Esp в автомобиле шкода
Pro ESP, или как подружиться с электроникой тормозной системы Рапида
Данная запись применительна к блокам ESP автомобилей Skoda Rapid (SEAT Toledo) и Skoda Rapid FL 2016-2020 модельных годов, носит чисто информационный характер и никого ни к чему не обязывает. Может быть полезна только профессионалам и любителям с опытом и знаниями, всем остальным для общего развития и пополнения копилки знаний.
Справочно. На автомобили Skoda Rapid (SEAT Toledo) и Rapid FL (не путать с Rapid 2G) в зависимости от даты выпуска устанавливались блоки ESP:
6R0614517BQ, 6R0614517CA…CJ, отличающиеся только версией прошивки.
Подробно опишу только два момента, которые в той или иной степени могут кому-то пригодиться на практике.
1) Кодирование блока 03 под VIN номер автомобиля.
Напоминаю, для тех кто не знал или забыл. Значения последних пяти знаков VIN зашифрованы в длинном кодировании блока 03 (байты 5, 7, 9, 11, 13).
Тем кто хорошо знаком с шестнадцатеричной системой счисления — проследить закономерность не составит труда.
Справочная информация приведена в таблице.
2) Логины закрытых областей.
Ни для кого не секрет, что настройка многих функций в блоках автомобиля находится в закрытых областях, для входа в которые необходим логин.
В процессе исследования данных блоков ESP было найдено 15 логинов (!), назначение некоторых из них доподлинно не установлено (не хотелось заморачиваться). Возможно найдутся энтузиасты, которым удастся разобраться с ними до конца.
Два основных логина (40168 и 20103) всем известны и приведены в методичке по кодированию платформы PQ26. Теперь что касается остальных…
11223 – логин для входа в режим разработчика (ODIS-E, VCP). С его помощью можно «заглянуть» в закрытые области разработчика, например в измеряемые величины «Developer Value 104».
14108 – логин для адаптации «Developer Function 100» (Monitoring VIN).
20103 – логин для адаптаций и базовых настроек системы контроля давления в шинах (RKA+).
24435 – логин для адаптации «Порядковый номер изготовителя».
40168 – логин для адаптации основных функций блока.
47533 – логин для адаптации «Developer Function 120» (Tyre pressure control monitoring error injection) (в режиме разработчика).
63584 – логин для адаптации «Entwicklerfunction 2» (набор параметров) (в режиме разработчика).
75202 – логин для обнуления предупреждений системы контроля давления в шинах «Developer function 121» (в режиме разработчика).
93574 – логин для адаптации «Entwicklerfunction 1» (набор параметров) (в режиме разработчика).
27084, 30673, 40169, 50403, 56598, 70809 – логины, применение которых пока не установлено.
В заключение хотелось бы сказать, что не стоит без особой нужды «лазить» в блоке ESP и искать в нем того, чего там нет. Если нет опыта работы с электроникой автомобиля – забудьте дорогу в блоки ESP и электроники рулевого управления – последствия могут быть плачевны. Подтверждено многолетним опытом!
Всем удачи и ровных дорог!
Эта запись, как и все последующие, будет через некоторое время перемещена в личный блог. Возможно дополню описанием длинного кодирования блока.
Немного о ESP и ASR на октавии тур
За время пользования автомобилем успел опробовать оба варианта
По комплектующим инфы хватает описывать не буду
Если вы решили ставить что либо может мой совет поможет)
ASR
+ наличие EDS … работает до 40км/ч подтормаживает на передней оси одним из колес для выравнивания оборотов
— ASR работает до 80, гасит тягу двигателя(поочередное отключения форсунок) при разности оборотов колес, для 1,6 и 1.9ТДИ не критично… тяги на низах хватает… на 1,8Т езда по снежной каше превращается непонимание с машиной (приходится отключать)
ESP
+ очень крутая штука для неожиданных ситуаций с заносом… главное доверять автомобилю
после установки я не вошел в первый же снежный поворот) по привычке руль ровнее газ больше… хотел зацепиться за асфальт через снег и потом уже довернуть куда мне нужно
ASR не дал мне этого сделать(погасил тягу) и я почти по прямой улетел в сугроб. благо снег был свежий машина не пострадала
поехал на площадку для тестов, тест был просто разгон до 60км/ч и разворот на 180 градусов и замер ширины поворота
1. с включеным ЕСП при вывороте руля в нужное вам направление не отпуская газ автомобиль подтормаживанием одного из колес микрозаносами ставит на нужную траэкторию и сам регулирует нужное количество тяги. Итог — минимальный радиус разворота
2. с выключенным ЕСП работая только педалью газа и ловля зацеп через снег за асфальт — максимальный радиус разворота
3. с выключенным ЕСП работая педалью газа и ручником (управляемый занос) — чуть больше радиус чем с включенным ЕСП
— ASR по прямой не очень приятное перестроение между автомобилями… когда нужно добавить газ автомобиль начинает тупить в снежной каше
плохо что нельзя отключить ASR и оставить EDS+ESP
так много я еще не писал)))
Что такое ESP
После оживленной дискуссии о роли ESP на снежной трассе, а также возникающих то тут — то там обсуждений зимних приемов вождения, я решил разобраться, как же работает эта система.
Для самоучек вроде меня есть замечательные материалы — VW Self-Study programme. В них целый раздел (№204) посвящен как раз ESP: www.volkspage.net/technik/ssp/ssp/SSP_204.pdf.
Сначала нужно разобраться, какие электронные системы безопасности есть в моей машине:
1) ABS (Anti-lock Braking System). Система предотвращает блокировку колес при торможении, тем самым оставляя машину управляемой.
2) TCS (Traction Control System). Предотвращает пробуксовку ведущих колес либо подтормаживанием, либо сбросом тяги двигателя, либо и тем, и другим.
3) EBD (Electronic Brake pressure Distribution). Независимо от ABS эта система распределяет тормозные усилия между загруженной пердней и разгруженной задней осями так, чтобы последняя не заблокировалась раньше времени.
4) EDL (Electronic Differential Lock). Система имитирует блокировку дифференциала, подтормаживая одно из ведущих колес, если у них разное сцепление с дорогой.
5) ESP (Electronic Stability Programme). Предотвращает занос автомобиля, управляя тормозами на отдельных колесах либо тягой двигателя. Синонимы этой аббревиатуры: ASMS (Automatic Stability Management System), DSC (Dynamic Stability Control), DDC (Driving Dynamic Control), VSA (Vehicle Stability Assist) и VSC (Vehicle Stability Control).
6) EBC (Engine Braking Control). Система предотвращает блоикровку ведущих колес при внезапном бросании газа, либо при переходе на пониженную передачу.
Ее задача — предотвратить занос автомобиля и свести к минимуму негативные последствия, если водитель переборщил с вращением рулем или с работой педалями. Т. е. если вы зашли в поворот на более высокой скорости, чем позволяет дорога, резина и погодные условия, то никакая система не поможет вам обмануть законы физики.
Делается это путем того, что система постоянно отслеживает фактическое и желаемое направление движения автомобиля. Информация о фактическом направлении получается от установленных в машине акселерометров а о желаемом — от датчика положения руля и скорости вращения колес. Если система отмечает различия, она подтормаживает одно из четырех колес, одновременно блокируя подачу газа.
В случае, если отмечается недостаточна поворачиваемость, подтормаживается заднее внутреннее колесо, если избыточная — переднее внешнее.
У моноприводных машин информация снимается с двух основных датчиков: поперечного ускорения и датчика вращения вокруг вертикальной оси автомобиля. Информация о продольном ускорении берется с датчиков вращения колес. В случае с полноприводными машинами, ставится еще датчик продольного ускорения.
Как отключить ESP
На современных европейских машинах почти не осталось возможности выключить ESP полностью. На Фабии есть кнопка, которая отключает TCS и несколько модифицирует алгоритм работы ESP, заставляя ее вмешиваться позже, чем обычно и не блокировать подачу топлива при вывернутых в заносе колесах.
Вмешательство электроники при этом начинается тогда, когда колеса начинают быть повернуты в сторону, противоположную повороту. И, надо сказать, этого достаточно, чтобы тренироваться плавно вращать руль и выбирать нужную скорость и траекторию. Пока что инстинкт «тормозить в пол с вывернутыми колесами» у меня пересиливает здравый смысл.
Официальная рекомендация завода — отключать ESP при движении с цепями противоскольжения, в глубоком снегу, либо на динамическом стенде.
Если есть желание попробовать управлять машиной совсем без электронного ошейника, то тут возможны два способа.
1) Так как ESP основывает свое вмешательство на ABS, то обесточивание насоса ABS отключит все электронные помощники. Включая ABS, EDL и EBD.
2) Исходя из прочитанного материала VW я сделал вывод, что предпочтительнее (но и несколько труднее) второй путь — вывести из строя один из датчиков (угла положения руля или акселерометр). В этом случае отключится только ESP, не получающая достаточной информации. При этом остальные системы продолжат функционировать.
ASR, ACC, ESP — что означают сокращения в конфигураторах?
Автор статьи: SkodaKodiaq.club
Даже самая базовая модель нового автомобиля оснащена рядом систем, обеспечивающих безопасность, обзорность и качество поездок. Выбирая салонную копию, мы столкнемся с задачей выбора бесконечного числа этих систем. Так что же такое ESR, ACC, ESP и многие другие?
АБС, вероятно, дольше всего используется водителями. Это антиблокировочная система. Прежде всего, она предотвращает потерю контроля над автомобилем при торможении. Впервые она была использована в 1966 году британцами в автомобиле Jensen FF. В настоящее время используется практически во всех предлагаемых автомобилях в стандартной комплектации. Системы ABS также бывают более продвинутыми системами, такими как ESP и ACC.
ESP и ACC или, может быть, ASR?
Все эти системы входят в группу усовершенствованных систем управления транспортными средствами. В первую очередь они направлены на безопасность и предотвращение ошибок водителя и максимальный контроль в экстремальных ситуациях. Это системы заботятся о нашей безопасности, поэтому на них не стоит экономить.
ESP — не более чем сложная электронная система стабилизации. В случае поворотных систем «поворачивает». Она тормозит каждое колесо независимо, благодаря чему мы можем легко отслеживать ход при недостаточной или избыточной поворачиваемости автомобиля.
Мы часто даже не знаем об этой системе, потому что реакция у нее очень быстрая. Интересно, что в отличие от ABS, производители называют ESP собственными сокращениями. Например, система ESP официально встречается в Volkswagen, Peugeot или Citroen. В BMW эта система называется — DSC, в Honda — VSA и в Ferrari CST.
ASR — это адаптивное управление скольжением, то есть система, которая предотвращает так называемое вращение колеса при старте. Система особенно полезна на скользких поверхностях. Она включается автоматически, если одно из колес «зацепило» скользкую поверхность, благодаря чему будет поддерживаться колея.
В некоторых случаях система реагирует, уменьшая газ или отключая впрыск, чтобы предотвратить увеличение оборотов и потерю контроля над автомобилем. Система, как и ESP, по-разному называется производителями. В группе Volkswagen, Mercedes или Fiat это ASR, в Toyota это система TRC, в BMW — ASC + T.
ACC to Adaptive Cruise Control — система, задачей которой является поддержание безопасного расстояния до машины перед нами в одной полосе. Система информирует нас о звуке или торможении в случае опасного приближения к следующему транспортному средству.
Многие водители признают, что система особенно помогает в пробках. ACC хорошо работают с активными системами круиз-контроля. В самых современных системах они способны тормозить автомобиль до нуля и двигаться. Mercedes назвал системы DTR, Mazda, Nissan и Mitsubishi для ICC (интеллектуальный круиз-контроль).
Другие системы
Очень часто мы обнаруживаем системы безопасности в конфигураторе, также AFIL (Citroen), который сообщает о неконтролируемой смене полосы движения, или систему BLIS (световой сигнал в зеркалах) о транспортных средствах в так называемой слепой зоне.
Одной из более популярных систем, в настоящее время встречающихся практически во всех сегментах, является система AFL или ASL ( Adaptive Front Lighting System ). Когда-то предназначенная для автомобилей более высокого класса — это не что иное, как адаптивные фонари. Благодаря этой системе мы можем рассчитывать на адекватное освещение в поворотах и адаптацию освещения к трассе.
Системы AAS ( автоматическая регулировка подвески ) и ABC ( Active Body Control ) также помогают нам повысить комфорт. Система AAS улучшает устойчивость вождения на более высоких скоростях, а ABC — уменьшает вибрации и активно регулирует подвеску, например, уменьшая крен автомобиля при прохождении поворотов.
HSA ( Hill Start Assist ), также известный как держатель высоты, также является очень полезной системой. Именно благодаря ему, когда мы едем с рамп, наша машина не поворачивает задним ходом.
При выборе автомобиля мы учитываем расход топлива, цвет и базовую комплектацию. Однако стоит помнить, что нужно выбирать и оптимизировать системы безопасности, которые незаметно справляются с работой. По мере того как технология, применяемая в автомобилях, развивается, количество систем резко возрастает.
Чем выше класс, тем больше систем увеличивается пропорционально. В конце концов, некоторые из них — прихоть, за которую вы должны дорого заплатить. Тем не менее, существует ряд систем, которые необходимы для современных драйверов.
Electronic Stability Programme. Сокращённо — ESP.
Немного о том что такое ESP и о истории её создания
Electronic Stability Programme. Сокращённо — ESP.
Так обозначается система поддержания курсовой
устойчивости, которую автомобильные эксперты называют
самым важным изобретением в сфере безопасности
с момента появления привязных ремней. Исследования,
проведённые в разных странах, показывают: если бы все
автомобили были оснащены ESP, число ДТП с тяжкими
последствиями сократилось бы на треть.
Впрочем, к тотальному распростра-
нению ESP все и идет. К примеру, с 2014 года в Евро-
союзе все поступающие в продажу новые легковые
автомобили должны будут оснащаться ESP.
Само собой, ŠKODA движется в ногу со време-
нем и помимо системы поддержания курсовой устой-
чивости как таковой (которая, кстати, доступна для
всех без исключения машин марки) предлагает своим
клиентам целый комплекс устройств, связанных с ESP
и призванных исправлять ошибки водителя и помо-
гать ему в сложных условиях движения.
Создание системы поддержания курсовой
устойчивости сегодня воспринимается как маленькая
техническая революция, но, как это часто бывает, к ге-
ниальному открытию пришли эволюционным путем.
Все началось в конце восьмидесятых годов,
когда инженеры пытались улучшить работу ABS. Си-
стема предотвращала блокировку колес при тормо-
жении и тем самым позволяла до момента полной
остановки работать рулем. Однако в ряде случаев
остановочный путь у автомобилей с ABS существенно
возрастал, поскольку электроника ориентировалась
на то колесо, что имело самое плохое сцепление с до-
рогой, оттого остальные колеса работали при тормо-
жении не в полную силу.
В результате исследований появилась так на-
зываемая четырехканальная ABS. Система индиви-
дуально управляла давлением в тормозном контуре
каждого из колес, добиваясь предельно возможного
замедления в любой ситуации.
Инженеры быстро поняли, что, слегка усовер-
шенствовав такую схему, ее можно использовать не
только при торможении, но и в целом при движении
автомобиля. Например, для поддержания заданного
курса, когда навыков водителя для этого не хватает.
В 1995 году компания Bosch начала произ-
водство и поставки автопроизводителям первых ком-
плектов ESP — Elektronisches Stabilisierungsprogramm.
Изначально термин появился именно в немецком на-
писании.
С тех пор прошло много времени, изменилась
и ESP: сегодня в нее «зашито» множество подпро-
грамм. Но разбираться в том, как это работает, мы нач-
нем с самого простого.
Пакет «расширенный»
Как ABS стала в свое время базой для разви-
тия ESP, так и ESP породила множество вспомогатель-
ных устройств. База фактически остается прежней:
в автомобиле есть электронный блок, который умеет
через исполнительные механизмы избирательно под-
тормаживать колеса. В каких случаях он будет это де-
лать и для чего, зависит от программы, зашитой в блок
управления.
Когда мы говорим о том, что на той или иной
ŠKODA установлена ESP, мы подразумеваем, что за
этой аббревиатурой скрываются дополнительные
подсистемы. Одни являются штатными, другие — оп-
циональными.
Электроника может выступать в качестве муд-
рого инструктора. Если машина оснащена системой
DSR (Driver Steering Recommendation), то в случае за-
носа (или сноса, если вы знаете разницу) компьютер
будет подсказывать водителю, куда повернуть руль.
Это стало возможным благодаря появлению на ав-
томобилях ŠKODA электромеханических усилителей
с электронным управлением: они могут варьировать
свою производительность по команде блока управле-
ния. Когда автомобиль попадает в ситуацию «на грани
провала», то электроника слегка поворачивает руль
в правильном направлении, чтобы человек смог это
почувствовать и интуитивно выполнить правильный
маневр. Если водитель прислушается к рекомендации,
справиться с заносом системе будет гораздо легче: вы
станете исправлять ошибку сообща.
Кроме того, эти же корректирующие импуль-
сы помогают удержать машину при торможении на
«миксте», когда под колесами слева и справа разное
по сцеплению покрытие: скажем, с одной стороны лед,
с другой — чистый асфальт.
Также ESP может имитировать дифференци-
ал повышенного трения — весьма сложное и доро-
гое устройство, которое обычно встречается лишь на
спорткарах. Но теперь его преимущества дано оценить
и владельцам доступных машин. Смысл в том, чтобы
колеса реализовали при разгоне (или трогании с места)
как можно больший крутящий момент. Компьютер бу-
дет следить за пробуксовкой колес и избирательно ее
ограничивать, перераспределяя тягу в зависимости от
сцепления шин с дорогой. Такая функция называется
EDS (Elektronische Differentialsperre).
Само собой, в состав этой опции входит и при-
вычная антипробуксовочная система ASR (AntriebsSchlupf-Regelung), основное действие которой сводит-
ся к ограничению оборотов двигателя.
Есть у ŠKODA и более продвинутая версия EDS:
она называется XDS и устанавливается на «горячие»
модели Fabia RS и Octavia RS.
Работа XDS хорошо заметна при прохождении
извилистой трассы на высокой скорости: она подтор-
маживает внутреннее разгруженное колесо, направ-
ляя крутящий момент на загруженное внешнее. Авто-
мобиль прописывает повороты «как по рельсам».
Но ESP способна работать и в обратной си-
туации, когда скольжение машины возникает из-за
того, что водитель в процессе движения включил
слишком низкую передачу или резко отпустил газ (это
актуально в основном для моделей с механической
коробкой). На сухом асфальте вы просто неприятно
кивнете головой за счет тормозящего момента, воз-
никшего в трансмиссии, а на мокром покрытии или
заснеженной дороге может произойти занос. Пре-
дотвращает этот неприятный эффект функция MSR
(Motor Schleppmoment Regelung): она скорректирует
подачу топлива, чтобы последствия рывка как можно
быстрее исчезли, а занос подавит в самом начале его
развития, подтормозив колеса по схеме, заложенной
в электронный блок управления.
Особый алгоритм ESP, который называется TSA
(Trailer Stability Assist), вступает в действие, когда авто-
мобиль буксирует прицеп. Автопоезд склонен к «бол-
танке», причем, если «хвост» начинает бросать из сто-
роны в сторону, остановить процесс непросто, так как
амплитуда раскачки растет. Что делает электроника?
В противофазе колебаний подтормаживает передние
колеса автомобиля, стабилизируя весь состав.
Вне дорог
Для кроссовера Yeti в полноприводных вер-
сиях система ESP помимо прочего является основой
специального внедорожного режима Off road. Он за-
действуется нажатием отдельной кнопки на консоли.
При активации функции Off road антипробук-
совочная система ASR допускает большее проскаль-
зывание — на бездорожье это полезно. EDS быстрее
способствует перераспределению крутящего момен-
та между колесами и в какой-то степени заменяет
блокировки дифференциалов (даже если из четырех
колес лишь у одного нормальное сцепление с дорогой,
автомобиль продолжает движение вперед).
С включением режима Off road активируется
система HDC (Hill Descent Control), которая помогает
поддерживать постоянную скорость при спуске. Зачем
это надо? Дело в том, что когда автомобиль сползает
с холма, он начинает ускоряться под действием силы
тяжести. Можно применить рабочую тормозную си-
стему, чтобы снизить скорость, но это чревато тем, что
автомобиль развернет поперек склона, а тут и до пере-
ворота недолго.
HDC помогает удерживать постоянную ско-
рость при спуске с горы автоматически. Человеку не
надо даже нажимать на педали, только рулить. Элек-
троника сама подтормозит нужные колеса, чтобы ма-
шина не сбилась с намеченного курса.
ABS на Yeti тоже имеет внедорожный режим.
На малой скорости система допускает более длитель-
ную блокировку колес, что позволяет собрать перед
ними «тормозные башмаки» из грязи, снега или песка.
Маленькая хитрость, позволяющая сократить тормоз-
ной путь на подобных сложных покрытиях.
Под наблюдением
При необходимости ESP можно отключить. На-
пример, для того, чтобы выехать из сугроба, когда про-
буксовка колес необходима. Или чтобы остаться один
на один с дорогой и скоростью, ощутив все прелести
спортивного вождения. Но, отпуская вас на волю, элек-
троника все равно наблюдает за процессом со сторо-
ны — в случае экстренного заноса или разворота ESP
автоматически вступит в работу, чтобы предотвратить
аварию.
Однако помните, что какой бы умной и про-
двинутой ни казалась ESP и все ее вспомогательные
функции, она создана лишь для того, чтобы страхо-
вать водителя, но не заменять его. Законы физики не
изменишь: автомобиль не сможет пройти поворот бы-
стрее, чем это возможно в теории, или проехать через
поле, где трактор пробирается с трудом. Поэтому про-
фессионалы напоминают: лучшие помощники на до-
роге — холодная голова и трезвый расчет. Тогда и воз-
можности электронного разума проверять на себе не
придется…