это всеобщая практика но признанная в качестве правовой нормы ст 38 статута международного суда оон

Источники международного права

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

Понятие источников международного права

Под источником международного права понимаются формы, в которых выражаются и закрепляются нормы международного права.

В ст. 38 Статута Международного Суда ООН закреплены основные виды источников международного права. В соответствии с ней «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Это постановление не ограничивает право Суда разрешать дело Ex aequo et bono “по добру и справедливости”, если стороны с этим согласны».

Статья 38 Статута содержит определенную последовательность, которая должна быть применена судом. Сначала он должен применять международные договоры, затем международные обычаи, в случае отсутствия относящихся к делу договоров и обычаев тогда может обращаться к общим признанным принципам права, к решениям международных судов и к доктрине, к работам квалифицированных специалистов по международному праву для восполнения пробелов в международном праве.

Есть еще другие источники международного права, которые не указаны в ст. 38, к ним относятся односторонние акты государства, акты международных организаций, которые также могут создавать международные обязательства.

Основные виды источников международного права

К основным источникам международного права относятся международный договор и международный обычай.

Международный договор представляет собой основной источник международного права, благодаря следующим обстоятельствам:

Международный договор определен в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «”договор” означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».

В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1986 г. «”договор” означает международное соглашение, регулируемое международным правом и заключенное в письменной форме между одним или несколькими государствами и одной или несколькими международными организациями; или между международными организациями, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».

В этих определениях ничего не говорится об устных договорах между государствами, а также о договорах с участием других субъектов международного права. К договорам, заключенным в устной форме, применяются международные обычаи.

Международные договоры, которые создают обязательства в рамках международного правопорядка, являются источниками международного права.

Объектами международного договора может быть все то, о чем субъекты международного права заключают международные договоры.

Международные договоры подразделяются на общие договоры и специальные договоры, а с точки зрения их сторон: двусторонние, многосторонние договоры.

Международный обычай в соответствии с п. «b» ст. 38 Статута Международного Суда — «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Международный обычай — это правило поведения, сложившееся на практике и признаваемое в качестве международной правовой нормы субъектами международного права как обязательное правило поведения.

Международный обычай может быть определен как незафиксированное правило поведения, сложившееся в результате многократного пользования, которое признано и санкционировано государствами.

Международные обычаи в большинстве отраслей международного права используются наряду с международными договорами и в некоторых отраслях являются главными источниками регулирования международных отношений (например, в праве международной ответственности). Международные обычаи складывались в таких отраслях, как право внешних сношений, международное морское право, право вооруженных конфликтов и т.д.

В доктрине международного права сформировались две точки зрения относительно природы международного обычая.

Первая предусматривает, что международный обычай — это молчаливое соглашение. Обычай является источником регулирования, если новое государство вступает в отношение с тем государством, которое признает данный обычай, в данном случае является молчаливым, а не явно выраженным, как в договоре. Как справедливо отмечает Г. И. Тункин: «Что касается вновь возникающих государств, то юридически они имеют право не признать те или иные обычные нормы международного права. Однако если новое государство вступает без оговорок в официальные отношения с другими государствами, это означает, что оно принимает определенный комплекс принципов и норм действующего международного права, являющихся основными принципами отношений между государствами»1.

Вторая точка зрения предусматривает, что международный обычай формируется в результате действий многих, но не обязательно всех государств. Такой подход позволяет распространить действие обычая на государства, не принимающие участие в его формировании и не выразившие свое мнение относительно его применимости.

Международный обычай состоит из двух элементов: практики поведения и признания ее юридической обязательностью.

Для формирования международного обычая необходимо, чтобы определенной практики поведения придерживались все или большинство государств, работающих в конкретной области международного права.

Признание ее юридической обязательности (opinion juris) может выражаться во внутригосударственных нормативных правовых актах, в официальных заявлениях государственных органов и должностных лиц, международных договорах, актах международных организаций и в др.

Примерами обычая являются: высота границы государственного суверенитета и границы государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и институт признания государств и правительств.

Многими международными соглашениями являются кодификации обычных норм.

Международные обычаи могут формироваться на основе международного соглашения.

Вспомогательные источники международного права

К вспомогательным источникам международного права относятся следующие.

Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. В доктрине международного права нет единого понимания природы данного источника. Однако большинство ученных в области международного права утверждают, что общие принципы права — это совокупность принципов, вытекающих из внутренних правовых систем государств, которые являются общими принципами для этих государств и которые могут применяться в области международных отношений. Речь идет о принципах, признанных различными правовыми системами.

Существует мнение, что общие принципы права имеют межсистемный характер. К сторонникам данного мнения относится Г. И. Тункин: «общие принципы права — это общие национальные правовые системы международного права ненормативные положения, имеющие, однако, значение для применения норм действующего права; они складываются обычно в национальном праве и входят в международное право через договор или обычай»1. Г. В. Игнатенко полагает, что «общие принципы права — это именно общеправовые, т.е. единые для внутригосударственного права и для международного права, базовые регулятивные императивы, признанные международным сообществом государств».

В практике международных судов применялась данная позиция.

В своих решениях они ссылались на принципы добросовестности, принцип эстоппеля, принцип, в соответствии с которым любое нарушение обязательства влечет обязанность произвести возмещение, принцип уважения приобретенных прав, принцип, согласно которому судья не может считаться судьей и потерпевшим одновременно.

Международный Суд применил некоторые правила, основанные на общих принципах права в деле «Пролив Корфу» 1949 г. Суд постановил, что «в случае, если все неопровержимые доказательства не могут быть приняты,

Суд может полагаться на установленные правила в правовых системах государств». Это, конечно, общие принципы права.

В доктрине международного права к общим принципам права относятся следующие: «специальный закон отменяет общий закон», последующий закон отменяет предыдущий», «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет», и т.д.

Главной задачей данного источника является восполнение пробелов в международном праве и избежание ситуации, когда суд не в состоянии вынести решение из-за отсутствия относимых правовых норм.

Судебные решения и доктрина. К судебным решениям, которые являются источником международного права, относятся судебные решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных судов. Согласно ст. 59 Статута Международного Суда решение Суда является обязательным лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Нельзя не заметить, что в реальной жизни решения международных судов оказывают существенное влияние на правоприменительную практику и на прогрессивное развитие международного права.

Судебные решения в некоторых случаях могут служить основанием для формирования обычной нормы международного права.

Международный Суд часто ссылается на свои предыдущие решения, и большинство международных трибуналов прибегают к опыту прошлых дел в качестве руководства по установлению содержания международного права. Судебные решения имеют первостепенное значение в толковании международно-правовых норм.

Доктрина ведущих авторов международного публичного права в разных странах не создает международные правила, а помогает идентифицировать их. В настоящее время доктрина международного права способствует толкованию отдельных международно-правовых положений, а также может воздействовать на создание международно-правовых норм. Международный Суд ООН согласно Статуту может обращаться к научным трудам квалифицированных специалистов различных государств по международному праву для толкования и уточнения содержания норм международного права в случае их коллизии.

Так, в 1992 г. при подготовке решения Международного Суда ООН по делу о пограничном споре между Сальвадором и Гондурасом в отношении сухопутных и морских границ суд ссылался на работы трех ученых международников: Х. Лаутерпахта, Л. Оппенгейма и Ж. Гиделя.

Доктрина также играет важную роль при подготовке текста международных договоров. Разработчики текста часто ссылаются на мнение ученых из различных стран.

Необходимо отметить, что национальные судебные решения и национальное законодательство не являются источниками международного права, но они могут влиять на развитие международного права.

В п. 2 ст. 38 Статута говорится о праве международного суда разрешать дело exaequoetbono, т.е. по справедливости. Некоторые ученые считают, что правила справедливости должны использоваться для дополнения источников международного права и устранения пробелов в международном праве, когда не представляется возможным принять решение на основе действующих норм международного.

Резолюции международных организаций. В ст. 38 Статута Международного Суда не содержится упоминание о резолюциях международных организаций в качестве источника международного права. Это объясняется тем, что в момент создания ООН и принятия Устава и Статута международных организаций было мало и они не играли большую роль в международных отношениях. После создания ООН появились специализированные учреждения ООН, региональные международные организации и иные организации, которые стали активно принимать участие в мировой политике.

Сегодня есть основание утверждать, что основные органы большинства этих международных организаций наделены правом разрабатывать и принимать нормативные акты.

Акты международных организаций могут содержать нормы международного права, которые выступают в качестве источника международного права. Такие акты могут принимать некоторые специализированные учреждения ООН (Международная морская организация,

Всемирная организация здравоохранения). Согласно ст. 21, 22 Устава Всемирной организации здравоохранения Ассамблея здравоохранения имеет право устанавливать в некоторых областях правила, которые являются обязательными для всех членов ВОЗ. Они могут определить содержание обычных норм и их формирование, а также подтверждать существование opinio juris.

Они могут принять рекомендации, одобряемые международным сообществом и данной организацией. Рекомендации могут относиться к содержанию международных договоров. В некоторых областях государства не в состоянии создать договорные или обычные нормы, поэтому международные организации принимают соответствующие акты, которые носят рекомендательный характер, и их называют «мягкое право» (soft law).

Данные акты содержат индивидуальные предписания, на основании которых возникают международные обязательства (например, резолюции Совета Безопасности ООН).

Односторонние акты государств. Статья 38 Статута Международного Суда не содержит упоминание об односторонних актах государств. Односторонние акты государств представляют собой действие государства, которое принимает на себя международные обязательства.

Односторонние акты государств, которые влекут юридические последствия, — это те акты, которые совершены органами и должностями, обладающими компетенцией в сфере внешних сношений. Это главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств, представители в международных организациях и на международных конференциях.

К основным видам односторонних актов государств относятся: извещение (нотификация), признание, протест, отказ и обещание.

Извещение (нотификация) — это отправление другим государствам сообщения о каких-либо фактах, имеющих правовое значение (об аварии, начале военных действий и др.). Извещение может быть юридически обязательным.

Признание представляет собой акт, посредством которого государство в соответствии с международным правом признает правомерной юридически значимую ситуацию, созданную действиями другого государства. Наиболее распространенной разновидностью признания является признание государств, правительств, границ, исторических заливов, движений, долгов, факта правонарушения и др.

Эстоппель — это правовой принцип, согласно которому государство утрачивает право ссылаться на какие-либо факты или обстоятельства в обоснование своих международных притязаний. Например, утрата права ссылаться на основания недействительности, прекращения или приостановления международного договора или выхода из него.

Протест — акт, посредством которого государство выражает намерение констатировать факт нарушения права и требовать исправления положения и компенсации ущерба. Нередко протест сопровождает определенные действия: разрыв дипломатических отношений, объявление persona non grata, отзыв посла.

Отказ — это акт, выражающий намерение отказа государства от своих прав и претензий. Отказ может быть представлен в виде передачи права другому государству или отказа от него (к примеру, отказ Украины от обладания ядерным оружием).

Обещание — это выражение намерения государства воздерживаться от определенного поведения. Обещание порождает международное обязательство. Обещание возможно в виде заявления о присоединении к договору, его ратификации, в виде внесения оговорок, одностороннего отказа от исполнения договора (денонсации, аннулирования). Обещание может быть связано также с обязательством изменить свой правовой статус, например, в случае заявления о постоянном нейтралитете.

Вопросы и задания для самоконтроля

Источник

Решите пожалуйста, очень надо.

Международное право существует в форме норм. Юридическим содержанием нормы является правило поведения. Если нормы представляют собой необходимую внутреннюю форму существования международного права, то его внешней формой, т. е. способом выражения, являются обычай, договор и правотворческие решения международных организаций. Эти официально юридические формы существования международных правовых норм именуются источниками международного права.

Договор и обычай является универсальными источниками, юридическая сила которых вытекает из общего международного права; правотворческие решения организаций является специальным источником, юридическая сила которого определяется учредительным актом соответствующей организации.

Международный торговый обычай характеризуется в литературе как единообразное правило поведения, сложившееся в практике международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий. О нем говорят как об един

ообразной международной обычно-правовой норме гражданско-правового характера. Для квалификации правила в качестве международного торгового обычая необходимы два обстоятельства: 1) устойчивая единообразная практика международной торговли; 2) санкционирование государством такой практики, а именно: возникающего на ее основе правила поведения. [1]
В России торговые обычаи, в том числе международные, признаются источником права наряду с российскими нормативными актами, международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права. В частности, согласно п. 1 ст. 1186 ГК РФ право, подлежащее применению к отношениям, осложненным иностранным элементом, определяется на основании международных договоров, федеральных законов и обычаев, признаваемых Россией. В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.

Согласно п. 1 ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже при разрешении дела «арбитры будут руководствоваться положениями контракта и торговыми обычаями». Согласно п. 1 ст. 9 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. «стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях». Понятие «обычай», о котором здесь идет речь, характеризует положения любых документов, на которые ссылаются стороны в своем контракте. Например, сославшись в контракте на Инкотермс (Международные правила толкования торговых терминов), стороны в дальнейшем руководствуются их положениями как условиями контракта. Поскольку нормы Конвенции носят диспозитивный характер и уступают перед договорным регулированием (ст. 6), положения соответствующих документов, на которые сделана ссылка, будут иметь приоритет над положениями Конвенции. В то же время в п. 2 ст. 9 Конвенции речь уже идет о классическом международном торговом обычае, который применяется к отношениям сторон как диспозитивная правовая норма, то есть независимо от ссылки на него в контракте: «При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли».

Источник

Международное право

это всеобщая практика но признанная в качестве правовой нормы ст 38 статута международного суда оон

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Международное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Понятие и виды источников международного права

Источники международного права — это формы существования международных правовых норм. К источникам международного права применяются все характеристики, которые применяются к источникам в теории права.

В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками международного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права. Данные акты должны отвечать требованиям нормообразования.

Наряду с вышеперечисленными источниками международного права существует концепция «мягкого права», которая включает в себя акты рекомендательного характера или программные установки международных органов и организаций, в первую очередь это относится к актам (резолюциям) Генеральной Ассамблеи ООН.

Статья 38 Статута Международного суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

• международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

• международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

• общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

• судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международный договор — это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай — это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика — это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.

К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.

В качестве вспомогательных источников международного права рассматриваются документы, принимаемые органами международных организаций (это резолюции, декларации и др.), судебные решения, мнения наиболее видных специалистов в области международного права (доктрины). К судебным решениям, которые являются вспомогательными источниками, относятся решения Международного суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов.

Выделяют региональные и универсальные источники международного права. К региональным источникам международного права относятся источники, направленные на урегулирование международных отношений в определенном регионе (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская хартия местного самоуправления и др.). К универсальным источникам относятся те источники, действие которых не ограничено каким-либо регионом (Устав ООН).

Источник

Статут Международного Суда

Статья 1

Международный Суд, учрежденный Уставом Объединенных Наций в качестве главного судебного органа Объединенных Наций, образуется и действует в соответствии с нижеследующими постановлениями настоящего Статута.

ГЛАВА I: Организация Суда

Статья 2

Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Статья 3

1. Суд состоит из пятнадцати членов, причем в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства.

2. Лицо, которое можно рассматривать, в применении к составу Суда, как гражданина более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором он обычно пользуется своими гражданскими и политическими правами.

Статья 4

1. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда, согласно нижеследующим положениям.

2. Что касается Членов Объединенных Наций, не представленных в Постоянной Палате Третейского Суда, то кандидаты выставляются национальными группами, назначенными для этой цели их правительствами, с соблюдением условий, установленных для членов Постоянной Палаты Третейского Суда статьей 44 Гаагской Конвенции 1907 года о мирном решении международных столкновений.

3. Условия, на которых государство — участник настоящего Статута, но не входящее в состав Объединенных Наций, может участвовать в избрании членов Суда, определяются, при отсутствии особого соглашения, Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Статья 5

1. Не позднее чем за три месяца до дня выборов Генеральный Секретарь Объединенных Наций обращается к членам Постоянной Палаты Третейского Суда, принадлежащим к государствам — участникам настоящего Статута, и к членам национальных групп, назначенных в порядке пункта 2 статьи 4, с письменным предложением о том, чтобы каждая национальная группа указала, в течение определенного срока, кандидатов, могущих принять на себя обязанности членов Суда.

2. Никакая группа не может выставить более четырех кандидатов, причем не более двух кандидатов могут состоять в гражданстве государства, представляемого группой. Число кандидатов, выставленных группой, ни в коем случае не может превышать более чем вдвое число мест, подлежащих заполнению.

Статья 6

Статья 7

1. Генеральный Секретарь составляет в алфавитном порядке список всех лиц, чьи кандидатуры были выставлены. Кроме случая, предусмотренного в пункте 2 статьи 12, только лица, внесенные в этот список, могут быть избраны.

2. Генеральный Секретарь представляет этот список Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности.

Статья 8

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности приступают к выборам членов Суда независимо друг от друга.

Статья 9

При избрании избиратели должны иметь в виду, что не только каждый избранный в отдельности должен удовлетворять всем предъявляемым требованиям, но и весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.

Статья 10

1. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности.

2. Любое голосование в Совете Безопасности как при выборах судей, так и при назначении членов согласительной комиссии, предусмотренной статьей 12, производится без всякого различия между постоянными и непостоянными членами Совета Безопасности.

3. В случае, если бы абсолютное большинство голосов было подано и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности более чем за одного гражданина того же государства, избранным считается лишь старший по возрасту.

Статья 11

Если после первого заседания, созванного для выборов, одно или несколько мест окажутся незаполненными, состоится второе, а в случае надобности, и третье заседание.

Статья 12

1. Если после третьего заседания одно или несколько мест окажутся незаполненными, то в любое время, по требованию либо Генеральной Ассамблеи, либо Совета Безопасности, может быть созвана согласительная комиссия в составе шести членов: трех по назначению Генеральной Ассамблеи и трех по назначению Совета Безопасности, для избрания абсолютным большинством голосов одного лица на каждое еще свободное место и представления его кандидатуры на усмотрение Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

2. Если согласительная комиссия единогласно остановится на кандидатуре какого-либо лица, удовлетворяющего предъявляемым требованиям, его имя может быть включено в список, хотя бы оно и не было внесено в кандидатские списки, предусмотренные статьей 7.

3. Если согласительная комиссия придет к убеждению, что выборы не могут состояться, тогда члены Суда, уже избранные, приступают в срок, определяемый Советом Безопасности, к заполнению свободных мест путем избрания членов Суда из числа кандидатов, за которых были поданы голоса либо в Генеральной Ассамблее, либо в Совете Безопасности.

4. В случае равенства голосов судей голос старшего по возрасту дает перевес.

Статья 13

1. Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти судей — через шесть лет.

2. Генеральный Секретарь немедленно по окончании первых выборов определяет по жребию, кто из судей считается избранным на указанные выше первоначальные сроки в три года и в шесть лет.

3. Члены Суда продолжают исполнять свою должность впредь до замещения их мест. Даже после замещения они обязаны закончить начатые дела.

4. В случае подачи членом Суда заявления об отставке это заявление адресуется Председателю Суда для передачи Генеральному Секретарю. По получении последним заявления место считается вакантным.

Статья 14

Открывшиеся вакансии заполняются тем же порядком, который установлен для первых выборов, с соблюдением нижеследующего правила: в течение месяца после открытия вакансии Генеральный Секретарь приступает к посылке приглашений, предусмотренных статьей 5, а день выборов устанавливается Советом Безопасности.

Статья 15

Член Суда, избранный взамен члена, срок полномочий которого еще не истек, остается в должности до истечения срока полномочий своего предшественника.

Статья 16

1. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

2. Сомнения по настоящему вопросу разрешаются определением Суда.

Статья 17

1. Никто из членов Суда не может исполнять обязанностей представителя, поверенного или адвоката ни в каком деле.

2. Никто из членов Суда не может участвовать в разрешении какого-либо дела, в котором он ранее участвовал в качестве представителя, поверенного или адвоката одной из сторон, или члена национального или международного суда, следственной комиссии или в каком-либо ином качестве.

3. Сомнения по настоящему вопросу разрешаются определением Суда.

Статья 18

1. Член Суда не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению прочих членов, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям.

2. Об этом Генеральный Секретарь официально уведомляется Секретарем Суда.

3. По получении этого уведомления место считается вакантным.

Статья 19

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Статья 20

Каждый член Суда обязан до вступления в должность сделать в открытом заседании Суда торжественное заявление, что он будет отправлять свою должность беспристрастно и добросовестно.

Статья 21

1. Суд избирает Председателя и Вице-Председателя на три года. Они могут быть переизбраны.

2. Суд назначает своего Секретаря и может принять меры для назначения таких других должностных лиц, которые могут оказаться необходимыми.

Статья 22

1. Местопребыванием Суда является Гаага. Это, однако, не препятствует Суду заседать и выполнять свои функции в других местах во всех случаях, когда Суд найдет это желательным.

2. Председатель и Секретарь Суда должны проживать в месте пребывания Суда.

Статья 23

1. Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и длительность которых устанавливаются Судом.

2. Члены Суда имеют право на периодический отпуск, время и продолжительность которого определяются Судом, причем принимается во внимание расстояние от Гааги до постоянного местожительства каждого судьи на родине.

3. Члены Суда обязаны быть в распоряжении Суда во всякое время, за исключением времени нахождения в отпуске и отсутствия по причине болезни или по иным серьезным основаниям, должным образом объясненным Председателю.

Статья 24

1. Если по какой-либо особой причине член Суда считает, что он не должен участвовать в разрешении определенного дела, он сообщает об этом Председателю.

2. Если Председатель находит, что какой-либо из членов Суда не должен по какой-либо особой причине участвовать в заседании по определенному делу, он предупреждает его об этом.

3. Если при этом возникает разногласие между членом Суда и Председателем, то оно разрешается определением Суда.

Статья 25

1. Кроме случаев, специально предусмотренных в настоящем Статуте, Суд заседает в полном составе.

2. При условии, что число судей, имеющихся налицо для образования Суда, не меньше одиннадцати, Регламент Суда может предусмотреть, что один или несколько судей могут быть, в зависимости от обстоятельств, освобождены по очереди от участия в заседаниях.

3. Кворум в девять судей достаточен для образования судебного присутствия.

Статья 26

1. Суд может, по мере надобности, образовать одну или несколько камер, в составе трех или более судей, по усмотрению Суда, для разбора определенных категорий дел, например, трудовых дел и дел, касающихся транзита и связи.

2. Суд может в любое время образовать камеру для разбора отдельного дела. Число судей, образующих такую камеру, определяется Судом с одобрения сторон.

3. Дела заслушиваются и разрешаются камерами, предусмотренными настоящей статьей, если стороны об этом просят.

Статья 27

Решение, постановленное одной из камер, предусмотренных в статьях 26 и 29, считается вынесенным самим Судом.

Статья 28

Камеры, предусмотренные статьями 26 и 29, могут, с согласия сторон, заседать и выполнять свои функции в других местах, помимо Гааги.

Статья 29

В целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей, которая, по просьбе сторон, может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощенного судопроизводства. Для замены судей, которые признают для себя невозможным принять участие в заседаниях, выделяются дополнительно два судьи.

Статья 30

1. Суд составляет Регламент, определяющий порядок выполнения им своих функций. Суд, в частности, устанавливает правила судопроизводства.

2. В Регламенте Суда может быть предусмотрено участие в заседаниях Суда или его камер асессоров без права решающего голоса.

Статья 31

1. Судьи, состоящие в гражданстве каждой из сторон, сохраняют право участвовать в заседаниях по производящемуся в Суде делу.

2. Если в составе судебного присутствия находится судья, состоящий в гражданстве одной стороны, любая другая сторона может избрать для участия в присутствии в качестве судьи лицо по своему выбору. Это лицо избирается преимущественно из числа тех лиц, которые выдвигались в качестве кандидатов, в порядке, предусмотренном в статьях 4 и 5.

3. Если в составе судебного присутствия нет ни одного судьи, состоящего в гражданстве сторон, то каждая из этих сторон может избрать судью в порядке, предусмотренном в пункте 2 настоящей статьи.

4. Постановления настоящей статьи применяются к случаям, предусмотренным в статьях 26 и 29. В таких случаях Председатель просит одного или, в случае надобности, двух членов Суда из состава камеры уступить свое место членам Суда, состоящим в гражданстве заинтересованных сторон, либо, при отсутствии таковых или в случае невозможности присутствовать, судьям, специально избранным сторонами.

5. Если у нескольких сторон имеется общий интерес, то они, поскольку это касается применения предыдущих постановлений, рассматриваются как одна сторона. В случае сомнений по этому вопросу они разрешаются определением Суда.

6. Судьи, избранные согласно изложенному в пунктах 2, 3 и 4 настоящей статьи, должны удовлетворять условиям, требуемым статьей 2 и пунктом 2 статьи 17 и статьями 20 и 24 настоящего Статута. Они участвуют в принятии решений на равных правах с их коллегами.

Статья 32

1. Члены Суда получают годовой оклад.

2. Председатель получает особую годовую прибавку.

3. Вице-Председатель получает особую прибавку за каждый день, когда он исполняет обязанности Председателя.

4. Избранные в порядке статьи 31 судьи, не являющиеся членами Суда, получают вознаграждение за каждый день выполнения ими своих функций.

5. Эти оклады, прибавки и вознаграждение устанавливаются Генеральной Ассамблеей. Они не могут быть уменьшены в течение срока службы.

6. Оклад Секретаря Суда устанавливается Генеральной Ассамблеей по представлению Суда.

7. Правила, установленные Генеральной Ассамблеей, определяют условия, на которых членам Суда и Секретарю Суда назначаются пенсии при выходе их в отставку, равно как и условия, на которых члены и Секретарь Суда получают возмещение своих путевых расходов.

8. Указанные выше оклады, прибавки и вознаграждение освобождаются от всякого обложения.

Статья 33

Объединенные Нации несут расходы Суда в порядке, определяемом Генеральной Ассамблеей.

ГЛАВА II: Компетенция Суда

Статья 34

1. Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом.

2. На условиях своего Регламента и в соответствии с ним, Суд может запрашивать у публичных международных организаций информацию, относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении, а также получает подобную информацию, представляемую указанными организациями по их собственной инициативе.

3. Когда по делу, разбираемому Судом, ему надлежит дать толкование учредительному документу какой-либо публичной международной организации или международной конвенции, заключенной в силу такого документа, Секретарь Суда уведомляет данную публичную международную организацию и препровождает ей копии всего письменного производства.

Статья 35

1. Суд открыт для государств, являющихся участниками настоящего Статута.

2. Условия, на которых Суд открыт для других государств, определяются Советом Безопасности, с соблюдением особых постановлений, содержащихся в действующих договорах; эти условия ни в коем случае не могут поставить стороны в неравное положение перед Судом.

3. Когда государство, не состоящее Членом Объединенных Наций, является стороной в деле, Суд определяет сумму, которую эта сторона должна внести на покрытие расходов Суда. Это постановление не применяется, если данное государство уже участвует в расходах Суда.

Статья 36

1. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями.

2. Государства — участники настоящего Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

3. Вышеуказанные заявления могут быть безусловными, или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

4. Такие заявления сдаются на хранение Генеральному Секретарю, который препровождает копии таковых участникам настоящего Статута и Секретарю Суда.

5. Заявления, сделанные на основании статьи 36 Статута Постоянной Палаты Международного Правосудия, продолжающие оставаться в силе, считаются, в отношениях между участниками настоящего Статута, признанием ими юрисдикции Международного Суда для себя обязательной на неистекший срок действия этих заявлений и в соответствии с условиями, в них изложенными.

6. В случае спора о подсудности дела Суду вопрос разрешается определением Суда.

Статья 37

Во всех случаях, когда действующие договор или конвенция предусматривают передачу дела Суду, который должен был быть учрежден Лигой Наций, или Постоянной Палате Международного Правосудия, дело между сторонами — участниками настоящего Статута должно передаваться в Международный Суд.

Статья 38

1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

2. Это постановление не ограничивает право Суда разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны.

ГЛАВА III: Судопроизводство

Статья 39

1. Официальными языками Суда являются французский и английский. Если стороны согласны на ведение дела на французском языке, то решение выносится на французском языке. Если стороны согласны на ведение дела на английском языке, то решение выносится на английском языке.

2. При отсутствии соглашения относительно того, какой язык будет применяться, каждая сторона может в судоговорении пользоваться тем языком, который она предпочитает; решение Суда выносится на французском или английском языках. В этом случае Суд одновременно определяет, какой из двух текстов рассматривается в качестве аутентичного.

3. Суд обязан по ходатайству любой стороны предоставить ей право пользоваться другим языком, помимо французского и английского.

Статья 40

1. Дела возбуждаются в Суде, в зависимости от обстоятельств, или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя Секретаря. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны.

2. Секретарь немедленно сообщает заявление всем заинтересованным лицам.

3. Он также извещает Членов Объединенных Наций, через посредство Генерального Секретаря, а также другие государства, имеющие право доступа к Суду.

Статья 41

1. Суд имеет право указать, если, по его мнению, это требуется обстоятельствами, любые временные меры, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон.

2. Впредь до окончания решения сообщение о предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности.

Статья 42

1. Стороны выступают через представителей.

2. Они могут пользоваться в Суде помощью поверенных или адвокатов.

3. Представители, поверенные и адвокаты, представляющие стороны в Суде, пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельного выполнения ими своих обязанностей.

Статья 43

1. Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства.

2. Письменное судопроизводство состоит из сообщения Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребуется, ответов на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и документов.

3. Эти сообщения производятся через Секретаря, в порядке и в сроки, установленные Судом.

4. Всякий документ, предъявляемый одной из сторон, должен быть сообщен другой в засвидетельствованной копии.

5. Устное судопроизводство состоит в заслушании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов.

Статья 44

1. Для передачи всех извещений иным лицам, кроме представителей, поверенных и адвокатов, Суд обращается непосредственно к правительству государства, на территории которого извещение должно быть вручено.

2. То же правило применяется в случаях, когда необходимо принять меры к получению доказательств на месте.

Статья 45

Слушание дела ведется под руководством Председателя или, если он не может председательствовать, Вице-Председателя; если ни тот, ни другой не могут председательствовать, председательствует старший из присутствующих судей.

Статья 46

Слушание дела в Суде производится публично, если не последовало иного решения Суда или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена.

Статья 47

1. Каждому судебному заседанию ведется протокол, подписываемый Секретарем и Председателем.

2. Лишь этот протокол аутентичен.

Статья 48

Суд распоряжается о направлении дела, определяет формы и сроки, в которые каждая сторона должна окончательно изложить свои доводы, и принимает все меры, относящиеся к собиранию доказательств.

Статья 49

Суд может, даже до начала слушания дела, требовать от представителей предъявления любого документа или объяснений. В случае отказа составляется акт.

Статья 50

Суд может во всякое время поручить производство расследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии или другой организации по своему выбору.

Статья 51

При слушании дела все относящиеся к делу вопросы предлагаются свидетелям и экспертам с соблюдением условий, определяемых Судом в Регламенте, упомянутом в статье 30.

Статья 52

После получения доказательств в установленные для этого сроки Суд может отказать в принятии всех дальнейших устных и письменных доказательств, которые одна из сторон пожелала бы предъявить без согласия другой.

Статья 53

1. Если одна из сторон не явится в Суд или не представит своих доводов, другая сторона может просить Суд о разрешении дела в свою пользу.

2. Суд обязан, до удовлетворения этого ходатайства, удостовериться не только в подсудности ему дела, согласно статьям 36 и 37, но также и в том, имеет ли это притязание достаточное фактическое и правовое обоснование.

Статья 54

1. Когда представители, адвокаты и поверенные закончили под руководством Суда свои объяснения по делу, Председатель объявляет слушание законченным.

2. Суд удаляется для обсуждения решений.

3. Совещания Суда происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне.

Статья 55

1. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей.

2. В случае разделения голосов поровну, голос Председателя или замещающего его Судьи дает перевес.

Статья 56

1. В решении должны быть приведены соображения, на которых оно основано.

2. Решение содержит имена судей, участвовавших в его принятии.

Статья 57

Если решение, в целом или в части, не выражает единогласного мнения судей, то каждый судья имеет право представить свое особое мнение.

Статья 58

Решение подписывается Председателем и Секретарем Суда. Оно оглашается в открытом заседании Суда после надлежащего уведомления представителей сторон.

Статья 59

Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.

Статья 60

Решение окончательно и не подлежит обжалованию. В случае спора о смысле или объеме решения толкование его принадлежит Суду по требованию любой стороны.

Статья 61

1. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая неосведомленность не была следствием небрежности.

2. Производство по пересмотру открывается определением Суда, в котором определенно устанавливается наличие нового обстоятельства с признанием за последним характера, дающего основание к пересмотру дела, и объявляется о принятии, в силу этого, просьбы о пересмотре.

3. Суд может потребовать, чтобы условия решения были выполнены, прежде чем он откроет производство по пересмотру дела.

4. Просьба о пересмотре должна быть заявлена до истечения шестимесячного срока после открытия новых обстоятельств.

5. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет с момента вынесения решения.

Статья 62

1. Если какое-нибудь государство считает, что решение по делу может затронуть какой-либо его интерес правового характера, то это государство может обратиться в Суд с просьбой о разрешении вступить в дело.

2. Решение по такой просьбе принадлежит Суду.

Статья 63

1. В случае возникновения вопроса о толковании конвенции, в которой, кроме заинтересованных в деле сторон, участвуют и другие государства, Секретарь Суда немедленно извещает все эти государства.

2. Каждое из государств, получивших такое извещение, имеет право вступить в дело, и, если оно воспользуется этим правом, толкование, содержащееся в решении, равным образом обязательно и для него.

Статья 64

При отсутствии иного определения Суда каждая сторона несет свои собственные судебные издержки.

ГЛАВА IV: Консультативные заключения

Статья 65

1. Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом Объединенных Наций или согласно этому Уставу.

2. Вопросы, по которым испрашивается консультативное заключение Суда, представляются Суду в письменном заявлении, содержащем точное изложение вопроса, по которому требуется заключение; к нему прилагаются все документы, могущие послужить к разъяснению вопроса.

Статья 66

1. Секретарь Суда немедленно сообщает о заявлении, содержащем просьбу о консультативном заключении, всем государствам, имеющим право доступа к Суду.

2. Кроме того, Секретарь Суда посылкою особого и непосредственного уведомления сообщает любому имеющему доступ к Суду государству, а также любой международной организации, которые могут, по мнению Суда (или его Председателя, если Суд не заседает), дать сведения по данному вопросу, что Суд готов принять, в течение устанавливаемого Председателем срока, относящиеся к вопросу письменные доклады или же выслушать такие же устные доклады на открытом заседании, назначаемом с этой целью.

3. Если такое государство, имеющее право доступа к Суду, не получит особого уведомления, упомянутого в пункте 2 настоящей статьи, то оно может выразить желание представить письменный доклад или быть выслушанным; Суд принимает решение по этому вопросу.

4. Государства и организации, которые представили письменные или устные доклады, или и те и другие, допускаются к обсуждению докладов, сделанных другими государствами или организациями, в формах, пределах и в сроки, устанавливаемые в каждом отдельном случае Судом или, если он не заседает, Председателем Суда. Для этой цели Секретарь Суда сообщает в надлежащее время все такие письменные доклады государствам и организациям, которые сами представили подобные доклады.

Статья 67

Суд выносит свои консультативные заключения в открытом заседании, о чем предупреждаются Генеральный Секретарь и представители непосредственно заинтересованных членов Объединенных Наций, других государств и международных организаций.

Статья 68

При осуществлении своих консультативных функций Суд, помимо указанного, руководствуется постановлениями настоящего Статута, относящимися к спорным делам, в той мере, в какой Суд признает их применимыми.

ГЛАВА V: Поправки

Статья 69

Поправки к настоящему Статуту вводятся тем же порядком, какой предусмотрен Уставом Объединенных Наций для поправок к этому Уставу, при соблюдении, однако, всех правил, какие могут быть установлены Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности относительно участия государств, не состоящих Членами Объединенных Наций, но являющихся участниками Статута.

Статья 70

Суд имеет право предлагать поправки к настоящему Статуту, какие он признает необходимыми, сообщая их письменно Генеральному Секретарю для дальнейшего рассмотрения сообразно с правилами, изложенными в статье 69.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *