эстония пюхтицкий успенский женский монастырь

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии Ставропигиальные монастыри РПЦ

эстония пюхтицкий успенский женский монастырь

История

В 1885 году по распоряжению Святейшего Синода Русской Православной Церкви, «дабы оградить Пюхтицкую святыню от инославных посягательств», учреждается Пюхтицкий православный приход с причтом. Деятельное участие в его становлении приняли князь Сергей Шаховской – губернатор Эстляндии и Отделение Православного Прибалтийского братства из местечка Иевве (ныне Йыхви).

Богородицкая гора, на вершине которой расположен Пюхтицкий Свято-Успенский монастырь, издревле носила название Куремяэ (эст. – Журавлиная гора). Еще в XII-XIII веках через эти места пролегал торговый путь, соединявший Новгородскую и Псковскую земли с древними эстонскими городами Юрьевом (Тарту) и Колыванью (Таллин). В те далекие времена возникли в этом районе первые русские поселения. С XIII века с экспансией крестоносцев началась католизация края. И все же часть населения оставалась верной православию, искала в нем поддержку.

С введением в Эстляндии лютеранства (в первой половине XVI века) для иноверных наступили трудные времена. Православные храмы, часовни разрушались. Богослужение совершалось на непонятном эстам немецком языке. В ХV столетии здесь были мученики за православную веру. В древнем Юрьеве в 1472 году пресвитер Никольской церкви Исидор с 72-мя прихожанами были схвачены на реке Омовже во время крещенского водосвятия, заключены в тюрьму и через два дня брошены под лед в той самой Иордани, на которую они выходили в праздник Богоявления. И вот, в этом краю, в утешение измученному в непосильной борьбе с тевтонскими рыцарями эстонскому народу, явилась Божия Матерь. По свидетельству Сыренецкой летописи XVI века более четырех веков назад в Куремяэ было знамение. Ранним летним утром пастухи увидели на горе Светозарную Деву в дивном лазурном одеянии. Они устремились на гору – видение скрылось. Когда же стали удаляться, Она вновь предстала их взорам. Вернувшись домой, пастухи рассказали об этом жителям своей деревни. На другой день на рассвете селяне отправились на гору и тоже увидели Пречистую Деву Марию, в сиянии чудного света стоящую. На третий день собрались у горы крестьяне со всех окрестных деревень. И вновь Пресвятая Дева почтила их Своим явлением. Она стояла у подножья горы, где забил источник ключевой воды. Потом Пречистая Дева стала подниматься все выше, выше и, остановившись у величавого дуба, скрылась от их взоров. На том месте, где стояла Пресвятая Дева Мария, селяне обрели в расщелине дуба икону Успения Божией Матери. Крестьяне-эстонцы, будучи лютеранами, передали икону православным, которые построили на месте явления у древнего дуба часовню в честь Успения Божией Матери и поставили там обретенный образ. С той поры Журавлиную гору стали называть Пюхтицкой, то есть Святой.

Сейчас икона, облаченная в серебряную позолоченную ризу, украшенную драгоценными камнями, стоит у правого пилона центрального нефа Успенского собора. Источник, с берега которого пастух наблюдал знамение, считается святым. Он не замерзает в холодные зимы. Купания в нем помогли многим избавиться от тяжелых недугов. До сих пор сохранился и старый дуб, под которым нашли образ Успения Богоматери. Ученые полагают, что ему не менее 1000 лет. Его высота 26,5 метра, обхват ствола свыше 4 метров. Он также почитается святым, и всяк сюда приходящий пытался отщепить от него хотя бы кусочек коры. Сегодня вокруг древнего великана возведена ограда. А рядом стоит воссозданная часовенка XVI века, внутри которой находится старая часовня.

Оставлять икону в небольшой часовне в пустынном месте было небезопасно, поэтому она сначала хранилась в соборе города Нарва, а позже в храме села Сыренец, в 30 километрах от Пюхтицы.

Ежегодно 15 августа (28 по н. с), в день Успения Пресвятой Богородицы, верующие совершали крестный ход с чудотворной иконой на Святую гору. Путь этот был не из легких: «Проезжих дорог не существовало вовсе, шли православные через болота и леса по узким тропам, по колено в болоте. икону несли поочередно, прижимая к груди», – записано в Сыренецкой летописи.

В 1885 году по распоряжению Святейшего Синода Русской Православной Церкви, «дабы оградить Пюхтицкую святыню от инославных посягательств», учреждается Пюхтицкий православный приход с причтом. Деятельное участие в его становлении приняли князь Сергей Шаховской – губернатор Эстляндии и Отделение Православного Прибалтийского братства из местечка Иевве (ныне Йыхви).

Одной из основных задач, стоявших перед отделением, было открытие школы для девочек и по возможности при ней домовой церкви. Ввиду многочисленных заявлений со стороны лиц, желавших отдать своих детей для обучения, было признано необходимым с осени 1887 года открыть школу не только для девочек, но и для мальчиков, притом без различия в вероисповедании. Император Александр III, узнав об открытии школы в Йыхви, повелел выделить 30 тыс. рублей для создания специального продовольственного фонда. Школа размещалась в частном доме и не могла вместить всех желающих учиться, поэтому было решено построить специальное здание для обучения не менее 150 детей.

Монахиня Варвара (в миру Блохина Елизавета Дмитриевна) была назначена Святейшим Синодом первой игуменией, настоятельницей Пюхтицкого Успенского монастыря. Подвижница, «она ушла в монастырь десятилетней девочкой, до Пюхтицы почти сорок лет отдала служению и познанию Церкви: проходила клиросное послушание, в совершенстве изучила церковный Устав, простое обиходное пение, была лучшей чтицей, прекрасной золотошвеей, давала уроки рукоделия в монастырских училищах, слушала медицинские лекции, состояла в должности помощницы уставщицы и, наконец, десять лет была помощницею ризничей» – так характеризует игумению запись в монастырской летописи. Матушка Варвара, кроме диплома сестры милосердия Красного Креста, имела практические навыки по уходу за больными и ранеными в устроенных во время войны при Костромском монастыре эвакуационных госпиталях. Ей предстояло заложить в Пюхтице основы монашеской общины и перевезти на Богородицкую гору из г. Йевве (Йыхви) благотворительные учреждения, существовавшие при местном православном братстве: лечебницу, аптеку и приют для сирот.

В 1891 году на праздник Успения состоялось торжественное открытие общины. А в 1892 году Указом Священного Синода было определено монашескую общину переименовать в Пюхтицкий Успенский женский монастырь с возведением монахини Варвары в сан Игумении. С первых дней существования обители в Пюхтице был установлен строгий монастырский порядок, какой можно было встретить только в старинных монастырях.

Император Российский Александр III пожаловал новому монастырю богатые священнические облачения. Разными благотворителями пожертвованы церковные книги, серебряные сосуды, лампады, кадила, напрестольные кресты. В устроении обители сыграл большую роль протоиерей Иоанн Кронштадтский – проповедник и чудотворец. Он заботился о монастыре, регулярно помогал деньгами, присылал новых насельниц. Во время его приездов, особенно в торжества Успения Богородицы, в Пюхтице собиралось до десяти и более тысяч богомольцев и паломников.

В 1892 году адъюнкт-профессор Петербургской академии художеств, академик Михаил Тимофеевич Преображенский предложил генеральный план застройки монастыря, в основу которого была положена простая и ясная идея: церковь, находящаяся в центре обители, как бы собирает вокруг себя деревянные дома с келиями и Святые ворота со звонницей. Архитектурно-строительными работами руководил уроженец Сааремаа архитектор Александр Артемьевич Полещук. В том же году возводятся первые бревенчатые домики для келий, детского приюта. Закладываются главные Святые врата из гранита и кирпича с деревянной колокольней над ними. На средства Иеввенского Отделения Православного Прибалтийского братства приобретаются первые колокола: Большой весом 2648 кг, Полиелейный – 1326,8 кг и Малый – 350 кг, отлитые военным ведомством из Усть-Двинской крепостной артиллерии специально для первого в Эстляндии монастыря.

16 августа 1892 г. Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Рижский и Митавский, освятил первый каменный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1895 году был возведен трапезный корпус с церковью во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Число насельниц быстро росло. В обители был в полном объеме введен монастырский богослужебный круг, созданы два хора – один для пения на славянском, другой – на эстонском языке. Проповеди также читались на двух языках, что способствало популярности монастыря. Важное значение для местного населения приобрела благотворительная деятельность обители. В приюте для бедных детей воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам по программе церковноприходских школ, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству. В монастырской лечебнице больные бесплатно пользовались лекарствами и медицинским обслуживанием.

Игумения Варвара заботилась об обустройстве и благолепии храма. Она сама собирала пожертвования и приобретала церковную утварь. Из Нижнего Новгорода игумения привезла старинную икону (1782 г.) на кипарисовой доске с серебряным золоченым крестом, в который вделаны 32 частицы святых мощей угодников Божиих. По ходатайству настоятельницы Варвары монастырю были пожертвованы иконы Черниговской Божией Матери и Святого великомученика, целителя Пантелеймона, писанные на Святой Горе Афон. А чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, благодаря стараниям петербургского золотых дел мастера Андреева, оделась серебряной позолоченной ризой, отделанной бриллиантами и жемчугом. В 1893 году обитель получила в дар святую плащаницу, вышитую золотом по бархату, два больших киота, богато украшенное старинное Евангелие.

15 августа 1893 года на праздник Успения Божией Матери поздно ночью прибыл архипастырь монастыря архиепископ Рижский и Митавский Арсений. В торжественной проповеди владыка сказал: «Когда мы приближались к вашей обители, увидели освещенные храмы и услышали звон колоколов, то остановились, чтобы насладиться гармоничным гласом кампанов ваших, раздающихся на далекое пространство среди ночной тишины, и чудным видом иллюминированного и освещенного лунным светом монастыря. Невольно при этом пришло на мысль недавнее прошлое сей горы: давно ли было то время, когда на этом самом месте, именуемом от лет древних Святой горой, была дикая пустыня, по которой с шумом проносились одни только буйные ветры, пролетали хищные птицы и пробегали дикие звери. А теперь здесь высятся святые храмы Божии, и в церквах слышатся гимны Богу во псалмах и песнях духовных, и обитает в монастырских келиях целый сонм людей Божиих. Поистине теперь эта гора – гора Божия, место святое!» В 1894 году на сорок втором году жизни скоропостижно скончался князь Сергей Владимирович Шаховской – один из покровителей и благодетелей Пюхтицкой обители. В память о нем вдова поставила на горе, рядом с княжеским домом, храм во имя Сергия Радонежского с усыпальницей князя, где спустя много лет и сама нашла последний приют. В 1897 году игумения Варвара Указом Святейшего Синода была переведена в Казанскую епархию, а на ее место назначена монахиня московского Страстного монастыря Алексия (Анна Михайловна Пляшкевич).

Заветным желанием игумении Алексии стало строительство большого трехпрестольного собора, который был бы украшением обители и где нашла бы достойное место икона Успения Богоматери. На это требовались огромные средства. Сестры трудились не покладая рук, развивалось золотошвейное дело. На Всероссийской выставке монастырских работ в Санкт-Петербурге в 1904 году плащаница пюхтицких мастериц, шитая серебром и золотом по бархату, была удостоена золотой медали, что, естественно, привлекло заказчиков.

Но наступили трудные времена – русско-японская война 1904-1905 годов внесла коррективы в планы монастыря. В Пюхтицкой лечебнице принимали раненых воинов, за ними усердно ухаживали монастырские сестры милосердия.

Приходилось больше работать на полях, чтобы прокормить и насельниц, и обездоленных людей. Игумения Алексия направляла монахинь за сбором благотворительных подаяний в Ригу, в Санкт-Петербург, в Москву. «И вот сверх всякого ожидания, – свидетельствует летопись, – Господь Бог посылает монастырю помощь в лице нового благодетеля – московского генерал-майора Ивана Филипповича Терещенко, к которому пришла в 1905 году ездившая за сбором подаяний в столицу послушница Анна Абрамова. Заинтересовавшись смиренным, ласковым видом старицы-послушницы, генерал стал ее расспрашивать о монастыре. Старушка добродушно рассказала про Пюхтицу, показала генералу фотографию обители. Вглядываясь в снимок, Терещенко после некоторого раздумья сказал: «Я построю у вас настоящий соборный каменный храм», добавив, что готов немедленно пожертвовать капитал с условием, если в храме ежедневно будет совершаться на проскомидии поминовение его и его родных». Генерал пожертвовал на возведение храма 90 тысяч рублей. Завещание Терещенко выполняется и поныне.

Проект пятиглавого храма, выдер­жанный в том стиле, в каком возводили церкви в Москве и Ярославле в XVI-XVII веках, разработал петербургский архитектор А.А. Полещук. Старый храм разобрали весной 1908 года, причем, камень, из которого он был построен, лег в основание нового, и 15 июня того же года состоялась закладка трехпрестольного собора. Минуло два года — и Успенский собор Пюхтицкой обители вознес к небесам все пять своих глав, увенчанных крестами.

Ныне в величественном пятиглавом монастырском соборе пребывает главная святыня обители – явленная икона Успения Божией Матери, обретенная в XVI веке. Главный престол соборного храма освящен во имя Преславного Успения Пречистой Богоматери, престол северного придела – в честь Святителя Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского Мироточивого, южного – в честь преподобных Иоанна Лествичника и Серафима Саровского. Украшением Успенского собора является Пюхтицкая икона Божией Матери, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1894 году сестры монастыря написали и подарили в день Ангела горячо любимому пастырю икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтице. Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября». Эта икона пребывала с о. Иоанном до самой его кончины.

В июне 1990 года в статусе Пюхтицкого Успенского монастыря произошла кардинальная перемена: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму (в миру Алексей Михайлович Ридигер).

Почти полвека находилась под его окормлением Пюхтицкая обитель. Она обязана ему самим своим существованием. В начале 60-х годов по всей стране закрывались монастыри. Пюхтицкое подворье в Таллинне было сметено с лица земли. Подлежал закрытию и монастырь на Святой горе. Патриарх Алексий Второй, тогда епископ Таллиннский и Эстонский, приложил все усилия, чтобы подобный план не был претворен в жизнь. С его стороны это был настоящий подвиг, и пюхтицкие монахини безмерно ему благодарны за его подвижническое деяние.

Неразрывными узами связаны судьбы Патриарха и скромной обители. Сестры старшего поколения помнят его еще отроком, приезжавшим сюда с отцом – священником приходской церкви в Таллинне. В шесть лет будущий Патриарх, одетый в стихарь, прислуживал за богослужением в алтаре Пюхтицкого Успенского собора. В 21 год, после окончания Ленинградской духовной семинарии, он стал настоятелем Богоявленской церкви в соседнем с Пюхтицей городе Йыхви и часто служил в монастырском храме. Особенно памятен и радостен для насельниц обители 1961 год. 3 марта в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексий был пострижен в монашество, а 3 сентября 1961 года архиепископ Никодим (Ротов) возглавил свою первую архиерейскую хиротонию, посвятив архимандрита Алексия в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина во епископа Таллиннского и Эстонского. С этого момента и до последнего дня жизни Святейшего Патриарха Пюхтицкий Успенский женский монастырь находился под его непосредственным руководством и управлением. Поистине возрождение, укрепление и украшение монастыря свершилось благодаря постоянному отеческому попечению, вниманию, любви архипастыря. 3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) монахиня Варвара (Валентина Алексеевна Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. А 18 января, в канун праздника Богоявления, Высокопреосвященный архиепископ Таллиннский и Эстонский Алексий (в будущем Святейший Патриарх Московский и всея Руси), в Таллиннском Александро-Невском соборе возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день,19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Москве в Свято-Троице-Сергиевой Лавре Святейший возложил на неё наперсный крест. Новая игумения стала третьей строительницей обители. За 43 года ее усердных трудов, перечислить которые просто невозможно, монастырь преобразился до неузнаваемости.

Игумения Варвара сразу же занялась благоустройством обветшавшего в те годы хозяйства. При помощи и по благословению Владыки Алексия в монастыре развернулось комплексное строительство: было оборудовано центральное отопление; проведены водопровод и канализационная сеть; установлена своя электромельница; возведены новые кирпичные келейные здания, каменные хозяйственные строения. Архитектурный ансамбль пополнился Сергиевой колокольней, новой крестильной церковью в честь Иоанна Крестителя и священномученика Исидора Юрьевского, домом для представительских целей с современным конференц-залом, музеем и др. Старую бетонную ограду заменила мощная из гранитных валунов стена с угловыми башнями-домами. Отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены кресты. Заново расписан Успенский собор. Своды Святых врат украшены живописными картинами из истории обители. За оградой оборудована двухэтажная гостиница, возле Святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена новая часовня Георгия Победоносца. В богадельне, где живут престарелые или заболевшие монахини, открыта церковь в честь Святителя Алексия и великомученицы Варвары.

Настоятельница всеми средствами старалась облегчить труд сестер. Они по-прежнему работали не покладая рук, только затраты и качество этого труда были несоизмеримы с прежними. 26 ноября 2010 игумения Варвара приняла постриг в схиму. 8 февраля 2011 почила о Господе. Похоронена на монастырском кладбище вблизи алтарной части Николо-Арсеньевского храма.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 128) монахиня Филарета (Калачёва) назначена игуменией Пюхтецкой обители. В сан игумении возведена Святейшим Патриархом Кириллом 19 ноября 2011 г.

Источник

«Три ступени» на Журавлиной горе

В 2016 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, исполняется 125 лет со дня основания Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии. Сейчас это одна из самых известных обителей нашей Церкви, во многих смыслах образцовая. Для немалого числа женских монастырей России Пюхтица была и остается школой благочестия и живым примером не прерывающейся монашеской традиции.

Не оставленный народ

В 1219-1220 годах состоялся Датский крестовый поход в Эстонию. В результате вся северная Эстония была захвачена.

Но полного исчезновения Православия не произошло.

В первой половине XVI века в Эстляндии было введено лютеранство. Для православных наступили времена неприкрытых притеснений. Православные храмы разрушались, прихожане чувствовали себя сиротами, брошенными, оставленными. Именно в это время измученному и уставшему православному народу Эстляндии явилась Сама Божия Матерь.

«Лучами своими озаряя»

В Сыренецкой летописи XVI века сохранилось свидетельство о чудесном знамении в местечке Куремяэ. Было раннее летнее утро. Простые пастухи, как всегда, пасли скот под горой. И вдруг на самой горе они увидели Светозарную Деву в дивном лазурном одеянии. Божия Матерь простертыми руками указывала на источник, испокон веков протекавший под горой. Когда пастухи хотели подойти поближе и устремились на гору, видение исчезло. Когда они стали удаляться, Дева вновь предстала их взорам.

Пастухи вернулись домой и рассказали об этом чудесном явлении жителям своей деревни. Уже на следующий день на рассвете селяне отправились на гору. Эти простые труженики также были удостоены видения Пречистой Девы в сиянии чудного света.

В расщелине дуба крестьяне обрели икону Успения Божией Матери

На третий день у горы собрались крестьяне уже со всех окрестных деревень. Пресвятая Дева почтила и их Своим явлением. Там, где Она стояла, — у подножья горы — забил источник ключевой воды. Потом Пресвятая стала подниматься к самой вершине и, остановившись у величавого дуба, скрылась от людских взоров. Крестьяне отправились к тому месту, где стояла Пресвятая Дева Мария. В расщелине дуба они обрели икону Успения Божией Матери.

Жители этих мест по сей день возлагают особое упование на Пресвятую Богородицу, веря, что Божия Матерь освятила Своим пришествием и всю окрестность. В «Сказании о Пюхтицких иконах Божией Матери» есть такие слова: «несравненный светозарный образ Пречистой Девы Богородицы, лучами своими озаряя Пюхтицкую обитель, радуя души православных, являет всем, что Игумения на сей Святой горе — Сама Царица Небесная, некогда здесь явившаяся и не оставляющая Своим заступничеством малое стадо Христово, покрывая безграничным милосердием Своим всех, с верою прибегающих к Ее всесильной помощи и предстательству».

Местность эту с тех пор стали называть «Пюхтица» («Pühitsetud»), что значит «Святое место». А источник у подножия Журавлиной горы более чем за триста лет прославился многими чудотворениями и исцелениями.

На месте чудесного явления иконы, у древнего дуба, была построена часовня в честь Успения Божией Матери, где и находился обретенный образ.

Первое письменное упоминание о Пюхтицкой часовне относится к 1608 году (по крайней мере это самый ранний сохранившийся исторический документ).

Ежегодно в праздник Успения Пресвятой Богородицы здесь служил священник из русской части г. Нарвы. На торжества стекались паломники со всей Эстонии. Казалось, Святая гора, усеянная огоньками свечей, возносится под молитвенное пение с земли на небо.

Недостроенная кирха

В начале XIX в. Пюхтицкая гора перешла в собственность немецких баронов, враждебно относившихся к православным. Икону пришлось перенести в с. Сыренец, где был православный приход. Но место обретения образа не было забыто: ежегодно в день Успения Богородицы от Сыренца к часовне на Богородицкой Горе совершался Крестный ход с чудотворным образом. Путь в 30 километров был не из легких: православным часто приходилось идти по колено в болоте, прижимая икону к груди.

Любопытно, что немецкие бароны — хозяева территории — предприняли попытку умалить достоинство часовни. Для этого они педантично стали выстраивать рядом кирху, размер которой должен был вызывать ощущение «торжества протестантизма» и незначительности и серости Православия. Попытка была провальной.

29 апреля 1891 года последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение Православной Церкви. Кирхе суждено было стать конструктивной основой для Успенского храма.

Навстречу эстонским братьям

С.В. Шаховской одним из первых осознал саму необходимость создания на Богородицкой горе иноческой обители.

Усилиями князя и его супруги в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретенной ранее иконы, а в 1887 году в местечке Иевве (ныне город Йыхви) по его инициативе было открыто Отделение Православного прибалтийского братства (под председательством княгини Е. Д. Шаховской), при котором постепенно появились приют для сирот, лечебница с аптекой, школа для детей малоимущих родителей и рукодельная. Все эти благотворительные учреждения в Иевве стали своего рода подготовительным этапом к основанию Пюхтицкой женской обители на Богородицкой горе.

Кроме того, именно князь Шаховской ходатайствовал о выкупе самой земли Богородицкой горы, что и произошло в 1891 году.

Князь искренне полюбил Пюхтицкую гору и завещал похоронить его на ней. Случилось так, что он скоропостижно скончался 12 октября 1894 года, в возрасте всего 42 лет. За 9 лет своего служения губернатором Эстляндии (1885-1894 гг.) князь успел во многом изменить историю сего края.

Вдова Сергея Владимировича, княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская, поселилась на Богородицкой горе и занялась при монастыре широкой благотворительностью. Ежегодно в праздник Успения княгиня участвовала в организации приёма богомольцев и участников крестного хода, во множестве стекавшихся в Пюхтицу.

Чтобы понять ее отношение к месту своего служения и окружающим людям, достаточно узнать, что писала княгиня Шаховская известному юристу Ф.Н. Плевако: «Мы, русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего человеку на земле жить нельзя: церковь, школу, уход за больными. ».

На Богородицкой Горе над усыпальницей губернатора Эстляндии князя С.В. Шаховского его вдовой в 1895 году был сооружён деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. По прошествии многих лет уже совсем другой жизни и княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская была погребена рядом с супругом.

Варвара Первая

Торжество открытия общины на Богородицкой горе было приурочено к празднику Успения Божией Матери 1891 года. Именно с этого момента ведет свою историю Пюхтицкая обитель.

Пюхтицкая община очень скоро была утверждена в статусе монастыря во главе с игуменией — монахиней Варварой (Блохиной), прибывшей в Эстонию из Костромы в 1888 году.

Благодаря ее усердию на Святой горе появились жилые дома-келии, временная трапезная, здание приюта для детей, необходимые хозяйственные постройки, был построен соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В него перенесли чудотворную икону Успения, долгие годы находившуюся в ближайшей Сыренецкой церкви. Рядом с соборным храмом была устроена Трапезная церковь во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы для богослужений в зимнее время.

Игумения Варвара сумела учинить строгий монастырский порядок, присущий старинным монастырям. По сохранившимся рассказам, первые пюхтицкие сёстры сами носили камни и брёвна для постройки жилых домов-келий, обрабатывали до 200 десятин земли, обучали детей-сирот в монастырском приюте грамоте и рукоделиям, ухаживали за больными в лечебнице.

Труд сочетался с молитвой: все положенные по уставу монастырские богослужения совершались неукоснительно. Из числа насельниц были созданы два монастырских хора — на церковнославянском и эстонском языках. Основанная недалеко от монастыря богадельня «Гефсиманский скит» содержалась на средства обители.

Есть на что

В становлении монастыря огромную роль сыграл св. Иоанн Кронштадский

Отец Иоанн (Сергиев), прославленный Церковью как праведный Иоанн Кронштадский, часто посещал Пюхтицу, духовно окормлял сестёр, присылал новых насельниц и помогал строящейся обители материально. В становлении Пюхтицкого монастыря святой сыграл огромную роль. Однажды, беседуя с игуменией Варварой, батюшка указал ей на вершину горы и сказал: «Матушка Варвара, смотрите, какой великолепный собор у вас на горе стоит!». — «Батюшка, хорошо бы собор, да не на что, — ответила матушка игумения, — даже и речи не может быть!». А батюшка, словно и не услышав её слов, вновь говорит: «Матушка! Посмотрите, какой великолепный собор у вас на горе стоит. ».

На строительство требовались огромные средства, которых у монастыря не было, но отец Иоанн благословил создание нового собора.

Весной 1908 года была разобрана первая Успенская церковь. Весь камень пошёл на строительство фундамента нового храма. 15 июня состоялась закладка трёхпрестольного Пюхтицкого собора.

Собор воздвигался быстро: уже 15 августа 1910 года, на престольный праздник, архиепископ Рижский и Митавский Агафангел совершил чин великого освящения храма и главного престола в честь Успения Богоматери.

С именем праведного Иоанна Кронштадтского связана история еще одной святыни монастыря — Пюхтицкой иконы Богородицы. В 1894 году сестры обители, горячо любившие батюшку, написали и подарили ему в день Ангела икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтице. Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября».

Отец Иоанн много молился перед этой иконой до самой своей кончины.

Богородица сказала монахине: «Я Сама к тебе приду»

Образ Богородицы «У источника» батюшка завещал одной благочестивой петербургской чете. Престарелые супруги передали икону насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Сама Пресвятая Богородица явилась монахине Вирсавии во сне, открыв Свою волю о возвращении образа в Пюхтицкую обитель. Богородица сказала монахине: «Я Сама к тебе приду». Случилось это на Пасху 1946 года. Вскоре мать Вирсавия умерла, а образ Божией Матери «У источника» в день празднования иконе Боголюбской (18 июня / 1 июля) вернулся в обитель.

Бомбы, которые не попадают

«Стал бомбить монастырь по расчетам. Вдруг небо раскрылось, вижу — стоит вся в голубом Женщина и говорит: “Сынок, не разоряй Мой Дом!”»

Через несколько дней после возвращения иконы в монастырь приехал неизвестный никому военный, попросивший встречи с матушкой Рафаилой. В беседе он рассказал удивительную историю. Во время войны он был летчиком, получившим приказ разбомбить монастырский собор. «Помню, подлетаю к монастырю, — рассказывал военный, — а вся гора в тумане. Было это при ясной солнечной погоде. Я развернулся, сделал круг — вновь ничего не видно. Стал бомбить по расчетам. Вдруг небо раскрылось, вижу — стоит вся в голубом Женщина и говорит: “Сынок, не разоряй Мой Дом!”»

После беседы с игуменией Рафаилой летчик зашел в собор, увидел икону Пюхтицкой Божией Матери, именуемую «У источника», и сразу узнал в ней Ту, Которую видел когда-то над монастырем.

Местные жители подтверждают этот рассказ: в годы войны не раз они видели над монастырем бомбы, которые неведомой силой были относимы в сторону.

От Ленина до Хрущева

Пюхтицкий монастырь знал много скорбных дней, разделив годы страданий со всей Русской Церковью. Первая мировая война, а затем октябрьский переворот в России, образование Эстонского независимого государства. Лазареты для тифозных больных в соборном храме, национализация монастырских земель и упразднение монашества как сословного различия.

В 1920 году, чтобы хоть как-то сохранить монастырь, его преобразуют в «Благотворительную христианскую Пюхтицкую женскую трудовую общину» во главе с почётной председательницей — княгиней Е.Д. Шаховской.

В 1935 году Трудовая община вновь обрела статус монастыря, подчинённого Синоду Эстонской Апостольской Православной Церкви. Правительство выделило ему в аренду 102 гектара земель.

Не успела обитель оправиться — началась Вторая Мировая война. Три года фронт держался всего в 30 километрах от Пюхтицы, за рекой Нарвой, где шли ожесточённые бои.

Надо ли говорить, какими были послевоенные годы! Сытым не ходил никто — ни человек, ни скотина. Соха вновь прильнула к пашне, лес пилился вручную, мешки с зерном разместились на плечах монахинь — их несли не одну версту, ночью. Божьей милостью получалось и лошадей с коровами содержать, и огороды обрабатывать.

Хрущевские гонения не обошли стороной и Пюхтицу — монастырь хотели закрыть. В 1960 году был сметён с лица земли один из красивейших соборов Таллина — храм Пюхтицкого монастырского подворья. Верующие пытались обращаться к властям с просьбой сохранить храм, однако реакция была предсказуема. В самом монастыре планировали устроить дом отдыха для шахтёров, а в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе — планетарий.

О пользе иностранной печати

Наиболее действенным в те годы средством от посягательств советской власти на Церковь часто оказывалось положительное упоминание какой-либо обители или храма в иностранной печати. По приглашению епископа Алексия Пюхтицкую обитель вскоре посетили делегации Константинопольской Церкви, Евангелической церкви Франции, Всемирного совета церквей. Итогом многочисленных положительных откликов в иностранной печати стала невозможность закрытия Пюхтицкого монастыря.

3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) седьмой настоятельницей Пюхтицкой обители (1968-2011 гг.) была назначена монахиня Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова). Матушка начинала свой иноческий путь в Пюхтице. В сане игумении ей предстоял нелегкий труд восстановления монастыря: починка куполов, крестов, крыш храмов и других зданий, проведение отопления, воды, электричества, украшение собора настенной живописью. Со всеми этими вопросами хрупкая матушка справлялась смиренно и безропотно. И, конечно, неустанная ежедневная работа по устроению монашеской жизни.

В 1988 году — когда вся историческая Русь праздновала 1000-летие своего Крещения — в Пюхтицкой обители развернулось масштабное церковное строительство: были выстроены Георгиевская часовня, колокольня Сергиевской церкви, первая в Эстонии церковь-крестильня для крещения с полным погружением. В то же время обитель была обнесена «крепостной» оградой из гранитного камня с двумя новыми башнями.

После распада СССР были закрыты границы и установлен визовый режим с Эстонией. Богомольцам стало труднее добираться до Пюхтицы — их поток зримо слабел. В те годы обитель была пустынна как никогда. Но те, кто хотел, добирались вопреки всем международным перипетиям.

Матушка Варвара отошла ко Господу 8 февраля 2011 года, более 40 лет прослужив Господу в сане игумении. До сих пор сестры Пюхтицкой обители с неизменной любовью и теплотой вспоминают «матушку-строительницу». Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Более сорока лет матушка со смирением и кротостью несла возложенное на нее Священноначалием нелегкое послушание, отдавая все свои силы, здоровье и дарования благоустроению монастырской жизни. Являя пример стойкости, преданности Церкви и верности своему призванию, она сумела создать в обители неповторимую атмосферу подлинной христианской любви, мира и духовной радости. Во многом благодаря трудам схиигумении Варвары Пюхтицкая обитель стала настоящим форпостом Православия в Эстонии, куда за духовным утешением и поддержкой съезжались многочисленные паломники».

Узнайте сами

Сегодня Пюхтица пытается жить так же, как и вчера, как и сто лет назад. Живая связь с прошлым делает это прошлое настоящим, в монастыре особенно дорожат этой — не всем монастырям предоставленной — милостью жить в сохраненной традиции дореволюционного монашества. Сестры знают то или иное монастырское дело так хорошо, потому что учились у «профессионала», который, в свою очередь, перенял опыт у подвижницы — современницы оптинского старчества эпохи его расцвета. Из этих страниц складывается бесценная книга.

Монастырь по-прежнему упорно и безропотно трудится, в поте лица добывая свой хлеб. Здесь знают цену этого хлеба — мастерски косить научат любого. При этом правило безвозмездного гостеприимства по-прежнему в силе и не подлежит пересмотру даже во время международных политических потрясений и экономической нестабильности. Каждого встретят, накормят, согреют, спать уложат — и не забудут напомнить о важности посещения богослужений.

Несмотря на аграрно-технологические ноу-хау, труд в обители не перестает быть тяжелым и напряженным. Иноческое преодоление ветхого человека, сосредоточенная молитва, борьба с соблазнами мира — все это никуда не уходит даже во внешне «комфортном» монастыре, даже охраняемом древней монашеской традицией. Монастырь продолжает борьбу. Славное прошлое еще больше обязывает «держать высоту» в настоящем и будущем.

Паломники по-прежнему едут в Пюхтицу. Сами эстонцы, в целом люди достаточно нерелигиозные, считают этот монастырь своей жемчужиной, очень гордятся им, возят сюда своих гостей, берегут его. То-то и удивительно. Этнические же эстонцы, переходящие в Православие, становятся настолько «пламенеющими» верой, что могут научить этому многих русских — «потомственных православных».

Источник, забивший на месте явления Пресвятой Богородицы простым пастухам, до сих пор считается святым. Даже лютые морозы не могут заковать его во льды. Историй чудесных исцелений в этих водах — множество.

До сих пор сохранился и старый дуб, под которым эстонские крестьяне нашли образ Успения Богоматери. Ученые полагают, что ему не менее 1000 лет. Его высота 26,5 метра, обхват ствола свыше 4 метров. Разумеется, его также почитают святым, поэтому немудрено, что каждый паломник считал своим первостепенным долгом унести с собой хотя бы щепку этого дуба. Со временем его могли растащить до состояния полного исчезновения. Поэтому сегодняшняя ограда вокруг него кажется более чем уместной.

Рядом стоит воссозданная часовенка XVI века, внутри которой находится часовня старая. Вокруг — монастырское кладбище, которое может рассказать свои удивительные истории.

«Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царствия Небесного»

Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царствия Небесного».

Езжайте в Пюхтицу и попробуйте это узнать сами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *