этапы обучения начальный средний

Этапы процесса обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Что такое процесс обучения

Одним из главных понятий в педагогике является понятие «процесса обучения». Процесс обучения преследует главную цель – активизировать потенциал учащихся, раскрыть их интеллектуальные и творческие способности.

Процесс обучения является двусторонним. В нем принимают участия два главных элемента- педагог, который предоставляет знания, и ученик, который овладевает званиями. Для того что бы цель процесса обучения была достигнута, необходимо активное сотрудничество этих двух элементов.

Помимо взаимодействия в процессе обучения важную роль играет организация, активизация и стимулирование познавательной деятельности.

Процесс обучения предоставляет собой комплексную систему. Состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Сюда входят:

В процессе обучения неотъемлемыми являются следующие элементы:

Поэтапность процесса обучения

В процессе обучения неизменно присутствуют определенные этапы:

Диагностический этап процесса обучения.

В первую очередь перед педагогом стоит задача провести диагностику уже имеющихся знаний у учеников, активировать их уже имеющиеся знания. Без этапа диагностики преподаватель не может полноценно управлять процессом обучения. На этом этапе учитель должен понять какими знаниями и в какой степени ученики уже владеют, он должен помочь им вспомнить, освежить в памяти пройденный ранее материал.

Готовые работы на аналогичную тему

Диагностика включает в себя процесс проверки знаний умений и навыков у учащихся, а также анализ этих знаний.

На этом этапе преподаватель должен актуализировать уже имеющиеся знания учащихся. Только когда этот этап образовательного процесса успешно выполнен, преподаватель может переходить к следующему этапу.

Этап формирования целей и задач в процессе обучения.

Следующим этапом процесса обучения является поставка целей преподавателем. Ученики в свою очередь должны осознать познавательные задачи, которые поставлены перед ними. На этом этапе педагог должен в первую очередь сформулировать тему или побудить учеников к тому что бы они сформулировали тему предстоящего занятия. Далее педагог дает информация по выбранной теме, ставит актуальные вопросы, самостоятельно или вместе с учащимися дает на них ответы.

На этом этапе происходит выполнение различных активизирующих творческих и проблемных заданий.

Благодаря этим приемам ученики попадают в атмосферу активной познавательной деятельности.

Этап изучения нового материла в процессе обучения.

На данном этапе может быть использовано большое количество разнообразных методов. В зависимости от дисциплины методика может отличатся, но некоторые элементы присутствуют практически во всех дисциплинах.

При изучении нового материала педагог должен понятийный аппарат темы. Он может дать все понятия и определения в готовом виде, или может дать задание ученикам, что бы они самостоятельно составили глоссарий по изучаемой теме.

Для того чтобы процесс подачи нового материала был интересным педагоги все чаще прибегают к использованию информационных технологий. С помощью ИТ можно работать в интерактивном режиме заполняя таблицы, графики, диаграммы.

Этап осмысления нового материала в процессе обучения.

После того как педагог представил новый материал наступает следующий этап – этап осмысления учащимися нового материала. На этом этапе ученики начинают работать с полученной информацией. Учащиеся сравнивают новую информацию с той которая уже имелась в их багаже знаний. На этом этапе важная задача педагога – удержать внимание и интерес с учеников к теме. Важно стимулировать максимальную активность учеников на этом этапе процесса обучения. На этом этапе дети могут выполнять следующие формы работ:

Виды робот должны чередоваться, для того что бы дети не уставали и не теряли интерес. Педагог в процессе работы должен чередовать индивидуальные, парные и групповые виды упражнений.

Этап применения нового теоретического материала на практике.

Та информация, которую ученик получил и осмыслил на предыдущих этапах должна быть применена в практической деятельности. Для того чтобы это произошло педагог предлагает учащимся потренироваться в выполнении упражнений, решении задач, проблемных заданий, основанных на новом материале.

Этап контроля в рамках процесса обучения.

Этап контроля является очень важным в процессе обучения. Это так называемая обратная связь между педагогом и учеником. На этапе контроля происходит диагностика насколько успешно ученик осознал пройденный материал и как успешно он может применять новые знания на практике. На этапе контроля педагог видит имеются ли у учащихся пробелы в знаниях, делает выводы относительно дальнейшие тактики обучения.

Существует много видов контроля которые используются в процессе обучения, например:

Этап коррекции в процессе обучения.

Коррекция не всегда является обязательным этапом процесса обучения. Этот этап появляется в том случае если по результатам контроля в процессе обучения имеются отклонения от намеченной цели обучения. Для того чтобы дети усвоили пропущенный материал, педагог прибегает к использованию других методов подачи материала и средства обучения.

Педагог применяет их, затем снова возвращается к этапу контроля. Необходимо что бы практически все или по крайней мере большее количество учеников в достаточной степени освоили материал.

Этап обобщения в рамках процесса обучения.

На этом этапе происходит систематизация знаний по определенному предмету, формируются внутридисциплинарные и междисциплинарные связи. Ученики должны понять, зачем они выучили этот материал, какие связи он имеет с окружающим миром и действительностью. После того как учитель убедился, что этот этап успешно завершен, он может переходить к изложению следующего блока нового материала.

Источник

Особенности обучения ИЯ на разных этапах обучения

Описание: Обучение устной речи вызывает у учся заметную активность. Главная цель обучения: овладение учащимися прежде всего устной речью. Преимущественное развитие устной речи создает устноречевую базу владения ИЯ. Должна быть взаимосвязь всех ВРД: Все усваивается в устной форме закрепляется с помощью чтения и письма.

Дата добавления: 2015-08-27

Размер файла: 10.84 KB

Работу скачали: 67 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

19. Особенности обучения ИЯ на разных этапах обучения.

Начальная стадия (5-6 кл.)

Общая характеристика: в структуре мышления учащегося конкретно-образные компоненты играют значительную роль Интересный материал, урок может захватывать уч-ся, и они будут работать, не замечая усталости. Роль произвольного запоминания возрастает, но непроизвольное з а нимает еще видное место.

Эти особенности интереса, памяти учащихся 5-6к. должны быть учтены при организации учебного процесса на начальном этапе. Необходимо разнообразить формы работы, использовать игровые приемы, песни, инсценировки. Обучение устной речи вызывает у уч-ся заметную акти в ность. Дети этого возраста охотно и точно имитируют речевые образцы при усвоении нового яз ы кового материала.

На этой стадии закладываются основы владения иностранным языком: формируются слух о произносительные, лексические и грамматические навыки, навыки письма, элементарные реч е вые умения говорения, аудирования.

Главная цель обучения: овладение учащимися прежде всего устной речью. Преимуществе н ное развитие устной речи создает устно-речевую базу владения ИЯ. На начальной стадии заклад ы вается фундамент — устно-речевая основа владения ИЯ. Она реализуется в устном вводном курсе.

Факторы, способствующие преимущественному развитию уст. речи на ИЯ на этой стадии: деление классов на группы; сетка недельных часов: в 5кл.- 4ч., в 6 кл.- Зур. в неделю.

Деятельность учителя и учащихся осуществляется на основе обще-дидактических принципов: —— наглядности, доступности, сознательности, активности. Обучение должно быть коммуникативно-направленным и дифференцированным. Должна быть взаимосвязь всех ВРД: Все усваивается в устной форме, закрепляется с помощью чтения и письма. В свою очередь чтение и письмо спосо б ствуют развитию устной речи, т.к. создаются опоры и ориентиры. Дифференциальный принцип на этом этапе имеет такую последовательность: устная речь – чтение – письмо.

Учащиеся овладевают речевыми действиями утверждения, переспроса, возражения и отр и цания, запроса информации, побуждения к просьбе. Это одновременно является способом условно-коммуникативной тренировки лексико-грамматического материала, а также основным п у тем создания фундамента для владения речевой деятельностью.

Средняя стадия обучения (7-8кл.)

Характерно для уч-ся: стремление к утверждению собственной личности, часто преувеличе н ная оценка собственных сил, неохотно следуют прямому требованию подчинения. В этом возрасте получает развитие устойчивый содержательный интерес к деятельности, любознательность ко всему интересному. Заметно стремление знать что-то основательно, действовать, добывать знания и р е шать вопросы самостоятельно.

Учащимся не интересны элементарные задания, постоянный контроль со стороны учителя вызывает раздражение (считают, что это ограничивает их самостоятельность и инициативу).

Эти особенности подросткового возраста могут быть использованы для стимулирования ус т ной коммуникативной деятельности на ИЯ. При этом следует учитывать новизну, увлекательность, эмоциональность содержания, интересные формы работы, а также создание благоприятного эм о ционального фона.

В этом возрасте начинают формироваться профессиональные интересы. Наблюдается о т сутствие каких-либо познавательных интересов, заинтересованности в своих знаниях.

На этой стадии продолжается дальнейшее развитие всех коммуникативных умений и реч е вых навыков. Устная речь — по-прежнему ведущий ВРД и средство обучения иностранному языку. Уч-ся 7-8кл. развивают и обогащают свой индивидуальный речевой опыт, приобретают навыки владения новым более сложным языковым материалом. Следует уделять больше внимания разв и тию самостоятельной работы уч-ся в классе и дома.

Изучение ИЯ приобретает выраженный страноведческий характер и ориентировано на о б щение с носителями немецкого языка в процессе подготовки к воображаемой поездке в ФРГ. Все это позволяет придать заданиям и упражнениям коммуникативно-мотивированный характер.

Важные виды самостоятельной работы: чтение (домашнее, индивидуальное и дополнител ь ное), работа с программированными пособиями, выполнение отдельных поручений учителя (подг о товка докладов)

Формы и приемы: важное место занимают формы и приемы, активизирующие мыслител ь ную и речевую деятельность и инициативу в пользовании языком, в понимании текстов большей содержательности. Особенностью уч-ся 7-х классов является их меньшая устно-речевая коммун и кабельность, они не очень часто проявляют инициативу в говорении на ИЯ. К особенностям усл о вий обучения следует отнести объем и характер изучаемого материала.

Поскольку 8кл. является завершающим этапом в овладении основами устно-речевой де я тельности, к приемам и формам предъявляются такие требования: они должны обеспечить прочное ситуативно, контекстно адекватное и стабильное владение языковыми средствами ИЯ.

В 7-8кл. изучается более трудный грамматический материал: предлоги с аккузативом, сло ж ноподчиненное предложение с придаточными дополнения, причины, условными, а также употре б ление прилагательных в качестве определений во всех падежах, структуры с инфинитивом.

Заключительная стадия (9-10кл.)

В этом возрасте активизируется целостно-ориентационная деятельность личности при оценке собственных качеств. Уч-ся стремятся к самоутверждению, склонны переоценивать свои способности. Изменения в памяти, в отношении к учебе: к предметам относятся с большей ответс т венностью. Учащиеся неохотно подражают и выполняют механические задания, цель которых им неясна. С интересом читают содержательные тексты. Изменяется соотношение ВРД: чтение стает ведущим видом. Устная речь приобретает определенное качественное развитие в отношении с о держательности. Лексико-грамматические навыки поддерживаются на уровне 8 класса.

Основной целью обучения является обучение коммуникативному умению чтения: а) с о б щим охватом содержания несложных текстов; б) с полным и точным пониманием более сложных текстов. Письмо остается средством обучения.

Источник

Этапы обучения

Что такое процесс обучения в педагогике

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Функции обучения:

Процесс обучения обладает следующими свойствами:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Насколько важна его целостность

На практике целостность педагогического процесса реализуется за счет обеспечения единства постановки задач и подбора средств для их реализации.

Процесс обучения как целостная система состоит из следующих компонентов:

Все компоненты образует единое целое и подчинены глобальной цели — подготовке учащихся к активной осознанной самостоятельной жизни.

Из каких этапов состоит

Обучение состоит из 8 последовательных этапов. Их порядок циклически повторяется и создает единую интегрированную систему.

Первичная диагностика

Первый этап — самый важный. Для организации правильного обучения педагогу необходимо сначала оценить уровень уже имеющихся знаний. Для этого проводится проверка и диагностика учащихся. Она может быть организована в различных формах:

В ходе диагностики оцениваются имеющиеся знания и определяются потребности учащихся в получении новой информации.

Постановка целей и задач

Полученные в ходе первичной диагностики данные анализируются. На их основе ставятся последующие педагогические задачи и цели.

Цель — это более широкое понятие. Она обозначает конкретный педагогический результат за определенный промежуток времени. Цель подразделяется на задачи, каждая из которых соответствует определенному этапу. Например, у урока может быть только одна цель и несколько задач.

Учитель может формулировать задачи совместно с учениками, вовлекая их в активную познавательную деятельность. Для этого он создает проблемные ситуации, пользуется «эвристическим методом» и другими педагогическими приемами.

Восприятие нового материала

На этапе восприятия у учащихся формируется первичное представление об изучаемом предмете или явлении. Они знакомятся с ним, имеют возможность его посмотреть, потрогать, послушать. Ученики получают определенный набор информации, но пока не перерабатывают ее. Чаще всего на уроке или лекции обучаемые получают первичные сведения по новой теме путем их изложения и объяснения педагогом. Иногда учащимся предлагается самостоятельно осуществить поиск новой информации через постановку конкретных задач.

Осмысление

Далее учащиеся переходят к осмыслению полученной информации. Она может осуществляться в следующих формах:

Закрепление и применение на практике

На данном этапе учащиеся закрепляют полученную информацию путем выполнения различных практических заданий.

Варианты работы по закреплению материала:

Контроль

Глубина усвоения информации и умение применять полученные знания на практике — важные показатели качества образовательного процесса. Их определяют с помощью различных способов:

В ходе контроля знаний получают важную информацию для определения дальнейших направлений работы. Выявляются пробелы в знаниях и трудности в усвоении отдельных тем.

Контроль может быть промежуточным и итоговым. Он определяет качество полученных знаний по отдельным темам, разделу, по предмету в целом.

Школьники после окончания учебы в 11 классе сдают ЕГЭ. Это форма государственного контроля над качеством образования в среднем звене российской образовательной системы. В университетах основными формами контроля качества знаний являются экзамены и зачеты.

Коррекция

Этот этап необходим, когда в ходе контроля были обнаружены отклонения от запланированных результатов педагогической деятельности. Учитель возвращается по мере необходимости к предыдущим этапам обучения. В полученные знания вносятся корректировки, совершенствуются умения и навыки. Затем проводится повторный контроль.

Единственная стадия, которая иногда опускается — коррекция. В ней нет необходимости, если контроль показывает высокий уровень усвоения материала.

Обобщение

По итогам изучения отдельной темы или раздела проводится обобщение. Его целью является систематизация знаний, развитие межпредметных и междисциплинарных связей. Учащиеся интегрируют полученную информацию в общую научную картину мира.

Источник

Этапы обучения. Связь метода с этапом обучения

Методы не являются универсальными и различны на разных этапах обучения. При выборе метода помимо этапа обучения учитывают также характер изучаемого материала и особенности учебной аудитории.

Процесс обучения в широком смысле делится на два этапа: это собственно обучение и контроль. Собственно обучение состоит из этапов освоения нового материала, формирования умений и навыков, повторения и обобщения. Рассмотрим особенности этих этапов.

Освоение нового материала происходит через восприятие и осознание нового материала, его запоминание и воспроизведение. На разных этапах освоения материала различные методы обучения.

Основные методы на этапе восприятия и осознания нового материала.

Восприятие материала идет через слуховой и зрительный каналы. Слуховой канал задействован у учащихся при слушании объяснения учителя и при беседе с учителем. Зрительный – при работе с доской и учебными пособиями.

Подача нового материала состоит из следующих звеньев. Во-первых, это создание проблемной ситуации: по возможности учитель должен вызвать интерес к теме; наиболее естественно такой интерес можно вызвать, показав, что существуют языковые факты, которые учащиеся не в состоянии объяснить исходя из имеющихся у них знаний.

За созданием проблемной ситуации следует подготовка к восприятию новой темы через ее обозначение (произнесение вслух и записывание на доске) и разъяснение терминов.

Главным этапом является раскрытие сущности изучаемой темы, понятия и правила. При этом желательно задействовать как можно больше каналов восприятия и видов памяти, так как согласно исследованиям психологов учащимися средних классов с первого раза запоминается только 12% нового материала.

Завершается объяснение нового материала обучением применению знаний на практике: учитель предоставляет ученикам алгоритм рассуждения, образец разбора.

Осознание учащимися нового материала предполагает применение специальных методов.

Слово учителя как метод используется не только при объяснении нового материала, но и при закреплении и обобщении, особенно если обобщения требует значительный по объему материал.

Слово учителя может быть незапланированным – в том случае, если оно представляет собой разъяснение не понятого учащимися материала или ответ на вопрос ученика.

Анализ текста учебника при объяснении нового материала является не основным, но важным методом работы. Учащиеся должны уметь самостоятельно освоить новый материал по не насыщенному подробными разъяснениями источнику. Учитель контролирует эту работу, опрашивая учеников и выясняя, в полной ли мере воспринят материал, ясны ли термины, осознаны ли примеры. Чтение учебника как первичный канал восприятия нового материала в большей мере оправдано при изучении орфографико-пунктуационных тем. Необходимость такого метода работы возникает практически у каждого ученика при пропуске занятия по болезни.

В большом количестве случаев учитель, выбравший догматический путь объяснения нового материала, комбинирует методы слова учителя и анализа текста учебника. Ученикам предлагается в процессе объяснения нового материала рассмотреть иллюстрации учебника, прочитать определение или правило, рассмотреть примеры.

Для объяснения нового материала помимо догматического пути возможен путь эвристический, при котором ученик принимает активное участие в получении нового знания. Методами такого пути при объяснении нового материала являются беседа с учителем и самостоятельный анализ языкового материала.

Беседа с учителем отличается от слова учителя тем, что она предполагает не монолог учителя, а диалог учителя и учеников, строящийся обычно в форме вопросов и ответов. Различают три типа бесед: сообщающая, эвристическая и воспроизводящая.

Сообщающая беседа характеризуется тем, что учитель излагает новый материал, который учащиеся способны проиллюстрировать примерами из уже изученного материала или опираясь на собственное владение языком. Так, например, сообщающая беседа может быть широко применена при изучении лексикологии, поскольку учащихся можно активно привлекать к толкованию значений слов и фразеологизмов, к подбору примеров устаревших слов и подобным темам.

Эвристическая беседа состоит в том, что учитель в определенной последовательности задает вопросы, ответы на которые приводят учащихся к самостоятельным выводам и формулировкам.

Воспроизводящая беседа, как и эвристическая, имеет вопросно-ответную форму, но применяется на этапе закрепления и повторения материала.

При подготовке вопросов к воспроизводящей и эвристической беседе учитель должен руководствоваться следующими принципами: вопрос должен быть четко сформулированным, не допускающим двоякого толкования и нескольких возможных правильных ответов, не подсказывающим ответа своей формулировкой, не предполагающим однословного положительного или отрицательного ответа.

Выбор метода в каждом конкретном случае зависти от двух факторов: 1​) характера материала: абсолютно новый или очень сложный материал должен быть объяснен учителем; 2) уровня и индивидуальной особенности класса.

Главным требованием к урокам объяснения нового материала является сознательное усвоение изучаемого материала. Чтобы этого добиться и помочь учащимся сделать очередной шаг в изучении родного языка, необходимо тщательно разъяснять вводимые термины и понятия. При этом вполне оправдано познакомить учащихся с этимологией или переводом лингвистического термина, что привлечет их внимание, а значит, останется в памяти. Например, рассказывая о падеже как грамматической категории, можно объяснить, что термин является калькой с латинского casus, что значит «падение». Таким образом, именительный падеж – главный, исходный, «прямой», а остальные падежи – отклонения от него, это падежи косвенные.

На начальном этапе изучения какой-либо темы вполне допустимо минимизировать формулировки и правила либо расчленять их. Например, изучая тему «Составное именное сказуемое», логично после общей характеристики этого типа сказуемого сначала отработать способы выражения приименной части, а затем обратиться к способам выражения именной.

И, наконец, последнее замечание в связи с подачей нового материала: новизна сообщаемого материала должна быть поступательной, без работы вхолостую. «Топтание» на одном месте приведет к снижению активности учеников, а от их активности в восприятии знаний зависит успех работы учителя.

Основные методы на этапе запоминания, воспроизведения и применения на практике нового материала

Запоминание является важным этапом изучения нового материала, так как обеспечивает прочность полученных знаний. Для запоминания целесообразно задействовать разные виды памяти учеников: слуховую, зрительную, моторную. Запоминание осуществляется учащимися в ходе слушания объяснений учителя, записывания под диктовку или конспектирования сообщения учителя, чтения пособия и его конспектирования, составления плана своего конспекта, структурирования материала в виде таблиц. Для лучшего запоминания целесообразно использовать при написании конспекта возможно более дробное его оформление с помощью красных строк, записывание примеров с новой строки, а при домашней обработке конспекта – выделение ключевых понятий, определений, терминов, примеров маркером или подчеркиванием другим цветом.

Воспроизведение является завершающим этапом изучения материала. Воспроизведение осуществляется в форме устных ответов (индивидуальные и фронтальные опросы), письменных работ, рефератов и их устных защит, зачетов и экзаменов по изучаемому разделу. Применение полученных знаний на практике тесно связано с выработанными у учащихся умениями и навыками.

Методы формирования учебно-языковых умений

Умения делятся на языковые, речевые и орфографико-пунктуационные. Основными методами формирования умений являются упражнения. Языковые умения делятся на опознавательные, классификационные и синтетические. Опознавательные умения заключаются в распознавании языковых единиц с определенными признаками в тексте или ряду единиц. Например, умение найти слова определенной части речи или слова в определенной грамматической форме. К классификационным умениям относятся умения группировать слова по разным объединяющим признакам. Так, например, в разделе морфемики и словообразования к таковым относится умение разделить слова на группы по общности корня (однокоренные слова), по наличию некорневых морфем того или иного типа (например, слова, имеющие окончания, и слова, состоящие только из основы), по производности или непроизводности и т.д. К синтетическим умениям относят все виды грамматических разборов.

Речевые умения и навыки бывают двух видов: некоммуникативные и коммуникативные. Некоммуникативные умения являются тренировочными. Это, например, образование словосочетаний, предложений, постановка ударения. Коммуникативные умения и навыки направлены непосредственно на общение. Основная единица речи – текст, поэтому методика формирования коммуникативных умений – это разные виды работы с текстом: 1) анализ текста (составление плана, анализ композиции, стиля, озаглавливание); 2) продуцирование текста (сочинение, изложение, творческий диктант).

Орфографические и пунктуационные («правописные») умения и навыки формируются применением следующих основных методов: вставление пропущенных букв, раскрытие скобок; нахождение орфограмм и пунктограмм; объяснение условий выбора (объяснение учащимся, почему они так пишут); списывание; диктант.

Формирование умений и навыков происходит в несколько этапов:

1) первичное закрепление обычно проходит в одновременной работе всего класса над репродуктивными упражнениями, то есть упражнениями по образцу, над пересказом теоретического материала, составлением плана параграфа; здесь уместны такие виды письменных работ, как «комментированное» письмо, предупредительные диктанты зрительно-слухового и слухового типа;

2) проверка наиболее важного и трудного материала может осуществляться через самостоятельный подбор учащимися примеров, проведение различных видов осложненного списывания, объяснительных, выборочных диктантов, диктантов «Проверяю себя», разных видов разбора лингвистического материала;

3) творческое закрепление осуществляется через выполнение продуктивных упражнений: осложненное списывание творческого характера, творческий, свободный диктант, написание изложений и сочинений. На этом этапе возможна дифференцированная работа, например по карточкам, что приводит к обобщению материала.

Методы повторения и обобщения

Завершающим этапом приобретения знаний, умений и навыков является обобщение и повторение.

Повторение может быть различным.

1. Предшествующее повторение осуществляется в начале года или перед изучением новой темы. Каждый год начинается с повторения, на которое отводится очень немного учебного времени. Повторение в чистом виде не слишком интересно, поэтому рекомендуется в малых дозах включать новый интересный материал: исторические справки, познавательные задачи.

2. Последующее повторение происходит после изучения темы или в конце года. Оно проводится с использованием следующих методов: разборы; обобщающие сводные схемы, таблицы, обеспечивающие классификацию материала; составление алгоритмов применения правил; обобщающая работа с конспектами теории (когда требуется разбить записи на части, озаглавить их, составить в конце тетради указатель); сочинения на лингвистические темы.

3. Попутное повторение проходит в течение всего учебного года: почти каждое упражнение учебника, помимо наличия пропущенных букв и скобок, содержит задания на повторение того или иного материала.

4. Повторение-закрепление проводится на специальных уроках по методике предшествующего и последующего повторения.

При повторении необходимо предусмотреть включение нового материала, позволяющего стимулировать интерес к этому виду учебной деятельности. Это могут быть справки из истории развития русского языка, продуктивные упражнения, познавательные задачи.

Обобщение материала происходит с использованием таких методов, как: составление и использование готовых схем и таблиц; написание плана к теме с указанием ключевых моментов и понятий; построение алгоритмов.

Алгоритм представляет собой схему в виде логического «дерева» (с «корнем», «стволом», «кроной», состоящей из нижних «ветвей» и верхних «веточек»). Умственное действие состоит из задания и предполагаемого решения. Решение может быть окончательным –установление какого-либо грамматического факта –промежуточным, дающим основание для последующего поиска. Избранный путь решения должен: а) устанавливать зависимость (субординацию) условий нормы; б) на первое место ставить действия, которые устанавливают факты, имеющие широкое распространение; в) не повторять одних и тех же «шагов»; г) быть прямым и наиболее коротким. Прежде чем составить алгоритм, надо узнать, к одному или нескольким правилам он составляется, и сначала выделить общие условия, потом определить последовательность логических действий по их обнаружению, а затем выделить условия действия нормы и установить зависимость этих действий.

Методы и приемы проверки результатов учебной деятельности различны, но все они опираются на следующие требования: целенаправленность, систематичность, объективность, оперативность и своевременность контроля.

Методы контроля делятся на две группы: 1) методы контроля за усвоением знаний; 2) методы контроля за сформированностью умений и навыков.

Существует два вида контроля: текущий и итоговый. Оба вида контроля имеют устную и письменную форму проведения.

Текущий контроль как нового, так и изученного ранее материала происходит в форме опроса, который бывает следующих видов: индивидуальный, коллективный, фронтальный, уплотненный или выборочный.

Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный опрос – это проверка: а) усвоения формулировок понятий; б) умения раскрыть сущность лингвистического феномена; в) умения привести языковые факты и примеры в подтверждение выдвинутого положения (зачастую это самый сложный момент в ответе).

(По Е.И. Литневской, В.А. Багрянцевой)

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1925 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *