Esp в автомобиле когда отключать

Что такое ESP? При каких ситуациях нужно его выключать?

Esp в автомобиле когда отключать

Esp в автомобиле когда отключать

Умные системы, которыми напичканы современные автомобили, нередко только мешают. Живой пример тому – ESP. Что это за «зверь» и когда стоит ездить, выключив «помощника»?

Что это?
ESP – это специальная система, по мнению специалистов, считающаяся второй по важности после ремней безопасности авто. Только в случае с ремнями – они защищают пассивно. А ESP – это элемент динамической стабилизации авто, активно отвечающий за безопасность, то есть – вмешивающийся в процесс. Эта система позволяет выровнять курс машины, когда та находится в неуправляемом заносе.

Механизм действия
ESP совмещена с антиблокировочной системой колес, а также имеет датчик положения рулевого колеса и акселерометр, который отслеживает реальный поворот авто. Если показания акселерометра и датчика начинают расходиться, система распознает занос и тормозит нужным колесом. Например:

1. Вы ехали на приличной скорости и начали вхождение в поворот слишком резко, автомобиль «потащило», система увидела занос и тут же притормозила заднее колесо, направленное по внутреннему радиусу поворота. Авто выровнялось.

2. Второй случай: вы резко объехали кочку и машина вновь отправилась в занос, но теперь уже в сторону кинуло «зад» автомобиля. Что делает ESP? Она тормозит переднее колесо на той стороне, в которую направлен занос. При этом остальные колеса выравниваются и авто возвращается в заданную траекторию.

Зачем отключать систему?
Электроника не совершенна, хоть и способна реагировать на изменения очень быстро. И все же, такая система больше предусмотрена для городских дорог, а не сельского бездорожья РФ, где «проползти» с ESP будет практически не реально. Кнопка нужна, чтобы водитель взял ответственность за изменения курса на себя и сам регулировал траекторию движения автомобиля.

Иномарки старого образца, оснащенные ESP, могут вовсе не иметь отключения функции, или же, продолжать использовать ее даже после нажатия «волшебной кнопки». Именно это вызывает много шуток среди автомобилистов: иномарки остаются позади, а водители вглядываются в корму уходящих «жигулей», потому что российские инженеры наш автопром такой функцией оснащают выборочно. Во всяком случае, на старых моделях такой умной начинки точно нет.

Источник

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP

В каких случаях необходимо отключать систему ESP.

Esp в автомобиле когда отключать

По-научному ESP – это электронная система динамической стабилизации автомобиля – Electronic Stability Program. Различные производители именуют ее по-разному: Volkswagen, Audi, MercedesBenz называют ее ESP, Hyundai – VSM, Honda – VSA, а BMW, Jaguar, Land Rover – DSC. Система динамической стабилизации или система контроля устойчивости автомобиля развивалась на базе антиблокировочной тормозной системы ABS, системы противоскольжения ASR, противобуксовочной системы TCS и других различных систем, имеющих разное название, но использующих одни и те же принципы антипробуксовки колес.

Когда транспортное средство движется, блок управления ABS/ESP (компьютер) анализирует положение транспортного средства с помощью различных датчиков, размещенных на машине. Благодаря полученным данным система ESP может регулировать тормозное усилие между колесами, при необходимости притормаживая определенное колесо, чтобы выровнять автомобиль, за счет чего электроника предотвращает боковое движение или занос автомобиля. В итоге система ESP обеспечивает автомобилю хороший динамический баланс.

Esp в автомобиле когда отключать

По данным Администрации транспортной безопасности США (к сожалению, в нашей стране подобные исследования отсутствуют), система ESP позволяет снизить аварии легковых автомобилей более чем на 30%, а аварии внедорожников и кроссоверов – на 50%. Но раз эта система такая полезная и напрямую влияет на безопасность дорожного движения, зачем автопроизводители предусмотрели возможность отключения системы стабилизации автомобиля? Итак, чем полезна система ESP и когда ее нужно действительно выключать – в нашем обзоре.

1) Дрифт, быстрый старт

Esp в автомобиле когда отключать

Если вы автогонщик, любите дрифтить автомобиль или не хотите, чтобы система стабилизации вмешалась в управление автомобилем, вы должны отключить ESP. Иначе система не даст вам дрифтовать, когда колеса автомобиля начинают терять сцепление с дорогой. Если не отключите ESP, система ограничит скольжение колес не только притормаживанием колес, но и уменьшит передачу крутящего момента на них.

2) Езда по песку или грязи

Esp в автомобиле когда отключать

При выезде на природу или при движении по грязи советуем вам также выключить систему ESP, чтобы электроника не стала тормозить некоторые колеса, которые начинают проскальзывать на дороге, пролегающей через пересеченную местность. Также для движения по бездорожью необходима мощность, которую ограничит система динамической стабилизации, в результате чего автомобиль может застрять. Если же вы уже застряли, то также необходимо отключить ESP, так как она будет мешать вам выехать.

3) Дождь и снег, скользкая дорога: при движении в гору

Esp в автомобиле когда отключать

Мы знаем, что в дождливую и снежную погоду система ESP отлично помогает водителям держать машину на скользкой дороге. Благодаря этому мы в плохую погоду чувствуем себя увереннее за рулем. И все за счет работы электроники, которая отлично регулирует устойчивость машины даже в тяжелых погодных условиях. Но если вы двигаетесь по мокрой или скользкой дороге в гору, то лучше отключить систему ESP. Это необходимо, чтобы автомобиль поднимался плавно в гору. Иначе система ESP при подъеме в гору может, наоборот, способствовать заносу автомобиля.

4) На автомобиле установлены цепи противоскольжения

Esp в автомобиле когда отключать

Если ваша машина оборудована цепями противоскольжения, в этом случае мы также бы советовали вам отключать систему ESP. Иначе система ESP будет передавать блоку управления системой стабилизации неправильные данные, в результате чего автомобиль будет выравниваться на дороге не так, как нужно. В итоге это повлияет на безопасность вождения. В этом случае лучше отключите ESP.

Как работает отключение системы ESP на разных автомобилях?

Esp в автомобиле когда отключать

Все автомобили, мы знаем, созданы разными. В том числе отличается и алгоритм системы ESP. Особенно при отключении. Например, в некоторых машинах при однократном нажатии кнопки ESP OFF отключается сначала только система ABS. Так, в частности, работает отключение ESP в кроссовере Hyundai Creta. Если затем нажать кнопку в течение нескольких секунд еще раз, система стабилизации выключится полностью.

Но на многих автомобилях (например, на обычных автомобилях Mercedes) систему ESP полностью отключить нельзя. Так уж задумал автопроизводитель, заботясь о безопасности водителей. На многих современных Mercedes вы даже не найдете отдельную кнопку ESP OFF, для того чтобы деактивировать систему курсовой устойчивости. Для этого, например, необходимо лезть в меню настроек различных функций и отключать систему.

Esp в автомобиле когда отключать

И то полностью, как мы уже сказали, вы ее не отключите. Система все равно, хоть и неактивно, будет вмешиваться в управление автомобилем.

Esp в автомобиле когда отключать

Нет, свободу вы, конечно, почувствуете больше, но тем не менее при экстренных ситуациях электроника вмешается обязательно. Причем больше всего вы это будете чувствовать при высоких скоростях. Кстати, во многих автомобилях система ESP деактивируется только при движении машины на скорости до 50 км/час. При превышении скорости система автоматически снова полностью включается.

Также почти во всех автомобилях, если вы отключили ESP, не стоит рассчитывать, что она будет деактивирована после того, как вы заглушите мотор и снова запустите. В большинстве случаев система стабилизации при новом запуске двигателя снова автоматически включится.

Имеет ли смысл отключать систему ESP?

Esp в автомобиле когда отключать

В обычной жизни при повседневной городской езде отключать систему ESP, конечно, нет смысла. Ведь она реально помогает водителю во время движения. Да, кто-то скажет, что различная электроника обленила водителей, многие из которых уже разучились рассчитывать только на себя. Но, по нашему мнению, система ESP, как и многие другие автотехнологии безопасности, внесла существенный вклад в уменьшение аварий на дороге. А раз так, то мы обеими руками за подобную систему стабилизации.

Если же вы захотите почувствовать ради забавы, что такое автомобиль без системы ESP, то советуем отключать ее только на закрытом треке или на свободной площадке, где рядом нет ни столбов, ни других машин.

Да, в определенных условиях, о которых мы рассказали выше, кнопка ESP OFF может сыграть роль палочки-выручалочки. Особенно если вы застряли в снегу. Вот почему автопроизводители предусмотрели возможность отключения системы стабилизации.

Источник

Полезнейшая статья про ESP!

Esp в автомобиле когда отключать

Привет соратникам!) Наконец-то я нашла самую подробную и полезнейшую статью про ESP. Смысл работы этой системы, конечно, многим известен и понятен, НО о ТАКИХ тонкостях, которые описаны ниже я никогда раньше не слышала ни от кого и нигде не читала! Знакомимся с новой информацией)

«Автомобильное читерство, или маленькие секреты ESP.

Зачем автомобилю система стабилизации? Явно напрашивается ответ в стиле Капитана Очевидность. Однако ESP умеет гораздо больше, нежели чем просто удерживать машину на дороге.

ESC, DSC, VSC, DSTC, VDC, PTM, CST… Как только сегодня не изгаляются маркетологи автомобильных фирм, придумывая оригинальные обозначения для, в общем-то, одной и той же системы — динамической стабилизации.

А началось всё, кстати, ровно 20 лет назад. Когда в 1995 году компания Bosch начала поставлять инновационную на тот момент электронику марке Mercedes-Benz для комплектации дорогущей двухдверки S 600 Coupe. С тех пор контролем устойчивости обзавелись даже бюджетные малолитражки, а выпуск системы наладили почти два десятка фирм по всему миру. Ещё бы, ведь в Америке и Евросоюзе продажа новых автомобилей без стабилизации в базовом оснащении вот уже несколько лет как запрещена.

Сразу скажу, в официальной терминологии систему поддержания курсовой устойчивости принято называть ESC — Electronic Stability Control. Но для простоты далее по тексту мы будем использовать именно историческое, знакомое всем, бошевское обозначение — ESP, что значит Electronic Stability Program или же (по-немецки) Elektronisches Stabilitätsprogramm. На суть дела это не повлияет.

Назначение ESP вроде бы и правда очевидно. Она призвана помочь водителю удержать машину на дороге, когда возможностей или умений человека за рулем для этого уже не хватает, или если он совершил ошибку. Одно время начинающие журналисты при описании какой-нибудь новой модели даже любили поговаривать, что, дескать, «строгий ошейник ESP мешает опытному пилоту показать всё своё мастерство». Враки, конечно, — современная стабилизация просто так вмешиваться в управление не станет. Хотя в случае опасности может это сделать довольно резко и грубо.

Но всё же доля правды в тех дилетантских словах есть. Ведь если копнуть глубже, то выяснится — на современном автомобиле ESP работает… практически постоянно! Как же так?! Давайте разбираться вместе.

Сначала поймём, откуда эта самая стабилизация вообще появилась. Фактически, ESP стала эволюционным развитием антиблокировочной системы тормозов — ABS. Ведь на современных автомобилях она позволяет контролировать тормозной контур каждого из колёс в отдельности. Скорости их вращения отслеживают специальные датчики, а блок управления по этим сигналам оценивает обстановку и выдаёт команду так называемому модулятору — хитрому блоку клапанов и гидроаккумуляторов. Именно он регулирует давление жидкости в каждом тормозном механизме, при необходимости оперативно его сбрасывая посредством откачивающего насоса с электроприводом. И вот однажды инженеры подумали — а почему бы этот самый насос не заставить работать как бы в обратную сторону? Чтобы, когда потребуется, не растормаживать, а наоборот — притормаживать одно из колёс?

Сказано — сделано. Так в середине 80-х годов прошлого века, задолго до дебюта самой ESP, родилась её первая «побочная» функция. На мощных моделях Toyota, Mercedes-Benz и BMW стали применять Traction Control (TC), то есть антипробуксовочную систему. Её назначение ясно из названия. Но всё же на всякий случай напомним, что она срабатывает, если водитель слишком сильно давит на газ, и колёса срываются в пробуксовку. Тогда, чтобы восстановить сцепление с дорогой, электроника задействует штатные тормоза и, если потребуется, уменьшает тягу двигателя. Алгоритм довольно примитивный, но эффективный. Наверное, каждый из нас зимой наблюдал в комбинации приборов жёлтую моргающую лампочку — признак работы TC. Без него стартовать на льду со светофора было бы гораздо сложнее, не так ли? Заднеприводные модели могут так вообще остаться на месте…

Но технологии шли вперёд. И постепенно электронный контроль появился не только в моторах, коробках передач или тормозах, но и в едва ли не в каждой системе машины. Это и привело к прорыву в области активной безопасности — появлению полноценной ESP. По сути, её блок управления стал главным органом чувств автомобиля. Сюда направили информацию от датчиков продольного и поперечного ускорений, поворота руля, вращения относительно вертикальной оси, нажатия на акселератор и тормоз, скорости вращения колёс и т.д., и т.п. Компьютер в режиме реального времени сравнивает текущие показатели с заложенными в память и оценивает — сможет ли, например, этот лихой водила при такой езде удержаться на траектории в повороте? Нет? Значит, пора принимать меры спасения.

Собственно, маркетологи сразу нашли, как за это зацепиться, чтобы привлечь больше покупателей. И попросили инженеров поставить в салоне автомобиля «волшебную» кнопку. В зависимости от назначения и типажа машины водителю разрешили или совсем вырубать ESP (что полезно, например, для внедорожников), или ограничивать её помощь. На моделях со спортивным уклоном это даёт возможность почувствовать себя крутым дрифтером без опаски убраться в первом же вираже. А Ferrari так пошла ещё дальше и научила свою стабилизацию поддерживать постоянный угол заноса — ведь раз человек отвалил такие деньги за суперкар, у него нет права опозориться.

Но есть у ESP и другие «секретные» функции, о которых рядовой автолюбитель обычно вообще не подозревает. Вот, например, распространённый случай. Дама в красках описывает подруге, как перед ней на светофоре резко затормозил какой-то идиот. Остановилась наша героиня в считанных миллиметрах от его бампера. Чуть бы зазевалась — и на тебе ДТП. И невдомёк нашей барышне, что ESP, скорее всего, сработала даже при торможении. Ведь, как показывает статистика, большинство из нас в экстренной ситуации бьёт по педали тормоза резко, но недостаточно сильно. Поэтому остановочный путь оказывается больше, чем мог бы быть. А электроника по нарастанию давления в системе это видит и активирует насос модулятора. Соответственно, тормозные механизмы развивают максимально возможное для данных условий усилие. Обычно такую функцию называют Brake Assist — ассистент торможения. Кстати, она может помочь не только хрупким барышням, но и брутальным мужикам, у которых на сухом асфальте и хороших покрышках тоже не хватает сил, чтобы «продавить» педаль до срабатывания ABS.

Теперь же я рискую навлечь на себя гнев автодилеров и маркетологов, поскольку раскрою их страшную тайну. Изрядная часть подобных водительских ассистентов и систем, которые зачастую входят в список опций и стоят немалых денег, на поверку оказываются… просто программными функциями ESP! Поскольку никаких дополнительных деталей в данном случае не требуется. Для активации продвинутых возможностей в буквальном смысле обычно достаточно поставить галочку в системном меню соответствующего блока управления. Само собой, для этого нужен диагностический сканер. Но такие вещи сегодня стоят копейки, так что энтузиасты многих автоклубов поставили электронный апгрейд своих машин на поток.

А между тем, практически бесплатно можно получить весьма полезные вещи. В частности, на многих моделях концерна Volkswagen легко активируется функция XDS — имитация динамической блокировки дифференциала. В поворотах ESP станет подтормаживать внутреннее разгруженное колесо, направляя крутящий момент на внешнюю шину, имеющую лучший зацеп. Тем самым, вы станете реже вспоминать, что такое снос передней оси.

Также легко можно подключить ассистент трогания на подъёме. В этом случае при отпускании педали тормоза ESP будет несколько секунд сохранять давление в тормозных механизмах — до тех пор, пока тяги мотора не станет достаточно для уверенного старта без отката назад.

Удивительно, но ESP умеет измерять даже… давление в шинах! Не напрямую, конечно, а косвенно — при помощи датчиков скорости вращения колёс. Работает простая математика. Если шина спустила, значит, её диаметр стал меньше, соответственно крутится она теперь быстрее других. Это и отслеживает блок управления. Появились подозрения на утечку воздуха? Водитель тут же увидит предупреждение в комбинации приборов.

Также косвенно ESP способна определить наличие прицепа. Раз замкнулся электроразъём (попросту — розетка) «фаркопа», значит, автомобиль превратился в тягач. Теперь система перестроит свои алгоритмы с тем расчётом, чтобы исключить характерные колебания кормы и «болтанку» — электроника просто станет в противофазе подтормаживать передние колёса. Опять же неимоверно просто, но насколько полезно!

Хотите ещё волшебства? Пожалуйста! Как вам связь ESP со стеклоочистителями и датчиком дождя? Когда они срабатывают, электроника понимает — начинается ливень, на дороге влажно и скользко. Тормозной путь будет увеличиваться. Чтобы хоть немного исправить ситуацию, модулятор поднимет давление в тормозных трубках и станет циклически подводить колодки к дискам, срезая на них водяную плёнку. Водитель этого даже не замечает, а механизмы приводятся в боевую готовность…

Святая святых — рулевое управление и то попало под вездесущее око ESP. Представьте: автомобиль заносит, водитель начинает крутить руль, но явно промахивается, допустим, не хватает опыта. Не беда! Электроника заставит электроусилитель подсказывать импульсами усилия, куда и на какой угол повернуть «баранку». Переусердствовал? Ощутишь тяжесть. Руль полегчал? Значит, всё делаешь верно. Кстати, этот же ассистент помогает при торможениях на миксте. Когда, например, левые колёса оказались на асфальте, а правые съехали на грунтовую обочину. Обычную машину тут же начнёт разворачивать, а оснащённую ESP — нет.

При необходимости стабилизация может вмешаться и в работу автоматической трансмиссии, на время заблокировав в ней переключения, чтобы скачки тяги на колёсах не нарушали баланс автомобиля.

Даже на бездорожье ESP нашлось применение. Видели, как умело современные кроссоверы без жёстких блокировок справляются с диагональным вывешиванием и прочими затруднительными ситуациями? Разгруженные колёса помолотят в воздухе немного, как вдруг автомобиль дёрнется и медленно поедет дальше. Это ESP перераспределяет тягу на покрышки, имеющие лучший контакт с грунтом. Кстати, именно датчики системы стабилизации позволили реализовать превентивное срабатывание автоматического полного привода. Муфта для передачи тяги на заднюю ось на современных SUV замыкается не по факту пробуксовки передних колёс (когда порой уже поздно), а по тревожному сигналу блока ESP.

А вот впереди крутой спуск. Активируем Hill Descent Control (HDC) — ассистент спуска с холма. Отпускаем все педали и вуа-ля! Автомобиль под хруст тормозов плавно и ровно скатывается вниз. Опять же стоит сказать спасибо ESP — это тоже часть её программы.

И, повторюсь, всё это может быть реализовано на одной агрегатной базе, без серьёзной доработки начинки машины. В компьютерном мире такая фантастика называется читерством, сродни вводу в игре секретного кода на вечную жизнь или бесконечные патроны. Но в автомобильной среде за такое не наказывают. В конце концов, задача у нас всех общая — победить дорогу. Поэтому ESP действительно работает почти всегда: и при старте с места, и в движении, и при замедлении… Так что рассматривать систему стабилизации только лишь как средство последней надежды в наши дни уже неправильно».

Источник

Не трогай эту кнопку!1 Выключение ESP глупо и опасно

Esp в автомобиле когда отключать

Esp в автомобиле когда отключать

Существует популярное мнение, что ESC/ESP – электронная система контроля устойчивости автомобиля — ещё одна «нянька», что-то, что разрушает радость от вождения. Как и большинству людей, однако, она может спасти вашу жизнь.

Я не слежу скрупулезно за общим количеством проведенных мною заездов или количеством различных пройденных мной трасс, но однажды, после ночного заседания за электронными таблицами, я с уверенностью заявляю, что обучал свыше 500 гонщиков-любителей на той или иной трассе. В этом году я не планирую учить многих, поэтому может, добавлю в список имен 15 или 20.

Каждый настоящий новичок, разумеется, уникален — но вы удивитесь, сколько общих для всех неверных ожиданий, предрассудков и привычек они имеют. Возможно, один из двадцати может выполнить правильный переход на пониженную передачу перекатом стопы с пятки на носок. Тревожащему проценту, скажем, половине, надо напоминать о торможении в конце длинного разгонного участка трассы VIR – Virginia International Raceway – к которому они подъезжают на скорости около 185 mph, в зависимости от машины, на которой они приехали поездить по трассе. Иначе они съедут прямо с конца трассы на длинный заросший травой холм, известный как «американские горки».

Наконец, что не менее важно, у нас есть Выключальщики Контроля Устойчивости. Эти ребята втихаря выключают ESC/DSC/как-бишь-его-там-называет-производитель-автомобиля перед тем, как я сяду в машину. Более трёх четвертей моих учеников делает это. Такая привычка настолько распространилась, что я сейчас всегда проверяю, полностью ли включена система контроля устойчивости перед тем, как я выеду за пит-лейн с учеником — из раза в раз, первый ли это наш круг вместе или тысячный.

Это озадачивает: если вы выезжаете на гоночную трассу в качестве водителя впервые в жизни, ведя собственную машину, за которую вы материально ответственны, какого же черта вы выключаете систему, назначение которой — предотвратить неконтролируемое вращение машины, которое может привести к разного рода увечьям? Когда я прыгал с парашютом в первый (и последний) раз, я что-то не заметил, чтобы кто-нибудь хвастливо выкинул свой запасной парашют в мусорный контейнер. Когда я пользовался навесной переправой, я не видел никого, кто бы отказался пристегнуть второй карабин к стальному тросу. Так почему так много водителей одержимы выключением контроля устойчивости?

После немалых раздумий я решил, что это из-за дезинформации, невежества и гордыни — примерно в равных долях. Назовем их Тремя Всадниками Перворазового Гоночного Апокалипсиса — как это пережито многими водителями BMW M-серии или Корветов. Первый всадник, Дезинформация — вина моих коллег по автомобильной журналистике.

Стандартный пассаж в автожурналистике примерно таков: «Gargantua Bilgebeast 3.7 LX обладает значительной недостаточной поворачиваемостью на узких дорогах, но выключение ESC позволяет сбалансированно управлять легкой игрой газом, выходя из поворотов с должной дозой контр-вращения руля и дымом из-под обоих задних колес». Такие строки практически всегда без исключения выходят из-под пера людей, чье ближайшее соприкосновение с пресловутой «ограниченной управляемостью» — это просмотр гонок «Формулы-1» по телевизору.

Я сидел рядом с такими на множестве автомобильных пресс-туров. Некоторые из них пишут для уважаемых изданий. Иногда даже знаменитых и непогрешимых британских газеток. Снова и снова я наблюдал, как они слишком быстро входят в поворот, тормозят и поворачивают одновременно, перегружая передние колеса, и доводят баланс автомобиля до того, что лампочка ESC моргает, словно морзянкой под руками Эдди Ван Халена. На этом этапе тяжелая работа всех инженеров-разработчиков автомобиля вступает в дело, компьютер разбирается со всем этим, машина медленно, но без заноса выходит из поворота, а личность за рулем начинает жаловаться на «недостаточную поворачиваемость» — и ей невдомек, насколько он приблизился к тому, чтобы мы оба сходили в туалет из-за его тяжелой идиотии.

Если вы «моргаете» лампочкой ESC на общественной дороге, вы делаете что-то исключительно рискованное, исключительно глупое, исключительно неумелое — или возможно, все это одновременно. Не делайте этого. Да, я признаю, что иногда проводил дни на пустой горной дороге, словно это был калифорнийский гоночный трек Лагуна Сека, выходя из поворота с заносом. Я не оправдываю этого и я не горжусь собой, что делал это. Подобное поведение следует оставить для гоночной трассы.

Да даже и на треке для ESC найдется место — и это то, когда в игру вступает второй Всадник — Невежество. Многие из моих новичков думают, что ESC «испортит весь фан» или «будет их останавливать». Факт в том, что вы можете вывести большинство машин в пределы двух-трех секунд от их лучшего круга со всеми включенными системами. Для справки, средний ученик-новичок выходит за пределы 30 секунд из лучшего круга, а средний «упёртый продвинутый» с 50 проведенными на трассе выходными за плечами — от трех до пяти секунд отстает от лучшего времени.

Это верно, что очень ранние системы контроля тяги и стабильности, такие например, как ASC+T, которые устанавливались на «бимеры» девяностых годов, могут быть несколько гиперактивными и содержали ошибки. Они, однако, исключение, и большинство современных автомобилей очень умны, когда дело касается удержания автомобиля в узком повороте. Многие более новые автомобили спортивного типа, начиная с Корвета C5, могут распознать признаки вождения на гоночной трассе и немного ослабить удила. У них также существует режим «трасса» или «гонка».

Я, однако, не даю моим новичкам пользоваться этими режимами потому, что они разработаны для водителей, знающих, что они делают. Вот тут-то в игру и вступает Самомнение, Третий Всадник. Никто из нас не любит признавать, что как водителям нам всегда есть, куда совершенствоваться — даже если мы посещаем курсы водителей! Но истина в том, что даже лучшие водители могут допускать ошибки. Когда я веду обычный автомобиль по мокрой гоночной трассе, я обычно оставляю все системы включенными. Почему? Ну, я проехал тысячи кругов по мокрой трассе на гоночных машинах, на которых не было даже ABS, и я трогательно благодарен за систему, которая помогает мне не пользоваться легчайшими прикосновениями к педали газа на выходе из 12 поворотов каждые полторы минуты. Зачем без нужды рисковать без получения дополнительного «фана»?

Контроль стабильности не устает. Он не отвлекается, думая о следующем круге, повседневной работе, подружке или ужине после целого дня на треке. Он не пугается проскользнувшего впереди автомобиля и не оценивает неправильно сцепление с дорогой, не разглядев отблеска воды на входе в поворот. Подумайте вот о чем: водители «Формулы-1» — лучшие в мире (ну хватит, фанатики ралли и NASCAR, вы знаете, что я прав) и однако гоночные команды готовы были сдвинуть тверди небесную и земную, чтобы установить скрытую систему контроля устойчивости, дабы помочь гонщикам. Раз Михаэль Шумахер или Льюис Гамильтон могут выиграть от небольшого вмешательства компьютера, то можете и вы.

Когда я вижу, что мои ученики отключают систему контроля устойчивости, я прошу включить ее обратно, объясняя, как и почему она им помогает. Я говорю им: наступит день, когда они поведут машину вообще без помощи компьютера, к примеру Spec Miata, по гоночной трассе — и тогда они будут желать, чтобы это вмешательство вернулось. Я объясняю: вы можете ехать быстрее, используя лампочку индикатора ESC для тренировки. Когда вы видите, что она моргает — спросите себя, что вы сделали неверно, чтобы вывести автомобиль из равновесия — и исправьте эту ошибку в следующий раз.

Большая часть откликается на мои просьбы. Те же кто нет? Ну, им придется просидеть на месте время тренировки, пока не найдется инструктор, желающий занять мое место. В хобби проведения выходных на гоночном треке достаточно риска, чтобы не усугублять его неизвестными факторами.

Об авторе
Родился в Бруклине, Нью-Йорк. Поселился в Огайо. Джек Барус выигрывал гонки на четырех видах велосипедов и семи разных видах автомобилей. Всё, что он пишет, должно восприниматься с предупреждением «провокационное заявление». Его колонка – Avoidable Contact – выходит дважды в неделю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *