этап обучения аудированию 13 букв кроссворд

Этапы обучения аудированию

Цель первого этапа заключается в создании ситуации и мотива общения и в формулировке коммуникативной задачи, а также в преодолении трудностей восприятия и понимания сообщения путем использования различных опор и других облегчающих восприятие факторов.

Третий этап служит для контроля понимания смысла текста (осуществления коммуникативного намерения и достижения коммуникативной цели слушающим (получил/ не получил нужные сведения, узнал/ не узнал что-то важное, заинтересовался/ не заинтересовался содержанием и пр.), а также эффективности акта общения.

РАБОТА С АУДИОТЕКСТОМ

Вся работа с аудиотекстом в условиях фонокласса состоит из трех этапов: предтекстового, текстового и послетекстового.

Предтекстовый этап включает работу с доской, раздаточными материалами и фрагмен­тами аудиотекста, а также живое учебное общение. Основное содержание этапа: снятие языковых труд­ностей аудиотекста (контроль понимания наиболее трудных предложений текста, анализ значений от­дельных слов и фраз), тренировочные упражнения на базе текста, введение и первичное закрепление новых слов, толкование употребления в тексте лек­сических единиц и грамматических явлений, ауди­рование изолированных фрагментов текста.

На этом этапе используются следующие виды работы:

1. Введение новых слов, их объяснение, иллю­страция примерами.

2. Контроль понимания новых слов в предложе­ниях из аудиотекста с использованием визуальной наглядности.

3. Отработка техники чтения на материале наи­более трудных в звуковом предъявлении предложе­ний из аудиотекста (звуко-буквенное соответствие, произношение, ударение, интонация, членение текста, смысловое выделение и т. п.).

4. Работа с наиболее сложными грамматически­ми структурами в предложениях из текста, их узна­вание, дифференцировка, установление взаимодей­ствия исходной формы (например, инфинитива) с актуальной в конкретном предложении (видо-вре-менная форма, спряжение глагола).

5. Тематическая группировка слов из аудиотекс­та; слова даются в списке или предложениях.

6. Структурная группировка слов (корневые, про­изводные, сложные, фразеологизмы).

7. Постановка всевозможных вопросов (общих, специальных, альтернативных и разделительных) к наиболее сложным в языковом отношении предло­жениям аудиотекста.

8. Избирательное аудирование фрагментов (пред­ложений) текста с выполнением задания сформули­ровать ответ на вопрос, воспроизвести контекст упо­требления слова, определить правильность или не­правильность предварительного утверждения и т. д.

9. Лексический тест.

10. Лексический или текстовый диктант мини­мального объема.

11.Аудирование в предложениях наиболее труд­ных слов и грамматических структур.

12. Аудирование в предложениях чисел и имен собственных.

13. Чтение одного из отрывков аудиотекста с ориентацией на контроль понимания.

Предтекстовая ориентировка на восприятие речи на слух состоит в постановке предтекстовых вопро­сов, предложении озаглавить текст, задании под­твердить или опровергнуть предлагаемые учителем утверждения, выбрать из ряда данных правильные, приблизительные и неверные утверждения, выбрать правильный вариант ответа на вопрос, воспроизвести контексты с ключевыми словами и т. д. Используя предтекстовые ориентиры, обучаемые выполняют сле­дующие виды работы с текстом:

1. Поиск ответов на предтекстовые вопросы.

2. Формулирование основной мысли (идеи).

3. Определение линии сюжета.

4. Подбор заглавия к тексту.

5. Определение тематической принадлежности текста. (Темы записаны на доске.)

6. Воспроизведение контекстов употребления определенных слов.

7. Определение правильности (неправильности, приблизительности) утверждений.

8. Выбор в процессе слушания правильного отве­та на вопрос из ряда данных.

Текстовый этап включает прослушивание всего текста и поочередно отдельных абзацев, смыс­ловых блоков, разработку смысловых блоков текста. В процессе многократного прослушивания текста обучаемым предлагаются следующие виды работы:

1. Подбор к абзацу заглавия.

2. Воспроизведение контекста ключевого слова.

4. Ответы на вопросы.

5. Нахождение с опорой на русский эквивалент иноязычных фрагментов текста.

6. Повторное прослушивание текста или его фраг­ментов.

7. Анализ употребления языковых средств.

8. Вычленение отдельных фраз по определенному признаку.

Послетекстовый этап включает следующие виды работы:

1. Вопросно-ответную работу.

2. Составление плана пересказа.

3. Пословный, сжатый, дифференцированный, ориентированный пересказ.

4. Комментарий к содержанию и языковому оформлению текста.

5. Расширение и продолжение текста учащимися.

6. Составление рассказа по аналогии.

7. Составление ситуации к тексту.

8. Подготовка монологических высказываний по теме текста и к его конситуациям.

9. Составление диалога по теме текста.

10. Описание картинок (слайдов), иллюстри­рующих содержание прослушанного текста.

11.Постепенное и полное переключение на другие виды речевой деятельности (чтение, письмо, гово­рение).

В работе с аудиотекстом динамично сочетаются собственно лингафонные и нелингафонные формы ра­боты. Наиболее полные и правильные варианты вы­полненных обучаемыми заданий предлагаются учеб­ной группе в виде ключа. Вся лингафонная система переключается (если это возможно) на микрофон данного обучаемого, или правильный вариант вос­производится и соответствующим образом комменти­руется преподавателем. Выполнение ряда заданий выносится в живое учебное общение преподавателя и учащихся.

Работа с аудиотекстом в условиях фонокласса позволяет достаточно полно и эффективно управлять процессом понимания связной иноязычной речи на слух всеми учащимися, что в значительной мере интенсифицирует обучение аудированию как виду речевой деятельности.

IV. УПРАЖНЕНИЯ

М.-Б. приводит обязательные условия проведения упр-й для обучения аудирования:

— не допускать искусственного замедления темпа речи, в случае необходимости увеличивать паузы между ритмич. группами и предложениями;

— избегать предъявления упрощенных учебных текстов;

— большинство упр-й проводить в кабинетах УР с использованием лингафон. оборудования аудио-активного типа, что обеспечивает постоянную активность всех учащихся.

Под системой упр-й (Гез Н.И., М.В. Ляховицкий и др.) понимают организацию взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и опрераци-х трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных ВРД. Последовательность формирования умений и навыков восприятия речи на слух реализуется иерархическим построеним упр-й, которые расчленяются на две подгруппы- подготовительные ( языковые) и речевые, которые делятся на группы : (упражнения для снятия лингвистич. трудностей аудирования, упр-я для устранения психологических сложностей аудирования ), включающие типы и виды упр-й.

При построении системы упр-й для А следует учитывать следующее:

1) взаимодействие А и Г как двух форм устного общения;

2) взаимодействие подготов. и речевых упр-й, их дозировка и последовательность выполнения зависит от языков. подготовки уч-ся и их речевого опыта;

3) постепенное увеличение трудностей.

Цель подготовительных упр-й закл-ся в том, чтобы предварительно снять трудности лингвисти. или психологич. хара-ра. В связи с этим различают соответ. подгот. упр-я.

В результате выполнения упр-й 1-й группы форм-ся след. умения:

1) вычленение из реч. сообщений незнаком. яв-й, их диффере-я и

2) соотнесение звуковых образцов с семантикой;

3) определение значения слов;

4) определение контекстного значения различных ЛЕ и грамм. конструкций;

5) распознавание и осмысление синонимич. и антонимич-х явлений и др.

2 группа подгот. упр-й способ-вует развитию:

1) прогностических умений;

2) объема кратковременной и словесно-логической памяти;

3) механизма эквивалентных замен;

5) умений свертывать ( редуцировать) внутр. речь и др.

Речевые упр-я способ-ют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естествен. Речевому сообщению. Они обучают:

а) определять наиболее информатив. части сообщения;

б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;

в) соотносить текст с ситуацией общения;

г) членить аудиотекст на смыслов. куски и определять основную мысль в каждом из них;

д) письменно фиксировать основную часть информации.

1. Упр-я для обучения речевому слуху.

1) Прослушайте и повторите несколько пар слов

2) Прослушайте слова, найдите каждое из них в граф. ключе, состоящем из трех слов

3) Определите на слух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами

5) Прочтите вслух текст с фонетич. пометами и т.д.

2.Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию

1) Прослушайте ряд прилаг.( глаголов), назовите сущ-е, которые чаще всего с ними упот-ся.

2) Переведите на слух слова, образованные из известных вам элементов.

3) Прослушайте ряд речевых штампов, назовите ситуации, в которых они могут употр-ся и др.

3. Упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти.

1) Прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите из них те, которые относятся к одной теме.

2) Прослушайте две короткие фразы, соедините их в одно предложение

3) Прослушайте и повторите за диктором фразы, длина которых превышает объем КП 7 +-2, т.е. состоит из десяти и более слов. и др.

1) Прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему.

2) Прослушайте начало диалога, расширьте и дополните последнюю

реплику одного из партнеров.

3) Прослушайте фонозапись, перескажите разговор действующих лиц. и др.

2. Упражнения для обучения восприятию диалогич. речи при участии в диалоге.

1) Прослушайте ряд вопросов, записанных на пленку. Дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе.

2) Прослушайте начало диалога (полилога), продолжите его а парной работе.

3) По мере восприятия диалога в фонозаписи замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями. Воспроизведите диалог в новом варианте в парной работе и т.д.

3.Упражнения для обучения восприятию монологич. речи.

1) Прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы.

2) Воспроизведите прослушанное с некоторым видоизменением конца

4) Выделите в реч. сообщении смысловые куски и озаглавьте их.

б) действующие лица;

в) краткое изложение содержания;

д) оценка прослушанного.

Аудитивные упражнения могут комбинироваться с упражнениями по другим видам речевой деятельности и преследовать комплексные цели.

Источник

9 Обучение аудированию

Тема: Обучение аудированию

1. Понятие аудирования. Компоненты аудирования.

2. Трудности аудирования.

3. Характеристики и виды аудирования. Цели в обучении аудированию.

4. Этапы обучения аудированию.

Рекомендуемые файлы

Психологической основой понимания являются процессы восприятия, узнавания языковых образов, понимание их значений, процессы антиципации (угадывания) и осмысления информации, процессы группировки сведений, их обобщение, удержание информации в памяти, процессы умозаключения.

Аудирование с психологической точки зрения представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой можно выделить три уровня:

— ориетировочно-исследовательский (анализ слушаемого текста, вычленение информации);

— исполнительный (ученик вербально и невербально реагирует на услышанное).

Мотивом аудирования является познавательно-коммуникативный интерес (или жизненная потребность) в информации, содержащейся в аудируемом тексте.

Процесс аудирования включает фазу прогнозирования на смысловом уровне: 1) фазу установления связей на уровне предложения (связь между элементами предложения),

2) на уровне абзаца (смыслового звена);

3) на уровне текста (вязь между смысловыми звеньями)

4) фазу смыслоформулирования.

Характер прогнозирования и понимания определяется уровнем владения языком и, соответственно, уровнем развития речевого слуха на данном этапе, аудиторским опытом, информированностью в теме (предмете аудируемого текста). Все эти компоненты аудирования позволяют человеку актуализировать слуховые образцы языкового явления (слова и интонационной модели), его обобщенных парадигматических и синтаксических структур, тем самым обеспечить правильное прогнозирование и последующее смыслообразование.

При недостаточной сформированности этих компонентов процесс аудирования протекает с большими или меньшими трудностями.

Чем сложнее синтаксис предложения (чем больше вставок, синтаксических конструкций, составляющих предложение), тем труднее удержать его в памяти до момента окончания восприятия. Ведь для понимания смысла всего предложения аудирующему необходимо удержать в памяти начало предложения. Психологические трудности аудирования обуславливаются также видом аудируемой речи (живая или речь в механической записи), ситуативной диалогической или контекстной монологической речи, речи знакомого или незнакомого человека (диктора) и т.д. Опыт показывает, что качество аудирования зависит от характера речи: речь при непосредственном общении понимается лучше (при прочих равных условиях), чем речь в механической записи. Потому что понимание живой речи облегчается экстралингвистическими факторами, такими, как ситуация, жесты, мимика, артикулирование.

Ситуативная диалогическая речь в механической записи, как правило, понимается с большим трудом, чем речь контекстная монологическая, особенно сюжетно-фабульная. Ситуативная речь, сопровождаемая зрительным рядом, понимается значительно легче, чем контекстная.

К факторам, затрудняющим аудирование, относятся также особенности голосовых данных диктора (тембр, высота) и темп речи.

К лингвистическим трудностям аудируемого текста относится, прежде всего, наличие в тексте определенного количества незнакомых и непонятных слов, языкового материала.

Что касается трудности понимания текста в связи с незнанием лексики, то здесь важны как характер самой лексики, так и местоположение незнакомых слов в тексте. Незнакомые слова в самом начале текста затрудняют понимание либо неправильно ориентируют слушателя относительно последующего содержания аудируемого текста. Наименьшее отрицательное влияние на понимание оказывает незнакомое слово в середине текста или в конце его, когда его значение легко определяется по контексту.

Грамматические явления могут быть также разными по степени трудности понимания. «Несущественными» для понимания могут быть, например, окончания прилагательных; личные окончания глаголов, если правильно понято личное местоимение или существительное; порядок слов в вопросительном предложении и др.

К языковым трудностям следует отнести также стилистические особенности текста (образные средства, диалектизмы, просторечные выражения, имена, реалии), а также фонетические особенности аудируемой речи: непривычность произношения диктора – носителя языка, ненормативность или неразборчивость произношения и др.

В методической литературе с точки зрения содержания и композиции различают «благоприятный», «нейтральный», «затрудняющий» контексты. Благоприятным является интересный для данного класса, простой, понятный по языку, логичный и в своем развитии сюжетный или фабульный контекст.

Зимняя выделила следующие характеристики аудирования как вида речевой деятельности:

5. по характеру речевого общения аудирование реализует устное и непосредственное общение,

6. по роли в процессе общения оно является реактивным видом речевой деятельности,

7. по направленности на прием и выдачу сообщения, аудирование является рецептивным видом речевой деятельности,

8. основная форма протекания аудирования – внутренняя, неравномерная.

Предметом аудирования является чужая мысль, закодированная в языке и подлежащая расшифровки.

Продуктом – ваше умозаключение.

Результат аудирования – понимание содержания и речевое или неречевое поведение.

9. по цели восприятия на слух:

10. по функциям аудирования:

— аудирование в процессе непосредственного диалогического общения (учитель-учащиеся),

— аудирование связанных текстов в опосредованном общении.

Цели в обучении аудирования:

11. В условиях непосредственного общения, в том числе с носителем языка. Понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сфер тематики и ситуаций, обозначенных программой.

12. Понимать просьбы и указания учителей, сверстников, связанных с учебными и игровыми ситуациями в классе.

13. Понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов и реагировать вербально, и преимущественно, невербально на их содержание.

14. Полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале.

Для овладения аудированием необходимы следующие общеучебные умения и навыки:

15. Выделять необходимую значимую информацию.

16. Сопоставлять, классифицировать информацию в соответствием с заданием.

18. Обобщение и оценка.

19. Письменная организация информации.

Этапы обучения аудированию.

-снятие лингвистических и психологических трудностей

-мотивация учащихся, мобилизация речевого и письменного опыта.

Задания: 1) назвать тип текста, основную мысль.

21. Построить ассоциограмму.

22. Объяснить незнакомые слова.

23. Фотографии, рисунки.

24. Список ключевых фраз.

Необходимо дать установку, сформулировать коммуникативное задание, предъявить задания.

25. Определить тип текста.

26. Определить тему и идею текста.

27. Ответить на вопросы.

28. Соотнести иллюстрации с текстом.

29. Заполнить таблицу.

30. Записать ключевые фразы и важные элементы дискуссии.

3. Послетекстовый этап.

— нацелен на развитие умений интерпретировать, комментировать и анализировать прослушанную информацию

31. Пересказ по цепочке.

32. Продолжить текст.

33. Озаглавливание текста.

Работа с аудиотекстом на уроке.

Задачи: организовать аудирование текста учащимися в предъявлении учителя (записи) и контроль его понимания (построенного на изученном материале, содержащем незнакомые слова).

36. Установка: установочный текст, с помощью которого учащимся задается ситуация восприятия содержания.

37. Снятие языковых трудностей: незнакомые слова, грамматические конструкции выписываются на доску с транскрипцией и переводом, отрабатывается их произношение (в контексте), переводятся предложения из текста, неизвестные факты объясняются.

38. Установка на прослушивание.

39. Предъявление текста.

40. Контроль понимания: а) приемы, позволяющие выявить запоминание фактов (ответы на вопросы учителя; исправление неправильных высказываний; пересказ текста по цепочке; нарисуй картинку; расположи картинки в нужной последовательности, отбери нужные; отметь правильные предложения; расположи предложения в нужной последовательности); б) приемы, позволяющие выявить умение учащихся оперировать усвоенной информацией и их отношение к услышанному (назови факты, которые оказались для тебя новыми; дай свою оценку событию, о котором говорится в тексте).

41. Установка на вторичное прослушивание.

42. Вторичное предъявление текста.

43. Контроль понимания с учетом установки.

44. Заключение (оценка деятельности учащихся).

Источник

Статья Технология обучения аудированию на уроках английского языка.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология обучения аудированию на уроках английского языка.

Обучению аудированию в методике преподавания иностранных языков придается большое значение, так как восприятие иноязычной речи на слух – процесс сложный, требующий от учащегося максимального внимания, а от учителя – последовательной подготовки к развитию этого вида речевой деятельности. Поэтому необходима методически правильная организация процесса обучения аудированию, а значит перед методикой обучения иностранным языкам стоит задача правильно организовать и спланировать данный процесс, чтобы уровень сформированности аудитивных навыков учащихся отвечал запросам современного общества.

В ФГОС цель- развивать УУД. В процессе аудирования развиваются все УУД: познавательные, регулятивные, личностные и конечно же коммуникативные.

Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности (ВРД), который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух и как самостоятельный ВРД имеет свои цели, задачи, предмет и результат.

тесно связано с другими ВРД: аудирование и чтение направлены на восприятие и смысловую переработку информации, и этим объясняется общность речевых механизмов, обслуживающих рецептивные ВРД.

Аудирование и говорение представляют собой две стороны единого явления, называемого устной речью.

Учебное аудирование допускает многократное (при самостоятельной работе) и 2-кратное (при аудиторной работе, под руководством учителя) прослушивание одного и того же материала. Повторное прослушивание обеспечивает более полное и точное понимание аудиотекста, а также лучшее запоминание его содержания и языковой формы, особенно в том случае, когда прослушанный текст используется для последующего пересказа, устного обсуждения или письменного изложения.

Коммуникативное аудирование – рецептивный ВРД, нацеленный на восприятие и понимание устной речи на слух при ее одноразовом прослушивании. В зарубежной и отечественной методике принято выделять виды коммуникативного аудирования в зависимости от коммуникативной установки (учебного задания) и соотношения с экспрессивной устной речью.

В зависимости от коммуникативной установки, ориентирующей на то, какой должна быть широта и глубина понимания, выделяются:

В программе Н.И. Быковой и М.Д. Поспеловой к учебнику «Английский в фокусе» ( по которому я работаю) отмечается, что в русле аудирования выпускник начальной школы должен воспринимать на слух и понимать:

— речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;

—понимать основную информацию услышанного( небольшие тексты и сообщения при общении и восприятии аудиозаписи;

-извлекать конкретную информацию из услышанного;

— вербально/невербально реагировать на услышанное;

— понимать на слух разные типы текста(краткие диалоги, описания, рифмовки, песни)

— использовать контекстуальную или языковую догадку;

— не обращать внимание на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.

Обучение аудированию осуществляется по 3 этапам:

прогноз возможного содержания текста по его заголовку /первому предложению;

предъявление опор (вербальных: ключевых слов, зачинов предложений, плана, вопросов; визуальных/ невербальных: картинки, схемы, карты и т.п.).

Снятие трудностей (языковых /лингвистических: фонетико – лексико – грамматических и содержательных) данного текста.

Предъявление учащимся установки перед прослушиванием текста.

Таким образом, на предтекстовом этапе выделяются три наиболее значимых момента: вступительная беседа, снятие трудностей и предъявление установки. В случае если аудирование выступает как цель обучения другому виду речевой деятельности, чаще всего – говорению, то эти моменты являются обязательными и от тщательности подготовки и проведения учителем предтекстового этапа зависит дальнейшая успешность проведения этапа урока, на котором проводится обучение аудированию.

Текстовой этап – предъявление текста:

Послетекстовой этап – контроль понимания прослушанного текста

Все способы контроля, как правило, можно разделить на 2 большие группы: речевые и неречевые.

Технология обучения аудированию

Определение конкретной задачи по обучению аудированию (самое главное для учителя здесь – выяснить, является ли аудирование в данном конкретном случае целью обучения или средством обучения другому ВРД, т.е. коммуникативное или учебное аудирование).

Отбор или составление текста для аудирования с учетом требований программы, конкретных условий обучения (самое главное условие – уровень владения языком учащимися) и интересов учащихся. Иногда требуется частичная адаптация текста из Книги для учителя ( Teacher ’ s Book ) или каких – либо пособий в помощь учителю. Текст может быть небольшим, состоящим из нескольких предложений, и предназначаться для развития определенных механизмов аудирования (слуховой памяти, антиципации, догадки, осмысления и т.д.).

Анализ возможных трудностей (лингвистических/языковых, содержательных) данного текста.

Определение условий предъявления текста (с помощью ТСО или непосредственно, с голоса учителя или незнакомого голоса, по развернутым опорам или без опор).

Определение подготовительной работы на предтекстовом этапе с учетом выделенных трудностей.

Формулирование установки перед прослушиванием и определение количества прослушиваний/ предъявлений текста (одно – или двухразовое, что зависит от цели, поставленной учителем: является аудирование целью или средством обучения. Здесь считаем необходимым отметить, что на старшем этапе обучения установка должна нацеливать учащихся на понимание смысла, а не фактов из текста ), итак, исходя из вышеизложенного, формулированию установки необходимо уделить особое внимание, так как успешность понимания текста учащимися во многом зависит от нее.

Определение способов контроля понимания текста: использование речевых или неречевых способов контроля.

Подготовительные упражнения в аудировании:

Приведем некоторые примеры подготовительных упражнений:

поднимите руку, услышав…(название животного, слово по теме…, существительное во множественном числе, действие, происходившее в прошлом и т.п.);

прослушай и подними руку, если предложение правильно, относится к тебе;

прослушайте, запомните перечень команд (последовательность действий на картинках) и выполните эти действия / расположите картинки в нужной последовательности;

отгадайте загадку (ответ дается на русском – при необходимости и иностранном языках);

прослушайте 2 предложения и определите, чем они отличаются;

прослушайте 3 лова и повторите только то, в котором есть звук /…./…./, или то слово, которое обозначает ……;

прослушайте 3 слова и найдите «лишнее», например,

слушайте предложения. Если они относятся к правой картинке, поднимайте правую руку, если к левой – то левую.

Во многих предложенных выше упражнениях слова, словосочетания, предложения можно группировать как по лексическому, так и по грамматическому признаку.

Неречевые способы контроля:

поднимите руку, услышав….;

поднимите руку, если предложение не соответствует картинке /тексту;

соберите портфель, расставьте мебель (в кукольном домике, картинки – на магнитной доске и т.д.), оденьте куклу и т.п. в соответствии с прослушанным текстом;

нарисуйте, составьте таблицу, схему в соответствии с содержанием текста;

расположите картинки в нужной последовательности;

переставьте пункты плана в нужной последовательности;

догадайтесь, о ком /чем текст;

выберите (из нескольких предложенных) заголовок к тексту;

расположите глаголы в последовательности, отражающей развитие основных событий в тексте.

Как видно из выше предложенных неречевых способов контроля, почти половина из них может быть использована на начальном этапе обучения, однако и для среднего и старшего этапов также можно выбрать и успешно использовать неречевые способы контроля.

ответьте на вопросы;

прослушайте и повторите только те предложения, которые соответствуют содержанию текста;

расспросите друг друга;

согласитесь или возразите;

составьте предложения, не соответствующие содержанию текста, и обратитесь к одноклассникам;

отгадайте: загадку, о ком, о каком городе, писателе, литературном герое, книге, стране, идет речь;

выберите (из нескольких предложенных) подходящую пословицу, объясните свой выбор;

придумайте заглавие к тексту;

в чем разница между только что прослушанным и ранее прочитанным текстами;

в чем разница между текстом и картинкой;

в чем разница между двумя прослушанными микросхемами;

запишите ключевые слова для пересказа;

сравните содержание текста с фактами из собственной жизни;

дополните содержание текста другими известными вам фактами;

найдите фразу, не подходящую по смыслу;

расположите предложения в логической последовательности;

придумайте свой вариант завершения текста;

понравился или нет, почему, хорошо это или нет, почему?;

пересказ текста: фронтально (в режиме «ученик – класс»), по цепочке, в парах (разные варианты: горизонтально, вертикально, сменного состава), «снежный ком».

Материал для обучения аудированию должен также соответствовать следующим требованиям:

1. Соответствие возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в родном и иностранном языках.

2. Содержание новой и интересной для учащихся информации.

3.Представление разных форм речи.

4. Наличие избыточных элементов информации.

5. Естественность представленной в нем ситуации, персонажей и обстоятельств.

6. Способность материала вызвать ответный эмоциональный отклик.

7. Желательно наличие воспитательной ценности.

УМК «Английский в фокусе» Н.И. Быковой уделяет большое внимание аудированию. На моих уроках учащиеся регулярно работают с аудиозаписями на уроке и дома. Они постоянно слышат речь носителей языка, что должно способствовать формированию адекватного произношения. Слушая и повторяя за носителями языка (а это ещё и их любимые герои Ларри, Лулу, няня и обезьянка Чаклз), учащиеся имитируют их интонации и звуки и легко усваивают ритмико-интонационные особенности английской речи.

Перед прослушиванием повторяем необходимый лексический материал. По картинке можно определить предполагаемую тему ( предтекстовой этап).

Затем происходит само прослушивание(текстовой этап) и контроль

( послетекстовой этап). Во втором и третьем классах –это, как правило, неречевой способ контроля ( проведи линию, стрелку, поставь галочку, букву, и т.д.). Постепенно можно подключать и речевой способ контроля(расспросите друг друга, согласитесь или возразите, сравните содержание текста с фактами из собственной жизни). Таким образом развиваем коммуникативные и личностные умения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *