этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалима

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалима

1. Воскресенский собор

Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалима

Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.

2. Скит Патриарха Никона

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалима

Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.

3. Силоамская купель

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалима

Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.

4. Гефсиманский сад

Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.

5. Башни монастыря

Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…

6. Иордан

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалима

Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.

Дорога

Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.

От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.

Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.

Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.

Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.

Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин

Источник

Голгофа в Ново-Иерусалимском монастыре

Голгофа – это невысокий холм за стенами древнего города Иерусалима, где был распят на кресте Иисус Христос. С еврейского языка слово Голгофа переводится, как «череп» или «лоб». Так называли этот холм из-за его округлой формы. Недавно в подмосковном Ново-Иерусалимском монастыре после реставрации открылся доступ к своей Голгофе – небольшому приделу на втором ярусе собора. Здесь рядом с деревянным распятием времен Никона находится церковь Страстей Господних с образом Божией Матери «Семистрельная» в иконостасе.

Кипарисовый крест Никона

Путешественник и писатель XIX века Андрей Николаевич Муравьев так описывал Голгофу в Ново-Иерусалимском монастыре: «О, как живо напомнила мне сия Воскресенская Голгофа Голгофу Палестины, как утешительно повторились опять моему сердцу священные ночи Страстной седмицы, проведенные на сем искупительном утесе, который одолел врата ада! Молча стоял я и припоминал себе каждое мгновение, каждое место молитвы; я смотрел на высокий кипарисовый крест и не сожалел, что не было пред ним престола, как в Иерусалиме! Иконостас алтаря закрыл бы неправильный уступ утеса, где водружен был самый крест».

Крест Ново-Иерусалимского монастыря был освящен патриархом Никоном в 1662 году. Хотя деревянные распятия можно увидеть почти в каждом православном храме, крест Ново-Иерусалимского монастыря имеет ряд уникальных черт. Он сделан из кипариса – дерева, из которого сооружали кресты в Палестине во времена Римской империи. Длина креста составляет около трех с половиной метров, а изображение тела распятого Христа сделано в естественный человеческий рост. Над головой Иисуса находится табличка, на которой трижды на еврейском, греческом и латинском языке написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». На распятиях большинства храмов ограничиваются криптограммой «ИНЦИ» – первыми буквами слов фразы на славянском языке. Все эти детали по задумке Никона делали крест не просто образом, а максимально точным подобием подлинного креста Христова.

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалима

За несколько лет до Ново-Иерусалимского креста Никон создал подобную копию распятия для Онежского Крестного монастыря. Эта реликвия стала называться Кийским крестом. Как и распятие Ново-Иерусалимского монастыря, он был тоже сделан из палестинского кипариса «мерою и подобием креста Христова». В отличие от Ново-Иерусалимского креста на нем нет изображения тела Спасителя и надписи вины казнимого на трех древних языках. Зато в Кийский крест Никон вставил больше ста частиц мощей святых и других христианских реликвий.

Кийский крест получил такое название по острову Кий на Белом море. До избрания патриархом Никон жил в ските на острове Анзер недалеко от Соловков, но из-за ссоры с игуменом покинул обитель. Никон плыл на лодке и попал в шторм. Чудом иноку удалось спастись: судно прибило к берегам Кий-острова. В благодарность за спасение Никон дал обет Богу построить на этом острове монастырь. Став патриархом, Никон исполнил обещание. Он возвел Онежский Крестный монастырь, куда поместил кипарисовый крест – точную копию креста Христова. В XX веке реликвия была вывезена из северного монастыря и оказалась в запасниках Исторического музея в Москве, а в 1991 году ее передали в столичный храм Сергия Радонежского в Крапивниках.

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалима

Голгофская церковь – придел Страстей Господних

Боковой придел у кипарисового креста Ново-Иерусалимского монастыря издавна называли Голгофской церковью или приделом Страстей Господних. Голгофская церковь была любимым местом служения патриарха Никона. При жизни он успел освятить в большом Воскресенском соборе только три алтаря: Голгофский, Предтеченский и Успенский. Никон велел похоронить себя под Голгофой в Предтеченском приделе, что и было исполнено после его смерти. Последнюю литургию в своей обители на реке Истре перед судом 1666 года и дальней ссылкой Никон отслужил именно в боковой церкви у Голгофы.

Красивый иконостас этого придела украшают иконы, сюжет которых посвящен страданиям и смерти Иисуса Христа. Медальоны со сценами предательства Иуды, суда, бичевания, крестного пути, распятия, погребения заменяют сюжеты годовых двунадесятых праздников обычных иконостасов. По правую и левую сторону от царских врат алтаря помещены иконы Богородицы и Спасителя, которые также посвящены теме Страстей Господних. В Голгофской церкви Иисус Христос изображен в терновом венце, багрянице и с посохом, которые ему дали римские солдаты. Так они насмехались над ним, наряжая в «Царя Иудеского». Теме страданий Спасителя посвящена и икона Богородицы «Семистрельная» с левой стороны от царских врат.

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалима

«Семистрельная» Божия Матерь

Образ Богородицы «Семистрельная», который помещен в иконостасе Голгофской церкви, имеет необычную символику. Божия Матерь изображена без младенца Иисуса, а ее руки сложены крестообразно в области сердца. В этом месте сходятся семь небольших стрел или точнее мечей: четыре с левой стороны и три справа. Число семь в библейской традиции означает полноту и законченность. Семь мечей говорят о полноте горя Марии, видевшей казнь сына.

Есть две похожие на «Семистрельную» иконографии: «Умягчение злых сердец» и «Симеоново проречение». В книге «Богоматерь» Е.Поселянина «Умягчение злых сердец» и «Симеоново проречение» – это два варианта названия одного и того же типа иконы. Однако оба они отличаются от «Семистрельной» иным расположением мечей. На иконах «Умягчение злых сердец» и «Симеоново проречение» изображают три меча слева, три справа и один снизу.

Существовали и другие иконографии близкие к «Семистрельной» и «Умягчению злых сердец». На некоторых иконах изображался только один меч, направленный в сердце Божией Матери, а снизу помещались орудия страданий Христа: крест, гвозди, копье, терновый венец и другие. Еще одна подобная икона – «Страстная» – по внешним деталям заметно отличается от «Семистрельной», но близка ей по содержанию. На этой иконе изображается Мария с Иисусом на руках, и ангелы, которые держат перед младенцем крест, копье и трость.

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалима

Источник

Ново-Иерусалимский монастырь

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалима

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалима

ГЛАВНОЕ

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалимаСтавропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь — один из самых известных в Подмосковье. Это — уникальное святое место, удивительное и по своему замыслу, и по его воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох. Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм — аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены — аналог пещерной палестинской церкви, Рождественская трапезная церковь. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.

Монастырь был основан в XVII веке патриархом Никоном, и некоторые сохранившиеся святыни (гробница и скит) связаны с его именем. Это действующий монастырь, и здесь же проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, действует гостиница для паломников. При монастыре открыт небольшой музейно-выставочный комплекс, постоянная экспозиция которого посвящена русскому церковному искусству, а также археологии и истории Московской области. В парке комплекса Ново-Иерусалимского монастыря под открытым небом расположен Музей деревянного зодчества.

Личность патриарха Никона

Основатель монастыря, патриарх Никон (1605-1681), оставил противоречивый след в истории. В православной среде далеко не все приняли его церковную реформу, начатую в 1653 году и во многом приблизившую Русскую православную церковь к европейской Константинопольской. Старообрядцы видели в этом ущемление исконной Русской церкви. Сопротивление реформе Никона привело к трагедии: к старообрядцам не только не прислушивались, их массово преследовали и казнили.

Царь Алексей Михайлович вначале горячо поддерживал Никона. Однако после русско-польской и русско-шведской войн, во время которых патриарх своеобразно занимался внутренней политикой вместо занятого военными действиями государя, Никон был вынужден отречься от патриаршего престола. Никон был подвергнут опале и сослан в отделенный Ферапонтов монастырь, где провел 15 лет. После смерти царя Алексея Михайловича новый царь — Фёдор Алексеевич — разрешил Никону вернуться в любимый им Ново-Иерусалимский монастырь. По дороге Никон скончался и был погребен по обряду патриарха в этом монастыре, под Голгофой.

История возведения монастыря

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалимаМесто для постройки монастыря патриарх Никон выбирал сам. Он часто посещал крупный Иверский монастырь в городе Валдай, по пути останавливаясь для отдыха в селе Воскресенское (ныне город Истра). Топография этой местности натолкнула его на грандиозный план. Обитель под Истрой должна была стать символом Третьего Рима: военное и политическое влияние России росло как на западе, так и на востоке, и центр влияния в православном мире также сместился в Москву.

В 1656 году Никон начал скупать земли, переименовывая местности в соответствии со своим планом. Через год была построена деревянная Воскресенская церковь на горе Елеон, в память об освящении которой вместе с царем Алексеем Михайловичем патриарх возвел Поклонный крест (восстановлен в 2006 году). Сам монастырь был заложен западнее Елеонского холма, на холме Сион. Севернее его находится Фаворский холм. Река Истра была переименована в Иордан. На въезде в город был небольшой женский монастырь, названный Вифанией. Таким образом, полностью была воспроизведена топография Палестины и возник Ново-Иерусалимский монастырь.

До своей ссылки патриарх Никон не успел достроить монастырь. В 1685 году, при регентстве царевны Софьи, сестры будущего императора Петра I, в обители были совершены значительные доработки. Пётр I, напротив, не благоволил к монастырям: при нём штат монахов и доходы монастыря резко сократились; вдобавок в 1726 году монастырь был почти полностью уничтожен пожаром. И лишь спустя 20 лет императрица Елизавета Петровна взялась восстанавливать монастырь, назначив архитекторами проекта Карла Ивановича Бланка и Бартоломео Франческо (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.

Архитектура Ново-Иерусалимского монастыря

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалимаФормы главного храма обители — Воскресенского собора — были вдохновлены не только храмом Гроба Господня, но и, возможно, описаниями храма Соломона, почерпнутыми из Библии, а также храма Святой Софии Константинопольской. Об иерусалимском храме зодчие имели представление по деревянной модели, привезенной из Палестины. Главным зодчим храма был назначен Аверкий Мокеев, который участвовал также в постройке Никоном двух других крупных монастырей — Крестного монастыря на Кий-острове и Иверского монастыря на Валдае.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря состоит из трех частей: большой ротонды с шатром, четырехстолпного храма и подземной церкви Константина и Елены. Кроме того, в соборе изначально были усроены приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богоматери и верхняя Голгофская придельная церковь. При последующих реставрациях число приделов возросло. Особенно выделяется в общем многосоставном силуэте храма огромное шатровое завершение ротонды. В ротонде находится кувуклия — часовня Гроба Господня. Многие удивляются завершению ротонды: ведь патриарх Никон впоследствии запретил возведение шатровых крыш в церквях. Вероятно, патриарх не хотел, чтобы храм был повторен, поскольку в этом случае сакральное значение Воскресенского собора было бы снижено: на Руси мог быть только один аналог Гроба Господня.

Хотя собор строился в эпоху русского средневековья, он всё же апеллирует к ордерным формам, которые русские мастера узнавали из книг и гравюр, привезенных из Западной Европы. Замечательными образцами непосредственно русского искусства являются изразцы. Ими занимался, в частности, знаменитый мастер Степан Полубес, украсивший изразцами многие московские храмы. При Никоне были созданы даже керамические иконостасы.

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалимаВ эпоху царствования Елизаветы Петровны при реставрации монастыря главенствующий стиль изменился: им стало барокко. Тяжелый каменный шатер Воскресенского храма был заменен деревянным, с большим количеством люкарн, благодаря которым ротонда стала освещена.

С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. Церковь подземная: так мастера пытались воспроизвести аналог церкви Константина и Елены в Палестине, которая вырублена в скале. В XVIII веке церковь приобрела дополнительные купола и ров вокруг, для защиты от подземных вод.

Высокую крепкую стену монастыря украшают башни: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, надвратная Елизаветинская, Инноплеменичья, Фаруха, Ефремова и Дамасская (по часовой стрелке). Башни схожи между собой, но имеют некоторые различия в декоре, ширине оконных проемов и форме архитектурных объемов. Башни претерпели значительные изменения со времен Никона. Больше всего «досталось» Елизаветинской.

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалимаПомимо башен, стену украшает Входоиерусалимская надвратная церковь, выстроенная под руководством архитектора Якова Бухвостова. Это церковь имеет форму восьмерика на четверике, при этом нижний объем оформлен полукружиями притворов. Несмотря на сложный силуэт и общую устремленность вверх, надвратная церковь не перекрывает ротонду Воскресенского храма, которая является главной доминантой ансамбля.

В западной части монастыря расположены преимущественно хозяйственные постройки, выстроенные большей частью в конце XVII века по приказу царевен Софьи и Татьяны. Это трапезная с церковью Рождества, больничные палаты, архимандричьи палаты, палаты «монастырских деток». Почти все постройки подвергались значительным переделкам и реставрациям. Исключение составляют палаты Татьяны Михайловны, солодовые и кузнечные палаты. Первые сооружены значительно более нарядно — украшены ордерными наличниками и пилястрами.

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалимаГоворя о комплексе Ново-Иерусалимского монастыря, стоит упомянуть еще одну постройку, лежащую за Гефсиманским садом, — скит патриарха Никона. Именно о нём писал поэт М. Лермонтов («Оставленная пустынь предо мной…»). Несмотря на минорный настрой стихотворения, сама постройка выглядит довольно нарядно: она украшена изразцами и майоликой и внешне совсем не похожа на монашеский скит. Однако внутри она весьма аскетична, как подлинное жилище отшельника.

Во время Великой Отечественной войны монастырь, находившийся в зоне боевых действий, был почти полностью разрушен. Самая первая после войны реконструкция комплекса была начата под руководством легендарного архитектора П. Барановского, который хотел восстановить собор преимущественно в изначальных формах XVII века. Реставрации проводились в 1970–1990-х годах, однако не всё из задуманного было сделано. Основные споры вызывало покрытие над ротондой, точнее — его высота и материал. На сайте монастыря выложены архивные фотографии, которые дают представление о памятнике после взрыва в 1941 году и этапах последующей реставрации. В 2008 году была начата последняя реставрация, которая продолжается до сих пор.

Вопрос о том, в каком стиле должен быть восстановлен монастырь — в средневековом (как при патриархе Никоне) или в барочном (как при императрице Елизавете Петровне), — подробно обсуждался. В итоге специалисты склонились к варианту восстановления монастыря по образу, который был создан в XVIII веке: для этого образа сохранилось намного больше достоверных данных и изображений, да и вариант известнейшего архитектора Растрелли сам по себе не менее историчен, чем вариант постройки Никона.

Святыни Ново-Иерусалимского монастыря

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалимаГлавный храм Ново-Иерусалимского монастыря — Воскресенский. У основного входа есть каменная летопись архимандрита Никанора, написанная акростихом. Считается, что она сама по себе обновляется, то есть не стирается с годами, а напротив — становится ярче. То же, по преданиям, происходит и с эпитафией на гробнице Никона. В ротонде Воскресенского собора можно посетить кувуклию — часовню храма Гроба Господня. Там находится святая плащаница, которую в Великую пятницу полагают на Камень миропомазания. В Иерусалиме на такой камень было положено снятое с креста тело Спасителя. Сама же плащаница является аналогом Гроба Господня в Иерусалиме.

В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона (в Иерусалиме в аналогичном месте захоронен ветхозаветный царь Мельхиседек). В 2013 году ее вскрыли, но она оказалась пустой, и куда и когда были перенесены мощи патриарха после его захоронения, неизвестно. Тем не менее, у саркофага регулярно проводятся службы. Здесь же находится изразцовый иконостас XVII века с современными конами. Редкие изразцовые иконостасы также представлены в приделах Страстей Христовых и архистратига Михаила. В этом же приделе находятся список с Тихвинской иконы Богоматери и могила Иоанна Шушерина — сподвижника и биографа патриарха Никона.

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалимаИз святынь, имеющих непосредственное отношение к патриарху Никону, в монастыре можно увидеть также часть его омофора и антиминс. В придельной Голгофской церкви, в которой больше всего любил служить Никон, расположен аналог Лобного места, где был распят Христос. Там устроено деревянное Распятие, вырезанное из кипариса, а также находится сохранившийся иконостас XVIII в.

В Воскресенском соборе устроена придельная Темничная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Палестине в утесе горы Голгофы держали приговоренных к казни; там Богоматерь оплакивала Своего Сына. Церковь монастыря мало похожа на темную пещеру — это хорошо освещенный небольшой храм. В Успенском пределе Воскресенского собора находится ковчежец с мощами св. Татианы, подаренный монастырю в XVII веке царевной Татьяной.

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалимаНа территории монастыря можно набрать воды из «Силоамского» источника в Гефсиманском саду или из колодца «Живоносный источник» в подземной церкви Константина и Елены. На Святой земле именно в этом месте и на такой же глубине (6 м) константинопольская императрица Елена обрела Крест Господень. Примерное нахождение Креста Елене указал житель Иерусалима, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, был убит христианскими гонителями и почитается как святой мученик. В связи с этими событиями в церкви имеется одноименный придел.

Окунуться можно в реке Иордан (Истра). Удобных раздевалок и оборудованных сходов к воде пока нет, но это не мешает сотням верующих окунуться в освященную воду в прорубях на праздник Крещения. По преданию, в крещенскую ночь — с 18 на 19 января — можно увидеть чудо, происходящее на реке Истре: в 1.30 ночи вода останавливается, и течение в реке на протяжении пяти минут едва заметно.

Рядом с рекой, на горе Елеон, находится Поклонный крест. Это реплика, сделанная в 2006 году. Оригинальный крест был установлен в XVII веке в знак освящения первого храма в монастыре. Надпись гласит, что государь Алексей Михайлович «нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный, поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим». Так началась история монастыря.

Святая топография

этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего иерусалимаНаверное, самая главная святыня монастыря — топография Русской Палестины — воспроизведение святых мест, отчасти созданное самой природой.

Имевшаяся до строительства монастыря топография местности удивительным образом напомнила Никону палестинские святыни. Аналогом храма Гроба Господня в Иерусалиме, центром всего ансамбля выступила прежняя Воскресенская церковь в вотчине боярина Боборыкина. На севере находилась церковь Преображения Господня в селе Бужарово, на Востоке — церковь Вознесения в селе Алексино. На юге и юго-востоке от храма Воскресения находились церкви Илии Пророка и Рождества Христова. Если ориентироваться на топонимику Палестины, то на это место приходятся Вифлеем, где родился Спаситель, и неподалеку — монастырь св. Илии IV века. Местечку Раму рядом с Иерусалимом, где родился пророк Самуил, соответствует церковь Рождества Богородицы с приделом пророка Самуила. Есть в Палестине и монастырь Саввы Освещенного, а рядом с Русской Палестиной расположен Саввино-Сторожевский монастырь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *