этапы обучения игре на фортепиано

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

этапы обучения игре на фортепианоОбучение детей на фортепиано – это планомерный процесс, начальный этап которого делится на два периода: донотный и нотный. Что делать на первых уроках? Как ввести маленького музыканта в тайны музыкального мира?

Первые уроки обучения детей игре на фортепиано базируются на знакомстве с музыкальным инструментом, его клавиатурой и названием нот, на постижении выразительных возможностей музыки.

Специфика клавишных инструментов

Расскажите об истории возникновения клавишных инструментов. Объясните: почему фортепиано – это и пианино, и рояль. Покажите внутреннее устройство пианино, докажите, что звук инструмента, зависит от нажатия. От того с каким настроением прикоснётся к клавише исполнитель, так фортепиано ему и ответит. Дайте в этом убедиться ученику – пусть он уже с первого урока почувствует себя “играющим”. Первые нажатия – это возможность познакомить ученика с регистрами и октавами инструмента. Пофантазируйте вмести над созданием “музыкального зоопарка” на клавишах, поселите разных животных в “домики-октавы”.

Знакомство с музыкально-исполнительскими средствами

Объясните юному музыканту что музыка – это информация, переданная специфическим языком – средствами музыки, а музыкант – это переводчик. Создайте музыкально-художественную коммуникацию. Поиграйте в музыкальную игру-загадку: ученик придумывает образ, а вы исполняете мелодию-отгадку и анализируете звучание.

Формируем посадку за инструментом

Посмотрите видео детских фортепианных концертов. Поразмыслите вместе о том, как исполнитель сидит, держит корпус и руки. Объясните правила посадки за фортепиано. Ученик должен не только запомнить свое положение за фортепиано, но и научиться так сидеть за домашним инструментом.

Изучение клавиатуры и первое прикосновение к клавишам

Маленький музыкант горит желанием играть. Зачем ему отказывать в этом. Основное условие для ученика – это правильное нажатие. Пианист должен знать:

Без специальных упражнений – сразу вряд ли получится. Перед тем как играть на клавишах, научите ученика метко попадать кончиком пальца на резиновый кончик карандаша.

Многие проблемы постановки решит обычный тениссный мячик в ладошке ученика. Пусть ученик поиграет с ним на клавишах – с мячиком в руке чувствуется не только “дно”, но и кисть.

Разучите с малышом знаменитую пьеску “Два кота” на клавишах, но уже правильным нажатием. Транспонируйте ее от всех семи клавиш фортепиано. Вы изучите не только их названия, но и знаки альтерации. Теперь известные нотки-клавиши нужно найти в разных “домиках – октавах”.

этапы обучения игре на фортепиано

Сколько времени потребуется на изучение этих тем – решать вам, ведь обучение детей игре на фортепиано – индивидуальный процесс.

Источник

Этапы обучения игре на фортепиано

Еще из записей Бернарда. О том, какое внимание он уделяет самому началу обучения. Из темы форума pianostreet «Учебный план Бернара»

этапы обучения игре на фортепиано

Я частный учитель, не работаю в организации (по крайней мере пока). )))

Как следствие, моё обучение полностью подгоняется под желания ученика. Поэтому у меня нет определенной программы. Вместо этого я пытаюсь дать своим ученикам те умения, которые им нужны для достижения своих целей.

В самом начале я не ожидаю никакой домашней работы: ученик будет заниматься на уроках. Уроки и занятия сливаются в одно. Конечно, если ученик приходит домой и повторяет материал, который мы отрабатывали на уроке, то это здорово. Если нет, то это не имеет большого значения, потому что мы займемся этим на следующий день. Фактически первые три месяца ученик будет учиться больше тому, как заниматься. Я на самом деле предпочитаю, чтобы они не занимались дома в эти первые три месяца, потому что обычно они делают это неправильно. Обычно наблюдается улучшение между уроками, но также существует улучшение за неделю/месяц. Как только привыкание к занятиям установилось и был внедрен правильный подход к занятиям, ученик становится более независимым, и мы переходим к трем урокам в неделю (обычно через 3-6 месяцев). Потом к двум урокам в неделю и наконец к одному часовому занятию в неделю. Наиболее высокий прогресс происходит в первые шесть месяцев (при ежедневных уроках). Затем прогресс замедляется у некоторых учеников, когда они переходят к урокам раз в неделю. Причина проста: они не занимаются (или не занимаются правильным образом). Поэтому каждые летние каникулы ученики обязаны вытерпеть интенсивные ежедневные часовые уроки в течение двух недель, чтобы вспомнить, как же было хорошо, когда они занимались каждый день, хе хе. (Вот почему я приписываю прогресс частоте уроков, а не методам обучения.)

Я не беру оплату за урок. Я назначаю оплату за месяц. Поэтому частота уроков не имеет никакого отношения к их доступности. Либо вы можете позволить себе месячную оплату, либо нет. Если можете, то получаете ежедневные уроки. Для взрослых (я не делаю этого с детьми из-за того, что их временной период концентрации не позволяет) у меня есть специальный интенсивный курс ежедневных уроков по часу. Это подразумевает, что они выполняют свои задания на уроке. Так что занятые люди, не имеющие времени для занятий, могут воспользоваться этим вариантом (хотя он более дорогой, но в расчете на один час он дешевле).

Что касается частоты занятий. Минимум составляет три 20-минутных подхода в неделю. Однако в жим 20 минут вы должны концентрироваться на одной «проблеме». Я говорил о принципе 20 минут в разных постах. Поэтому у вас не будет возможности позаниматься гаммами, позаниматься тремя пьесами, улучшить чтение с листа и т.д. в одном подходе. У вас должен иметься 20-минутный подход для каждой задачи. Чем больше 20-минутных подходов вы сможете затолкать в день, тем быстрее вы будете развиваться, потому что вы сможете сделать больше одновременно.

Три подхода в неделю действуют так. За каждый день занятий вы получаете 5 баллов. За каждый день, в котором отсутствовали занятия, с вас вычитаются 3 балла. Вот так все просто. Занятие над чем-то два раза в день не дадут вам 10 баллов. Вы получите те же самые 5 баллов, потому что вам необходимо проспать ночь между обучениями. Поэтому более эффективно учить что-нибудь другое во второй подход в этом же дне. Теперь, если вы посчитаете, вы увидите, что, если вы работали над чем-то семь дней в неделю, вы получаете 35 баллов (7х5). Если вы занимались 6 дней в неделе, вы получаете 27 баллов [6х5-3х1 = 27]. За 5 дней в неделе вы получаете [5х5-3х2 = 19]. За 4 раза в неделю вы получаете [4х5-3х3 = 11]. За 3 раза в неделю вы получаете [3х5-4х3 = 3]. 2 раза в неделю дают [2х5-3х5 = 0 (отрицательные числа не позволяются)].

Теперь послушайте внимательно о судьбе каждого пианиста, беря во внимание эти правила.

Чтобы разучить любое произведение и сыграть его безупречно, вам нужно набрать определенное число баллов. Никто не может сказать вам, какое это число. Оно зависит от человека и от произведения. Единственный способ узнать – разучить до совершенства это произведение. Тогда вы узнаете число баллов. Однако, для простоты рассуждений давайте представим, что вам необходимо набрать 150 баллов, чтобы выучить этюд Шопена. Если вы будете заниматься дважды в неделю, то этого разучивание никогда не случится (0 баллов за неделю). Если вы будете заниматься им три раза в неделю (3 балла), вам потребуется 50 недель – почти год – чтобы выучить его. Но если вы занимаетесь им каждый день (35 баллов), то менее чем через 5 недель вы его выучите. Существует громадная разница между тем занимаетесь ли вы им каждый день или 3 дня в неделю. Ежедневные занятия ускорят вас в 12 раз! Есть над чем задуматься?

Всё это, конечно, в предположении, что вы занимаетесь правильно и с максимальной эффективностью.

Наконец, что вы подразумеваете под 8-классом? Сдачу экзамена? Или игру произведений, отнесенных к этому уровню? Сдача экзамена требует большего времени, так как требуется много дополнительных знаний, которые следует переварить. Но если вы всего лишь желаете играть произведения уровня 8-го класса (ABRSM), то большинство моих взрослых учеников способно сделать это через 4 – 6 месяцев. Если вы можете найти кого-нибудь, кто может разложить произведение для вас на части и указать вам наилучшую последовательность обучения, то не так сложно выучить любое произведение. Немного похоже на постройку дома. Опытные строители следуют плану и последовательности событий. Люди, которые никогда не строили дом, делают много дорогостоящих ошибок. В игре на фортепиано наиболее дорогая ошибка – мы тратим время. А время – как любой обнаружит на смертном одре – единственная значимая ценность.

4. Я пользуюсь временем урока, чтобы позаниматься вместе с учеником (они знают, что, если они не занимались, мы потратим весь урок на занятие, поэтому они стараются приходить подготовленными, хе хе).

Тратится время ученика (и его деньги). Конечно, на это обращается их внимание.

Источник

Начальный этап обучения игре на фортепиано

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МБУ ДО «Котовская детская школа искусств»

« Начальный период обучения игре на фортепиано »

Выполнила : преподаватель по классу фортепиано Нащекина Анасатасия Михайловна

1.Донотный период обучения

б)Работа по ритмическим схемам

2.Знакомство с инструментом.

б )Первые навыки звукоизвлечения

Начальное музыкальное обучение заключается практически в донотном и нотном периоде обучения ученика. Между которыми практически не существует границы.

Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и зависит от скорости и качества освоения ребенком нотной грамоты. Если начать этот период в шестилетнем возрасте, то к семи годам большинство из обучающихся вполне приобретут первоначальные навыки владения инструментом и по предъявляемым требованиям к уровню исполнения будут соответствовать первому, а то и второму классу ДМШ. Если начать донотное обучение с пяти лет и ранее, то результаты могут быть еще выше.

Донотный период обучения

Кто может предсказать, чему следует учить ученика на первом уроке? Ведь кто он такой, мы еще не знаем, может быть, он уже давно играет что-то за второй-третий класс музыкальной школы, а мы как ослы начнем объяснять ему элементарную нотную грамоту. Поэтому первая наша задача – узнать, кто он и что он, что знает, что умеет, чем увлекается. Я бы даже посоветовал начать с последнего, с самых посторонних вещей, чтобы урок не походил на полицейский допрос. После этого можно поинтересоваться, играл ли ученик когда-нибудь на фортепьяно, какие песни любит, какие может спеть, что может сыграть. Если сыграет, послушайте и в любом случае похвалите, а если нет, то пообещайте, что сегодня же вы его чему-нибудь научите, постарайтесь убедить, что играть на фортепиано совсем не трудно.

Главной задачей “донотного” периода является накопление музыкальных впечатлений и некоторого практического опыта игры на инструменте.

В предлагаемой работе раздел нотного приложения “Играю, рисую, пою” связан с остальными общей идеей и имеет целью предварительное, обзорное знакомство ребенка с тем материалом, который ему придется впоследствии изучать более детально. используемый для этой цели учебный материал.

В “донотном” периоде, по точному определению А.Д. Артоболевской, начинается “лепка рук”. Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения, почувствовать свободные, естественные движения, ненапряженное состояние рук и всего организма. Большую помощь в этом может оказать специальная гимнастика для различных групп мышц. Она помогает устранить зажатость, которая довольно часто возникает у детей, начинающих заниматься на фортепиано.

Упражнения

Вначале даются несколько упражнений, помогающих ребенку “почувствовать” свои руки, их вес, пластичность и свободу. Все движения, которые должен выполнить ученик во время гимнастики, описаны в стихах, прилагаемых к упражнениям.

“Лебедь” Мышцы спины, груди, плечевого пояса играют важную роль в работе пианиста. Они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку на нужном уровне, направляют ее. Упражнение способствует выработке правильной осанки, развивает пластику руки в движении.

“Художник” Используется также метод рисования в воздухе. Кисть совершает мелкие вращательные движения, которые освобождают ее и делают более гибкой.

“Зонтик” Правую руку “повесить» на второй палец левой руки. Пальцы правой руки свободные, как будто по ним стекает вода. Рука поддерживается не только мышцами спины, но мышцами плеча. Такая поддержка регулирует вес руки, придает ей упругость и легкость.

«Киска» Упражнение развивает чувствительность кончиков пальцев. Правильно выполняя его, ребенок поймет, что такое освобождение руки. Рука спокойно лежит на крышке стола, слегка опираясь на подушечки» полусогнутых пальцев. Рука свободная и мягкая, как лапка спящего котенка. Но вот киска проснулась, потянулась, выставила свои острые коготки. Пальцы с усилием скользят по крышке стола, принимая веерообразное горизонтальное положение. Все мышцы руки напряжены. Затем пальцы принимают первоначальное положение, рука вновь освобождается.

«Крокодильчики» Упражнение в занимательной форме знакомит ребенка с цифровым обозначением каждого пальца / 1,2,3,4,5 /. Рука спокойно лежит на твердой поверхности. Каждый палец изображает крокодильчика, который зевает, разморившись на солнышке. Пальцы, длинные и прямые, по очереди поднимаются вверх как можно выше / крокодильчики зевают/. Поднимается каждый раз только один палец, все остальные плотно прижаты к столу. Упражнение можно делать двумя руками вместе, поднимая параллельные пальцы, или, для развития координации, разные. Например: 2 палец на правой и левой руках, 3 палец на левой руке и 5 палец на правой и так далее. «Приказы» пальцам может отдавать как учитель, так и сам ученик. Это упражнение можно использовать и как упражнение на внимание.

Упражнения выполняются за инструментом.

«Листопад» Упражнение на извлечение одного звука разными пальцами. Движения рук плавные, напоминающие полет осенних листьев. Упражнение выполняется медленно, без суеты, сначала одной рукой, потом другой.

«Шмель» Дуговые отрезки более короткие, в октаву. Звук извлекается не одним пальцем, а двумя, вторым и четвертым на интервале терция. Перед ребенком должен возникнуть образ шмеля, который перелетает с цветка на цветок / с клавиши на клавишу /, тяжелый и пушистый. Нежные цветы гнутся под его тяжестью. Терции играются глубоко, с ощущением » дна» клавиши.

Работа над упражнениями является средством воспитания музыкально осмысленной техники. Приемы звукоизвлечения, встречающиеся в упражнениях, постепенно переносятся в работу над произведениями.

Донотный период, самый ответственный в обучении музыке и самый интересный. В этот период формируется в обучении: понятие ритмической пульсации, звуковысотности, постановка аппарата, координации движений, развитие эмоций, включенности в процесс обучения.

1 Шаг. Ритмическую организацию развиваем благодаря нашим детским считалкам: «Андрей-воробей», «Солнышко», «Василек, василек», «Дин-дон», «Ходит слон» и много других. Предлагаю выразительно прочитать стихи, а потом прохлопать в ладоши, определить длинные и короткие слоги-хлопки и получить понятие длинных и коротких слогов-звуков. В обучении важно синтезировать речь, слух, ритм, эмоции, включенность.

Музыка – мысль, состояние записанные звуками. Учимся записать стишоксчиталку короткий слог «ТИ», длинный «ТА». Детям очень нравятся ритмические задачки и они с легкостью с этим справляются. Освоив понятие длинных и коротких слогов, мы сразу играем на одном звуке, начинаем обучение звукоизвлечения на одном звуке, начинаем обучение звукоизвлечения с 3 го пальца, играем со словами, обязательно вместе песенки-считалки под аккомпанемент с педагогом и вот первый восторг — у меня получилось!

Этот вид работы дает возможность заниматься и первыми навыками звукоизвлечения на этом этапе использую сборник Баренбойма, где дается прекрасный материал для развития ребенка. Мы учимся записывать песенки — попевки, при этом осваиваем знания – октав, регистров, звуковысотности, ритм, пульсации, постановочные моменты. Ритмические задачки полезно играть на крышке рояля или на столе. Часто ученики, придя на обучение, не имеют дома пианино, мы учимся координировать движения, а закрепляем эти навыки на уроках. Я не считаю проблемой в начальном периоде это 1-2 мес. отсутствия инструмента, мы учимся понятию аппликатуры и независимости пальцев. Существует большое разнообразие упражнений для работы над игровым аппаратом, независимость пальцев – «Шагающие гномы». Играя попеки и ритмические записи это первые навыки читки с листа. Говорим и хлопаем играем от различных звуков, при этом добавляем упражнения аппликатуры, верным пальцем нужный слог, ладошками, свободной кистью, а рука в естественном положении ( Баренбойм).

Ритмические задачки: 1) Сначала ладошками по крышке рояля или на столе, усложняем, затем исполняем. Например:лев.рука-пульс-доли,правая рука- ритм-пульсацияслоги I –«ТА», «ТИ-ТИ»

2) Детям нравится этот вид работы, это первый кирпичик в обучении, кот. в дальнейшем помогает решить задачу метро- ритмической основы муз. произведения.

2 шаг. При освоении первого, запись знакомых песенок, ритмических задачек на 2 х линейках,при этом осваиваем клавиатуру, выбираем два звука и играем попевки двумя руками сразу.

Донотный период— это фундамент, на котором строится все обучение игре на инструменте.

Знакомство с инструментом.

Наряду с разучиванием песенок, что является на самом раннем этапе обучения основой для художественного воспитания и развития слуха ученика, желательно с первых же уроков начать знакомить его с инструментом. Надо в общих чертах рассказать об устройстве фортепиано, что всегда интересует детей, показать клавиатуру и характер звучания среднего, высокого и низкого регистров, играя на инструменте подходящие пьески и предлагая ученику самому попробовать и послушать звуки различной высоты. При этом следует разъяснить, что означает понятие «выше» и «ниже». На первых же уроках ученик выучивает названия звуков — до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ориентиром для нахождения их служат черные клавиши (группирующиеся по две и по три). Желательно, чтобы при помощи последних ученик научился находить белые клавиши сразу, без предварительного отсчитывания от ноты до, как это нередко бывает. Для закрепления в памяти выученных названий можно дать ряд домашних заданий на отыскание звуков в различных октавах.

Перед тем как учить детей нотной грамоте и игре на инструменте, их надо правильно посадить за инструмент — удобно, свободно. Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок не сутулился и не сидел напряженно, словно «аршин проглотил», чтобы во время исполнения он не приподнимал плечи. Локти не следует ни прижимать к туловищу, ни выворачивать в стороны. По высоте они должны быть примерно на уровне клавиатуры. Большое значение для уверенности исполнения имеет хорошая опора ног, особенно каблуков. Так как ноги у ребенка обычно не достают до пола, их надо ставить на скамеечку.

Посадка должна всегда находиться в поле зрения педагога. Но как и во всем, что касается двигательной области, обращать на нее беспрестанно внимание ученика обычно нецелесообразно. Желательно последовательно и в связи с конкретными исполнительскими задачами как бы формовать хорошую посадку, не загружая вначале сознания ученика второстепенными моментами, а останавливаясь лишь на самом существенном, на важнейших недостатках. Так, скульптор сперва высекает общие контуры фигур и только потом переходит к тщательной отделке различных деталей.

Первые навыки звукоизвлечения

В прежние времена педагоги обычно начинали изучение навыков звукоизвлечения с игры пятипальцевых последований legato. Этот путь таил в себе опасность воспитания изолированных пальцевых движений и развития скованности в кисти и локте. Большинство педагогов считает целесообразным подойти к работе над туше legato путем предварительного освоения навыка извлечения отдельных звуков (обычно начинают с 3-го, наиболее устойчивого пальца, затем переходят ко 2-му и 4-му и, наконец, к 1му и 5-му пальцам); эти упражнения играют поочередно правой и левой рукой.

Путь от non legato рационален потому, что воспитывает у ребенка с первых же шагов обучения координацию движения всех частей руки, позволяет легче добиться нужной степени освобождения мышц и вырабатывает полный певучий звук, который впоследствии послужит значительно лучшей основой для певучего legato, чем извлекаемый «одними пальцами» неглубокий звук, возникающий при игре пятипальцевых упражнений.

Уже в этих первых упражнениях необходимо обратить внимание ребенка на качество воспроизводимого звука. Звук должен быть сочным, певучим, долго длящимся. Надо избегать как бледного, «белого» звука, так и звука резкого, стучащего. В процессе работы, если ученик несовершенно выполняет требуемое задание, педагог может подсказать ему соответствующий прием — свободный перенос руки по дуге с освобождением запястья во время движения. Важно, чтобы палец при этом опускался на клавишу без предварительного ее «нащупывания» и без всяких иных помех, вызывающих вредную фиксацию. Этот навык, имеющий исключительно важное значение в процессе фортепианной игры, необходимо неустанно, на протяжении ряда лет совершенствовать, используя постепенно усложняющийся материал (переносы двойных нот, аккордов, отрезков пассажей). Такого рода упражнения будут служить профилактикой против вредных напряжений и превосходным средством для развития «свободы» игры.

этапы обучения игре на фортепианоэтапы обучения игре на фортепиано этапы обучения игре на фортепианоПри обучении ученика нотной грамоте нужно объяснить, что существуют не только «чистые» ноты («до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си», обозначим их общей буквой «n»), но и их производные «n-диез», «nбемоль», «n-дубль-диез», «n-дубль-бемоль», для обозначения которых слева от ноты пишутся символы диез этапы обучения игре на фортепиано(повышение стоящей справа от него ноты на один полутон), бемоль (понижение стоящей справа от него ноты на один полутон), дубль-диез (повышение на 2 полутона) и дубль-бемоль этапы обучения игре на фортепианоэтапы обучения игре на фортепиано(понижение на 2 полутона), называемые знаками альтерации. Эти же знаки (только одного вида — диезы или бемоли) могут стоять в начале каждой строчки нотоносца и означать, что все ноты данного названия исполняются в диезном или бемольном варианте. Знаки, стоящие в начале строчки (при ключе) называются ключевыми, знаки, стоящие при отдельных нотах — случайными. Случайные знаки действуют в пределах одного такта. Есть ещё один знак альтерации — бекар этапы обучения игре на фортепиано. Он существует для отмены ранее указанного диеза или бемоля (в пределах одного такта).

этапы обучения игре на фортепиано

Цвет овала нот, называемого головкой (чёрный или белый); палочки, приставленные к ним (называемые штилями) и небольшие закорючки на штилях (называемые «хвостиками») указывают на их длительность.

этапы обучения игре на фортепиано

Основными длительностями нот являются целая (белая нота без штиля) и её половинные деления: половина (белая со штилем), четверть (чёрная со штилем), восьмая (чёрная, штиль которой на конце имеет «хвостик»), шестнадцатая (чёрная, штиль с двумя «хвостиками»), тридцатьвторая (чёрная, штиль с тремя «хвостиками») и т. д. Намного реже применяются более мелкие длительности (шесдесятчетвёртые и стодвадцатьвосьмые) и более крупные (бревис, равная двум целым и обозначающаяся специальным знаком: белым прямоугольником с выступающими торцевыми сторонами). При этом длительность целой ноты есть величина относительная; она зависит от текущего темпа произведения. При задании длительности звучания целой, автоматически задаются длительности звучания остальных типов нот.

этапы обучения игре на фортепиано

Чередование сильных и слабых долей (внутреннего ритма) мелодии обуславливает её деление на такты. Такты разделяются тактовой чертой — тонкой вертикальной чертой, пересекающей все пять линеек.

Далее переходим к основным понятиям начального обучения:

Таким образом, можно проследить, что нам дает начальный этап развивающего обучения детей младшего школьного возраста в классе специального фортепиано показывает:

Первые годы обучения пианистов являются особым периодом их школьной жизни, где создается своего рода творческий фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке как к искусству, доставляющему высокое эстетическое наслаждение и имеющему большое воспитательное значение, и закладываются основы для будущего общемузыкального и профессионально-музыкального развития детей.

Главным результатом начального этапа обучения должны стать: навык постоянного слухового контроля; контроль свободы движения корпуса и рук; навык грамотного прочтения текста, умение подобрать простейший аккомпанемент; транспонирование несложных позиционных пьес во все тональности; знание наиболее употребительных музыкальных терминов; умение свободно и осознанно исполнить пьесы в концертной обстановке.

На начальном этапе обучения особенно важно использование основных дидактических принципов развивающего обучения – увеличение объема исполнительского материала, ускорение темпов прохождения учебного материала, увеличение меры теоретических знаний, развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

Обучение является развивающим в том случае, если направлено на активизацию мыслительной деятельности обучаемых и формирование у них способности самостоятельно или в сотрудничестве с другими обучаемыми добывать знания. Эта способность лежит в основе саморазвития личности.

Процесс развития музыкальной деятельности учащихся осуществляется в трех направлениях – интеллектуальном, эмоциональном и исполнительском. В центре фортепианной подготовки учащихся теория развивающего обучения ставит развитие «музыкального ума» (Н. Г. Рубинштейн), а на основе решения этой задачи идет и эмоциональное постижение образного мира изучаемых произведений, и овладение комплексом пианистических умений и навыков, необходимых для его исполнительского воплощения.

1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учеб. пособие. М.:

Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Л.: Советский композитор, 1973. – 272 с.

Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.: Классика – XXI, 2002. – 192 с.

Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста»

А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *