этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии

2.1 Философия Древней Индии

Возникновение предфилософии в Древней Индии относится примерно к середине I тыс. до н.э. В этот исторический период на территории современной Индии стали появляться первые формы государственного устройства индийского общества.

Древнеиндийская философия делится на следующие периоды.

1. Ведийский период (1500 г. до н.э. – 600 г. до н.э.). Это начало индийского возвышенного идеализма, нашедшего свое отражение в Ведах.

2. Эпический период (600 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Его рамки определяются эпохой ранних Упанишад и формированием философских систем – даршан (от слова даш – видеть), т.е. всех воззрений на реальность, усвоенных умом человека. Даршана – это духовное восприятие, весь кругозор, раскрывающийся душевному чувству. Этот взгляд присущ только философу. Эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» являются выражением героического и божественного в человеческих отношениях.

3. Период философских сутр (от 200 г. н.э.). Формирование систематизированных философских обобщений, которое произошло в форме сутр, представляющих собой краткие изречения и предназначенных для заучивания наизусть с последующим их разъяснением в устных беседах.

Формирование философских взглядов в Древней Индии происходит на основе религиозной идеологии брахманизма (учений жрецов, брахманов). Брахма – это мировой дух, безличная и бескачественная божественная сила. Постулаты брахманизма выражены в Ведах (от др.-инд. Веда – знание). Заключительная часть Вед – Упанишады, они и есть собственно философская часть Вед. В них закладывается учение о брахмане и атмане. Брахман – безличное, абсолютное начало, наполняющее Вселенную и поражающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман – всепроникающая субъективная реальность (частица Бога-Брахмы в человеческой душе). Другая важная идея Упанишад – это идея кармы. Карма – предопределенность человеческой жизни. В законе кармы причины социальных различий в обществе видятся в нравственных различиях между людьми. Истинным путем объявляется самосовершенствование самого человека.

Для древнеиндийской философии характерны два основных направления: ортодоксальное, признающее авторитет Вед (школы веданты, мимансы, санкхьи, йоги, ньяи, вайшешики) и неортодоксальное, не признающее авторитета Вед (джайнизм, буддизм, чарваки-локаятики).

Джайнизм как этическая концепция миропонимания опирается на учение о бытии, согласно которому бытие не является перманентным, лишенным становления, изменения и конца. Природа личности обусловлена духовным началом (джива) и материальным началом (аджива). Связывающим началом дживы и адживы является карма, понимаемая джайнистами как тонкая материя. Прекращение влияния кармы называется сансарой. Душа никогда не отделяется от материи, пока не достигнет абсолютного освобождения, в процессе которого душа переходит в высшую сферу чистой духовности.

В VI в. до н.э. в Северной Индии возникает буддизм, основателем которого является Гаутама, который был назван именем Будды – «знающего», «пробужденного», «просвещенного». Буддизм становится одной из мировых религий наряду с христианством и исламом. Основной мотив учения Будды – это избавление от страдания. Освободиться от всепроникающего зла существования – цель нравственной жизни. Нирвана есть высший идеал жизненной ориентации человека. Практика медитации является способом буддистского проникновения в сущность жизни. Медитация – это размышление, приводящее в результате к спокойствию.

· миманса является по своей сути философским обоснованием индуизма. В целом система мимансы касается объяснения ритуала Вед;

· веданта – суть этого учения составляют основные идеи Упанишад;

· санкхья – в основе содержит не тексты Вед, а независимый опыт и размышление. Система санкхьи представляет собой дуалистическое направление в философии индуизма, согласно которому существует два первоначала: вещественное и духовное. Исходным принципом данного учения является идея о первопричине мира. В качестве таковой рассматривается природа (пракрити), наряду с пракрити признается и существование абсолютной души (пуруши);

· йога – систематическое усилие, направленное на достижение совершенства посредством осуществления контроля над активной волей, познающим разумом и телом человека. Центральный вопрос – практическая разработка методов и средств упорядоченной деятельности во имя духовной свободы;

· ньяя – система логического реализма, уделяющая основное внимание исследованию метафизических проблем посредством логики. Философия ньяя – это учение о познании, в частности, о логическом выводе, источниках и методах познания;

· вайшешика – аналитический тип философии, сосредоточивает усилия на разработке атомистической теории вещей, цель философской мудрости видит в освобождении человеческого «Я» от страдания, которое обусловлено незнанием. Единственный путь к освобождению лежит через истинное познание реальности.

Итак, в древнеиндийской философии сочетались следующие принципы: космизм, экологизм и альтруизм.

Источник

Древнеиндийская философия

этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии

этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии

этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии

Характерным для древнеиндийской философии было то, что она тесно связана была с религиозными традициями, которые имели по сравнению с античным миром гораздо большее влияние. В Древней Индии религия глубоко проникла во все сферы общественного сознания, в том числе и в философию, и в большей или меньшей мере придала им свою окраску.

Если в античной культуре философия приобрела более научную окраску (тесная связь с математикой, физикой, психологией, даже медициной), то в индийской она имела религиозно-мистический характер, даже в тех направлениях, которые выступали против господствующей религии Вед (исключением были лишь некоторые материалистические учения, не получившие широкого распространения в Индии и не создавшие ничего, что можно было бы уподобить европейской научной истории).

Период Вед.

этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии

Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие:

1. Эпическая поэма Махабхарата (начала создаваться не позднее Х в до н.э., окончательное оформление получила в V в н.э.), состоящая из 13 книг, содержащих около 100 000 стихов, написанных Вьясой. Основа поэмы – песни, баллады, народные предания и сказания о родовых героях. Махабхарата в идейном плане есть попытка синтеза народных верований, мифологии пришельцев (греков – яван, парфян – пахлавов, скифов – шаков) с брахманистской догматикой Вед;

2. Поэма «Рамаяна», состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав поэмы многослоен: здесь и ведические боги во главе с Индрой, и новые боги, отождествляемые с различными первопредками, и политеистические культы и т.п.

3. Свод законов Ману (1250 г. до н.э.) – этический кодекс, дающий разъясне­ния по поводу прав и обязанностей различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д.

Развитие философии мы рассмотрим более обстоятельно по тексту Бхагавадгиты (шестой книги Махабхараты), самого выдающегося литературно-философского памятника Индии. С нравственно-философской точки зрения «Гита» есть йога-шастра — этический трактат, в котором йога повсеместно со­храняет чисто практическое, а не созерцательное, как в Упанишадах, значе­ние. Йога понимается как такое волевое усилие, которое противостоит любо­му соблазну. Вместе с тем, йога здесь — метод психического воспитания, очи­щение интеллекта от эмоциональных заблуждений, позволяющий непосред­ственно и истинно воспринимать реальность.

Йога основана на познании духа, а последнее — на метафизике Бхагавадгиты. Согласно «Гите», на всех чувст­венно воспринимаемых вещах лежит печать преходящего, они постоянно стре­мятся стать иными, качественно неопределенными. Иначе говоря, все чувст­венные вещи постоянно находятся в процессе становления. Первичное, устой­чивое бытие есть Брахман — вечный дух. Но так как вечный дух всегда в вещах, то он качественно неотличим от их конечности. Брахман есть одухотворение всякого конечного существования, олицетворение бесконечного бытия как бытия духа.

В сознании человека тоже заложено что-то постоянное, о нем сви­детельствует постоянная неудовлетворенность индивидуального «я», его стрем­ление к вечности — бесконечности. Каждое «я», следовательно, причастно веч­ному духу. Таким образом, вещественное начало (Пракрити) не действует само по себе, собственно развитие обусловлено наличием вечного духа, последний есть основа и объединитель всего сущего. На этой основе строится и корпус этических идей «Гиты».

Драматическая сюжетная завязка «Гиты» (битва пандавов и кауравов) выну­ждает главного героя (Арджуну) не просто руководствоваться естественно при­родными склонностями, чувствами и т.п., но искать нравственные оправдания своих действий в предельных, сверхчувственных глубинах духа. Ведь в нравст­венном отношении выбор действительно кажется противоестественным — про­тивниками на поле брани являются его родственники.

Долгое время Арджуна пребывает в «темной ночи души» (мятущихся, те­кучих и неустойчивых ее состояниях — вожделениях, желаниях и т.д.). А са­мые ответственные нравственные решения возможны лишь в божественном ее состоянии, когда решения мотивируются свободой, свободным выбором. Именно вечный дух, Брахман соответствует глубинной сущности вещей. Для его достижения требуется не жертвоприношение, асамопожертвование, жерт­ва душою эмпирической (связанной с многообразием чувственного опыта) как мудрый, свободный выбор Себя и преодоление собственного эгоизма.

Итак, если в Ведах, как правило, речь шла о внешнем ритуальном жертвопри­ношении (в жертву приносились люди, а затем — животные) как основе нравст­венного порядка, то в «Гите» — о внутреннем, духовном самопожертвовании, что свидетельствовало о более высокой ступени развития философского мировоззре­ния.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр ( II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).

Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты — космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.

Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания:

«пракрити» — материальное сознание;

— «пуруша» — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);

— «майя» — сознание сновидения, мираж.

Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

4. Душа в индийской философии состоит из двух начал:

Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

5. Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами— Великими Душами.

Источник

Древнеиндийская философия

Философия как разновидность мировоззрения

Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения:

2. Мифология— форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие

основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Основными мировыми религиями являются:

Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философияпредставляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

космоцентризм;

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Дре­вней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека

Раздел философии

1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает фи­лософия. Общую структуру предмета философии,философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

2.В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

сущность бытия;

• материя (субстанция), ее формы;

• сознание, его происхождение и природа;

• взаимоотношение материи и сознания;

• человек, его сущность и существование;

• душа, духовный мир человека;

• общество и человек;

• природа и общество;

• духовная сфера жизни общества;

• материально-экономическая сфера жизни общества;

• социальная сфера общества;

• общественно-экономические формации, цивилизации;

• перспективы человека, общества;

• экология, проблемы выживания;

• влияние познающего субъекта на процесс познания иего ре­зультаты;

• ограниченность и безграничность познания;

• диалектика и ее законы;

Методы философии

Основными методами философии(путями, средствами, с помо­щью которых осуществляется философское исследование) являются:

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаи­мосвязанности) ;

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, само­движения, развития);

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соедине­нии разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся досто­верными выводы

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных как истинные сужде­ний, чтобы быть выгодной для принимающего данный метод.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Одновременно и направлениями в философии,и философскими методамиявляются:

При материалистическом методе действительность воспринима­ется как реально существующая, материя — как первичная субстан­ция, а сознание — ее модус — есть проявление материи.

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением.

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно ко­торому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного позна­ния.

Рационализм — философский метод и направление в фило­софии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное зна­ние может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений

Функции философии

1.Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

мировоззренческую;

2. Мировоззренческая функцияспособствует формированию цело­стности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей

Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая— одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции— подвергать сомнению окру­жающий мир и существующее знание, искать их новые черты, ка­чества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, приви­вать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и най­ти смысл жизни.

Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на осно­вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции раз­вития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Древнеиндийская философия

В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

• VI — И вв. до н. э. — эпический период;

• II в. до н. э. — VIIв. н. э. — эпоха сутр.

Веды(дословно — «знания») — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды,как правило, включали в себя:

• «священное писание», религиозные гимны («самхиты»);

• описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жреца­ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

• книги лесных отшельников («араньяки»);

• философские комментарии к Ведам («упанишады»).

До наших дней дошло всего четыре Веды:

Ригведа;

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа являются две поэмы — эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затра­гиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр(IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассмат­ривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась дости­жениями европейской философской мысли (в частности, анг­лийской).

Источник

Миропонимание в древнеиндийской философии

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Индийская философия

Миропонимание в древнеиндийской философии

Китайская философия

Основные идеи китайской философии

Даосизм
▫ Основные вопросы: понять основы построения и существования окружающе­го мира и определить путь, по которому должен следовать человек, природа и космос. ▫ Основные понятия: «дао» и «дэ». ▫ Первоначально понятие «дао» означало «путь» природы, ее закономерность. Вместе с тем оно приобрело также смысл жизненного пути человека, превра­тилось в понятие «этическая норма» («дао—дэ»). В дальнейшем «дао» рассматри­валось: 1) как естественный путь вещей, закономерность материального мира, пер­вопричина всего сущего (Лао-цзы, Ван Чун и др.); 2) как «идеальное начало», чистое логическое понятие единого, главного и всеобщего (Ван Би и др.) Понятие «дэ» означает благодать, исходящую свыше; энергию, преобразую­щую «дао» в окружающий мир. ▫ Мировой порядок, законы природы, ход истории объективны и неприкос­новенны. Этим определяется и основной принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»). Путь к счастью и познанию истины предполагает освобож­дение от желаний и страстей.
Конфуцианство
▫ Основные вопросы: как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе. ▫ Главная конфуцианская добродетель: жэнь (гуманность) — закон жизни людей в семье и обществе, определяющий их взаимоотношения и основываю­щийся на любви и уважении к старшим по возрасту и общественному положению. ▫ Важное место в конфуцианстве занимает этикет «ли», т.е. нормы обще­ственного поведения, нравы, обычаи, ритуалы. Строгое соблюдение «ли» по­могает постижению «жэнь».
Легизм
▫ Основные вопросы: как управлять обществом и какова роль государства в этом управлении. ▫ В качестве основы общественного порядка признается закон, а гуманность и долг гибельны для государства, т.е. отрицаются идеи гуманности «жэнь», дол­га, церемоний, музыки, на основе которых, согласно конфуцианцам, строит­ся государственное управление. ▫ Государство — главный регулирующий механизм общества, следовательно, имеет право вмешиваться во все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Отличительные особенности античной философии

Особенности античной философии
▫ Отличительной особенностью античной философии является единство трех взаимосвязанных между собой моментов: объекта исследования, метода и цели. ▫ Первый момент определяет содержание античной философии, которое конкретизируется в идеях космоцентризма. ▫ Далее, обращаясь ко второму моменту триединства — методу, следует отметить следующую характерную особенность античной философии: стрем­ление к рациональному объяснению всеобщего, бытия, реальности. Она не ограничивается конкретными фактами и опытными данными. Для нее зна­чим не отдельный факт или конкретный опыт, а разумный аргумент, логическое доказательство, знание. Это не только определяет научный ха­рактер философии, но и границы между философией, религией, мифом и искусством. Последние также имеют дело с реальностью как целым, но если мифология описывает ее исходя из фактических представлений, ре­лигия — посредством веры, искусство — через идею красоты, воплощен­ную в художественных образах, то философское объяснение осуществляет­ся на рациональном уровне (диалектика мышления). ▫ Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет и ее третий момент — цель. Цель античной филосо­фии состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее.

Милетская школа

Философия пифагорейцев

Философия элеатов

ЭЛЕАТЫ — представители элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс
Основные положения философии элеатов
▫ Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны’. Эти предпосылки являются основой трех философских школ: первая — исходный пункт элейской школы, вторая лежит в основе учения пифагорейской школы, а в третьей заключается учение Гераклита Эфесского. ▫ Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию ве­щей философские поняти предельной общности (бытие, небытие, движение). ▫ Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, оди­наково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее количественную множественность вещей и их движение (апо­рии Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие. ▫ В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия. ▫ В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познавае­мо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует. ▫ Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвиж­ное, представляя его в рамках чувственного познания.

Атомистический материализм

Философия софистов

4.13. Период классической античной философии

Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)

этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытииэтническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии

Атомистический материализмЭтический рационализмОбъективный идеализмАристотель (384—322 до н. э.)Софистика
Левкипп (500-440 до н. э.) Демокрит (460—370 до н. э.)Сократ (469-399 до н. э.) этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытииПлатон (460—370 до н. э.)Протагор (481—411 до н. э.) Горгий (483-375 до н. э.)
этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии

Мегарская школа (IV-III в. до н. э.)Элидо-эритрейская школа (IV-III в. до н. э.)Киническая школа (IV-III в. до н.э.)Киренская школа (IV-III в. до н.э.)
Представители: Евклид из Мегар Евбулид из Милета Стилъпон Диодор КронПредставители: Федон из Элиды Менедем из Эритреи Асклепиад из ЭритреиПредставители: Антисфен Диоген из Синопа Кратет из ФивПредставители: Аристипп Феодор Гегезий Анникерид

Философия Сократа

Учение Платона о триаде

Учение о триаде
Важнейшей частью философии Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе».
«Единое»«Ум»«Душа»
ОсобенностиОсобенностиОсобенности
▫ Основа всякого бытия и всей действительности. ▫ Первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств и т.п. ▫ Оно выше всякого бы­тия, выше всякого мыш­ления, выше всякого ощущения. ▫ Оно лишено всяких признаков, т. е. не имеет движения, простран-ственно-временых харак­теристик, ни целостнос­ти, ни содержания, ни формы. ▫ Оно вообще не есть бы­тие — оно есть ничто. ▫ В нем скрываются не только идеи вещей, но и сами вещи, само их ста­новление. ▫ Оно есть «благо» и по­добно «Солнцу», дает возможность видеть и быть видимым.▫ Происходит от «едино­го», хотя разделен и про­тивоположен неразличи­мому «единому» — «благу». ▫ Он ограничен от всего материального, веще­ственного и становяще­гося. ▫ Он интуитивен и сво­им предметом имеет сущ­ность вещей, но не их становления. ▫ Он является одной из способностей души. ▫ Он есть обобщение все­го живого. «Ум» и жизнь не различаются, ибо «ум» есть жизнь, только взя­тая в предельном обоб­щении. Этот «ум» вопло­щен в Космосе. ▫ Он является первичной красотой, а соединение его с «душой» и Космо­сом — окончательной красотой.▫ Представляет собой подвижное начало, ко­торое объединяет и свя­зывает «единое — нич­то», «ум — все живое» и телесный мир. ▫ Она есть и в каждой вещи и во всем Космо­се одновременно. ▫ Постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Кос­моса. ▫ Она бессмертна; при смерти человека умира­ет только тело, душа же в будущем приобретает новую телесную обо­лочку.

Мистицизм

этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии

Неопифагореизм Аполлоний Тианский (вторая половина I в- н. э.) Модерат из Гадеса (I в. н. э.)Философия Филона Александрийского Филон Александ­рийский (20—54)Неоплатонизм Аммоний Саккос (175—242 ) Плотин (205-270) Прокл (410-485)

Эпикурейская школа

Стоицизм

Скептицизм

СКЕПТИЦИЗМ — направление в древнегреческой философии, осно­ванное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н.э. В развитии скептицизма различают три периода: 1) ранний скептицизм (Пиррон, ок. 360—270 до н.э.); 2) скептицизм, развивающийся в платоновской Академии при Аркесилае и Карнеаде; 3) поздний скептицизм (Энесидем из Кноса, Агриппа, Секст Эмпирик)
Общая характеристика философии Пиррона
▫ Философ, утверждал Пиррон, — тот, кто стремится к счастью. Счастье состоит в невозможности и отсутствии страданий. ▫ Кто желает достигнуть счастья, должен ответить на три вопроса: 1) Из чего состоят вещи? 2) Как мы должны относиться к этим вещам? 3) Какую выгоду получим мы от этого нашего к ним отношения? На первый вопрос мы, по Пиррону, не можем дать никакого ответа: всякая вещь «есть это не в большей степени, чем то». Ни о чем нельзя сказать, что оно поистине существует, и никакой способ не может быть признан истинным или ложным. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суж­дение. ▫ Отсюда ответ на второй вопрос: единственное достойное философа отно­шение к вещам может состоять только в воздержании от суждений. Это воз­держание не значит, что не существует ничего достоверного: безусловно, достоверным являются, по Пиррону, наши чувственные восприятия (субъек­тивно-идеалистическая тенденция скептицизма). ▫ Этими положениями определяется ответ Пиррона на третий вопрос: выго­дой, проистекающей из воздержания от всяких суждений об истинной сущ­ности, будет невозмутимость или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую степень возможного блаженства. ▫ Воздержание от суждений не означает полной практической бездеятельно­сти: кто живет, тот должен действовать. Но философ-скептик не приписыва­ет своему образу мыслей и своим действиям значения безусловной истины. Он сомневается в существовании внешнего мира и в возможности его позна­ния. Для него сомнение — всеобщий принцип и метод познания.

Патристика (систематизация)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *