этническая древнеиндийская концепция миропонимания опирающаяся на учение о бытии
2.1 Философия Древней Индии
Возникновение предфилософии в Древней Индии относится примерно к середине I тыс. до н.э. В этот исторический период на территории современной Индии стали появляться первые формы государственного устройства индийского общества.
Древнеиндийская философия делится на следующие периоды.
1. Ведийский период (1500 г. до н.э. – 600 г. до н.э.). Это начало индийского возвышенного идеализма, нашедшего свое отражение в Ведах.
2. Эпический период (600 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Его рамки определяются эпохой ранних Упанишад и формированием философских систем – даршан (от слова даш – видеть), т.е. всех воззрений на реальность, усвоенных умом человека. Даршана – это духовное восприятие, весь кругозор, раскрывающийся душевному чувству. Этот взгляд присущ только философу. Эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» являются выражением героического и божественного в человеческих отношениях.
3. Период философских сутр (от 200 г. н.э.). Формирование систематизированных философских обобщений, которое произошло в форме сутр, представляющих собой краткие изречения и предназначенных для заучивания наизусть с последующим их разъяснением в устных беседах.
Формирование философских взглядов в Древней Индии происходит на основе религиозной идеологии брахманизма (учений жрецов, брахманов). Брахма – это мировой дух, безличная и бескачественная божественная сила. Постулаты брахманизма выражены в Ведах (от др.-инд. Веда – знание). Заключительная часть Вед – Упанишады, они и есть собственно философская часть Вед. В них закладывается учение о брахмане и атмане. Брахман – безличное, абсолютное начало, наполняющее Вселенную и поражающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман – всепроникающая субъективная реальность (частица Бога-Брахмы в человеческой душе). Другая важная идея Упанишад – это идея кармы. Карма – предопределенность человеческой жизни. В законе кармы причины социальных различий в обществе видятся в нравственных различиях между людьми. Истинным путем объявляется самосовершенствование самого человека.
Для древнеиндийской философии характерны два основных направления: ортодоксальное, признающее авторитет Вед (школы веданты, мимансы, санкхьи, йоги, ньяи, вайшешики) и неортодоксальное, не признающее авторитета Вед (джайнизм, буддизм, чарваки-локаятики).
Джайнизм как этическая концепция миропонимания опирается на учение о бытии, согласно которому бытие не является перманентным, лишенным становления, изменения и конца. Природа личности обусловлена духовным началом (джива) и материальным началом (аджива). Связывающим началом дживы и адживы является карма, понимаемая джайнистами как тонкая материя. Прекращение влияния кармы называется сансарой. Душа никогда не отделяется от материи, пока не достигнет абсолютного освобождения, в процессе которого душа переходит в высшую сферу чистой духовности.
В VI в. до н.э. в Северной Индии возникает буддизм, основателем которого является Гаутама, который был назван именем Будды – «знающего», «пробужденного», «просвещенного». Буддизм становится одной из мировых религий наряду с христианством и исламом. Основной мотив учения Будды – это избавление от страдания. Освободиться от всепроникающего зла существования – цель нравственной жизни. Нирвана есть высший идеал жизненной ориентации человека. Практика медитации является способом буддистского проникновения в сущность жизни. Медитация – это размышление, приводящее в результате к спокойствию.
· миманса является по своей сути философским обоснованием индуизма. В целом система мимансы касается объяснения ритуала Вед;
· веданта – суть этого учения составляют основные идеи Упанишад;
· санкхья – в основе содержит не тексты Вед, а независимый опыт и размышление. Система санкхьи представляет собой дуалистическое направление в философии индуизма, согласно которому существует два первоначала: вещественное и духовное. Исходным принципом данного учения является идея о первопричине мира. В качестве таковой рассматривается природа (пракрити), наряду с пракрити признается и существование абсолютной души (пуруши);
· йога – систематическое усилие, направленное на достижение совершенства посредством осуществления контроля над активной волей, познающим разумом и телом человека. Центральный вопрос – практическая разработка методов и средств упорядоченной деятельности во имя духовной свободы;
· ньяя – система логического реализма, уделяющая основное внимание исследованию метафизических проблем посредством логики. Философия ньяя – это учение о познании, в частности, о логическом выводе, источниках и методах познания;
· вайшешика – аналитический тип философии, сосредоточивает усилия на разработке атомистической теории вещей, цель философской мудрости видит в освобождении человеческого «Я» от страдания, которое обусловлено незнанием. Единственный путь к освобождению лежит через истинное познание реальности.
Итак, в древнеиндийской философии сочетались следующие принципы: космизм, экологизм и альтруизм.
Древнеиндийская философия
Характерным для древнеиндийской философии было то, что она тесно связана была с религиозными традициями, которые имели по сравнению с античным миром гораздо большее влияние. В Древней Индии религия глубоко проникла во все сферы общественного сознания, в том числе и в философию, и в большей или меньшей мере придала им свою окраску.
Если в античной культуре философия приобрела более научную окраску (тесная связь с математикой, физикой, психологией, даже медициной), то в индийской она имела религиозно-мистический характер, даже в тех направлениях, которые выступали против господствующей религии Вед (исключением были лишь некоторые материалистические учения, не получившие широкого распространения в Индии и не создавшие ничего, что можно было бы уподобить европейской научной истории).
Период Вед.
Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие:
1. Эпическая поэма Махабхарата (начала создаваться не позднее Х в до н.э., окончательное оформление получила в V в н.э.), состоящая из 13 книг, содержащих около 100 000 стихов, написанных Вьясой. Основа поэмы – песни, баллады, народные предания и сказания о родовых героях. Махабхарата в идейном плане есть попытка синтеза народных верований, мифологии пришельцев (греков – яван, парфян – пахлавов, скифов – шаков) с брахманистской догматикой Вед;
2. Поэма «Рамаяна», состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав поэмы многослоен: здесь и ведические боги во главе с Индрой, и новые боги, отождествляемые с различными первопредками, и политеистические культы и т.п.
3. Свод законов Ману (1250 г. до н.э.) – этический кодекс, дающий разъяснения по поводу прав и обязанностей различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д.
Развитие философии мы рассмотрим более обстоятельно по тексту Бхагавадгиты (шестой книги Махабхараты), самого выдающегося литературно-философского памятника Индии. С нравственно-философской точки зрения «Гита» есть йога-шастра — этический трактат, в котором йога повсеместно сохраняет чисто практическое, а не созерцательное, как в Упанишадах, значение. Йога понимается как такое волевое усилие, которое противостоит любому соблазну. Вместе с тем, йога здесь — метод психического воспитания, очищение интеллекта от эмоциональных заблуждений, позволяющий непосредственно и истинно воспринимать реальность.
Йога основана на познании духа, а последнее — на метафизике Бхагавадгиты. Согласно «Гите», на всех чувственно воспринимаемых вещах лежит печать преходящего, они постоянно стремятся стать иными, качественно неопределенными. Иначе говоря, все чувственные вещи постоянно находятся в процессе становления. Первичное, устойчивое бытие есть Брахман — вечный дух. Но так как вечный дух всегда в вещах, то он качественно неотличим от их конечности. Брахман есть одухотворение всякого конечного существования, олицетворение бесконечного бытия как бытия духа.
В сознании человека тоже заложено что-то постоянное, о нем свидетельствует постоянная неудовлетворенность индивидуального «я», его стремление к вечности — бесконечности. Каждое «я», следовательно, причастно вечному духу. Таким образом, вещественное начало (Пракрити) не действует само по себе, собственно развитие обусловлено наличием вечного духа, последний есть основа и объединитель всего сущего. На этой основе строится и корпус этических идей «Гиты».
Драматическая сюжетная завязка «Гиты» (битва пандавов и кауравов) вынуждает главного героя (Арджуну) не просто руководствоваться естественно природными склонностями, чувствами и т.п., но искать нравственные оправдания своих действий в предельных, сверхчувственных глубинах духа. Ведь в нравственном отношении выбор действительно кажется противоестественным — противниками на поле брани являются его родственники.
Долгое время Арджуна пребывает в «темной ночи души» (мятущихся, текучих и неустойчивых ее состояниях — вожделениях, желаниях и т.д.). А самые ответственные нравственные решения возможны лишь в божественном ее состоянии, когда решения мотивируются свободой, свободным выбором. Именно вечный дух, Брахман соответствует глубинной сущности вещей. Для его достижения требуется не жертвоприношение, асамопожертвование, жертва душою эмпирической (связанной с многообразием чувственного опыта) как мудрый, свободный выбор Себя и преодоление собственного эгоизма.
Итак, если в Ведах, как правило, речь шла о внешнем ритуальном жертвоприношении (в жертву приносились люди, а затем — животные) как основе нравственного порядка, то в «Гите» — о внутреннем, духовном самопожертвовании, что свидетельствовало о более высокой ступени развития философского мировоззрения.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр ( II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты — космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания:
— «пракрити» — материальное сознание;
— «пуруша» — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
— «майя» — сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
4. Душа в индийской философии состоит из двух начал:
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
5. Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами— Великими Душами.
Древнеиндийская философия
Философия как разновидность мировоззрения
Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
2. Мифология— форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие
основные вопросы:
• происхождение Вселенной, Земли и человека;
• объяснение природных явлений;
• вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
•космоцентризм;
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека
Раздел философии
1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии,философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
2.В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
•сущность бытия;
• материя (субстанция), ее формы;
• сознание, его происхождение и природа;
• взаимоотношение материи и сознания;
• человек, его сущность и существование;
• душа, духовный мир человека;
• общество и человек;
• природа и общество;
• духовная сфера жизни общества;
• материально-экономическая сфера жизни общества;
• социальная сфера общества;
• общественно-экономические формации, цивилизации;
• перспективы человека, общества;
• экология, проблемы выживания;
• влияние познающего субъекта на процесс познания иего результаты;
• ограниченность и безграничность познания;
• диалектика и ее законы;
Методы философии
Основными методами философии(путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;
• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.
Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных как истинные суждений, чтобы быть выгодной для принимающего данный метод.
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
Одновременно и направлениями в философии,и философскими методамиявляются:
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи.
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением.
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений
Функции философии
1.Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
•мировоззренческую;
2. Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей
Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая— одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции— подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Древнеиндийская философия
В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VIIв. н. э. — эпоха сутр.
Веды(дословно — «знания») — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды,как правило, включали в себя:
• «священное писание», религиозные гимны («самхиты»);
• описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
• книги лесных отшельников («араньяки»);
• философские комментарии к Ведам («упанишады»).
До наших дней дошло всего четыре Веды:
•Ригведа;
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа являются две поэмы — эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр(IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
Миропонимание в древнеиндийской философии
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Индийская философия
Миропонимание в древнеиндийской философии
Китайская философия
Основные идеи китайской философии
Даосизм |
▫ Основные вопросы: понять основы построения и существования окружающего мира и определить путь, по которому должен следовать человек, природа и космос. ▫ Основные понятия: «дао» и «дэ». ▫ Первоначально понятие «дао» означало «путь» природы, ее закономерность. Вместе с тем оно приобрело также смысл жизненного пути человека, превратилось в понятие «этическая норма» («дао—дэ»). В дальнейшем «дао» рассматривалось: 1) как естественный путь вещей, закономерность материального мира, первопричина всего сущего (Лао-цзы, Ван Чун и др.); 2) как «идеальное начало», чистое логическое понятие единого, главного и всеобщего (Ван Би и др.) Понятие «дэ» означает благодать, исходящую свыше; энергию, преобразующую «дао» в окружающий мир. ▫ Мировой порядок, законы природы, ход истории объективны и неприкосновенны. Этим определяется и основной принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»). Путь к счастью и познанию истины предполагает освобождение от желаний и страстей. |
Конфуцианство |
▫ Основные вопросы: как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе. ▫ Главная конфуцианская добродетель: жэнь (гуманность) — закон жизни людей в семье и обществе, определяющий их взаимоотношения и основывающийся на любви и уважении к старшим по возрасту и общественному положению. ▫ Важное место в конфуцианстве занимает этикет «ли», т.е. нормы общественного поведения, нравы, обычаи, ритуалы. Строгое соблюдение «ли» помогает постижению «жэнь». |
Легизм |
▫ Основные вопросы: как управлять обществом и какова роль государства в этом управлении. ▫ В качестве основы общественного порядка признается закон, а гуманность и долг гибельны для государства, т.е. отрицаются идеи гуманности «жэнь», долга, церемоний, музыки, на основе которых, согласно конфуцианцам, строится государственное управление. ▫ Государство — главный регулирующий механизм общества, следовательно, имеет право вмешиваться во все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. |
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Отличительные особенности античной философии
Особенности античной философии |
▫ Отличительной особенностью античной философии является единство трех взаимосвязанных между собой моментов: объекта исследования, метода и цели. ▫ Первый момент определяет содержание античной философии, которое конкретизируется в идеях космоцентризма. ▫ Далее, обращаясь ко второму моменту триединства — методу, следует отметить следующую характерную особенность античной философии: стремление к рациональному объяснению всеобщего, бытия, реальности. Она не ограничивается конкретными фактами и опытными данными. Для нее значим не отдельный факт или конкретный опыт, а разумный аргумент, логическое доказательство, знание. Это не только определяет научный характер философии, но и границы между философией, религией, мифом и искусством. Последние также имеют дело с реальностью как целым, но если мифология описывает ее исходя из фактических представлений, религия — посредством веры, искусство — через идею красоты, воплощенную в художественных образах, то философское объяснение осуществляется на рациональном уровне (диалектика мышления). ▫ Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет и ее третий момент — цель. Цель античной философии состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее. |
Милетская школа
Философия пифагорейцев
Философия элеатов
ЭЛЕАТЫ — представители элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс |
Основные положения философии элеатов |
▫ Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны’. Эти предпосылки являются основой трех философских школ: первая — исходный пункт элейской школы, вторая лежит в основе учения пифагорейской школы, а в третьей заключается учение Гераклита Эфесского. ▫ Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей философские поняти предельной общности (бытие, небытие, движение). ▫ Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее количественную множественность вещей и их движение (апории Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие. ▫ В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия. ▫ В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует. ▫ Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвижное, представляя его в рамках чувственного познания. |
Атомистический материализм
Философия софистов
4.13. Период классической античной философии
Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.) |
Атомистический материализм | Этический рационализм | Объективный идеализм | Аристотель (384—322 до н. э.) | Софистика |
Левкипп (500-440 до н. э.) Демокрит (460—370 до н. э.) | Сократ (469-399 до н. э.) | Платон (460—370 до н. э.) | Протагор (481—411 до н. э.) Горгий (483-375 до н. э.) |
|
Мегарская школа (IV-III в. до н. э.) | Элидо-эритрейская школа (IV-III в. до н. э.) | Киническая школа (IV-III в. до н.э.) | Киренская школа (IV-III в. до н.э.) |
Представители: Евклид из Мегар Евбулид из Милета Стилъпон Диодор Крон | Представители: Федон из Элиды Менедем из Эритреи Асклепиад из Эритреи | Представители: Антисфен Диоген из Синопа Кратет из Фив | Представители: Аристипп Феодор Гегезий Анникерид |
Философия Сократа
Учение Платона о триаде
Учение о триаде |
Важнейшей частью философии Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе». |
«Единое» | «Ум» | «Душа» |
Особенности | Особенности | Особенности |
▫ Основа всякого бытия и всей действительности. ▫ Первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств и т.п. ▫ Оно выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения. ▫ Оно лишено всяких признаков, т. е. не имеет движения, простран-ственно-временых характеристик, ни целостности, ни содержания, ни формы. ▫ Оно вообще не есть бытие — оно есть ничто. ▫ В нем скрываются не только идеи вещей, но и сами вещи, само их становление. ▫ Оно есть «благо» и подобно «Солнцу», дает возможность видеть и быть видимым. | ▫ Происходит от «единого», хотя разделен и противоположен неразличимому «единому» — «благу». ▫ Он ограничен от всего материального, вещественного и становящегося. ▫ Он интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становления. ▫ Он является одной из способностей души. ▫ Он есть обобщение всего живого. «Ум» и жизнь не различаются, ибо «ум» есть жизнь, только взятая в предельном обобщении. Этот «ум» воплощен в Космосе. ▫ Он является первичной красотой, а соединение его с «душой» и Космосом — окончательной красотой. | ▫ Представляет собой подвижное начало, которое объединяет и связывает «единое — ничто», «ум — все живое» и телесный мир. ▫ Она есть и в каждой вещи и во всем Космосе одновременно. ▫ Постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса. ▫ Она бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же в будущем приобретает новую телесную оболочку. |
Мистицизм
Неопифагореизм Аполлоний Тианский (вторая половина I в- н. э.) Модерат из Гадеса (I в. н. э.) | Философия Филона Александрийского Филон Александрийский (20—54) | Неоплатонизм Аммоний Саккос (175—242 ) Плотин (205-270) Прокл (410-485) |
Эпикурейская школа
Стоицизм
Скептицизм
СКЕПТИЦИЗМ — направление в древнегреческой философии, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н.э. В развитии скептицизма различают три периода: 1) ранний скептицизм (Пиррон, ок. 360—270 до н.э.); 2) скептицизм, развивающийся в платоновской Академии при Аркесилае и Карнеаде; 3) поздний скептицизм (Энесидем из Кноса, Агриппа, Секст Эмпирик) |
Общая характеристика философии Пиррона |
▫ Философ, утверждал Пиррон, — тот, кто стремится к счастью. Счастье состоит в невозможности и отсутствии страданий. ▫ Кто желает достигнуть счастья, должен ответить на три вопроса: 1) Из чего состоят вещи? 2) Как мы должны относиться к этим вещам? 3) Какую выгоду получим мы от этого нашего к ним отношения? На первый вопрос мы, по Пиррону, не можем дать никакого ответа: всякая вещь «есть это не в большей степени, чем то». Ни о чем нельзя сказать, что оно поистине существует, и никакой способ не может быть признан истинным или ложным. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суждение. ▫ Отсюда ответ на второй вопрос: единственное достойное философа отношение к вещам может состоять только в воздержании от суждений. Это воздержание не значит, что не существует ничего достоверного: безусловно, достоверным являются, по Пиррону, наши чувственные восприятия (субъективно-идеалистическая тенденция скептицизма). ▫ Этими положениями определяется ответ Пиррона на третий вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений об истинной сущности, будет невозмутимость или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую степень возможного блаженства. ▫ Воздержание от суждений не означает полной практической бездеятельности: кто живет, тот должен действовать. Но философ-скептик не приписывает своему образу мыслей и своим действиям значения безусловной истины. Он сомневается в существовании внешнего мира и в возможности его познания. Для него сомнение — всеобщий принцип и метод познания. |
Патристика (систематизация)