, врачами-психотерапевтами. Есть среди последних те, которые применяют гипноз по религиозному невежеству. Иные – считают себя атеистами. Есть и сознательные служители злу.
Православию чужды методы, насильственно воздействующие на личность. Адепты применения гипнотических трансов говорят об открытии особых психосоматических каналов во время использования гипноза, о влиянии на психику человека, минуя критику («без тормозов»), о раскрытии резервных возможностей организма, о потрясающих терапевтических эффектах.
Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. А если и бывает какая-то «польза» от гипноза, то неизвестно, как она еще аукнется в будущем… Точнее, известно, и даже с определенностью. Об этом гипнологи, в лучшем случае, и не помышляют.
Насколько оправдано лишать человека критики и рассудка, даже на короткое время, даже с благой, казалось бы, целью? Оправдания этому нет. Человек – величайшая тайна, и нам грешным просто не дано знать и видеть, что испытывает душа в гипнотическом состоянии, что происходит в глубине человеческого духа. Ни один святой не прибегал к тому, чтобы исцелять человека в измененном состоянии сознания. Кротко и смиренно угодники Божии являли дар целительства людям, который стяжали от Господа за святость жизни.
Следует сказать, что гипноз со временем приобретает роль наркотика. Одни и те же люди ходят от гипнотизера к гипнотизеру, стремятся чаще испытывать «необыкновенные» состояния. Как жаль этих людей! И как преступно поступают те, которые приводят их к подобной зависимости.
В последние годы в специальной литературе появилось много публикаций, свидетельствующих о дезорганизации психической деятельности человека после частого применения к нему глубокого гипноза.
Оптинские старцы о гипнозе:
«Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются… извлекают из него пользу» (преподобный Нектарий).
«И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу» (он же).
«Гипноз – злая, нехристианская сила» (преподобный Варсонофий).
«Если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнетизму — противоестественному средству, – то я уже ничего не могу вам сказать» (преподобный Макарий). https://azbyka.ru/zdorovie/gipnoz-kak-metod-lecheniya-mneniya-svyashhennikov-i-vrachej
Влияние гипноза на детей
Приведу лишь один пример. Профессор В. Лебедев сообщает: «Обследовано 2015 школьников, 93% были вовлечены в сеансы Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения. У 42% был отмечен гипнотический сон, после сеансов у 7% детей выявлены различные формы психической дезадаптации. Четко наметилась тенденция повышения внушаемости и рост истерических реакций. В результате телесеансов некоторые дети впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии Кашпировского».
Как защититься от мошенников, использующих гипноз и трансовые техники?
Исходя из демонической природы гипноза, защитить от него сможет лишь Бог. Но чтобы стать способным воспринять Божественную помощь, необходимо соблюсти несколько условий:
1.Правильная христианская жизнь в соответствии с опытом Отцов Православной Церкви.
Эриксоновская терапия: как это работает?
Эриксоновская терапия и гипноз: особенности работы с пациентом
Автор методики Милтон Эриксон особое внимание уделял тому, как пациент воспринимает реальность – события и явления в своей жизни. Психоаналитик был уверен, что можно решить проблему, полностью приняв ее, а для этого необходимо увидеть ее положительные стороны.
Особое внимание стоит уделить работе со страхами. Они парализуют человека, приводят к появлению неврозов, панических атак. И здесь большую роль играют такие категории, как везение и невезение. Когда случается неудача, человек испытывает сильный стресс, задается вопросом, почему проблема появилась именно у него. Ему трудно примириться с такой несправедливостью, и это мешает принять случившееся.
Невозможность смириться с потерей делает человека несчастным, мешает ему контролировать свои чувства. Здесь важно осознание необходимости принятия. Чтобы облегчить процесс, стоит прибегнуть к юмору. Эриксоновская терапия предлагает новое, более позитивное, отношение к явлениям. Это помогает при лечении неврозов, делает человека более счастливым и оптимистично настроенным.
Эриксоновский гипноз и работа с бессознательным
Транс – сфокусированный луч внимания
Транс необходим, чтобы пробраться через блоки и заслоны, активировать ресурсы бессознательного. В таком состоянии пациенты становятся более восприимчивыми, поэтому можно использовать гипноз для лечения невротических расстройств, пагубных привычек. Транс открывает доступ к потенциалу человека, о котором он сам даже не подозревает.
В своих работах Милтон Эриксон классифицировал трансы в зависимости от способов погружения человека в разные состояния:
1 Повседневный. В это состояние человек погружается во время выполнения повседневной работы: глажки, уборки, мытья посуды. Рутинная работа сопровождается какими-то мыслями, образами, которые быстро забываются и стираются.
2 Глубокий. Это состояние возникает во время гипнотического лечения алкоголизма, табакокурения и других зависимостей. Глубокий транс облегчает работу с неврозами, страхами и паническими атаками.
3 Сомнамбулический. При сомнамбулическом трансе люди ведут себя так, как будто находятся в «обычном» состоянии, однако они чрезвычайно восприимчивы.
Как транс помогает разрешить проблемы пациента?
Популярные техники эриксоновского гипноза:
После сеанса гипноза пациенты чувствуют себя отдохнувшими, спокойными. Их психологическое состояние гармонизируется, а уровень стресса снижается. Подсознание человека отыскивает наилучший способ решения проблемы. Необходимые изменения происходят как будто сами по себе, причем пациент чувствует себя уравновешенным, уверенным в себе и своих действиях.
Эриксоновская терапия и гипноз – эффективные методы решения психологических проблем. Вы можете задействовать их для улучшения собственной жизни. Обратитесь к хорошему психологу и сделайте первый шаг к счастливому и гармоничному будущему. Звоните!
Гипноз как метод лечения: мнения священников и врачей
Перед современным человеком, живущим со слабой психикой в потоке стрессовых событий, раскрывается ряд методик, обещающих быстро и без усилий справиться с его проблемами: психическими, психологическими и даже физическими заболеваниями. Нередко врачи и психологи предлагают пациенту лечиться с помощью гипноза. Как относиться к таким предложениям, какие могут ожидать последствия лечения гипнозом? Об этом рассуждают священники и врачи.
Иерей Григорий Григорьев о гипнозе
Ответ на вопрос о гипнозе в эфире телеканала «Союз» в программе «Беседы с батюшкой» от 2 января 2014 года.
Священник Григорий Григорьев — заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, нарколог.
— Насчет гипноза хочу сказать, что я никогда им не занимался. Обвинения в мой адрес от непонимания, что такое гипноз: в него могут входить лишь около двадцати процентов людей, остальные ему не поддаются. Это практика, которая принималась сто лет назад, но от нее постепенно отошли.
Протоиерей Григорий Дьяченко, цензор Священного Синода, профессор дореволюционной Киевской духовной академии, писал в своей книге «Из области таинственного»: не следует гипноз воспринимать как нечто таинственное, это форма привлечения внимания, физиологическое свойство живых объектов. Например, когда водитель долго едет по дороге и смотрит на огоньки впереди идущей машины, он впадает в подобное состояние. Наступает такая гипнотическая фаза, и это явление свойственно всем живым организмам. Но мы в своей работе никогда ничего подобного не делали и не использовали. Настоящий гипноз – когда у человека отключается сознание. Причем человеку нельзя внушить того, чего он не хочет.
Протоиерей Григорий Дьяченко говорит в своей книге о том, что для того, чтобы внушение перешло в самовнушение, необходимо, чтобы оно соответствовало уровню сознания.
В психологии вообще есть четыре метода воздействия на человека. Первый – вдохновение, когда кто-то кого-то вдохновляет, второй – подражание, третий – убеждение, четвертый – внушение. Внушение – способность без критики воспринимать информацию. Для внушения необходимо, чтобы реализовались первые три формы.
Гипнозом я никогда не занимался не потому, что это плохо, а потому, что это неэффективно. В моем институте работал один из крупнейших гипнологов Буль Павел Игнатьевич, который занимался лечением гипнозом бронхиальной астмы у детей и гипертонической болезни у взрослых. Гипнозом он снимал у детей страх перед барокамерой, которая была им необходима.
Профессор Буль в шестидесятые годы участвовал с группой студентов в телепередаче, в ходе которой он предложил телезрителям проверить себя на гипнабильность. После того, как ряд телезрителей долго оставался под воздействием данной профессором команды («ваши руки склеились»), и ему пришлось лично ездить по домам, чтобы снять это воздействие с гипнабильных телезрителей, было принято решение о недопустимости подобных воздействий на телеаудиторию и запрете на подобные передачи.
Кашпировскому, появившемуся на телеэкранах в тяжелую эпоху, когда разваливался Советский Союз, надо было отвлечь людей. Он знал о существовании этого запрета и нарушил его. Кашпировский начал заниматься тем, чем не стал бы заниматься ни один уважающий себя врач. Но это не значит, что он никому не помог. Дело в том, что если люди во что-то верят, то включается система самовнушения, и они лечат себя сами, приписывая это, например, Кашпировскому. Но то, что происходило тогда вокруг этих передач, было похоже на безумие и было совершенно недопустимо.
В то время против этой «телевизионной психотерапии» активно выступали и профессор Буль, и профессор Лебедев Владимир Иванович, и Юрий Горный. На телевидении города Норильска они провели эксперимент с целью разоблачения и запрещения «телевизионной психотерапии», и этого удалось достичь.
Как это было? Они приехали на норильское телевидение, привезли сделанную ими из папье-маше уродливую голову и сказали, что якобы это слепок головы известного профессора Зомби, живущего в горах Тибета и обладающего столь сильным биополем, что с ним невозможно общаться лично, но заряженный им слепок головы и запись голоса могут исцелять самые различные болезни. Тогда их попросили провести оздоровительный сеанс для жителей Норильска. Телезрителям было заявлено, что в результате сеанса они не только исцелятся от многих болезней, но также если поставят у экранов сломанные бытовые приборы, те снова начнут работать. Сеанс начался, и началось огромное самовнушение людей от воздействия этой грубо слепленной головы несуществующего профессора и звука его голоса, который на самом деле был записью невнятных речей трех представителей мусульманских народов.
Если посадить любого человека перед многомиллионной телевизионной аудиторией, то наступает эффект массового потенцированного воздействия друг на друга, индукции. Особенно сильно это воздействует на людей с различными психическими недугами, и это может быть очень опасно.
Собственно, Кашпировский показал нам, что такое средства массовой информации. Подобные эксперименты повышают количество самовнушаемых людей в обществе, что является крайне неблагоприятной ситуацией. То, что делал Кашпировский – это не гипноз, это расшатывание внутренней системы психологической защиты. В гипнозе такого вреда не причинишь. Здесь же человеком начинают манипулировать, и тот начинает верить в какого-то врача, который подменяет собой Бога. Это нарушение первой заповеди «Не сотвори себе кумира». Оценивать личные качества Анатолия Ивановича Кашпировского мы не имеем права, может быть, он давно покаялся, причащается, ведь Господь прощает человеку все грехи.
Артем пишет: «Здравствуйте, отец Григорий! Пожалуйста, ответьте на волнующий меня вопрос: может ли психолог, который является православным христианином, использовать в своей работе гипноз? Меня зовут Артем, поступил в вуз на психолога, также изучал гипноз. Искал информацию в интернете. Священнослужители в своих интервью не одобряют этот метод, кроме отца Димитрия Смирнова. Хочу узнать Ваше мнение, так как Вы священник и психотерапевт.
Понимаю, что некоторые гипнотические техники могут быть духовно опасны, например, мысленное обращение в трансе к “мудрому существу” за советом. Но может быть гипноз при внимательной избирательной работе с ним психолога допустим? Меня беспокоит, не причиню ли я вреда самому себе, используя гипноз в работе с людьми, и не наврежу ли людям самим фактом использования гипноза? Очень жду Вашего ответа!»
– Дорогой Артем, для изучения этой проблемы, интересующей Вас и других людей, я Вам рекомендую ознакомиться с двухтомником протоиерея Григория Дьяченко «Из области таинственного». Протоиерей Григорий Дьяченко до революции был цензором Священного Синода, профессором Киевской духовной академии. В своей книге он говорит, что гипноз не следует воспринимать как добро или зло, он является физиологическим свойством живых существ. Практически мы знаем гипноз, когда факиры, маги, цирковые актеры берут, например, курицу и резко изменяют ее состояние. Берут за лапы и кладут ее на бок, и она впадает в гипнотический сон.
Собственно говоря, hypnos – это сон. Когда мы едем в темное время по дороге и смотрим на огоньки идущей впереди машины, мы входим в некое дремотное состояние. Вот это, собственно говоря, прообраз гипноза. В современной медицинской практике, в работе с людьми гипноз практически не применяется вследствие своей малой эффективности. Невозможно в состоянии гипноза повлиять на личность человека. Вот обращение к мистическому существу, как Вы пишете, это уже не гипноз, это оккультные науки – конечно, такое абсолютно недопустимо. Но если Вы будете молиться Ангелу Хранителю, читать православные молитвы, то, естественно, это Вам не повредит.
Святые отцы говорили о том, что духовный мир скрыт от нас Вселюбящим и Всеблагим Господом нашим Иисусом Христом «семью замками и семью печатями». Человеку туда не следует залезать, потому что, по словам преподобного Серафима Саровского, «самый малый бес одним когтем землю проткнуть может». Вот поэтому не следует туда заглядывать. Воля человека актуальна в видимом мире, а мире духовном воля человека будет или под Божиим щитом, или под вражьим. Поэтому со своей волей в духовный мир не следует идти. Мы сразу встретимся в этом мире с темными силами, поэтому, конечно, Господь нас оградил.
Гипноз может расслабить человека, снять такие моносимптомы, как спазм, боль – это скорее психосоматика, чем психология. Я не думаю, что в Вашей практике психолога гипноз Вам серьезно понадобится, но, по крайней мере, Вы имеете представление об этом в процессе обучения. А в широкой практике Вам его применять не придется. Я не думаю, что Вам надо его использовать. Ознакомились с ним – кто предупрежден, тот вооружен.
Протоиерей Димитрий Смирнов о лечении заболеваний гипнозом
— Внушение и гипноз — это одно и то же. Если вы боитесь гипноза и не боитесь внушения, то это довольно странно. Прежде чем лезть в воду, надо узнать брод… Гипноз давно известен и применяется и применялся, например, у многих племён в Африке как метод лечения. Нужно смотреть, какие заболевания лечить гипнозом. Вот, например, есть такое заболевание истерия, при котором гипноз помогает, если человек поддаётся. От алкоголизма гипноз тоже помогает. Ясное дело, что если у человека нога болит по какой-то причине, то сколько не внушай, боль может пройти, но сама болезнь не пройдёт.
Как Православие относится к нейро-лингвистическому программированию (НЛП), которым сейчас многие увлечены?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) направлено на манипуляцию не только сознанием, но и внутренним миром человека. Чаще всего для этого применяется гипноз. Основатели НЛП Ричард Бендлер и Джон Гриндер пишут в книге «Наведение транса»: «Если вы применяете к группе людей одно и то же гипнотическое наведение, то лишь некоторые из них перейдут в транс. Так поступают традиционные гипнотизеры. Но мы будем изучать нетрадиционный гипноз. Мы будем изучать так называемый эриксоновский гипноз, следуя Милтону Г.Эриксону. Эриксоновский гипноз означает развитие навыков гипнотизера до такой степени, чтобы вы смогли ввести человека в транс в ходе разговора, где даже не упоминается слово «гипноз». Уже давно я узнал, что важно не столько то, что вы говорите, а то, как вы это говорите. Если вы пытаетесь убедить кого-нибудь сознательно, одержав над ним верх, то это вызывает у него реакцию сопротивления, направленную против вас. Есть люди, не сопротивляющиеся, когда над ними берут верх, и они переходят в транс. Но ни сопротивление, ни сотрудничество ничего не доказывают, кроме того, что люди способны реагировать. Каждый живой человек может реагировать. Вопрос только, каким образом и на что. Когда вы занимаетесь гипнозом, ваша задача – заметить, на что человек реагирует естественно». К чему это приводит, можно узнать из другой книги тех же авторов: «На нашем последнем семинаре мы занимались стратегиями. Одну женщину мы запрограммировали так, что она забыла свое имя. Один мужчина тогда сказал: «Нет такого способа, с помощью которого меня можно было бы заставить забыть собственное имя!» Я спросил: «Как вас звать?» И он ответил: «Я не знаю!» Я ответил: «Поздравляю ваше подсознание, даже если у вас его нет». Меня забавляет, что гипноз нынче так систематически игнорируется. Я думаю, что это происходит потому, что сознание, которое использует этот метод, не доверяет ему. Но в каждой форме терапии, которые мне доводилось изучать, есть переживание транса» (Вводный курс НЛП тренинга). Представители НЛП и не скрывают, что «в определенном смысле – это навыки неограниченной власти над человеком, власти над состоянием и настроением, мышлением и поведением окружающих вас людей» (Р.Бендлер. Создание убеждений).
С точки зрения православной духовности это запрещено. Находясь в состоянии гипноза, человек практически полностью теряет контроль над собой: как телом, так и сознанием. Наиболее высокая внушаемость возникает на самой глубокой фазе гипнотического транса (так называемая парадоксальная фаза), когда слабые факторы (например, слово) действуют сильнее, чем сильные (острая боль). Человеку в таком состоянии могут быть внушены чувства и мысли, противные его убеждениям (в том числе моральным и религиозным). В состоянии гипнотического транса человек становится доступным демоническому воздействию.
Слово гипноз (греч. hypnos – сон) было введено английским врачом Джеймсом Брейдом (1795–1860) в 1843 году. Этим понятием обозначается состояние, внешне похожее на сон или полусон, вызываемое внушением. Оно сопровождается подчинением воли спящего воле усыпляющего. Древнейшие памятники письменности свидетельствуют, что уже древние шумеры и египтяне использовали гипноз в целях магического воздействия. Несомненно, что многие оккультные феномены колдунов, шаманов, заклинателей во все века были основаны на применении гипноза. Понятие гипноз часто встречается и у современных оккультистов.
Священное Писание всякое оккультное воздействие на человека строжайше запрещает. Деятельность волшебников, ворожей, вопрошателей мертвых, вызывателей духов, гадателей, обаятелей названа в Библии мерзостью ( Втор.18:10–11 ). Гипнотическим оккультизмом, по-видимому, занимались обаятели ( Иер.50:36 ; Дан.2:27; 4:4 и др.). Словом обаятель в Синодальном тексте переведено еврейское слово chabar. У этого слова несколько значений: связывать, заклинать, объединять. Гипнотизер именно связывает волю человека и манипулирует им. Святые отцы настраивают нас на духовное трезвение. Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностию отличающее добро от зла! (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов. Заключение).
Психиатр Д.А. Авдеев о гипнозе
К великому сожалению, гипноз широко используется официальной медициной, врачами-психотерапевтами. Есть среди последних те, которые применяют гипноз по религиозному невежеству. Иные – считают себя атеистами. Есть и сознательные служители злу.
Православию чужды методы, насильственно воздействующие на личность. Адепты применения гипнотических трансов говорят об открытии особых психосоматических каналов во время использования гипноза, о влиянии на психику человека, минуя критику («без тормозов»), о раскрытии резервных возможностей организма, о потрясающих терапевтических эффектах.
Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. А если и бывает какая-то «польза» от гипноза, то неизвестно, как она еще аукнется в будущем… Точнее, известно, и даже с определенностью. Об этом гипнологи, в лучшем случае, и не помышляют.
Гипноз – это насилие над душой человека. К примеру, в 3‑ей стадии гипноза сомнамбул (загипнотизированный) во всем беспрекословно подчиняется своему «гуру»: может видеть, слышать, ощущать несуществующие предметы, людей (галлюцинации); может не чувствовать боли; обнажать потаенные мысли, чувства, желания. Кстати, есть так называемый эффект постгипнотического внушения. Это когда указания гипнолога выполняются спустя определенное время после проведения сеанса.
Насколько оправдано лишать человека критики и рассудка, даже на короткое время, даже с благой, казалось бы, целью? Оправдания этому нет. Человек – величайшая тайна, и нам грешным просто не дано знать и видеть, что испытывает душа в гипнотическом состоянии, что происходит в глубине человеческого духа. Ни один святой не прибегал к тому, чтобы исцелять человека в измененном состоянии сознания. Кротко и смиренно угодники Божии являли дар целительства людям, который стяжали от Господа за святость жизни.
Следует сказать, что гипноз со временем приобретает роль наркотика. Одни и те же люди ходят от гипнотизера к гипнотизеру, стремятся чаще испытывать «необыкновенные» состояния. Как жаль этих людей! И как преступно поступают те, которые приводят их к подобной зависимости.
В последние годы в специальной литературе появилось много публикаций, свидетельствующих о дезорганизации психической деятельности человека после частого применения к нему глубокого гипноза.
Оптинские старцы о гипнозе
«Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются… извлекают из него пользу» (преподобный Нектарий).
«И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу» (он же).
«Гипноз – злая, нехристианская сила» (преподобный Варсонофий).
«Если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнетизму — противоестественному средству, – то я уже ничего не могу вам сказать» (преподобный Макарий).
Влияние гипноза на детей
Приведу лишь один пример. Профессор В. Лебедев сообщает: «Обследовано 2015 школьников, 93% были вовлечены в сеансы Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения. У 42% был отмечен гипнотический сон, после сеансов у 7% детей выявлены различные формы психической дезадаптации. Четко наметилась тенденция повышения внушаемости и рост истерических реакций. В результате телесеансов некоторые дети впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии Кашпировского».
Аутогенная тренировка (как вид самогипноза)
С позиции православной духовности занятия аутотренингом недушеполезны. Автор этого метода психотерапии немецкий ученый и практик Иоганн Шульц. В тридцатых годах нашего столетия доктор Шульц на основе своих впечатлений от пребывания в Индии и знакомства с йогой, синтезировал нечто подобное для европейцев и предложил свой метод для профилактики и лечения большого спектра заболеваний, а также с целью психической саморегуляции душевного состояния. Характеризуя суть аутогенной тренировки, следует сказать, что она не способствует сокровенной работе по внутреннему очищению, борьбе с пороками и страстями. Убаюкивающее саморасслабление – скорее уход от действительности, иллюзия благополучия. О смирении и трезвении, как основе душевного мира, не упоминается. Важно помнить, что метод имеет йоговские (читай буддийские) корни.
Все сказанное относилось к первой ступени аутогенной тренировки. А далее, когда человек обучается релаксации, ему предлагается освоить приемы, связанные с искусственным вызыванием каких-то образов или картин. Основа второй ступени – чувственное воображение. Святые отцы предостерегают нас от разного рода чувственности, мечтательности, фантазирований. Таким образом, метод аутогенной тренировки надо отложить за ненадобностью и в виду опасности повредить своей душе.
Трансовые состояния
В настоящее время в психотерапии огромное количество техник, использующих трансовые (сходные с гипнотическим) состояния. К примеру существует (о ужас!) так называемая реинкарнационная психотерапия. Ее потребители, находясь в трансе, вспоминают свои «прежние жизни» (они пишут эти слова без кавычек) и пытаются найти в них причины своих проблем. Активно развивается так называемая трансперсональная психотерапия. Если не вдаваться в подробности и сказать просто и ясно, то это будет выглядеть так: сначала поклонники такой психопрактики входят в транс, а потом общаются с бесами.
Экстрасенсы и иные оккультные «целители» используют в своей практике особые состояния сознания. Более того, считают их непременным условием для успешного результата. Отец Анатолий (Берестов) и академик нейрофизиолог С. В. Крапивин, исследовав работу мозга людей, находившихся в состоянии медитации (гипноза, самогипноза) пришли к такому выводу: «Полагают, что состояние медитации благотворно сказывается на здоровье человека, поскольку при этом снижаются ритм дыхания, частота сердечных сокращений, уровень лактата плазмы крови, происходит миорелаксация. Считается даже, что такое необычное состояние есть лучший отдых. Однако при подробном рассмотрении электроэнцефалограмм ясно, что это никакой не отдых, а совсем особое и странное состояние мозга — опасная мобилизация всех мозговых ресурсов, всех физиологических сил мозга».
Так вот, через это особое состояние сознания, когда «ворота» души раскрыты, гипнотизер или оккультист становится проводником темных сил и служит сатане. Вот почему Православная Церковь определяет гипноз как «сознательное служение злу», называет его явлением «разрушающим дух человека». Подчеркивается, что в гипнозе используются темные силы духовного мира (Журнал Московской Патриархии, №12, 1989).