этапы обучения грамоте детей с тнр

Этапы формирования фонематических процессов в обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Уточним, что же включают в себя фонематические процессы. Фонематические процессы включают в себя:

I. Подготовительный этап

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

1. Развитие слухового восприятия

Игра «Тишина», «Угадайка», «Высоко – низко», «Тихо-громко», «Нарисуй звук», «В гору, с горки», «Аленушка-ревушка», «Эхо».

2. Развитие слуховой памяти

В. Г. Казаков и Л. Л. Кондратьева (2001) выделяют следующие общие правила формирования памяти детей:

«Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию можно развивать память.

Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память. Активизация деятельности ребенка, обеспечение её успешности – наиболее эффективный путь развития его памяти.

Быстрее и прочнее запоминается то, что непосредственно связано с потребностями детей.

Эффективнее запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Такое объединение достигается рациональной последовательностью изучения предъявляемого материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего, а последующее укрепляет в памяти предыдущее.

Важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществлять смысловую группировку материала – членение его на части с выделением главного и существенного в каждой части».

Таким образом, исходя из всех выше перечисленных рекомендаций и индивидуально подобранных развивающих игр и методик, можно предложить следующие задания по развитию слуховой памяти детей данной группы: «Запомни и скажи, «Запомни и покажи», «Повтори скороговорки»

II. Основной этап

Задачей данного этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Данный этапподразделяется на три блока: Обучение простым формам фонематического анализа, Обучение сложным формам фонематического анализа, Формирование навыка синтеза звуков, Формирование фонематических представлений.

1. Обучение простым формам фонематического анализа

Дети определяют наличие заданного звука в названии картинки.

Лото «Необычные цветы»

Дети выбирают изображения, названия которых начинается с заданного звука.

Лото «Какой первый звук?»

Дети находят картинку, название которой начинается с заданного звука, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.

Игра «Найди картинку»

Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву. Затем они подбирают картинку, название которой начинается с того же звука.

Дети определяют место звука в слове (начало, середина, конец).

2. Обучение сложным формам фонематического анализа

Последовательность предъявления речевого материала:

— слова из двух гласных (ау, уа);

— двусложные слова из двух открытых слогов (мама, рама, Маша, розы);

— двусложные слова из открытого и закрытого слогов (диван, сахар, дубок и т. д.);

— двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (лампа, марка, полка, и т. д.)

— односложные слова со стечением согласных в начале слова (грач, врач, стол и тд.)

— односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр, полк и т. д.);

— двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, крыша, врачи, т. д)

— двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка);

— трехсложные слова (паровоз, канава, капуста и тд.).

Для этого предлагается использовать следующие игры:

Игра «Какой звук выпал из слова?»

Детям дается задание выбрать лепестки с изображенными на них предметами, названия которых состоят из различного количества звуков. (по заданию педагога).

Игра «Заполни дорожку»

Также используются такие задания:

— Подобрать слова с определенным количеством звуков.

— Выбрать картинки, в названиях которых будет определено количество звуков.

— По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.

В литературе имеется масса заданий, направленных на развитие сложных форм фонематического анализа, мы не будем на них останавливаться.

Отработанный речевой материал должен активно использоваться при составлении предложений или их пар, включающих слова, противопоставленные по фонематическому признаку.

Том вошел в дом. Захар ест сахар.

Мама варит. Мама жарит.

Света увидела папочку. Света увидела бабочку.

Света увидела бабочку. Света видела бабочку.

3. Формирование навыка синтеза звуков

Проводя работу в данном направлении, необходимо помнить о том, что детям проще анализировать, чем синтезировать звуки.

С этой целью можно использовать следующие заданиязадания:

— Осуществлять синтез гласных звуков в лепетные слова (ау, уа, иа).

— Синтез односложных слов (суп, кот, называть количество звуков в слове.

— Составлять слова из заданной последовательности звуков.

— Разложить картинки под соответствующими графическими схемами,на которых указаны только гласные буквы: А__ __А, __О __А, __У __А и т. д.Предлагаются картинки с изображением предметов из 2-х слогов: курка, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, луже, ложка, лапа.

— Договорить слово: поми., воног., ябло., карто… и т. д.

— Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.Например: де-ти иг-ра-ют в са-ду.

— Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

Подобные задания очень вариативны, на каждом занятии можно давать одни и те же упражнения, однако использовать различный речевой материал. Это связано с тем, что детям нравятся повторяющиеся задания, они их ждут, знают название задания.

4. Формирование фонематических представлений

Данный этап коррекционной работы предполагает формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова, на основе представлений.

Предлагаются следующие задания.

— Придумать слово с 3-мя звуками.

— Отхлопать в ладоши, прошагать столько шагов,сколько звуков в словах: дом, каша, лимон.

— Подобрать картинку к звуковой схеме С Г С С Г С Г С С Г С

— Найти зверей, кто в каком домике спрятался С Г С С Г С Г С С Г С Л Е В Л И С А С Л О Н

— Припомнить слова к графической схеме без опоры на картинку.

С Г С С Г С Г С С Г С

— Построить графические схемы с обозначением гласных и согласных звуков фишками.

— Игровая ситуация: мастера построили звуковой дом из 3 комнат. Кто из зверей (лиса, волк, лев, олень) сможет в нем жить.

— Достраивание предложений: логопед называет первые 2 слова, ребенок договаривает третье, четвертое и т. д.

— Прослушать слова и составить из них предложение.

Данные упражнения позволяют последовательно, в соответствии с принципом поэтапного формирования умственных действий, закреплять навыки звукового анализа и синтеза в умственном плане, т. е. без опоры на конкретное восприятие – фишки и картинки.

Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель –воспитатели, каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.

Прикреплённые файлы:

этапы обучения грамоте детей с тнрИгры с прищепками в речевом развитии дошкольников Прищепка в речевом развитии дошкольников Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения.

Программа дополнительного образования детей по развитию фонематического восприятия в устной речи «В мире звуков и слов» Пояснительная записка Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения:.

Источник

Методика обучения грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Задачи и содержание работы.

этапы обучения грамоте детей с тнр этапы обучения грамоте детей с тнр этапы обучения грамоте детей с тнр этапы обучения грамоте детей с тнр

этапы обучения грамоте детей с тнр

этапы обучения грамоте детей с тнр

Перед методикой обучения грамоте стоят вопросы о:

• степени целесообразности добукварного периода (до 1,5 месяца);

• продолжительности букварного периода в специальной общеобразовательной школе (3-4 месяца в общеобразовательной школе);

• порядке расположения звуковых и слоговых трудностей при обучении грамоте;

• качестве материала букваря с точки зрения осуществления задач образовательно-воспитательного характера;

• характере и уровне практического изучения учащимися фонем русского языка в процессе усвоения грамоты;

• системе письма и связи с системой обучения чтению;

• особенностях методики обучения грамоте детей-шестилеток;

• системе дидактических материалов;

• элементах грамматики, правописания, развития речи в системе букварных занятий.

К задачам начального курса русского языка относятся: научить детей осмысленно читать, говорить и писать; обогащать их речь, уметь сообщать начальные сведения по языку и литературе; развивать внимание и интерес к языку и чтению; развивать представление об окружающем мире; способствовать выработке умений владеть устной и письменной формами языка в пределах; доступных для каждой возрастной группы учащихся.

Весь процесс обучения грамоте делится на три периода:

· Подготовительный (добукварный).

Данный период имеет важное значение в формировании у детей фонематического слуха, речедвигательных механизмов, а главное – во включении в работу слухового, двигательного, зрительного анализаторов, принимающих участие в речевом процессе. Ребенок должен не только слышать слово, но и осознавать звуковой состав, соотносить буквы со звуками, объединять звуки в слоги, а слоги – в слова.

В практике специальной общеобразовательной школы подготовительный период занимает от двух недель до полутора месяцев.

Является периодом овладения речезвуковой символикой, внимание детей сосредотачивается на буквах, их сочетаниях с другими буквами, на их печатных и рукописных изображениях.

На всех ступенях букварного периода происходит дальнейшее развитие фонематического слуха, абстрагирование чистого звука, символом которого и является буква. После того как ребенок научился соотносить звук с соответствующим ему знаком (буквой), он начинает овладевать слитным чтением. Слитное чтение прямого слога достигается путем упражнений в делении слова на звуки, составлении его из азбуки и слитном слиянии слога по следам анализа.

· Послебукварный.

Работа ведется так, чтобы совершенствовать технику чтения, развивать понимание читаемого и плавность чтении.

Источник

Этапы обучения грамоте дошкольников с ТНР

Просмотр содержимого документа
«Этапы обучения грамоте дошкольников с ТНР»

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с.з.ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р);

Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Этапы работы по обучению грамоте.

Подготовительный этап. Знакомство с неречевыми звуками.

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие «звук».

сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

«Где звучит колокольчик?»;

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы «Овощи» мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;

домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

этапы обучения грамоте детей с тнр этапы обучения грамоте детей с тнр

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

этапы обучения грамоте детей с тнр

«Назови звук»: логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его.

«Покажи звук»: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ.

«Назови первый звук в словах: аист, автобус, уши, Ира, обруч».

«Назови последний звук в словах: зима, сапоги, дорога».

«Назови слова со звуком [а], [о] и т.д.»

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:

На этом этапе учим детей слышать гласные звуки, например звук [а]

в ряду других звуков: а, у, и, а, а, о

в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.

в ряду слов: аист, усы, артист, осы

в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом;

Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;

этапы обучения грамоте детей с тнр этапы обучения грамоте детей с тнр этапы обучения грамоте детей с тнр этапы обучения грамоте детей с тнр этапы обучения грамоте детей с тнр

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

II этап. Знакомство с согласными звуками.

этапы обучения грамоте детей с тнр этапы обучения грамоте детей с тнр

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]- согласный, звонкий, твёрдый.

Если горлышко звенит,

Значит звонкий звук бежит.

В данном случае звук [м]- звонкий (используем символ – колокольчик). Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы:

Покатилось колесо, превратилось в букву О;

У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

А – как лесенка стоит, начинает алфавит;

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

Написать букву в воздухе, на столе;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;

Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

Вылепить из пластилина, теста;

Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

При знакомстве с согласными звуками ведётся работа по звуковому анализу:

обратных слогов (ум, он, ам, ан);

прямых слогов (му, на, но);

односложных слов без стечения согласных (дом, дым, кот);

двусложных слов с прямыми открытыми слогами (кино, вата, духи);

односложных со стечением согласных (стол, крот, мост);

двусложных слов со стечением согласных (скала);

трёхсложных слов с прямыми открытыми слогами (малина).

назвать количество звуков в слове;

назвать звуки по-порядку;

сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;

назвать первый звук, последний, третий.

После подробного звукового анализа слова, обозначаем каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить предложение, словосочетание. этапы обучения грамоте детей с тнр

Источник

Особенности обучения грамоте детей с ТНР

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Капустина Александра Сергеевна

Учитель – логопед МБОУ «Средняя школа №9»

Особенности обучения грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу особенностей обучения грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи. В ней рассматриваются теоретические основы и специфика обучения детей с ТНР грамоте.

Ключевые слова: тяжёлое нарушение речи (ТНР), общее недоразвитие речи (ОНР), добукварный и букварный периоды.

Тяжёлое нарушение речи (общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. [ 2, 152 с. ].

Как видно из определения, помимо недостатков в звукопроизношении, которые легко определяются и чаще всего принимаются за определяющий показатель диагноза, у детей с ТНР нарушается целый комплекс речевых функций: фонематическое недоразвитие речи, нарушение произношения слов сложной слоговой структуры, недостаточное развитие словаря, аграмматизмы в речи. Всё это, в комплексе, приводит к трудностям при обучении грамоте детей с ТНР.

Письменная речь (чтение и письмо) представляет собой более сложную форму речевой деятельности. Овладение чтением и письмом характеризует более высокий уровень речевого развития ребенка. Вместе с тем овладение навыком чтения и письма требует достаточно высокого уровня сформированности устной речи, языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических, синтаксических).

Учитывая особенности нарушений речи у школьников с ТНР, очень важно, весь первый год обучения посвятить знакомству со звуками и буквами, при этом всю первую четверть определить, как добукварный период. Очень важно, заложить тот фундамент, на базе которого, будет строиться дальнейшее обучение.

В добукварный период формируются необходимые речевые и неречевые предпосылки обучения грамоте. Для успешного овладения чтением и письмом дети должны анализировать предложения на слова, осуществлять слоговой и фонематический анализ, дифференцировать звуки по слуху и артикуляторно, иметь достаточный словарный запас, владеть грамматическим строем речи. Овладение буквенными обозначениями предполагает умение дифференцировать зрительно-пространственные образы букв, а также выработать моторные навыки, необходимые для их воспроизведения.

В добукварный период обучения грамоте необходимо привлечь внимание детей к речи, ее звуковой стороне, научить детей выделять из речевого потока отдельные слова, познакомить с основной функцией слова обозначением предмета, действия, признака предмета. Дети учатся определять общие, повторяющиеся слова в предложениях, дополнять предложение словом, определять место того или иного слова в предложении.

В добукварный период кроме образовательных задач, перед учителем-логопедом стоят не менее важные задачи содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. Новые условия в значительной степени отличаются от тех, к которым привыкли маленькие ученики в своей дошкольной жизни, им необходима помощь и поддержка. В связи с этим добукварные занятия во многом напоминают занятия в детском саду, прежде всего за счет своей игровой направленности.

Обучение грамоте детей с ТНР не может протекать так, как в массовой школе. При обучении грамоте детей с недоразвитием речи следует учитывать ряд условий:

1. Обучение чтению и письму ведется только на правильно произносимых звуках и словах. Опора на правильное произношение нужна для предупреждения затруднений в различении и выделении звуков из речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами, а отсюда – в предупреждении специфических дисграфических ошибок. Каждый звук изучается вначале на уроках произношения, и лишь после того, как достигнуто правильное произношение и различение его, на уроках чтения и письма проходится соответствующая буква.

2. Порядок прохождения звуков и букв на уроках грамоты иной, чем в массовой школе. Он подчинен доступности различения звуков на слух и усвоению их в произношении.

3. Темп прохождения всех звуков речи и букв более медленный, чем в массовой школе. Весь процесс обучения грамоте рассчитан на весь учебный год, причем, большое значение придается подготовительному (добукварному) периоду, который длится два месяца ( I четверть).

4. Большое внимание отводится развитию навыка быстро ориентироваться в звукобуквенном составе слова, что является той минимальной основой, без которой не может быть усвоена грамота, а также правила грамматики и правописания. Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения эти должны проводиться систематически. Вводится специально ряд логических упражнений по звуковому анализу и синтезу слов, имеющих большое значение для формирования звуковой стороны речи.

5. Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком учащимся, чтобы они понимали значения слов и умели соотносить их с определенными предметами и явлениями действительности.

6. На протяжении всего периода обучения грамоте ведется углубленная работа, обеспечивающая формирование морфологических обобщений, восполняющая пробелы в лексико-грамматическом развитии детей и предупреждающая ошибки письма в период усвоения правил правописания.

7. Одновременно с изучением звуков и букв следует давать связанные с ними элементарные правила грамматики и правописания. [1, 125 – 126 с.].

Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Эта взаимосвязь реализуется следующим образом:

1. На уроках чтения и письма изучается один и тот же звук и соответствующая ему печатная и письменная буква. При этом необходимо помнить, что каждая новая буква может быть показана учащимся только в том случае, если уже достигнуто ими правильное произношение соответствующего звука, обозначаемого данной буквой, и умение различать и выделять его из слов .

2. Ознакомление с каждой новой буквой, печатной и письменной, проводится путем анализа элементов, составляющих ее начертания, а также путем сравнения и сопоставления с ранее пройденными буквами, выяснения общих и отличных элементов в их начертании. Большим плюсом является, то, когда ребёнок, сконструирует букву из каких-либо материалов, вылепит из пластилина, при этом буква должна быть объемная.

3. Дети читают то, что складывают из букв разрезной азбуки или пишут, и, наоборот, складывают и пишут то, что читают. [1, 127 – 128 с.].

Таковы общие положения, которые необходимо учитывать, приступая к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.

2. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *