этапы обучения отдельному двигательному действию

Структура процесса обучения двигательным действиям

В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями. Это значит — регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания.Цель — сформировать у обучаемого основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах.

1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.

2. Создать двигательные представления по основным опорным
точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упраж­нений или структурных элементов изучаемого действия.

3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в
общих чертах.

4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представле­ния о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движе­ний, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышеч­ных и других ощущений, возникающих при первых попытках вы­полнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техни­ки действия, физической подготовленности занимающихся дви­гательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие уп­ражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.

Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изу­чение техники действия начинается с завершающих фаз, если не­обходимо предупредить травмирование.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повы­шенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это впол­не нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно свое­временно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствова­нию действия при следующей попытке.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущен­ных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать дви­жения.

На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошиб­ки:

– лишние, ненужные движения;

– искажение движения по амплитуде и направлению;

– нарушение ритма двигательного действия;

Причинами ошибок могут быть:

– недостаточно ясное представ­ление о двигательной задаче;

– неправильное выполнение предыду­щих действий;

– слабое развитие координационных способностей и других двигательных способностей;

– влияние конкурирую­щих навыков;

– недостаточность двигательного опыта занимающегося;

– неблагоприятные условия выполнение действий (плохой инвентарь или оборудование, метеоусловия);

– психологические причины: боязнь, невнимательность, неуверенность, повы­шенная возбудимость занимающихся и др.

Понимание причин позволит найти наиболее верный способ исправления. Ошибки рекомендуется исправлять как можно быстрее и тщательнее, чтобы они не автоматизировались.

Наиболее распространенные правила исправления ошибок:

1. Ошибка должна быть понята. Для этого применяется словесный или письменный отчет обучаемого о своих движениях и действиях с последующим анализом его вместе с преподавателем.

2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости. Вначале исправляются грубые, искажающие основу техники действия. Затем исправляются ошибки в деталях техники.

3. Указания преподавателя об исправлении ошибки должно соответствовать возможностям обучаемого в данный момент.

4. Не рекомендуется показывать ошибки в утрированном виде.

Для повышения эффективности освоения двигательных действий и профилактики ошибок большое значение имеет правильный регламент их выполнения. Основными параметрами такого регламента являются число повторений и интервалы отдыха между ними. Поэтому следует соблюдать следующие общие правила:

– число повторений нового действия определяется возможностями обучаемого улучшать движение при каждой новой попытке;

– повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;

– интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки (готовность как физическую, так и психическую);

– продолжать освоение движений в условиях прогрессирующего утомления нецелесообразно и даже вредно;

– обучение двигательным действиям целесообразно проводить в начале основной части занятия.

– интервалы между занятиями рекомендуется делать по возможности короткими, чтобы избежать угасания ещё не стойких умений.

Продолжительность этапа начального разучивания двигатель­ного действия зависит от:

1) степени сложности техники изуча­емого действия;

2) уровня подготовленности занимающихся;

3) их индивидуальных особенностей;

4) возможности использо­вать положительный эффект переноса навыков.

2. Этап углубленного разучивания.Цель — сформировать полно­ценное двигательное умение.

1. Уточнить действия во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники (с учетом индивидуальных особенностей занимающихся).

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ­ном звене.

Данные задачи могут решаться одновременно.

Ведущее значение приобретает метод целостного упражнения. В числе методов передачи устной информации ведущими становятся анализ и разбор техники действия, беседа. Широко применяются методы обеспечения наглядности показ (непосредственный и опосредованный), направленного прочувствование двигательного дей­ствия, срочной информации, для создания ощущений правильного исполнения деталей техники. Часто используется метод идеомоторного упражнения.

Дополнительные ориентиры используемые на первом этапе, постепенно убирают с тем, чтобы приблизить условия выполнения действия к естественным. Постепенно устраняются и облегчающая физическая помощь.

Возрастает роль мышечных ощущений в непосредственном управлении движениями. Следует постепенно усложнять задания по концентрации внимания на «опорных точках» в каждый момент двигательного акта и последовательному опережающему движения переключению внимания на очередные «опорные точки». Используются методический приём: выполнение действия в усложненных условиях сенсорного самоконтроля (ограничивается или полностью отключается зрительный самоконтроль). Включаются вариативные упражнения.

В отдельном занятии интенсивность и число повторений изучаемого действия возрастает. Главный критерий дозирования нагрузки – отсутствие ошибок.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования.

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависи­мости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последо­вательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гиб­кий навык.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упраж­нений, повторение в форме соревнования на качество исполне­ния и результат, в игровой форме и др.

Вариативность действия достигается его многократным воспроизведением в самых различных условиях, когда оно выполняется с изменениями деталей кинематической, динамической и ритмической характеристик движения. Это может происходить:

а) при усложнении внешних условий (условия опоры, ограничение пространства, неблагоприятные метеоусловия);

а) при изменениях в физическом и психическом состоянии занимающихся (при утомлении, отвлечении внимания, волнения и.т.п.);

в) различных сочетаниях с другими действиями, и в том числе в сочетаниях, требующих преодолевать отрицательный перенос навыков;

г) при возрастающих физических усилиях.

Условия выполнения действия усложняется вначале постепенно. Данный этап характеризуется органическим слиянием процессов совершенствования техники и развития двигательных способностей, обеспечивающих максимальную эффективность действия. Это особенно актуально в спортивной тренировке.

Контрольные вопросы:

1. Дайте сравнительную характеристику понятиям«двигательное умение», «двигательный навык».

2. Раскройте педагогические, психофизиологические особенности. формирования двигательного навыка.

3. В чем проявляется неравномерность формирования навыка?

4. Дайте характеристику основным видам взаимодействия навыков.

5. Назовите этапы обучения двигательным действиям, цель и задачи на каждом этапе.

6. Раскройте содержание этап начального разучивания.

7. Назовите основные причины двигательных ошибок и пути их устранения.

8. Перечислите методические приемы повышающие вариативность действия.

Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 5468 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Лекция «Общая структура процесса обучения двигательным действиям»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

этапы обучения отдельному двигательному действию

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Общая структура процесса обучения двигательным действиям
Балуева ОН

Описание слайда:

Структура процесса обучения (по мнению различных авторов)

Описание слайда:

Структура процесса обучения двигательным действиям.

Этап начального разучивания
Этап углубленного разучивания
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования
Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

Описание слайда:

Основные задачи
Этап начального разучивания
Создать двигательные представления по основным опорным точкам
Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
Добиться целостного выполнения двигательного действия в
общих чертах.
Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения

Описание слайда:
Описание слайда:

На примере плавания

Описание слайда:

Пример начального этапа обучения плаванию

Описание слайда:

Важная информация!
При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями.
Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствова­нию действия при следующей попытке.

Описание слайда:

ошибки
лишние, ненужные движения
ошибки
искажение движения по амплитуде и направлению
ошибки
нарушение ритма двигательного действия;
закрепощенность движения.
На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки

Описание слайда:

психологические причины
неправильное выполнение предыдущих действий;
недостаточно ясное представление о двигательной задаче;
состояние утомления;
слабое развитие координационных способностей и других двигательных способностей;
Причинами ошибок могут быть:

Описание слайда:

Этап углубленного разучивания
Цель — сформировать полноценное двигательное умение.

Описание слайда:

Этап углубленного разучивания.
Уточнить действия во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники (с учетом индивидуальных особенностей занимающихся).
Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

Описание слайда:

Регламентация нагрузкина данном этапе
В отдельном занятии интенсивность и число повторений изучаемого действия возрастает. Главный критерий дозирования нагрузки – отсутствие ошибок.
В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

Описание слайда:

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования

Описание слайда:

Особенности данного этапа
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык.
В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы:
повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений
поточное выполнение упражнений повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

этапы обучения отдельному двигательному действию

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

этапы обучения отдельному двигательному действию

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

этапы обучения отдельному двигательному действию

Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация по физической культуре «Перенос навыков в физической культуре»

Технологическая карта по физической культуре по теме «Ловля и передача мяча в движении» (3 класс)

Конспект урока по физической культуре «Лёгкая атлетика. Метание малого мяча на дальность» (4 класс)

Конспект урока по физической культуре «Лёгкая атлетика. Передача эстафетной палочки» (8 класс)

Презентация по физической культуре на тему «Здоровый образ жизни» (1-4 классы)

Презентация по физической культуре на тему «Закаливание» (1-4 классы)

Презентация по физической культуре на тему «Гибкость» (1-4 классы)

Презентация по физической культуре на тему «Выносливость» (1-4 классы)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5303272 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

этапы обучения отдельному двигательному действию

этапы обучения отдельному двигательному действию

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

этапы обучения отдельному двигательному действию

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

этапы обучения отдельному двигательному действию

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

этапы обучения отдельному двигательному действию

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

этапы обучения отдельному двигательному действию

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

этапы обучения отдельному двигательному действию

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Структура процесса обучения двигательным действиям (этапы обучения)

этапы обучения отдельному двигательному действию этапы обучения отдельному двигательному действию этапы обучения отдельному двигательному действию этапы обучения отдельному двигательному действию

этапы обучения отдельному двигательному действию

этапы обучения отдельному двигательному действию

Методы обучения на данном этапе: практические, словесные, наглядные.Продолжительность этапа зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей;4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков;

На данном этапе широко используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Пример.

Методы обучения, используемые на данном этапе: 1. Практические(метод целостно-конструктивного упражнения, соревновательный, игровой). 2) Словесный. 3) Наглядный.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

Источник

этапы обучения отдельному двигательному действию

этапы обучения отдельному двигательному действию

этапы обучения отдельному двигательному действию

этапы обучения отдельному двигательному действию

этапы обучения отдельному двигательному действию

этапы обучения отдельному двигательному действию

этапы обучения отдельному двигательному действию

этапы обучения отдельному двигательному действию

ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ

Актуальность. Обучение – это главная составляющая часть любого педагогического процесса, в том числе и физической культуры.

Основным предметом в обучении физического воспитания является двигательное действие. При обучении двигательным действиям формируются навыки, которые непрерывно связаны с развитием физических качеств (силы, гибкости, выносливости, ловкости и т.п.). Такая тесная взаимосвязь обусловлена тем, что любое двигательное действие невозможно выполнить без физических качеств.

Обучение в физическом воспитании, преследуют образовательные задачи, какие заключаются в том, чтобы развить и довести вплоть до конкретной ступени совершенства необходимые моторные умения, навыки и связанные с ними познания. При всем при этом основным объектом преподавания представляются мудрые двигательные действия, подключающие организацию взаимозависимых движений. Необыкновенности двигательных действий и закономерности вырабатывания двигательных умений и способностей всевозможных моментах предопределяют нравоучительные необыкновенности физического воспитания. Двигательным действиям учат, решая различные конкретные задачи.

В течение огромного количества случаев они соединяются к следующим задачам:
• обеспечивать «начальную школу движений», сотворив тем самым начальную базу ради больше сложных конфигураций моторной работы;
• научить действиям, каковы станут использоваться как будто «подводящие» упражнения или будто бы имущества селективного действия для развития раздельных физических качеств, возможностей;
• выработать и погрузить до необходимой ступени совершенства генеральные двигательные действия и способности, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности.
Объект исследования – процесс обучения двигательному действию.
Предмет исследования – этапы обучения двигательного действия.
Цели исследования – изучить особенности характеристики этапов обучения двигательного действия.

Задачи:
1. Дать характеристику двигательному действию.

2.Рассмотреть характеристику этапов обучения двигательному действию.
3. Изучить задачи, методы, режим регламентации упражнений, особенности методики, типичные ошибки

Методыисследования:
Теоретический анализ и обобщение литературных источников.
Обучение в процессе физического воспитания гарантирует одну из самых важных его сторон – физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» [4].
Физическое образование приобщает ребенка к большому спорту: он узнает о главных мировых и отечественных спортсменах. Увлекаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет познания об окружающей природе – живой и неживой (например, познает свойства воды, песка, снега, специфику времен года); увеличивает словарный запас, совершенствует память, мышление, воображение. Таким образом, решая общеобразовательные задачи, педагог приобщает ребенка к основам кинестетического воспитания, подготавливаетк поступлению в школу.

Двигательные действия не заключаются только к движениям. Это их исполнительная часть. Любое действие сопряжено с психологическими процессами – пониманием значения и задачи действия, отражением в психике образа, схемы движений и способа их выполнения, волевыми проявлениями, психоэмоциональным состоянием и др. Потому техника двигательного действия – это постоянно подсознательный и целенаправленный процесс. Чем большую и сознательность, и активность обучающиеся проявят в обучении, тем быстрее совершеннее сформируются их навыки. Первостепенное влияние на становление и качество навыков проявляют знания техники действия. Активное и сознательное освоение двигательных навыков с опорой на знания делает их достаточно «гибким», поддающиеся нормированию и перестройке при преобразовании задач и условий деятельности.
Различные двигательные действия закладываются на протяжение жизни человека под влиянием многих аспектов, и процесс их становления может обретать всевозможный характер. Оптимизация этого процесса добивается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и усовершенствование двигательного действия в таких условиях распространено схематично воображать, как постепенный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а вскоре от умения к навыку.

Следует отметить особое и чрезмерное немаловажное значение навыков совершенствования и деятельности человека. «Если бы человек не имел способности к навыку, отмечал в своих трудах выдающий русский педагог К.Д. Ушинский, то он не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемые беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыкам, освободив ум и волю для новых побед».

Базируясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения. Каждой стадии навыка соответствует соответствующему этапу обучения:

1-й этап начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап – углубленное разучивание;

3-й этап – закрепление и совершенствование двигательного действия.

Задачи, решаемые на этапе:

1. Осмыслить двигательную задачу, преобразовать зрительно-логическое понятие о методе ее решения;

2. Изучить инструкцию по становлению ориентировочных основ действия (ООД):

а) обозначить основные опорные точки (ООТ) в наблюдаемом двигательном действии,

б) обозначить (осмыслить) ООТ в исполняемом двигательном действии,

в) преобразовать двигательные представления о действии в каждой ООТ.

Эти задачи решают последовательно.

Обучение двигательному действию начинается с постановки двигательной задачи, поиск и изучение метода решения которой и составляет сущность процесса обучения. Учитель заявляет цель обучения и ставит двигательную задачу, методом решения которой придётся овладеть. Демонстрируется метод решения – рассматриваемого двигательное действие. После первой демонстрации, формирующей у обучаемого общее понятие, следует подчеркнуть смысл и главные факторы требования двигательной задачи, и соответствующие факторы в методе ее решения. После разъяснения метод решения двигательной задачи демонстрируется еще два-три раза. Становлению визуального и логического элементов представления содействует показ элементов изучаемого действия на фотоснимках, рисунках, схемах. Эти средства должны сориентировать обучаемого на решение двигательной задачи, но не на дублирование изображаемых поз. Демонстрация сопровождается словесным комментарием.

Контроль за запоминанием инструкции по становлению ООД необходим обнаружить способность обучаемого выделять ООТ, его знание непрерывности контроля ООТ при осуществлении действия, умение словесно изложить ощущения правильного в каждой из ООТ при осуществлении действия или его элементов в системе материальных регуляторов, а также рассказать о путях корректировки действия в случае возникновения ошибок.
Овладение двигательных действий требует многочисленных повторений, что вызывает существенный расход физической, психической и умственной энергии. По степени возрастания утомления концентрация, стабильность и распределенность внимания, возможность к анализу ситуации и синтезу ответов ухудшаются. Поэтому приступать к первоначальному разучиванию следует тогда, когда ученик находится в состоянии оптимальной трудоспособности, как правило в начале основной части занятия.

Как правило, знания и представления о сущности и условиях двигательной задачи и способе ее решения формируются за одно-два занятия. Углубление и закрепление этих знаний и представлений происходит в последующей работе при формировании умений и навыков [2].

Главная цель этого этапа обучения – становление двигательного умения, способности стабильно, на удовлетворительном уровне решать двигательную задачу детальным осознанным контролем действия во всех ООТ. Если на прошлом этапе создавались предпосылки, достаточные для становления двигательного умения, то на этом этапе происходит его формирование.

Для достижения цели решают следующие задачи:
1. Преобразовать полную развернутую ООД, понимаемую во всех ООТ.
2. Обучиться осуществлять изучаемое двигательное действие с детальным произнесением вслух очерёдности необходимых операций и контроля качества.
3. Сформировать идеомоторный (громкоречевой) образ изучаемого действия.
4. Подытожить действие во всех ООТ, дождаться наименьшего расхождения действия от оптимальных значений, описываемых его техникой.
Все задачи решают синхронно, и становление умения есть интегральный итог, этой работы.

Применяются подводящие упражнения, которые подготавливают к овладению главного действия путем его целостной имитации либо постепенного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения часто представляют собой компонент, часть, связку нескольких движений рассматриваемого двигательного действия. Целесообразно, чтобы по конфигурации и характеру движений эти упражнения наделялись вероятно большее сходство с главной частью изучаемого движения.

Продолжительность использования подводящих упражнений обусловливается от трудности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В использовании подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае совершится забывание прежде усвоенного движения и результат влияния их снизится.
Результативность применении всевозможных упражнений добивается при четком выполнении последующих моментов:

-задачи и цели упражнения;

-структурная взаимосвязанность с основополагающими двигательными действиями;

-контроль и самоконтроль осуществления.

На данном этапе следует обучить осуществлять действие полностью, отталкиваясь на отлично знакомые представления об отдельных его элементах. Для этого нужно, во-первых, регулировать всю взаимозависимость объектов, обозначенных как ООТ, во-вторых, делать это в правильной очерёдности, прекрасно выучить то и другое.

В первых попытках исполнить действие в целом обучаемые, как правило, не способны контролировать и подкорректировать все указанные ООТ, их внимание концентрируется на одной из них. В этой ООТ действие выполняется рационально, но в других могут появляться неточности. По мере повторения попыток обучаемый начинает перераспределять внимание на два, а затем на три предмета, отслеживая и видоизменяя действие в них одновременно. Непрерывное проговаривание схемы ООД перед попыткой, а если возможно, то и по ходу осуществления попытки, приводит к крепкому запоминанию схемы ООД и целесообразной стабильной организации изучаемого действия, к запоминанию его структуры.
Предмет оценки труда обучаемого на этой фазе обучения – двигательное
умение, определяемое качеством решения двигательной задачи в ее стандартизированном или обобщённом (в зависимости от установки обучения) варианте, с детальным громким проговариванием системы ООД и контролем действия во всех ООТ по ходу его исполнения. В связи с потребностью подробного, сознательного контроля действие выполняется замедленно (если целесообразно – в тренажере), а нередко и без надлежащей
непринуждённости, что естественно для вышеуказанного этапа усвоения и не квалифицируется как ошибка [2].

Особенности усваивания рассматриваемого двигательного действия на этом этапе опре­деляют задачи добиться:

1) эффективной самостоятельности и эко­номичности;

2) целесообразной быстроты;

3) необходи­мой многовариантности действия;

4) автоматизированности действия.

На этом этапе способствует достаточная интенсивность стабильности и многовариантности навыка, прочности, эффективности техники действия, достигается соответствие между техническими особенностями действия и показателем становления двигательных качеств, что обеспечит продуктивность действия. При этом контроль за осуществлением конкретных элементов действия выходит из области активного внимания, действия автоматизируется.
Комплекс средств и методов, применяемых на данном этапе обучения, в большинстве остается тем же, что и на II этапе. Но изменяется их сопоставление и функция. Увеличивается вариативность действий и их насыщенность. С этой целью советует задействовать игры и состязания на основе разучиваемого действия.

Основополагающий метод становления двигательного навы­ка – осуществление исследуемого двигательного действия. В отличие от обучения на предшествующем, втором, эта­пе действие выполняется без предварительного громкого озвучивания схемы ООД и на высокой (оптималь­ной для решения двигательной задачи) скорости. Эту зада­чу решают с помощью всевозможных методических приемов: меняются внешние обстоятельства действия (твёрдость опоры, ограничение пространства действия и т. п.); сознательно сменяют внутреннее положение обучаемого (варьи­руют меру его напряжения, переключают внимание на разнообразные предметы, вносят помехи психоэмоционального ха­рактера и др.); предлагают осуществлять действие в кон­тексте деятельности иного соотношения, при различ­ных уровнях физических и психических усилий.

Навык, сформировавшийся в намеренно подобран­ных упражнениях, может быть доведён до совершенствования только в определённой деятельности. При этом сама она необходима сопровождаться с ее симуляцией на всевозможного рода тренажёрных стендах – системах тренажёрных приспособлений. Главные методы становления и закрепления навы­ка совмещаются с вспомогательными: разъяснениями, де­монстрированием, активной физической помощью и неотложной информацией о свойстве осуществляемого действия, т. е. со всеми теми способами, которые использовались при решении задач обучения на предшествующих двух этапах.
Ошибки могут возникнуть и на этой стадии формирова­ния навыка, поскольку обучаемый осуществляет действие в новых условиях: видоизменилась быстрота, по-другому обеспечивается управление, уменьшается осознаваемая часть ООД, отдельные операции уходят из-под контроля сознания

Многократное повторение действия активизирует совершенствование двигательных способностей.

Для результативного функционирования обучения чрезвычайно значимо, чтобы у обучающихся была весьма сильная мотивированность к освоению деятельностью в виде стремления обучаться, интереса к специальности.

Исследовательским путём подтверждено, что процесс функционирования двигательного навыка имеет последующие закономерности:

1) формирование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер (иными словами, становление навыка обычно приобретает закономерность к приросту);

2) прирост показателей в процессе формирования навыка неравномерен: в начале запоминания спортивного навыка показатели растут стремительно, а вскоре понемногу их рост затормаживается;

3) результаты растут скачкообразно – со взлётами и спадами;

4) на стадии усовершенствования навыка появляется устойчивая нормализация результатов, хотя на конкретных этапах его функционирования появляется заминка в росте результатов. Это объясняется тем, что применяемые приемы развития уже не гарантируют последующего совершенствования техники. В этих случаях целесообразно вводить рациональные преобразования в методику тренировки [3].

Из сказанного прежде о закономерностях становления двигательных действий не сложно сделать вывод, что эти этапы обучения располагаются в конкретном сопоставлении со стадиями становления двигательного умения и навыка. А именно: этапу начального разучивания действия согласуется стадия, так сказать, предумения, в течении которой преобразовываются основы, или предпосылки, умения; этапу углубленного разучивания действия – стадия, на которой сформировывается собственно умение в его целостных контурах и деталях; этапу результирующей отработки действия – стадия непосредственного формирования навыка, его укрепления, а в соответствующих случаях и последующего совершенствования [6].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *